Научная статья на тему 'Психологическая модель выявления потенциальных скулшутеров в цифровой образовательной среде'

Психологическая модель выявления потенциальных скулшутеров в цифровой образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скулшутинг / колумбайн / психологическая безопасность / цифровизация / массовые убийства / информационно-психологическая безопасность / компьютерные технологии / school shooting / columbine / psychological security / digitalization / mass murders / information and psychological security / computer technologies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Диана Роландовна Белодед, Вали Фатехович Енгалычев, Владимир Александрович Корзунин, Сергей Витальевич Духновский

Введение. Вооруженное нападение на обучающихся и педагогических работников образовательных организаций в последние годы становится острой социальной проблемой. Противодействие массовым убийствам требует разработки системы психологического мониторинга, позволяющей собирать, обобщать и оценивать наличие факторов риска. Ее отсутствие обусловлено необходимостью решения теоретических и методологических задач, обеспечивающих изучение поведенческих, психологических, социальных предпосылок скулшутинга. Целью исследования выступает разработка концептуальных оснований и теоретической модели программы, позволяющей выявлять лиц, обладающих сходными со скулшутерами психологическими, социальными, поведенческими и иными признаками. Материалы, результаты и обсуждение. Рассмотрены основные подходы к созданию программы определения лиц с потенциально опасными тенденциями. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований описаны внешние (социальные) и внутренние (индивидуально-психологические) характеристики личности скулшутера. Сформулированы принципиальная модель поиска представителей группы риска и методика оценки риска реализации опасного поведения. Определена роль искусственной нейронной сети в выявлении, анализе и оценке признаков риска. Представлены поведенческие, психологические и социальные индикаторы отнесения лиц к группе риска. Предложен алгоритм действий педагогических работников в отношении обучающихся, склонных к организации вооруженного нападения на образовательную организацию. Выводы. Предложенная модель программы основывается на существующих представлениях о предпосылках вооруженных нападений на образовательные организации и требует дальнейшей верификации и валидизации. Вместе с тем ее разработка обогащает существующие методы противодействия массовым убийствам обучающихся и педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Диана Роландовна Белодед, Вали Фатехович Енгалычев, Владимир Александрович Корзунин, Сергей Витальевич Духновский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Model for Revealing Potential School Shooters in a Digital Educational Environment

Introduction. Armed attacks on students and pedagogical workers of educational organizations have become an acute social problem in recent years. Counteraction to mass murder demands development of a system of psychological monitoring, which makes it possible to collect, summarize and evaluate the presence of risk factors. Its absence determines the necessity of solving theoretical and methodological problems, which provide the study of behavioral, psychological, social prerequisites of school shooting. The aim of the research is to develop conceptual foundations and a theoretical model of the program to reveal persons at risk who have psychological, social, behavioral and other features similar to those of school shooters. Materials, Results and Discussion. The main approaches to creating a program to reveal individuals with potentially dangerous tendencies were reviewed. Based on the analysis of domestic and foreign studies external (social) and internal (individual-psychological) characteristics of the school shooter are described. The authors formulate the principle model of risk group search and the method of risk assessment of dangerous behavior implementation. The role of artificial neural network in revealing, analyzing and estimating the signs of risk is defined. The paper presents behavioral, psychological and social indicators assigning individuals to a risk group. An algorithm of actions of the teaching staff with regard to the students inclined to organizing an armed attack on educational organization is offered. Conclusions. The proposed program model is based upon the existing understanding of the prerequisites for armed attacks on educational institutions, and requires further verification and validation. At the same time, its development enriches the existing methods of counteracting mass murders of students and pedagogical personnel.

Текст научной работы на тему «Психологическая модель выявления потенциальных скулшутеров в цифровой образовательной среде»

Научно-практическая статья

УДК 159.9 © Д. Р. Белодед, В. Ф. Енгалычев, В. А. Корзунин, С. В. Духновский, 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-192-34-40

5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Психологическая модель выявления потенциальных скулшутеров в цифровой образовательной среде

Диана Роландовна Белодед \ судебный эксперт-психолог; [email protected]; https://оrcid.org/0000-0003-3608-2733 Вали Фатехович Енгалычев \ доктор психологических наук, профессор, руководитель Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики, профессор кафедры общей и социальной психологии; [email protected]; https://оrcid.org/0000-0002-3587-8986

Владимир Александрович Корзунин 2, доктор психологических наук, профессор; [email protected]; https://оrcid.org/0000-0001-7332-6771

Сергей Витальевич Духновский 3, доктор психологических наук, профессор, профессор Высшей психолого-педагогической школы Гуманитарного института; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3118-9988

1 Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 248023, Калуга, ул. Степана Разина, 26, Россия

2 Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6, Россия 3Югорский государственный университет, 628007, Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16, Россия

Реферат

Введение. Вооруженное нападение на обучающихся и педагогических работников образовательных организаций в последние годы становится острой социальной проблемой. Противодействие массовым убийствам требует разработки системы психологического мониторинга, позволяющей собирать, обобщать и оценивать наличие факторов риска. Ее отсутствие обусловлено необходимостью решения теоретических и методологических задач, обеспечивающих изучение поведенческих, психологических, социальных предпосылок скулшутинга. Целью исследования выступает разработка концептуальных оснований и теоретической модели программы, позволяющей выявлять лиц, обладающих сходными со скулшутерами психологическими, социальными, поведенческими и иными признаками. Материалы, результаты и обсуждение. Рассмотрены основные подходы к созданию программы определения лиц с потенциально опасными тенденциями. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований описаны внешние (социальные) и внутренние (индивидуально-психологические) характеристики личности скулшутера. Сформулированы принципиальная модель поиска представителей группы риска и методика оценки риска реализации опасного поведения. Определена роль искусственной нейронной сети в выявлении, анализе и оценке признаков риска. Представлены поведенческие, психологические и социальные индикаторы отнесения лиц к группе риска. Предложен алгоритм действий педагогических работников в отношении обучающихся, склонных к организации вооруженного нападения на образовательную организацию. Выводы. Предложенная модель программы основывается на существующих представлениях о предпосылках вооруженных нападений на образовательные организации и требует дальнейшей верификации и валидизации. Вместе с тем ее разработка обогащает существующие методы противодействия массовым убийствам обучающихся и педагогических работников.

Ключевые слова: скулшутинг, колумбайн, психологическая безопасность, цифровизация, массовые убийства, информационно-психологическая безопасность, компьютерные технологии

Для цитирования: Белодед Д. Р., Енгалычев В. Ф., Корзунин В. А., Духновский С. В. Психологическая модель выявления потенциальных скулшутеров в цифровой образовательной среде // Психопедагогака в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1(92). С. 34-40. 1^://(1окогдЛ0. 24412/1999-6241-2023-192-34-40

Scientific and Practical Article

UDC 159.9 © D. R. Beloded, V. F. Engalychev, V. A. Korzunin, S. V. Dukhnovsky, 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-192-34-40

5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security

Psychological Model for Revealing Potential School Shooters in a Digital Educational Environment

Diana R. Beloded \ forensic psychologist; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3608-2733

Vali F. Engalychev \ Doctor of Science in Psychology, Professor, Head of the Research Center of Forensic Expertise and Criminalistics, Professor at the chair of General and Social Psychology; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3587-8986 Vladimir A. Korzunin 2, Doctor of Science in Psychology, Professor; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-7332-6771 Sergey V. Dukhnovsky 3, Doctor of Science in Psychology, Professor, Professor of the Higher School of Psychology and Education of Humanitarian Institute; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3118-9988

1 K. E. Tsiolkovsky Kaluga State University, 26 Stepan Razin st., Kaluga, 248023, Russia

2 S. M. Kirov Military Medical Academy, 6 Akademik Lebedev st., St. Petersburg, 194044, Russia

3 Yugra State University, 16 Chekhov st., Khanty-Mansiysk, 628007, Russia

Abstract

Introduction. Armed attacks on students and pedagogical workers of educational organizations have become an acute social problem in recent years. Counteraction to mass murder demands development of a system of psychological monitoring, which makes it possible to collect, summarize and evaluate the presence of risk factors. Its absence determines the necessity of solving theoretical and methodological problems, which provide the study of behavioral, psychological, social prerequisites of school shooting. The aim of the research is to develop conceptual foundations and a theoretical model of the program to reveal persons at risk who have psychological, social, behavioral and other features similar to those of school shooters. Materials, Results and Discussion. The main approaches to creating a program to reveal individuals with potentially dangerous tendencies were reviewed. Based on the analysis of domestic and foreign studies external (social) and internal (individual-psychological) characteristics of the school shooter are described. The authors formulate the principle model of risk group search and the method of risk assessment of dangerous behavior implementation. The role of artificial neural network in revealing, analyzing and estimating the signs of risk is defined. The paper presents behavioral, psychological and social indicators assigning individuals to a risk group. An algorithm of actions of the teaching staff with regard to the students inclined to organizing an armed attack on educational organization is offered. Conclusions. The proposed program model is based upon the existing understanding of the prerequisites for armed attacks on educational institutions, and requires further verification and validation. At the same time, its development enriches the existing methods of counteracting mass murders of students and pedagogical personnel.

Keywords: school shooting, columbine, psychological security, digitalization, mass murders, information and psychological security,

computer technologies

Citation: Beloded D. R., Еngalychev V. F., Korzunin V. А., Dukhnovsky S. V. Psychological Model for Revealing Potential School Shooters in a Digital Educational Environment. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 1(92). Pp. 34-40 (In Russ). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-192-34-40

Основные положения

1. Раннее выявление лиц, склонных к скулшутингу, требует разработки нового инструментария, обеспечивающего сбор, обобщение и анализ информации об их поведении, особенностях личности и социальных взаимоотношениях.

2. Отсутствие научных представлений о психологическом механизме скулшутинга обусловливает использование больших массивов эмпирических данных о психическом, психологическом и социальном состоянии лиц с потенциально опасным поведением.

3. Предложенная модель программы выявления риска возникновения потенциально опасных тенденций предполагает применение искусственной нейронной сети, обеспечивающей обработку гетерогенной информации с фильтрацией ошибок, что позволяет выполнять количественную оценку факторов риска на различных выборках в режиме мониторинга.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Одной из актуальных тем современной юридической психологии и психологии безопасности является повышение эффективности противодействия терроризму и экстремизму во всех их формах [1]. Ведущим направлением здесь стала система образования и воспитания, к которой относятся школы, колледжи, вузы, молодежные сообщества, клубы и секции по интересам. Профилактическая работа, проводимая на государственном уровне, обязательно должна учитывать влияние СМИ, интернет-сообществ, телепередач и телешоу, вольно или невольно формирующих в молодежной среде склонность к жестоким и радикальным действиям [2].

Рассматриваемый в настоящей статье социальный феномен изучен не в полной мере. Учитывая, что он представляет собой деструктивную, крайне опасную форму

антисоциальной активности, для своевременного выявления и предотвращения скулшутинга требуется его изучение в таком психолого-социальном контексте, где были бы отражены многочисленные связи и отношения, влияющие на окончательное принятие молодым человеком решения о совершении целенаправленного насилия над своими сверстниками и учителями. Сложность и растущая актуальность проблемы диктуют необходимость практико-ориентированных исследований, когда теоретическая разработка проблемы связывается с ее быстрым воплощением в жизнь. Это двусторонний процесс, он бывает полезным, когда пилотажные эксперименты и полевые исследования даже несколько обгоняют и детализируют принятый дизайн исследования.

Вместе с тем диссертационных исследований, посвященных изучаемой проблеме (содержащих в названии «колумбайн», «скулшутинг», «массовые убийства в образовательных учреждениях»), в отечественной базе данных до сих пор нет, и проблема скулшутинга не раскрыта на уровне, необходимом и достаточном для выстраивания эффективного противодействия тенденциям распространения агрессивных поведенческих моделей в подростковой и молодежной среде [3].

Сложный возрастной период, переживание кризиса идентичности, внутрисемейные и межличностные конфликты, этнопсихологические проблемы, психопатология и другие факторы выступают благоприятной почвой для развития потенциально опасных тенденций личности. В целях своевременного выявления лиц группы риска, обладающих сходными со скулшутерами психологическими, социальными, поведенческими и иными признаками, необходимо создание психологической модели выявления потенциального скулшутера.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Угроза, которую представляет собой скулшутинг как

общественный феномен, заключается в причинении

тяжкого вреда здоровью или смерти в результате вооруженного нападения на учащихся и персонал в образовательных учреждениях. Кроме того, это имеет и тяжелые социально-психологические последствия. В последнее время названное явление становится серьезной общественной проблемой, так как действия массовых убийц для отдельных подростков служат моделью поведения, которой они хотят следовать [4].

Ряд исследователей связывает растущий интерес к скулшутингу с широким информированием о школьных расстрелах в СМИ, предполагая, что в этом процессе активно участвуют и те, кто заинтересован в распространении данного феномена [5-7]. Многозначность имплицитных смыслов этих актов может порождать новые формы реализации криминальных планов, не всегда понятных окружающим [8]. В цифровом пространстве тема скулшутинга и колумбайна нередко распространяется самими молодыми интернет-пользователями. Ими создаются виртуальные сообщества, объединяющие лиц, интересующихся материалами о скулшутерах, их образе жизни, мотивах поведения, способах реализации задуманного и пр. [9; 10]. Значительная часть аудитории — подростки старшего возраста, ассоциирующие собственные негативные переживания с поведением вооруженных сверстников. Вследствие вовлеченности подростка в данную субкультуру в течение длительного времени у него может сформироваться подобное желание и даже намерение совершить аналогичное преступление [11].

В Российской Федерации ведется профилактическая работа с молодежью в целях противодействия проявлениям преступного поведения [12]. Некоторые авторы указывают на последовательность шагов в профилактике скулшутинга. Так, по мнению Н. Ф. Борисовой, они включают в себя: сбор и анализ данных по теме исследования в виртуальном пространстве и в условиях реальной среды; определение лиц, относящих себя к субкультуре колумбайна; разработку для образовательных учреждений методических рекомендаций по оценке реальных угроз и профилактике скулшутинга [13].

Для многих лиц со склонностью к отклоняющемуся поведению наличие социальных связей в онлайн-среде является опорной точкой в принятии ими критически важных решений, сохранении мотивации, а нередко и двигательным механизмом в организации и подготовке преступления [14; 15]. Некоторые исследователи выделяют четыре значимых фактора, среди которых личность, семья, школьная и социальная среда, проблемы в них могут стать определяющими в решении совершить преступление [16].

К личностным особенностям, присущим скулшу-терам, исследователи относят психические заболевания, обусловленные в том числе и органической патологией, сформировавшейся во внутриутробном периоде раз-

вития [17]. По данным зарубежных исследователей, скулшутерам присущи психические расстройства депрессивного и шизоидного вида, причем многие из них получали специализированную помощь [18]. Среди характерологических особенностей скулшутеров можно выделить два противоположных по содержанию комплекса черт: импульсивно-возбудимый, проявляющийся во враждебно-жестоком отношении к окружающим, сочетающийся с нарциссизмом и эгоизмом, и иппохон-дрически тревожный — с реакциями самообвинения, суицидальными фантазиями и избеганием социального взаимодействия [19]. Определяя самоотношение и самовосприятие скулшутеров, зарубежные авторы отмечают, что им присуща диффузная идентичность, выражающаяся в противоречивых представлениях о себе, своих жизненных планах и целях. Как правило, их «образ Я» не соответствует мнению лиц, входящих в их социальное окружение, а их самооценка либо завышена, либо снижена [20].

Семейное окружение скулшутеров характеризуется нарушенным взаимодействием с родителями и близкими родственниками. Анализ зарубежных данных выявил, что часто кто-либо из родителей оказывает физическое, сексуальное насилие, нередко родственники употребляют психоактивные вещества, имеют криминальный опыт [21].

Взаимоотношениям со школьной и социальной

средой у скулшутеров свойственны малое количество социальных связей, отсутствие близких друзей, низкий статус в неформальных группах сверстников. Как правило, большинство лиц, совершивших нападения на школы, подвергались буллингу со стороны одноклассников и сверстников [22]. Исследователи предполагают, что базовым мотивом скулшутинга выступает стремление к отмщению за физическое и психологическое насилие окружающих [23].

Обобщая, можно заключить, что скулшутинг является сложным по организации образующих его факторов и комплексным по их взаимодействию социально-психологическим феноменом. Предпосылками к его совершению выступают психические заболевания, характерологические особенности, личностные свойства и индивидуальные представления лиц, специфика их взаимоотношений с социальным окружением. Отсутствие научных представлений о механизме формирования скулшутинга не позволяет установить причины, дифференцировать факторы и условия, которые регулируют этот процесс, повышая или снижая вероятность его реализации. В то же время существующие аналитические работы дают возможность оценивать вероятность риска вооруженного нападения на обучающихся.

Трудности в прогнозировании риска скулшутинга заключаются в отсутствии комплекса показателей, однозначно указывающих на риск совершения массового убийства. Кроме того, выполнение прогноза

затруднено необходимостью сбора значительного массива социальной и психологической информации, содержащейся в различных источниках. Оценка соответствия данной информации модели поведения скулшутера требует определения базовых (основных) и факультативных (дополнительных) критериев, вклад которых в прогнозирование может варьироваться в зависимости от мотива массового убийства, комплекса личностных и социальных факторов, условий и обстоятельств [24]. Обобщая наиболее существенные факторы риска, можно условно разделить их на внешние и внутренние (табл. 1).

Таблица 1. Внешние и внутренние факторы риска возникновения потенциально опасных тенденций (ТаЬ1е 1. External and internal risk factors in arising

of potentially dangerous tendencies)

Социальные факторы (внешние) Психологические (внутренние)

Внутрисемейные конфликты Депрессивное состояние

Безнадзорность Высокая внушаемость

Социальная изоляция Психическое заболевание

Конфликты внутри образовательной среды Переживание длительной психотравмирующей ситуации

Доступ к оружию Замкнутость

Игромания Предсуицид

Деструктивный цифровой контент, поддерживающий насилие Диффузная идентичность

Обзор показал, что в отечественных и зарубежных источниках наблюдается дефицит научных исследований психологии безопасного поведения участников образовательных отношений при вооруженном нападении на образовательную организацию. Научные труды в этой области подтверждают потребность в изучении психологического и поведенческого профилей молодого человека с обозначившимися криминальными тенденциями его особенностей [25]. Их выявление и анализ позволят выбрать наиболее продуктивный способ профилактики, а также провести своевременную коррекцию качеств личности подростков, склонных к антисоциальному поведению, но еще не совершивших конкретные противоправные деяния.

Материалы и методы

Предметом исследования выступает модель программы определения лиц с потенциально опасными тенденциями. Ее разработка осуществляется на основе уже существующих подходов и программ выявления лиц, склонных к агрессивно-насильственному поведению, однако отличается от них показателями и критериями оценки скулшутинга, а также процедурой их выявления и последующего сопровождения.

Изучались результаты современных отечественных [10; 16; 17; 24; 25] и зарубежных [18; 19; 21] исследований факторов, причин и условий скулшутинга.

Методом исследования выступает моделирование, заключающееся в систематизации личностных черт и социальных взаимоотношений, присущих лицам, осущест-

влявшим вооруженные нападения на образовательные организации.

Результаты и обсуждение

Программа выявления потенциальных скулшуте-ров. Посредством объединения клинических, психологических и социальных признаков скулшутеров нами была разработана программа определения лиц с потенциально опасными тенденциями (далее — ПОЛПОТ).

Работа по выявлению таких лиц в некоторых чертах имеет сходство с оперативной, но в ней отсутствует специальная часть. Так, Д. В. Загребин отмечает, что на первоначальном этапе построения подобной работы устанавливаются лица, наиболее соответствующие требованиям запроса, затем в отношении каждого из них проводится ряд мероприятий: опрос, наведение справок, наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение [26].

ПОЛПОТ вполне может предусматривать определенные мероприятия из вышеприведенного списка, но в целом должна опираться на существенное использование современных аппаратно-программных средств. В частности, речь идет об искусственной нейронной сети, которая позволит получить поведенческий профиль скулшутера на основе значительного объема эмпирических данных.

Алгоритм систематизации данных заключается в тщательном подборе и анализе сведений об уже совершенных массовых убийствах в образовательных учреждениях. По имеющейся в открытых источниках информации и по материалам уголовных дел осуществляется набор критериев, соответствующих поведенческому профилю массового убийцы. На начальном этапе собираются все характеристики (возраст, внешний вид, психологические особенности, анамнез, музыкальные предпочтения, излюбленные жанры кинофильмов, книг, видеоигр, особенности профиля в социальных сетях, сведения о семье, успеваемость в учебном заведении и др.). Первоочередная задача — собрать максимально возможный классификатор критериев. Затем наиболее часто встречающиеся особенности скулшутеров объединяются в типовые поведенческие профили (очевидно, что это не один профиль), совпадение с которыми выступает основой для выявления подростка с потенциально опасными тенденциями, которые предположительно могут послужить основой для формирования предцидальной готовности — субъективной готовности совершить убийство. В последующем поведенческий профиль может быть дополнен психологическим профилем или даже проспективным психологическим портретом, как это делал, например, А. О. Бухановский (эксперт-психиатр, составивший психологический профиль серийного маньяка-убийцы А. Чикатило).

Схематично процедура выявления потенциальных скулшутеров представлена на рис. 1.

наход]

I

Что ищем?

мониторинга на основе критериев

I

Определение критериев, по которым можно судить о человеке как потенциальном скулшутере

Виртуальная среда

Отслеживание интернет следов -маркеров скулшутинга Социальное окружение

Маркеры скулшутинга в социальной среде

Внутренний мир

Психологическое состояние

На основе данных моделирования и социального прогноза На основе психологических данных скулшутеров

Работа обученной ИНС

TT

Данные для обучения ИНС

Нейросетевой анализ данных

Рис. 1. Схема поиска лиц с потенциально опасными тенденциями (Fig. 1. Search for persons with potentially dangerous tendencies)

В качестве основных задач реализации проекта выделим следующие: систематизацию информации обо всех случаях скулшутинга; выявление психологических и социальных признаков скулшутеров, совершивших нападение; разработку техники обнаружения поведенческих и иных признаков лиц, поведенческие профили которых близки к профилям уже известных скулшутеров; создание в структуре образовательного учреждения лаборатории информационно-психологической безопасности; представление итоговых данных в виде группы лиц с потенциально опасными тенденциями, совокупный индекс готовности к скулшутингу которых выше средневзвешенного индекса всей совокупности изученных лиц *.

Алгоритм определения риска потенциально опасного поведения. Для соотнесения всех составляющих факторов скулшутинга расчетный алгоритм предлагается представить в математическом выражении, что позволит проводить количественную оценку риска, сопоставлять и сравнивать уровни риска, полученные в разных выборках, осуществлять его мониторинг.

В качестве используемых переменных можно выделить «SS» (само событие скулшутинга; стрельба в учебном заведении с вероятностью 100%, или 1) и «К» (критерии оценки вероятности совершения скулшутинга индивидом).

Критерии, по которым событие стремится к 100% вероятности, — это критерии скулшутера, которые его к нему подталкивают, и их внешние проявления (просмотр фильмов определенной тематики, злоупотребление компьютерными играми, причисление себя к сообществу «колумбайн» и т. п.). Данные критерии характеризуют индивидуальные качества скулшутера. С увеличением суммы К возрастает и вероятность SS.

Соотношение SS с количеством критериев показывает коэффициент вероятности совершения массового убийства в образовательном учреждении. Таким образом, предлагаемые показатели могут использоваться

для оценки риска совершения вооруженного нападения на образовательную организацию применительно как к отдельным индивидам, так и к локальным группам (выборкам) обучающихся.

Предлагаемая программа является видом социальной прогностики и планирования, в частности, психолого-юридическим прогнозированием криминальных событий в целях их предотвращения. В учебном заведении реализация ПОЛПОТ может быть осуществлена посредством анализа данных, содержащихся в цифровой образовательной среде обучающихся (электронное информационное пространство, обеспечивающее доступ к портфолио, обмену учебным материалом студента с преподавателем, абонементу в библиотеке, участию/ неучастию в различных мероприятиях, табелю посещаемости, ссылкам на профили в социальных сетях и пр.).

Совпадения поведенческого профиля обучающегося с любым из профилей скулшутеров в менее чем 50% критериев не подлежат дальнейшему анализу в рамках ПОЛПОТ. В случае если коэффициент совпадения составит более 51%, могут быть проведены психологические обследования в целях определения индивидуально-психологических особенностей обучающегося. При этом должно быть обращено внимание на взаимные корреляции показателей, которые были получены на выборке по широкому спектру психодиагностических методик [18], а также их корреляции с определенными поведенческими признаками. После анализа совокупности полученных данных разрабатывается план психолого-педагогической работы с конкретными молодыми людьми. При вероятном совпадении профилей в 81-100% возможно привлечение специалистов и экспертов различных служб и ведомств для своевременного принятия эффективных мер противодействия потенциально опасному преступному поведению (рис. 2).

Рис. 2. Ранжирование обучающихся на группы в соответствии с мерой сближения поведенческих профилей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в процентном выражении (Fig. 2. Ranking the students into groups according to the degree of convergence of behavioural profiles in percentage terms)

В целях обеспечения защищенности проводимых мероприятий от внимания потенциальных скулшуте-

* Средневзвешенный показатель индекса будет установлен после завершения полевых исследований. 38 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Том 28, № 1(92)

ров реализация ПОЛПОТ не должна отражаться в открытых источниках.

На текущем этапе еще рано говорить о ретроспективной валидности выделенных критериев, но имеющаяся база данных происшедших трагических событий и сведения о личности преступников позволяют определить некоторые общие признаки скулшутеров:

— использование нескольких аккаунтов в социальных сетях с вымышленными именами, прямо или опосредованно связанными с тематикой скулшутинга, насилия, применения оружия и пр.;

— наличие знаковых обозначений в статусе, географии, содержании постов, комментариев;

— предупредительные заявления о планирующемся преступлении (письма, записки, видеообращения и пр.);

— наблюдаемые странности в поведении, его фиксируемое изменение для окружающих;

— выбор определенной одежды и ее цветовая гамма;

— предпочтение компьютерных игр и книг с сюжетами выраженной агрессивно-криминальной направленности; предпочтение ролевой позиции актора, преступника, насильника и др.;

— определенные действия в интернете, связанные с годовщинами массовых расстрелов, днями рождения скулшутеров и других известных массовых преступников [27; 28].

Поведение массового преступника характеризуется целесообразностью и организованностью, что не исключает эмоциональных «всплесков», а также наличия невыявленных операторов [29].

Результаты осуществления ПОЛПОТ, при достижении ею критериальной валидности, позволят распространить действие этой программы на другие асоциальные и антисоциальные образования, в частности экстремистов, неофашистов, анархистов и иных категорий лиц, склонных к социально-деструктивному поведению.

Итак, масштабное и комплексное изучение молодых людей в образовательных организациях с использованием возможностей нейронных сетей и аппаратно-программных комплексов позволит своевременно выявлять лиц, поведенческий профиль которых указывает на их потенциальную способность совершить скулшутинг. Такие лица должны быть в поле актуального

внимания всех заинтересованных служб и ведомств, прежде всего администраций самих учебных заведений, а тематика предотвращения массовых убийств ждет дальнейшей углубленной разработки со стороны юридических психологов.

Выводы

1. Разработанная в ходе исследования модель программы основывается на принципе профилирования поведения, осуществляемого посредством выявления показателей риска скулшутинга для конкретной выборки лиц.

2. Для оценки риска используется комплекс показателей, охватывающих клинические, личностные

и социально-психологические характеристики лиц, совершивших скулшутинг.

3. Реализация программы осуществляется посредством сбора социальной и психологической информации о критически значимых признаках потенциально опасного поведения.

4. Обработка информации осуществляется путем построения искусственной нейронной сети, обеспечивающей обобщение разнокачественных сведений, фильтрацию (устранение ошибок), выявление лиц с признаками потенциально опасного поведения.

Перспективы. Выполненное исследование имеет несколько перспектив. Разработка теоретической модели актуализирует изучение значения индивидуально-психологических, клинических и социальных факторов в детерминации и регуляции скулшутинга. Отсутствие научных знаний требует дальнейшего изучения скулшутинга с учетом его междисциплинарного характера и необходимости разработки специальной методологии.

Методическая перспектива исследования заключается в верификации описанной программы на выборке лиц, осуществлявших попытки вооруженного нападения на образовательные организации, проверке надежности ее положений в полевых исследованиях.

Практическая перспектива выполненного исследования состоит в дальнейшем совершенствовании мер предупреждения массовых убийств обучающихся и педагогических работников посредством разработки программ психолого-педагогического сопровождения.

Список источников

1. Boustras G., Waring A. Towards a reconceptualization of safety and security, their interactions, and policy requirements in a 21st century context. Safety Science. 2020. Vol. 132. 104942 p. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2020.104942.

2. Гончаров Л. А. «Колумбайн» и скулшутинг в структуре молодежного экстремизма и терроризма // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2019. № 2. С. 29-31.

3. Плотников В. В., Самойлов С. Ф. Проблема скулшутинга (колумбайна) в российской науке // Общество и право. 2021. № 2(76). С. 163-168.

4. Лукашкова И. Л., Ященко А. А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 2(12). C. 337-341.

5. Dahmen N. S. Visually Reporting Mass Shootings: U. S. Newspaper Photographic Coverage of Three Mass School Shootings. American Behavioral Scientist. 2018. Vol. 62, No. 2. Pp. 163-180. https://doi.org/10.1177/0002764218756921.

6. Harper K., Ryberg R., Temkin D. Data sources make it difficult to know how many school shootings happen each year. URL: https://www.childtrends.org/data-sources-make-it-difficult-to-know-whether-school-shootings-are-happening-more-often (дата обращения: 25.11.2022).

7. Meindl J. N., Ivy J. W. Mass shootings: The role of the media in promoting generalized imitation. American Journal of Public Health. 2017. Vol. 107, No. 3. Pp. 368-370. https://doi.org/10.2105/AJPH.2016.303611.

8. Мацута В. В., Мундриевская Ю. О., Сербина Г. Н., Мищенко Е. С. Анализ текстового контента девиантных онлайн-сообществ (на примере сообществ скулшутинга) // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 3. С. 90-101. https://doi.org/10.5281/ zenodo.3763848.

9. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4(32). С. 62-76.

10. Джембек Ю. И., Ефремова А. В., Моторина П. А., Фирер Н. Д. Психологические предпосылки и причины скулшутинга // Глобальный научный потенциал. 2021. № 10(127). С. 114-116.

11. Самосват О. И., Лемэр Л. Г., Бражников А. Е. Популяризация скулшутинга в социальных сетях // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход : мат-лы VII всерос. конф. с междунар. участием, Курск, 23-25 ноября 2017 г. Курск, 2017. С. 266-270.

12. Дамаскин О. В., Красинский В. В. О предотвращении «колумбайна» (скулшутинга) в образовательных организациях // Государство и право. 2020. № 11. С. 84-96.

13. Борисова Н. Ф. Скулшутинг — новая криминальная угроза обществу // Российский правовой журнал. 2021. № 1(6). С. 125-129.

14. Белодед Д. Р. Обеспечение психологической защищенности несовершеннолетних в сети Интернет в целях предотвращения преступлений против жизни и здоровья // Противодействие киберпреступлениям и преступлениям в сфере высоких технологий : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Москва, 02-03 декабря 2021. М., 2022. С. 108-112.

15. Beloded D. Psychological safety of underages in the context of digitalization. Child in the Digital World: The International Psychological Forum (Online, 1-2 June 2022): Book of Abstracts. Moscow, 2022. Pp. 4-8. https://doi.org/10.24412/cl-36956-2022-1-1-1.

16. Суходольская Ю. В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 3(77). С. 117-120.

17. Дозорцева Е. Г., Ошевский Д. С., Сыроквашина К. В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. С. 97-110. https://doi.org/10.17759/ psylaw.2020100208.

18. Lee J. H. School shootings in the U.S. public schools: Analysis through the eyes of an educator. Review of Higher Education and Self-Learning. 2013. No. 6. Pp. 88-120.

19. Neuman Y., Assaf D., Cohen Y., Knoll J. L. Profiling School Shooters: Automatic Text-Based Analysis. Frontiers in psychiatry. 2015. Vol. 6. Pp. 86-88. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2015.00086.

20. Злоказов К. В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 71-81.

21. Agnich L. E. A comparative analysis of attempted and completed school-based mass murder attacks. American Journal of Criminal Justice. 2015. Vol. 40. Pp. 1-22. https://doi.org/10.1007/s12103-014-9239-5.

22. Leary M. R., Kowalski R. M., Smith L., Phillips S. Teasing, rejection, and violence: Case studies of the school shootings. Aggressive Behavior. 2003. No. 29. Pp. 202-214. https://doi.org/10.1002/ab.10061.

23. Spiegel D., Alpert J. The relationship between shame and rage: Conceptualizing the violence at Columbine High School. Journal for the Psychoanalysis of Culture & Society. 2000. Vol. 5, No. 2. Pp. 237-245.

24. Орлов В. В. Закономерности в поведении лиц, осуществляющих вооруженные нападения на учебные учреждения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 3(90). С. 316-325. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-390-316-325.

25. Кишеньков Д. Г. Криминологические особенности личности студентов, совершающих преступления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 32-34.

26. Загребин Д. В. Проблемы предупреждения вооруженных нападений на учебные заведения (скулшутинг) // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 9-2(79). С. 135-138.

27. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки. М., 2012. 424 с.

28. Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 93-108. https:// doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920.

29. Енгалычев В. Ф., Ахмедшин Р. Л., Ахмедшина Н. В. Психолого-криминалистический анализ случая массового убийства: психологический профиль И. Р. Галявиева // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. С. 206-214. https:// doi.org/10.17223/15617793/475/25.

Поступила 17.11.2022; одобрена после рецензирования 27.11.2022; принята к публикации 30.11.2022.

Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.