Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 2. С. 37-47.
УДК 159.9:615.851:616.248
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ОЗНАЧЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ ПРИ СОМАТИЧЕСКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ)
Козачун В. Л.
Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия
E-mail: vkozachun@mail.ru
Обосновывается актуальность психологической коррекции первичного означения в структуре внутренней картины болезни при соматическом заболевании. Рассматриваются особенности процесса первичного означения и формирования означенных интрацептивных ощущений (интрацептивного восприятия) в рамках оформления внутренней картины болезни (на примере бронхиальной астмы детского возраста) с точки зрения психологии телесности. Предлагается к рассмотрению понимание алекситимии как феномена, обусловленного незавершенностью процесса первичного означения в рамках формирования внутренней картины болезни. Предлагается методология и технология коррекции первичного означения в структуре внутренней картины болезни (на примере бронхиальной астмы детского возраста).
Ключевые слова: психологическая коррекция, внутренняя картина болезни, первичное и вторичное означения, личностный смысл болезни, алекситимия, соматическое заболевание, бронхиальная астма.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной статьи обуславливается необходимостью понимания значимости процесса первичного означения интрацептивных ощущений, а также его психологической коррекции.
В нашем исследовании мы опираемся на рассматриваемую в психологии телесности А. Ш. Тхостовым структуру внутренней картины болезни (ВКБ) как определенной семиотической системы, образа сознания [1-4].
Процесс первичного означения в структуре ВКБ заключается в осознании (означении) интрацептивных телесных ощущений, а также эмоций, которые возникают у больного в связи с болезнью [там же]. Осознание интрацептивных телесных ощущений, распознавание собственных эмоций и возможность их отыгрывания крайне важны в формировании ВКБ, сохранении психоэмоциональной стабильности и адекватного психосоциального функционирования личности.
Однако в эмоциональной жизни современного человека действуют две разнонаправленные тенденции, первая из которых характеризуется возрастанием интенсивности и частоты эмоциональных нагрузок, вторая - культурально обусловленным негативным отношением к эмоциям, которым приписывается
37
деструктивная, дезорганизующая роль, как в общественной, так и в личной жизни отдельного человека. В результате жизнь современного человека эмоционально обедняется, сокращается эмоциональный словарь [5-6].
Такое положение вещей приводит к тому, что больной ребенок не находит нужного языка для описания (означения) своих эмоций и интрацептивных телесных ощущений, не может в полной мере осознать того, что с ним происходит. Такие затруднения в понимании, описании, различении (означении) собственных эмоций и интрацептивных телесных ощущений в психологии принято обозначать через понятие алекситимии (от др.-греч. буквально «без слов для чувств»).
Таким образом, в основе феномена алекситимии как недифференцируемости и невербализуемости структур внутреннего опыта оказывается недостаточность символических функции и средств для определения и выражения (означения) собственных интрацептивных телесных ощущений и эмоциональных переживаний больного [7]. Следовательно, в рамках конкретной ВКБ алекситимию, вероятно, также справедливо рассматривать как несформированность, незавершенность процесса первичного означения.
Это обуславливает в ряде случаев необходимость психологической коррекции первичного означения в структуре ВКБ при соматическом заболевании. При этом основной целью такой психокоррекционной работы должно быть развитие и расширение арсенала средств символического выражения интрацептивных переживаний (как телесных, так и эмоциональных) через соотнесение, гармонизацию двух слоев субъективного опыта - смыслов и значений [там же].
Для определения конкретных психокоррекционных задач и мишеней, рассмотрим особенности первичного означения в структуре ВКБ на примере бронхиальной астмы (БА) детского возраста.
1. ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАЧЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ
БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
В подростковом и старшем школьном (юношеском) возрасте количество детей, которые не могут описать свои болезненные интрацептивные телесные ощущения невелико, и с возрастом это количество имеет тенденцию к уменьшению.
Описывая свои ощущения в связи с болезнью, все дети с БА в этом возрасте, как правило, опираются в основном на телесные конструкты. Большинство из них (92%) говорят об ощущениях, связанных со снижением респираторной функции (удушье, кашель, «невозможность дышать полной грудью», хрипы и т.п.). Например: «Тяжело дышать, воздуха не хватает», «Появляются хрипы, кашель, все сжимается, кашляю, комок в горле. Из-за кашля еще сильнее кашляю» [8-12].
Однако при этом, некоторые больные при описании своего заболевания могут также акцентировать внимание на телесных ощущениях, прямо не связанных с респираторной функцией и не имеющих прямого отношения к основному заболеванию. У детей с БА встречаются описания ощущений общего самочувствия, в т.ч. жалобы на утомление, слабость, сонливость (36%); описания симптомов, свойственных другим заболеваниям, в т.ч. жалобы на боли в горле, головные боли,
38
боли в других различных частях тела и др. (32%) [там же]. И хотя количество такого рода жалоб уменьшаются с возрастом, из этого следует, что больные в ряде случаев не дифференцируют свои болезненные интрацептивные ощущения, могут относить все проявляющиеся телесные сенсации на счет основного заболевания. Вероятно, это объясняется тем, что к подростковому и старшему школьному (юношескому) возрасту БА может приобретать сверхзначимый, сверхакцентированный характер, вытесняя из фокуса восприятия и сознания другие незначительные заболевания и недомогания, симптомы которых начинают генерализоваться и включаться во ВКБ конкретно БА.
На значимость БА для детей в подростковом и старшем школьном (юношеском) возрасте указывает также и склонность больных давать описания своего состояния в эмоциональных категориях. Практически половина (48%) испытуемых с БА описывают эмоциональные реакции и состояния, связанные с болезнью: «Скучно, одиночество»; «Я подавлена, чувствую одиночество и жалость со всех сторон, которую я ненавижу»; «Чувствую себя апатично. Меня раздражает то, что я болею» и др. [8, 10-12].
Однако такие описания эмоциональных переживаний у детей с БА имеют, как правило, достаточно стереотипный и словарно обедненный характер. Часто, пытаясь выразить свои эмоции, дети с БА не могут подобрать нужных слов -вербализовать свои эмоциональные переживания в полной мере [там же].
В частности, Н. Д. Семенова отмечает, что дети с БА, как правило, немногословны, ограничиваются изложением соматических жалоб. Отмечается ярко выраженная тенденция к типизации самоотчетов о эмоциональных переживаниях, т.е. больные дают стандартные ответы-клише о своем индивидуальном болезненном опыте. В ситуациях эмоционального напряжения ведут себя так, будто усиленно желают и пытаются что-то сказать. Однако при обращении к больному с вопросом о его чувствах на данный момент следует обычно молчание или нечто неопределенное: «Да так... Не знаю...» В целом для детей с БА характерно рассогласование между широким и богатым спектром невербального поведения и бедностью его вербальных означений [13].
Такой характер вербальных означений (на уровне первичного означения) собственного эмоционального состояния в связи с болезнью указывает на алекситимичность этой категории больных.
В литературе также встречаются указания на то, что в 60% случаев у детей с БА в психологическом профиле личности выявляется алекситимия [14].
Таким образом, алекситимия выступает в качестве универсальной личностной характеристики больного с БА (как было показано выше, обусловленной незавершенностью процесса первичного означения в структуре ВКБ), обуславливающей психосоциальную несостоятельность личности ребенка с БА, большую подверженность стрессовым ситуациям, в частности, психосоматическую конверсию и, в конечном итоге, более тяжелое течение БА [там же].
При этом в подростковом и старшем школьном (юношеском) возрасте практически все дети с БА могут дать достаточно полное и развернутое описание своего состояния в категориях различных телесных ощущений. Однако такие
39
описания телесных ощущений могут быть генерализованными и недифференцированными, отражать не только объективные изменения в организме в связи с болезнью, но и отношение ребенка к заболеванию, которое может принимать гиперактуализированный, сверхценный характер, а также представление ребенка о болезни (миф болезни), формирующееся в результате процесса вторичного означения.
Попытаемся определить методологические и технологические векторы психологической коррекции первичного означения (в связи с алекситимией) в структуре ВКБ.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ОЗНАЧЕНИЯ В
СТРУКТУРЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
Итак, первичное означение в структуре ВКБ представляет собой процесс означивания интрацептивных телесных ощущений, а также эмоций, которые возникают у больного в связи с болезнью [3]. Означивание, или осознание, распознавание, дифференциация собственных интрацептивных телесных ощущений и эмоциональных переживаний играют крайне важную роль в формировании ВКБ, психоэмоциональной стабильности и адекватного психосоциального функционирования личности.
Однако в подростковом и старшем школьном (юношеском) возрасте для больных с БА характерными, как правило, являются генерализованность и недифференцированность означений и описаний телесных ощущений, а также недостаточность и обедненность эмоционального словаря в попытках вербализации своих эмоциональных переживаний в связи с болезнью (алекситимия в профиле личности) [8, 10-14].
Следовательно, целью психокоррекционной работы с первичным означением у детей с БА должно быть формирование навыков адекватного означения и дифференциации интрацептивных телесных ощущений и эмоциональных переживаний в связи с болезнью, в частности, преодоление алекситимии; обучение навыкам адекватного эмоционального реагирования и психосоматической саморегуляции.
Достижение этой цели возможно через решение ряда конкретных задач.
Первой важной задачей на начальном этапе работы с больными БА является снятие состояния психического и соматического напряжения, в частности, через преодоление алекситимии путем обучения больных осознавать, переживать, выражать, отыгрывать, реализовать и контролировать свои эмоции, в т.ч. агрессивные чувства - к родным, врачу, психологу и т.д. [15].
В целом работа с алекситимией представляет собой достаточно сложное и неоднозначное поле деятельности практического психолога, т.к. не существует общепринятого мнения о возможности психологической коррекции алекситимии. И, тем не менее, можно попытаться выделить основные методологические условия работы с этой проблемой.
40
Наиболее эффективной формой работы для преодоления алекситимичности является групповая форма работы, в ходе которой дети могут обмениваться болезненным опытом, индивидуальными телесными и эмоциональными переживаниями. Феномен группы усиливает терапевтический эффект, больные приходят к осознанию того, что их ситуация болезни не уникальна, имеют возможность обмениваться переживаниями и опытом преодоления болезни. Именно групповая психокоррекция (психотренинг) предоставляет больным возможность избавиться от восприятия своих проблем как уникальных, что является важным шагом на пути преодоления социальной изоляции. Групповая сплоченность позволяет ощутить поддержку других людей, способствует развитию базовых навыков общения [16-17]. Психологическая коррекция алекситимии в группе должна состоять из трех последовательных этапов: 1) релаксация и дидактическая направленность; 2) опора на невербальные средства общения; 3) актуализация «внутреннего диалога». Релаксирующими приемами могут быть аутогенная тренировка, вспомогательные психогимнастические приемы. При этом развивается способность чувствовать и умение вербализовать чувства по типу «здесь и теперь». Актуализация невербальных способов общения и опора на них также способствует «растормаживанию» чувств [13].
Очевидно, что в целом методы работы с алекситимичными больными должны носить главным образом проективный характер, основываться на неосознаваемой, «до-осознанной» продукции психического содержания (эмоциональных переживаний больных), т.к. именно незавершенность процесса первичного означения, трудности в означении (осознании) и вербализации собственных эмоций, представляет главную проблему алекситимии. Кроме того, такие методы и приемы работы с этой категорией больных должны носить косвенный, обходной характер для снятия психологических защит, связанных с феноменом алекситимии [там же].
В качестве такого косвенного или обходного приема вербализации чувств в рамках коррекции алекситимии Н. Д. Семенова, в частности, предлагает использование методики/упражнения «Потрет жены художника». Суть методики состоит в том, что ребенку предлагается составить вербальную картину, свой портрет, как если бы он был знаменитым и позировал художнику. Косвенный характер методики повышает ее информативность и практическую ценность. При этом развиваются способности и навыки участников в вербализации сложных чувств и нюансов отношения к себе и другим. Установка на максимально возможную передачу словами нарисованного в воображении портрета поддерживается стремлением участника группы, как можно полнее и без искажений донести до остальных суть и содержание воображаемой картины, чтобы другие могли в максимальной мере «увидеть» ее. В распоряжении художника имеются разнообразные «средства»: краски, рамки разных размеров, допускается возможность создания как индивидуальных, так и групповых портретов [там же].
Еще одной методикой, направленной на развитие навыков означения, дифференциации, вербализации эмоций и преодоление алекситимичности, является «Распознавание эмоциональных состояний». Данную методику изначально предлагалось использовать в качестве диагностической, направленной на оценку
41
способности испытуемых распознавать эмоциональные состояния по мимике и интонации. Алекситимичные испытуемые выполняют ее значительно хуже. Кроме того, есть определенные качественные различия в ее выполнении. Алекситимичные больные плохо распознают, например, эмоции радости, грусти, гнева, но почти не отличаются от «неалекситимичных» в распознавании эмоций удивления, отвращения и страха. Установлено, что успешность распознавания эмоций по мимике и интонации взаимосвязаны, поэтому для упрощения процедуры можно использовать обследования лишь один из вариантов передачи эмоций - мимику, либо интонацию [18]. Данную методику можно также использовать в качестве обучающего упражнения.
Используя метод последовательного воспроизведения заданной эмоциогенной ситуации (страха, тревоги, печали, радости и др.) в воображении и проговаривания всех возникающих при этом мыслей вслух, также возможно развитие у больного навыков вербализации, а, следовательно, и означения и осознания своего эмоционального состояния и эмоциональных переживаний.
Следующей важной задачей психологической коррекции при работе с первичным означением у детей с БА является обучение больного ребенка правильно, адекватно воспринимать и описывать свои болезненные интрацептивные телесные ощущения в целом и, в частности, ощущения, возникающие во время астматического приступа; дифференцировать симптомы, связанные с болезнью, от других телесных ощущений. Это важно для контроля своего состояния, точного описания происходящего врачу, получения своевременной терапевтической помощи [8, 10-12].
Кроме того, еще одной смежной задачей в случае такого специфического заболевания, как БА, является обучение больного ребенка самостоятельно распознавать приближающееся обострение БА в виде астматического приступа и предотвращать его, обучение ребенка самостоятельной помощи при развившемся приступе БА, в целом - обучение навыкам психосоматической саморегуляции. При этом психологическая коррекция должна рассматриваться как совместная деятельность психолога и ребенка (группы), а отношения между специалистом-психологом и больным ребенком должны быть исключительно партнерскими и предусматривать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.
Решение этих задач возможно с помощью упражнений, основанных на телесно-ориентированном подходе. В рамках этого коррекционного подхода эффективно использование упражнений на развитие и дифференциацию телесных интрацептивных (интероцептивных) и экстероцептивных ощущений - ощущений себя и другого соответственно.
В рамках метода аутогенной тренировки возможно применение методики «интроспекции внутренних органов», которая дает больному возможность «инспектировать», проверять, осознавать состояние и работу своих внутренних органов, своего тела в целом. С помощью воображения происходит управление внутренними процессами организма, и многим пациентам после работы в этом
42
направлении удается хотя бы на непродолжительное время улучшать работу своих органов, снимать болевые ощущения [19].
Психотерапевтический комплекс, предлагаемый В. И. Коростием, также включает в себя различные модификации аутогенной тренировки, что позволяет снизить уровень тревожности больных, научить их стабилизировать и контролировать вегетативные показатели. Этому должно предшествовать ознакомление больных с ощущениями, которые возникают в теле, научение их описывать, локализовать и дифференцировать [17].
Итак, основная цель психологической коррекции на уровне первичного означения в структуре ВКБ - формирование навыков адекватного означения и дифференциации интрацептивных телесных ощущений и эмоциональных переживаний в связи с болезнью. Это возможно через снятие психического и соматического напряжения путем обучения больных осознавать, переживать, выражать, отыгрывать, реализовать и контролировать свои эмоции; обучение больных правильно, адекватно воспринимать, локализовать, дифференцировать и описывать свои болезненные интрацептивные телесные ощущения; обучение навыкам адекватного эмоционального реагирования и психосоматической саморегуляции. Для решения этих задач наиболее эффективной является групповая форма работы с использованием косвенных, обходных методов и приемов коррекции при работе с эмоциональными переживаниями и методов телесно-ориентированного подхода и аутогенной тренировки при работе с телесными ощущениями.
Таким образом, посредством групповой формы работы в формате психологического тренинга с учетом принципа комплексности использования различных коррекционных методов и упражнений возможно преодоление алекситимии у детей с БА путем развертывания и завершения процесса первичного означения через формирование навыков адекватного означения и дифференциации интрацептивных телесных ощущений и эмоциональных переживаний в связи с болезнью; при этом означенные интрацептивные телесные ощущения должны прийти в соответствие с объективной клинической симптоматикой и способствовать формированию более адекватного и развернутого представления о БА на уровне мифологизации (процесса вторичного означения), «адекватного» преградного смысла в структуре ВКБ, в целом, «адекватной» ВКБ, соответствующей объективной картине болезни, а психокоррекционная работа на уровне вторичного означения и личностного смысла болезни должна дополнить программу психологической коррекции и повысить эффективность психокоррекционнного влияния.
ВЫВОДЫ
1. Процесс первичного означения (осознания, определения и дифференциации) интрацептивных телесных ощущений и эмоциональных переживаний в связи с болезнью играет крайне важную роль в формировании ВКБ пациента, и, в целом, в сохранении психоэмоциональной стабильности и адекватного психосоциального функционирования личности.
43
2. Незавершенность процесса первичного означения, несформированность интрацептивного восприятия (означенных интрацептивных ощущений), а, следовательно, и затруднения или невозможность осознания, распознавания, различения и вербализации интрацептивных телесных ощущений и эмоциональных переживаний в связи с болезнью обуславливает возникновение феномена алекситимии.
3. Алекситимия в рамках формирования конкретной ВКБ может рассматриваться как несформированность, незавершенность процесса первичного означения. Следовательно, необходима психологическая коррекция первичного означения в структуре ВКБ. В результате такой коррекции должен быть также снят феномен алекситимии.
4. Основной целью психологической коррекции первичного означения (в т.ч. алекситимии) должно быть развитие и расширение арсенала средств символического выражения интрацептивных ощущений, формирование навыков адекватного означения и дифференциации интрацептивных телесных ощущений и эмоциональных переживаний в связи с болезнью.
5. Основными задачами психологической коррекции первичного означения должны являться следующие: снятие состояния психического и соматического напряжения (в частности, происходит преодоление алекситимии) путем обучения больных осознавать, переживать, выражать, отыгрывать, реализовать и контролировать свои эмоции; обучение больного правильно, адекватно воспринимать и описывать свои болезненные интрацептивные телесные ощущения, дифференцировать симптомы, связанные с болезнью, от других телесных ощущений; обучение больного навыкам психосоматической саморегуляции.
6. Наиболее эффективной формой психологической коррекции первичного означения является групповая форма работы в формате психологического тренинга.
7. Наиболее эффективными методами психологической коррекции первичного означения являются проективные и телесно-ориентированные.
8. Развертывание и завершение первичного означения, в т.ч. преодоление алекситимии, возможны с опорой на намеченные методологические и технологические векторы психологической коррекции.
9. Психологическая коррекция первичного означения будет также способствовать формированию более адекватного и развернутого представления о болезни на уровне мифологизации (процесса вторичного означения), «адекватного» преградного смысла в структуре ВКБ, «адекватной» ВКБ в целом в виду структурности ВКБ как целостного образа сознания. При этом психокоррекционная работа на уровне вторичного означения и личностного смысла болезни должна дополнить программу психологической коррекции и повысить эффективность психокоррекционнного влияния.
Список литературы
1. Тхостов А. Ш. Болезнь как семиотическая система / А. Ш. Тхостов // Вестник Московского университета. - 1993. - № 1. - С. 3-16; № 4. - С. 13-24.
2. Тхостов А. Ш. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни / А. Ш. Тхостов //
44
Автореферат дисс. ... докт. психол. наук. - Москва, 1991. - 36 с.
3. Тхостов А. Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. - Москва: Смысл. - 2002. - 287 с.
4. Тхостов А. Ш. Топология субъекта / А. Ш. Тхостов // Вестник Московского университета. - 1994. -№ 2-3.
5. Холмогорова А. Б. Концепция соматизации. История и современное состояние / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, Т. В. Довженко и др. // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - Т.10, № 4. -С. 81-97.
6. Холмогорова А. Б. Соматизация: история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. - 2000. - № 2. - С. 5-50.
7. Арина Г. А. Психосоматический симптом как феномен культуры / Г. А. Арина // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - Москва, 1993. - С. 48-53.
8. Козачун В. Л. Коррекция внутренней картины болезни у детей с бронхиальной астмой / В. Л. Козачун // Вюник тслядипломно! освгги: Збiрник наукових праць. - К, 2011. - № 3(16). - С. 300305.
9. Козачун В. Л. М!сце сощально! депривацй у клшщ соматичних захворювань (на прикладi бронмально! астми) / В. Л. Козачун // Проблеми загально! та педагопчно! психологи. Збiрник наукових праць 1нституту психологи iменi Г.С. Костюка НАПН Укра!ни / За ред. С.Д. Максименка. Т. XIII, част. 1. - К., 2011. - С. 172-179.
10. Козачун В. Л. Особенности внутренней картины болезни и возможности ее коррекции у подростков и старшеклассников с бронхиальной астмой / Козачун В. Л., Романова В. В. // Украшський науково-медичний молодiжний журнал. - К., НМУ iм. О.О. Богомольця, 2011. - С. 31-33.
11. Козачун В. Л. Особенности внутренней картины болезни у подростков и старшеклассников с бронхиальной астмой / В. Л. Козачун // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова. [Электронный ресурс]. - М.: МАКС Пресс, 2013.
12. Козачун В. Л. Психологические аспекты течения бронхиальной астмы в детском возрасте / В. Л. Козачун // Материалы IV Конгресса педиатров стран СНГ «Ребенок и общество: проблемы здоровья, развития и питания», 25-26 апр. 2012 г. - Львов, 2012.
13. Семенова Н. Д. Возможности психологической коррекции алекситимии / Н. Д. Семенова // Телесность человека: Междисциплинарные исследования. - М., 1993. - С. 94-100.
14. Собенников В. С. Соматизация и психосоматические расстройства / В. С. Собенников, Ф. И. Белялов. - Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. - 230 с.
15. Шевченко Н. Ф. Использование кататимно-имагинативной психотерапии в комплексном лечении хронических соматических заболеваний / Н. Ф. Шевченко, А. И. Шевченко // Медицинская психология. - 2010. - №4. - С. 75-80.
16. Коростий В. И. Место психотерапии в комплексном лечении непсихотических психических расстройств у больных с психосоматическими заболеваниями / В. И. Коростий // Медицинская психология. - 2009. - № 2-3. - С. 139-141.
17. Коростий В. И. Система лжування i психотерапевтично! реабЫтаци пащенпв молодого вжу з психосоматичною патолопею / В. И. Коростий // Медицинская психология. - 2004. - № 10. - С. 6063.
18. Урванцев Л. П. Алекситимия как фактор психосоматических заболеваний [Электронный ресурс] / Л. П. Урванцев - Режим доступа : http://www.medpsy.ru/meds/meds015.php
19. Манухина Н. М. Некоторые особенности психологической помощи пациентам с соматическими заболеваниями [Электронный ресурс] / Н. М. Манухина // Журн. практич. психологии и психоанализа. - 2003. - № 1. - С. 11-17. - Режим доступа к журн.: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2979
45
PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF THE PRIMARY SIGNIFICATION IN THE STRUCTURE OF MENTAL IMAGE OF ILLNESS OF SOMATIC DISEASE (ON THE EXAMPLE OF BRONCHIAL ASTHMA)
Kozachun V. L.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
E-mail: vkozachun@mail.ru
The topicality of the psychological correction of the primary signification in the structure of mental image of illness of somatic disease is stated. The peculiarities of the primary signification process and signified introceptive sensations (introceptive perception) formation in the structure of mental image of illness (on the example of bronchial asthma) from the bodily psychology point of view are considered. It is assumed, that the process of the primary signification plays an important role in the formation of mental image of illness and, in general, in the maintenance of the psychoemotional stability and adequate psychosocial functioning of a person. The notion of the alexithymia phenomenon (as the inability or difficulties in identification and description of emotions in the self, as well as in the differentiation of the emotional state from introceptive bodily feelings) is proposed to be determined as the incompleteness of the primary signification process in the formation of the certain mental image of illness. Thus, to overcome alexithymia phenomenon, it is necessary to correct the primary determination in the frames of mental image of illness. The main goal of the primary signification psychological correction should be understood as the development and enlargement of the set of the symbolic expression of the introceptive feelings and the formation of the skills of the adequate signification and differentiation of the introceptive feelings and emotional experiences related to the disease; the training of the psychosomatic regulation skills. It is presumed, that the most effective form of the primary signification psychological correction is the group working in the frames of psychological training; the most effective methods of the primary signification psychological correction are projective and bodily-orientated ones. It is expected, that the development and completion of the primary signification (along with the alexithymia overcome) are possible with the orientation on the intended methodological and technological vectors of the psychological correction. As the result, the primary signification correction is expected to contribute to the formation of the more adequate and developed disease "myth" (the secondary signification process), the "adequate" negative personal sense of disease and the "adequate" mental image of illness in general (as the result of the tight interconnections in the structure of mental image of illness as a holistic image of consciousness). Herewith, the psychological correction on the levels of the secondary signification and personal sense of disease should complement the program of psychological correction and increase the efficiency of psychocorrective effect.
Keywords: psychological correction, mental image of illness, primary and secondary significations, personal sense of disease, alexithymia, somatic disease, bronchial asthma.
46
Ko3anyH B. fl.
References
1. Thostov A.Sh., Bolezn' kak semioticheskaja sistema, VestnikMoskovskogo universiteta, 1, 3; 4, 13 (1993).
2. Thostov A.Sh., Intracepcija v strukture vnutrennej kartiny bolezni, Avtoreferat diss. ... dokt. psihol. nauk, 36 s. (Moskva, 1991).
3. Thostov A.Sh., Psihologija telesnosti, 287 s. (Smysl, Moskva, 2002).
4. Thostov A.Sh., Topologija sub'ekta, Vestnik Moskovskogo universiteta, 2-3 (1994).
5. Holmogorova A.B., Garanjan N.G., Dovzhenko T.V. i dr., Koncepcija somatizacii. Istorija i sovremennoe sostojanie, Social'naja i klinicheskaja psihiatrija, 10, 4, 81 (2000).
6. Holmogorova A.B., Garanjan N.G., Somatizacija: istorija ponjatija, kul'tural'nye i semejnye aspekty, ob'jasnitel'nye i psihoterapevticheskie modeli, Moskovskijpsihoterapevticheskij zhurnal, 2, 5 (2000).
7. Arina G.A., Psihosomaticheskij simptom kak fenomen kul'tury, Telesnost' cheloveka: mezhdisciplinarnye issledovanija, S. 48 (Moskva, 1993).
8. Kozachun V.L., Korrekcija vnutrennej kartiny bolezni u detej s bronhial'noj astmoj, Visnikpisljadiplomnoi osviti: Zbirnik naukovihprac', 3(16), 300 (K., 2011).
9. Kozachun V.L., Misce social'noi deprivacii u klinici somatichnih zahvorjuvan' (na prikladi bronhial'noi astmi), Problemi zagal'noi ta pedagogichnoi psihologii. Zbirnik naukovih prac' Institutu psihologii imeni G.S. Kostjuka NAPN Ukraini, Za red. S.D. Maksimenka, T. XIII, chast. 1, S. 172 (K., 2011).
10. Kozachun V.L., Romanova V.V., Osobennosti vnutrennej kartiny bolezni i vozmozhnosti ee korrekcii u podrostkov i starsheklassnikov s bronhial'noj astmoj, Ukrains'kij naukovo-medichnij molodizhnij zhurnal, 31 (NMU im. O.O. Bogomol'cja, K., 2011).
11. Kozachun V.L., Osobennosti vnutrennej kartiny bolezni u podrostkov i starsheklassnikov s bronhial'noj astmoj, Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «LOMONOSOV-2013», Otv. red. A.I. Andreev, A.V. Andrijanov, E.A. Antipov, M.V. Chistjakova [Jelektronnyj resurs] (MAKS Press, M., 2013).
12. Kozachun V.L., Psihologicheskie aspekty techenija bronhial'noj astmy v detskom vozraste, Materialy IV Kongressa pediatrov stran SNG «Rebenok i obshhestvo: problemy zdorov'ja, razvitija i pitanija», 25-26 apr. 2012 g. (L'vov, 2012).
13. Semenova N.D., Vozmozhnosti psihologicheskoj korrekcii aleksitimii, Telesnost' cheloveka: Mezhdisciplinarnye issledovanija, 94 (M., 1993).
14. Sobennikov V.S., Beljalov F.I., Somatizacija i psihosomaticheskie rasstrojstva, 230 s. (Irkutsk: RIO IGIUVa, 2010).
15. Shevchenko N.F., Shevchenko A.I., Ispol'zovanie katatimno-imaginativnoj psihoterapii v kompleksnom lechenii hronicheskih somaticheskih zabolevanij, Medicinskaja psihologija, 4, 75 (2010).
16. Korostij V.I., Mesto psihoterapii v kompleksnom lechenii nepsihoticheskih psihicheskih rasstrojstv u bol'nyh s psihosomaticheskimi zabolevanijami, Medicinskaja psihologija, 2-3, 139 (2009).
17. Korostij V.I., Sistema likuvannja i psihoterapevtichnoi reabilitacii pacientiv molodogo viku z psihosomatichnoju patologieju, Medicinskaja psihologija, 10, 60 (2004).
18. Urvancev L.P., Aleksitimija kak faktor psihosomaticheskih zabolevanij [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa : http://www.medpsy.ru/meds/meds015.php
19. Manuhina N.M., Nekotorye osobennosti psihologicheskoj pomoshhi pacientam s somaticheskimi zabolevanijami [Jelektronnyj resurs], Zhurn. praktich. psihologii i psihoanaliza, 1, 11 (2003).- Rezhim dostupa k zhurn.: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2979
47