Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просандеева Ирина Александровна, Стукаленко Нина Михайловна, Лепешев Дмитрий Владимирович

Статья посвящена исследованию, направленному на изучение психологической культуры будущих педагогов. Уточняется содержание понятия «психологическая культура». Рассматриваются компоненты психологической культуры педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Просандеева Ирина Александровна, Стукаленко Нина Михайловна, Лепешев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

УДК 317.12 Научная статья

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Просандеева И.А., Стукаленко Н.М., Лепешев Д.В. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья посвящена исследованию, направленному на изучение психологической культуры будущих педагогов. Уточняется содержание понятия «психологическая культура». Рассматриваются компоненты психологической культуры педагога.

Ключевые слова: психологическая культура, студенты педагогического направления, подготовка, профессионально важные качества.

Для цитирования: Просандеева, И.А. Психологическая культура в деятельности будущего педагога. / И.А. Просандеева, Н.М. Стукаленко, Д.В. Лепешев // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 140-142.

В нынешнем казахстанском обществе происходят значительные перемены буквально во всех сферах жизни. Значительные преобразования коснулись и системы образования. Процессы общественной интеграции с мировой образовательной системой диктуют новые требования к выпускникам. Современный специалист должен не только обладать знаниями в своей профессиональной деятельности, но должен проявлять готовность к результативному и успешному продвижению в ней, а для этого он должен иметь большой комплекс социальных качеств. Поэтому выпускники высших учебных учреждений должны уметь сотрудничать с людьми с учетом их интересов, то есть речь идет о высококвалифицированной подготовке будущего специалиста и о высоком уровне его культуры.

Психологическая культура считается культурой мышления, ценностей и смыслов, духовно-нравственного развития личности, она позволяет современному человеку не только конструктивно взаимодействовать на межличностном и социальном уровнях, но проявлять активность, инициативу и гражданственность в общественно значимых масштабах. Особую актуальность проблема формирования психологической культуры приобретает в студенческом возрасте, когда формируется социальное самосознание и мировоззрение, идет активная подготовка к будущей профессиональной деятельности [1, с.3].

Необходимо отметить, что в подготовке педагогов особое значение обретает повышение уровня психологической культуры, психологической грамотности. Так как приоритетность антропоцентрического подхода в обучении и воспитании обучающихся и требования к педагогам проектировать психологически комфортную образовательную среду актуализируют роль и значение развития психологической культуры будущих педагогов.

По мнению Семикина В.В. низкий уровень психологической культуры или ее отсутствие приводят к появлению разных трудностей и конфликтов в отношениях людей. По этой причине трудности взаимодействия - это во многом проблемы внутренней психологической культуры. Особое значение психологическая культура имеет для педагогического взаимодействия, которое выступает основой образовательной среды, а

также сущностной характеристикой учебно-воспитательного процесса. Трудности педагогического взаимодействия - это, прежде всего, проблемы уровня психологической культуры ее субъектов. Образование, являясь основным механизмом воспроизводства культуры в обществе, призвано порождать культуру межличностных отношений и внутреннюю культуру своих субъектов, что соответствует основным целевым установкам концепции модернизации образования [2, с.3].

Психологическая культура, согласно О.И. Моткову, это оптимизированный и организованный процесс жизнедеятельности человека, благодаря которому личность предусматривает внутренние потребности и внешние требования среды [3, с. 24].

Для профессионального развития педагогам, прежде всего, следует знать психологические особенности детей разного школьного возраста, так как в своей деятельности они должны (и это является необходимым условием) учитывать эти психологические особенности, поскольку их отношение к учебной деятельности, к личности самого учителя и вообще ко взрослым в разные возрастные периоды школьного детства существенно различается. Опытный и психологически компетентный учитель обладает наблюдательностью, необходимой для лучшего понимания личности ученика и его временных психических состояний. Такой педагог по сравнительно небольшим внешним проявлениям делает вывод о переживаниях ученика. Таким образом, он предотвратит, например, нарушение дисциплины в классе, поскольку вовремя заметит первые признаки этого нарушения [4].

Любая профессия требует от человека культурного поведения, вежливости, дипломатичности, ответственности, нравственности и самоуважения, поэтому важную роль в формировании психологической культуры играют профессионально важные качества педагога, профессионально-этические нормы и принципы. Одним из важных моментов в психолого-педагогическом сопровождении формирования психологической культуры играет развитие положительного отношения к будущей профессии педагога. Для развития мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии важно создавать встречи с будущими педагогами, проводить совместные научно-практические конференции, где студенты видят все стороны разнообразной работы педагога [5].

Исследования показывают, что в профессиональной деятельности будущего педагога психологическая культура играет важную роль, так как в основе работы будущего педагога лежит возможность адекватного взаимодействия его личности с окружающими, поскольку в процессе внешнего взаимодействия учителя с учениками происходит процесс обучения, воспитания и развития. Изучая структуру психологической культуры педагога, исследователи акцентируются на классическом сочетании когнитивного, аффективного, мотивационного и поведенческого компонентов. Наполнение этих компонентов происходит следующим образом:

- когнитивный компонент - это совокупность психологических знаний (важно знать возрастную психологию), понимание себя и окружающих;

- аффективный компонент включает эмоциональную лабильность и устойчивость;

- мотивационный компонент - система ценностных ориентаций, личностная ориентация (ориентированная в первую очередь на личность учащегося);

- поведенческий компонент - это коммуникативные навыки, способность к саморегуляции [5, с.52].

Таким образом, анализ литературы показал, что психологическая культура представляется важным инструментом продуктивного взаимодействия с людьми, фактором приспособления, жизненного успеха и социального бытия. На основе усвоения

психологической культуры будущий педагог становится личностью, способной к полноценной самореализации как в личностном, так и в профессиональном плане.

Библиографический список

1. Кузьмина А.Б. Формирование психологической культуры у будущих педагогов: автореф. дисс. к.п.н. - Пятигорск, 2015. - 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www. dissercat. com/content/formirovanie-psikhologicheskoi-kultury-u-budushchikh-pedagogov/read (дата обращения: 04.03.2023)

2. Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: автореф. дисс. д.пс.н. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 52 с. [Электронный ресурс]. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002633676.pdf (дата обращения: 04.03.2023)

3. Мотков О. И. Психология самосознания личности. - M., 1993. - 96 с.

4. Бардина И.Б. Психологическая культура в деятельности педагога [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/02/01/psikhologicheskaya-kultura-v-deyatelnosti (дата обращения 04.03.2023)

5. Иванова И.П. Формирование психологической культуры будущих педагогов-психологов и социальных педагогов // Казанский педагогический журнал. - 2019. - №3. - С. 148-153

6. Леженина А.А., Левкова Е.А., Опарина Н.М. Психологическая культура как условие успешной профессиональной деятельности учителя // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2014. - №5. - С. 52-54

Просандеева Ирина Александровна, магистрант образовательной программы «Педагогика и психология», НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: happiness.21.12.1.2@gmail.com

Стукаленко Нина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РК, МАИН, НАО Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: nms.nina@mail.ru

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, заведующий кафедрой педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: d_Lepeshev@mail.ru

Дата поступления: 10.03.2023

© Просандеева И.А., Стукаленко Н.М., Лепешев Д.В, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.