Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ЖЕСТОКОСТЬ / НАСИЛИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллин Асат Гиниатович

В последнее время подростковая агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми. Родители порой не знают, как им помочь, а самостоятельно справиться с проблемами детям сложно. Школа в большинстве случаев занимает оборонительную и обвинительную позицию, так как она выполняет в последнее время образовательные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдуллин Асат Гиниатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF EMOTIONAL DISORDERS AS A MEANS OF PREVENTING DELINQUENT BEHAVIOR AND CRUELTY AMONG ADOLESCENTS

Recently, adolescent aggression and cruelty has manifested itself in destructive behavior towards peers, teachers, younger family members, animals, in disrespect and rudeness in conversations with adults. Parents sometimes do not know how to help them, and it is difficult for children to cope with problems on their own. An the school in most cases takes a defensive and accusatory position, since it has recently been providing educational services.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ»

А. Г. Абдуллин

УДК 159.98:364.27-053.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ

п

11 ротивоправное поведение детей и подростков и количество различных преступлений, совершенных ими, возрастает. Среди школьников в последнее время отмечается катастрофический всплеск распространения противоправного поведения и жестокости.

Противоправное поведение и жестокость детей и подростков - это действие, чаще всего враждебное, нацеленное на конкретного индивида или группу лиц с целью доказать вседозволенность, силу и свое превосходство. Психологически - это распространенная форма проявления протеста детей и подростков против нелюбви, непонимания, и непринятия его как личности. Это отражение внутреннего мира, внутренней боли, старание разрядить внутреннюю дисгармонию, выражение своих противоречий через противоправное и жестокое поведение.

В последнее время в средствах массовой информации все чаще обсуждаются случаи совершения преступлений с изощренной жестокостью несовершеннолетними. Вокруг этих событий ведутся шумные споры. МВД в сводках фиксирует снижение подростковой преступности, однако профессор кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии юридического института Томского государственного университета Л. Прозументов, отмечает, что наметился другой тренд: случаи насилия в подростковой среде участились и стали носить массовый характер. В них нередко участвуют дети до 14 лет и довольно часто из

благополучных семей. Все чаще звучат призывы ужесточить наказание и снизить возрастную планку, чтобы привлекать к уголовной ответственности малолетних преступников до четырнадцати лет. Вызывает тревогу рост изощренной жестокости детей и подростков. Десятки тысяч несовершеннолетних и молодых людей гибнут от алкоголя, СПИДа, наркотиков.

Статистика наркоманов в России гласит: за последние 10 лет число взрослых наркоманов увеличилось в 8 раз; подростков - в 19 раз; детей - в 28,3 раза. Уполномоченная по правам ребенка при президенте РФ А. Кузнецова озвучила, ссылаясь на данные следственного комитета РФ, что в 2019 году было зафиксировано 792 случая, в 2020 году - 988. т. е. выявлен значительный рост. По мнению А. Кузнецовой, дети предоставлены сами себе, они не слышат, их не слышат, т. е. проблемы, которые волнуют подростков, никого не волнуют. И это происходит на фоне естественной убыли населения, когда демографический кризис грозит серьезными социально-экономическими проблемами. Снижается процент лиц с 15 до 24 лет по сравнению со стареющим населением страны.

Следует учитывать, что данные явления не протекают стихийно. По словам председателя Национального антикоррупционного комитета К. Кабанова, все большее влияние на подростков оказывают криминальные элементы, особенно в Сибири, Приморье, Поволжье и на Урале. К. Кабанов заявил, что к блатной романтике через интернет и видеохостинги подростков приобщают повзрослевшие «гопники» из 90-х, которых курируют воры в законе. В ситуации неопределенности исторического самосознания общества ведется серьезная информационная война против наших детей и подростков силами, заинтересованными в размывании духовных ценностей российских гра-дан, подталкивающими молодежь к наркомании, суициду, поиску острых ощущений с созданием риска для жизни, к вовлечению подростков и молодых людей в различные секты или террористические организации. Все это вместе взятое может привести к угрозам национальной безопасности.

^Л. г/ллл ам см н ы е ши/к, <с

Если серьезно анализировать вышеобозна-ченные проблемы, то нельзя не отметить, что в России, как и во всем мире, ощутим «кризис здоровья» подрастающего поколения с нарастающими социогенными проблемами детства: остро стоит проблема беспризорности и социального сиротства (в России насчитывается более 780 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Растет количество детей с отклонениями в развитии, в том числе с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития, с нервно -психическими расстройствами. По данным Московского НИИ психиатрии Минздрава России частота пограничных психических расстройств, среди обучающихся в различных образовательных учреждениях колеблется (по разным регионам) от 26,5 % до 74 %, поэтому более 70 % учащихся учреждений общего среднего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы. Проблемы психического здоровья детей и подростков ограничивают возможности получения полноценного общего среднего и профессионального образования, снижают уровень годности юношей к военной службе (по данным Министерства обороны Российской Федерации причиной увольнения из войск психические нарушения занимают первое место (41 %). Это влияет на недостаток квалифицированных кадров на рынке труда, порождает безработицу, проституцию, нанося колоссальный ущерб экономике РФ, порождая в стране общественную дестабилизацию.

В последнее время наметились противоречия:

- между ростом требований к школьникам в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов и их интеллектуально-эмоциональными ресурсами;

- между декларативными призывами повысить качество воспитания и реальной практикой, когда, согласно исследованиям ученых, около 34 % детей имеют серьезные проблемы с поведением вследствие упущений педагогами, родителями и психологами, несвоевременной медицинской помощи;

- между положительными тенденциями организации профилактической и коррекцион-ной помощи детям и подросткам в связи с развитием инклюзивного образования, открытием Центров психологической помощи детям и семьям и эффективностью оказания такой помощи в масштабах отдельных регионов и страны.

Сегодня многие ученые констатируют, что данным проблемам в России не уделяется должного внимания. Наряду с локальными мерами нужны системные изменения. В качестве примера А Петрова - клинический психолог и директор АНО «Партнерство равных» - приводит рекомендации по профилактике организации Mental Health Europe, где сделан первый шаг - принятие национальной стратегии по профилактике суицидов. То же самое рекомендует ВОЗ, и 38 стран в мире уже сделали это.

Пока не решена стратегическая задача образования и здравоохранения - оказание эффективной помощи по преодолению недостатков психического развития детей и подростков. Мы предлагаем в данной статье с целью просвещения работников образования обращать внимание на подростков с психологическими особенностями, проводить профилактические мероприятия по предупреждению негативных явлений в подростковой среде. С нашей точки зрения, нужно развивать особую отрасль психологии - психологию личности, когда прогнозируется изменение психических состояний личности в период социально-экономических реформ, в связи с изменением жизненных обстоятельств. Научные наработки обогатят практику коррекции эмоциональных состояний подростков в кризисных ситуациях и помогут оказывать им квалифицированную помощь. Нередко при расследовании случаев суицида или действий так называемых стрелков следователи обвиняют педагогов, психологов, руководителей образовательных организаций в некачественном исполнении своих служебных обязанностей. Но испытывающие чудовищные перегрузки педагоги и психологи, усилия которых затрачиваются на бюрократические про-

цедуры и бумаготворчество, рады были бы вместо этого «сердца отдавать детям». Пока Министерство образования РФ пытается решить проблему формирования психологической грамотности детей и подростков на уроках психологии со 2 по 11 класс, включенных в школьную программу, на уровне переговоров с Центром Сербского (Москва). Врачи справедливо полагают, что это научит детей и подростков многим необходимым для жизни в обществе умениям. Правда, пока не разработана программа курса и не подготовлены кадры. Но можно легко решить эту проблему на муниципальном уровне, привлекая к подготовке психологов и педагогов специалистов высшей школы. Сегодня во второй половине дня, согласно ФГОС, организуются различные занятия. Огромную пользу принесут «тренинги психологического здоровья», где наряду с обучением навыкам общения, самопознания и самокоррекции психических состояний у обучающихся, вырабатывались бы навыки устойчивости к давлению окружающей среды, к стрессам, навыки принятия правильного решения в сложных и конфликтных ситуациях.

Психологи не могут объять необъятное в овладении широкого арсенала методов кор-рекционной работы, требующих виртуозного мастерства. Для этого нужны некоммерческие Кризисные центры с наличием высококвалифицированных специалистов-юристов, психотерапевтов, психиатров, психологов, обладающих возможностью непрерывно повышать свою квалификацию в области той узкой специализации, которую они выбрали и которая необходима для оказания оперативной помощи детям, подросткам и их родителям. Сегодня в России наряду с развитием психологической службы в образовательных и медицинских учреждениях создаются психолого-медико-педагогические консультации, центры (ПМПК, ПМПЦ). Но их интенсивный рост осуществляется без единой концептуальной основы, организационной связи с образовательными и медицинскими организациями. Часто их возможности ограничены проблемами коммерциализации. Подобно тому как специаль-

но подготовленные психологи из крупных городов приезжают в зоны стихийных бедствий, катастроф и оказывают населению помощь в преодолении негативных состояний по вызову МЧС, работники централизованных кризисных центров могли бы по вызову школьных психологов работать по месту жительства подростков и их семей в городах и окрестных сельских поселениях, что позволило бы резко снизить и, возможно, совсем устранить случаи суицидального и противоправного поведения детей и подростков. Для этого необходимо включать в практику работы с подростками методы психологической и педагогической коррекции эмоционального состояния и поведения подростков.

Детский психиатр Е. Г. Сухарева считает, что позитивно влияет на ребенка метод ответственных поручений, способствующий формированию уверенности ребенка в своих силах как предпосылки избавления от невроза. Она советовала начинать с простых поручений и постепенно их усложнять.

Метод включения ребенка в тот вид деятельности, к которому человек склонен и проявляет способности, помогает самоутверждению личности. Но часто подростки не любят постоянно выполнять поручения. Психологи советуют в работе с трудными детьми и подростками проявлять настойчивость и терпимость.

Д. Стивенс описал приемы коррекции негативного поведения детей и подростков, зависящего от нравственных ориентаций личности. Не сражаться с «трудным» человеком путем наказаний и угроз, а воздействовать на его сознание и умело корректировать поведение через внутренний мир - его девиз.

Четкий распорядок дня, надзор, включение ребенка или подростка в различные виды полезной деятельности, утоление эмоционального голода в процессе творчества, когда воспитанник учится видеть радугу после ненастья, полноценное включение ребенка в жизнь детского коллектива является мощным психотерапевтическим средством коррекции личности. Мы использовали в коррекционной рабо-

Л // 'л с01 ам см н ы е ши/к, <с

те с такими детьми и подростками метод психодрамы. Писали сценарий сказочной истории и процессе драматизации предлагалось участнику действа сыграть роль «от противного». Агрессивный обидчик сверстников играл роль благородного рыцаря или Ивана Царевича, спасающего слабых от злых разбойников или драконов. Такая нестандартная коррек-ционная работа доказала свою эффективность. Иногда полезны следующие психологические приемы:

- выработка умения говорить «да», когда предлагают помощь или «нет», когда личность эксплуатируется;

- формирование уверенности в себе, овладение навыками открытого партнерского общения в коллективе;

- формирование умения настоять на своем у застенчивых подростков и умения сдерживать свою импульсивность у «агрессоров»;

- составление индивидуального режима дня, списка дел и достижений, которые нужно осуществить с четким осмыслением, что и как следует в какое время сделать, как себя вести.

Психолог осуществляет коррекцию состояний и поведения подростка совместно с медиками. Наряду с психологической коррекцией осуществляются лечебные мероприятия. Коррекция невротических состояний описана В. П. Кащенко, который предлагал уделять внимание как соматическому, так и психическому здоровью воспитанников. Режим дня, адаптированный к его состоянию, чередование различных видов деятельности, физических упражнений и отдыха, организация полноценного сна и правильного питания - вот первооснова профилактики нервных заболеваний и коррекции детских неврозов. Особое внимание уделяется коррекции состояния ребенка средствами закаливания и физической культуры. В наше время успешно применяются занятия лечебной физкультурой, психогимнастикой. Депрессия в детском и подростковом возрасте является в настоящее время остроактуальной проблемой, т.к. количество депрессий в подростковом возрасте увеличилось с 20 до 85 %.

Депрессия (от лат. depIessю - подавление, угнетение) - болезненное патологически пониженное настроение (гипотимия), с тоской, негативной пессимистической оценкой своего прошлого, настоящего и будущего с идеатор-ной и двигательной заторможенностью. Депрессия может быть отдельным симптомом в рамках невротических, психоорганических и эндогенных расстройствах, а также как отдельное самостоятельное заболевание при патологии аффективной сферы.

Депрессивное настроение у детей и подростков может проявляться:

- в раздражительности;

- в значительном снижения удовольствия или интереса ко всем или почти всем видам деятельности;

- в снижении веса и аппетита (возможно усиление аппетита и увеличение веса);

- в психомоторном возбуждении или торможении;

- в снижении энергичности и повышенной утомляемости;

- в ощущении одиночества, неприкаянности, заниженной самооценке, в переживании чувства вины;

- в появлении заторможенного мышления или снижения способности концентрации внимания;

- в утрате интереса к своему внешнему виду, проявлению неряшливости;

- в суицидальном поведении.

Внешне подростки выглядят бледными, понурыми, подавленными, угрюмыми, печальными с грустным и беспокойным взглядом, тихим голосом, печальным выражением лица, скупой мимикой, повышенной чувствительностью и жалостливостью. Резко меняется характер. Тогда наблюдается превращение общительного и открытого, доброго ребенка в злого и агрессивного или замкнутого подростка Необходимо провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся, помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей, учителей.

Специализирующиеся на проблеме специалисты, особенно психологи, должны внимательно послушать подростка, обнаружить проблему, послужившую причиной эмоционального кризиса. Должны провести с подростками коррекционную работу по формированию чувства долга и ответственности за свою жизнь, развивая при этом эмоциональную привязанность к родным и близким людям.

Стимулирование интереса к жизни происходит при обсуждении жизненных планов, коррекции внешнего облика и поведения. Сегодня накоплен большой опыт по апробации методов психодрамы, арт-терапии, проведения групповых психологических тренингов, аутотре-нингов по снятию состояния тревожности, напряжения и других отрицательных эмоций.

Таким образом, на основе исследований ученых и личного опыта, сделаны некоторые ориентиры в плане определения путей и методов коррекционной работы с детьми с учетом их индивидуальной жизнедеятельности, индивидуальных особенностей характера и поведения. Мы полагаем, что своевременная психолого-педагогическая и медико-психологическая коррекция должны осуществляться на научной основе, реализуя не только деятель-ностный, но и аксиологический подход к организации работы с подростками, т. к. подростковый период наиболее благоприятный для запускания рычагов, пусковых механизмов самоактуализации личности с четкими нравственными ориентирами как фактора профилактики противоправных действий и жестокости, помогая подросткам осознать такие ценности жизни, как труд, добро, истина, красота и любовь.

АННОТАЦИЯ

В последнее время подростковая агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми. Родители порой не знают, как им помочь, а самостоятельно справиться с проблемами детям сложно. Школа в большинстве случаев занимает оборонительную и обвини-

тельную позицию, так как она выполняет в последнее время образовательные услуги.

Ключевые слова: агрессия, жестокость, насилие, подростковая преступность, коррекция подросткового поведения.

SUMMARY

Recently, adolescent aggression and cruelty has manifested itself in destructive behavior towards peers, teachers, younger family members, animals, in disrespect and rudeness in conversations with adults. Parents sometimes do not know how to help them, and it is difficult for children to cope with problems on their own. An the school in most cases takes a defensive and accusatory position, since it has recently been providing educational services.

Key words: aggression, cruelty, violence, juvenile delinquency, correction of adolescent behavior.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин А. Г., Абдуллина Д. Г., Пруч-кина Н. М. Теория и технология личностного роста: учеб. пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 163 с.

2. Абдуллин А.Г. Психолого-педагогическая поддержка подростков в трудных жизненных ситуациях // Валеологизация образовательного процесса: межвуз. сб. научн. тр. -Магнитогорск, 1999. - С. 90-107.

3. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / Г. Э. Бреслав [и др.]. - СПб.: Речь, 2004. - 334 с.

4. Аношкина Ю. Ю., Заварина А. В. Программа формирования ассертивного, ответственного поведения и профилактики девиаций у подростков «Гроссмейстер общения» // Социализация и реабилитация в современном мире: сб. науч. ст. - М., 2017. - С. 371-380.

5. Васильченко М. В., Даутов Д. Ф. Особенности суицидальной активности подростков // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2015. -№ 6. - С. 149-154.

6. Воликова С. В., Нифонтова А. В., Холмогорова А. Б. Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 24-30.

7. Вроно Е. Жизнь - копейка // Здоровье школьника. - 2012. - № 2. - С. 60-61.

8. Галстян Г. С. Влияние алкоголя и наркомании на суицид несовершеннолетних // Вестник Адыгейского государственного университета. Социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - Вып. 3 (64). -С. 158-162.

9. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.

/iSSSiiN

Н. В. Горбунова, А. С. Фетисов

УДК 159.9.07

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ: СОСТОЯНИЕ И МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ

О основе ценностных ориентаций личности лежит здоровье. Неоспоримым на протяжении длительного времени остается то обстоятельство, что здоровая личность способна к успешной самореализации и самоактуализации в течение всей своей жизнедеятельности. Существуют различные определения понятия «здоровье», но большинство авторов трактуют его как сложную систему, наделенную многоуровневыми компонентами и качествами. Научное сообщество большое внимание уделяет состоянию физического здоровья, которое влияет на работоспособность организма человека и при снижении функциональных возможностей появляется риск развития различных соматических заболеваний. Не меньшее значение в нормальной жизнедеятельности человека имеет психологическое здо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.