УДК 159.9.072
DOI: 10.18384/2310-7235-2023-1-96-109
психологическая готовность учащихся раннего юношеского возраста к активной самореализации: методический инструментарий
Андреева А. Д., Лисичкина А. Г.
Психологический институт Российской академии образования 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Верификация «Опросника исследования самореализации», разработанного М. Р. Гинзбургом (М. Р. Гинзбург, 1996) в качестве психодиагностической методики для определения готовности к активному самоопределению и самореализации учащихся раннего юношеского возраста.
Процедура и методы. «Опросник исследования самореализации» (М. Р. Гинзбург, 1996), направленный на выявление творческих и репродуктивных установок юношей и девушек; «Опросник профессиональных установок подростков» (И. М. Кондаков, 1989); опросник «Эмоциональное отношение к будущему» (М. Р. Гинзбург, 1996). В исследовании приняли участие старшеклассники (10-11 классы) и студенты первых курсов колледжей в возрасте 16-18 лет, всего - 412 человек (176 юношей и 236 девушек). Статистический анализ данных проводился с применением эксплораторного факторного анализа, коэффициента внутренней согласованности а-Кронбаха, коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. Полученные материалы обработаны с помощью статистического пакета SPSS 23.0.
Результаты. Показано, что разработанный М. Р. Гинзбургом «Опросник исследования самореализации» в действительности выявляет не уровни творческого или репродуктивного отношения к самореализации, а меру активности / пассивности субъекта в контексте самоопределения. Модифицированный нами в части обработки и интерпретации результатов исследования опросник может стать полноправным психодиагностическим инструментом в работе практических психологов по профессиональному самоопределению учащихся раннего юношеского возраста в условиях постиндустриальной экономики. Полагая собственную активность субъекта важным условием успешной самореализации, мы назвали методику «Опросник активности в самореализации». Теоретическая и/или практическая значимость определяется запросом современного общества на обновление и создание современного инструментария для изучения готовности к профессиональному и жизненному самоопределению учащихся раннего юношеского возраста в условиях постиндустриальной экономики.
Ключевые слова: активность, готовность к профессиональному самоопределению, диагностические методы, ранний юношеский возраст, самореализация
© CC BY Андреева А . Д. , Лисичкина А . Г. , 2023.
TI7
YOUNG STUDENTS' PSYCHOLOGICAL READINESS FOR ACTiVE SELF-REALIZATION: METHODOLOGICAL TOOLS
A. Andreeva, A. Lisichkina
Psychological Institute of the Russian Academy of Education ul. Mokhovaya, 9, Moscow, 125009, Russian Federation
Abstract
Aim. Verification of the "Self-realization Research Questionnaire" developed by M. R. Ginsburg (M. R. Ginsburg, 1996) as a psychodiagnostic method for determining young students' readiness for active self-determination and self-realization.
Methodology. "Questionnaire of self-realization research" (M. R. Ginsburg, 1996), aimed at identifying the creative and reproductive attitudes of young men and women; "Questionnaire of professional attitudes of teenagers" (I. M. Kondakov, 1989); Questionnaire "Emotional attitude to the future" (M. R. Ginsburg, 1996). The study involved high school students (grades 10-11) and first-year college students aged 16-18, in all of 412 (176 boys and 236 girls). Statistical analysis of the data was carried out using exploratory factor analysis, a-Cronbach's internal consistency coefficient, and Spearman's rank correlation coefficients. The received materials were processed using the statistical package SPSS 23.0.
Results. It is shown that the "Self-realization Research Questionnaire" developed by M. R. Ginzburg actually reveals not the levels of creative or reproductive attitude to self-realization, but the measure of the activity-passivity of the subject in the context of self-determination. The questionnaire modified by us in terms of processing and interpreting the results of the study can become a full-fledged psychodiagnostic tool in the work of practical psychologists on the professional self-determination of early adolescence students in the post-industrial economy. Considering the subject's own activity as an important condition for successful self-realization, we called the technique "Questionnaire of activity in self-realization". Research implications. The practical significance is determined by the demand of modern society for updating and creating modern tools for studying the readiness for professional and life self-determination of students of early adolescence in the post-industrial economy. Keywords: activity, readiness for professional self-determination, diagnostic methods, early adolescence, self-realization
Введение профессии или хотя бы сферы дея-
Социальная ситуация развития тельности . Анализ психологических
старших подростков и юношей опре- исследований по проблеме професси-
деляется центральной задачей этого онального самоопределения юноше-
этапа возрастного развития - задачей ства позволяет увидеть те изменения,
самоопределения, прежде всего про- которые претерпела сама структура
фессионального . Независимо от того, этого психологического и социального
в какой мере учащиеся готовы к это- феномена при переходе к постинду-
му выбору, сама система институци- стриальной цифровой экономике [2;
ональных требований (завершение 8]. Сегодня проект собственного буду-
одной из ступеней среднего образо- щего связывается молодыми людьми
вания) вынуждает их принять то или не столько с поиском привлекательной
иное решение относительно будущей профессии, сколько с определением
области приложения сил, реализации своих способностей .
Мир современных профессий чрезвычайно подвижен: меняются их содержание, системы и уровни квалификационных требований, появляются новые и исчезают старые профессии Соответственно, развиваются и расширяются образовательные маршруты, позволяющие получить необходимые знания и навыки . Такая трансформация процесса профессионального самоопределения требует от юношей и девушек значительной самостоятельности, ответственности, активности, понимания взаимосвязей разных профессий, их интегрирован-ности в другие виды труда, ценности универсальных профессиональных умений [2; 8; 12; 13; 15; 16; 17].
Другим аспектом проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте становится подбор психодиагностического инструментария, соответствующего современной социальной ситуации развития Как правило, использующиеся как в практических, так и в исследовательских целях методики направлены на определение готовности выпускников школ к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута либо на оценку их эмоционального отношения к этому выбору [1; 4; 6; 7; 9; 10; 11; 14]. Нам представляется, что в современном мире важнейшим показателем готовности учащихся к самоопределению является уровень их собственной активности в отношении жизненной самореализации, однако методик для определения этого уровня нами обнаружено не было Наиболее близким к данной проблеме оказался опросник исследования самореализации, раз-
работанный М . Р. Гинзбургом в 1996 г. для выявления творческих или репродуктивных установок юношей и девушек. Учёный подчёркивает, что старший подростковый и ранний юношеский возраст характеризуется активным жизненным поиском различных социальных ролей, определением сферы и направления самореализации [5; 7]. Вслед за автором методики мы полагаем, что важнейшим условием благополучной профессиональной или жизненной самореализации человека является его собственная активность, инициативность, самостоятельность в принятии решений, т е творческая, а не репродуктивная позиция
Опросник был нацелен на решение исследовательских задач, он не рассматривался автором в качестве психодиагностического опросника и был доступен только в диссертационных работах М Р Гинзбурга [7] и Р. Х . Баговой [3].
Ниже будут представлены результаты исследования, направленного на верификацию указанного опросника в качестве инструмента диагностики профессионального самоопределения юношества в условиях постиндустриальной цифровой экономики
Организация исследования
Выборка. В исследовании приняли участие выпускники десятых и одиннадцатых классов и студенты первых курсов колледжей г Москвы, Московской области, г. Орска, г. Челябинска, г. Красноярска в возрасте 1618 лет, всего - 412 человек (176 юношей и 236 девушек) .
Методики. Для решения постав -ленных задач были использованы «Опросник исследования самореали-
зации» (М . Р. Гинзбург), включающий в себя шкалы для выявления творческих и репродуктивных установок юношей и девушек [7]; «Опросник профессиональных установок подростков» (И . М . Кондаков) [11], предназначенный для определения индивидуальных особенностей профессиональных установок старшеклассников, находящихся в ситуации выбора профессии; опросник «Эмоциональное отношение к будущему» (М Р Гинзбург) [7]
Алгоритм статистического анализа данных. Применение эксплоратор-ного факторного анализа и коэффициента внутренней согласованности а-Кронбаха позволило определить структурные параметры «Опросника исследования самореализации»
Верификация шкалы в качестве инструмента диагностики готовности к самоопределению осуществлялась сопоставлением коэффициентов ранговой корреляции Спирмена между её показателями и эмпирическими данными указанных выше диагностических методик Полученные материалы обработаны с помощью статистического пакета SPSS 23 . 0 .
Результаты исследования
На первом этапе исследования старшеклассникам и студентам колледжа был предложен «Опросник исследования самореализации» М Р Гинзбурга (представлен в Приложении к данной статье) По замыслу автора методики данный опросник состоит из двух шкал, позволяющих определить уровень творческих и репродуктивных установок учащихся в отношении профессиональной самореализации Респондентам предлагается выбрать вариант ответа в соответствии с пяти-
балльной шкалой, от «не согласен» до «полностью согласен» .
Пункты 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 образуют шкалу творческих установок, пункты 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 -шкалу репродуктивных установок на самореализацию в будущем . Высокие показатели по каждой шкале свидетельствуют о творческом либо репродуктивном характере самореализации и самостоятельности . При этом в высказываниях 1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 13, 15, 16 положительный и отрицательный полюса инвертированы, что учитывается при обработке результатов [3; 7].
Однако применение коэффициента а-Кронбаха для оценки внутренней согласованности обеих шкал показало, что для шкалы репродуктивных установок он равен 0,521, для шкалы творческих установок - 0,460, что в обоих случаях ниже приемлемых значений. Закономерно встал вопрос, действительно ли опросник содержит две разные шкалы или же он представляет собой одну двухполюсную шкалу активности - пассивности субъекта по отношению к самореализации? Дальнейший статистический анализ полученных данных проводился с помощью эксплораторного факторного анализа, возможность применения которого была подтверждена значением критерия Кайзера-Мейера-Олкина (КМО = 0,756), а также критерием сферичности Бартлетта (^2= 1322, 70 и р<0,001) .
В таблице 1 приведены показатели коэффициента а-Кронбаха и факторных нагрузок для всех пунктов опросника
Мы видим, что для всего опросника коэффициент а-Кронбаха составляет 0,675, а к первому фактору
Таблица 1 / Table 1
Показатели коэффициента а-Кронбаха и факторных нагрузок для всех пунктов опросника / Values of а-Cronbach coefficient and factor loads for all points of the questionnaire
Пункт опросника Коэффициента а-Кронбаха при исключении пункта Фактор 1 Фактор 2
1 ,669 ,344 -,032
2 ,702 -,252 ,816
3 ,655 ,480 -,012
4 ,663 ,401 ,136
5 ,656 ,520 ,-074
6 ,685 ,-093 ,850
7 ,633 ,681 ,086
8 ,640 ,631 ,076
9 ,707 ,-194 ,056
10 ,647 ,592 ,-158
11 ,664 ,292 ,209
12 ,643 ,629 ,016
13 ,660 ,418 ,-013
14 ,661 ,376 ,-126
15 ,674 ,251 ,221
16 ,658 ,428 ,164
17 ,651 ,471 ,-087
18 ,636 ,651 ,026
19 ,674 ,205 ,074
Общее 0,675 - -
относятся суждения с высокими показателями как активной, так и пассивной позиции. Во второй фактор вошли только два показателя с высокими значениями пассивной позиции субъекта в профессиональном выборе . Следовательно, данный опросник имеет однофакторную структуру, т. е . в действительности представляет собой одну шкалу, измеряющую уровень готовности субъекта к активной самореализации в будущем
Таким образом, мы обнаружили, что «Опросник исследования самореализации», предложенный М . Р. Гинзбургом в 1996 г. , содержит актуальный сти-
Источник: составлено авторами.
мульный материал, который адекватно воспринимается респондентами и не вызывает у них затруднений при выборе ответа [7]. Однако анализ полученных нами данных, учитывающий современные требования к статистической надёжности результатов, показал, что опросник не отвечает тем задачам, для решения которых он изначально создавался. Иными словами, он не позволяет делать надёжные выводы о соотношении творческих и репродуктивных установок респондентов в отношении своего будущего, поскольку предлагаемые М Р Гинзбургом шкалы не соответствуют критериям внутрен-
ней согласованности и представляют собой единый континуум активности -пассивности субъекта В этой связи мы предлагаем иное название для данной методики - «Опросник активности в самореализации».
Для проверки внешней валидности опросника и его верификации в качестве психодиагностического инструмента был проведён корреляционный анализ с данными, полученными с помощью двух других методик, используемых для изучения проблемы юношеского самоопределения Опросник «Эмоциональное отношение к будущему» М . Р. Гинзбурга направлен на определение эмоциональной модальности, доминирующей в контексте представлений молодых людей о будущем: страха, тревожности, индифферентного отношения, заинтересованности, спокойствия, уверенности [7] «Опросник профессиональных установок подростков» И . М . Кондакова рассматривает пять качественно своеобразных профессиональных установок на этапе выбора профессии, каждой из которых соответствует шкала
опросника: нерешительность профессионального выбора, рационализм профессионального выбора, оптимизм в отношении профессионального будущего, высокая самооценка, зависимость в профессиональном выборе [11]. Поскольку для ряда показателей распределение отличалось умеренной и высокой ассиметрией (As свыше 0,5), был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В таблице 2 представлены результаты корреляционного анализа данных, полученных по опросникам исследования активности и эмоционального отношения к будущему
Как и предполагалось, коэффициенты корреляции, представленные в табл 2, демонстрируют устойчивую связь между всеми компонентами позитивной эмоциональной окрашенности будущего и показателем активности на высоком уровне значимости при р<0,01. Выявлены отрицательные взаимосвязи показателя «активность» с негативными эмоциональными модальностями привлекательности будущего: тревожность, индифферентное
Таблица 2 / Table 2
Коэффициенты корреляции активности в самореализации и эмоционального отношения к будущему / Correlation coefficients of activity in self-realization and emotional relation to the future
Уверенность Спокойствие Заинтересованность Тревожность Индифферентное отношение Страх
Активность (общий показатель, сумма) ,260** ,248** ,285** -,187** -,184** -,198**
Уровень значимости 0,0001 0,0001 0,0001 0,0001 0,0001 0,0001
** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)
Источник: составлено авторами .
отношение и страх (г = -187, р<0,01; г = -184, р<0,01; г = -198, р<0,01) . Обнаружено, что «активность» положительно взаимосвязана с уверенностью, спокойствием и заинтересованностью будущим (г = 260, р<0,01; г = 248, р<0,01, г = 285, р<0,01) .
Коэффициенты корреляции профессиональных установок и активности старшеклассников представлены в таблице 3 . Напомним, что «профессиональные установки понимаются как готовность человека принимать профессионально важные решения и связаны как с объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т е с задачами профессионального развития, так и с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач» [12, с . 566].
Коэффициенты корреляции, представленные в таблице 3, демонстрируют устойчивую взаимосвязь показателя активности и эффективных профессиональных установок (оптимизма в отношении профессионального будущего и высокой самооценки г = 183, р<0,01; г = 209, р<0,01). Такое соотношение изучаемых параметров подтверждает валидность опросника и
его пригодность для психодиагностики готовности учащихся раннего юношеского возраста к жизненному и профессиональному самоопределению Вполне очевидна взаимосвязь показателя активности субъекта с высокой самооценкой и оптимизмом в отношении будущего, а также с положительными модальностями привлекательности будущего. Полученные нами данные показывают, что большинство учащихся имеют средний уровень показателя активности и лишь 12,3% респондентов демонстрируют активность и самостоятельность в принятии решений
Представленный опросник оказался чувствительным к гендерным различиям . В таблице 4 приведены данные, свидетельствующие о более выраженной готовности девушек к активной самореализации, которая пока ещё носит преимущественно декларативный характер . Девушки значимо чаще, чем юноши, считают себя людьми, не поддающимися давлению взрослых, обладающими творческим складом характера, способными к самостоятельному принятию решений, готовыми учиться на собственных ошибках (пункты опрос-
Таблица 3 / Table 3
Коэффициенты корреляции профессиональных установок и активности в самореализации / Correlation coefficients of professional attitudes and self-realization activity
Зависимость Высокая самооценка Оптимизм Рационализм Нерешительность
Активность (общий показатель, сумма) -0,004 ,209** ,183** 0,037 -0,025
Уровень значимости 0,939 0,0001 0,0001 0,460 0,621
** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)
Источник: составлено авторами
Таблица 4 / Table 4
Гендерные различия активности в самореализации учащихся / Gender differences in student self-realization
Стимульные суждения (пункт опросника) Вся выборка юноши (n=176) Вся выборка девушки (n=236) Значимость критерий Манна Уитни
общий показатель (сумма) активность 183,14 220,54 0,0002
10 193,64 216,09 0,045
11 189,06 218,69 0,009
14 184,52 229,09 0,0001
19 174,67 229,46 0,0001
ника 10, 11, 14, 19 соответственно) . По другим позициям опросника значимых гендерных различий не обнаружено, что, по нашему мнению, не снижает его дифференцирующего потенциала
Таким образом, проведённое нами исследование показало, что данный опросник может рассматриваться в качестве надёжного психодиагностического инструмента для определения готовности учащихся раннего юношеского возраста (16-18 лет) к активной самореализации в будущем, являющейся важным компонентом профессионального и жизненного самоопределения в условиях социальной и экономической турбулентности
В приложении будет представ -лена схема работы с опросником М Р Гинзбурга, модифицированным авторами данного исследования в части обработки и интерпретации эмпирических данных
Заключение
Быстрые и множественные изменения, происходящие в мире современных профессий, существенно меняют традиционные подходы к проблеме жизненного и профессио-
Источник: составлено авторами
нального самоопределения молодёжи Особую ценность приобретают не столько прочные трудовые установки, базовые умения и навыки, сколько готовность к переменам в профессиональном развитии, к поиску своего пути в новых обстоятельствах, к активной реализации собственного потенциала Среди используемых сегодня исследовательских и диагностических методов для определения готовности старших подростков и юношей к профессиональному самоопределению мы не обнаружили методики, направленной на оценку активности субъекта в отношении самореализации . Наиболее близко к решению этой задачи подошёл М Р Гинзбург, разработавший «Опросник исследования самореализации» для выявления творческих и репродуктивных установок старшеклассников, предназначенный для сугубо исследовательских целей и доступный только в тексте докторской диссертации автора [7].
Проведённое нами исследование показало, что стимульный материал опросника адекватно воспринимается современными учащимися и не вызывает у них затруднений при выборе от-
Vioy
вета Вместе с тем применение современных требований к статистической надёжности методики показало, что предложенные автором шкалы творческого и репродуктивного отношения к самореализации не соответствуют критериям внутренней согласованности, а представляют собой единый континуум активности - пассивности субъекта Дополнительно проведённое нами корреляционное исследование с применением двух других методик подтвердило валидную надёжность опросника для определения уровня активности в самореализации как компонента готовности к профессиональному и жизненному самоопределению учащихся раннего юношеского возраста Мы полагаем, что разработанный М Р Гинзбургом и модифицированный нами в части обработки и интерпретации результатов исследования
«Опросник активности в самореализации» должен стать полноправным психодиагностическим инструментом в работе практических психологов по профессиональному самоопределению учащихся раннего юношеского возраста в условиях постиндустриальной экономики Социальная ситуация развития юношей и девушек в возрасте 16-18 лет определяется задачей самоопределения, активного поиска своего места в жизни, что придаёт личностный смысл содержащимся в опроснике утверждениям Использование опросника в работе с учащимися других возрастных категорий даёт менее надёжные результаты в силу того, что сама ситуация профессионального самоопределения может оказаться ещё или уже неактуальной для них
Статья поступила в редакцию 25.01.2023
ЛИТЕРАТУРА
1. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф . дис. ... канд . психол . наук . СПб . , 2005. 18 с .
2. Андреева А. Д . , Лисичкина А. Г. Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях Психологического Института: 1920-2020-ые гг. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15 . № 3. С. 198-210 . 001: 10.24412/2073-0861-2022-3-198-210.
3. Багова Р. Х. Субъективное пространство возможного действия как фактор самоопределения личности (у учащихся общеобразовательных школ): дис . . . . канд . психол . наук. М. , 2002. 144 с.
4. Байтингер О . Е . Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: автореф . дис. ... канд. психол. наук. СПб . , 1998. 17 с.
5 . Божович Л. И . Личность и её формирование в детском возрасте . СПб. : Питер, 2008. 400 с
6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Е . Н . Степанов, Л. В . Байбородова, А. А . Андреев, С . М. Петрова. М. : Сфера, 2001.128 с.
7 Гинзбург М Р Психология личностного самоопределения: дис . д-ра психол наук М. , 1996. 261 с.
8 Данилова Е Е Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10 . № 1. С. 6-27. 001: 10.26795/2307-1281-2022-10-6.
9 . Додонов Б . И . Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направлен-
ности личности // Вопросы психологии. 1975. № 6 . С. 21-33.
V10V
10 . Додонов Б . И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978. 272 с.
11. Кондаков И . М . Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии: дис. ... канд . психол . наук. М. , 1989. 153 с.
12. Кондратюк Н . Г. , Бурмистрова-Савенкова А. В. , Моросанова В . И . Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э . Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов . Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18 . № 3. С. 555-575. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575.
13. Шинина Т. В. , Митина О . В . Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. 2019 . Т. 24. № 1. C. 50-68. DOI: 10.17759/ pse.2019240104.
14. Ayotte B. , Revell A. , Belanger N. The examination of instrumental activities of daily living and perceived adulthood in emerging adults // The International Journal of Aging and Human Development. 2020. Vol. 91. № 4. P. 467-475. DOI: 10.1177/0091415020907312.
15 . Bellingtier J. A . , Neupert S . D. Daily Subjective Age in Emerging Adults: "Now We're Stressed
Out" // Emerging Adulthood. 2019 . Vol. 7. № 6. P. 468-477. DOI: 10.1177/2167696818785081.
16 . Boisvert S . , Dion J. , Poulin F. Transition-To-Adulthood Profiles and Well-Being: Similarities
and Distinctions Among Urban and Remote Contexts [Электронный ресурс] // Emerging Adulthood. 2020. Vol. 10 . № 5 . URL: https://journals. sagepub. com (дата обращения: 18. 01.2023).
17 . Da Guarda R . F. Measurements ofthe self: notes on the impacts of datafication on the represen-
tations of subjectivity within the professional context // Revista Ibero-Americana de Ciencia da Informacao. 2020. Vol. 13. № 1. P. 276-288. DOI: 10/26512/rici.v13 . nl.2020.29528.
REFERENCES
1. Azbel' A . A . Osobennosti formirovaniya statusov professional'noj identichnosti starsheklassnikov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Features of the formation of the status of professional identity of high school students: abstract of Cand. Sci. thesis in Psychology], St. Petersburg, 2005. 18 p. 2 . Andreeva A . D. , Lisichkina A. G . [The problem of professional self-determination of youth in the research of the Psychological Institute: 1920-2020s], In: Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya [Theoretical and experimental psychology], 2022, vol. 15, no. 3, pp. 198-210 . DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-198-210. 3. Bagova R. H . Sub'ektivnoe prostranstvo vozmozhnogo dejstviya kak faktor samoopredele-niya lichnosti (u uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh shkol): dis.... kand. psihol. nauk [Subjective space of possible action as a factor of personality self-determination (in students of secondary schools): Cand. Sci. thesis in Psychology], Moscow, 2002. 144 p.
4 . Bajtinger O . E . Psihologicheskie determinanty perezhivaniya budushchego kak problemy v yu-
nosheskom vozraste: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological determinants of experiencing the future as problems in youth: abstract of Cand Sci thesis in Psychology] St . Petersburg, 1998. 17 p.
5 . Bozhovich L . I . Lichnost' i eyo formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation
in childhood] St Petersburg, Piter Publ , 2008 400 p
6 . Stepanov E . N . , Bajborodova L. V. , Andreev A . A . , Petrova S . M . Vospitatel'nyj process:
izuchenie effektivnosti. Metodicheskie rekomendacii [Educational process: the study of effectiveness. Guidelines], Moscow, Sfera Publ. , 2001. 128 p.
7 . Ginzburg M . R.Psihologiyalichnostnogosamoopredeleniya:dis.... d-rapsihol. nauk [Psychology
of personal self-determination: Dr. Sci. thesis in Psychology], Moscow, 1996. 261 p.
8 . Danilova E . E . [Features of the motivational sphere of modern Russian schoolchildren: con-
tent, age dynamics, the role of the educational environment]. In: VestnikMininskogo univer-siteta [Bulletin of the Minin University], 2022, vol. 10, no. 1, pp. 6-27. DOI: 10.26795/23071281-2022-10-6.
9 . Dodonov B . I . [Classification of emotions in the study of the emotional orientation of the
personality]. In: Voprosypsihologii [Questions of psychology], 1975, no. 6, pp. 21-33.
10 . Dodonov B. I. Emociya kak cennost' [Emotion as a value], Moscow, Politizdat Publ. , 1978.
272 p
11. Kondakov I . M . Individual'no-psihologicheskie osobennosti podrostkov v vybore professii: dis. ... kand. psihol. nauk [Individual psychological characteristics of adolescents in choosing a profession: Cand. Sci. of Psychology], Moscow, 1989. 153 p. 12 . Kondratyuk N . G. , Burmistrova-Savenkova A . V. , Morosanova V. I . [Savikas and E . Portfoly scale of career-adaptive abilities: psychometric characteristics of the Russian-language version on a sample of adolescents]. In: Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2021, vol. 18, no. 3, pp. 555-575. DOI: 10.22363/2313-16832021-18-3-555-575
13. Shinina T. V. , Mitina O. V. [Development and testing of the questionnaire "Readiness ofteen-agers for independent life": assessment and development of life skills]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2019, vol. 24, no . 1, pp . 50-68. DOI: 10,17759/pse.2019240104.
14. Ayotte B. , Revell A. , Belanger N. The examination of instrumental activities of daily living and perceived adulthood in emerging adults . In: International Journal of Aging and Human Development, 2020, vol. 91, no. 4, pp. 467-475. DOI: 10.1177/0091415020907312.
15 . Bellingtier J. A . , Neupert S . D. Daily Subjective Age in Emerging Adults: "Now
We're Stressed Out". In: Emerging Adulthood, 2019, vol. 7, no. 6, pp. 468-477. DOI: 10.1177/2167696818785081.
16 Boisvert S , Dion J , Poulin F Transition-To-Adulthood Profiles and Well-Being: Similarities and Distinctions Among Urban and Remote Contexts In: Emerging Adulthood, 2020, vol. 10, no. 5 . Available at: https://journals. sagepub. com (accessed: 18. 01.2023).
17 Da Guarda R F Measurements of the self: notes on the impacts of datafication on the representations of subjectivity within the professional context In: Revista Ibero-Americana de Ciencia da Informacao, 2020, vol. 13, no. 1, pp. 276-288. DOI: 10/26512/rici.v13. nl 2020 29528
V10V
Приложение
Бланк «Опросника активности в самореализации»
Стимульные суждения совершенно не согласен не согласен трудно сказать согласен полностью согласен
1. «Люди столько всего придумали, что теперь можно уже ничего не придумывать»
2 . «Жизнь гораздо приятнее, когда за тебя все решают другие»
3 . «В любом деле можно проявить себя»
4. «В наше время человек почти ничего не может сам решить в своей жизни»
5 . «Мне бы хотелось постоянно развивать свои способности»
6 . «Я не могу распорядиться своим будущим так, как бы мне этого хотелось»
7 . «Думаю, что в жизни мне не удастся создать ничего нового»
8. «Всю жизнь за нас кто-то решает, что нам делать, а нам остается только подчиняться»
9 . «Для того, чтобы проявить себя, мне нужна только подходящая возможность»
10 «Взрослые все равно заставят делать так, как они считают нужным, так что настаивать на своём нечего и пытаться»
11. «Я считаю себя человеком творческого склада»
12 . «Свою жизнь я проживу так, как считаю нужным сам, а не так, как этого хотят другие»
13 . «Мне больше нравится делать то, что мне поручили, чем выдумывать что-то новое самому (самой)»
14. «Никто не имеет права указывать человеку, как ему следует поступать»
15 . «Людей, которые создают что-то новое, очень мало; большинство людей - это исполнители»
16. «Жизнь часто вынуждает поступать не так, как ты считаешь нужным»
Vioy
Стимульные суждения совершенно не согласен не согласен трудно сказать согласен полностью согласен
17 . «Я лучше других знаю, что мне нужно в жизни»
18 . «Я чувствую, что смогу в будущем сделать что-то важное и полезное людям»
19 . «Лучше действовать неверно, но самому, чем правильно, но по чужой подсказке»
Источник: составлено М . Р. Гинзбургом [3; 7].
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое высказывание и оцените, в какой степени Вы с ним согласны . Для этого необходимо поставить какой-либо знак в соответствующей графе против каждой строки . Здесь нет правильных или неправильных ответов, каждый человек имеет свою точку зрения, и каждая из них важна для нас Ключ к методике:
При обработке подсчитываются оценки в баллах от 1 до 5 по каждому суждению . При этом в пунктах 1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 15, 16 положительный и отрицательный полюса инвертированы, что учитывается при обработке результатов
Стимульные суждения (пункты опросника) совершенно не согласен не согласен трудно сказать согласен полностью согласен
3, 5, 9, 11, 12, 13, 14 1 2 3 4 5
1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 15, 16 5 4 3 2 1
Суммарный балл испытуемого указывает на его большую или меньшую активность в самореализации Интерпретация:
Высокие показатели свидетельствуют об активном характере самореализации . Распределение общего показателя активности в самореализации опросника по уровням с учётом набранного общего балла представлено в следующей таблице:
Распределение общего суммарного показателя активности в самореализации по уровням
Параметры Среднее ±ст Уровни суммарного балла
Высокий Средний Низкий
Границы уровней 65,90 ±7,204 74 и выше 73 - 58 57 и ниже
Высокие баллы соответствуют высокому уровню активности, низкие баллы -низкому уровню активности
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Андреева Алла Дамировна - кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Психологического института Российской академии образования; e-mail: alladamirovna@yandex. ru; ORCID: 0000-0002-1253-8903
Лисичкина Алёна Геннадьевна - научный сотрудник Психологического института
Российской академии образования;
e-mail: al1975@spartak. ru; ORCID: 0000-0002-5411-2396
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Alla D. Andreeva - Cand. Sci. (Psychology), the Head of the Laboratory of the Scientific Bases of Practical Child Psychology, Psychological Institute of RAE; e-mail: alladamirovna@yandex. ru; ORCID: 0000-0002-1253-8903
Alena G. Lisichkina - Associate Researcher, Psychological Institute of RAE; e-mail: al1975@spartak. ru; ORCID: 0000-0002-5411-2396
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Андреева А . Д . , Лисичкина А. Г. Психологическая готовность учащихся раннего юношеского возраста к активной самореализации: методический инструментарий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2023. № 1.С. 96-109. DOI: 10.18384/2310-7235-2023-1-96-109
FOR CITATION
Andreeva A . D. , Lisichkina A. G . Young students' psychological readiness for active self-realization: methodological tools . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2023, no 1, рр 96-109 DOI: 10.18384/2310-7235-2023-1-96-109