УДК 159.9.072
ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСКИЙ ТИП СУБЪЕКТА ВЫНУЖДЕННОГО КОНТАКТА
© Оксана Ивановна Миронова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии,
e-mail: [email protected]
В статье представлено исследование, результаты которого позволили охарактеризовать приспособленческий тип субъекта вынужденного контакта. Было установлено, что его психологические особенности связаны с интенсивностью, качеством, направленностью преобразовательной активности, а также эмоционально-волевыми, коммуникативными, интеллектуальными и креативными свойствами, в частности, для него являются характерными такие черты, как уравновешенность, проницательность, социабельность, практичность и др.
Ключевые слова: вынужденный контакт; типы субъектов вынужденных контактов; преобразовательная активность; психологические характеристики типов.
Понятие «субъект вынужденного контакта», его структурно-содержательная модель анализировались нами в ряде научных работ, опубликованных ранее [1-3]. В настоящей статье представлены материалы, полученные в результате эмпирического исследования типов субъектов вынужденного контакта, в ней раскрываются психологиче-
ские особенности приспособленческого типа субъекта вынужденного контакта.
Респондентами исследования явилась группа испытуемых, которые были отобраны по результатам пилотажного исследования проблемы вынужденных контактов. Представительную выборку составили: военнослужащие, руководители частных предпри-
ятий, учителя школ, преподаватели вузов, участковые врачи, медицинские сестры, психологи, чиновники, служащие в госсекторе, студенты и аспиранты, работники МВД и др. Всего 100 человек, из них 47 мужчин и 53 женщины, разного возраста, стажа работы или года обучения. Предварительно с каждым респондентом была проведена беседа в форме структурированного интервью по специально составленным вопросам.
В группу для исследования были отобраны респонденты, которые попадают в ситуацию вынужденных контактов постоянно или часто; доля таких ситуаций от различных ситуаций общения вообще составляет у них от 25 % и выше; большинство из них считают, что таких ситуаций вынужденного контакта людей друг с другом становится все больше.
Для проведения эмпирического исследования была разработана специальная анкета, которая включала в себя 17 различных открытых и закрытых вопросов. В частности, вопросы были направлены на получение информации: об интенсивности преобразовательной активности респондентов, о готовности приспособиться, о дезадаптации в подобной ситуации, о направленности преобразовательной активности, о готовности выражать внешнее сопротивление при вынужденном контакте, о намерении вынуждать взаимодействовать других при необходимости.
Также использовались следующие методики: многофакторный личностный опросник Р. Кэттела 16 РБ-105 вопросов (версия С); диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник).
Как известно, Р. Кэттелом были разработаны различные модификации многофакторного личностного опросника. Все варианты применимы в отношении обследования лиц с образованием не ниже 8-9 классов. Опросник 16 РБ-С, состоящий из 105 вопросов, рекомендуется применять, когда время несколько ограничено, а испытуемые менее подготовлены.
На каждый из вопросов испытуемый должен дать ответ, выбирая одну из трех альтернатив в специальном бланке для ответов. Этот бланк прошел апробацию в Таллинском отделении Школы практической психологии и непосредственно в Школе практической психологии Санкт-Петербурга.
По окончании тестирования подсчитываются сырые баллы по каждому из 16 личностных факторов. «Сырые» баллы переводятся в стены. Стены, в свою очередь, делятся на уровни: 1-4 стена - низкий уровень, 5-6 сте-нов - средний уровень; 7-10 стенов - высокий уровень. Анализ и интерпретация полученных баллов и профиля личности испытуемых позволяет составить их психологическую характеристику. Для описания психологических характеристик типов использовалась расширенная интерпретация каждого из факторов [4].
Методика для диагностики креативности (Е.Е. Туник) позволяет установить четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности и включает в себя 50 вопросов: любознательность (Л) - 12 утверждений; воображение (В) - 12 утверждений; сложность (С) - 13 утверждений и склонность к риску (Р) - 13 утверждений. Она рассчитана как на юношеский, так и на зрелый возраст.
Респондентам предлагался специальный бланк ответов, в котором им необходимо выбрать на каждый вопрос один из четырех вариантов. По факторам можно получить четыре «сырых» показателя, а также общий суммарный показатель. Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов. Чем выше «сырая» оценка человека, тем более творческой личностью, т. е. любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» показатель впоследствии могут быть переведены в стандартные баллы (Е.Е. Туник предложены нормативные данные для российских и американских исследуемых).
Обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 15. По результатам эмпирического исследования были установлены различные типы субъектов вынужденного контакта.
Каждому из типов присущи свои особенности по интенсивности, качеству и направленности преобразовательной активности в ситуации вынужденного контакта.
Интенсивность - от франц. intensif, латин. intensio - обозначает напряжение [5], в работе под интенсивностью преобразова-
тельной активности субъекта вынужденного контакта имеется в виду степень напряженности деятельного состояния субъекта: от слабой до очень сильной, его внутренняя готовность реагировать с определенной силой.
Качество - одна из философских категорий, выражающая существенную определенность объекта, это то, что делает объект таким, какой он есть, а не иным объектом [6]. Под качеством преобразовательной активности субъекта вынужденного контакта понимается ее сущностная специфика, отличительное свойство, которое позволяет различать типы субъектов.
Еще Б.М. Бассом в 1969 г. выделены следующие виды направленности личности: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело [7].
В современной психологии изучается направленность субъекта на себя, на другого, против себя, против другого [8]. Взяв за основу названия видов направленности субъекта из последней классификации, в содержание каждого из них мы вкладываем следующее.
Направленность на себя субъекта вынужденного контакта отражает его старание самостоятельно нормализовать свое негативное психическое состояние, приобрести новые знания, умения, многочисленные размышления в связи с этим.
Направленность на другого человека -это намерение субъекта вынужденного кон-
такта как можно лучше узнать оппонента, готовность его понять.
Направленность против себя включает обвинения субъектом самого себя в возникновении ситуации вынужденного контакта.
Направленность против другого человека - это мысленное устранение негативно значимого человека, причинение ему вреда, «избавление» от него.
Один из выявленных в результате эмпирического исследования типов, который встречается наиболее часто, был назван приспособленческим (рис. 1, 2).
Приспособленческий тип субъекта вынужденного контакта характеризуется следующими психологическими особенностями.
Интенсивность преобразовательной активности. Средняя или вялая. Готов к спокойному и сдержанному общению. Не намерен выражать внешнее сопротивление в вынужденных контактах и не готов вынуждать других взаимодействовать с ним. Это является возможным для него при условии, что так делают другие.
Качество преобразовательной активности. Обычно готов сделать все для того, чтобы приспособиться и имеет намерения выполнить полностью или частично предъявляемые к нему требования. По его мнению, в ситуации вынужденного контакта, прежде всего, необходимо следовать таким утверждениям, как: «Зачем ломать сук, на котором сидишь», «Все попадают в такие ситуации, я не исключение», «Против ветра не плюют».
АВСБРСИ I I М N О Ц1 Ц2 Ц3 Ц4
Рис. 1. Приспособленческий тип субъекта вынужденного контакта (результаты диагностики по 16 РБ опроснику Р. Кэттелла)
30
10 1 т 1 Л
0
Люб Вооб Сл Риск
Рис. 2. Приспособленческий тип субъекта вынужденного контакта (результаты диагностики по методике Е.Е. Туник)
Направленность преобразовательной активности. Не направлен на себя (возможно лишь для некоторых субъектов). Направлен на другого. Не направлен против себя или направлен против себя (возможно лишь для некоторых субъектов). Не направлен против другого или направлен против другого (возможно лишь для редкого числа субъектов).
Эмоционально-волевые характеристики (см. рис. 1).
1. Высокая степень уравновешенности (по фактору С). Это свойственно лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах. Итак, можно отметить, что приспособленческий тип субъекта вынужденного контакта:
- свободен от невротических симптомов;
- неипохондричен, не проявляет заботы о состоянии здоровья;
- интересы постоянны;
- спокойный;
- реалистичен в отношении жизни;
- настойчив, упорен;
- умеет держать себя в руках;
- безмятежный.
2. Слабая степень фрустрированности, напряженности (по фактору Q4). Лица с та-
кой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам. Нефрустрированны, невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся.
Коммуникативные характеристики (см. рис. 1).
1. Высокая степень проницательности (по фактору К). Лица с высокими оценками по фактору характеризуются искусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиальностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Держатся корректно, вежливо, отстраненно, несколько амбициозно. Ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скептически относятся к лозунгам и призывам. Склонны к интригам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами. Итак, этот тип:
- изысканный, умеет себя вести;
- ему свойственен точный ум;
- эмоционально сдержанный;
- искусственный, наигранный в поведении;
- эстетически изощренный;
- проницателен по отношению к окружающим;
- честолюбивый;
- осторожный, срезает «углы».
2. Низкая степень самодостаточности и, соответственно, высокая степень социабель-ности (по фактору Q2). Это свидетельствует о несамостоятельности, зависимости, привязанности к группе. Эти субъекты ориентируются на групповое мнение, нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Нет инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения. В целом, можно сказать, что описываемому типу присуща зависимость от группы.
Интеллектуальные характеристики (см. рис. 1).
Низкая степень мечтательности и, соответственно, высокая степень практичности (по фактору М). Низкие оценки свойственны субъектам зрелым, уравновешенным, здравомыслящим, трезво оценивающим обстоятельства и людей. Следуют требованиям объективной реальности и общепризнанным нормам поведения. Добросовестны. Однако в неожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости. То есть, приспособленческий тип субъекта вынужденного контакта:
- занят решением практических вопросов;
- занят устройством личных дел;
- избегает всего необычного;
- руководствуется объективной реальностью;
- надежен в практических вопросах;
- спокойный, твердый.
Креативные характеристики (см. рис. 2).
1. Низкий уровень склонности к риску. Приспособленческий субъект вынужденного контакта, отстаивая свои идеи, всегда обращает внимание на реакцию других людей, редко ставит перед собой высокие цели и пытается их осуществить, не допуская для себя возможность ошибок и провалов. Поддается чужому мнению; бывает озабочен, когда другие люди выражают свое неодобрение; предпочитает не рисковать.
2. Высокий уровень развития любознательности. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
3. Низкий уровень развития воображения. Не мечтателен, не любит фантазировать, не испытывает удивления по поводу различных идей и событий.
4. Средний уровень сложности.
Таким образом, выявленный в результате эмпирического исследования приспособленческий тип субъекта вынужденного контакта характеризуется ярко выраженными психологическими особенностями по интенсивности, качеству, направленности своей преобразовательной активности, эмоциональноволевым, коммуникативным, интеллектуальным и креативным свойствам.
1. Миронова О.И. Субъект вынужденного контакта // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 1 (81). С. 206-209.
2. Миронова О. И. Методологические подходы и принципы изучения вынужденных контактов в межличностном взаимодействии // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции 26 февраля 2010 г., ТГУ / отв. ред. Н.Н. Болдырев. Тамбов, 2010.
3. Миронова О.И. Субъект вынужденного контакта: эмпирическое обоснование типов // Российский научный журнал. М., 2010. № 5. С. 47-62.
4. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела: Практическое руководство. М., 2002.
5. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005.
6. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
7. Прикладная социальная психология. Москва, Воронеж, 1998.
8. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001.
Поступила в редакцию 7.12.2010 г.
UDC 159.9.072
ADAPTIVE TYPE OF SUBJECT OF COMPELLED CONTACT
Oksana Ivanovna Mironova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
In this article the results of research that allows the characterization of the adaptive type of the subject of compelled contact are presented. It has been established that its psychological features differ from those of other types in intensity, quality, and orientation of modifying activity and in relation to the emotionally-strong-willed, communicative, intellectual and creative spheres. This type posses in particular such characteristic as steadiness, insight, a practicality, etc.
Key words: compelled contact; types of subjects of compelled contacts; converting activity; psychological characteristics of types.