Научная статья на тему 'Психологическая характеристика эффективности вынужденного контакта'

Психологическая характеристика эффективности вынужденного контакта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
339
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЫНУЖДЕННЫЙ КОНТАКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / INTERPERSONAL INTERACTION / COMPELLED CONTACT / EFFICIENCY OF INTERACTION / LEVELS AND EFFICIENCY INDICATORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Миронова Оксана Ивановна, Тенюшев Борис Иванович

Статья посвящена изучению проблемы вынужденного контакта между людьми, в частности, психологическим характеристикам его эффективности. Описаны различные подходы к исследованию эффективности межличностного взаимодействия. Раскрыто понятие «эффективность вынужденного контакта», его основные уровни и показатели. Проводится сравнительный анализ эффективности вынужденного контакта с его результативностью и оптимальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF EFFICIENCY OF COMPELLED CONTACT

The article is devoted to the study of a problem of compelled contact between people, in particular to the psychological characteristics of its efficiency. Various research approaches of the efficiency of interpersonal interaction are described. The concept efficiency of the compelled contact, its basic levels and indicators are disclosed. A comparative analysis of the efficiency of the compelled contact to its productivity and optimality is carried out.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика эффективности вынужденного контакта»

УДК 301.085.15

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫНУЖДЕННОГО КОНТАКТА

© Оксана Ивановна МИРОНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии, e-mail: mironova_oksana@mail.ru © Борис Иванович ТЕНЮШЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, e-mail: btenushev@mail.ru

Статья посвящена изучению проблемы вынужденного контакта между людьми, в частности, психологическим характеристикам его эффективности. Описаны различные подходы к исследованию эффективности межличностного взаимодействия. Раскрыто понятие «эффективность вынужденного контакта», его основные уровни и показатели. Проводится сравнительный анализ эффективности вынужденного контакта с его результативностью и оптимальностью.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие; вынужденный контакт; эффективность взаимодействия; уровни и показатели эффективности.

Межличностные контакты являются одной из главных форм жизнедеятельности человека. Через повседневные контакты зарождается дружба и вражда, одиночество и привязанность, человек обретает свою индивидуальность, находит и подтверждает признание.

Однако часто в жизни людей встречаются ситуации, когда межличностные контакты носят вынужденный характер и осуществляются не только в силу положительно окрашенной мотивации, но и в силу самого различного вида необходимости. Такие ситуации возникают в обыденной жизни людей, в семейной сфере, при исполнении профессиональных обязанностей.

Феномен вынужденного контакта затрагивает самые различные сферы человеческой жизнедеятельности, является многоаспектным и многообразным. Постоянное присутствие таких контактов в общении оказывает негативное влияние на жизнь и развитие человека, поэтому ему необходимо научиться эффективно взаимодействовать в подобного рода ситуациях.

Цель настоящей статьи - проанализировать понятие «эффективность вынужденного контакта» и охарактеризовать его основные показатели и уровни.

В социальной психологии эффективность межличностного взаимодействия определяется в зависимости от базовых идей, отражающих ту или иную теорию. Так, на-

пример, в теории взаимодействия исходов Д. Тибо и Г. Келли показателями эффективного взаимодействия для его участника будет максимум вознаграждений при минимуме издержек. Исход взаимодействия человек может оценить по критерию сравнения с позитивными исходами в прежних или других взаимодействиях и по критерию наивысшего исхода, который можно было бы получить в случае наилучшей альтернативы [1].

В теории социального обмена Г. Хоман-са эффективность взаимодействия зависит от пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издержками [2].

В трансактном анализе Э. Берна показателем эффективности взаимодействия является «дополнительный» характер трансакций при адекватном понимании ситуации и адекватном стиле действия в ней [3].

Ориентация на субъектно-деятельностный подход, анализ работ отечественных авторов по проблеме межличностного взаимодействия, выполненных в рамках обозначенной парадигмы, позволяет раскрыть понятие «эффективность вынужденного контакта».

Проведем для этого сравнительный анализ понятий «эффективность вынужденного контакта», «результативность вынужденного контакта», «оптимальность вынужденного

контакта». Будем исходить из точки зрения А.К. Марковой, которая считает, что понятия

«эффективность», «результативность» и «оптимальность» не являются синонимами [4].

Результативность вынужденного контакта - это итог взаимодействия с негативно значимым другим, который может быть как отрицательным (чаще неожиданным), так и положительным (чаще запланированным).

Эффективность вынужденного контакта -более узкое понятие, чем его результативность, ибо охватывает позитивные результаты, пусть даже самые незначительные. То есть эффективность вынужденного контакта - это соответствие полученного положительного результата поставленным целям и задачам.

Однако только достижение цели само по себе не свидетельствует об эффективности взаимодействия с негативно значимым другим. Необходимо также учитывать, какова «цена» достигнутой цели. Всем известен Пирр, царь небольшого государства на Балканском полуострове. После очередной победы над римлянами с огромными потерями он воскликнул: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска!» Выражение «пиррова победа» подразумевает победу, равносильную поражению. Величина физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение какой-либо работы на заданном уровне, определяется как цена деятельности [5].

Таким образом, эффективность вынужденного контакта не только определяется полученным результатом, а связана с психологическими и физиологическими затратами или ценой вынужденного контакта. Высокая цена взаимодействия соответствует чрезмерному или экстенсивному нервно-психическому напряжению его субъекта. Оно протекает

как системный процесс, вовлекая в себя различные уровни нервно-психической и сома-тофизиологической организации человека, сопровождается отрицательно окрашенными переживаниями.

Оптимальность вынужденного контакта -понятие более узкое, чем его эффективность. Это не просто достижение поставленной цели, а достижение высокого результата взаимодействия в ситуации вынужденного контакта при минимальных психофизиологических затратах.

Итак, эффективность вынужденного контакта может быть представлена через отношение его результата к цене взаимодействия.

Эффективность вынужденного контакта дифференцируется по пяти основным уровням (выделенных на основе отношения результата вынужденного контакта к цене взаимодействия, выраженных в стандартной Т-шкале Маккола, М = 50, о = 10). Это нулевой, низкий, средний, высокий и максимальный (оптимальный) уровни, представленные в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что каждый уровень имеет количественное и качественное выражение.

Нулевой уровень располагается в диапазоне значений от 0 до 0,2. Низкий уровень -от 0,2 до 0,67. Средний уровень - от 0,67 до 1,5. Высокий уровень - от 1,5 до 2,33. Максимальный уровень - более 2,33.

В случае полного несоответствия результата вынужденного контакта поставленным целям и задачам, т. е. при отсутствии позитивного результата при любой цене взаимодействия (даже при самой минимальной), эффективность будет нулевой, что соответ-

Таблица 1

Уровни эффективности вынужденного контакта

Результат контакта (соответствие итога взаимодействия поставленным целям и задачам) Цена взаимодействия

Низкая Средняя Высокая

Полностью не соответствует Нул. ур. Нул. ур. Нул. ур.

0-0,03 0-0,03 0-0,2

Соответствует лишь частично Низ. ур. Низ. ур. Низ. ур.

0,3-0,67 0,2-0,67 0,01-0,5

В основном соответствует Сред. ур. Сред. ур. Низ. ур.

0,67-1,5 0,67-1,25 0,5-0,67

Не соответствует лишь частично Выс. ур. Сред. ур. Сред. ур.

1,5-2,33 1,17-1,5 0,67-1,17

Полностью соответствует Макс. ур. (оптимал.) Выс. ур. Сред. ур.

более 2,33 1,5-1,75 1,17-1,5

ствует нулевому уровню вынужденного контакта.

Низкий уровень эффективности вынужденного контакта наблюдается, если результат взаимодействия соответствует лишь частично поставленным целям и задачам при любой цене деятельности или же в основном соответствует целям и задачам, но при этом цена затраченных усилий является высокой.

Средний уровень эффективности вынужденного контакта - это когда результат взаимодействия в основном соответствует поставленным целям и задачам, а цена деятельности является низкой и средней или же результат не соответствует целям и задачам лишь частично при средней и высокой цене, или же он полностью соответствует при высокой цене взаимодействия.

Высокий уровень эффективности вынужденного контакта возможен, если результат вынужденного контакта не соответствует поставленным целям и задачам лишь частично или полностью соответствует, а затраченные усилия будут соответственно низкими или средними.

Максимальный уровень (оптимальный) эффективности вынужденного контакта - это достижение полного соответствия поставленным целям и задачам взаимодействия при низкой его цене.

Для оценки эффективности вынужденного контакта целесообразно различать объективные и субъективные показатели. Показатель - «то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь» [6, с. 504].

К объективным показателям эффективности вынужденного контакта относятся такие, как:

1) степень сохранности межличностных отношений;

2) отсутствие или возникновение конфликта между участниками вынужденного контакта;

3) уровень соответствия итога взаимодействия поставленным целям и задачам;

4) сохранение негативного отношения к другому участнику или его изменение на позитивный характер;

5) величина цены взаимодействия.

Субъективными показателями эффективности вынужденного контакта являются:

1) удовлетворенность субъекта результатом вынужденного контакта;

2) удовлетворенность субъекта процессом вынужденного контакта;

3) удовлетворенность субъекта ценой вынужденного контакта.

Таким образом, определим эффективность вынужденного контакта как соответствие полученного итога взаимодействия с негативно значимым другим поставленной цели и задачам при определенной цене взаимодействия, дифференцирующееся по различным уровням и выражающееся в объективных и субъективных показателях.

1. Thibaut J.W., Kelley H.H. Interpersonal relations: A theory of interdependence. N. Y., 1978.

2. Homans G.C. Social Behavior: In Elementary Forms. N. Y., 1961.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2009.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

5. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.

Поступила в редакцию 24.01.2012 г.

UDC 301.085.15

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF EFFICIENCY OF COMPELLED CONTACT

Oksana Ivanovna MIRONOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of Social Psychology Department, e-mail: mironova_oksana@mail.ru

Boris Ivanovich TENYUSHEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Professor, Professor of General Psychology Department, e-mail: btenushev@mail.ru

The article is devoted to the study of a problem of compelled contact between people, in particular to the psychological characteristics of its efficiency. Various research approaches of the efficiency of interpersonal interaction are described. The concept “efficiency of the compelled contact”, its basic levels and indicators are disclosed. A comparative analysis of the efficiency of the compelled contact to its productivity and optimality is carried out.

Key words: interpersonal interaction; compelled contact; efficiency of interaction; levels and efficiency indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.