Волкова В. М.
г. Нижний Т агил, Россия ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА УДК 376.356:37.013.77 ББК 74.3
Аннотация: В статье характеризуются проявления тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха. На основе диагностических данных (в статье сравниваются диагностические данные тестовыгх методик М. Люшера и Е. Е. Рамициной) представлены различия показателей тревожности у глухих и слабослышащих с сохранныт интеллектом и развитыми речевыми средствами и у глухих и слабослышащих с нарушенным интеллектом и без разви-тыгх речевых средств. Отмечено влияние указанных характеристик на уровень и специфику тревожности детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова: тревожность,
ситуативная и общая тревожность, глухие и слабослышащие подростки, интеллектуальные показатели, показатели развития речи, зависимость, внутренняя диспозиция.
Сведения об авторе: Волкова Виктория Михайловна, старший преподаватель кафедры психологии
Место работы: Нижнетагиль-
ской социально-педагогической академия.
Контактная информация: г. Н. Т
8(3435) 25-48-01 (раб.).__________
Volkova V.M.
Nizhniy Tagil, Russia PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
OF ANXIETY IN CHILDREN ADOLESCENCE HEARING-IMPAIRED
Код ВАК 19.00.10
Annotation: The article discribes
characteristics of anxiety of the juveniles with different breaches of hearing. On the base of deagnostic facts there are showed sex and mind differences of the anxious indexes among the deaf juveniles and young with a weak hearing. The author of the article also showes the level of safe keeping of the juveniles speach. There is also noted interdependency beetween the level of the speech development and the level of anxiety of the juveniles in the article. The author compares deagnostic facts of Lusher's method and E.E. Ramizina’s method.
Key words: the deaf, children with a weak hearing, an anxiety, the situation anxiety, the juveniles with different breaches of hearing, the level of the juveniles speech, interdependency, outside disposition, deagnostic facts.
About the author: Volkov thorium M. Vick, a senior academics' Department of Psychology.
Place of work: Nizhnetagil-tion of socio-pedagogical acad-miya 'л. Тел.: 89501911732;
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки, в том числе и психологии. Одно из проявлений эмоционально-
волевой сферы подростков - тревога и страх, которые они испытывают преимущественно в различных социальных ситуациях (А. М. Прихожан). Высокий уровень социальной тревоги может быть свидетельством дезадаптации, поэтому изучение
этих феноменов у детей и подростков с различными нарушениями имеет большое значение в плане из социализации и интеграции.
Патология слуха существенно затрудняет процесс реализации психофизиологического потенциала (Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова,
Э. А. Вийтар, Г. А. Карпова, Ю. А. Герасименко и др.), однако диагностика эмоционального дискомфорта, вызванного этими трудностями, осложняется вербальным недоразвитием.
Целью нашего исследования стало изучение проявлений тревожности и ее психологических механизмов у детей подросткового возраста с нарушениями слуха. Экспериментальная работа проходила в два этапа. На первом этапе оценивался уровень тревожности опосредованно через экспертную оценку тревожности испытуемых учителями и воспитателями. На втором этапе изучалась внутренняя диспозиция испытуемых как механизм тревожности. Всего в эксперименте принимало участие 58 испытуемых. Из них 12 экспертов (учителей и воспитателей), 46 подростков с нарушениями слуха в возрасте от 11 до 17 лет обучающихся в специальной коррекционной школе-интернате I - II вида г. Н. Тагил.
На первом этапе применялась методика многомерного обследования детской тревожности (МОДТ) Е. Е. Рамициной, которая была модифицирована для оценки тревожности детей учителями и воспитате-
лями. Методика позволила диагностировать тревожность по десяти шкалам, которые выявляют показатели общей и ситуативной тревожности в различных социальных ситуациях и системах отношений:
• шкала 1. «Общая тревожность»;
• шкала 2. «Тревога во взаимоотношениях со сверстниками»;
• шкала 3. «Тревога, связанная с оценкой окружающих»;
• шкала 4. «Тревога во взаимоотношениях с учителями»;
• шкала 5. «Тревога во взаимоотношениях с родителями»;
• шкала 6. «Тревога, связанная с успешностью в обучении»;
• шкала 7. «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения»;
• шкала 8. «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний»;
• шкала 9. «Снижение психической активности, связанное с тревогой»;
• шкала 10. «Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой».
При анализе эмпирических данных учитывались сенсорные, гендерные, возрастные и интеллектуальные различия испытуемых. В связи с этим выборка была разделена на категории в соответствие с классификацией, предложенной М.
В. Брызгаловым:
• глухие с нормальным интеллектуальным развитием и сформированной речью;
• глухие и позднооглохшие с нарушениями познавательной деятельности и неразвитыми средствами коммуникации;
• слабослышащие с нормальным интеллектуальным развитием и сформированной речью;
• слабослышащие с нормальным интеллектуальным развитием и несформированной речью;
• слабослышащие с нарушениями познавательной деятельности и неразвитыми средствами коммуникации;
• глухие с нормальным интеллектуальным развитием и несформиро-ванными средствами коммуникации [4].
Кроме того были дополнительно выделены две возрастные подгруппы девочек и мальчиков (старшие и младшие подростки).
При анализе диагностических данных, полученных при обследовании глухих и слабослышащих девочек, обнаружена тенденция к проявлению тревожности во взаимоотношениях со сверстниками (шкала 2) у испытуемых двух возрастных групп и тревоги, связанной с успешностью в обучении (шкала 6) у младших подростков. Этот показатель отражает общие закономерности развития, проявляющиеся как при дизонтогениях, так и при нормальном онтогенезе: в подростковом периоде постепенно снижается значимость школьных успехов и повышается значимость успехов во взаимодействии со сверстниками. Высокие показатели тревожности имеют глухие и слабослышащие девочки обеих возрастных категорий по шкале 5 «Тревога во взаимоотношениях с родителями». Хотя,
по мнению ведущих сурдопсихоло-гов, слабослышащие подростки находятся в более гармоничных взаимоотношениях со своими родителями, чем подростки с сохранным слухом, но некоторое осложнение отношений все же характерно для них. Полученные диагностические данные по указанной шкале, однако имеют определенную погрешность, так как исследование базировалось лишь на оценках тревожности испытуемых учителями и воспитателями.
В ходе интерпретации экспериментальных данных обнаружены различия в проявлении тревоги у глухих и слабослышащих испытуемых. Так для слабослышащих девочек 15 - 17 лет в сравнении с глухими этого же возраста характерен более высокий уровень тревоги по шкале 7 «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения», шкале
9 «Снижение психической активности, связанное с тревогой», шкале
10 «Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой». Таким образом, у слабослышащих тревога в большей степени является патологическим или пограничным с клиническим состоянием.
Тенденция к снижению тревоги в общении (шкала 2) к 15 - 17 годам выявленная в ходе анализа данных может быть связана с повышением интенсивности общения. К 16 годам глухие и слабослышащие уже овладевают жестовой речью, что существенно повышает их коммуникативные возможности.
Анализ данных обследования
слабослышащих и глухих мальчиков свидетельствует, что в большей степени тревога проявляется у мальчиков обеих возрастных по 6 -9 шкалам. Различия обнаруживаются лишь по шкале 7 «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения»: в младшей возрастной
группе показателей высокой и очень высокой тревожности по этой шкале не обнаружено, тогда как в группе испытуемых 15 - 17 лет 5 человек показали высокий и очень высокий уровень исследуемого явления.
При оценке гендерных различий выявлены общие и характерные особенности. И девочки, и мальчики младшего подросткового возраста проявляют тревожность по шкале 5 «Тревога во взаимоотношениях с родителями», по шкале 9 «Снижение психической активности, связанное с тревогой». Отмечена тенденция - повышение тревоги в ситуациях самовыражения (шкала 7) у мальчиков и девочек. В то же время, у девочек отсутствуют показатели высокой тревожности по шкале 8 - «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний». В то время как в группе мальчиков с возрастом этот вид тревоги усиливается.
В исследовании акцентировалось внимание на установление зависимости между степенью потери слуха, уровнем развития речи, интеллектуальными показателями и проявляемым уровнем тревожности. Общее количество глухих с сохранным интеллектом - 16, с интеллектуальной недостаточностью - 4;
слабослышащих с сохранным интеллектом - 25, с нарушениями интеллекта - 4; глухих с сохранным интеллектом без речи - 10, слабослышащих с сохранным интеллектом без речи - 5.
На основе анализа данных была установлена следующая зависимость: чем меньше сочетанных нарушений у испытуемых, тем выше уровень тревожности по отдельным шкалам МОДТ. Наибольшее количество испытуемых с высоким уровнем тревожности обнаружено в подгруппе слабослышащих детей с сохранным интеллектом (9). Вероятно, это обусловлено достаточно сформированными средствами коммуникации, хорошими сенсорными и интеллектуальными возможностями, которые определяют такие качества, как критичность, рефлексивность. В то время как в подгруппе глухих детей с нарушениями интеллекта проявлений высокого уровня тревожности не обнаружено. Даже при наличии развитых средств коммуникации (относительно сохранной речи) слабослышащие испытуемые с нарушениями интеллекта не проявляют тенденцию к тревожности или же данное качество отмечено у них на среднем уровне.
На втором этапе экспериментального исследования применялся компьютерный вариант цветового теста М. Люшера. Данный тест основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его те-
кущим психологическим состоянием. Данный тест позволяет изучить свободную от сознательного контроля испытуемого характеристику его внутренних диспозиций, что дает косвенные сведения о признаках тревожности. Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными рамками, по этому данные инструмент соответствует задачам исследования.
При анализе экспериментальных данных использовалось сопоставление показателей, полученных при непосредственном обследовании испытуемых (методика М. Люшера), и результатов экспертной оценки проявления тревожности у испытуемых учителями и воспитателями (модифицированная методика многомерного обследования детской тревожности Е. Е. Рамициной). Анализ результатов диагностики позволил раскрыть внутриличностные механизмы тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Диагностическая работа с помощью методики М. Люшера позволила выявить общие для испытуемых различных подгрупп особенности. У всех обнаружены проявления страха перед лишениями, страх быть обойденными, чувство неполноценности, неуверенности,
слабости, бессилия, страх перед отказом, стремление к независимости и превосходству, страх перед ограничениями; страх подчинения. Мы склонны связывать эти показатели со специфическими особенностями
эмоционально-волевой сферы детей и подростков, относящихся к любому типу дизонтогенеза. То есть наличие любой патологии приводит к возникновению ощущения неполноценности, ущемленности, и как результат - активизации защитных механизмов, которые могут проявляться и в тревожности (3. Фрейд,
А. Адлер, Л. С. Выготский).
Результаты диагностики также позволили выявить, что все слабослышащие младшие подростки экспериментальной выборки испытывают острую необходимость в отношениях, построенных на доверии (М. Люшер). Можно предположить, что это обусловлено общими возрастными закономерностями развития - повышение значимости общения со сверстниками в подростковом возрасте. Поэтому обнаруженная тревожность является следствием неудач в общении и социальной неудовлетворенности.
При анализе гендерных различий в проявлении тревожности оказалось, что для 52 % слабослышащих девочек и 31 % слабослышащих мальчиков младшего подросткового возраста характерно эмоциональное напряжение, вызванное внутренними противоречиями. Обнаружена чрезмерная восприимчивость и потребность в покое и разрядке, желание более бережного обращения. Эти данные, подтверждаются результатами, полученными на первом этапе диагностики (методика Е. Е. Рами-циной). У испытуемых выявлен высокий уровень тревожности по шкале
6 «Тревога, связанная с успешностью в обучении». Вероятно, это обусловлено социальной дезадаптацией при переходе испытуемых из начального звена в основное.
У всех обследуемых глухих и слабослышащих младших подростков с нарушениями интеллекта отмечается состояние возбуждения, неудовлетворенное притязание на собственную силу, твердость и превосходство. Эти показатели (по диагностическим данным теста М. Люшера) могут быть интерпретированы как проявление страха перед ограничениями; страха, что придется подчинить свое поведение необходимости. Данные результаты дополнены и подтверждены диагностическими исходными показателями МОДТ Е. Е. Рамициной (отсутствие высокого уровня тревожности у детей с нарушенным слухом по шкалам 2, 5, 7). Такие характеристики особенно ярко проявляются при нарушении интеллектуальной сферы в подростковом возрасте (В. И. Лубовский, В. В. Лебединский).
В ходе итогового анализа оказалось, что 45 % слабослышащих старших подростков с сохранным интеллектом легко поддаются влиянию окружающих, зависимы от настроения группы, считают, что их благополучие зависит от гармоничности отношений с окружающими. Таких детей обстоятельства вынуждают идти на компромиссы, подчинять ситуациям свои намерения и желания и на время отказаться от некоторых ве-
щей, которых они не желают. Мы полагаем, что это связано либо с искажением социометрического статуса слабослышащих подростков в классе, либо с их внутренними психологическими доминантами развития.
У всех испытуемых данной группы также отмечается стремление к общению с людьми, которые могли бы способствовать их интеллектуальному развитию, желание быть любимыми, уважаемыми, вызывающими чувство восхищения. Это дополняет диагностические результаты первого этапа экспериментальной работы: у данной группы испытуемых обнаружены высокие показатели тревожности по шкале 2 «Тревога во взаимоотношениях со сверстниками» и шкале 7 «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения». Возможно, это обусловлено хорошо развитыми социальными умениями. Для подтверждения выявленных тенденций необходим математический анализ, что будет следующим этапом нашего исследования. Данная проблема требует дальнейшего изучения с целью уточнения внутриличност-ных и социально-детерминированных механизмов тревожности.
Представленные результаты диагностики являются лишь первым этапом теоретико-экспериментальной работы, посвященной специфическим проявлениям тревожности, а также путям и средствам ее преодоления у детей подросткового возраста с нарушениями слуха.
Литература
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. - М. : «Академия», 2002. - 224 с.
2. Богданова, Т. Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников / Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова // Дефектология. 1998. № 3.
С. 40 - 43.
3. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - М. : «Академия», 2006. - 544 с.
4. Брызгалов, М. В. Совершенствование коррекционно-образова-
тельной работы с глухими и слабослышащими детьми в условиях специализированного центра реабилитации детей с нарушенным слухом: Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.03 защищена: 29.12.98. / Брызгалов Михаил Викторович. -Екатеринбург, 1998. - 188 с.
5. Вийтар, Э. А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников / Э. А. Вийтар // Дефектология. 1981. №
4. С. 30 - 36.
6. Герасименко, Ю. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: Монография / Г. А. Карпова ; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2004. - 163 с.
7. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е.
В. Никифорова. - М. : «Академия», 2004. - 288 с.
8. Прихожан, А. М. Психология тревожности / А.М. Прихожан. -СПб. : «Питер», 2007. - 192 с.
© В. М. Волкова, 2010