Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пацалюк К.А.

В данной статье раскрываются понятия психологической и информационной безопасности подростка, выделяются причины пренебрежения детьми правилами безопасного поведения, кратко рассматриваются факторы оказывающие существенное влияние на подростков в данных случаях, и какие качества способствуют обеспечению безопасного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND INFORMATION SECURITY IN ADOLESCENT AGE

This article reveals the concepts of psychological and information security of adolescents, identifies the reasons for neglecting children is safety rules, briefly examines the factors that have a significant impact on adolescents in these cases, and what qualities contribute to the provision of safe behavior.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

Пацалюк К.А. студент 5 курса факультет «психолого-педагогический» Крымский Инженерно-Педагогический Университет научный руководитель: Хаирова С.И., к.психол.н.

доцент, преподаватель кафедра психологии КИПУ Россия, г. Симферополь

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: В данной статье раскрываются понятия психологической и информационной безопасности подростка, выделяются причины пренебрежения детьми правилами безопасного поведения, кратко рассматриваются факторы оказывающие существенное влияние на подростков в данных случаях, и какие качества способствуют обеспечению безопасного поведения.

Ключевые слова: подростковый возраст, безопасность, психологическая безопасность, информационная безопасность, социальная компетентность, критичность восприятия.

Patsalyuk C.A. student

5 year, Faculty of Psychological and Pedadogical Crimean Engineering-Pedagogical University

Russia, Simferopol Supervisor: Khairova S.I. candidate of psychology. Sci., Associate Professor, lecturer of the

Department of Psychology of CEPU PSYCHOLOGICAL AND INFORMATION SECURITY IN ADOLESCENT AGE

Abstract: This article reveals the concepts of psychological and information security of adolescents, identifies the reasons for neglecting children is safety rules, briefly examines the factors that have a significant impact on adolescents in these cases, and what qualities contribute to the provision of safe behavior.

Key words: adolescence, security, psychological security, information security, social competence, criticality of perception.

Сензитивность подросткового возраста, его уязвимость к современным течениям и моделям деструктивного поведения, бурное развитие технологий и неограниченный доступ к всевозможному контенту интернета оказывают негативное влияние на безопасность личности подростка, стоит обратить внимание на факторы предусматривающие пренебрежение подростка к

собственной безопасности и что в общем влияет на неё.

Проблемой психологической безопасности подростков занимались такие учёные как Б.М.Мастеров, И.А.Баева, Е.И.Осин, В.А.Ананьев и другие.

Термин «психологическая безопасность» был введен в 1995 году С.К. Рощиным и трактуется как состояние общественного сознания, в котором люди оценивают свое качество жизни как удовлетворительное, поскольку обеспечивает возможность сатисфакции социальных и естественных потребностей граждан и ощущение уверенности в завтрашнем дне [6].

И.А. Баева рассматривает психологическую безопасность как психическое состояние личности, характеризующееся умением адекватно реагировать на возникшую опасность и переживаниями личности о качестве своей защищенности. Человек не владеющий данным свойством теряет возможность эффективного взаимодействия и функционирования.

По И.А. Баевой структура психологической безопасности состоит из:

- когнитивного компонента — готовность индивида к обеспечению собственной безопасности, информированность об источниках опасности и умение противостоять им, знание способов выхода из критических ситуаций, а также стремление к самоактуализации и самопознанию. В этом случае четко видна взаимосвязь с социальной компетентностью, т.к. такие её показатели как адекватная самооценка, выраженная Я -концепция, мотивация на успех будут способствовать психологической безопасности;

- эмоционально-волевого компонента — эмоциональная устойчивость в случаях негативного внешнего и внутреннего воздействия;

- поведенческого компонента, в который входят навыки межличностной интеракции, ориентация поведения на социум и осуществление защитных мер по обеспечению психологической безопасности [1].

Параметрами психологической безопасности личности по Б.В. Овчинникову являются удовлетворенность (хорошие отношение окружающих и получение удовольствия от своей деятельности), уверенность в себе, защищенность (поддержка со стороны семьи, друзей, социального окружения) [4].

Условия психологической безопасности личности подроста также как и взрослого человека определяются социальными условиями, сюда входит макро- и микросреда. В макросреду входят экономический, демографический, национальный, социокультурный и религиозный фактор.

Психологическая безопасность подростка определяется особенностями его взаимодействия с окружающими, стратегией поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях, особенностями его воспитания, семейными традициями и направленностью референтной группы.

На безопасность личности подростка существенным образом влияют

факторы микросреды, сюда входят: семья и характер взаимоотношений в ней; воспитание дающиеся в семье; референтная и учебная группы; фоновое окружение [1, 2].

Семья должна обеспечивать ребенку любовь, признание, эмоциональную и материальную поддержку, если эти потребности не удовлетворяются, то уровень тревожности подростка возрастает. Важно общение в кругу семьи. Контроль, который ведется членами семьи способствует развитию ответственности и саморегуляции, если же не осуществлять должного контроля за подростком, то он начнем демонстрировать девиантные наклонности в поведении.

На особенности взаимодействия с окружающими влияет характер взаимоотношений между членами семьи. Ухудшение отношений между родителями может привести к ограничению интеллектуального развития ребенка. Можно привести пример семей с трудными подростками, где наблюдаются неблагоприятные семейные условия, снижающие адаптивные способности подростков, их стрессоустойчивость, повышают неуверенность в себе и тревожность, процесс развития социальной компетентности замедляется.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что семья является важным обучающим фактором, обеспечивающим эффективное взаимодействие с окружающим миром и воспитывающим психологически устойчивую личность подростка.

В референтную группу входят люди, мнение которых весомо для подростка (учителя, друзья, родители), они определяют социальные установки и мнение подростка. Члены этой группы формируют отношение ребенка к окружающему миру, оказывают влияние на его поведение, в том числе и в экстремальных ситуациях.

В фоновое окружение входят люди, характер взаимодействия с которыми лишь временный и подросток является членом их группы опосредовано (соседи, подростковые и уличные группировки). На психологическую безопасность личности подростка влияет степень деструктивности и конструктивности взаимоотношений с фоновым окружением и интенсивность этих отношений.

Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

У.В. Лобанова определила дополнительные факторы обеспечивающие психологическую безопасность подростков. К ним относятся: использование конструктивных механизмов психологической защиты (рационализация); эффективные способы реагирования в критических ситуациях (компромисс, сотрудничество); стрессоустойчивость и копинг-стратегии, позволяющие быстро совладать с переживаниями; социально-психологическая адаптивность [3].

Помимо психологической безопасности важным остается вопрос об

информационной безопасности, т.к. в силу развития, распостранения интернета появляются новые опасности поджидающие людей. Вариаций опасностей в сети огромное количество начиная от всевозможных компьютерных вирусов, кибербуллинга и пропаганды небезопасной информации.

Прежде чем переходить к рассмотрению данной проблемы, стоит определиться с понятием информационная безопасность.

Родичев Ю.А. даёт следующее определение: информационная безопасность — это состояние общества, при котором гарантирована всесторонняя и надежная защита личности, государства и общества от влияния на них специфического вида угроз, предстающих в вариациях информационных потоков, направленных на искажение индивидуального и общественного сознания [5].

Существует понятие информационно-психологической безопасности — защищенность психического здоровья и сознания индивида, обеспечивающая адекватность поведения, целостность человека как социального субъекта, развитие личности в условиях негативного информационного воздействия.

Информационно-психологической безопасность детей — это состояние защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения информационно-психологического вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому развитию [5].

Интересным будет привести пример исследования Козлова О.С. в рамках которого приняли участие 100 детей подросткового возраста — 12-17 лет. Цель исследования заключалась в определении количества времени проведенного в сети. Результаты показали, что более 75% участников проводят в интернете больше 3-х часов ежедневно. Это показатель интернет -зависимости.

Дети подросткового возраста проводящие много времени в интернете демонстрируют особенности современной личности и новые модели поведения: отмечается раннее взросление, но вместе с этим и затянушаяся инфантильность вместе с отрицанием трудовой деятельности. Современные подростки — индивидуалисты.

Стоит отметить, что подростки, как наиболее активные пользователи интернета, являются мишенью различных групп, модных опасных веяний. Кроме того, что подросток может стать жертвой кибербуллинга, существует коммуникационный риск, при котором происходит разрушающее воздействие информации на познавательную и эмоционально-мотивационные сферы личности. Также отмечается угроза манипулирования поведением и сознанием, негативного влияния на ценностные системы и модели поведения подростка. Мышление и психическое здоровье в целом находятся в опасности. Распостраняется пропаганда запрещенных веществ, алкоголя, национализма, экстремизма, суицида и порнографии, подросток в свою очередь с еще не устоявшейся нравственной и личностной сферой, с

жадностью поглощает новую информацию, не задумываясь о её распределении. Подобные действия говорят о недостаточной рефлексивности и некритичности подростка, его нельзя назвать социально компетентным.

Так как в подростковом возрасте происходит усвоение социальных норм, ценностей и правил, наблюдается склонность подражать другим людям в поведении, отмечается любознательность, стремление познавать новую информацию, расширять сеть социальных контактов, знаний, чаще всего не относясь к ним критично и не систематизируя их. Также подростки обладают рядом качеств негативно влияющих на их психологическую безопасность, к ним относят: максимализм; неуверенность в себе; чувствительность к промахам; упрямство и повышенный уровень тревожности. Чтобы сохранить целостность личности, защитить душевное здоровье и не попасть под негативное влияние, человеку важно обладать саморегуляцией, стрессоустойчивостью, уравновешенностью, критичностью мышления, силой воли, уверенностью в себе, информацией об опасных факторах и другими личностными свойствами и знаниями.

Исходя из изученной литературы, принимая во внимание сензитивность подросткового возраста и вышеперечисленные качества относящиеся к явлению социальной компетентности, можно сделать вывод, что для обеспечения психологической и информационной безопасности подростков необходимо развивать их социальную компетентность.

Обучение информационной безопасности в школе также является важным аспектом необходимым для защиты ребенка от потока информации, его качества, содержания и количества.

Так как подростки постоянно нуждаются в информационной связи с социальной средой, в постоянном обновлении и пополнении информации об окружающей среде, главное, научить их правильно использовать и воспринимать информацию. Для этого важно развивать у подростков когнитивные процессы: внимание, память, мышление. За их развитие отвечают психологическая служба в школе и педагоги, то есть это задача вполне реализуема и посильна.

Как говорилось ранее, семья и характер взаимоотношений в ней играют важную роль в психологической безопасности подростка. Гармоничная семья подразумевает эмоциональную привязанность членов семьи друг к другу, отсутствие конкуренции и подавления интересов других. Семья играет важную роль в гармоничном взаимодействии с окружающим социальным миром, поэтому для обеспечения безопасности ребенка, родителям стоит придерживаться определенных правил в воспитании своих чад, а школа, в особенности психолог должны оказывать поддержку семье в этом вопросе. Гармоничное воспитание подростка состоит из заботы о ребенке, поощрения, принятия, наказания должны быть конкретными и своевременными, а требования логичны и понятны.

Использованные источники:

1. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования / И.А. Баева // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 15-28.

2. Донцов, А.И. Психология безопасности: учебное пособие для академического бакалавриата / А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. - М: Издательство Юрайт, 2015. - 276 с.

3. Лобанова У В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков. - Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 4.

4. Овчинников Б.В. Психическая предпатология: превентивная диагностика и коррекция / Б.В. Овчинников, И.Ф. Дьяконов, Л.В Богданова. - Спб.: ЭЛБИ - СПб, 2010. - 368 с.

5. Петров, С.В. Информационная безопасность: учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: «Русский журнал», 2011. - 328 с.

6. Рощин, С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин // Российский монитор. - 1995. - № 6. - С. 133-145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.