Научная статья на тему 'Психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха'

Психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
625
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ / ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / МЕХАНИЗМЫ ТРЕВОЖНОСТИ / ANXIETY / THE ORIGIN OF ANXIETY / JUVENILES WITH THE BREACH OF HEARING / MECHANISMS OF ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Домчук Виктория Михайловна

Описывается психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха на основе оценки детерминант и механизмов данного эмоционального феномена. Характеризуются основные факторы, определяющие возникновение и содержание тревожных переживаний в зависимости от слуховых, речевых и интеллектуальных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODYNAMIC CONTENT OF ANXIETY OF JUVENILES WITH THE BREACH OF HEARING

Psychodynamic content of juveniles’ anxiety with the breach of hearing on the basis of explored determinations and mechanisms of this emotional phenomenon is described. Psychological mechanisms and main determinations are characterized, which are determinations of the juveniles’ anxiety with the breach of hearing according to the specificity of disonthogenesis.

Текст научной работы на тему «Психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха»

УДК 159.922.76

ББК Ю972.2+Ю941.5-52 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.01

В. М. Домчук

Нижний Тагил, Россия

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Аннотация. Описывается психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха на основе оценки детерминант и механизмов данного эмоционального феномена. Характеризуются основные факторы, определяющие возникновение и содержание тревожных переживаний в зависимости от слуховых, речевых и интеллектуальных возможностей.

Ключевые слова: тревожность; содержание тревожности; дети подросткового возраста с нарушениями слуха; механизмы тревожности.

Сведения об авторе: Домчук Виктория Михайловна.

Место работы: ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия», г. Нижний Тагил.

Контактная информация: 62203 дейская, 57.

E-mail: vvm 1983@mail.ru.

Любые эмоциональные состояния человека, в том числе и тревожность, сопровождаются психодинамическими процессами, понимание которых позволяет лучше оценить их интенсивность и степень влияния на различные виды деятельности. Проблема тревожности оказывается особенно острой в период подросткового возраста

V. М. Domehuk

Nizhny Tagil, Russia

psychodynamic content of anxiety of juveniles with the breach of hearing

Abstract. Psychodynamic content of juveniles’ anxiety with the breach of hearing on the basis of explored determinations and mechanisms of this emotional phenomenon is described. Psychological mechanisms and main determinations are characterized, which are determinations of the juveniles’ anxiety with the breach of hearing according to the specificity of disonthogenesis.

Key words: anxiety, the origin of anxiety, juveniles with the breach of hearing; mechanisms of anxiety.

About the author: Domchuk Victo-riya Mikhailovna.

Place of employment: Nizhniy Tagil State Social-pedagogical Academy, Nizhny Tagil.

1, г. Нижний Тагил, ул. Красногвар-

(Г. Ш. Габдреева, А. М. Прихожан и др.), что связано с качественными преобразованиями социальных связей и внутриличностными изменениями, характерными для данного периода.

При изучении скрытых механизмов тревожности у детей с нарушениями слуха специалисты сталкиваются с трудностями, обу-

© Домчук В. М., 2013

словленными несформированно-стью рефлексии и ограничениями вербального контакта между психологом и испытуемыми. Успешное решение этой сложной экспериментальной задачи, на наш взгляд, возможно за счет применения проективных методик и диагностических инструментов, основанных на экспертной оценке, использования методов математической статистики при анализе эмпирических данных.

В рамках настоящего исследования была составлена комплексная программа диагностики, которая включала вышеперечисленные методы. Основные цели программы — выявление наиболее значимых социальных и психологических детерминант и оценка механизмов возникновения тревожности в подростковом возрасте в условиях слуховой депривации в сочетании с вербальными и интеллектуальными ограничениями у испытуемых. Экспериментальную выборку составили учащиеся ГКОУ СО «Нижнетагильская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат» в возрасте от 11 до 17 лет и лица из их ближайшего окружения (опекуны, родители, учителя). В зависимости от специфики проявления нарушений развития, дети, принимавшие участие в экспериментальной работе, были разделены на шесть подгрупп в соответствии с классификацией И. В. Брызгалова:

1) неслышащие с нормальным интеллектуальным развитием и сформированной речью;

2) неслышащие и позднооглох-шие с нарушениями интеллекта и несформированной речью;

3) слабослышащие с нормальным интеллектуальным развитием и сформированной речью;

4) слабослышащие с нормальным интеллектуальным развитием и не-сформированной речью;

5) слабослышащие с нарушениями интеллекта и несформирован-ной речью;

6) неслышащие с нормальным интеллектуальным развитием.

Интерпретация данных, полученных при обследовании 145 испытуемых, позволила дифференцировать основные тревогогенные факторы и выявить их зависимость от степени потери слуха, уровня сформированности речи и наличия сочетанной интеллектуальной недостаточности.

В результате оказалось, что высокие показатели тревоги детерминированы различными комбинациями факторов в подгруппах слабослышащих, неслышащих и испытуемых с нарушениями слуха в сочетании с интеллектуальной недостаточностью.

Так, при остаточном слухе и глухоте наиболее значимая связь обнаружена между тревогой и следующими переменными:

• уровнем сформированности речи;

• степенью осознания собственного дефекта;

• симптомами подросткового кризиса.

При нарушениях слуха, сочетающихся с интеллектуальной не-

достаточностью, большее значение приобретают следующие факторы:

• наличие органического синдрома;

• кризис идентификации;

• гендерный фактор (более выявлены проявления тревожности у мальчиков подросткового возраста с нарушениями слуха, сочетающимися с нарушениями интеллекта).

В ходе исследования обнаружено, что у детей подросткового возраста с нарушениями слуха при сохранном интеллекте психодинамическое содержание тревожности в большей степени определяется аспектами социального и личностного функционирования: барьерами речевой коммуникации, осознанием и неустойчивостью (у слабослышащих) сурдостатуса, стремлением к эмансипации и нарушением отношений с родителями. В то же время при сочетанной интеллектуальной недостаточности у детей с нарушениями слуха эмоциональное неблагополучие определяется физиологическими параметрами. То есть тревожность преимущественно проявляется в телесных, соматических реакциях и имеет прямую связь со специфическими нарушениями в работе центральной нервной системы. Эти данные подтверждаются также исследованиями тревожности при интеллектуальных расстройствах (Н. П. Кондратьева, М. А. Панфилова и др.).

Использование метода факторного анализа позволило выявить характерные проявления различных вариантов тревоги у испытуемых и зависимость ее проявления от ди-

зонтогенетических факторов: со-

хранности слуха, сформированно-сти речи и наличия сочетанной интеллектуальной недостаточности. Так, оказалось, что для слабослышащих детей общая (свободноплавающая) тревога не характерна, но ситуативная, локально проявляющаяся, например в связи с оценкой окружающих, встречается чаще, чем у испытуемых других подгрупп, причем с увеличением возраста детей эта тенденция усиливается.

Анализ эмпирических данных позволил выявить зависимость тревоги от речевых возможностей детей с нарушением слуха. Первоначально было выдвинуто предположение о том, что речевые ограничения, которые при нарушениях слуха являются вторичным дефектом, имеют большое значение для определения психодинамического содержания тревоги. Условием ее возникновения могут быть как блокированная потребность в коммуникации, так и несовпадение речевых возможностей у детей, владеющих дактильной или жестовой речью, и родителей (опекунов), использующих только традиционные формы речевого контакта.

В результате проведенного исследования оказалось, что в большей степени взаимосвязь тревожности и особенностей речи характерна для слабослышащих в ситуации самовыражения. Этот вид тревоги имеет максимальные показатели. Чем ниже уровень развития речи при достаточно высоких слуховых возможностях, тем выше уровень тревоги в ситуациях само-

выражения. Важно отметить, что наличие сочетанной интеллектуальной недостаточности при этом же показателе сохранности слуха приводит к снижению показателей тревоги. Такая закономерность, подтвержденная математическими методами, может быть интерпретирована следующим образом: осознание речевого дефекта, которое обеспечивается слуховыми возможностями (ребенок сравнивает собственную речь и речь других людей) и интеллектуальной сохранностью (способностью делать умозаключения) является значимым тревогогенным фактором в ситуациях самовыражения.

Экспериментальные данные также показали, что уровень сфор-мированности речи является значимой детерминантой общей тревожности испытуемых. Низкий уровень речевых возможностей усиливает общую тревогу, а при сформированной речи у слабослышащих этот вариант изучаемого феномена имеет самые низкие показатели (1,38). Очевидно, что относительно хорошо сформированная речь способствует более успешной социальной адаптации и, как следствие, ведет к снижению общей тревожности детей данной подгруппы.

В группе неслыщащих выраженной, подтвержденной методами математической статистики взаимозависимости фактора сфор-мированности речи и каких-либо вариантов тревоги и тревожности не обнаружено. Однако при оценке влияния на показатели тревоги

других параметров обнаружена интересная тенденция: неслышашие дети, постоянно проживающие в условиях семьи, более тревожны, чем те, которые больше времени проводят в школе-интернате. Возможно, эти данные косвенно свидетельствуют о значимости речевого взаимодействия в семье для определения психодинамического содержания тревожности. Практикой доказано, что у неслышащих детей в семье меньше возможностей использовать жестовые формы коммуникации для удовлетворения потребности в общении. Можно предположить, что эта ситуация определяет неустойчивость сурдо-статуса и является фундаментом эмоционального неблагополучия детей.

Иную картину демонстрирует зависимость показателей сформи-рованности речи и тревоги в группе испытуемых, имеющих сочетанную интеллектуальную недостаточность. Для них преобладающей является общая, свободноплавающая тревожность, которая возникает на фоне неблагоприятных стилей семейного воспитания. Оказалось, что существует обратная зависимость между переменными сфор-мированности речи и социальной тревоги. То есть чем выше уровень первого параметра — тем ниже второго. Важно отметить, что, в отличие от других категорий испытуемых, дети с сочетанными нарушениями демонстрируют гендерные различия в проявлении тревожности (мальчики более тревожны).

Дифференциация детерминирующих тревогу факторов и ее психодинамических механизмов позволила составить и апробировать комплексную модель психологической коррекции и профилактики тревожности, где представлены три структурообразующих блока:

- блок повышения речевой компетентности и преодоления речевой фрустрированности;

- блок самоактуализации личности (минимизации личностного фактора тревожности);

- блок эффективной коммуникации в группе и минимизации социального фактора тревожности.

Такая партисипативная модель психолого-педагогического сопровождения призвана реализовать системный подход в коррекции и профилактике подростковой тревожности при различных нарушениях слуха с учетом слухо-речевых и интеллектуальных возможностей детей.

Литература

1. Басилова, Т. А. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья / Т. А. Басилова, И. В. Моисеева, Е. А. Саприна, А. Ю. Хохлова //

Психологическая наука и образование. — 2010. — № 2. — С. 82—90.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. — М. : Педагогика, 1983. — 368 с.

3. Габдреева, Г. Ш. Системное исследование тревожности / Г. Ш. Габдреева // Психология психических состояний : сб. статей / под ред. проф.

A. О. Прохорова. — Казань : КГПУ, 2001. — Вып. 3. — С. 92—107.

4. Извольская, А. А. Развитие само-восприятия детей с нарушениями слуха в разных условиях школьного образования / А. А. Извольская // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 2. — С. 91—98.

5. Кондратьева, Н. П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития : дис. ... канд. психол. наук :

19.00.10 / Н. П. Кондратьева. — Н. Новгород, 2002. — 241 с.

6. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей /

B. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 15—19.

7. Панфилова, М. А. Коррекция тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития : дис. . канд. психол. наук : 19.00.10 / М. А. Панфилова. — М., 2007. — 160 с.

8. Прихожан, А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности : дис. . д-ра психол. наук :

19.00.13 / А. М. Прихожан. — М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.