Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВРАЧА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ФАКТОРА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВРАЧА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ФАКТОРА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ФАКТОР НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Татьяна Евгеньевна, Захарова Евгения Альбиновна

Пандемия и её последствия, привлечение врачей к деятельности в зоне военных действий предъявляют к специалистам новые требования, а вместе с тем и расширяют пространство для постановки исследовательских задач и научного поиска. Одним из центральных психологических конструктов, определяющих успешность профессиональной деятельности врача, признаётся его психологическая готовность. В статье обосновывается необходимость исследования психологической готовности врача, выполняющего свой профессиональный долг не только в обычных условиях, но и в условиях высокой степени неопределенности и напряженности профессиональной среды, по-другому, в особых условиях среды. Постановка исследовательской задачи потребовала выделения тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться специалисту в период пандемии. Этот факт неизбежно заставляет задуматься об адекватности оценки тех качеств, по которым мы привыкли оценивать психологическую готовность специалиста к профессиональной деятельности, в том числе и врача. Вместе с тем, в науке накоплен огромный пласт научных данных, раскрывающих суть таких явлений, как «готовность», «профессиональная готовность», «психологическая готовность». Проведенный исторический экскурс в исследование этих феноменов и, в частности, феномена «психологическая готовность» указал на множество примененных подходов к исследованию и соответственно множество дефиниций. Выявленные характеристики данного феномена отражали их прикладную направленность. К тому же психологическая готовность врача к профессиональной деятельности практически не исследовалась в психологической науке. Применённый нами системный подход к исследованию психологической готовности современного врача позволил рассмотреть данный феномен через призму таких составляющих, как субъектность и внутренняя свобода человека, интегрированных в ценностно-смысловой компонент, как системообразующий, удерживающий всю систему в единстве и целостности. В статье дается рабочее определение психологической готовности врача, определяются перспективы дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Егорова Татьяна Евгеньевна, Захарова Евгения Альбиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE DOCTOR TO WORK INCONDITIONS OF INCREASED INTENSITY OF THE UNCERTAINTY FACTOR AND THE TENSION OF THE PROFESSIONAL ENVIRONMENT

The pandemic and its consequences, the involvement of doctors into the activities in the military zone impose new requirements on specialists, and at the same time expand the space for setting research tasks and scientific research. One of the central psychological constructs determining the success of doctor's professional activity is his psychological readiness. The article substantiates the need to study the psychological readiness of a doctor who performs his professional duty not only under normal conditions, but also in conditions of a high degree of uncertainty and tension in the professional environment, in other words, in special environmental conditions. The formulation of the research task required the allocation of the difficulties that the specialist had to face during the pandemic. This fact inevitably makes us think about the adequacy of the assessment of those qualities by which we are used to assessing the psychological readiness of a specialist for professional activity, including a doctor. At the same time, a huge amount of scientific data has been accumulated in science, revealing the essence of such phenomena as "readiness", "professional readiness", "psychological readiness". The conducted historical digression into the study of these phenomena and, in particular, the phenomenon of "psychological readiness" pointed to a variety of applied approaches to research and, accordingly, a variety of definitions. The revealed characteristics of this phenomenon reflected their applied orientation. In addition, the psychological readiness of a doctor for professional activity has practically not been studied in psychological science. The systemic approach we have applied to the study of the psychological readiness of a modern doctor made it possible to consider this phenomenon through the prism of such components as subjectivity and inner freedom of a person, integrated into the value-semantic component, as a system-forming one, holding the whole system in unity and integrity. The article gives a working definition of the psychological readiness of a doctor, determines the prospects for further research.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВРАЧА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ФАКТОРА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 106-115. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 14. P. 106-115.

Научная статья УДК 159.99 (5.3.1)

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -14-106-115

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВРАЧА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ФАКТОРА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

1 2 Татьяна Евгеньевна Егорова , Евгения Альбиновна Захарова

1 2

' Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Нижний Новгород, Россия 1 tegorova@list.ru

Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия, jaznn@mail.ru

Аннотация. Пандемия и её последствия, привлечение врачей к деятельности в зоне военных действий предъявляют к специалистам новые требования, а вместе с тем и расширяют пространство для постановки исследовательских задач и научного поиска. Одним из центральных психологических конструктов, определяющих успешность профессиональной деятельности врача, признаётся его психологическая готовность. В статье обосновывается необходимость исследования психологической готовности врача, выполняющего свой профессиональный долг не только в обычных условиях, но и в условиях высокой степени неопределенности и напряженности профессиональной среды, по-другому, в особых условиях среды. Постановка исследовательской задачи потребовала выделения тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться специалисту в период пандемии. Этот факт неизбежно заставляет задуматься об адекватности оценки тех качеств, по которым мы привыкли оценивать психологическую готовность специалиста к профессиональной деятельности, в том числе и врача. Вместе с тем, в науке накоплен огромный пласт научных данных, раскрывающих суть таких явлений, как «готовность», «профессиональная готовность», «психологическая готовность». Проведенный исторический экскурс в исследование этих феноменов и, в частности, феномена «психологическая готовность» указал на множество примененных подходов к исследованию и соответственно множество дефиниций. Выявленные характеристики данного феномена отражали их прикладную направленность. К тому же психологическая готовность врача к профессиональной деятельности практически не исследовалась в психологической науке. Применённый нами системный подход к исследованию психологической готовности современного врача позволил рассмотреть данный феномен через призму таких составляющих, как субъектность и внутренняя свобода человека, интегрированных в ценностно-смысловой компонент, как системообразующий, удерживающий всю систему в единстве и целостности. В статье дается рабочее определение психологической готовности врача, определяются перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, психологическая готовность, методологические подходы, фактор неопределенности

© Егорова Т.Е., Захарова Е.А., 2023

Для цитирования: Егорова Т.Е., Захарова Е.А. Теоретические основания к исследованию психологической готовности врача, действующего в особых условиях современности // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 14. С. 106-115. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-106-115

Original article

PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE DOCTOR TO WORK IN CONDITIONS OF INCREASED INTENSITY OF THE UNCERTAINTY FACTOR AND THE TENSION OF THE PROFESSIONAL ENVIRONMENT

1 2 Tatyana E. Egorova , Evgeniya A. Zakharova

1 2

' Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and public service, Nizhny Novgorod, Russia 1 tegorova@list.ru

Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod, Russia, jaznn@mail.ru

Abstract. The pandemic and its consequences, the involvement of doctors into the activities in the military zone impose new requirements on specialists, and at the same time expand the space for setting research tasks and scientific research. One of the central psychological constructs determining the success of doctor's professional activity is his psychological readiness. The article substantiates the need to study the psychological readiness of a doctor who performs his professional duty not only under normal conditions, but also in conditions of a high degree of uncertainty and tension in the professional environment, in other words, in special environmental conditions. The formulation of the research task required the allocation of the difficulties that the specialist had to face during the pandemic. This fact inevitably makes us think about the adequacy of the assessment of those qualities by which we are used to assessing the psychological readiness of a specialist for professional activity, including a doctor. At the same time, a huge amount of scientific data has been accumulated in science, revealing the essence of such phenomena as "readiness", "professional readiness", "psychological readiness". The conducted historical digression into the study of these phenomena and, in particular, the phenomenon of "psychological readiness" pointed to a variety of applied approaches to research and, accordingly, a variety of definitions. The revealed characteristics of this phenomenon reflected their applied orientation. In addition, the psychological readiness of a doctor for professional activity has practically not been studied in psychological science. The systemic approach we have applied to the study of the psychological readiness of a modern doctor made it possible to consider this phenomenon through the prism of such components as subjectivity and inner freedom of a person, integrated into the value-semantic component, as a system-forming one, holding the whole system in unity and integrity. The article gives a working definition of the psychological readiness of a doctor, determines the prospects for further research.

Keywords: readiness, professional readiness, psychological readiness, methodological approaches, uncertainty factor

For citation: Egorova T.E., Zakharova E.A. Theoretical Foundation of the Research of Psychological Readiness of a Doctor Acting in the Specific Present-Day Conditions. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;14:106-115. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-106-115

Введение

Сегодня мы все являемся свидетелями испытаний, вызванных пандемией, а также её последствиями. Именно на врачей и медицинский персонал легли все её тяготы. Впервые, за многолетнюю практику так остро встал вопрос о готовности специалиста к деятельности в таких особых условиях труда и о внесении коррективов в подготовку специалистов. Пандемией не закончились испытания, выпавшие на долю представителей данной профессии. Сегодняшние события в зоне военных действий породили новую тревожную реальность. И хотя не всем специалистам данной профессии приходится отстаивать свой профессиональный статус на территории военных действий, следует признать, что данный вызов уже существует, и он не может оставаться за пределами восприятия науки и практики подготовки специалиста. Профессия врача всегда относилась к роду стрессогенных, однако фактор угрозы здоровью и самой жизни специалиста ранее не вставал так остро, а вместе с тем и не вставала так остро проблема повышения его внутреннего потенциала к противостоянию данным вызовам. В связи с этим, повышение психологической готовности врача к профессиональной деятельности в особых условиях труда (высокой степени напряженности и неопределенности), следует отнести к особо актуальным в данном пространстве научного дискурса.

Основная часть

Высокий уровень неопределенности и высокая степень напряженности профессиональной среды, ассоциированные с ситуациями риска для здоровья и жизни человека, можно отнести к особым условиям труда, включающим экстремальные ситуации. Экстремальными В.А. Пономаренко называет ситуации «крайней силы воздействия на высшее психическое образование» [Пономаренко 2006]. Успешный же выход из такой ситуации обеспечивается высоким уровнем стрессоустойчивости, эмоциональной устойчивостью, волевой регуляцией, способностью к оправданному риску, смелостью и другими характеристиками человеческой психики [Бершедова 2013: 105-110].

Результаты нашего пилотажного исследования среди действующих врачей в период пандемии показали, что многие врачи воспринимали данное явление как новое направление их профессиональной деятельности, вынужденное освоение которого проходило методом проб и ошибок. Переживание ими разного рода ситуаций неопределённости, включая нормативную неопределённость, часто вынуждало врачей ориентироваться в сложившихся условиях автономно и брать на себя избыточную ответственность. Дополнительными стрессовыми факторами для них являлись: использование крайне неудобных средств индивидуальной защиты, необычайно высокая летальность среди пациентов, реальная угроза заражения при взаимодействии с больными пациентами и их родственниками. Период адаптации врачей к таким экстремальным условиям даже не рассматривался. Сопутствующий шок населения, приводящий к разного рода психическим расстройствам от изменившихся условий их жизни (социально-финансовые сложности, условия самоизоляции и переживание состояния неопределённости и неизвестности) был дополнительным стрессором и для врачей. Это составляет особенность деятельности врача в подобные периоды социальных потрясений.

Следует отметить, что отклик научного сообщества на этот вызов, был в пользу изучения психологической готовности населения к этой сложной жизненной ситуации [Сорокин и др. 2020; Тхостов, Рассказова и др. 2020 и др.]. А что касается осмысления психологической готовности врача к деятельности в таких сложных непредсказуемых условиях, то ожидаемого всплеска исследовательского интереса не произошло. Начиная с 20-х гг. нашего века остаётся очевидным фактом недостаток научных исследований в данном прикладном направлении науки. В связи с этим возникает необходимость теоретического экскурса в понимание базовых составляющих феномена психологическая готовность специалиста в целях определения теоретических оснований для построения рабочей модели психологической готовности врача и её решения эмпирического исследования.

Предпосылки научного обоснования данного феномена насчитывают вековую историю, начиная с попыток осмыслить саму суть понятия «готовность». В отечественной психологии «готовность», как некая психологическая категория, впервые осмысливалась в трудах Л.С. Выготского применительно к обучению ребёнка в школе, что положило начало изучению её аспектов в возрастной и педагогической психологии. Согласно имеющимся в науке данным, интерес отечественных учёных к сути готовности человека к профессиональной деятельности появился ещё в 20-х гг. прошлого тысячелетия, а к 40-м гг. данный феномен начинает рассматриваться в единстве с психологической готовностью как значимого внутреннего условия. Начиная с 60-х гг. прошлого века психологическая готовность как самостоятельный психологический конструкт обосновывается применительно к таким видам деятельности, как спорт [Алаторцев 1969] и военное дело [Дьяченко1969]. Логично, что в описании данного явления применяются такие понятия, как работоспособность [Ильин

1968], боеготовность и мобилизация сил [Дьяченко и др. 1985], как бдительность, отражающая состояние человека при решении конкретных задач [Нерсесян, Пушкин

1969]. Следует отметить, что в отечественной науке в целом «готовность к деятельности» свидетельствовала о готовности человека к проявлению своей активности, регулятивный механизм которой Н.Л. Левитов осмысливал как установку, психическое состояние, связанное с эмоционально-волевыми процессами и индивидуальными особенностями личности [Левитов 1964], что говорит о наполненности его психологическим содержанием. Многие авторы подчёркивали сложную организацию данного феномена, указывали на особое функциональное единство психических процессов, состояний и личностных образований.

Текущий этап в исследовании феномена «психологическая готовность», характеризуется расширением поля его изучения применительно к разным видам деятельности, а в отдельных случаях и вытесняет понятие «профессиональная готовность». В эмпирических исследования психологическая готовность в контексте исследования профессиональной готовности утверждается не только в статусе её важного базального образования, но и в статусе «действующего механизма». Уже к концу прошлого столетия само явление «психологическая готовность» окончательно утверждается в пространстве научных изысканий в качестве самостоятельного объекта исследования, получая осмысление в разных направлениях психологической науки. В

этой связи следует отметить появление фундаментальных исследований в области космической психологии [Лебедев 1983]; военной и инженерной психологии и в других направлениях психологической науки.

Разнообразие видов деятельности, относительно которых изучалась психологическая готовность, и подходов к её исследованию сказалось и на отсутствие единства авторов в определении данного феномена. В рамках функционального подхода психологическая готовность рассматривается: как психическая функция, формирование которой необходимо для достижения высоких результатов в предстоящей деятельности [Алаторцев 1969]; Н.Д. Левитов рассматривает её как уровень состояния сознания и его постоянная направленность на выполнение необходимых действий [Левитов 1964]. Другая группа учёных рассматривает её как функциональное и психическое состояние, обеспечивающее высокий показатель достижений, быстроту реализации трудового действия [Нерсесян, Пушкин 1969]; как длительность сохранения работоспособности, скорость врабатываемости и восстановления сил, адекватность реакций на внешние воздействия и т. п. [Ильин 1999]. Представители субъектно-деятельностного подхода определяют психологическую готовность как систему профессиональных и психологических знаний, умений, навыков, профессиональной мотивации, обеспечивающих человеку профессиональное становление и саморазвитие [Нескреба, Чернышев 2017]; как активно-деятельностное состояние личности, отражающее содержание стоящей задачи и условия предстоящего её выполнения [Дьяченко 1969], а также как глубоко интериоризованный процесс деятельности, направленный на её выполнение [Санжаева 2012]. Основой личностного подхода является психологическая готовность часто определяется как качество личности. Её сложная организация побуждает исследователей признать психологическую готовность как интегральное личностное образование, формируемое в процессе овладения личностью конкретной деятельностью [Сластенин, Подымова 2007]; как «сложное многоуровневое образование, включающее в себя разнообразные личностные, когнитивные и динамические составляющие» и как целостное проявление множества сторон личности, её когнитивных, эмоциональных и мотивационных составляющих [Ильин 1999]. В акмеологическом подходе, ориентированном на профессиональное развитие специалиста, его движение к вершинам своего мастерства, психологическая готовность определяется как новообразование, обеспечивающее личности возможность непрерывного роста в настоящем и будущем, и характеризующее деятельное отношение личности к миру и к самому себе [Дмитриева 1997];

В числе действующих подходов в рамках структурной парадигмы вполне можно выделить системный подход. Фомин А.С. видит в психологической готовности интегративное системное образование личности, представленное системным качеством личности, регулятивными процессами и состояниями [Фомин 2013]. Однако это системное качество им не постулируется. Близкое понимание мы находим в трудах Б.А. Сосновского, который говорит об иерархизированной системе профессионально важных качеств и свойств личности, представленных направленностью личности, её способностями и характером [Сосновский 2014]. Следует отметить, что системный подход в психологии реализуется сравнительно недавно. Рядом авторов системный

подход, благодаря его полиаспектности, воспринимается синонимично интегративному подходу. Н.Е. Серебровская и А.А. Лукомец под психологической готовностью понимают «интегральное (системное) динамическое проявление личности, представленное совокупностью смыслов, ценностей и жизненных целей, интересов, установок, а также осознанием возможностей и способностей в осуществлении своего профессионального замысла» [Серебровская и др. 2017]. Одним из признаков применения системного подхода является выделение в феномене системообразующего элемента, особого стержневого образования, обнаруживающего себя в других его составляющих посредством установления с ними разного рода связей. Это и позволяет удерживать всю систему в целостности и относительном равновесии. Мы полагаем, что данный подход позволил бы посмотреть на феномен «психологическая готовность» с новой стороны и определить новые отправные точки в её представлении.

Теоретический анализ показал, что психологическую готовность можно рассматривать в таких ипостасях, как «субъектность» и «внутренняя свобода» [Егорова и др. 2017], что не противоречит заявленным представлениям о данном феномене. Под субъектностью чаще всего понимают регулятивный механизм, опосредованный направленностью личности и реализующий её активность в заданном временном пространственном и внутриличностном континууме. Быть субъектом, значит быть способным осознанно управлять своей активностью и становиться субъектом своей активности [Панов 2010]. Свобода, как специфическая форма активности субъекта, по мнению Д.А. Леонтьева, имеет такие признаки: как опосредованность ценностными ориентациями; осознанность; возможность субъекта управлять своей активностью (своей деятельностью) - инициировать, продолжать, изменять и отказываться от неё [Леонтьев 2000].

В таком случае, если субъектность способна определять деятельностный аспект в проявлении психологической готовности специалиста и говорит об интенсивности проявления его деятельностных характеристик, то внутренняя свобода будет способна определять её стержневую, содержательную часть, её субъективную составляющую, регулируемую внутренним миром человека. Внутренняя свобода, по нашему мнению, будет говорить о степени заряженности данного феномена теми мотивирующими ценностями, которые позволяют личности самостоятельно делать осознанный выбор, не расходящийся с его убеждениями и нравственными установками. Свободный тот выбор, который обеспечивает человеку внутреннее благополучие, возможность утвердить себя в своей человечности, а при неизбежности взять на себя «боль и лишения» [Алаторцев 1969]. Если говорить о психологической готовности врача к деятельности в особых условиях труда, то следует согласиться с появлением особого континуума выбора и принятия решения. По словам Д.А. Леонтьева, выбор призван разрешить ситуацию неопределенности [Леонтьев, Фам 2011]. Но альтернатив у выбирающего может быть много. И в этом качестве на психологическую готовность специалиста можно посмотреть, как на особое психологическое испытание на ответственность, на человечность, на нравственность, на выдержку и смелость в сопряженности с внутренним побуждением к свободному волеизъявлению. И здесь остаётся ещё много вопросов, на которые следует получить ответы, как в теоретическом обосновании данного феномена, так и в эмпирическом его утверждении.

Проведённое исследование позволило нам представить психологическую готовность специалиста к деятельности в особых условиях среды как сложноорганизованное системное образование, обнаруживающее свою реальность в момент необходимости выполнения им своей профессиональной деятельности, обусловленное переживанием состояния внутренней свободы как ценности, как духовно-нравственного регулятора действий и поступков в ситуациях выбора и принятия решений, и как регулятора своей субъектности в процессе создания внутренних условий самомобилизации и осознанной регуляции своих познавательных процессов, эмоциональных состояний и состояний сознания, включая поведенческие акты. В таком случае, становление психологической готовности к профессиональной деятельности предстаёт перед нами как длительный и целенаправленный процесс воспитания и профессионального развития человека, приобщения его к культурным и духовно-нравственным ценностям. Именно эти внутренние ценностные ориентиры в качестве переживания человеком состояния внутренней свободы в принятии ответственных решений в процессе реализации своего профессионального долга и профессионального развития и выполняют функцию системообразующего фактора.

Заключение

Проведённый исторический экскурс в исследования данного феномена в контексте профессиональной деятельности указал на логику его научного представления, которая выстраивалась от выявления сути стержневого понятия «готовность» к сути понятия «профессиональная» и «психологическая готовность». Последней предназначался статус базального психологического механизма проявления «профессиональной готовности».

Обращение к данному понятию в научных дискурсах обусловлено требованиями разных видов профессиональной деятельности и условиями труда, включая и экстремальные условия деятельности. В целях решения поставленных исследовательских задач авторы вынуждены были прибегнуть к разнообразным методологическим подходам, отсюда приведённые нами дефиниции столь разнообразны по своему психологическому содержанию.

В литературе психологическая готовность рассматривается в разных психологических категориях: как состояние, как личностное образование, как интегративное сложноорганизованное личностное и, наконец, как системное образование. Как отмечают многочисленные авторы, феномен «психологическая готовность» очень сложное явление по своим характеристикам, внутренним условиям проявления, а значит, и по организации его исследования. Трудности исследования данного феномена заключаются ещё и в том, что любое его представление сложно операционализируется из-за предполагаемой многочисленности его составляющих.

Обращение к системному подходу, на наш взгляд, позволяет акцентировать внимание на тех характеристиках психологической готовности специалиста (врача), которые оказались востребованы особыми условиями его труда, а именно, воздействующими на него факторами неопределенности и высокой степени напряженности. При таких условиях важно, чтобы свободный выбор врачом цели, средств и способов деятельности подчинялся профессиональному долгу, убеждённости в

своём предназначении служения людям, экзистенциональном переживанием состояния жертвенности ради других, предельной сохранности себя, своего здоровья и «здравого смысла» в принятии решений.

Список литературы

1. Алаторцев В.А. Готовность спортсмена к соревнованиям: опыт психологического исследования. М.: Физкультура и спорт, 1969. 31 с.

2. Бершедова Л.И. Психологическая готовность человека к экстремальным жизненным ситуациям // Вестник ТГУ, выпуск 7(123), 2013. С. 105-110.

3. Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов: Автореферат д. п. н. М., 1969. 45 с.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 208 с.

5. Егорова Т.Е., Никольская, А.А., Лукомец, А.А., Скуратовский, С.М. Психологическая готовность: обоснование и теоретическая модель // Международный научно-исследовательский журнал: Успехи науки и образования. 2017. № 3, Т. 6. 148 с.

6. Ильин Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека: автореф. ...к. психол. н. Л., 1968. 24 с.

7. Ильин С.С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям: Содержание, структура, диагностика: автореф. к. псих. н. М., 1999. 21 с.

8. Левитов Н.Л. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.

9. Нерсесян Л.С., Пушкин, В.Н. Психологическая культура готовности оператора к экстренному действию // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 60-68.

10. Нескреба Т.А., Чернышев, Д.А. Психолого-педагогические особенности формирования профессиональной готовности будущего тренера-преподавателя // Дискурс. № 2 (4). 2017. С. 56-72.

11. Пономаренко В.А. Экстремальность и проблема отношения в профессиональной деятельности и в профессиональной жизни // Мир психологии. 2006. № 4 (48). С. 38-46.

12. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ. № 1, 2012. С. 127-140.

13. Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., Макаревич О.В., Незнанов Н.Г., Лутова Н.Б. и др. Структура тревожных переживаний, ассоциированных с распространением СОУГО-19: данные онлайн-опроса [Электронный ресурс] // Вестник РГМУ. 2020. № 3. URL: https://doi.org/10.24075/vrgmu.2020.030 (дата обращения: 15.08.2020).

14. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 70-89.

15. Серебровская Н.Е., Лукомец А.А. Психологическая готовность к выбору профессии в раннем юношестве: теоретический и практический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 5. С. 44-47.

References

1. Alatortsev V.A. Gotovnost' sportsmena k sorevnovaniyam: opyt psikhologicheskogo issledovaniya [Athlete's readiness for competition: the experience of psychological research]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 1969, 31 p. (In Russ.).

2. Bershedova L.I. Psikhologicheskaya gotovnost' cheloveka k ekstremal'nym zhiznennym situatsiyam [Psychological readiness of a person for extreme life situations]. Vestnik TGU. Iss. 7(123), 2013, pp. 105110. (In Russ.).

3. D'yachenko M.I. Psikhologicheskii analiz boevoi deyatel'nosti sovetskikh voinov [Psychological analysis of the combat activity of Soviet soldiers]. Abstract of Doctor's degree dissertation. (no. 21.969), Moscow, 1969, 45 p. (In Russ.).

4. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A., Ponomarenko V.A. Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhennykh situatsiyakh. Psikhologicheskii aspect [Willingness to work in stressful situations. Psychological aspect]. Minsk, Izd-vo «Universitetskoe», 1985, 208 s. (In Russ.).

5. Egorova T.E., Nikol'skaya, A.A., Lukomets, A.A., Skuratovskii, S.M., Psikhologicheskaya gotovnost': obosnovanie i teoreticheskaya model' [Psychological Readiness: Rationale and Theoretical Model]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal: Uspekhi nauki i obrazovaniya. 2017, no. 3, vol. 6, 148 p. (In Russ.).

6. Il'in E.P. Optimal'nye kharakteristiki rabotosposobnosti cheloveka [Optimal human performance characteristics]. Abstract of Ph. D. Thesis, 1968. 24 s. (In Russ.).

7. Il'in S.S. Psikhologicheskaya gotovnost' spetsialista k upravlencheskim professiyam: Soderzhanie, struktura, diagnostika [Psychological readiness of a specialist for managerial professions: Content, structure, diagnostics]: Abstract of Ph. D. Thesis. Moscow, 1999. 21 p. (In Russ.).

8. Levitov N.L. O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka [On the mental states of a person]. Moscow, Prosveshchenie, 1964. 344 s. (In Russ.).

9. Nersesyan L.S., Pushkin, V.N. Psikhologicheskaya kul'tura gotovnosti operatora k ekstrennomu deistviyu [Psychological culture of operator readiness for emergency action]. Voprosy psikhologii. 1969, no. 5, pp. 60-68. (In Russ.).

10. Neskreba T.A., Chernyshev, D.A. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya professional'noi gotovnosti budushchego trenera-prepodavatelya [Psychological and pedagogical features of the formation of professional readiness of the future trainer-teacher]. Diskurs. no. 2 (4), 2017, pp. 56-72. (In Russ.).

11. Ponomarenko V.A. Ekstremal'nost' i problema otnosheniya v professional'noi deyatel'nosti i v professional'noi zhizni [Extremeness and the problem of attitude in professional activity and in professional life]. Mir psikhologii. 2006, no. 4 (48), pp. 38-46. (In Russ.).

12. Sanzhaeva R.D. Psikhologicheskaya gotovnost' lichnosti k deyatel'nosti kak metakategoriya / Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ulan-Ude, no. 1, 2012, pp. 127-140. (In Russ.).

13. Serebrovskaya N.E., Lukomets A.A. Psikhologicheskaya gotovnost' k vyboru professii v rannem yunoshestve: teoreticheskii i prakticheskii aspekt [Psychological readiness to choose a profession in early youth: theoretical and practical aspects]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2017, no. 5, pp. 44-47. (In Russ.).

14. Sorokin M.Yu., Kas'yanov E.D., Rukavishnikov G.V., Makarevich O.V., Neznanov N.G., Lutova N.B. i dr. Struktura trevozhnykh perezhivanii, assotsiirovannykh s rasprostraneniem SOVID-19: dannye onlain-oprosa [The Structure of Anxiety Experiences Associated with the Spread of COVID-19: Online Survey Data]. VestnikRGMU. 2020, no. 3. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.24075/vrgmu.2020.030 (accessed: 15.08.2020).

15. Tkhostov A.Sh., Rasskazova E.I. Psikhologicheskoe soderzhanie trevogi i profilaktiki v situatsii infodemii: zashchita ot koronavirusa ili «porochnyi krug» trevogi? [The psychological content of anxiety and prevention in an infodemic situation: protection against coronavirus or a "vicious circle" of anxiety?]. Konsul'tativnayapsikhologiya ipsikhoterapiya. 2020, vol. 28, no. 2, pp. 70-89. (In Russ.).

Информация об авторах Т.Е. Егорова - доктор психологических наук, профессор, кафедра философии, социологии и психологии управления, Нижегородский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы; Е.А. Захарова - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Приволжский исследовательский медицинский университет, Аспирант, Нижегородский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Information about the authors T.E. Egorova - Grand Ph. D. (Psychology), Professor, Department of Philosophy, Sociology and Psychology of Management,Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service; E.A. Zakharova - Senior Teacher, Privolzhsky Research Medical University, Postgraduate Student, Nizhny Novgorod Institute of Management -branch of the Russian Academy of National Economy and public service.

Статья поступила в редакцию 12.02.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023; принята к публикации 20.04.2023.

The article was submitted 12.02.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 20.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.