Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВООРУЖЕННЫЕ НАПАДЕНИЯ НА УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВООРУЖЕННЫЕ НАПАДЕНИЯ НА УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛУМБАЙН / МАССОВЫЕ РАССТРЕЛЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / ШКОЛЬНАЯ СТРЕЛЬБА / СКУЛШУТИНГ / ЛУНАФАЗНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлов Владимир Владимирович

Введение. Выявляются закономерности в поведении лиц, осуществляющих массовые убийства в учебных заведениях, для разработки программы профилактики данного рода преступлений. Материалы и методы. Методом анализа конкретных ситуаций (кейс-метод) рассмотрены 107 случаев массовых расстрелов в учебных заведениях (скулшутинг) в России, США, Канаде, Германии и Финляндии. Каждый случай был проанализирован по шести критериям на предмет выявления географических, временных и лунафазных зависимостей. Результаты и обсуждение. Выявлено наличие статистически достоверной взаимосвязи между временем вооруженных нападений на учебные заведения и фазами лунного цикла. Установлен опасный период, включающий три дня до и три дня после «узловых» моментов лунного цикла - полнолуния или новолуния; наиболее же часто атаки на учебные заведения совершаются в период растущей Луны, на второй день по новолунию. Выводы. Доказанное отсутствие географических и календарных привязок эксцессов скулшутинга говорит об отсутствии у данного деструктивного явления организационных структур и координационных центров. На фоне несостоятельности попыток построить систему раннего выявления подобного рода преступлений исключительно на базе составления индивидуальных психологических портретов «школьных стрелков» необходима иная, объективная система выявления закономерностей, определяющих их поведение, элементом которой может стать привязка к фазам лунного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Орлов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIOUR PATTERNS OF PERSONS WHO COMMIT ARMED ATTACKS ON EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Introduction. The regularities in behaviour of persons who commit mass killings in educational institutions are revealed to develop a program for the prevention of this kind of crimes. Materials and Methods. 107 cases of mass shootings in educational institutions ("schoolshooting") in Russia, the USA, Canada, Germany and Finland were considered via case-study method. Each case was analyzed according to six criteria of identifying geographical, temporal and moon-phase dependencies. Results and Discussion. A statistically reliable relationship between the time of armed attacks on educational institutions and the phases of the lunar cycle was revealed. The author establishes the dangerous period, which covers three days before and three days after the "crucial" points of the lunar cycle - full moon or new moon; it is stated that the most frequent attacks on educational institutions are committed during the growing Moon, on the second day of the new moon. Conclusions. The proven absence of geographical and calendar bindings of excesses of "schoolshooting" indicates the absence of organizational structures and coordination centers for this destructive phenomenon. Against the background of failed attempts to build a system of early revealing of such crimes solely on the basis of drawing up individual psychological portraits of "school shooters", it is necessary to develop a different, objective system to identify patterns that determine their behavior, an element of which can be connected with the phases of the lunar cycle.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВООРУЖЕННЫЕ НАПАДЕНИЯ НА УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ»

Научно-практическая статья

УДК 343 © В. В. Орлов, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-390-316-325

5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология

Закономерности в поведении лиц, осуществляющих вооруженные нападения на учебные учреждения

Владимир Владимирович Орлов кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2972-5457 1Академия ФСИН России, 390000, Рязань, ул. Сенная, 1, Россия Реферат

Введение. Выявляются закономерности в поведении лиц, осуществляющих массовые убийства в учебных заведениях, для разработки программы профилактики данного рода преступлений. Материалы и методы. Методом анализа конкретных ситуаций (кейс-метод) рассмотрены 107 случаев массовых расстрелов в учебных заведениях (скулшутинг) в России, США, Канаде, Германии и Финляндии. Каждый случай был проанализирован по шести критериям на предмет выявления географических, временных и лунафазных зависимостей. Результаты и обсуждение. Выявлено наличие статистически достоверной взаимосвязи между временем вооруженных нападений на учебные заведения и фазами лунного цикла. Установлен опасный период, включающий три дня до и три дня после «узловых» моментов лунного цикла — полнолуния или новолуния; наиболее же часто атаки на учебные заведения совершаются в период растущей Луны, на второй день по новолунию. Выводы. Доказанное отсутствие географических и календарных привязок эксцессов скулшутинга говорит об отсутствии у данного деструктивного явления организационных структур и координационных центров. На фоне несостоятельности попыток построить систему раннего выявления подобного рода преступлений исключительно на базе составления индивидуальных психологических портретов «школьных стрелков» необходима иная, объективная система выявления закономерностей, определяющих их поведение, элементом которой может стать привязка к фазам лунного цикла.

Ключевые слова: колумбайн; массовые расстрелы в учебных заведениях; школьная стрельба; скулшутинг;

лунафазная активность

Для цитирования: Орлов В. В. Закономерности в поведении лиц, осуществляющих вооруженные нападения на учебные учреждения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 3(90). С. 316-325. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-390-316-325

Scientific and Practical Article

UDC 343 © V. V. Оrlov, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-390-316-325

5.3.5 Social Psychology, Political and Economic Psychology

Behaviour Patterns of Persons who Commit Armed Attacks on Educational Institutions

Vladimir V. Orlov \ Candidate of Sciences (in Medicine), senior lecturer at the chair of Psychology of Professional Activity in the Penitentiary System; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2972-5457 1 the Academy of the Russian Federal Penitentiary Service, 1 Sennaya st., Ryazan, 390000, Russia Abstract

Introduction. The regularities in behaviour of persons who commit mass killings in educational institutions are revealed to develop a program for the prevention of this kind of crimes. Materials and Methods. 107 cases of mass shootings in educational institutions ("schoolshooting") in Russia, the USA, Canada, Germany and Finland were considered via case-study method. Each case was analyzed according to six criteria of identifying geographical, temporal and moon-phase dependencies. Results and Discussion. A statistically reliable relationship between the time of armed attacks on educational institutions and the phases of the lunar cycle was revealed. The author establishes the dangerous period, which covers three days before and three days after the "crucial" points of the lunar cycle — full moon or new moon; it is stated that the most frequent attacks on educational institutions are committed during the growing Moon, on the second day of the new moon. Conclusions. The proven absence of geographical and calendar bindings of excesses of "schoolshooting" indicates the absence of organizational structures and coordination centers for this destructive phenomenon. Against the background of failed attempts to build a system of early revealing of such crimes solely on the basis of drawing up individual psychological portraits of "school shooters", it is necessary to develop a different, objective system to identify patterns that determine their behavior, an element of which can be connected with the phases of the lunar cycle.

Keywords: columbine; mass shootings in educational institutions; schoolshooting; school violence; Moon phase activity

Citation: Orlov V. V. Behaviour Patterns of Persons who Commit Armed Attacks on Educational Institutions. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 3(90). Pp. 316-325. (In Russ.) https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-390-316-325

Основные положения

1. Феномен вооруженных нападений на учебные учреждения (скулшутинг) давно выделился в самостоятельную социальную проблему. Интернет в целом и социальные сети в частности способствовали распространению данного явления в глобальном масштабе. При этом, несмотря на шаблонность действий «школьных стрелков» и выраженную их индуцированность, выявить четкие закономерности в их поведении пока не удалось.

2. Попытки создания системы раннего выявления подростков, склонных к такого рода преступлениям, только на основе составления усредненного психологического портрета «школьного стрелка» успехом не увенчались, в связи с чем возникла потребность выявления других — объективных — закономерностей поведения «скулшутеров», или факторов, это поведение определяющих.

3. Луна объективно оказывает влияние на планету Земля и ее обитателей; связь ее с физическим и психическим состоянием человека установлена и доказана. Изменения гравитационного влияния Луны в определенные моменты лунного цикла способны через эпифизарную систему вызывать гормональные сдвиги, в свою очередь ведущие к изменению поведенческих реакций.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. В исследованиях феномена скулшутинга мы сталкиваемся с парадоксом: невзирая на выраженные внешние влияния, «школьные стрелки» остаются преступниками-одиночками, что крайне затрудняет их выявление и профилактику указанных преступлений. Поиск закономерностей в их поведении, на основании которых можно было бы создать действенный алгоритм предотвращения подобных деяний, видится основным вопросом рассматриваемой проблемы.

Залогом успешного создания действенной методики предотвращения подобных инцидентов выступают составление психологического портрета среднестатистического «школьного стрелка» и определение его поведенческих паттернов. Несмотря на значительную работу, проведенную как отечественными, так и зарубежными специалистами, установление психологических закономерностей в поведении «школьных стрелков» не привело к созданию эффективных программ раннего выявления склонности учащихся к школьному насилию. В связи с этим ряд авторов предпринял попытки поиска иных — непсихологических — закономерностей в действиях «школьных стрелков» [1, с. 97].

В частности, устанавливалась взаимосвязь между временем нападений на учебные заведения и определенными календарными датами. Продиктовано это было тем фактом, что Э. Харрис и Д. Клиболд осуществили свою акцию в день рождения А. Гитлера. Ни одна из подобных попыток успехом не увенчалась, поскольку

данное совпадение носило случайностный характер и Харрис и Клиболд изначально планировали провести нападение 19 апреля, приурочив его к очередной годовщине террористического акта в Оклахома-сити. Иначе говоря, привязка к некоему событию действительно имелась, но она была неверно истолкована.

Основное же заблуждение подавляющего большинства исследователей данного феномена, по нашему мнению, заключается в том, что поиск закономерностей проводится ими в нематериальных сферах, в ущерб менее явным, но объективным влияниям.

Цель исследования — выявить наличие достоверных закономерностей в действиях «школьных стрелков» или обстоятельств, их сопровождающих, на основании которых можно было бы прогнозировать риск повторных эксцессов.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования помогут определить параметры опасного периода в осуществлении актов вооруженных нападений на учебные заведения и предусмотреть их в разработке программ по обеспечению безопасности школьников и студентов.

Материалы и методы

Методом анализа конкретных ситуаций (кейс-метод) рассмотрены 107 случаев массовых расстрелов в учебных заведениях (скулшутинг) в России, США, Канаде, Германии и Финляндии. Каждый случай был проанализирован по шести критериям на предмет выявления географических, временных и лунафазных зависимостей.

Для исследования взята выборка случаев вооруженных нападений на учебные заведения с 3 февраля 2014 г., момента первого российского скулшутинга, по 31 декабря 2021 г.

Вся информация по изучаемым случаям получена из открытых источников. При этом автор умышленно отказался от сведений, распространяемых в социальных сетях, ввиду низкой степени их достоверности и использовал только сайты государственных структур и официальные новостные ресурсы. Анализ был проведен методом конкретных ситуаций. Полученные результаты были математически проанализированы методами вариационной статистики с использованием параметрического ^критерия Стьюдента.

В выборку вошло 107 случаев вооруженных нападений на учебные заведения; из них 25 — происшедших на территории Российской Федерации и 82 — на территориях стран северного полушария: США, Канады, Германии и Финляндии.

Результаты и обсуждение

20 апреля 1999 г. учащиеся школы «Колумбайн» Эрик Харрис и Дилан Клиболд устроили в своем учебном заведении массовый расстрел, в ходе которого было убито 13 и ранено 22 школьника.

Харрис и Клиболд не просто совершили беспредельное по жестокости и цинизму преступление — они

Таблица 1. Случаи скулшутинга в учебных заведениях Российской Федерации за период 3 февраля 2014 г. —

31 декабря 2021 г. (основная группа) (Table 1. Schoolshooting Cases in Educational Institutions of the Russian Federation from February 3, 2014 to December 31, 2021

(main group))

Дата п гоисшествия Место происшествия Нападающий Пострадавшие

Год Месяц Число День недели Возраст Пол Убито Ранено Всего

2014 2 3 пн Отрадное 15 муж. 2 1 3

2014 10 21 чт Электросталь 14 муж. 1 0 1

2016 9 23 пт Суксун 23 муж. 0 1 1

2017 2 11 сб Нижнекамск 14 муж. 1 0 1

2017 5 12 пт Усинск 16 муж. 0 1 1

2017 9 5 вт Ивантеевка 15 муж. 0 4

2017 10 19 чт Сыктывкар ? муж. 0 1 1

2017 10 25 ср Волгоград ? муж. 1 0 1

2017 11 1 ср Москва 18 муж. 1 0 1

2017 11 28 вт Высоковск ? муж. 0 1 1

2017 12 18 пн Иркутск ? муж. 1 0 1

2017 12 21 чт Комсомольск-на-Амуре ? муж. 0 3

2018 1 15 пн Пермь 15, 16 муж. 0 15 15

2018 1 18 чт Симферополь ? муж. 0 1 1

2018 1 19 пт Улан-Удэ ? муж. 0 7 7

2018 3 21 ср Шадринск 13, 14, 13 жен. 0 7 7

2018 4 18 ср Стерлитамак 17 муж. 0 3 3

2018 5 10 чт Барабинск 16 муж. 0 3 3

2018 10 17 ср Керчь 18 муж. 21 67 88

2019 5 28 вт Вольск 13 муж. 0 1 1

2019 11 14 чт Благовещенск 19 муж. 1 3 4

2021 4 10 сб Санкт-Петербург ? муж. 0 0 0

2021 5 11 вт Казань 19 муж. 9 32 41

2021 9 20 пн Пермь 18 муж. 6 47 53

2021 12 13 пн Серпухов 18 муж. 0 13 13

ИТОГО: 44 211 255

породили абсолютно новую социальную проблему, которую с подачи средств массовой информации ныне условно называют «колумбайн» (по названию школы) или скулшутинг (дословно «школьная стрельба»).

Инцидент в школе «Колумбайн» был не первым в американской и мировой истории. Например, 17 января 1989 г. массовое убийство произошло в школе г. Стоктона (Калифорния); 24 марта 1998 г. — в школе г. Джонсборо (Арканзас) и т. п. Но только «Колумбайн» стал именем нарицательным для обозначения подобных эксцессов, а Харрис и Клиболд посмертно стали кумирами тинэйджеров и обзавелись сначала поклонниками, а потом и подражателями [2, с. 158]. Так, уже через неделю их сценарий повторил Тодд Смит Кэмерон (28 апреля 1999 г.; г. Табер (Канада)), а ровно через месяц Томас Соломон (20 мая 1999 г.; г. Конайрес (США)).

Первый официальный российский «школьный стрелок» Сергей Гордеев (3 февраля 2014 г., г. Отрадное) также действовал по сценарию Харриса и Клиболда, подражая им даже внешне. «Стрелок из Ивантеевки» Михаил Пив-нев, осуществивший нападение на учебное заведение 5 сентября 2017 г., заявил, что ждал возможности реализовать свои планы три года, т. е. с 2014-го, ориентируясь уже на Гордеева. Данные три случая объединяет явная цепочка индуцируемости (Харрис и Клиболд — Гордеев

— Пивнев), или, по определению Е. Г. Дозорцевой с соавторами, «информационное заражение» [3, с. 98].

Таким образом, некорректная подача информации о подобных инцидентах с муссированием ее в социальных сетях способствует фокусировке общественного внимания на преступнике с созданием вокруг него ореола популярной («медийной») личности. Возведение его в статус «звезды» расширяет аудиторию его поклонников и способствует распространению его идей [4, с. 67].

Случаи скулшутинга в учебных заведениях Российской Федерации. В выборку вошло 25 случаев вооруженных нападений на учебные заведения (табл. 1). Сюда включались только случаи, попадающие под определение «вооруженного нападения на учебные учреждения», т. е. предварительно спланированная акция, осуществленная человеком, имеющим непосредственное отношение к данному учебному заведению, носящая демонстративный характер, не сопровождающаяся корыстными мотивами и направленная на получение максимального количества жертв, вне их сегрегации по какому бы то ни было признаку [5, с. 64].

Факты, когда учебное заведение стало просто территорией криминального события (например, убийство школьницы на почве ревности с последующим самоубийством преступника в здании школы № 8 г. Находки 18 марта 2016 г.), из выборки были исключены.

Таблица 2. Случаи скулшутинга в учебных заведениях США за период 3 февраля 2014 г. — 31 декабря 2021 г. (контрольная группа)

(Table 2. Schoolshooting cases in Educational Institutions of the USA) from February 3, 2014 to December 31, 2021 (control group)

Дата происшествия Место происшествия Нападающий Пострадавшие

Год Месяц Число День недели Возраст Пол Убито Ранено Всего

2014 4 9 ср Моррисвилл 16 муж. 0 20 20

2014 5 23 пт Исла-Виста 22 муж. 6 14 20

2014 6 10 вт Троусдэйл 15 муж. 1 1 2

2014 10 24 пт Мэрисвилл 15 муж. 4 1 5

2014 11 20 чт Таллахасси 31 муж. 0 3 3

2015 2 5 чт Колумбия 46 муж. 1 0 1

2015 6 5 пт Сиэтл 26 муж. 1 2 3

2015 10 1 чт Розбург 26 муж. 9 7 16

2016 2 12 пт Глендейл 15 жен. 1 0 1

2016 2 29 пн Миддлтаун 14 муж. 0 4 4

2016 6 1 ср Лос-Анджелес 38 муж. 2 0 2

2016 9 28 ср Таунвилл 14 муж. 2 3 5

2017 1 20 вс Вест Либерти 17 муж. 0 2 2

2017 6 8 чт Тунханнок 24 муж. 3 0 3

2017 9 13 ср Рокфорд 15 муж. 1 3 4

2017 12 7 чт Ацтек 21 муж. 2 0 2

2018 1 23 чт Бентон 15 муж. 2 14 16

2018 2 14 ср Паркленд 19 муж. 17 17 34

2018 4 20 пт Окала 19 муж. 0 1 1

2018 5 18 пт Санта-Фе 17 муж. 10 13 23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 5 25 пт Нобльсвиль 13 муж. 0 2 2

2019 5 7 вт Хайлан-Ранч 18, 16 муж. 1 8 9

2019 11 14 пн Санта-Кларита 16 муж. 2 3 5

2021 11 30 вт Оксфорд 15 муж. 4 7 11

ИТОГО: 69 125 194

Случаи скулшутинга в учебных заведениях США.

В качестве контрольной группы было взято 24 случая массовых расстрелов в учебных заведениях США, происшедших за тот же период (табл. 2).

Усредненный портрет российского «школьного стрелка». Общий анализ полученной информации дал возможность составить усредненный портрет российского «школьного стрелка»: это лицо мужского пола (96% случаев); в возрасте около 18 лет (20%) со средним возрастом по выборке 16,2 года; не склонный к действиям в составе группы (92,86%); предпочитающий использовать пневматическое либо холодное оружие (72%).

Контрольная группа, состоящая из американских «скулшутеров», продемонстрировала сходные показатели: это также лицо мужского пола (92%); в возрасте около 15 лет (24%) при среднем возрасте по выборке 20,12 года; не склонный к действиям в составе группы (96%); предпочитающий использовать огнестрельное оружие (близко к 100%, отличие от российских показателей обусловлено разницей в «оружейной культуре» в РФ и США и степенью доступности огнестрельного оружия) [5, с. 65].

При этом в обеих группах наши данные полностью коррелировали с результатами более ранних исследований [6, с. 444]. К сожалению, там был сделан вывод, что общепсихологический профиль «школь-

1 https://anyroad.ru

2 https://earth.google.com

https://pp.omamvd.ru

ных стрелков» не представляет значительного интереса и нередко, напротив, усложняет идентификацию таких учащихся на ранних стадиях [1, с. 97]. На основании последнего нами было принято решение отказаться от стандартных подходов и осуществить поиск потенциальных закономерностей не на уровне конкретных личностей, а на уровне факторов, способных оказать влияние на всю группу «школьных стрелков» в целом.

На первом этапе исследования была осуществлена попытка выявить закономерности в географическом расположении населенных пунктов, где имели место эксцессы школьных расстрелов. Для этого сначала были проанализированы географические координаты каждого населенного пункта на предмет тяготения их к определенной широте или долготе. Географические координаты выражались в градусах, минутах и секундах и были получены с сайта подсчета расстояний между населенными пунктами ANY Road '.

На втором этапе был использован интернет-ресурс Гугл-Планета Земля 2, в котором все перечисленные точки были в виде геометок нанесены на интерактивной карте в целях выявления закономерностей расположения данных населенных пунктов или обнаружения специфического «георисунка» (например, пентаграммы или знаков нацистской символики).

Ни в том, ни в другом случае географических закономерностей в расположении мест осуществления нападений на учебные заведения выявлено не было. Это нельзя считать неудачей, поскольку отсутствие закономерности говорит о том, что нет скоординиро-ванности действий отдельных «школьных стрелков». Несмотря на распространение их идей преимущественно через интернет и высокую степень подверженности внешним влияниям, «скулшутеры» не являются структурированным движением и не имеют общего координационного центра (в отличие, например, от деструктивных движений «Синий кит» и «МКУ» («Маньяки — Культ убийц»)).

Далее автор перешел к анализу эксцессов скулшутинга по шкале времени, что также не позволило обнаружить закономерности во времени реализации нападений в образовательных учреждениях ни на месячном, ни на недельном уровне. Это также соответствовало данным более ранних исследований.

Полученный результат помог уточнить вопрос психического состояния нападающих: если предположить у «школьных стрелков» наличие психических расстройств, то они не имеют сезонной зависимости и не связаны с учебными нагрузками или психологической усталостью от занятий.

Зависимость действий «скулшутеров» от дат, способных оказать провоцирующее воздействие. На следующем этапе исследования была проанализирована возможная зависимость действий «скулшутеров» от праздничных и памятных дат, которые были подразделены на три категории.

Праздники разных религиозных течений: христианские (Пасха (в основной группе — православная; в контрольной — католическая)); иудейские (пурим, песах, йом-кипур); сатанинские (Вальпургиева ночь, мэй-дэй, хеллоуин, пятница 13-го); языческие (имболк, йоль, самайн, мабон)).

Дни рождения известных личностей — В. И. Ленина, А. Гитлера, Э. Че Гевары, М. Цзэдуна, Д. Лейна.

Даты провоцирующих событий — террористический акт в Оклахома-сити; террористический акт 911; массовое самоубийство в Джонстауне.

Как и в предыдущих случаях, закономерностей выявлено не было, что позволяет сделать вывод об исключении в действиях «школьных стрелков» наличия как религиозно-мистической подоплеки, так и политических мотивов. Несмотря на пристальное внимание к данному направлению, оно должно быть признано бесперспективным, а единичные случаи совпадений — носящими случайностный характер, не имеющий статистической достоверности.

Следующим критерием анализа были взяты фазы лунного цикла, приходящиеся на дни эксцессов, кото-

3 https://www.moonconnection.com

4 https://schoolshooters.info

рые устанавливались с привлечением сайта «Информационный ресурс и руководство по Луне» 3.

Эксцессы основной группы по фазам лунного цикла. Анализ времени эксцессов основной группы по фазам лунного цикла выявил, что основная их часть (52%) произошла на растущей Луне; чуть меньше (40%) — на убывающей; и только 2 из них (8%) пришлись на узловые моменты лунного цикла — полнолуние и новолуние (по одному на каждое событие).

При этом обнаружена выраженная закономерность: большинство эксцессов (72%) случилось в течение трех дней до и после узловых событий лунного цикла, т. е. вблизи полнолуний и новолуний. Первая часть анализа контрольной группы результатов основной группы не подтвердила. В США подавляющая часть школьных расстрелов была совершена на убывающей Луне — 54,17%, а на растущей — только 41,67%. На узловую точку цикла (новолуние) пришлось одно событие (4,17%). Однако выявленная в первой группе закономерность, подчиняющаяся формуле узловое событие +/-3 дня, была подтверждена показателями, близкими значениям основной группы, — 70,83%.

Несмотря на объективный характер полученных данных, автор, тем не менее, понимал, что они не могут быть четко увязаны с исследуемым явлением. Кроме того, влияние небесных объектов на какие бы то ни было стороны человеческой жизни дискредитировано псевдонаукой астрологией, и даже неопровержимые факты такого влияния вызывают в научной среде если не непринятие, то скепсис. В связи с этим было принято решение провести дополнительную проверку достоверности полученных данных, для чего была сформирована еще одна группа, получившая название дополнительной. В нее вошли 58 случаев, происшедших в период с 20 апреля 1999 г. (дата «колум-байна») по 3 февраля 2014 г. (дата первого российского скулшутинга) в странах северного полушария (США, Канада, Германия, Финляндия). Сведения о них были получены из исследования P. Langman [7] и интернет-ресурса School Shooters.info 4 (табл. 3).

Зависимости нападений на учебные заведения от фазы лунного цикла. Данные дополнительной группы показали достаточную степень корреляции с данными основной и контрольной групп.

На большой выборке было подтверждено наличие зависимости нападений на учебные заведения от стадии Луны, обнаруженной в основной группе. Так, на растущую Луну пришлось 62,07% эксцессов; на убывающую — 34,48%; на узловые моменты лунного цикла — 3,45% (одно полнолуние и одно новолуние).

Было выявлено и подчинение формуле полнолуние/ новолуние +/-3 дня — на указанный период пришлось 55,17% инцидентов с применением оружия в школах.

Таблица 3. Случаи скулшутинга в учебных заведениях стран северного полушария за период 20 апреля 1999 г. —

3 февраля 2014 г. (дополнительная группа) (Table 3. Schoolshooting cases in Educational Institutions of the Countries in the Northern Hemisphere from April 20, 1999

to February 3, 2014 (additional group))

Дата происшествия Место происшествия Нападающий Пострадавшие

Год Месяц Число День недели Возраст Пол Убито Ранено Всего

1999 4 20 ср Литлтон (США) 18, 18 муж. 13 22 35

1999 4 28 ср Табер (Канада) 14 муж. 1 1 2

1999 5 20 чт Конайрес (США) 15 муж. 0 4 4

1999 12 6 пн Форт-Гибсон (США) 13 муж. 0 5 5

2000 3 10 пт Саванна (США) 19 муж. 2 1 3

2000 5 26 пт Лейк-Уэрт (США) 13 муж. 1 0 1

2000 6 28 ср Сиэтл (США) 42 муж. 1 0 1

2000 8 28 пн Фейетвилл (США) 37 муж. 1 0 1

2001 3 5 пн Санти (США) 15 муж. 2 15 17

2001 3 7 ср Уильямспорт (США) 14 жен. 0 1 1

2001 3 22 чт Эль-Кахон (США) 18 муж. 0 5 5

2002 1 16 ср Гранди (США) 43 муж. 3 3 6

2002 4 26 пт Эрфурт (Германия) 19 муж. 16 7 23

2002 10 29 вт Тусон (США) 41 муж. 3 3 6

2003 4 24 чт Рэд Лайон (США) 14 муж. 1 0 1

2003 5 9 пт Кливленд (США) 62 муж. 1 2 3

2003 9 24 ср Колд Спринг (США) 15 муж. 2 0 2

2004 2 9 пн Гринбуш (США) 16 муж. 0 1 1

2005 3 21 пн Ред-Лейк (США) 16 муж. 9 7 16

2005 11 8 вт Джексборо (США) 14 муж. 1 2 3

2006 3 14 вт Рино (США) 14 муж. 0 2 2

2006 8 30 ср Хиллсборо (США) 18 муж. 1 2 3

2006 9 13 чт Монреаль (Канада) 25 муж. 1 19 20

2006 9 27 пт Бейли (США) 53 муж. 1 0 1

2006 9 29 пт Казеновия (США) 15 муж. 1 0 1

2006 10 2 пн Барт Тауншип (США) 32 муж. 5 5 10

2006 11 20 пн Эмсдеттен (Германия) 18 муж. 0 37 37

2007 1 3 ср Такома (США) 18 муж. 1 0 1

2007 4 2 пн Сиэтл (США) 41 муж. 1 0 1

2007 4 11 ср Грешем (США) 15 муж. 0 10 10

2007 4 16 пн Блексберг (США) 23 муж. 32 25 57

2007 10 10 ср Кливленд (США) 14 муж. 0 4 4

2007 11 7 ср Йокела (Финляндия) 18 муж. 8 10 18

2007 12 11 вт Лас-Вегас (США) 18 муж. 0 6 6

2008 2 8 пт Батон-Руж (США) 23 жен. 2 0 2

2008 2 14 чт Де-Калб (США) 28 муж. 5 18 23

2008 9 23 вт Каухайоки (Финляндия) 22 муж. 10 1 11

2009 1 21 ср Блэксбург (США) 25 муж. 1 0 1

2009 3 11 ср Винненден (Германия) 17 муж. 15 9 24

2009 4 3 пт Бингемтон (США) 41 муж. 13 4 17

2009 4 26 вс Хэмптон (США) 18 муж. 0 2 2

2009 5 6 ср Мидлтаун (США) 29 муж. 1 0 1

2009 9 17 чт Ансбах (США) 18 муж. 0 15 15

2009 12 4 пт Вестал (США) 46 муж. 1 0 1

2010 2 12 пт Хантсвилл (США) 44 муж. 3 3 6

2010 2 23 вт Литлтон (США) 32 муж. 0 2 2

2010 10 8 пт Карлсбад (США) 41 муж. 0 2 2

2011 1 5 ср Омаха (США) 17 муж. 1 2 3

2011 1 8 сб Тусон (США) 22 муж. 6 13 19

2012 2 27 пн Чардон (США) 17 муж. 3 3 6

2012 4 2 пн Окленд (США) 43 муж. 7 3 10

2012 8 27 вт Балтимор (США) 15 муж. 0 1 1

2012 12 14 пн Ньютаун (США) 20 муж. 27 2 29

2013 1 10 чт Тафт (США) 16 муж. 0 2 2

2013 6 7 пт Санта-Моника (США) 23 муж. 5 4 9

2013 10 21 пн Спаркс (США) 12 муж. 1 2 3

2013 12 13 пт Сентенниал (США) 18 муж. 1 0 1

2014 1 14 вт Розуэлл (США) 12 муж. 0 2 2

ИТОГО: 210 289 499

Таким образом, на общей выборке в количестве 107 2021 г., удалось убедительно показать следующую законо-случаев скулшутинга, происшедших в странах северного мерность: преступления подобного плана совершаются, полушария за период с 20 апреля 1999 г. по 31 декабря как правило, в период растущей Луны (55,14%) (табл. 4).

Таблица 4. Зависимость актов скулшутинга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от фаз лунного цикла (Table 4. Dependency of Schoolshooting Case on Moon Cycle Phases)

Группа

Основная Контрольная Дополнительная Всего

Период лунного цикла кол-во актов кол-во актов кол-во актов кол-во актов % от общего числа

Новолуние 1 1 1 3 2,80

Полнолуние 1 0 1 2 1,87

Растущая Луна 13 10 36 59 55,14

Убывающая Луна 10 13 20 43 40,19

Подавляющая часть рассматриваемых преступлений (62,62%) приходится на три дня до и три дня после узловых точек лунного цикла (полнолуние и новолуние). При этом тяготение описываемых событий более выражено к новолунию (59,7% случаев). Наиболее же часто (9,35%) атаки на учебные заведения совершаются в период растущей Луны, на второй день по новолунию (табл. 5).

Лунафазная зависимость различных биологических систем. Изучение лунафазной зависимости различных биологических систем, в том числе и человека, носит широкий, но несистематизированный характер. По профилю поднятого в данном исследовании вопроса таковых изысканий не проводилось вообще, что вынудило автора для обоснования полученных результатов обратиться к трудам коллег из смежных областей знания.

Так, Е. В. Шивринская показала (но на недостаточной выборке) лунафазную зависимость аварий на атомных подводных лодках. При этом в области техногенных катастроф ею была выявлена та же закономерность, что и в настоящей работе, — полнолуние/ новолуние +/-3 дня. Однако попыток объяснить собственные данные Е. В. Шивринская не предприняла, резюмировав, что феномен существует и «требует объяснений» [8, с. 214-215].

И. В. Куликов рассматривал влияние фаз Луны на дорожно-транспортный травматизм и также выявил, что он тяготеет к узловым точкам лунного цикла — полнолунию (32%) и новолунию (31%) [9, с. 64]. К сожалению, раскладки по дням цикла в его работе не осуществлено, но и приведенные данные нашим результатам не противоречат.

И. В. Федин с соавторами изучал взаимосвязь с временем года и фазами Луны завершенных случаев суицида среди населения г. Красноярска. Исследование носило полемический характер и ставило своей целью опровергнуть «веру во влияние луны, особенно полнолуния, на самоубийства и поведение человека в целом» [10, с. 67]. Обозначенный постулат был доказан (что,

кстати, также не противоречит нашим данным), однако в целом признать работу коллектива под руководством И. В. Федина корректной не представляется возможным, потому что разбивка лунного цикла была осуществлена на три неравноправные группы — полнолуние (1 день), новолуние (1 день) и интерфаза (26 дней). Интерфаза в исследовании И. В. Федина и соавторов была разделена на периоды «растущей луны» и «убывающей луны», без разбивки по дням каждого периода. Таким образом, объективной картины влияния Луны получено не было.

Е. В. Карепина с соавторами рассмотрела зависимость у лиц младшего подросткового возраста от фаз Луны уровней агрессии, агрессивности и гемодинами-ческих показателей [11, с. 23-26]. Это наиболее близкое к нашей теме исследование, которое выявило повышение уровней физической, вербальной и косвенной агрессии, а также индексов агрессивности и враждебности в период растущей Луны до показателей, близких определенным в нашем исследовании. Итак, высокий уровень числа эксцессов скулшутинга именно в период растущей Луны не носит частный характер, а укладывается в общую тенденцию к повышению агрессивности у разных групп лиц в указанный период.

Интересное исследование зависимости от лунных фаз волатильности мировых финансовых рынков было проведено Г. А. Дмитриком. Несмотря на внешнюю удаленность темы указанного исследования от обсуждаемого вопроса, оно позволило осуществить в отношении наших результатов проверочное решение и показать универсальность влияния лунафазных механизмов на различные сферы жизни человека. Так, Г. А. Дмитриком было обнаружено, что наиболее во-латильными являются фазы полнолуния и новолуния и дни перехода на эти фазы [12, с. 123].

Связи лунных фаз с гормональным статусом человека. Группа ученых под руководством С. С. На-ходкина провела анализ лунафазной активности основных гормонов человека в новолуние и полнолуние и получила объективные, статистически достоверные данные о повышении уровней кортизола, адренокор-тикотропного гормона и мелатонина в полнолуние [13, с. 30-35]. К сожалению, исследования гормонального фона в другие дни лунного цикла проведено не было, в связи с чем упомянутую работу считать исчерпывающей нельзя.

Наиболее же полную попытку дать естественнонаучное объяснение связи лунных фаз с деятельностью человека предпринял С. В. Иванов. По его данным, лунные экстремумы, особенно новолуние, сопровождаются выраженным снижением объема эпифиза — «систола эпифиза». «Систола эпифиза» складывается из двух компонентов: высокоамплитудных колебаний объемов ядер клеток эпифиза (пинеалоцитов) и импульсного генерализованного опустошения систе-

Таблица 5. Распределение актов скулшутинга по дням лунного цикла (Table 5. Distributing Schollshooting Cases by days of the Moon Cycle)

День лунного цикла Группа Всего

Основная Контрольная Дополнительная

кол-во актов % в группе кол-во актов % в группе кол-во актов % в группе кол-во актов % от общего числа

Новолуние 1 4,00 1 4,17 1 1,72 3 2,80

Новолуние+1 1 4,00 0 0,00 5 8,62 6 5,61

Новолуние+2 2 8,00 2 8,33 1 1,72 5 4,67

Новолуние+3 3 12,00 2 8,33 0 0,00 5 4,67

Новолуние+4 0 0,00 1 4,17 4 6,90 5 4,67

Новолуние+5 1 4,00 0 0,00 2 3,45 3 2,80

Новолуние+6 0 0,00 0 0,00 3 5,17 3 2,80

Новолуние+7 0 0,00 0 0,00 2 3,45 2 1,87

Новолуние+8 1 4,00 0 0,00 0 0,00 1 0,93

Новолуние+9 1 4,00 0 0,00 0 0,00 1 0,93

Новолуние+10 1 4,00 0 0,00 0 0,00 1 0,93

Новолуние-1 2 8,00 0 0,00 3 5,17 5 4,67

Новолуние-2 2 8,00 1 4,17 7 12,07 10 9,35

Новолуние-3 0 0,00 3 12,50 3 5,17 6 5,61

Новолуние-4 0 0,00 1 4,17 0 0,00 1 0,93

Новолуние-5 0 0,00 0 0,00 1 1,72 1 0,93

Новолуние-6 0 0,00 1 4,17 0 0,00 1 0,93

Полнолуние 1 4,00 0 0,00 1 1,72 2 1,87

Полнолуние+1 2 8,00 2 8,33 0 0,00 4 3,74

Полнолуние+2 0 0,00 0 0,00 1 1,72 1 0,93

Полнолуние+3 1 4,00 3 12,50 0 0,00 4 3,74

Полнолуние+4 0 0,00 0 0,00 0 0,00 0 0,00

Полнолуние+5 0 0,00 0 0,00 0 0,00 0 0,00

Полнолуние+6 1 4,00 0 0,00 0 0,00 1 0,93

Полнолуние+7 0 0,00 2 8,33 3 5,17 5 4,67

Полнолуние+8 0 0,00 0 0,00 2 3,45 2 1,87

Полнолуние+9 1 4,00 0 0,00 0 0,00 1 0,93

Полнолуние+10 1 4,00 0 0,00 0 0,00 1 0,93

Полнолуние-1 2 8,00 0 0,00 4 6,90 6 5,61

Полнолуние-2 0 0,00 1 4,17 2 3,45 3 2,80

Полнолуние-3 1 4,00 2 8,33 4 6,90 7 6,54

Полнолуние-4 0 0,00 0 0,00 1 1,72 1 0,93

Полнолуние-5 0 0,00 0 0,00 7 12,07 7 6,54

Полнолуние-6 0 0,00 2 8,33 0 0,00 2 1,87

Полнолуние-7 0 0,00 0 0,00 1 1,72 1 0,93

Всего: 25 24 58 107

мы канальцев эпифиза в ликвор третьего желудочка. Провоцирует «систолу эпифиза» вертикальный дрейф пинеальных конкреций, локализованных в канальцах и периваскулярных пространствах эпифиза вблизи полярных булавовидных отростков пинеалоцитов. Это смещение может происходить на пике приращения гравитации, возникающего в результате геометрического сложения солярных и лунных сил тяготения

в период новолуния, когда Земля, Луна и Солнце выстраиваются в одну линию [14, с. 488].

Мы рассматриваем гипотезу С. В. Иванова как наиболее приемлемую для объяснения феноменов лунафаз-ной активности, в том числе и в отношении выявленной им зависимости случаев скулшутинга от времени лунного цикла. Однако вопрос установления тонкой связи между вызванной изменением гравитации в опреде-

ленные моменты лунного цикла «систолой эпифиза» и поведенческими реакциями «школьных стрелков» подлежит дальнейшему выяснению.

Выводы

1. Не выявлено закономерностей в географическом расположении населенных пунктов, где имели место вооруженные нападения на учебные учреждения, и календарной зависимости эксцессов, что говорит об отсутствии единого планирования данных акций и косвенно свидетельствует об отсутствии у лиц, разделяющих идеи движения «колумбайн», организационных структур.

2. Не обнаружено привязки дат вооруженных нападений на учебные учреждения к датам религиозных праздников, дням рождения известных политических деятелей, датам событий, способных оказать провоцирующую роль, что говорит об отсутствии политической или религиозно-мистической ангажированности исполнителей актов вооруженных нападений на учебные учреждения.

3. Во всех группах установлена статистически достоверная зависимость случаев вооруженных нападений на учебные учреждения от фазы лунного цик-

ла: подавляющая часть из них приходится на период, включающий три дня до и три дня после полнолуния или новолуния; наиболее же часто атаки на учебные заведения совершаются в период растущей Луны, на второй день по новолунию.

Перспективы. Полученные данные имеют объективный, проверяемый характер и уже на таком уровне могут быть использованы в работе как школьных психологов, так и сотрудников структур, отвечающих за безопасность учебных заведений. Вместе с тем до установления тонкого механизма взаимосвязи лунных фаз и поведенческих реакций «школьных стрелков» законченными исследования по указанной тематике считать нельзя. Очевидно, что решить рассматриваемый вопрос в рамках одной научной дисциплины не представляется возможным, необходимо междисциплинарное взаимодействие психологов со специалистами из областей хронобиологии и биохимии. Прогнозируемые результаты исследований позволят не только усовершенствовать системы общественной безопасности, но и снять ряд медико-биологических проблем.

Список источников

1. Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 93-108.

2. Книжникова С. В. Амок: актуальность изучения нападений в школах, причины, возможности первичной профилактики // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 1. С. 152-159.

3. Дозорцева Е. Г., Ошевский Д. С., Сыроквашина К. В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. С. 97-110.

4. Суходольская Ю. В. Факторы, детерминирующие совершение массового убийства в образовательной организации, и механизм преступного поведения скулшутера // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 3(83). С. 67-70.

5. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4(32). С. 62-76.

6. Карпов В. О. Культ колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 4(34). С. 442-446.

7. Langman P. Desperate identities: A bio-psycho-social analysis of perpetrators of mass violence. Criminal Public Policy. 2019. № 1. Рр. 1-24.

8. Шивринская Е. В. Техногенные катастрофы и особые фазы Луны // Модели и методы аэродинамики : мат-лы тринадцатой междунар. школы-семинара. Жуковский, 2013. С. 214-215.

9. Куликов И. В. Влияние основных фаз Луны на дорожно-транспортный травматизм // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы : мат-лы научных исследований кафедр судебной медицины г. Хабаровска, Владивостока и Якутска и бюро судебно-медицинской экспертизы Дальнего Востока. Хабаровск, 1999. С. 63-65.

10. Федин И. В., Чикун В. И., Тутаркова А. Г., Журавлева Е. А. Статистика завершенного суицида среди населения города Красноярск за 2016-2017 гг., поиск взаимосвязи с фазами луны, временем года и возрастом // Судебные медики Сибири : мат-лы науч.-практ. конф. Омск, 2019. С. 61-69.

11. Каренина Е. В., Киселев В. Д., Плешкова Н. В. Зависимость уровней агрессии, агрессивности и гемодинамических показателей от фаз лунного цикла в группе лиц младшего подросткового возраста // Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 3(55). С. 23-27.

12. Дмитрик Г. А. Зависимость волатильности мировых финансовых рынков от лунных фаз, оказывающих влияние на психоэмоциональное поведение их участников // Инновации и инвестиции. 2020. № 8. С. 121-124.

13. Находкин С. С., Гончаров Н. П., Кация Г. В., Барашков Н. А., Кононова С. К., Терютин Ф. М., Соловьев А. В., Пшеннико-ва В. Г., Федорова С. А. Анализ лунафазной зависимости основных гормонов эндокринной системы человека // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2014. Т. 11, № 2. С. 29-35.

14. Иванов С. В. Субстраты и возможные механизмы луна-сенсорной функции эпифиза в контексте редусомной гипотезы старения и контроля биологического времени в онтогенезе // Успехи геронтологии. 2008. Т. 21, № 3. С. 488-490.

Поступила 29.03.2022; одобрена после рецензирования 15.04.2022; принята к публикации 30.06.2022.

References

1. Karpova A. Yu., Maksimova N. G. Schoolshooting in Russia: what matters? Power. 2021. Vol. 29, No. 1. Pp. 93-108. (In Russ.)

2. Knizhnikova S. V. Amok: relevance of studying attacks in schools, causes, possibilities of primary prevention. Social Psychology and Society. 2019. Vol. 10, No. 1. Pp. 152-159. (In Russ.)

3. Dozortseva E. G., Oshevsky D. S., Syrokvashina K. V. Psychological, social and informational aspects of juvenile attacks on educational institutions. Psychology and Law. 2020. Vol. 10, No. 2. Pp. 97-110. (In Russ.)

4. Sukhodolskaya Yu. V. Factors determining the commission of mass murder in an educational organization and the mechanism of schoolshooter's criminal behavior. The Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2021. No. 3(83). Pp. 67-70. (In Russ.)

5. Davydov D. G., Khlomov K. D. Mass murders in educational institutions: mechanisms, causes, prevention. National Psychological Journal. 2018. No. 4(32). Pp. 62-76. (In Russ.)

6. Karpov V. O. The cult of columbine: the main determinants of mass killings in schools. The Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs. 2018. No. 4(34). Pp. 442-446. (In Russ.)

7. Langman P. Desperate identities: A bio-psycho-social analysis of perpetrators of mass violence. Criminal Public Policy. 2019. Pp. 1-24.

8. Shivrinskaya E. V. Technogenic catastrophes and special phases of the Moon. Models and methods of aerodynamics. Materials of the 13th International school-seminar. Zhukovsky, 2013. Pp. 214-215. (In Russ.)

9. Kulikov I. V. Influence of the main phases of the Moon on road traffic injuries. Selected issues of forensic medical examination. Materials of scientific research of the departments of forensic medicine of Khabarovsk, Vladivostok and Yakutsk, and the Bureau of Forensic medical examination of the Far East. Khabarovsk, 1999. Pp. 63-65. (In Russ.)

10. Fedin I. V., Chikun V. I., Tutarkova A. G., Zhuravleva E. A. Statistics of completed suicide among the population of Krasnoyarsk during 2016-2017, the search for a relationship with the phases of the moon, time of year and age. Forensic doctors of Siberia. Materials of scientific and practical conference. Omsk, 2019. Pp. 61-69. (In Russ.)

11. Karepina E. V., Kiselev V. D., Pleshkova N. V. Dependence of levels of aggression, aggressiveness and hemodynamic parameters on phases of the lunar cycle in a group of early adolescents. Proceedings of Altai State University. 2007. No. 3(55). Pp. 23-27. (In Russ.)

12. Dmitrik G. A. Dependence of the volatility of global financial markets on lunar phases that influence the psycho-emotional behavior of their participants. Innovations and Investments. 2020. No. 8. Pp. 121-124. (In Russ.)

13. Nakhodkin S. S., Goncharov N. P., Katsia G. V., Barashkov N. A., Kononova S. K., Teryutin F. M., Soloviev A. V., Pshennikova V. G., Fedorova S. A. Analysis of the luna phase dependence of the main hormones of the human endocrine system. The Bulletin of the NorthEastern Federal University named after M. K. Ammosov. 2014. Vol. 11, No. 2. Pp. 29-35. (In Russ.)

14. Ivanov S. V. Substrates and possible mechanisms of the moon-sensory function of the epiphysis in the context of the reduction-related hypothesis of aging and control of biological time in ontogenesis. Advances in Gerontology. 2008. Vol. 21, No. 3. Pp. 488-490. (In Russ.)

Submitted 29.03.2022; approved after reviewing: 15.04.2022; accepted for publication: 30.06.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.