УДК 159.9.07
Першина К.В.
Студентка 4 курса Пензенского государственного университета
(Россия, г. Пенза)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К БРАКУ И СОЗДАНИЮ СЕМЬИ
Аннотация: в данной статье проводится изучение психологической готовности молодёжи к браку и созданию семьи.
Ключевые слова: индивидуально-психологическими особенностями, психологическая готовность, прочность брака, брачные отношение, взаимодействие партнёров.
На сегодняшний день тема вступления в брак и создания семьи среди молодёжи является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина. Семья является одним из важнейших социальных институтов, поэтому общество должно быть заинтересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи. Подготовка к браку и будущей семейной жизни - это важная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Ведь, полноценная и стабильная семья может быть создана лишь при определённой готовности молодых людей к семейной жизни.
Брак определяется как свободный, моногамный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением требований законодательства, что, непосредственно, порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов. Брак, или брачный союз, супружество - это регулируемый социумом и регистрируемый в соответствующих государственных органах семейной связи союз между людьми, достигшими брачного возраста, который порождает их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Готовность к вступлению в брак - это установка, направленная на выполнение
определенных действий, приводящих к созданию семьи и установлению брачно-
семейных отношений. Данная установка предполагает осознание молодым человеком
25
последствий после заключения брака, придание им данному событию личностной значимости; также наличие у него комплекса определенных знаний, умений, навыков и готовности преодолевать препятствия, возникающие в ходе реализации новой социальной роли. Семья, как социальный институт, обеспечивает стабильное развитие общества, оказывает регулирующее воздействие на многие явления и процессы общественной жизни и выполняет ряд других немаловажных функций, способствующих полноценному развитию нашего общества.
Психологическая готовность к семейной жизни - интегративное личностное и социально-психологическое образование, с развивающимися внешними и внутренними связями, которое определяет подготовленность в данной области жизнедеятельности человека и представляет собой единство ценностного отношения к браку и семье, а также определённых знаний и умений.
Семейно-брачные ценности личности связывают её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную иерархическую систему, занимающую много уровней, также пограничное положение между системой личностных смыслов и мотивационной сферой.
Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой - в качестве внутреннего источника жизненных целей человека. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим фактором саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.
Исходя из результатов эмпирического исследования, в котором приняли участие 17 девушек и 13 юношей, видно, что на сегодняшний день студенческая молодёжь особо не стремится вступать в официальный брак и создавать семью, предпочитая, в некоторых случаях, проживать с партнёров в «гражданском браке», или стремятся сначала достичь успеха в карьере и реализоваться, а лишь потом строить быт.
Молодые люди: и девушки, и юноши,- готовые к браку и созданию семью,
склонны выбирать партнёра со схожими качествами, о чём и свидетельствуют
26
полученные результаты по методике «Диагностика межличностных отношений» и шкал опросника «РОП» «личностная идентификация».
Стоит так же отметить тот факт, что и девушки, и юноши, в браке ждут от партнёра взаимной эмоциональной и моральной поддержки.
Список литературы:
Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие / Г.И Захарова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.- 63 с.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.