С ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Н.Л. Антонова, доктор социол. наук, профессор, М.В. Щербакова, аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, n-tata@mail.ru, cherbakova_mahna@mail.ru
БРАЧНЫЙ ВЫБОР: ПОВОРОТ К РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
В статье приведены результаты социологического анализа брачного выбора. Брачно-семейная сфера сегодня претерпевает трансформации, суть которых - в рационализации брачного выбора и функциональности брачного союза. Опираясь на идеи и концепции Дж. Коулмена и Г. Беккера, авторы летом 2017 года в Екатеринбурге провели пилотное эмпирико-социологическое исследование, объектом которого выступила молодежь - как состоящая (п = 15), так и не состоящая (п = 15) на момент опроса в браке, а также старшее поколение (п = 20), процесс заключения брака представителей которого пришелся на советский период. Материалы глубинных интервью свидетельствуют о том, что существуют различия в представлениях поколений «отцов» и «детей» о брачном партнере, его качествах и факторах брачного выбора. Молодежь наделяет брачного партнера социальными свойствами, позволяющими занять высокие статусные позиции, а выбор осуществляется из социальной группы, близкой по социальным позициям и характеристикам. Старшее поколение ориентировалось в брачном выборе на традиционное распределение гендерных ролей в семье и руководствовалось эмоционально-чувственными установкам в принятии решения о вступлении в брак. Результаты исследования показали прагматиза-цию брачного выбора молодежи и партнерских отношений в брачно-семейной сфере.
Ключевые слова: брак, семья, брачный выбор, факторы брачного выбора, брачно-семей-ные отношения, молодежь, поколение, рационализация.
Современное развитие общества характеризуется трансформацией всех сфер жизнедеятельности индивидов и групп, в том числе затрагивает сферу брачно-семейных отношений. Вплоть до середины XIX века в процессе брачного выбора существенную роль играли родители и родственники бра-чующихся, и зачастую брачный союз имел принудительный характер. Переход от авторитарно-патриархальных отношений к демократическим и равноправным оказал значительное влияние на стратегии и тактики брачного выбора в российском обществе. Браки, в основе которых лежат личный свободный выбор и взаимное согласие жениха и невесты, стали социальной нормой1.
Социологический анализ брачного выбора является одним из актуальных исследовательских вопросов, поскольку в со-
временных теориях и концепциях наблюдается рационалистический поворот, суть которого состоит в том, что явления и процессы общественной жизни трактуются в веберианском духе. Одним из ведущих современных исследователей является американский социолог Дж. Коулмен, который в своей концепции рассматривает понятие целевого и рационального действия. С его точки зрения, люди не просто действуют преднамеренно, но они также выбирают действие или благо, которое максимизирует полезность2. Для заключения брачного союза человек ищет себе партнера как можно более привлекательного с точки зрения физической красоты, ума, престижности работы, материального положения и т.д. Как следствие, брачное поведение, по теории Дж. Коулмена, сводится
№ 8(82) СЕНТЯБРЬ 2017
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
к рациональному выбору из фиксированного набора альтернатив.
Еще одним представителем направления, в основе которого лежит идея рационализации брачных отно- = шений, следует считать Г. Беккера. Брак - решение, которое связано с ожидаемым чистым выигрышем для того, кто его заключает, а возможность заключения брака зависит от величины выигрыша3. Решение о вступлении/невступлении в брак с конкретным индивидом принимается на основании максимизации функции полезности как суммы потребляемых благ, которые включают в себя количество и «качество» детей, дружбу, любовь, здоровье, отдых. Речь идет о том, что при заключении брака значение общей функции полезности должно быть выше, чем сумма индивидуальных функций полезности от потребляемых благ4. Это ведет к тому, что понятие пользы замещается понятием функциональ-ности5.
Анализ функциональности брачного союза, а также изучение рационализации брачного выбора стали целевыми установками нашего эмпирико-социологического исследования, проведенного летом 2017 года в городе Екатеринбурге. Методом глубинного интервью были опрошены 30 юношей и девушек в возрасте от 18 до 30 лет, состоящих (п = 15) и не состоящих (п = 15) в браке, а также были проинтервьюированы 20 информантов - представителей старшего поколения, которые заключали брачный союз в советский период.
Материалы интервью свидетельствуют, что большинство молодых людей считают наличие чувств между потенциальными брачными партнерами важным мотивом принятия решения о вступлении в брак, однако характеризуют данный
Переход от авторитарно-патриархальных отношений к демократическим и равноправным оказал значительное влияние на стратегии и тактики брачного выбора в российском обществе. Браки, в основе которых лежат личный свободный выбор и взаимное согласие жениха и невесты, стали социальной нормой.
Современная молодежь стремится рационализировать свой брачный выбор: сегодня он основывается, скорее, на совокупности факторов, имеющих не эмоционально-чувственное основание, а рационализированный базис.
фактор выбора с различного рода уточнениями: «...если у нас есть чувства, но другие характеристики не совпадают, тогда, наверно, я все-таки не выйду за этого челове-= ка замуж...» (женщина, 25 лет).
Представители поколения «отцов», наоборот, отмечали именно возникновение спонтанных чувств к брачному партнеру, которые затем «подкреплялись» другими объективными факторами: «...когда я встретила своего мужа, то влюбилась в него, была именно физическая тяга, мы достаточно быстро поженились и уже в процессе узнавали друг друга» (женщина, 53 года); «...изначально, я полюбил свою жену, потому что она была очень красивая и все, остальное отошло тогда на второй план» (мужчина, 52 года).
Современная молодежь стремится рационализировать свой брачный выбор: сегодня он основывается, скорее, на совокупности факторов, имеющих не эмоционально-чувственное основание, а рационализированный базис. Молодежь посмеивается над понятием «любовь с первого взгляда», а говорит о «втором» и даже «третьем» взгляде как способе оценки характеристик потенциального брачного партнера.
В этой связи мы попросили информантов выделить и обосновать наиболее привлекательные личностные качества будущего супруга/супруги. Поколение «детей» ориентировано, прежде всего, на социальные свойства потенциального спутника жизни, демонстрирующие успешность, статусные достижения. Это «умение зарабатывать деньги» (женщина, 25 лет), «конструктивность в жизненных целях» (мужчина, 26 лет), «харизматичность, решительность и амбициозность» (женщина, 23 года).
т
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Представители старшего поколения определяют в качестве значимых иные личностные качества - те, которые соответствуют, скорее, традиционным представлениям о женских и мужских ролях в семье: «для меня важно, чтобы мужчина был порядочный, верный, заботливый» (женщина, 50 лет), «женщина должна быть хозяйственной, внимательной, доброй и не капризной» (мужчина, 52 года).
Брачно-семейная сфера, как показывают результаты интервью, для молодежи имеет функциональный характер, наблюдается прагматизация отношения к семье. Сегодня, как отмечает Ю.П. Лежнина, «мечты о любви ... вытеснены надеждами на достаток, здоровье и справедливое общественное устройство»6. Брак становится инструментом реализации этих надежд, а брачный партнер - функциональным партнером в достижении социальных статусов и осуществлении карьерных устремлений.
Особого внимания заслуживает оценка материального статуса будущего супруга/ супруги. Если для поколения, социализированного в советский период, этот фактор не играл большой роли: «...в мое время зарплата у всех была примерно одинаковая, недвижимости ни у кого тоже не было» (женщина, 58 лет), то молодое поколение оценивает статус брачного партнера, а также его родительской семьи более прагматично. В ходе интервью представители молодежи указали, что «... без финансовой составляющей семейный комфорт просто не создать: невозможно купить квартиру, одеть ребен-
ка...» (женщина, 29 лет). Такое представление о мужчине как добытчике, а женщине как хранительнице семейного очага является традиционным при распределении гендер-ных ролей. Однако молодые мужчины не желают брать на себя ответственность за финансовое благосостояние: «...если девушка из бедной семьи, то ее проблемы будут ложиться на мужчину, а я не тот мужчина, который хочет разгребать чужие проблемы» (мужчина, 25 лет). Такой подход свидетельствует об актуализации одного из критериев брачного выбора: осуществление выбора из того социального слоя/группы, к ко -торому принадлежит и сам выбирающий. Так, по мнению немецкого исследователя Р. Зидера, в процессе фильтрации в первую очередь определяются «социально подходящие» брачные партнеры7. Это происходит в окружающей индивида социальной среде, поэтому сам процесс является практически незаметным для человека.
Результаты нашего пилотного исследования убедительно продемонстрировали практичность современной молодежи в ситуации брачного выбора. Функциональность и рационализация брачно-семейной сферы являются одним из новых трендов в развитии российского общества. Семья как агент социализации, влияющий на брачный выбор, отодвигается на второй план. Современное поколение руководствуется собственными представлениями о брачном партнере, при этом наблюдается ориентированность иа статусные достижения, финансовую самостоятельность и независимость. ^
№ 8(82) СЕНТЯБРЬ 2017
Литература
1. Чистякова Т.С. Ценность информации в ситуации выбора брачного партнера // Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. № 3 (8). С. 137142.
2. Coleman J. Foundations of Social Theory. MA: Harvard University Press, 1990. P. 114.
3. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS. 1994. Вып. 6, № 6. С. 12-36.
дискуссия
журнал научных публикаций
4. Рощина Я.М., Рощин С.Ю. Брачный рынок в России: выбор партнера и факторы успеха. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 7-8.
5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, 2006. С. 49.
6. Лежнина Ю.П. Институт семьи в России: на пути трансформации // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 2. С. 84.
7. Зидер Р. Социальная история семьи в западной и центральной Европе (конец ХУШ-ХХ вв.) / [пер. с нем. Л.А. Овчинцевой; науч. ред. М.Ю. Брандт]. М.: Владос, 1997. С. 140-160.
MARRIAGE SELECTION: TURN TO RATIONALIZATION
N. L. Antonova, Doctor of Sociology, Professor,
M. V. Shcherbakova, postgraduate, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, n-tata@mail.ru, cherbakova_marina@mail.ru
In article the sociological analysis of the marriage choice is carried out. Today the matrimonial sphere undergoes transformations which essence in rationalization of the marriage choice and functionality of the marriage union. Relying on J. Koulmen and G. Becker's concepts, in summer of 2017 in the city of Yekaterinburg the authors have conducted a pilot empiric and sociological research, the object of which were married youth (n=15), not married (n=15) at the time of the poll and also the senior generation (n=20) who's marriage was in the Soviet period. The materials of interviews show that there are differences in ideas of generations of «fathers» and «children» over a marriage partner, its qualities and factors of the marriage choice. The youth allocates the marriage partner with the social properties which allow getting high status positions, and the choice is carried out from the social group close in social positions and characteristics. The senior generation was guided in the marriage choice by traditional distribution of gender roles in family and was guided by emotions and senses in making decision about marriage. Results of the research have shown a coming to pragmatism of the marriage choice of youth and partnership in the matrimonial sphere.
Key words: marriage, family, marriage selection, factors of marriage choice, matrimonial relations, youth, generation, rationalization
References
1. CHistyakova T.S. Cennost' informacii v situacii vybora brachnogo partnera [The value of information in a situation of choice of marriage partner] // Sociologiya i social'nay a rabota. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2007. № 3 (8). S. 137-142.
2. Coleman J. Foundations of Social Theory. MA: Harvard University Press, 1990. P. 114.
3. Bekker G. Vybor partnera na brachnyh rynkah [The choice of a partner in the marriage markets] // THESIS. 1994. Vyp. 6, № 6. S. 12-36.
4. Roshchina YA.M., Roshchin S.YU. Brachnyj rynok v Rossii: vybor partnera i faktory uspekha
[Marriage market in Russia: the choice of partner and success factors]. M.: GU VSHEH, 2006. S. 7-8.
5. Bodrijyar ZH. Obshchestvo potrebleniya [The consumer society]. M.: Respublika, 2006. S. 49.
6. Lezhnina YU.P. Institut sem'i v Rossii: na puti transformacii [The institution of family in Russia: on the path of transformation] // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2016. № 2. S. 84.
7. Zider R. Social'naya istoriya sem'i v zapadnoj i central'noj Evrope (konec XVIII-XX vv.) [Social history of the family in Western and Central Europe (the end of XVIII-XX centuries)] / [per. s nem. L.A. Ovchincevoj; nauch. red. M.YU. Brandt]. M.: Vlados, 1997. S. 140-160.