Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3305
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА / УГРОЗЫ / НАСИЛИЕ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SECURITY / PSYCHOLOGICAL SECURITY / PROTECTION / THREATS / VIOLENCE / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гамова С. Н., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В.

В настоящей статье авторы анализируют и обобщают научные подходы зарубежных и отечественных исследователей по проблеме изучения психологической безопасности личности. Потребность в безопасности является насущной необходимостью современной личности, фактором, базисной составляющей, обеспечивающей гармоничное психическое и физическое развитие подрастающего человека. Особую актуальность данная проблема приобретает в период первичного становления личности ребенка, в связи с изменением социальной ситуации развития, повышением психической напряженности, появлением прямых угроз личностному здоровью ребенка. Авторы статьи проанализировали научные подходы к таким дефинициям как «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье» в трудах философов Западной Европы XVII-XVIII вв., немецкой классической философии XIX века (Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах и других), в исследованиях представителей психоаналитической, бихевиористской и гуманистической теории. Особый интерес представляют исследования современных отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих понятие «психологическая безопасность» на макросоциальном, мезосоциальном, микросоциальном уровнях, условия психологической безопасности подростков; формирование психологического иммунитета, как важного компонента, обеспечивающего здоровое психическое состояние человека в ситуации стресса. На основе проведенного анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы авторами был выявлен ряд нерешенных вопросов в изучении психологической безопасности: влияния психологических параметров образовательной среды на психическое состояние детей, изучение механизмов психологической безопасности, разработка психологических технологий работы педагога-психолога с образовательной средой и др. Результаты проведенного исследования будут способствовать повышению эффективности и совершенствованию современной системы психологической безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL SAFETY IN DOMESTIC AND FOREIGN RESEARCH

In this article, the authors analyze and summarize the scientific approaches of foreign and domestic researchers on the problem of studying psychological safety. The need for security is an urgent need for a modern personality, a factor, a basic component that ensures the harmonious mental and physical development of a growing person. This problem acquires particular urgency during the period of the initial formation of the child’s personality, in connection with a change in the social situation of development, increased mental tension, and the appearance of direct threats to the child’s personal health. The authors of the article analyzed scientific approaches to such definitions as “security”, “psychological security”, “psychological health” in the writings of Western European philosophers of the 17th-18th centuries, German classical philosophy of the 19th century (T. Hobbes, D. Locke, J.J. Russo, B. Spinoza, I. Kant, G. Hegel, L. Feuerbach and others), in studies of representatives of psychoanalytic, behaviorist and humanistic theory. Of particular interest are the studies of modern domestic and foreign scientists, revealing the concept of "psychological safety" at the macrosocial, mesosocial, microsocial levels, the conditions of psychological safety of adolescents; the formation of psychological immunity as an important component that ensures a healthy mental state of a person in a situation of stress. Based on the analysis of philosophical, sociological psychological and pedagogical literature, the authors identified a number of unresolved issues in the study of psychological safety: the influence of the psychological parameters of the educational environment on the mental state of children, the study of the mechanisms of psychological safety, the development of psychological technologies for the work of a teacher-psychologist with the educational environment, etc. The results of the study will contribute to improving the efficiency and improving the modern system of psychological safety of the individual.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html

URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/30PDMN420.pdf

DOI: 10.15862/30PDMN420 (http://dx.doi.org/10.15862/30PDMN420)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гамова С.Н., Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В. Научные подходы к изучению психологической безопасности в отечественных и зарубежных исследованиях // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/30PDMN420

For citation:

Gamova S.N., Krasova T.D., Chuikova Zh.V. (2020). Scientific approaches to the study of psychological safety in domestic and foreign research. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN420.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/30PDMN420

УДК 373.3 ГРНТИ 14.25

Гамова Светлана Николаевна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия Доцент кафедры «Дошкольного и специального образования» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=739383

Красова Татьяна Дмитриевна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия Доцент кафедры «Дошкольного и специального образования» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=650945

Чуйкова Жанна Владимировна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия Доцент кафедры «Дошкольного и специального образования» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: zhanna-elets2010@ yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=475263

Научные подходы к изучению психологической безопасности в отечественных и зарубежных исследованиях

Аннотация. В настоящей статье авторы анализируют и обобщают научные подходы зарубежных и отечественных исследователей по проблеме изучения психологической безопасности личности. Потребность в безопасности является насущной необходимостью современной личности, фактором, базисной составляющей, обеспечивающей гармоничное психическое и физическое развитие подрастающего человека. Особую актуальность данная проблема приобретает в период первичного становления личности ребенка, в связи с изменением социальной ситуации развития, повышением психической напряженности, появлением прямых угроз личностному здоровью ребенка.

https:// mir-nauki. com

Авторы статьи проанализировали научные подходы к таким дефинициям как «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье» в трудах философов Западной Европы XVII-XVШ вв., немецкой классической философии XIX века (Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах и других), в исследованиях представителей психоаналитической, бихевиористской и гуманистической теории. Особый интерес представляют исследования современных отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих понятие «психологическая безопасность» на макросоциальном, мезосоциальном, микросоциальном уровнях, условия психологической безопасности подростков; формирование психологического иммунитета, как важного компонента, обеспечивающего здоровое психическое состояние человека в ситуации стресса.

На основе проведенного анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы авторами был выявлен ряд нерешенных вопросов в изучении психологической безопасности: влияния психологических параметров образовательной среды на психическое состояние детей, изучение механизмов психологической безопасности, разработка психологических технологий работы педагога-психолога с образовательной средой и др. Результаты проведенного исследования будут способствовать повышению эффективности и совершенствованию современной системы психологической безопасности личности.

Ключевые слова: безопасность; психологическая безопасность; защита; угрозы; насилие; дети младшего школьного возраста

Радикальные перемены в жизни российского общества, связанные с политическими и экономическими реформами, рост социальной напряженности, низкий уровень качества жизни многих людей определяет постановку проблемы психологической безопасности человека. Люди пребывают в постоянно изменяющихся условиях существования и поэтому нуждаются в помощи и психологической поддержке: защищенности от угроз; психологической безопасности образовательной среды; тесном взаимодействии с различными специалистами (психологами, социальными педагогами); развитии способности сохранять эмоциональную устойчивость в неблагоприятных ситуациях.

В последнее время в обществе начала глубоко осознаваться глобальная проблема -психологическая безопасность. С каждым годом проблема сохранения мира и обеспечения безопасности населения встает особенно остро. С 1968 года по настоящее время в Мюнхене ежегодно проходит крупная международная конференция по безопасности, где собираются многочисленные представители различных государств и правительств, для обсуждения проблем сохранения безопасности в окружающем мире.

Особую актуальность проблема психологической безопасности приобретает в период младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет) при переходе ребенка из семьи в школу: он начинает сравнивать себя со сверстниками, превосходящими его в знаниях, способностях к развитию навыков общения, установлению дружеских контактов. У детей под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, вследствие нервно-психической ранимости, происходит занижение самооценки. В этот период, когда глубокие и сильные переживания, превалируют над доводами разума, дети могут совершать необдуманные поступки, приводящие к повышению психической напряженности и угрозе личностному здоровью.

Введение

Описание хода исследования

Потребность в безопасности является насущной необходимостью современной жизни, личностным фактором, базисной составляющей важного условия, обеспечивающего психическое и личностное развитие подрастающего человека (А.В. Возженников, Ю.И. Дерюгин, Г.В. Осипова, В.С. Пирумов и др.). Понятие «безопасность» в современной научной литературе имеет неоднозначную трактовку. Так, В.И. Ярочкин и Я.В. Бузанова определяют безопасность, как состояние защищенности личности, общества, государства, мирового сообщества от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз [1].

И.А. Баева отмечает, что данная дефиниция определяется как система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз [2].

Этимологический анализ понятия «безопасность» показывает, что оно тесно связано с понятием «опасность», т. е. помогает в «достижение» ситуации защищенности, ограждения человека от опасностей. Одной из важных составляющих безопасности (национальной, экологической, информационной, жизнедеятельности и др.), имеющей отношение к перечисленным выше значениям данного определения, является психологическая безопасность.

Особую актуальность психологическая безопасность приобретает в настоящее время, когда в условиях участившихся катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и пандемий (гриппа, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, коронавирусных инфекций и других) человек пребывает в постоянно изменяющихся условиях существования и поэтому нуждается в помощи и психологической поддержке. По мнению Л.Г. Дикой, В.В. Семенюк, в категорию социальной безопасности наряду с медицинской, генетической, образовательной относится психологическая безопасность и др.

Несмотря на то, что проблема психологической безопасности только в последнее время начала активно обсуждаться в научных работах, истоки ее уходят в глубь веков, когда появляются первые зарубежные научные труды известных философов, педагогов, психологов по данной тематике. Вопросы психологической безопасности личности впервые появились в трудах философов Западной Европы XVII-XVIII вв. Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы и др. Данные ученые понятие «безопасность» определяли как состояние спокойствия, появляющееся в результате отсутствия реальной физической или моральной опасности. Так, Т. Гоббс разрабатывая теорию «общественного договора», основное место в ней выделяет безопасности, связывая ее с психологией поведения индивида в социуме. Он считал, что только страх связывает людей в общество, побуждая их отказываться от стремления к самоутверждению.

Д. Локк, в своих трудах, одним из условий «качественной» организации общества выделяет безопасность личности, включающую гарантию прав человека, свободу и возможность развития.

Немецкая классическая философия безопасность личности трактует, как обязанность подчиняться правовым законам государства (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

В русле психоаналитического подхода (А. Фрейд, А. Адлер и другие) предлагаются различные способы развития психологической безопасности: работа с психологическими защитами; преодоление комплекса неполноценности. Так, Г. Мюррей впервые отметил, что защищенность имеет прямое отношение не к биологическому, а к психологическому началу, возникающему в сфере человеческих взаимоотношений. Ученый указывал - беспокойство появляется впервые на уровне сознания, как сильное чувство тревоги, «сообщающее» об угрозе

https:// mir-nauki. com

со стороны других людей. Для того, чтобы снизить напряжение, возникающее от неодобрения других, человек придумывает различные способы получения одобрения со стороны окружающих.

Вопросами психологической безопасности занимались и представители психоанализа и Эго-психологии. Так, А. Фрейд, в классической монографии «Психология «Я» и защитные механизмы» попытался обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, являющихся не только проявлением природных задатков, но и продуктами накопления индивидуального опыта в процессе непроизвольного научения. Она выявила, что защитные механизмы индивидуальны и характеризуют уровень адаптивности личности [3].

Представители бихевиорального подхода (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) предполагают формировать поведение посредством использования комплекса психотренингов; системы социального научения; позитивного подкрепления конструктивного поведения.

Особый взгляд на безопасность с точки зрения социальной психологии можно увидеть в работах представителей гуманистического направления: А. Маслоу, Э. Фромма, К. Хорни, К. Лоренца и др. В этом ключе интересна точка зрения основоположника гуманистической психологии А. Маслоу на трактовку понятия «психологическая безопасность». В иерархической модели мотивации личности автор выделил потребности в безопасности и защите, являющиеся для многих типов людей «маяками» в поиске защитника собственной безопасности (сильный человек или система).

В 70-80-е годы XX века, в связи с развитием социальной психологии, изучение некоторых аспектов профессиональной деятельности людей, например, при рассмотрении разнообразных способов профилактики несчастных случаев на производстве, термин «психологическая безопасность» впервые начинает использоваться в трудах психологов. Проблемой изучения феномена психологической безопасности в образовании занимались многие зарубежные и отечественные исследователи: А. Адлер, У. Вайлент, Р. Мэйли, З. Фрейд, К. Юнг, Е. Кундт, Ф. Дойч, Паям Нур, Б.Г. Ананьев, Ф.В. Бассин, Е.Т. Соколова, К.А. Альбуханова-Славская, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, В.А. Бодров, В.Г. Зазыкин, В.А. Петровский, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, А.И. Субетто. Несмотря на повышенное внимание к вопросам психологической безопасности в трудах современных исследователей, данное понятие требует дальнейшего изучения в различных аспектах.

Р.Р. Гарифуллин, изучая проблемы национальной безопасности российского общества, отмечает усиление эмоциональной и интеллектуальной деградации общества, представляющей угрозу для психологической национальной безопасности страны [4].

Н.Г. Рассоха психологическую безопасность определяет, как состояние сохранности психики, предполагающее поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия [5].

И.А. Баева, рассматривая различные аспекты изучения проблемы психологической безопасности, раскрыла и обосновала эффективную систему психологической безопасности в образовательном учреждении [2]; С.К. Рощин рассматривал психологическую безопасность человека как уровень развития условий его жизнедеятельности [6]; Г.В. Грачев и И.К. Мельников изучали информационно-психологическую безопасность [7]; В.Д. Анасов, определил механизмы обеспечения психологической безопасности личности [8].

Необходимо отметить, что основным компонентом психологической безопасности является психологическое здоровье личности. И.В. Дубровина определяет психологическое здоровье, как определенную гармонию между потребностями человека и общества [9].

Исходя из теоретического анализа подходов к рассмотрению понятия «психологическая безопасность», важными составляющими психологической безопасности личности являются:

• защищенность от психологического насилия;

• удовлетворенность, включающая субъективное благополучие, переживание эмоционально-положительного отношения со стороны всех участников общения прежде всего сверстников, удовлетворенность своей деятельностью;

• уверенность в себе, характеризующаяся психологическим здоровьем личности, способностью сохранять свою целостность и эффективность в разных видах деятельности.

Современные исследователи (Ф.В. Бассин, В.К. Мягер, Е.С. Романова, Е.Т. Соколова и др.) рассматривают базисную составляющую психологической безопасности -психологическую защиту, способствующую социально-психологической адаптации индивида, снятию эмоционального напряжения. Е.С. Романова отмечает, что психологическая защита в полной мере сможет устранить угрозу психологической безопасности личности, т. к. она направлена на уменьшение влияние негативных переживаний, душевных травм на личность переживаний, связанных с разного рода конфликтами, состояниями волнения, стресса и тревоги. Они могут быть физическими и психологическими, находящие свое отражение в механизмах психологической защиты (вытеснение, проекция, отрицание, диссоциация, интроекция и другие) [10].

Возросший интерес к данной проблематике со стороны психологической науки, привел ученых к рассмотрению понятия «психологическая безопасность» на нескольких уровнях:

• макросоциальном, рассматривающем безопасность личности на уровне общества, в контексте социальных отношений (В.П. Вишневская, В.М. Родачин, И.Н. Панарин, И.И. Приходько и др.);

• мезосоциальном, раскрывающим взаимодействие личности с ближайшим окружением, средой обитания: взаимоотношения в семье, профессиональной группе (А.И. Баева, Б.А. Еремеев, Н.А. Лызь, Л.А. Михайлов);

• микросоциальном, характеризующимся внутриличностной безопасностью: психической устойчивостью, адаптивностью функционирования, способностью сопротивляться неблагоприятным факторам среды и др. (И.О. Воля, СТ. Посохова).

В научной психологической литературе выделяются основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды: отсутствие в образовательном процессе проявлений психологического насилия, угроз для физического и психического развития личности; создание благополучной, эмоционально-положительной обстановки общения; сохранение и укрепление психического здоровья; обогащение образовательной среды, стимулирующей развитие участников образовательного процесса.

Р.Р. Гарифуллин в русле дефиниции «психологическая национальная безопасность» более подробно рассматривает эмоциональную и интеллектуальную национальную безопасность. Некоторыми исследователями (И.А. Баевой, М.Р. Битяновой, В.И. Пановым и др.) поднималась проблема моделирования психологически безопасной образовательной среды, создания эффективных условий, способствующих появлению чувства защищенности, уверенности в себе, возможности наиболее полно удовлетворять свои потребности, интересно и свободно проживать жизнь [2; 11; 12].

https:// mir-nauki. com

Н.В. Быстрова, С.Н. Казначеева, О.И. Госсельбах предприняли попытку изучить условия психологической безопасности подростков. Они установили, что психологические особенности современных российских подростков (старшего возраста) значительно отличаются от своих сверстников других поколений: дети подросткового возраста зависимы от цифровых технологий, нетерпеливы и сосредоточены на краткосрочных целях, ориентированы на потребление, индивидуалистичны. Исходя из этого, авторы выявили индикаторы психологического благополучия современных подростков: переживание человеком счастья, степень удовлетворенности жизнью, баланс аффектов [13].

Различные аспекты проблемы изучения психологической безопасности стали предметом изучения и в современных зарубежных исследованиях (А. Edmonson, D.W. Johnson, R.T. Johnson, H.M. Walker, K. Kavanagh и др.). В исследовании А. Edmonson показано, что уровень психологической безопасности в образовательном учреждении зависит от взаимоотношений человека с референтной группой: чаще всего при понижении психологической безопасности дети испытывают страх, напряженность, подавленность, что приводит к психотравмирующим ситуациям [14].

Зарубежные исследования, по вопросам безопасности учащихся в образовательном учреждении (D.W. Johnson, R.T. Johnson, Finkelhor D. и др.), выявили, что работа по повышению безопасности в образовательной среде включает два направления - физическую и психологическую безопасность, представляющую собой единое целое [15; 16].

Особый интерес в решении задач психологической безопасности представляет концептуальная идея венгерского психолога А. Olah, опирающегося на принципы позитивной психологии и психологии здоровья [17].

По мнению ученого, обеспечить психологическую безопасность, защищенность психики человека, в том числе и в образовательной среде, поможет формирование психологического иммунитета - интегрированного образования, объединившего все адаптивные ресурсы личности (когнитивные, мотивационные, поведенческие), способствующие поддержанию психического состояния в ситуации стресса и обеспечивающие здоровое психическое состояние. Концепция, разработанная А. Olah, включала диагностическую методику, раскрывающую компоненты психологического иммунитета: оптимизм, созидательность, самоуважение, самоконтроль и др.

Жизнедеятельность концепции А. Olah, была подтверждена исследованиями индийских психологов Bhardwaj, Agrawal, а также американского психолога D. Gilbert, предложившими использовать психологический иммунитет, как адаптационную возможность психологической безопасности, защиты «разума от несчастья».

В последнее время пристальное внимание в философских, психолого-педагогических, социологических исследованиях уделяется изучению проблемы психологической безопасности личности, проявляющейся в стрессоустойчивости, оптимизме, уверенности в завтрашнем дне, самоуважении. Состояние психологической безопасности, по мнению отечественных и зарубежных ученых, включает защищенность личности от внешних угроз, конструктивное решение поставленных жизненных задач, переживание личностью состояния успеха [18-23].

Анализ концепций, идей в вышеизложенных исследованиях, позволил выявить ряд нерешенных проблем в изучении психологической безопасности личности: исследование влияния психологических параметров образовательной среды на психическое состояние детей, изучение механизмов психологической безопасности, формирования психологического

Выводы

иммунитета у детей и подростков, влияние современных информационных технологий на психологическую безопасность детей, разработка психологических методик работы педагога-психолога с образовательной средой и другие.

Таким образом, теоретический анализ понятия «психологическая безопасность» выявляет различные составляющие его аспекты. Понимание данной дефиниции подразумевает психическую устойчивость, личностную удовлетворенность, включающую субъективное благополучие, переживание эмоционально-положительного отношения со стороны всех участников общения прежде всего сверстников, удовлетворенность своей деятельностью, способность преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью факторов среды; переживание человеком счастья, степень удовлетворенности жизнью, появлению чувства защищенности, уверенности в себе, возможности наиболее полно удовлетворять свои потребности, интересно и свободно проживать жизнь.

Различные научные подходы к изучению понятия «психологическая безопасность» раскрывают неоднозначную трактовку данной дефиниции. С одной стороны, психологическая безопасность зависит от воздействий внешнего мира на личность (отсутствие угроз, состояние окружающей среды, способы жизнедеятельности, опасности для личности). С другой стороны, психологическая безопасность связана с внутренними психологическими характеристиками человека (защищенность, от негативных воздействий, устойчивость и др.). Сбалансированность данных подходов позволит обеспечить эффективное формирование психологической безопасности личности с дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Основы безопасности бизнеса и предпринимательства. - М.: Фонд «Мир», 2005. - 202 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие профилактики психического здоровья ее субъектов // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в Современной России. - Махачкала: АЛЕФ, 2014. - 504-516 с.

3. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - 144 с.

4. Гарифуллин Р.Р. О концепции российской психологической безопасности. Вопросы психологии: Вестник научных трудов вып. 3. Ч. 5. - М.: Просвещение,

2001. - С. 42-52.

5. Рассоха Н.В. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников / автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - СПб.: Просвещение, 2005. - 22 с.

6. Рощин С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. - М.: Просвещение, 1995. № 6. - С. 133-145.

7. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: Алгоритм,

2002. - 288 с.

8. Анасов В.Д. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности. - М.: Институт психологии РАН, 1996. - 7-11 с.

https:// mir-nauki. com

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

23.

Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования №3 (20) июль-сентябрь, 2009. - С. 17-21.

Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - М.: Талант, 1996 г. - 144 с. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. - 220 с.

Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск: монография. - СПб.: Психологический институт РАО, 2014. - 304 с.

Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №5 (39). - М.: Просвещение, 2019. - 28 с.

Edmondson A, Psychological safety and leaming behavior in work teams // Administrative Science Quarterly. 1999. 44 (2). Pp. 350-383. [Электронный ресурс].

- URL: https://web.mit.edu/curhan/www/docs/Articles/15341_Readings/Group_Perfo rmance/Edmondson%20Psychological%20safety.pdf (дата обращения: 16.06.2020). Johnson D.W., Johnson R.T. Why violence programs don't work and what does // Educational Leadership. 1995. 52:5. Pp. 63-67. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ascd.org/publications/educational-leadership/feb95/vol52/num05/Why-Violence-Prevention-Programs-Don't-Work%E2%80%94and-What-Does.aspx (дата обращения: 24.06.2020).

Finkelhor D. Online Victimazation: A report on the Nation's Youth, 2000. http: //unh.edu/ccrc/pdf/j vq/CV38.pdf.

Olah А. Psychological immunity: A new concept of coping and resilience. [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.psychevisual.com/Video_by_Attila_Olah_on_Psychological_immunity_ A_new_concept_of_coping_and_resilience.html (дата обращения: 14.06.2020). Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. ФГОС ДО. - М.: Учитель, 2020. - 104 с. Быкова А.А. Психологическая безопасность ребенка в школе. - М.: Феникс, 2016.

- 140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молокоедов А.В. Психологическая безопасность личности. Основы комплексного анализа. - М.: Педагогика, 2017. - 176 с.

Михайлов Л.А. Психологическая безопасность: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 288 с.

Tolsma J., Deurzen I., Stark T.H., Veenstra R. Who is bullying whom in ethnically diverse primary schools? Exploring links between bullying, ethnicity, and ethnic diversity in Dutch primary schools// Social Networks, Volume 35, Issue 1, January 2013, P. 51-6. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0378873312000688?via%3Dih ub (дата обращения: 6.06.2020).

Bagci S.C^., Kumashiro M., Smith P.K., Herbert Blumberg, Adam Rutland. Cross-ethnic friendships: Are they really rare? Evidence from secondary schools around London // International Journal of Intercultural Relations, Volume 41, July 2014, P. 125-137. [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0147176714000339 (дата обращения: 10.06.2020).

Gamova Svetlana Nikolaevna

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=739383

Krasova Tatyana Dmitrievna

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=650945

Chuikova Zhanna Vladimirovna

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: zhanna-elets2010@ yandex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=475263

Scientific approaches to the study of psychological safety in domestic and foreign research

Abstract. In this article, the authors analyze and summarize the scientific approaches of foreign and domestic researchers on the problem of studying psychological safety. The need for security is an urgent need for a modern personality, a factor, a basic component that ensures the harmonious mental and physical development of a growing person. This problem acquires particular urgency during the period of the initial formation of the child's personality, in connection with a change in the social situation of development, increased mental tension, and the appearance of direct threats to the child's personal health.

The authors of the article analyzed scientific approaches to such definitions as "security", "psychological security", "psychological health" in the writings of Western European philosophers of the 17th-18th centuries, German classical philosophy of the 19th century (T. Hobbes, D. Locke, J.J. Russo, B. Spinoza, I. Kant, G. Hegel, L. Feuerbach and others), in studies of representatives of psychoanalytic, behaviorist and humanistic theory. Of particular interest are the studies of modern domestic and foreign scientists, revealing the concept of "psychological safety" at the macrosocial, mesosocial, microsocial levels, the conditions of psychological safety of adolescents; the formation of psychological immunity as an important component that ensures a healthy mental state of a person in a situation of stress.

Based on the analysis of philosophical, sociological psychological and pedagogical literature, the authors identified a number of unresolved issues in the study of psychological safety: the influence of the psychological parameters of the educational environment on the mental state of children, the study of the mechanisms of psychological safety, the development of psychological technologies for the work of a teacher-psychologist with the educational environment, etc.

The results of the study will contribute to improving the efficiency and improving the modern system of psychological safety of the individual.

Keywords: security; psychological security; protection; threats; violence; primary school children

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.