Научная статья на тему 'Психологическая подготовка боксеров'

Психологическая подготовка боксеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2202
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / СТУДЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОГРАММА / BOXING / STUDENT / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чемезов Анатолий Иннокентьевич, Хомяков Геннадий Константинович

Статья посвящена психологической подготовке студента-боксера технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чемезов Анатолий Иннокентьевич, Хомяков Геннадий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF THE BOXERS

The article is devoted to psychological preparation of a studentboxer whbo studies in technical higher sshool.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка боксеров»

УДК 378. 016: 796.83. 4 421

А.И. Чемезов, Г.К. Хомяков

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЕРОВ

Статья посвящена психологической подготовке студента-боксера технического вуза. Ключевые слова: бокс, студент, психологическая подготовка, программа.

A.I. Chemezov, G.K. Khomyakov

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF THE BOXERS

The article is devoted to psychological preparation of a student- boxer whbo studies in technical higher sshool. Keywords: boxing, student, psychological preparation, program.

Введение

Интенсивный темп современной жизни предъявляет высокие требования к организму человека, в частности к нервной системе, многие педагоги отмечают, что в семьях, где мать одна воспитывает сына, происходит девальвирование таких качеств, как мужество, стойкость, благородство и т.д. Бокс формирует эти качества.

История современного бокса хранит огромное количество примеров, когда боксеры с замечательными физическими и интеллектуальными данными, однако не обладающие силой воли, не могли достигнуть вершин спортивного мастерства по одной простой причине - они не были психологически готовы к боксу. Все разделы подготовки боксера (технический, психологический, тактический и физический) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но в таком жестком единоборстве, как бокс, психологическая подготовленность является основой всего. Недаром, гласит восточная мудрость: «Что толку от острого меча, если он в руках труса».

Методика

Психологическая подготовка спортсмена направлена на развитие и формирование его психологических качеств и обучение специальным приемам психической самоподготовки, необходимых спортсмену для достижения высоких результатов в соревнованиях. Исходя из этого, основными задачами психологической подготовки к соревнованиям являются:

- повышение психологической устойчивости спортсмена в условиях соревновательной деятельности;

- стимуляция боксера к достижению высоких спортивных результатов;

- формирование умения побеждать в любых условиях соревновательной борьбы;

- выработка индивидуального стиля борьбы.

Процесс психологической подготовки спортсмена состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои конкретные задачи. Первый этап включает сбор информации о соревнованиях и соперниках, постановку цели участия в соревнованиях и определение их общих задач, сохранение нервно-психической устойчивости у боксеров к началу соревнований. На втором этапе происходит выработка программы борьбы с каждым из предполагаемых противников, сохранение нервно-психического потенциала до первого боя. Третий этап - это переработка информации, поступающей к тренеру и спортсмену в ходе соревнований, уточнение и изменение плана действий, обеспечение полноценного отдыха между боями.

Основными факторами психологической подготовки к конкретным соревнованиям является следующее.

1. Психологическая самоподготовка.

Под этим понимается психологическая установка перед конкретными соревнованиями. Спортсмен должен видеть предстоящие бои и мобилизовать свои силы, по-боевому настраиваться, что в значительной мере будет способствовать успеху на соревнованиях.

2. Воздействие тренера.

Тренер, хорошо знающий своего воспитанника даже по внешним признакам, поведению может определить сдвиги в его эмоциональной сфере. Если всегда оживленный в присутствии тренеров юноша становится замкнутым, то это значит, что он находится в состоянии сильного волнения, связанного с выступлением на предстоящих соревнованиях. Тренеру следует незаметно вывести своего подопечного из этого состояния, переключить его внимание на что-либо другое. Одной из задач тренера в психологической подготовке является предупреждение пси-

хической напряженности накануне предстоящего соревнования. Он должен помочь спортсмену оценить свои силы и силы противника и одновременно несколько изменить режим тренировок.

3. Воздействие среды.

Под «средой» понимается в первую очередь тот спортивный коллектив, в составе которого спортсмен должен выступать на предстоящих соревнованиях. Психологическое состояние одного члена команды влияет на остальных. Поэтому очень важен положительный настрой всего коллектива на предстоящие соревнования, уверенность бойцов в своих силах, в победе. При подготовке к соревнованиям возникает ряд «психологических барьеров», в боксе к ним относят:

- страх перед проигрышем (он может быть вызван обостренным самолюбием и тщеславием, опасением подвести команду или коллектив, мыслью об отрицательной оценке плохого выступления близкими людьми или тренером);

- страх перед противником, вызванный или знанием его сильных сторон или неправильной информацией о его успехах, или суевериями, или недооценкой собственных возможностей;

- боязнь проиграть бой нокаутом;

- боязнь не выдержать высокого темпа боя;

- боязнь получить новую или повторную травму;

- боязнь субъективного судейства.

Под влиянием таких «психологических барьеров» спортсмен становится чрезмерно возбужденным, вспыльчивым или же, напротив, вялым, апатичным. Страх является следствием одного из самых важных инстинктов человека -инстинкта самосохранения. Каждый человек уникален, а значит разные люди под действием страха испытывают различные эмоции. У одних возникают астенические (отрицательные) эмоции, которые ослабляют волю, снижают активность, предрасполагают к пассивнооборонительным действиям, ухудшают организацию поведения. Другая часть людей испытывает стенические (положительные) эмоции, способствующие душевному подъему, дающие человеку энергию, усиливающие волевую активность. Большинство людей в критической ситуации испытывает астенические эмоции. Они начинают действовать, повинуясь инстинкту самосохранения, но, к сожалению, эти действия зачастую оказываются нерациональными и часто приводят к весьма печальным последствиям. Победить страх возможно. Если человек изме-

нит свою личную шкалу ценностей, он сможет преодолеть его.

Очень важно свое психологическое преимущество использовать правильно, рационально. Для этого существует волевая подготовка. Большую роль в повышении результативности тренировок и соревнований играют волевые качества, которые проявляются преимущественно в борьбе с утомлением. Спортсмен только силой воли может заставить себя поддерживать требуемую мощность работы, несмотря на наступающее утомление и продолжать выполнять упражнение. Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, некоторыми психическими процессами (мышлением, эмоциями, вниманием). Необходимость выдерживать огромные нагрузки и противостоять утомлению, контроль веса - все это требует от боксера высокого уровня волевых качеств. Воля проявляется при достижении сознательно поставленных целей. В обстановке напряженной спортивной борьбы победы добивается тот, кто обладает высокими бойцовскими качествами. В своей педагогической работе тренер должен стремиться воспитывать волевых спортсменов, способных действовать целеустремленно в сложных турнирных условиях. В процессе тренировки спортсмен должен уметь отвлекаться от неприятных ощущений (таких как утомление, недостающий темп боя), то есть мобилизовать все силы и возможности на достижение поставленной цели. Волевой спортсмен способен совершать действия, не связанные с актуальной потребностью или, наоборот, тормозить действия, связанные с сильным влечением и способностью преодолевать все препятствия. Волевому спортсмену свойственны следующие качества. Решительность - своевременное и обдуманное решение вопросов и задач деятельности, практическая реализация этих решений даже в условиях риска и опасности; настойчивость и упорство - длительное сохранение активности в борьбе за достижение цели, преодолении препятствий, различных по содержанию и степени трудности; целеустремленность - осознание важнейших жизненных целей, четкое и ясное представление о них, вера в возможность достижения этих целей; инициативность и самостоятельность — личный почин, новаторство, творчество и быстрота мышления в процессе деятельности, устойчивость по отношению к внушающим влияниям других людей и их действиям, способность к самостоятельной постановке цели, принятию решений и их реализации в экстремальных условиях; стойкость - настой-

чивость в достижении победы, несмотря на трудности; выдержка и самообладание - сохранение ясности ума, возможность управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях влияния различных неблагоприятных факторов.

Выработка волевых качеств у боксеров - одна из основных задач тренера. В связи с этим необходим творческий подход к обучению спортсменов, способствующий развитию целеустремленности, настойчивости, инициативности, сознательной дисциплины. Волевой боксер быстрее и успешнее совершенствует свои физические качества и спортивное мастерство. Волевая подготовка - процесс двухсторонний: с одной стороны, спортсмен является объектом воспитательного воздействия тренера и коллектива, с другой - активным субъектом этого процесса. Уверенное ведение боя, решительность в действиях, неожиданные и смелые атаки - основа боевых действий боксера. Тренеру следует развивать у воспитанников сильный характер. Нередко на ринге встречаются бойцы со схожей технической и тактической подготовленностью, встречу выигрывает тот, у кого сильнее воля. Без сильной воли нельзя добиться высоких спортивных результатов. Следует помнить, что психологическая подготовка спортсменов должна быть связана с физической, технической и тактической.

Экспериментальная часть исследования

Для успешной психологической подготовки боксера, т.е. развития волевых качеств, разработана методика индивидуальной подготовки.

1. Постепенное увеличение степени трудностей, которые боксер должен преодолевать во время тренировки и соревнований. Условия тренировки должны постоянно усложняться - до такой степени, чтобы эмоциональный накал и физическая нагрузка соответствовали условиям реального боя.

2. Усложнение координационных упражнений - в разнообразные акробатические упражнения постепенно добавляются новые элементы, можно увеличивать их количество и интенсивность:

- игровые упражнения. В игре за ограниченное время нужно набрать необходимое количество очков можно усложнять условия игры;

- сложные серии ударов и защит, сочетающиеся со сложными передвижениями. Темп и интенсивность выполнения движений в серии могут меняться. Увеличение количества и продолжительности раундов, интенсивности работы, можно применять спурты (максимальные

ускорения). Постепенное усложнение тренировочных боев путем подбора опытных, тяжелых и более сильных спарринг-партнеров. Число партнеров на одном тренировочном занятии тоже можно увеличивать.

3. Уверенность в выполнении задания. Боксеру предлагаются сложные упражнения:

- сначала он выполняет технические или тактические приемы пошагово (по частям), а потом в более высоком темпе. В тренировке с более сильным партнером перед боксером ставятся сложные технико-тактические задачи. При этом сильный партнер несколько поддается, что предоставляет возможность осуществить намеченное.

Спортсмену в ходе теоретической подготовки предлагается решить сложную задачу, а затем, демонстрируя заранее подготовленные видеоматериалы, показать на примере других (желательно более опытных) боксеров способы ее решения.

К упражнениям, развивающим волю спортсмена, можно отнести:

- спурты в работе на снарядах;

- спурты в условных и вольных боях;

- упражнения с максимальным ускорением в беге на короткие дистанции;

- «взрывные» упражнения с тяжестями;

- общеразвивающие упражнения с интенсивными усилиями.

5. Собранность при выполнении приемов. Во время боя спортсмен должен находиться в состоянии мобилизационной готовности. Внимание сосредотачивается только на действиях противника, что позволяет мгновенно реагировать на любой его шаг. В рамках решения этой задачи спортсмену предлагаются следующие упражнения:

- сложно-координационные упражнения при воздействии посторонних сбивающих факторов

- резких вспышек света, неожиданных шумов или музыки;

- использование на ринге техникотактических приемов при возникающих помехах: нарушение правил ведения боя партнером, неожиданное вмешательство рефери или секундантов, неадекватное поведение зрителей.

6. Выработать у боксера способность к продолжительным волевым усилиям. Используются упражнения на развитие выносливости:

- многокилометровые кроссы и прогулки;

- длительные заплывы;

- продолжительная работа без снижения интенсивности при сложных погодных условиях;

- уменьшение перерывов отдыха при работе на снарядах и лапах;

- увеличение продолжительности и количества раундов без снижения интенсивности работы;

- увеличение количества спуртов в раундах.

Результаты и их обсуждение

Результаты индивидуального эксперимента.

Психофизиологические показатели спортсмена С после двух лет тренировок:

- мода - 210 м/с;

- амплитуда моды - 51%;

- интервал 0,5 АМ - 25 м/с;

- середина интервала - 210 м/с;

- функциональный уровень системы - 5,2;

- устойчивость реакции - 2,8;

- уровень функциональных возможностей -

4,5;

- функциональные резервы ЦНС - 99,95%.

Студент М., занимающийся на уроке физической культуры в течение тех же двух лет, показал следующие психофизиологические результаты:

- мода - 210 м/с;

- амплитуда моды - 32%;

- интервал 0,5 АМ - 45 м/с;

- середина интервала - 221 м/с;

- функциональный уровень системы - 4,662;

- устойчивость реакции - 1,962;

- уровень функциоанльных возможностей -3,471;

- функциональные резервы ЦНС - 73,35%.

Заключение

Занятия боксом формируют психологическую устойчивость у студентов. Достижения студентов занимающихся боксом гораздо выше спортивных результатов их сокурсников. Вышеприведенная методика может успешно применяется в неспециализированных вузах (технических вузах) и быть критерием динамики прогресса психологического совершенствования студентов.

Литература

1. Ковтин А.Н. Бокс. Секреты профессионала. Изд. 2-е. - СПб.: Питер, 2010. - С.157-158, 167, 170173.

2. Стрельников В. А. Тактическая и психологическая подготовка боксера. - Улан-Удэ, 1991. - С. 10, 12-18.

3. Вяткина Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 48, 56.

4. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - С. 58.

Чемезов Анатолий Иннокентьевич, старший преподаватель кафедры физической культуры Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС). г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Chemezov Anatoly Innokentevich, senior lecturer, department of physical education, Irkutsk State University of Railway Engineering. Irkutsk, Chernyshevsky str. 15

Хомяков Геннадий Константинович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС), судья республиканской категории, заслуженный врач России. г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Khomyakov Gennadiy Konstantinovich, candidate of medical sciences, associate professor, department of physical culture, Irkutsk State University of RailwayEngineering, honored doctor of Russian Federation, referee of republican category. Irkutsk, Chernyshevsky str., 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.