УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2019-12054
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА
Северин Николай Николаевич
д.пед.н., профессор, начальник кафедры огневой подготовки. Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
Россия, г. Белгород Гусев Юрий Михайлович полковник полиции, заместитель начальника кафедры огневой подготовки Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
Россия, г. Белгород Гончаров Владимир Александрович старший лейтенант полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
Россия, г. Белгород
Аннотация: Формирование навыков стрельбы из боевого оружия у сотрудников ОВД происходит в процессе обучения в учебном заведении. Существующая в образовательных учреждениях методика огневой подготовки не учитывает состояние высокого психологического напряжения курсантов при выполнении ими упражнений скоростной стрельбы. А ведь деятельность ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, восстановлению нарушенного общественного порядка протекает в сложной, быстро меняющейся обстановке, характеризующейся действием целого ряда экстремальных внешних и внутренних психологических факторов и требует от работников полиции высокого профессионализма и правильной оценки ситуации. В данной статье будет рассмотрен вопрос психологического внутреннего напряжения курсантов при обращении с оружием.
Ключевые слова: экстремальные ситуации, психологическая готовность, психологическое напряжение, физическая нагрузка, скоростная стрельба, методика обучения.
PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL READINESS CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS OF RUSSIA WHEN SHOOTING FROM A MAKAROV PISTOL
Severin Nikolay Nikolaevich,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, head of the Department of fire training.
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina Russia, Belgorod
Gusev Yuri Mikhailovich police Colonel, Deputy head of fire training Department Belgorod Law Institute of the Ministry
of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina Russia, Belgorod
Goncharov Vladimir Alexandrovich
senior police Lieutenant, teacher of fire training Department Belgorod Law Institute of the
Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina Russia, Belgorod
Abstract. The skills of shooting assault weapons at ATS employees are in the process of learning inschool. The existing educational facilities in fire training method does not account for the highstate of psychological tension of students in the performance of rapid-fire exercises. But the activities of the police Department for the prevention and suppression of offenses, the restoration of disturbed public order takes place in a complex, rapidly changing environment, characterized by the action of a number of extreme external and internal psychological factors and requires the police high professionalism and correct assessment of the situation. In this article the question of psychological internal tension of cadets at the address with the weapon will be considered.
Keywords: extreme situations, psychological readiness, psychological stress, physical activity, high-speed shooting, technique training.
Выполнение сотрудниками полиции служебно-боевых задач зачастую связано с действиями в сложных, экстремальных ситуациях, требующих незамедлительного принятия правильного тактического решения. В последнее время действующие сотрудники, в обязанности которых входит предупреждение и пресечение правонарушений, обеспечение правопорядка и общественной безопасности, сталкиваются с ситуациями, в которых правильно и рационально применить огнестрельное оружие.
Практика применения сотрудниками оружия в своей деятельности указывает на то, что в большинстве случаев влияние на правильность и эффективность применения оказывает психологический фактор.
Под понятием психологической готовности сотрудников органов внутренних дел следует понимать обобщенность таких особенностей как: психологическая устойчивость, развитие волевых качеств, владения в сложных и опасных ситуациях, решительность и смелость в своих действиях, способность оказания психологического воздействия к разным категориям людей, быстроту реакции, умение ориентироваться в различные рода ситуациях и т. д. Эти качества не всегда присущи личности.
Развитие и выработка у курсантов и слушателей подобных качеств очень трудоемкий и долгий процесс. Но это одно из необходимых условий профессионального составляющего сотрудников полиции. Поэтому так важно осуществлять их выработку на начальном этапе обучения будущих сотрудников полиции.
Формирование навыков стрельбы из боевого оружия у сотрудников органов внутренних дел происходит в процессе обучения в учебном заведении, и их результативность оказывает существенное влияние на дальнейшее осуществление служебной деятельности. От того, насколько методически грамотно построено обучение стрельбе из табельного пистолета, в значительной мере, будет зависеть правильность и эффективность применения оружия в условиях непосредственного контакта с преступником.
Существующая методика огневой подготовки, по мнению многих исследователей, не учитывает существенные моменты в обучении курсантов элементам скоростной стрельбы. В частности, не учитывается состояние высокого психологического напряжения на огневом рубеже, в котором курсанты выполняют упражнения скоростной стрельбы. По результатам проведенного анкетного опроса курсантов второго курса Московского университета МВД России можно отметить, что перед выполнением упражнений на огневом рубеже испытывают волнение 98% обследуемых. Так, оценивая свое состояние на
285
огневом рубеже, 69% курсантов испытывают эмоциональное возбуждение, 16% — состояние тревоги, 10% чувствуют неуверенность в своих силах, 7% — чувство страха, 3% — боязнь ответственности, 17% — опасаются неудачного результата.
Так же отмечается, что курсанты описывают состояние психологической напряженности на огневом рубеже такими явлениями, как: тремор рук, учащение дыхания, заторможенность реакции, нарушение координации.
Нервно-психическое напряжение может иметь различную степень, но в любом случае отрицательно влияет на технику стрельбы, мешая будущим сотрудникам ОВД более эффективно и быстро получить желаемые навыки обращения с огнестрельным оружием. В связи с этим актуальной задачей является разработка методики для снижения психологического напряжения на огневом рубеже курсантов образовательных учреждений МВД России, затрудняющего формирование навыков ведения скоростной стрельбы из боевого оружия.
Как мы понимаем, это явление намного усложняет образовательный процесс, связанный с огневой подготовкой и ставит перед преподавателем дополнительны задачи.
На сегодняшний день перед преподавателями огневой подготовки стоит ряд функций и задач.
Во-первых это образовательная функция, которая заключается в приобретении курсантами и слушателями знаний в области материальной части оружия, мер безопасности, правил и условий ведения огня из боевого ручного стрелкового оружия, умений метко поражать мишени.
Во-вторых это воспитательная функция. Она же заключается в формировании у курсантов и слушателей правильных ориентиров и ценностей, которые будут в дальнейшем играть роль в их будущей службе.
В-третьих это развивающая функция, которая необходима будущему сотруднику для своевременного и быстрого принятия решений, приобретения необходимых физических, психологических и интеллектуальных качеств.
Именно осуществление третьей функции наиболее проблематична. Так как психологическое состояние и подготовка курсанта очень субъективна и сложно найти единое решение данной проблемы.
Исходя из этого, можно сказать, что основной задачей огневой подготовки в образовательных организациях системы МВД является формирование у курсантов и слушателей устойчивых навыков действий с оружием в своей службе, независимо от условий в которых они его применяют. Чтобы достичь хорошего результата в решении данной задачи преподаватели особое внимание должны уделять индивидуальным особенностям каждого курсанта или слушателя, а также помогать обучающимся проанализировать и исправить свои ошибки и недочеты, совладать со своими внутренними переживаниями и напряжением.
Для качественного и успешного усвоения огневой подготовки, преподаватели образовательных организаций МВД России должны использовать различные современные приемы, средства и методики.
Одними из наиболее эффективных упражнений, способствующих борьбе с переживаниями и психологическим напряжением на огневом рубеже являются мысленные (идеомоторные) упражнения.
Суть данных упражнений заключается в том, что курсант или слушатель при подготовке к стрельбе или после ее окончания мысленно анализирует свои действия, воспроизводит или моделирует свои движения с целью поиска ошибки, допущенной при стрельбе или для улучшения своего результата.
Также работа «вхолостую» помогает курсантам контролировать свои эмоции, вырабатывать определенный, подходящий для них тип дыхания при работе с оружием, также способствует ликвидировать такую вредную привычку, как ожидание выстрела, что также плохо влияет на качество стрельбы и способствует психологическому напряжению.
286
Совокупность данных методов помогает достичь наиболее полного и качественного обучения курсантов и слушателей приемам стрельбы из табельного оружия, также способствуют повышению результативности деятельности и снижению психологического напряжения.
Также положительное влияние на психологическое состоянии курсантов и слушателей при обращении с оружием оказывают физические нагрузки.
Занятия с использованием физической нагрузки оказывает огромное влияние на формирование важнейших психических качеств.
Специальная физическая подготовка улучшает оперативное мышление, является эффективным средством повышения устойчивости памяти. Кроме того, систематическая физическая тренировка может существенно увеличить сопротивляемость организма к стресс-факторам и тем самым способствовать формированию психологической устойчивости.
В завершении статьи также хотелось бы отметить, что для достижения максимальных целей профессиональной подготовки курсантов преподавателю необходимо учитывать уровень подготовленности курсантов и слушателей, индивидуальные качества курсантов и уровень физической и психологической подготовки, стрессоустойчивость и пользоваться инновационными методами и технологиями в преподавании огневой подготовки, которые помогают создать определенные условия для подготовки будущих сотрудников.
Список использованной литературы:
1. Косяченко В.И. Организация и методическое обеспечение тактико-специальной, огневой и физической подготовки сотрудников ОВД: учебно-методическое пособие/ ВА МВД России, 2009г.
2. Андрианов А.С. О профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / А.С. Андрианов // Евразийское научное объединение. - 2016. - №4.
3. Киреева З.А. Методика психологического исследования: Учебн. Пособие [Текст] / З.А. Киреева. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014.
4. Немов Р.С. Общая психология: Учебник для магистров [Текст] /Р.С. Немов //Познавательные процессы и психические состояния в экстремальных ситуациях. - М.: Владос, 2015. - Т. 1.
5. Румянцев Н.В. Огневая подготовка работников ОВД: учебник/ М: ЦОКР МВД России, 2009г.