УДК 159.9
DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-1-45-54
Поступила в редакцию / Received 18.01.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 20.02.2023 Принята к публикации / Accepted 03.03.2023
оригинальная статья
Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с особенностями развития,
средствами арт-терапии
Дьячкова Елена Станиславовна ©
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Аннотация. В современном мире проблема психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью стоит достаточно остро, но развитие данной сферы проходит медленными темпами как в России, так и за рубежом. Многие специалисты часто оставляют без внимания тяжелое психоэмоциональное состояние родителей детей-инвалидов. Данная тема должна обращать на себя больше внимания. В этом автор видит социальный аспект исследования. Исследование носит практикоориентированный характер. Цель работы - описание опыта участия одного из родителей, воспитывающего ребенка с особенностями развития, в работе арт-терапевтической студии (формат краткосрочной арт-терапии). В основу психологической работы положены методы арт-терапевтической помощи в преодолении последствий травматического стресса А.И. Копытина, работа с метафорическими ассоциативными картами и набором материалов для работы с внутренним состоянием «Те-лоПроектор» (автор А.М. Симоненко). Все этапы краткосрочного формата работы арт-терапевтической студии завершены. Проделана психологическая и просветительская работа, в процессе и после которой родители отметили у себя положительные изменения в психическом состоянии. Обосновывается целесообразность регулярной психологической поддержки данной категории граждан, в частности, средствами арт-терапии.
Ключевые слова: психологическая поддержка; психологическая работа; особое родительство; арт-терапия; метафорические ассоциативные карты; дети с нарушениями развития
Благодарности: автор выражает благодарность родителям, которые приняли участие в работе арт-терапевтической студии и предоставили свои работы для данной статьи
Для цитирования: Дьячкова Е.С. Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, средствами арт-терапии // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 1. С. 45-54. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-1-45-54
Образовательные технологии
© Дьячкова Е.С., 2023
original article
Psychological support by means of art therapy for parents of children with special needs
Elena S. Dyachkova ©
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
Abstract. The issue of psychological support for parents of children with disabilities is quite acute, but the development of this area is slow both in Russia and abroad. Many specialists often ignore the severe psychoemotional state of parents of disabled children. The need of this topic to attract more attention is the social aspect of the study. The research is practice-oriented. The purpose of the work is to describe the experience of participation of one of the parents raising a child with special needs in the work of an art therapy studio (short-term art therapy format). The psychological work is based on the methods of art-therapeutic assistance in overcoming the consequences of traumatic stress by A.I. Kopytin, work with metaphorical associative maps and a set of materials for working with the internal state of "TeloProjector" (author A.M. Simonenko). All stages of the short-term format of the art therapy studio have been completed. During and after psychological and educational work parents noted positive changes in their mental state. The regular psychological support for this category of citizens, in particular by means of art therapy, is necessary.
Keywords, psychological support; psychological work; special parenting; art therapy; metaphorical associative maps; children with developmental disorders
Acknowledgements. the author expresses gratitude to the parents who took part in the work of the art therapy studio and provided their works for this article
For citation: Dyachkova E.S. Psychological support by means of art therapy for parents of children with special needs. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 1, pp. 45-54. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-1-45-54
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время арт-терапия активно применяется в работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, для коррекции детско-родительских отношений [1-3], увеличения эмоциональных сил, повышения ресурсности родителей [4], повышения качества жизни родителей, ухаживающих за ребенком с ОВЗ [5], формирования у родителей основных компонентов родительства (родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, стиль семейного воспитания, повышение компетентности, ответственности, мотивированности) [6]. В литературе описывается опыт психологического сопровождения с помощью арт-терапии родителей, воспитывающих детей с определенными нарушениями развития, например, родите-
лей детей с расстройствами аутистического спектра [7]. Также исследователи описывают различные арт-терапевтические направления (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.) в психологической помощи родителям, имеющих особых детей [8].
Действительно, методы арт-терапии многофункциональны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социально-психологической дезадаптации лиц с ОВЗ и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием взрослым или ребенком различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Нами была организована арт-терапевти-ческая студия для родителей особых детей
«Счастливые родители - счастливые дети» на базе Центра практической психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Основные задачи, которые планировалось реализовывать в практической арт-терапевтической работе - это коррекция эмоционального состояния родителей, обучение методам самопомощи при стрессах, ресурсирование, знакомство с другими людьми с опытом особого родительства. До и после психокоррекционной работы клиенты были обследованы комплексом из пяти методик, изучающих аспекты эмоциональной сферы, жизнестойкости, стрессочувствитель-ности и уровня текущего стресса. Результаты представлены в статье [9].
Целью настоящей статьи является описание психологического опыта одной матери, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, в процессе работы арт-терапевтичес-кой студии. Клиентка И. - 35 лет, замужем, мать одного ребенка (диагноз - детский церебральный паралич (ДЦП)), стаж особого родительства - 9 лет, не работает. Перед исследованием и началом работы студии клиентка подписала согласие на участие в исследовании и дала свое согласие на публикацию данных в научной статье. В основу психологической работы положены методы арт-терапевтической помощи в преодолении последствий травматического стресса А.И. Ко-пытина [10], работа с метафорическими ассоциативными картами и набором материалов для работы с внутренним состоянием «Тело-Проектор» (автор А.М. Симоненко). Для первого потока участников студии выбран курс краткосрочной арт-терапии (10 занятий), включающий три этапа - начальный, основной и заключительный.
На начальном этапе работы (первые три занятия) имеет место ресурсирование клиента. Психолог просит клиента вспомнить что-то ресурсное. Чаще всего - это приятные, спокойные места, где человеку было хорошо, при воспоминании которых человек наполняется приятными эмоциями, чувствами, чувствует гармонию с самим собой. Это могут быть и природные места, и комната в доме, и любое другое место - тот же стол с любимыми книгами в библиотеке.
Далее идет основной этап, который предполагает работу с эмоциональной сфе-
рой клиента. Начинается он в нашем случае с проработки травмы рождения особого ребенка. Такое начало неслучайно. Дело в том, что если этот травматический опыт не проработан, то он день за днем напоминает о себе в делах, в отношениях, то есть отражается на разных сферах жизни.
Для третьего этапа программы характерно снятие возникшего напряжения. Упражнения на этом этапе дают заряд оптимизма, чувство уверенности в себе, ощущение способности справиться с трудностями, формируют образ позитивного будущего.
Параллельно с непосредственными встречами психологов с группой создано сообщество в социальной сети ВКонтакте. Там размещалась минимально доступная теоретическая информация на интересующие и полезные родителям особых детей темы: «Что такое арт-терапия и какие эффекты от нее ожидать?», «Дыхание и стресс», «Кризис рождения особого ребенка», «Особые дети особенно любимы. Любовь и жалость», «Про эмоции», «Негативные и позитивные аспекты особого родитель-ства», «Забота о личных потребностях», «Конструктивные способы справиться со стрессом», «Копинг-поведение».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Подробно представлена методика проведения 10 занятий, включающих психологическую работу с матерью ребенка с диагнозом ДЦП средствами арт-терапии.
На первом занятии обсуждались запросы и ожидания от работы с психологами в арт-терапевтической студии, предыдущий опыт подобных занятий. После обсуждения было проведено упражнение на диафраг-мальное дыхание. На стресс раньше и сильнее других реагируют сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, научиться произвольно регулировать свое дыхание -это первый шаг к борьбе со стресс-напряжением. Далее проведено упражнение «Изображение дыхания» (рис. 1). После упражнения клиентка заметила небольшое уменьшение напряжения, спокойствие.
В начале второго занятия была проведена беседа по предыдущему занятию. Клиентка сказала, что с помощью упражнения для дыхания смогла поддерживать себя в спокойном состоянии в течение пяти дней.
Рис. 1. Пример изображения дыхания до изменения характера дыхания Fig. 1. Example of breathing image before change in the nature of breathing
Рис. 2. Пример изображения брюшного дыхания Fig. 2. Example of abdominal breathing image
Y
Рис. 3. Безопасное место. Клиентка И. Fig. 3. Safespace. Client I.
Она использовала диафрагмальное дыхание каждый раз, когда чувствовала раздражение.
После обсуждения предыдущего занятия была небольшая лекция о потребности любого человека в безопасности и комфорте и что не всегда этого можно добиться в реальном мире. Можно создать такое место в своем воображении и обращаться к нему в нужный момент. Далее было проведено упражнение «Создание безопасного места».
Клиентка И. рассказала историю о том, как когда-то давно ездила в лес и жила там, в небольшом домике. Проведенное там время очень радовало клиентку. Она считала его успокаивающим. Ей хочется иметь свой до-
мик в лесу, чтобы периодически уезжать туда для расслабления. Данная история послужила основой для рисунка безопасного места (рис. 3).
В начале третьего занятия прошло обсуждение о важности использования активного воображения в стрессовых ситуациях, необходимости иметь место, в котором можно расслабиться и набраться энергии. Предложено составить список мест, в которых клиентка чувствовала бы себя комфортно и в которые бы ей хотелось попасть. После было проведено упражнение «Галерея гармонизирующих образов». Клиентка находила места из своего списка в журналах и составляла не-
Рис. 4. Галерея гармонизирующих образов. Клиент И. Fig. 4. Gallery of harmonizing images. Client I.
Рис. 5. Пезажи эмоционального состояния. Клиент И. Fig. 5. Landscapes of emotional state. Client I.
большой альбом образов (рис. 4). Далее следовала беседа по самому понравившемуся образу. Клиентка отметила, что обращение к образам снимает напряжение, позволяет вспомнить приятные моменты из жизни, если образ был реальным местом, где когда-то она побывала. Работа проходила в теплой атмосфере. Было заметно, что родительница радовалась возможности пообщаться и рассказать о чем-то хорошем.
Четвертое занятие направлено на проработку травматического опыта, а именно: травмы рождения ребенка с нарушениями развития. Предложено упражнение «Пейзажи эмоционального состояния». Клиентка И. рассказала, что рождение ребенка с ДЦП для нее «как кровавое пятно, тянущееся за мной, это отражается на всех сферах жизни». Метафорой для пейзажа ее травмы послужили горы (рис. 5). Клиентка описала, что по ее ощущениям «горы раскололись, и камни падают на меня. Я стою внизу и ищу защиту». Она испытывает страх. Второй рисунок клиентка
уже улучшила. На рисунке присутствуют гора, равнина, дерево. Также клиентка добавила на рисунок цветы. И. отметила, что там она не прячется, а собирает букет, гуляет.
Пятое занятие было посвящено работе с негативными эмоциональными состояниями и их нейтрализации с помощью техники «Дудлинг» («каракули»). Клиентка выбирала сама, с каким негативным состоянием она будет работать.
Клиентка И. выбрала работу с напряжением. Она рисовала каракули с открытыми глазами, ей давалась словесная инструкция: «Ваши негативные эмоции покидают вашу голову, проходят через руку и через инструмент переходят на лист и полностью покидают ваше тело». Клиентка достаточно аккуратно рисовала на листе и после отложила его (рис. 6). Второй рисунок больше был направлен на выход негатива, клиентка закрыла глаза, рисовала двумя руками и более агрессивно чертила на листе, иногда даже выходя за границы (рис. 7). Выплеск энергии прошел более
Рис. 6. Дудлинг 1. Клиент И.
Fig. 6. Doodling 1. Client I.
успешно, испытуемой стало легче, но она отметила, что рисунок ей не нравится и дальше работать она с ним не хочет.
Для проработки мы взяли первый рисунок (рис. 6). Клиентка с большим удовольствием раскрашивала пустые пространства между линиями яркими цветами. Она отмечала прилив позитивных эмоций и с радостью закончила данную работу.
Шестое занятие было посвящено проработке гнева. Было предложено упражнение «Нарисуй свой гнев». Клиентку И. попросили изобразить свои негативные эмоции, подобрав цвета, подходящие состоянию гнева. Рисовать было предложено до снижения сильного эмоционального напряжения. Клиентка часто жаловалась, что с трудом сдерживает гнев по отношению к людям, много конфликтует, ругает сына и потом чувствует вину за это. Далее, как только снизилось напряжение, клиентке предложили изменить рисунок на более позитивный.
На рис. 8 клиентка И. выплеснула свой гнев в виде пожара. Огонь все разрушает. Это ее агрессия. Второй рисунок более позитивный. На нем присутствует вода, которая тушит пожар. Клиентка учится успокаиваться и контролировать свои негативные эмоции.
Седьмое занятие - исследование своих реакций, своего поведения в стрессовых ситуациях. Предлагалось упражнение «Я в ситуации стресса - Я, преодолев стрессовую ситуацию». Клиентка И. встпомнила одну стрессовую ситуацию, когда она успешно
Рис. 7. Дудлинг 2. Клиент И. Fig. 7. Doodling 2. Client I.
преодолела стресс - это было на отдыхе. Ребенок упал и сильно ударился затылком, вследствие этого потерял сознание. Клиентка описывала этот момент как сильное «сковывающие мозг волнение и паника». Но на удивление самой клиентки, она быстро взяла себя в руки, привела ребенка в чувства, и они поехали в больницу. Клиентка описала состояние стресса, как будто она заперта в клетке (рис. 9).
Для описания преодоления стрессовой ситуации клиентка И. использовала ассоциацию с ветром, который преодолевает стену, его больше ничего не останавливает, не сковывает. Он свободно двигается в любом направлении (рис. 9).
На восьмом занятии говорилось о важности заботы о собственных потребностях. Клиентка выполняла упражнение «Забота о личных потребностях» при помощи набора материалов для работы с внутренним состоянием «ТелоПроектор» (автор А.М. Симонен-ко). Из различных фигур был создан образ человека. Символично, что клиентка И. составила образ наподобие девушки (рис. 10). Далее она расставила картинки, напоминающие ее потребности в места тела, где, по ее мнению, они находятся.
Вода и рыба в руке, по интерпретации клиентки - это физиологические потребности в еде и пище. Гитара - это эстетическая потребность в музыке, дерево - потребность в выходе на природу, причем с рюкзаком, изображение которого клиентка поставила в районе туловища. Сердце - потребность
Рис. 8. Работа с гневом. Клиент И. Fig. 8. Work with anger. Client I.
Рис. 9. Я в ситуации стресса и Я, преодолев стрессовую ситуацию. Клиент И. Fig. 9. I am in a stressful situation and I have overcome a stressful situation. Client I.
в любви, радуга - потребность в созерцании прекрасного, книга - потребность в чтении. Также клиентка внесла в аппликацию изображение ангела, но дать четкого объяснения, почему она это сделала, не смогла - по выражению клиентки - «просто понравился». Вверху на голове она положила картинку с изображением замка, и объяснила, что не хочет думать, контролировать, а хочет расслабиться и чувствовать. Первую потребность, которую хотела бы удовлетворить клиентка, было желание поехать в лес с рюкзаком.
Девятое занятие ставило своей целью улучшения условий в месте, где клиенты проводят наибольшее количество времени. Предложено упражнение «Окружающая среда». Среда, в которой клиентка И. проводит больше всего времени - это дом (рис. 11).
Нижний рисунок она нарисовала первым. Он более темный, с некоторым негативным окрасом. По словам клиентки, ей тяжело дышать в этом доме, она не может его менять, так как он принадлежит не ей. Она не может убрать угнетающие ее вещи, сделать ремонт. Также в данной среде она не может почувствовать себя спокойно и расслабленно.
Второй рисунок находится выше - это измененная окружающая среда. Он более светлый и яркий. Клиентка хотела бы создать в доме свое личное пространство, сделать его таким, как ей будет удобно. Когда она вставала в измененную среду, она отмечала комфорт и радость в своих ощущениях.
Десятое заключительное занятие было посвящено подведению итогов, сопоставлению произошедших изменений.
Рис. 10. Забота о личных потребностях. Клиент И. Fig. 10. Taking care of personal needs. Client I.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире проблема психологической поддержки родителей детей с ОВЗ и инвалидностью стоит достаточно остро, но развитие данной сферы проходит медленными темпами как в России, так и за рубежом. Многие специалисты часто оставляют без внимания тяжелое психоэмоциональное состояние родителей детей-инвалидов. Данная тема должна обращать на себя больше внимания. Целесообразно создание программ поддержки родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями [11; 12]. Одно из психокоррек-ционных направлений, которое можно предложить для занятий с данной категорией клиентов, является арт-терапия.
Все этапы краткосрочного формата работы арт-терапевтической студии завершены. Проделана работа, в процессе и после которой кли-
Рис. 11. Окружающая среда (внизу) и измененная окружающая среда (наверху). Клиент И.
Fig. 11. Environment (bottom) and modified environment (top). Client I.
енты отметили у себя положительные изменения в психическом состоянии.
Проведенное в самом начале ресурсирова-ние дало необходимое чувство спокойствия и уверенности, запас энергии на предстоящую работу, позволило мягко начать проработку травматических ситуаций. Во время проведения основного этапа психологами средствами арт-терапии были проработаны актуальные и тревожащие клиентов эмоциональные состояния, стрессовые ситуации и травма рождения ребенка с нарушением развития. На заключительном этапе проводились занятия по работе с улучшением окружающей среды и личными потребностями.
После работы студии клиентка отметила, что лучше стала понимать и принимать себя; стала прислушиваться к своим потребностям, желаниям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарова Л.Н., Максакова Г.В. Использование методов арт-терапии в работе с детско-родительскими отношениями // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. № 1. С. 42-47. EDN: ШККШ5Р
2. Антилогова Л.Н., Ждакаева Е.И. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 4 (21). С. 101-104. EDN: VUERFK
3. Новикова К.В. Арт-терапевтические техники в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог. 2020. № 6. С. 10-23. DOI 10.25136/2409-8701.2020.6.34487; EDN: WZIRGM
4. Белякова К.А. Применение техник арт-терапии в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья // Организация комплексного сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: МГГЭУ, 2019. С. 29-33. EDN: PUNYMG
5. Валента М., Славик Я., Михалик Я., Петрова А., Лечбых М. Возможности арт-терапии в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 2. С. 84-102. EDN: TGNMKJ
6. Заболотских О.П. Арт-терапия в работе с родителями детей-инвалидов // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Йошкар-Ола: Межрегиональный открытый социальный институт, 2012. С. 185-188.
7. Люсова О.В. Возможности арт-терапии в психологическом сопровождении родителей детей с РАС // Школа, открытая для всех. Социокультурная и образовательная инклюзия в интересах детей с расстройствами аутистического спектра: проблемы и точки роста. Волгоград: Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2020. С. 106-110. EDN: GCSYOW
8. Носкова М.В. Арт-терапевтические направления в психологической помощи родителям, имеющих «особых» детей // Системная интеграция в здравоохранении. 2017. № 1 (31). С. 44-48. EDN: YNZXAV
9. Дьячкова Е.С., Баяндина Т.В. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Медицинская психология в России. 2021. T. 13. № 3. C. 8. DOI 10.24412/2219-82452021-3-8; EDN: ZCLFSR
10. КопытинА.И. Современная клиническая арт-терапия. М.: Когито-Центр, 2015. 528 с. EDN: XNLNTP
11. Макарова Л.Н., Смолярчук И.В., Исаева С.Н. Педагогическое сотрудничество как условие познавательного развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 191. С. 130-136. DOI 10.20310/1810-02012021-26-191-130-136; EDN: DBLJLS
12. Barlow J., Powell L., Gilchrist M. The influence of the training and support programme on the self-efficacy and psychological well-being of parents of children with disabilities: a controlled trial. Complement. Ther. Clin. Pract. 2006. Vol. 12. № 1. P. 55-63.
REFERENCES
1. Azarova L.N., Maksakova G.V. The use of art therapy methods in working with child-parent relationships. Izvestiya institutapedagogiki i psikhologii obrazovaniya, 2019, no. 1, pp. 42-47. (In Russian).
2. Antilogova L.N., Zhdakaeva E.I. Correction of destructive parent-child relations. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2018, no. 4 (21), pp. 101-104. (In Russian).
3. Novikova K.V. Art therapy techniques in psychological correction of child-parent relations in substitute families raising children with disabilities. Psychologist, 2020, no. 6, pp. 10-23. (In Russian). DOI 10.25136/2409-8701.2020.6.34487
4. Belyakova K.A. Application of art therapy techniques in working with parents of children with disabilities. In: Organization of Comprehensive Support for Students with Musculoskeletal Disorders. Moscow, MSHEU Publ., 2019, pp. 29-33. (In Russian).
5. Valenta M., Slavik J., Michalik J., Petrova A., Lecbych M.. Possibilities of art therapy in working with parents of children with disabilities. Clinical Psychology and Special Education, 2014, vol. 3, no. 2, pp. 84102. (In Russian).
6. Zabolotskikh O.P. Art therapy in working with parents of disabled children. In: Psychological Support of Education: Theory and Practice. Yoshkar-Ola, IOSI Publ., 2012, pp. 185-188. (In Russian).
7. Lyusova O.V. Possibilities of art therapy in psychological support of parents of children with ASD. In: School Open to All. Socio-Cultural and Educational Inclusion in the Interests of Children with Autism Spectrum Disorders: Problems and Growth Points. Volgograd, VSACE Publ., 2020, pp. 106-110. (In Russian).
8. Noskova M.V. Art therapeutic directions in psychological help parents with "special" children. System Integration in Health Care, 2017, no. 1 (31) , pp. 44-48. (In Russian).
9. Dyachkova E.S., Bayandina T.V. Psychological characteristics of mothers carrying out children with disabilities. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. 2021, vol. 13, no. 3, p. 8. (In Russian). DOI 10.24412/2219-8245-2021-3-8
10. Kopytin A.I. Modern Clinical Art-Therapy. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2015, 528 p. (In Russian).
11. Makarova L.N., Smolyarchuk I.V., Isaeva S.N. Pedagogical cooperation as a condition for the cognitive development of preschoolers with disabilities in inclusive education. Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 191, pp. 130-136. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-130-136
12. Barlow J., Powell L., Gilchrist M. The influence of the training and support programme on the self-efficacy and psychological well-being of parents of children with disabilities: a controlled trial. Complement. Ther. Clin. Pract. 2006, vol. 12, no. 1, pp. 55-63.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Дьячкова Елена Станиславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
Е-таП: [email protected] ORCГО: https://orcid.org/0000-0003-2358-8284 Вклад в статью: общая идея статьи, проведение опытной работы и обработка результатов, написание текста.
Elena S. Dyachkova - Candidate of Psychology, Associate Professor of General and Clinical Psychology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2358-8284 Contribution: main study conception, experimental work and results processing, text writing.