УДК 159.9.0729
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-9
^ Лисичкина А.Г. 2> Трушина И.А., 3) Емельянова JI. A.
Эмоциональные характеристики профессиональных установок старшеклассников
^ Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, г. Москва, 125009, Россия [email protected]* 2) Челябинский государственный университет, ул. Братьев Кашириных, д. 129, г. Челябинск, 454001, Россия 3) Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, просп. Мира, д. 15А, г. Орск, 462403, Россия
Статья поступила 21 апреля 2022; принята 10 сентября 2022; опубликована 30 сентября 2022
Аннотация. Введение. Проблема профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии не теряет своей актуальности. В отечественных и зарубежных исследованиях в большей степени представлены работы, рассматривающие взаимосвязи профессиональной идентичности на студенческих выборках, либо в профессиональных группах, в исследованиях большое внимание уделяется развитию навыков в ИТ-сфере. Исследований, направленных на изучение готовности к профессиональному самоопределению, у учащихся 15-18 лет значительно меньше. Цель работы - изучить эмоциональные характеристики профессиональных установок выпускников общеобразовательной школы и студентов 1-2 курсов колледжей. Материалы и методы. Для получения эмпирических данных были использованы: «Опросник профессиональных установок подростков» (И.М. Кондаков); опросник «Эмоциональное отношение к будущему» (М.Р. Гинзбург); опросник исследования самореализации (М.Р. Гинзбург). Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные демонстрируют взаимосвязь эмоциональных характеристик будущего и профессиональных установок, указывающих на то, что ситуация самоопределения переживается современными молодыми людьми достаточно остро. Выявлены и проанализированы значимые связи между особенностями самореализации и эмоциональной окрашенностью будущего. Незрелость профессионального самоопределения характеризуется эмоциональным переживанием будущего, проявлением тревоги, отчаяния и беспокойства. Профессиональные установки: «Рационализм профессионального выбора», «Оптимизм в отношении профессионального будущего» и «Высокая самооценка» рассматриваются как адекватное отношение к ситуации профессионального самоопределения; «Зависимость и нерешительность в профессиональном выборе» характеризуются личностной незрелостью к профессиональному самоопределению, эмоциональным переживанием будущего. Такое эмоциональное отношение к будущему обусловлено не только расширением диапазона возможностей для самореализации, предоставляе-
мых цифровой экономикой, но и высокой подвижностью социально-экономических процессов, глобальной неопределенностью будущего. Заключение. Обнаружена взаимосвязь эмоциональных характеристик отношения к будущему и профессиональных установок старшеклассников, что может быть использовано для повышения эффективности профориентационной работы со старшеклассниками. Ключевые слова: профессиональные установки; профессиональное самоопределение; эмоциональное отношение к будущему
Информация для цитирования: Лисичкина А.Г., Трушина И.А., Емельянова Л.А. Эмоциональные характеристики профессиональных установок старшеклассников // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №3. С. 95-107. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-9.
A.G. Lisichkina *,
2)I.A. Trushina ,
3) L.A. Emelyanova
Emotional Characteristics of High School Professional Settings
1) Psychological Institute of the Russian Academy of Education bld. 4, 9 Mokhovaya Str., 125009, Moscow, Russia, [email protected]* 2) Chelyabinsk State University, 129 Bratiev Kashirinykh Str., 454001, Chelyabinsk, Russia, 3) Orsk Institute of Humanities and Technologies, Branch of Orenburg State University,
15A Mira Ave., 462403, Orsk, Russia
Received on April 21, 2022; accepted on September 10, 2022; published on September 30, 2022
Abstract. Introduction. The problem of professional self-determination in Russian and international psychology has been addressed for a long time and has not lost its relevance. Russian and international research mostly presents studies that consider the relationship of professional identity on student samples or in professional groups, and the studies mostly focus on the development of skills in the IT sphere. There is considerably less research aimed at studying the readiness for professional self-determination among students aged 15-18. The aim of the research was to study the emotional characteristics of professional attitudes among high school graduates and college students of the first and second years. Materials and Methods. In order to obtain empirical data, we used: Questionnaire of Professional Attitudes of Adolescents (I.M. Kondakov); Questionnaire of Emotional Attitudes towards the Future (M.R. Ginzburg); Questionnaire of Self-Realization Assessment (M.R. Ginzburg). Research Results and Discussion. The data obtained in our study demonstrates the relationship between emotional characteristics of the future and professional attitudes, indicating that the self-determination process is experienced by modern youth quite acutely. The data obtained in our study demonstrates the relationship between emotional characteristics of the future and professional attitudes, indicating that the self-determination process is experienced by modern youth quite acutely. Meaningful connections between the characteristics of self-determination and the emotional connotation of the future were identified and analyzed. Immaturity of professional self-
determination is characterized by emotional experience of the future, manifestation of anxiety, despair and worry. Professional attitudes: "Rationalism of professional choice", "Optimism about professional future" and "High self-esteem" are regarded as appropriate attitudes to the situation of professional self-determination; "Dependence and indecision in professional choice" are characterized by personal immaturity to professional self-determination, emotional experience of the future. Most likely, this emotional attitude towards the future is caused not only by the expanding range of opportunities for self-realization provided by the digital economy, but also by the high mobility of socio-economic processes and global uncertainty of the future. Conclusion. The results of the research suggest the conclusion about the relationship between the emotional characteristics of the attitude towards the future and professional attitudes of high school students, which can be used to improve the efficiency of vocational guidance activities with high school students.
Keywords: professional attitudes; professional self-determination; emotional attitude to the future
Information for citation: A.G. Lisichkina, I.A. Trushina, L.A. Emelyanova (2022), "Emotional Characteristics of High School Professional Settings", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 8 (3), 95-107, DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-30-9.
Введение (Introduction). Проблема профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии рассматривается на протяжении достаточно долгого времени и не теряет своей актуальности (Митина, Щелина, 2021; Пряжников, 2018; Дубровина, 1989; Ундуск, Чехова, Степанов, 2021; Bajec, 2018). В отечественных и зарубежных исследованиях в большей степени представлены работы, рассматривающие взаимосвязи профессиональной идентичности на студенческих выборках, либо в профессиональных группах, в исследованиях большое внимание уделяется развитию навыков в ИТ-сфере (Weigold, 2021; Bentley, Peters, Haslam, Greenaway, 2019; Joynes, 2018; Lorenz, 2021; Ундуск, Чехова, Степанов, 2021). Исследований, направленных на изучение готовности к профессиональному самоопределению, у учащихся 15-18 лет значительно меньше. Традиционно важнейшим результатом освоения программы общего среднего образования должен стать осознанный выбор будущей профессии с возможностью реализации индивидуальных способностей. Профессиональное самоопределение
влияет не только на профессиональную составляющую, но и на дальнейшую жизнь, образ жизни человека. Данная проблема выступает одной из центральных для зарубежных и отечественных исследователей (Головаха, 1988; Митина, Щелина, 2021; Сергоманов, Андреева, Данилова, 2020). Однако, в современном мире ситуация самоопределения переживается современными молодыми людьми достаточно остро. По-видимому, такое эмоциональное отношение к будущему обусловлено не только расширением диапазона возможностей для самореализации, предоставляемых цифровой экономикой, но и высокой подвижностью социально-экономических процессов, глобальной неопределенностью будущего. В современных социально-экономических условиях личностная готовность современных юношей и девушек к профессиональному самоопределению только отчасти соответствует возрастным психологическим возможностям (Андреева, Бримова, 2021; Пряжников, 2018; Головаха, 1988).
В представленных выше исследованиях отмечаются сложности, возникающие
при выборе профессии современными юношами и девушками в стремительно меняющемся мире.
Сегодня молодые люди сталкиваются с большой неопределенностью в отношении своих карьерных возможностей, исследований о коррелятах и последствиях неопределенных устремлений недостаточно (Lorenz, Kikkas, Some, 2021). Подросток должен сделать полноценный выбор, оптимальный для построения образа возможного личного будущего (Сергоманов, Андреева, Данилова, 2020; Митина, Щелина, 2021). Выбор профессии является также средством достижения того или иного образа жизни. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор с ее помощью предпочитаемого образа жизни (Головаха, 1988; Пряжников, 2018).
Цель статьи - изучение эмоциональных характеристик профессиональных установок юношей и девушек в возрасте 15-18 лет.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Многие исследователи раннего юношеского возраста связывали переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиций, рассматривали профессиональное и личностное самоопределение в качестве основного новообразования старшего школьного возраста (Божович, 2008; Дубровина, 1989). И.В. Дубровина отмечает, что «в старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение - личностное, профессиональное (шире - жизненно), а психологическая готовность к нему» (Дубровина, 1989: 10). В этой связи важно отметить, что ориентация на будущее традиционно рассматривается как центральная характеристика старшего школьного возраста и выступает существенным фактором формирования основного психологического новообразования этого возрастного периода - готовности к самоопределению - жизненному, личностному, профессиональному (Гинзбург, 1996; Дубровина, 1989).
М.Р. Гинзбург рассматривает психологическое будущее как значимое звено личностного самоопределения, определяющее смысловую и временную перспективу личности (Гинзбург, 1996).
В контексте базовых положений культурно-исторического подхода о роли переживаний в психическом развитии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович) рассматривается необходимость изучения эмоционального компонента образа будущего, который рассматривается как отражение особенностей мотивационно-потребностной сферы субъекта (Выготский, 1984; Божович, 2008). Л.И. Божович подчеркивает, что «...чем более существенными будут эти потребности, тем более сильными и глубокими окажутся его переживания» (Божович, 2008: 136).
Гинзбург М.Р. выделяет шесть эмоциональных модальностей привлекательности будущего: страх, тревожность, индифферентное отношение, заинтересованность, спокойствие, уверенность. Данные модальности эмоциональной окрашенности будущего рассмотрены в нашем эмпирическом исследовании (Гинзбург, 1996).
М.Р. Гинзбург отмечает в своей работе, что старший подростковый и младший юношеский возраст - это возраст активного жизненного поиска, опробывания различных социальных ролей и видов деятельности, выделяя одним из параметров личностного самоопределения «успешную самореализацию». Вслед за автором будем понимать, что «успешная самореализация по определению подразумевает наличие собственной активности, проявления собственной индивидуальности, т.е. творческого начала» (Гинзбург, 1996: 69).
Прежде чем представить полученные результаты нашего исследования, обратимся к понятию «зрелости профессиональных установок», представленное в работе И.М. Кондакова, которое мы будем использовать в работе. «Достижение профессиональной зрелости обусловлено следующими процессами: ростом ориентации на профессиональный выбор; ростом профессиональной информированности при достижении
широкого и дифференцированного планирования; ростом устойчивости профессиональных предпочтений; кристаллизацией свойств личности, релевантных профессиональному выбору; дифференциацией профессиональных предпочтений при опоре на собственные способности, интересы и возможности» (Кондаков, 1989: 50). Профессиональные установки связаны с готовностью индивида принимать профессионально важные решения. С одной стороны - с объективными требованиями социальной ситуации развития и с другой стороны - с имеющимся опытом решения жизненных задач.
И.М Кондаковым было выделено пять факторов, которые рассматриваются как качественно своеобразные профессиональные установки (показатели субъективного оценивания ситуации выбора профессии):
1) «нерешительность в профессиональном выборе», объединяющий высказывания, которые характеризуются чувством нерешительности, стремлением уйти от обдумывания профессионального выбора, отсутствием устойчивых взглядов на профессиональное будущее, а также малой информированностью в области профессий;
2) «рационализм профессионального выбора» - группирует высказывания, отличающиеся готовностью действовать по плану, способностью менять что-то в своей жизни ради профессии, а также осознанностью и основательностью принятого решения;
3) «оптимизм в отношении профессионального будущего», объединяющий высказывания, характеризующиеся идеализацией будущего, чувством избранности, верой в будущую профессию;
4) «высокая самооценка» - демонстрирующие завышенную самооценку;
5) «зависимость в профессиональном выборе» - отражает степень влияния и открытость ко всякого рода воздействиям, как внешним так внутренним (Кондаков И.М., 1989).
Материалы и методы (Methodology and methods). В исследовании приняли участие обучающиеся десятых и одиннадцатых
классов общеобразовательных учреждений и студенты первых курсов средних профессиональных учебных заведений, всего 359 человек, из них 201 юноша и 158 девушек, средний возраст респондентов 17 лет.
Исследование проводилось в 2021 году на базе общеобразовательных школ и колледжей г. Москвы, Московской области, г. Ор-ска, Оренбургская обл. и г. Челябинска.
Исследование проводилось в три этапа. На первом были получены эмпирические данные. Для определения индивидуальных особенностей профессиональных установок старшеклассников, находящихся в ситуации выбора профессии, степени решительности, рациональности, оптимистичности, самоуверенности и независимости в профессиональном выборе использовался «Опросник профессиональных установок подростков» (И.М. Кондаков). Анализ данных об эмоциональной притягательности будущего для старшеклассников и студентов младших курсов колледжей проводился с помощью опросника «Эмоциональное отношение к будущему» (М.Р. Гинзбург). Отношение к самостоятельности и отношение к творчеству позволил выявить опросник исследования самореализации (М.Р. Гинзбург). На втором этапе исследования полученные материалы были обработаны с помощью статистического пакета SPSS 23.0:, кластерного (метод к-средних), коэффициент ранговой корреляции Спирмена. На третьем этапе проводился кластерный анализ, позволяющий выявить особенности современных юношей и девушек в различных типологических группах, какая структура показателей эмоционального отношения к будущему и профессиональных установок встречается у старшеклассников чаще, какая реже, и в чем состоят психологические особенности старшеклассников в различных типологических группах.
Научные результаты исследования и дискуссия (Research Results and Discussion). На первом этапе анализа данных были проанализированы первичные описательные статистики (табл. 1).
Таблица 1
Описательные статистики показателей эмоционального отношения к будущему, профессиональных установок и отношение к самостоятельности
Table 1
Descriptive statistics on emotional attitudes, professional attitudes and attitudes towards
autonomy
Показатели эмоцио- Асимметрия Эксцесс
нального отноше- Стандартное отклонение
ния к будущему, профессиональных Среднее Стати- Стандартная ошибка Стати- Стандартная ошибка
установок и отношение к самостоя- стика стика
тельности
Самостоятельность
(«Опросник исследования самореализации») 30,0110 3,98684 -1,491 ,128 8,250 ,255
Творчество («Опросник исследования са- 35,1791 4,51558 -1,186 ,128 9,572 ,255
мореализации»)
Страх («Эмоциональное отношение к бу- 6,6474 2,84928 ,769 ,128 ,136 ,255
дущему»)
Тревожность («Эмоциональное отноше- 8,3058 3,25401 ,172 ,128 -,684 ,255
ние к будущему»)
Индифферентное отношение («Эмоциональное отношение к 5,4986 2,63778 1,262 ,128 1,326 ,255
будущему»)
Заинтересованность («Эмоциональное отношение к буду- 11,9807 2,50131 -1,047 ,128 1,318 ,255
щему»)
Спокойствие («Эмо-
циональное отноше- 10,1212 2,86466 -,398 ,128 -,320 ,255
ние к будущему»)
Уверенность («Эмоциональное отноше- 10,8182 2,76821 -,426 ,128 -,387 ,255
ние к будущему»)
Нерешительность в профессиональном выборе («Опросник профессиональных 17,6814 10,90978 -,118 ,128 -,795 ,255
установок подростков»)
Рационализм профес-
сионального выбора
(«Опросник профес- 25,5069 12,70851 -1,082 ,128 ,058 ,255
сиональных установок подростков»)
Оптимизм в отноше-
нии профессиональ-
ного выбора («Опросник профес- 23,0801 11,47497 -1,097 ,128 ,062 ,255
сиональных установок подростков»)
Высокая самооценка
(«Опросник профессиональных установок подростков») 27,9751 13,80160 -1,133 ,128 ,109 ,255
Зависимость в про-
фессиональном выборе («Опросник профессиональных 21,2044 10,73437 -,941 ,128 ,047 ,255
установок подростков»)
Анализ данных описательной статистики позволяет на первом этапе исследования представить некоторые аспекты профессиональных установок юношей и девушек. Так, респонденты наиболее высоко оценивают степень самостоятельности в принятии личных решений. Средние значения сдвинуты в область высоких. Наиболее приближены к нормальному распределению данные по показателям эмоционального отношения к будущему: страх, тревожность, спокойствие и уверенность. Для показателей профессиональных установок: нерешительность, рационализм, оптимизм и зависимость в профессиональном выборе в целом характерно нормальное распределение. Показатель шкалы «высокая самооценка» характеризуется сдвигом в область высоких значений. Значения показателя «индиффе-
рентное отношение будущего» характеризуется сдвигом в сторону меньших значений, «заинтересованность в отношении будущего» - в область высоких, что свидетельствует об устремленности и заинтересованности в отношении своего будущего у большинства респондентов.
На следующем этапе были рассмотрены результаты корреляционного анализа эмоциональной окрашенности будущего и профессиональных установок старшеклассников. Корреляционный анализ показал значимые положительные и отрицательные связи показателей эмоциональной окрашенности будущего и профессиональных установок современных юношей и девушек. Данные коэффициенты корреляции эмоциональной окрашенности будущего и профессиональных установок старшеклассников представлены в табл. 2.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции эмоциональной окрашенности будущего и профессиональных
установок старшеклассников (по Спирмену)
Table 2
Correlation coefficients of emotional coloring of the future and professional attitudes
of high school students (Spirman)
Показатели («Эмоциональное отноше- Тревож- Страх Индифферентное от- Заинтере- гпкяннпгтк сованность Спокой- TTRMP ствие Уверен- нпгтк ность
ние к будущему») ность ношение
«Нерешительность в
профессиональном вы-
боре» («Опросник про- ,192** ,172** 0,035 -79 -,152** -,157**
фессиональных устано-
вок подростков»)
«Рационализм про-
фессионального вы-
бора» («Опросник профессиональных ,124* -0,061 0,025 -0,023 -0,018
установок подрост-
ков»)
«Оптимизм в отно-
шении профессио-
нального будущего» («Опросник профес- 0,038 -0,009 -,155* 0,094 ,182* ,178**
сиональных устано-
вок подростков»)
«Высокая само-
оценка» («Опросник
профессиональных 0,001 -0,046 -0,1 0,099 ,114* ,201**
установок подрост-
ков»)
«Зависимость в про-
фессиональном вы-
боре» («Опросник профессиональных 0,059 0,065 -0,011 -0,048 -,124* -0,075
установок подрост-
ков»)
«Самостоятельность»
(«Опросник исследования самореализа- -,177** -,153** -,133* ,169** ,167** ,145**
ции»)
«Творчество»
(«Опросник исследования самореализа- -,208** -,215** -,205** ,334** ,369** ,432**
ции»)
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) *. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)
Выявлены отрицательные взаимосвязи показателя «нерешительности в профессиональном выборе» с позитивными эмоциональными модальностями привлекательности будущего: спокойствием и уверенностью (г = - 152, p <0,01; г =- 157). Обнаружено, что «нерешительность в профессиональном выборе» положительно взаимосвязана с тревожностью и страхом (г =192, p <0,01; г = 172, р <0,01). Такое соотношение изучаемых параметров может характеризоваться личностной незрелостью к профессиональному самоопределению, эмоциональным переживанием будущего, проявлением тревоги и беспокойства.
«Рационализм профессионального выбора» положительно взаимосвязан с показателем эмоциональной привлекательности будущего «тревожность» (г =124, р <0,05), что может говорить не только об осознанности и основательности принятого профессионального решения, но и естественном беспокойстве, связанным с будущим.
«Высокая самооценка» положительно взаимосвязана со спокойным отношением к будущему и уверенностью в отношении будущего (г =114, р <0,05; г =201, р <0,01). Такое соотношение характеризуется завышенной самооценкой, привлекательностью будущего, проявлением индивидуального активного жизненного поиска.
Показатель «оптимизм в отношении профессионального будущего» положительно взаимосвязан с позитивными эмоциональными модальностями привлекательности будущего (спокойствие, уверенность) (г =182, р <0,01; г =178). Выявлена отрицательная взаимосвязь с индифферентным отношением к будущему (г =-155, р <0,01). Такое соотношение характеризуется идеализацией будущего профессионального выбора, которое можно рассматривать как благоприятный вариант самореализации.
Выявлена отрицательная взаимосвязь показателя «зависимость в профессиональном выборе» с показателем «спокойствие
в отношении привлекательности будущего» (г =-124, р <0,05). Такое соотношение отражает степень влияния и открытость ко всякого рода воздействиям как внешним, так и внутренним, поэтому можно говорить о навязанности принятого профессионального выбора.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что профессиональные установки «зависимость» и «нерешительность» в профессиональном выборе могут характеризоваться личностной незрелостью к профессиональному самоопределению, эмоциональным переживанием будущего, характеризующегося проявлением тревоги, отчаяния и беспокойства.
Данные, представленные в табл. 2, указывают на то, что показатели, характеризующие характер самореализации «творчество» и «самостоятельность» положительно взаимосвязаны с позитивными полюсами эмоциональной окрашенности будущего. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют об отрицательной взаимосвязи с показателями эмоциональной привлекательности будущего «тревожность», «страх», «индифферентное отношение». Таким образом, наблюдалось, что проявление собственной активности и индивидуальности взаимосвязано с идеализацией собственного будущего.
На третьем этапе исследования был проведен кластерный анализ (метод ^теат), результаты которого представлены в таблице 3. На основании показателей успешности самореализации «самостоятельность» и «творчество», характеризующих характер самореализации (творческий или репродуктивный) были кластеризованы группы обучающихся. Кластеры получили названия «творческий характер самореализации», «репродуктивный характер самореализации» и «индифферентное отношение к самореализации». Средние значения показателей в трех кластерных группах представлены в табл. 3.
Таблица 3
Средние значения показателей эмоционального отношения к будущему и профессиональных установок в трех кластерных группах
Table 3
Average values of emotional attitudes and professional attitudes in the three cluster groups
Показатели эмоционального отношения к будущему, профессиональных установок и отношение к самостоятельности Кластер
«Репродуктивный характер самореализации», 11% «Творческий характер самореализации», 66,8% Индифферентное отношение к самореализации, 22,2%
Нерешительность 29,18 15,31 24,15
Рациональность 32,97 28,98 30,97
Оптимизм 26,79 28,98 29,98
Высокая самооценка 30,35 36,01 31
Страх 9,21 5,84 8,17
Тревога 8,88 7,47 7,47
Индифферентное отношение 5,84 4,92 6,75
Заинтересованность 11,68 12,53 11,65
Спокойствие 9,61 11,00 9,72
Уверенность 10,29 11,70 10,28
Зависимость 28,29 24,17 36,02
Данные табл. 3 позволяют сделать вывод, что 22,2% старшеклассников характеризуются индифферентным отношением к самореализации.
11% современных юношей и девушек характеризуются нерешительностью и зависимостью профессионального выбора, репродуктивным характером самореализации, психологической незрелостью к профессиональному самоопределению. Эмоциональное отношение к будущему, характеризующиеся беспокойством, страхом и тревогой, свидетельствуют о существенной потребности в профессиональном самоопределении.
66,8 % респондентов характеризуются готовностью к профессиональному самоопределению, успешной самореализацией, наличием собственной активности, проявлением собственной индивидуальности, творческого начала. Эмоциональное отношение к привлекательности будущего характеризуется заинтересованностью и привлекательностью. В современных социально-экономических условиях готовность к профессиональному самоопределению современных юношей и девушек только отчасти соответствует возрастным психологическим возможностям (Андреева, Лисичкина, Бримова,
2021; Сергоманов, Андреева, Данилова, 2020).
Выявленные особенности эмоциональных характеристик профессиональных установок старшеклассников соотносятся с результатами исследований А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, П.А. Сергоманова, Л.И. Бо-жович, И.В. Дубровиной: устремленность в будущее по-прежнему является важной психологической характеристикой изучаемого возрастного периода. В современных отечественных и зарубежных исследованиях фиксируется феномен медленного взросления современной молодежи. Данный феномен вступает в противоречие с предъявляемыми институциональными требованиями к современной молодежи. Мы согласны с мнением А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, П.А. Сер-гоманова, что центром социальной ситуации развития современных юношей и девушек является отношение к неопределенности в жизни, а не профессиональное самоопределение. В современном мире происходит трансформация профессиональной сферы, требующая необходимости приобретения новых профессиональных навыков на протяжении всей взрослой жизни, для решения непредсказуемых и меняющихся задач (Андреева, Лисичкина, Бримова, 2021; Сергоманов, Андреева, Данилова, 2020; Божович, 2008).
Заключение (Conclusions). Таким образом, в настоящем исследовании рассмотрена специфика взаимосвязи эмоциональных характеристик и профессиональных установок старшеклассников. Полученные в исследовании данные демонстрируют, что эмоциональные характеристики будущего и профессиональные установки взаимосвязаны. Выявлены и проанализированы значимые связи между особенностями самореализации и эмоциональной окрашенностью будущего, получившие наибольшее число значимых корреляций. Ситуация самоопределения переживается современными молодыми людьми достаточно остро. По-видимому, такое эмоциональное отношение к будущему обусловлено не только расширением диапазона возможностей для самореализации, предоставляемых цифровой экономикой, но
и высокой подвижностью социально-экономических процессов, глобальной неопределенностью будущего. Показатели субъективного оценивания ситуации выбора профессии современными старшими подростками «Рационализм профессионального выбора», «Оптимизм в отношении профессионального будущего» и «Высокая самооценка» можно рассматривать как адекватное отношение к ситуации профессионального самоопределения. «Зависимость и нерешительность в профессиональном выборе» может характеризоваться личностной незрелостью к профессиональному самоопределению, эмоциональным переживанием будущего, характеризующегося проявлением тревоги, отчаяния и беспокойства. Данные показатели могут свидетельствовать о кризисе самоопределения современного юношества. С одной стороны, социальная ситуация развития подталкивает к принятию решения о своей будущей профессии, с другой стороны, неопределенность и изменчивость будущего обесценивают опыт старших поколений.
Список литературы
Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А. Динамика формирования профессиональной идентичности у старшеклассников московских и региональных школ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 2. С. 127-140. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-2-127-140.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений: в 6-ти т. / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 223-234.
Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Дис. ... докт. психол. наук. Москва. 1996. 261 с.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
Кондаков И.М. Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии: Дис. ... канд. психол. наук. Москва. 1989. 153 с.
Митина Л.М., Щелина С.В. Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов. Монография М: Изд-во Психологического института, 2021, 311 с.
Пряжников Н.С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 4-22.
Сергоманов П.А., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Российские подростки эпохи позднего СССР и современного российского общества // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 4. С. 40-53.
Формирование личности старшеклассника / Андреева А.Д. [и др.] / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. 168 с.
Ундуск Е.Н., Чехова Д.В., Степанов ЮН. Изучение взаимосвязи представления о своем будущем и эмоционально-ценностного отношения к себе современной молодежи // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3. № 2. С. 162-173. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-2-162-173.
Bajec B. Relationship between time perspective and job satisfaction // International Journal of Human Resources Development and Management. 2018. Vol. 8, no. 1/2. pp. 145-165. DOI: 10.1504/IJHRDM.2018.092294.
College as a Growth Opportunity: Assessing Personal Growth Initiative and Self-determination Theory / Weigold I.K. [et al.] // Journal of Happiness Studies. 2021. no. 22. P. 2143-2163. DOI: 10.1007/s10902-020-00312-x.
Construction at Work: Multiple Identities Scaffold Professional Identity Development in Academia. / Bentley S.V., Peters K., Haslam S.A. and Greenaway K.H. // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10, P. 1-13. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00628.
Joynes V.C.T. Defining and understanding the relationship between professional identity and interprofessional responsibility: implications for educating health and social care students // Adv in Health Sci Educ. 2018. no. 23. P. 133-149. DOI:10.1007/s10459-017-9778-x.
Lorenz B., Kikkas K., Some T. IT as a career choice for girls: breaking the (self-imposed) glass ceiling // Proceedings of the 20th European Conference on e-Learning: a Virtual Conference hosted by University of Applied Sciences HTW, Berlin, Germany, 28-29 October, 2021. In Busch C., FrieB R., Steinicke M., Wendler T. (eds.). UK: Academic Conferences International Limited, 2021, P. 226274. DOI: 10.34190/EEL.21.022.
References
Andreeva, A.D., Lisichkina, A.G. and Brimova, L.A. (2021), "Dynamics of professional identity in high school students of Moscow and regional schools", Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2, 127-140. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-2-127-140. (In Russian).
Bozhovich, L.I. (2008), Lichnost' i ee formi-rovanie v detskom vozraste. [Personality and its formation in childhood], Piter, Saint Petersburg, Russia.
Vygotskii, L.S. (1984), Pedologiya podrostka. Sobranie sochinenii [Pedology of a teenager], in Elk-onin D.B. (ed.), Pedagogika, Moscow, Russia.
Ginzburg, M.R. (1996), Psychology of Personal Self-determination, D. Sc. Thesis, Moscow, Russia.
Golovakha, E.I. (1988), Zhiznennaya perspek-tiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi [Life prospect and professional self-determination of young people], Naukova Dumka, Kiev, Ukraine.
Kondakov, I.M. (1989), Individual-psychological characteristics of teenagers in the choice of profession, Ph.D. Thesis, Moscow, Russia.
Mitina, L.M. and Shchelina, S.V. (2021), Resursnaya determinatsiya lichnostno-profession-al'nogo razvitiya studentov-psikhologov [Resource determination of personal and professional development of students-psychologists], Izd-vo Psikholog-icheskogo instituta, Moscow, Russia.
Pryazhnikov, N.S. (2018), "The problem of rethinking the concept of profession in the changing socio-cultural realities", Organizational psychology and labor psychology, 3 (1), 4-22. (In Russian).
Sergomanov, P.A., Andreeva, A.D. and Danilova, E.E. (2020), "Russian adolescents of the late USSR and modern Russian society" Issues of Psychology, 66 (4), 40-53. (In Russian).
Andreeva, A.D., et al. (1989), Formirovanie lichnosti starsheklassnika [Formation of the personality of the high school], in Dubrovina I.V. (ed.), Pedagogika, Moscow, Russia.
Undusk, E.N., Chekhova D.V., Stepanov, Yu.N. (2021), "Studying the relationship of the concept of their future and the emotional and value attitude towards themselves of modern youth", Human psychology in education, 3 (2), 162-173. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-2-162-173. (In Russian).
Bajec, B. (2018), "Relationship between time perspective and job satisfaction", International Journal of Human Resources Development and Management, 8 (1/2), 145-165. DOI: 10.1504/IJHRDM.2018.092294. (In English).
Weigold, I.K., et al. (2021) "College as a Growth Opportunity: Assessing Personal Growth Initiative and Self-determination Theory", Journal of Happiness Studies, 22, 2143-2163. DOI: 10.1007/s10902-020-00312-x. (In English).
Bentley, S.V., Peters, K., Haslam, S.A. and Greenaway, K.H. (2019), "Construction at Work: Multiple Identities Scaffold Professional Identity Development in Academia", Frontiers in Psychology, 10, 1-13. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00628. (In English).
Joynes V.C.T. (2018), "Defining and understanding the relationship between professional identity and inter-professional responsibility: implications for educating health and social care students", Adv in Health Sci Educ, 23, 133-149. DOI:10.1007/s10459-017-9778-x. (In English).
Lorenz, B., Kikkas, K. and Some T. (2021), "IT as a career choice for girls: breaking the (self-imposed) glass ceiling", Proceedings of the 20th European Conference on e-Learning: a Virtual Conference hosted by University of Applied Sciences HTW, Berlin, Germany, 28-29 October, 2021. In Busch C., FrieB R., Steinicke M., Wendler T. (eds.). Academic Conferences International Limited, England, UK, 226-274. DOI: 10.34190/EEL.21.022. (In English).
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.
Данные авторов:
Лисичкина Алёна Геннадьевна, научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования.
Трушина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор института образования и практической психологии, Челябинский государственный университет. Емельянова Лариса Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета.
About the authors:
Alena G. Lisichkina, Research Fellow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. Irina A. Trushina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Head of the Institute of education and practical psychologyChelyabinsk State University.
Larisa A. Emelyanova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Orsk Humanitarian Technological Institute, Branch of Orenburg State University.