Научная статья на тему 'Психологическая модель специалиста по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников'

Психологическая модель специалиста по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРЫ / ЛИЦА / ЗАХВАТИВШИЕ ЗАЛОЖНИКОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕРЕГОВОРЩИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / NEGOTIATIONS WITH HOSTAGE-TAKERS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE NEGOTIATOR / PSYCHOLOGICAL SELECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бузунов Антон Михайлович

Данная статья содержит описание основных профессионально важных качеств, необходимых специалисту по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников. Представленные профессионально важные качества получены в результате профессиографического исследования. Качества объединены в специальные блоки. Данные блоки составлены по принципу уменьшения степени важности тех или иных ПВК, необходимых специалисту по переговорам с лицами, захватившими заложников. Психологическая модель специалиста по переговорам может существенно облегчить процедуру отбора кандидатов на должность переговорщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Psychological Model of an Expert in Negotiating with Hostage-Takers

This article contains a description of major professionally important qualities which are necessary for the expert in negotiating with hostage-takers. The introduced professionally important qualities are obtained as a result of a job specification research. The qualities are combined into special clusters. These clusters are composed on the principle of decrease of the importance of one or another professionally important quality which is necessary for the expert in negotiating with hostage-takers. The psychological model of the expert in negotiating may facilitate the procedure of selection of candidates for the post of a negotiator.

Текст научной работы на тему «Психологическая модель специалиста по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников»

Психология

УДК 343.95 A.M. Бузунов*

Психологическая модель специалиста по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников

Данная статья содержит описание основных профессионально важных качеств, необходимых специалисту по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников. Представленные профессионально важные качества получены в результате профессиографического исследования. Качества объединены в специальные блоки. Данные блоки составлены по принципу уменьшения степени важности тех или иных ПВК, необходимых специалисту по переговорам с лицами, захватившими заложников. Психологическая модель специалиста по переговорам может существенно облегчить процедуру отбора кандидатов на должность переговорщика.

Ключевые слова: переговоры; лица, захватившие заложников; психологическое обеспечение; профессионально важные качества переговорщика; психологический отбор.

A. M. Buzunov*. The Psychological Model of an Expert in Negotiating with Hostage-Takers.

This article contains a description of major professionally important qualities which are necessary for the expert in negotiating with hostage-takers. The introduced professionally important qualities are obtained as a result of a job specification research. The qualities are combined into special clusters. These clusters are composed on the principle of decrease of the importance of one or another professionally important quality which is necessary for the expert in negotiating with hostage-takers. The psychological model of the expert in negotiating may facilitate the procedure of selection of candidates for the post of a negotiator.

Keywords: negotiations with hostage-takers, psychological support, professionally important qualities of the negotiator, psychological selection.

Недостаток научно апробированных знаний о закономерностях и механизмах переговоров с лицами, захватившими заложников, у сотрудников ОВД, как правило, приводит к серьезным последствиям. Переговоры проводятся на низком профессиональном уровне, практикуется формальный подход, сотрудники, ведущие переговоры, не умеют устанавливать психологический контакт с лицами, захватившими заложников, развивать конструктивные отношения, преодолевать трудности при сопротивлении, что создает угрозу жизни и здоровью заложников. Переговоры с лицами, захватившими заложников, — одно из самых сложных и ответственных направлений деятельности ОВД. Оно требует тщательной подготовки, планирования, системного психологического обеспечения.

В настоящее время в ОВД отсутствуют специалисты в области переговоров с лицами, захватившими заложников. Переговоры проводят случайные люди, которые зачастую даже не осознают, что они осуществляют переговоры как деятельность, опираясь на стихийно приобретенный опыт общения с криминальным контингентом, в то время как правоохранительные органы зарубежных стран, таких как Германия, Англия, США и др., активно используют штатных переговорщиков для решения сложных оперативных задач. Переговорщики привлекаются при массовых беспорядках, при предотвращении попыток суицида, при захвате заложников, при похищении людей, при задержании преступников и т.д.

Переговоры с лицами, захватившими заложников, — напряженная деятельность, осуществляемая в экстремальных условиях. При этом переговоры — один из ненасильственных способов борьбы с преступностью, основанный на праве, нравственности, психологии и представляющий собой диалог с преступниками (преступными организациями, сообществами, группами) в целях склонения их к отказу

* Бузунов, Антон Михайлович, оперуполномоченный криминальной милиции ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, старший лейтенант милиции. Научный руководитель: профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор Шаранов Ю.А. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Константинова, д. 6, корп. 2 , к. 141. Тел. +7962-690-45-38. Email: [email protected]

* Buzunov, Anton Mikhailovich, Authorized Operations Officer of the Criminal Police of the Main Directorate of Internal Affairs for Saint-Petersburg and Leningrad Region, Police Senior Lieutenant. Address: apt. 141, bld. 2, 6 str. Academic Konstantinov, Saint-Petersburg, phone: +7962-690-45-38, e-mail: abakan007gmail.com

Статья поступила в редакцию 7 февраля 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Психология

от продолжения преступной деятельности, а также активного содействия раскрытию и расследованию преступлений, розыску и задержанию совершивших их лиц, устранению причиненного вреда, получения оперативной и криминалистически значимой информации [4]. Поэтому данная деятельность требует от специалиста особых личностных качеств и профессионально-релевантного поведения.

В задачи психологического обеспечения переговоров с лицами, захватившими заложников, входят психологический отбор и подготовка специалистов по ведению переговоров. Психологическое обеспечение переговорной деятельности по своим целям, содержанию и организации является динамическим процессом, включающим в себя четыре взаимосвязанных этапа. Так, первый этап решает задачи профессионально-психологического отбора кандидатов на должность переговорщика. Второй

— задачи профессионально-психологической подготовки переговорщиков к предстоящей экстремальной деятельности. На третьем этапе осуществляется психологическое обеспечение переговорного процесса, включающее в себя психологическое обеспечение переговорщиков, руководителей специальной операции, группы захвата, психологическую поддержку заложников и психологическую диагностику преступников. И, наконец, на четвертом этапе проводится реабилитация участников специальной операции.

Для повышения эффективности профессионально-психологического отбора кандидатов на должность переговорщика нами была разработана специальная тестовая экспресс-методика, позволяющая оценить психологическую степень готовности человека к переговорам с лицами, захватившими заложников. Данная методика явилась результатом профессиографического исследования, предметом которого выступали профессионально важные качества специалиста по ведению переговоров. Само исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап — организационно-подготовительный — связан с изучением и анализом концептуальных основ данной проблемы в юридической психологии, экстремальной психологии и конфликтологии. Определялись цели, предлагалась рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования, в первом приближении формулировались концептуальные подходы к разработке темы.

Второй этап — опытно-экспериментальный. Он включал проведение диагностического исследования, анализ, обобщение и интерпретацию эмпирических данных, подготовку методических рекомендаций.

Третий этап — заключительный. На этом этапе проводились систематизация исследовательских материалов, уточнение концептуальных подходов и выводов исследования.

Замысел исследования потребовал создания экспертной группы сотрудников, которые обладали опытом переговоров с лицами, захватившими заложников, или были свидетелями такой ситуации. Этими лицами выступили сотрудники криминальной милиции ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Всего было обследовано 68 таких сотрудников. Они были подвергнуты анкетированию и тестированию. Для сбора массива данных также было использовано структурированное интервью. Последнее включало в себя вопросы, отвечая на которые, респонденты могли представить дескриптивный анализ и оценку ситуации переговоров с лицами, захватившими заложников.

Структура интервью включает в себя 26 вопросов и паспортичку. В интервью представлены открытые и закрытые вопросы. Вопросы разбиты на четыре блока. Первый блок — описание ситуации захвата заложников. Второй — психологическое содержание ситуации захвата заложников. Третий — вопросы о технологии переговоров. Четвертый — вопросы экспертного анализа ситуации захвата заложников.

Рис. 1. Профессионально-важные качества переговорщика

Цифрами на рисунке обозначены: 1) целеустремленность, 2) профессиональное чувство долга, 3) убежденность в правоте закона, 4) вьсокое чувство ответственности, 5) гуманность, 6) уважение прав личности, 7) добровольная готовность решать сложную профессиональную задачу, 8) положительная социальная мотивация, 9) решительность в сложной обстановке, 10) реалистичность, 11) гибкость поведения, 12) толерантность, 13) мужественность, 14) проницательность, 15) сензитивность, 16) резистентность, 17) развитые адаптационные возможности, 18) сдержанность, 19) уравновешенность, 20) самообладание, 21) пониженньй уровень тревожности, 22) хладнокровие, 23) владение различньми стилями общения, в т.ч. на невербальном уровне, 24) преобладание этических форм поведения над импульсивньми реакциями, 25) психологическая проницательность, 26) повьшенная устойчивость к оскорблениям, 27) умение учитывать предыдущий опыт встреч с криминалитетом, 28) высокий уровень рефлексии, 29) наблюдательность.

В четвертом блоке был вопрос: «Какие Ваши профессиональные и личностные качества способствовали успеху переговоров?». Тем самым предполагалось создать определенный перечень профессионально важных качеств специалиста по ведению переговоров. Сложность обработки заключалась в относительно небольшом разнообразии ПВК, названных респондентами. Несмотря на это, удалось выявить общую тенденцию к превалированию одних ПВК и девальвации других.

Были получены следующие данные:

— высокое чувство ответственности — 100%;

— эмоциональная устойчивость —100%;

— уравновешенность —100%;

— сдержанность — 100%;

— самообладание — 100%;

— психологическая проницательность — 100 %;

— повышенная устойчивость к оскорблениям — 100%;

— решительность в сложной обстановке — 90%;

— реалистичность — 90%;

— гибкость поведения — 90%;

— хладнокровие — 90%;

— высокий уровень рефлексии — 90%;

— наблюдательность — 80%.

— умение учитывать предыдущий опыт встреч с криминалитетом — 80%;

— добровольная готовность решить сложную профессиональную задачу — 80%;

— профессиональное чувство долга — 70%;

— сопротивляемость — 70%;

— владение различными стилями общения, в т.ч. на невербальном уровне — 70 %;

— положительная социальная мотивация — 60%

— толерантность — 60%;

— развитые адаптационные возможности — 60%

— целеустремленность — 50%;

— гуманность — 50%;

— уважение прав личности — 50%;

— сензитивность — 50%;

— убежденность в правоте закона — 40%;

— мужественность — 40%;

— пониженный уровень тревожности — 30%;

— преобладание этических форм поведения над импульсивными реакциями — 20%;

ПВК в процентном соотношении представлены на рис. 1.

Полученный таким образом массив ПВК специалиста по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников, был подвергнут концептуальной обработке. По результатам концептуализации была построена психологическая модель специалиста по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников.

Очевидно, что ПВК, названные большинством респондентов, имеют важное значение для успеха переговоров.

Опираясь на это, представляется возможным построить психологическую модель специалиста по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников.

В основу этой модели были положены семь блоков ПВК, ранжированных по степени важности.

Этими блоками выступили.

1-й блок, который содержит следующие качества: высокое чувство ответственности; эмоциональная устойчивость; уравновешенность 100%; сдержанность 100%; самообладание 100%; психологическая проницательность 100 %; повышенная устойчивость к оскорблениям 100%.

2-й блок включает следующие качества: решительность в сложной обстановке; реалистичность; гибкость поведения; хладнокровие; высокий уровень рефлексии.

В 3-й блок вошли следующие качества: наблюдательность; умение учитывать предыдущий опыт встреч с криминалитетом; добровольная готовность решить сложную профессиональную задачу.

4-й блок содержит следующие качества: профессиональное чувство долга; сопротивляемость; владение различными стилями общения, в т.ч. на невербальном уровне.

5-й блок включает следующие качества: положительная социальная мотивация; толерантность; развитые адаптационные возможности.

6-й блок содержит следующие качества: целеустремленность; гуманность; уважение прав личности; сензитивность.

В 7-й блок вошли следующие качества: убежденность в правоте закона; мужественность; пониженный уровень тревожности; предпочтение воспитанных форм поведения непосредственным грубым реакциям.

В последующем содержание указанных блоков ПВК можно подвергнуть более глубокой рефлексии и эмпирической верификации. В результате этого изменится и архитектура самой психологической модели: одни качества перейдут из одного блока в другой, возможно, выделятся принципиально новые качества, а какие-то исчезнут из модели совсем.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Психология

Так как список важных качеств переговорщика и ситуаций его деятельности принципиально неполон, то и содержание модели носит открытый характер. В свою очередь, творческая познавательная и творчески-коммуникативная деятельность переговорщика сами по себе являются одними из самых сложных, трудно поддающихся процессу алгоритмизации. Поэтому основным условием завершенности и полноты настоящей модели является поиск закономерностей трансформации личностных и профессиональных качеств сотрудника в месте их встречи — в релевантной ситуации переговоров.

Список литературы

1. Андреев, Н. В. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел : метод. пособие / сост. В.В. Вахнина / Н.В. Андреев. — М., 2004. — 75с.

2. Аробышев, А. Т., Кручинин, В. Н., Зубков, Д. И. Психологические особенности ведения переговоров сотрудниками органов внутренних дел с лицами, захватившими заложников : учеб. пособие. — Воронеж, 1997. - 35 с.

3. Иванов, Е. А. Психологические особенности ведения переговоров офицерами внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. — Москва, 2002. — 226 с.

4. Илларионов. В. П. Переговоры с преступниками (правовые, организационные, оперативнотактические основы). — М., 1994. — 60 с.

Literature

1. Andreev, N. V Psychological Support of the Operative-Official Activity of Law Enforcement Officials: Teacher Edition / ed. by VV Vakhnina/N.V Andreev — Moscow, 2004. — 75 p.

2. Drobyshev, A. T.; Kruchinin, V. N.; Zubkov, D. I. Psychological Features of Conducting Negotiations by Law Enforcement Officials with Hostage-Takers: Training Manual. — Voronezh, 1997. — 35 p.

3. Ivanov, E. A. Psychological Features of Conducting Negotiations by the Internal Troops Officers of the Ministry of the Interior of Russia upon the Performance of Official Combat Duties: Dissertation for the degree of the Candidate (PhD) of Psychological Sciences: 19.00.05: Moscow, 2002 — 226 p.

4. Ilbrionov, V. P. Negotiations with Criminals (Legal, Organizational, Operational-Tactical Fundamentals).

— Moscow, 1994. — 60 p.

УДК 343.973

Я.С. Васильева*, Е.В. Змановская**

Проблема детерминации делинквентного поведения в отечественных исследованиях

В данной публикации представлен обзор наиболее значимых концепций и теорий детерминации делинквентного поведения, разработанных в отечественной науке. Основной акцент сделан на определении теоретико-методологических проблем, существующих в современных исследованиях противоправного поведения. На основе проведенного анализа предложен комплекс факторов наиболее значимых для психологической диагностики и социальной превенции делинквентного поведения.

Ключевые слова: делинквентное поведение, детерминация, детерминанты, преступность, факторы преступности.

Y.S. Vasitieva*, E.V. Zmanovskaya**. Delinquent behavior determination problem in national research. There is a review of the most important conception and theories of delinquent behavior determination in this publication, worked out in national science. The main accent is made on theoretic-methodological problem determining, existing in modern research of offending behavior. On the ground of realized analysis, a set of factors was proposed, that are more significant for psychological diagnosis and social prevention of delinquent behavior.

Keywords: delinquent behavior, determination, determinant, criminality, criminality factors.

* Васильева, Яна Сергеевна, старший преподаватель кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России; соискатель Северо-Западной академии государственной службы. Адрес: 198515, Санкт-Петербург, Стрельна, Петергофское шоссе, д. 17. Тел. 730- 1б-53. E-mail: vasiljeva.jana @yandex.ru.

** Змановская, Елена Валерьевна, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук. Адрес: 198515, Санкт-Петербург, Стрельна, Петергофское шоссе, д. 17, тел. 730-1б-53, [email protected].

* Vasilieva Yana Sergeevna, senior professor of the Legal Psychology subdepartment of Saint Petersburg University MIA of Russia; degree-seeking student of northwest academy of public administration. Adress: 198515, Saint-Petersburg, Strelna, Petergof highway, 17. Tel. 730-1б-53. E-mail: vasiljeva.jana @yandex.ru.

** Zmanovskay Elena Valerievna, professor of the Legal Psychology subdepartment of Saint Petersburg University MVD of Russia, doctor of the psychological sciences.Adress: 198515, Saint Petersburg, Strelna, Petergof highway 17, tel. 730-1б-53, [email protected].

Статья поступила в редакцию 20 января 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.