Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Юнель С. А., Балюкова И.Б., Сушко А. С. Личностные особенности студентов, детерминирующие выбор брачного партнера // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Yunel S.A., Balyukova I.B., Sushko A.S. (2020). Personal characteristics of students who determine the choice of a marriage partner. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN220.pdf (in Russian)
УДК 159.92 ГРНТИ 15.41.21
Юнель Светлана Александровна
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия Доцент кафедры «Психологии и сопровождения развития ребенка»
Кандидат психологических наук E-mail: iunel.lana@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id= 1052294
Балюкова Инна Борисовна
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия Доцент кафедры «Психологии и сопровождения развития ребенка»
Кандидат педагогических наук E-mail: ballinna@rambler.ru Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?hl=ru&user=tHelYdwAAAAJ
Сушко Анна Сергеевна
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия
Институт образования и социальных наук Студентка 4 курса, специальность 37.03.01 «Психология» E-mail: anya.sushko10@gmail.com
Личностные особенности студентов, детерминирующие выбор брачного партнера
Аннотация. Проблема выбора брачного партнера является психологическим ключом к формированию и развитию личности и общества в целом. Эта проблема недостаточно изучена, что приводит к слабости теоретических, методологических и практических знаний в этой области. Для авторов статьи явный интерес представляет выявление у молодых людей образа будущего(ей) супруга(ги). Авторы проанализировали подходы выбора брачного партнера у студенческой молодежи со стороны российских и зарубежных психологов. Авторами разработана программа эмпирического исследования. При помощи авторской анкеты определены значимые характеристики выбора брачного партнера студентами. В исследовании применялись следующие методики: пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка») МакКрае и Коста; 16-факторный личностный опросник Кеттелла; методика «Ролевые ожидания и притязания в браке»; методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) в адаптации Л.Н. Собчик. Для обработки полученных результатов авторами статьи применялись следующие методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ с применением непараметрического критерия Ч. Спирмена,
https:// mir-nauki. com
кластерный анализ. Авторами выявлены ряд характерных личностных особенностей студенческой молодежи, влияющих на выбор партнера по браку. В статье представлены результаты исследования представлений будущего партнера студентами. Корреляционный анализ показал взаимосвязи личностных особенностей (например, напряженность, эмоциональная неустойчивость, экстраверсия, доминантность), которые способствуют выбору брачного партнера с определенными характеристиками (например, профессиональная активность, внешняя привлекательность). При проведении кластерного анализа авторами было выделено 3 группы испытуемых с различными характеристиками: испытуемые первого кластера желают достичь карьерного и профессионального роста; во втором кластере испытуемые направлены на семейных, хозяйственных партнеров; в третьем кластере - на независимых, равных себе партнеров по браку. Авторами статьи сделан вывод о том, что личностные характеристики брачных партнеров оказывают определенное влияние на брачное взаимодействие, брачно-семейные отношения, определяя качество взаимопонимания и оценку степени удовлетворенности браком.
Ключевые слова: студенчество; личностные особенности студентов; брак; брачный партнер; образ супруга; семья; брачно-семейные отношения
В современном обществе большую роль играет молодежь, особенно учащаяся. Исследование молодежи, а именно студенчества - важный процесс в развитии общества, способствующий замещению уходящих поколений и развитию структуры. Поэтому изучение проблем молодых семей приобретает все большее значение в контексте ухудшающейся демографической ситуации и растущего количества разводов среди молодежи. В нынешнее время институт семьи претерпевает разрушительные тенденции. В нашей стране растет число разводов и семей с одним родителем, возрастает численность молодых людей, осознанно отказывающихся вступать в брак, распространяются альтернативные формы брака и семейных отношений. Современные взгляды на семью становятся все более свободными, брак не считается необходимостью. Престиж семейной жизни и ценность семейных отношений в глазах молодых людей принижается, а также появляются супружеские пары, осмысленно не желающие иметь детей. Огромное число молодых людей сознательно выбирают для себя холостой образ жизни как свой жизненный стиль. У молодежи выросли ожидания и требования по отношению к своему будущего партнеру по созданию семьи. Радует, что по-прежнему студенческая молодежь придерживается мнения, что самое важное в семье - это любовь, взаимопонимание и дети. С возрастом ценность семьи приобретает все большее значение.
Проблема выбора брачного партнера является психологическим ключом к формированию и развитию личности и общества в целом. Эта проблема недостаточно изучена, что приводит к слабости теоретических, методологических и практических знаний в этой области. Явный интерес для нас представляет выявление у молодого человека образа будущего(ей) супруга(ги). Представление будущего партнера тесно связано с мотивацией брака и визуализацией семейных и брачных отношений.
Другими словами, представления о будущем супруге и браке являются основой и гарантией создания новой семьи. В связи с этим основным приоритетом для работы с современной молодежью должно стать формирование культуры семейных отношений, сохранение и продвижение семейных ценностей, а также формирование ответственного репродуктивного поведения. Проблем при выборе брачного партнера можно избежать путем выявления взаимных представлений о браке и семье, что поможет избежать недопонимания и разногласия в браке.
Введение
Обзор современных исследований
Наибольший вклад в изучение брачно-семейных отношений внесли российские психологи и социологи: А.Г. Харчев, А.И. Антонов [1], С.И. Голод и другие. Основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных психологов по психологии личности (А. Маслоу, К. Роджерс, С.Я. Рубинштейн, А. Смит, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Э. Фромм и др.); основные психологические концепции семьи (Г.М. Андреева, Э. Гидденс, О.А. Карабанова, О. Кернберг, С.В. Ковалев, И.С. Кон, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер). Также изучением проблемы брачно-семейных отношений занимались такие современные российские ученые и специалисты, как Е.И. Зритнева, Г.И. Осадчая, С.А. Кравченко.
Анализ основных теорий выбора брачного партнера, разработанных зарубежными и отечественными учеными, показал, что все они основаны на принципе гомогамии, а также почти все имеют общую структуру, представленную либо в виде стадий, либо в виде фильтров. Выбор брачного партнера для молодых людей означает уникальную возможность для достижения их социальной и биологической сущности, которая является определенной стадией социального вступления в сообщество взрослых [2]. Так, И.С. Кон в своих работах пишет, что представления о будущем партнере начинают формироваться на основе их первого опыта любовных отношений, которые выступают своего рода критерием отбора и оценки партнера. Юноши и девушки должны понимать особенности поведения своего партнера, потому что мужское и женское поведение характеризуется отличительными чертами, сформированными в ходе культурно-исторического развития и воплощенными в воспитательном процессе [3].
А.В. Чугунова выделяет факторы, от которых зависит выбор будущего партнера, которые включают в себя сознательный образ партнера. При создании этого образа участвуют личный опыт, опыт родительской семьи, традиции и нормы, установленные в обществе, СМИ, литературные и кинематографические личности, социальные стереотипы и идеал, который обнаруживает в группе людей, чье мнение важно для конкретного человека [4].
Американские ученые выявили такие необходимые качества брачного партнера, как: забота, любовь, честность, чувство юмора, способность понимать, коммуникативность, надежность, сосредоточенность на детях, готовность к компромиссу, решительность, трудолюбие, хорошие манеры, способность к эмоциональной поддержке [5]. В попытке определить черты, которые мужчины и женщины ценят в потенциальных партнерах, Д. Бассом были выявлены следующие качества потенциальных партнеров: взаимная любовь и привязанность; надежность; эмоциональная стабильность; зрелость; приятный характер [2].
Олифирович Н.И. и Белановская М.Л. объединили в группы основные характеристики брачного партнера:
1. внешние свойства: милый, элегантный, спортивный;
2. личностные качества, отражающие способность взаимодействовать с другими людьми: бдительность, доброта, любовь, забота;
3. деловые качества: ответственный, успешный, умный, без вредных привычек, надежный, обеспеченный, процветающий, активный [6].
Если обратиться к данным опроса, проведенного несколько лет назад среди студентов тогда еще ленинградских вузов, то, при выборе брачного партнера, юноши и девушки отмечали следующие особенности: честность, справедливость, трудолюбие. Молодые люди отмечали жизнерадостность и доброту, а девушки - интеллект и уверенность в себе [5].
Современная студенческая молодежь стремится достичь совершенства в брачном партнере. Так, результаты исследования, проведенного М.А. Абалакиной на студенческом контингенте, показали, что идеал партнера - это характеристики личного восприятия супругов
до вступления в брак, и по этой причине предъявляются требования к партнеру. Для девушек образ идеального мужа важнее. В образе партнера по браку современные девушки предпочитают видеть черты, которые могут обеспечить семейное благополучие и материальную стабильность, тогда как важность личностных качеств, отражающих ценностное отношение к семье, исчерпана [3].
Первостепенным для юношей является удовлетворенность отношениями. Понимание же того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль и приводит к глубокому недовольству отношениями в целом. А.В. Ляпунова утверждает, что идеализм в предбрачных отношениях может быть конструктивным, когда он становится катализатором развития личности партнера, известной ему как определенная «зона ближайшего развития» [7].
Девушки и юноши считают, что личностные особенности в первую очередь влияют на выбор брачного партнера. После этого - образ жизни, ценностные ориентации, а также мнение родителей могут повлиять на выбор партнера у девушек. Что касается остальных черт, таких как целомудрие, амбиции, предпочтительный возраст, то здесь существуют культурные ограничения. Так, например, В.Р. Айгунов, З. Айгумова в качестве культурного феномена выделяют два уровня выбора брачного партнера: ценностно-нормативный и поведенчески-дескриптивный [2]. Итак, выбор брачного партнера имеет социальную, культурную и историческую природу, но личностные характеристики человека становятся их мотивирующим фактором.
Брачный выбор всегда фокусируется на субъективных предпочтениях, нормах и идеалах [8]. Субъективные факторы выбора брачного партнера, такие как: личностные качества, физическая привлекательность и отношения до вступления в брак с потенциальным партнером важны при выборе супруга(и) [9]. Выбор брачного партнера основан на тех биологически и социально обусловленных личностных характеристиках, которые формируются у индивида в процессе гендерной социализации.
Личностные особенности партнеров оказывают определенное влияние на брачное взаимодействие, определяя качество взаимопонимания и, таким образом, оценивая степень удовлетворенности браком. По мнению Д. Майерса, сходство ведет к чувству удовлетворения, а отсутствие сходства ведет к враждебности [10]. Таким образом, брачный партнер - это человек с желаемыми человеческими качествами, которые делают отношения легкими и благополучными.
Цель исследования
Теоретически и эмпирически исследовать проблему выбора брачного партнера у студенческой молодежи, выявить личностные особенности студентов и их взаимосвязи с выбором брачного партнера.
Описание метода и методики
Эмпирическое исследование состояло из четырех этапов.
На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления значимых характеристик выбора брачного партнера. Использовалась разработанная нами авторская методика.
На втором этапе осуществлялась психодиагностика, с целью выявления личностных особенностей студентов и представлений о выборе брачного партнера. Применялись методики
пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка») МакКрае и Коста; 16-факторный личностный опросник Кеттелла; методика «Ролевые ожидания и притязания в браке»; методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) в адаптации Л.Н. Собчик.
На третьем этапе проводился анализ и интерпретация результатов исследования, выявление взаимосвязей между личностными особенностями студенческой молодежи с их выбором брачного партнера. Для обработки полученных результатов исследования применялись следующие методы математической статистики: описательная статистика (подсчет частоты встречаемости признака, подсчет средних значений); корреляционный анализ с применением непараметрического критерия Ч. Спирмена; кластерный анализ.
На четвертом этапе осуществлялось формулирование выводов по результатам проведенного исследования.
Эмпирическая часть исследования проводилась на базе Псковского государственного университета. Общая выборка составила 43 человека в возрасте от 17 до 25 лет. Возрастные особенности - 62,8 % опрашиваемых 18 лет, 11,6 % по 19 лет; 7 % - 20 лет, 17, 21 и 25 лет -4,6 % опрашиваемых и 2,3 % - по 23 и 24 года, из них 58,1 % представители женского пола, а мужского - 41,9 %. 58,1 % испытуемых выросли в полных семьях. 2,3 % (это по одному испытуемому) уже имеет собственную семью, находится в браке, а также в гражданском браке и разведен/разведена. Остальные (93 %) не имеют официальных отношений. Можно отметить, что основная часть испытуемых проживает либо с родителями (23,3 %), либо с друзьями (20,9 %). 11,6 % проживают с одним родителем, 9,3 % с одним родителем и отчимом/мачехой, только 2,3 % проживает со своим партнером.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе проведенного анкетирования студентов был изучен анализ представлений о будущем брачном партнере:
1. Для 55,8 % студентов идеальная разница в возрасте партнера-от года до трех лет.
2. Для 53,5 % студентов национальность будущего партнера по браку не имеет значения.
3. Наличие высшего образования у избранника не имеет значения у 69,8 % студентов.
4. Наиболее предпочтительные личностные особенности будущего партнера: доброта (32,6 %), верность (27,9 %), честность (23,3 %), забота (20,9 %), отзывчивость и ответственность (по 18,6 %), искренность (16,3 %), доброжелательность и любовь (по 13,9 %), уверенность в себе (11,6 %).
5. Наиболее важной особенностью характера будущего партнера студенты отметили надежность (81,4 %).
6. Большинство студенческой молодежи (48,8 %) не желали, чтобы их партнер был похож на мать/отца.
7. В отношениях между партнерами наиболее важным оказалось взаимопонимание (74,4 %) и любовь (58,1 %).
8. Достаточно приличный доход у своего избранника хотят видеть 37,2 % испытуемых.
9. Испытуемые выделили качества, которыми категорически не должен обладать их партнер по браку, такие как: эгоистичность (32,6 %), озлобленность (13,9 %),
агрессивность, лживость, ревнивость и высокомерие отметили 11,6 % испытуемых.
Анализ представлений о будущем брачном партнере позволил выделить три вида предпочтений: наибольшие предпочтения, равноценные предпочтения и негативные предпочтения. Так, для большинства испытуемых (от 55,8 %) в отношениях между партнерами наиболее важным является надежность, взаимопонимание и любовь, идеальная разница в возрасте партнера-от года до трех лет. К равноценным предпочтениям были отнесены: национальность будущего партнера по браку, наличие высшего образования у избранника (от 53,5 %). Негативным предпочтением явилось нежелание, чтобы партнер был похож на мать/отца (48,8 %).
Для раскрытия значимости семейных отношений и представлений у брачных партнеров о желаемом распределении ролей между мужем и женой была использована методика «Ролевые ожидания и притязания в браке». Можно отметить, что среди показателей ролевых ожиданий и притязаний брачно-семейных отношений, в группе студенческой молодежи отмечаются наиболее значимыми следующие: общие интересы и увлечения с партнером, собственная причастность к бытовым делам, к воспитанию детей, наличие внесемейных интересов как у самих испытуемых, так и у партнеров по браку, а также преобладает личная ориентация на следование за модой. Наименее значимыми для испытуемых были выявлены сексуальные отношения в браке, необходимость выполнения бытовых обязанностей в семье, а также ориентация на внешнюю красоту партнера.
Для обнаружения когнитивного компонента осознания партнера был использован опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) адаптация Л.Н. Собчик. Испытуемые предпочитают себе в партнеры по браку людей: уверенных в себе, властных, имеющих склонность к соперничеству, агрессивных, но при этом партнеры должны быть послушными, конформными, ответственными и стремящимися приносить себя в жертву. Тем самым, отражена противоречивая характеристика партнеров по браку, это может быть связано с личностными особенностями испытуемых и их гендерной принадлежностью.
Для изучения личностных особенностей была применена методика Пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка») МакКрае и Коста. По данной методике не обнаружено ярко выраженных низких и высоких показателей. Распространены средние значения, что говорит о преобладании испытуемых с наличием сбалансированных личностных особенностей.
Для выявления индивидуально-личностных особенностей была применена методика 16-факторный личностный опросник Кеттелла. Были выявлены следующие индивидуально-личностные особенности у испытуемых, как коммуникативные навыки, скромность, любезность, чувствительность, в то же время - неорганизованность, лень, конформизм.
С целью установления взаимосвязей между показателями личностных особенностей студентов и выбора брачного партнера был использован коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. Нами выявлены следующие индивидуально-личностные особенности, которые обуславливают выбор брачного партнера: напряженность, эмоциональная неустойчивость, они коррелируют в основном с таким показателем выбора брачного партнера, как социальная активность.
Обнаружена взаимосвязь экспрессивности, привязанности, эмоциональной неустойчивости, напряженности, экстравертированности, подозрительности, доминантности, с выбором партнера, имеющего серьезные профессиональные интересы, направленного на активную социальную деятельность. Испытуемые, которые общительны, выбирают себе в пару более зависимых партнеров. Доминантным личностям свойственно выбирать внешне
https:// mir-nauki. com
привлекательных партнеров, а кто считает себя самостоятельной, эмоционально стабильной личностью, тем не важны внешние характеристики партнера. Испытуемые, которые ощущают тревожность, эмоционально несдержанные, напряженные и раздражительные, предпочитают видеть в партнере эмоциональную поддержку, который будет обеспечивать благоприятный климат в семье.
При проведении кластерного анализа было выделено 3 группы испытуемых с различными характеристиками. Самое большое количество испытуемых попало в первый кластер (60,5 %) - «Профессионально ориентированные» - они желают достичь карьерного роста, в партнере предпочитают также видеть профессиональную заинтересованность, приоритет отдают внесемейным интересам.
Второй кластер - «Семейные» - составили 30,2 % студентов. Этим испытуемым присущи следующие личностные особенности: интровертированность, обособленность, замкнутость, эмоциональная стабильность, подчиненность, сдержанность, неорганизованность, жесткость, доверчивость. Испытуемые безразличны к собственной внешности, не следуют образцам моды. Они предпочитают видеть в партнере следующее: пассивное решение бытовых вопросов, партнер не должен иметь профессиональные интересы, а полностью себя посвящать семье. Партнер должен быть жестким, твердым в решениях, опорой, но при этом должна присутствовать взаимная моральная поддержка.
Третий кластер - «Независимые» - в него попало 9,3 %. Этим испытуемым присущи следующие личностные особенности: импульсивность, самодостаточность, смелость, доверчивость, спокойствие, сдержанность. У испытуемых преобладает личная автономия от партнера, отсутствие желания участвовать в решении бытовых вопросов, низкие профессиональные интересы. Они предпочитают видеть в партнере следующее: отсутствие интереса в бытовых делах, пассивная родительская роль, узкий круг интересов. При этом партнер по браку должен быть внешне привлекательным, присутствует ориентация на современные образы моды, уверенным в себе, независимым, прямолинейным, искренним, имеющим реалистичные взгляды, суждения, жаждущим признания, но при этом скромным, дружелюбным, имеющим потребность в помощи и готовым помогать окружающим.
На основании проведенного эмпирического исследования были сделаны выводы о том, что представления современных студентов о будущем партнере по браку противоречивы и неоднородны, и именно индивидуально- личностные особенности студентов предопределяют выбор брачного партнера, определяя качество взаимопонимания и оценку степени удовлетворенности браком. Изучены ролевые ожидания студентов от партнера по браку и выявлены индивидуально-личностные особенности, обусловливающие выбор брачного партнера. Установлена взаимосвязь между показателями личностных особенностей студентов и выбором партнера.
Проведенное исследование способствует выявлению психологической сущности представлений современных студентов о выборе брачного партнера, более глубокому пониманию личностных особенностей студенческой молодежи, а также может служить основой для диагностики брачно-семейных отношений и принятию мер для своевременного решения вышеизложенных проблем. Кроме того, возможно создание конкретных социальных программ, в которых участвует молодежь, чтобы воспитать и сформировать правильное представление о семейно-брачных отношениях в сознании современного поколения.
Выводы
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. -304 с.
2. Айгунов В.Р., Айгумова З. Выбор брачного партнера: русская и дагестанская молодежь // Развитие личности, 2008. - № 2. - С. 103-120.
3. Бережная А.М., Лукьяненко Е.С. Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек // Российский психологический журнал, 2016. - № 1. - С. 29-39.
4. Чугунова А.В. Структурно-содержательные особенности представлений о брачном партнере в позднем юношеском возрасте // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 2018. - № 6 (22). - С. 127-132.
5. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь вперед. - СПб.: Питер, 2013. - 510 с.
6. Олифирович Н.И., Белановская М.Л. Образ брачного партнера в представлениях девушек // Репозиторий БГПУ: Научные публикации факультета социально-педагогических технологий, 2012. - № 11. - С. 31-37.
7. Ляпунова А.В. Исследование ролевых ожиданий в браке у студентов-психологов // Мониторинг, 2009. - № 6 (94). - С. 220-227.
8. Тарасевич Т.В. Мотивы выбора брачного партнёра [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАрД", 2016. - С. 36.
9. Щербакова М.В. Факторы брачного выбора студенческой молодежи / М.В. Щербакова // XVI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана (90-летие со дня рождения) «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 21-22 марта 2013 г. -Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 2167-2169.
10. Султанова А.В. Психологическая совместимость брачных партнеров // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология, 2008. - № 3. - С. 76-84.
Yunel Svetlana Aleksandrovna
Pskov state university, Pskov, Russia E-mail: iunel.lana@yandex.ru
Balyukova Inna Borisovna
Pskov state university, Pskov, Russia E-mail: ballinna@rambler.ru
Sushko Anna Sergeevna
Pskov state university, Pskov, Russia E-mail: anya.sushko10@gmail.com
Personal characteristics of students who determine the choice of a marriage partner
Abstract. The problem of choosing a marriage partner is a psychological key to the formation and development of the individual and society as a whole. This problem is insufficiently studied, which leads to a lack of theoretical, methodological and practical knowledge in this area. For the authors of the article, it is of clear interest to identify the image of the future spouse(s) in young people. The authors analyzed the approaches of choosing a marriage partner among students from Russian and foreign psychologists. The authors developed a program of empirical research. Using the author's questionnaire, significant characteristics of choosing a marriage partner were determined by students. The study used the following methods: five-factor personal questionnaire ("Big five») McCrae and Costa; Kettell's 16-factor personality questionnaire; the method "Role expectations and claims in marriage"; T. Leary's method "Diagnostics of interpersonal relations" (DMO) in the adaptation of L.N. Sobchik. To process the results obtained, the authors used the following methods of mathematical statistics: descriptive statistics, correlation analysis using nonparametric criteria Spearman correlation, cluster analysis. The authors identified a number of characteristic personal characteristics of students who affect the choice of a marriage partner. The article presents the results of research of the future partner's ideas by students. Correlation analysis showed the relationship of personal characteristics (for example, tension, emotional instability, extroversion, dominance) that contribute to the choice of a marriage partner with certain characteristics (for example, professional activity, external attractiveness). When conducting the cluster analysis, the authors identified 3 groups of subjects with different characteristics: the subjects of the first cluster want to achieve career and professional growth; in the second cluster, the subjects are aimed at family, economic partners; in the third cluster - at independent, equal partners in marriage. The authors of the article concluded that the ideas of modern students about the future partner for marriage are contradictory and heterogeneous, namely, individual personal characteristics determine the choice of a marriage partner. The authors of the article concluded that the personal characteristics of marriage partners have a certain influence on marital interaction, marital and family relations determining the quality of mutual understanding and assessing the degree of satisfaction with marriage.
Keywords: students; personal characteristics of students; marriage; marriage partner; spouse image; family; marriage and family relations