Научная статья на тему 'Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования'

Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Юлия Владимировна

В данной статье проанализированы основные общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Представлены результаты исследования уровня психологической готовности детей, поступающих в первый класс школ г. Якутска. Основным выводом статьи является утверждение о том, что формирование психологической готовности к школе это и есть обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андросова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования»

УДК 372.3/.4+159.9+37.0

Андросова Юлия Владимировна

Научный сотрудник, ФГБНУ «НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия)», androsova08@mail.ru, Якутск

психологическая готовность к школе КАК ФАКТОР обеспечения ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОСНОВНЫХ общеобразовательных программ дошкольного и начального образования

Аннотация. В данной статье проанализированы основные общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Представлены результаты исследования уровня психологической готовности детей, поступающих в первый класс школ г. Якутска. Основным выводом статьи является утверждение о том, что формирование психологической готовности к школе - это и есть обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Ключевые слова: Преемственность общеобразовательных программ, универсальные учебные действия, психологическая готовность к школе.

Androsova Yulia Vladimirovna

Research assistant, «Scientific Research Institute of National Schools of the Republic of Sakha (Yakutia)», androsova08@mail.ru, Yakutsk

PSYCHOLOGIC READINESS FOR SCHOOL AS THE FACTOR OF MAINTENANCE OF CONTINUITY OF THE BASIC GENERAL EDUCATIONAL PROGRAMS PRESCHOOL AND ELEMENTARY

EDUCATION

Abstract. The summary: In this article the basic general educational programs of the preschool and initial general education are analysed. Findings of investigation the level of psychologic readiness of children arriving in the first class of Yakutsk’s schools are presented. The basic conclusion of article is the statement that formation of psychologic readiness for school is and there is a maintenance of equal launching possibilities of children at receipt in school.

Keywords: Continuity of general educational programs, universal educational actions, psychologic readiness for school.

В настоящее время в психологической и педагогической науке, а также в образовательной практике существует общее мнение, что от качества образования, формирования личности в дошкольном и младшем школьном возрасте зависят дальнейшее разностороннее развитие личности, его успешная социализация, профессиональное самоопределение и самореализация. Качество дошкольного и начального образования является фундаментом качества обучения и воспитания, эффективной деятельности и результативности всей системы общего образования. В связи с этим системой образования периодически принимаются различные меры по совершенствованию форм,

содержания и технологии обучения и воспитания в базовых ступенях образования.

В конце XX века особое внимание уделялось обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования через организацию взаимодействия образовательных учреждений, создание детского сада - начальной школы, начальной школы - детского сада, образовательных комплексов, разработку комплексных образовательных программ, таких как «Из детства - в отрочество», «Преемственность», «Радуга», «Школа 2100» и др. Между тем, в условиях недостаточного обеспечения детей дошкольными образовательными учреждениями, сосуществования вариативных

образовательных систем, многочисленных авторских подходов к организации образовательного процесса очень сложно обеспечить преемственность дошкольного и начального образования на качественном уровне, особенно в городах и крупных населенных пунктах.

В начале XXI века улучшение демографической ситуации в Российской Федерации, поиск эффективных путей повышения качества общего образования поставили дошкольное образование в ряд приоритетных направлений государственной политики. Прежде всего, для реализации конституционных прав юных граждан поставлена задача значительного повышения общедоступности дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в начальную школу.

В связи с этим совершенствуется нормативно-правовая база для создания условий функционирования различных моделей образовательных учреждений.

Следующим серьезным шагом в реализации государственной политики в области дошкольного образования является принятие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Принятию этого важного документа предшествовал приказ Министерства образования и науки РФ, утвердивший федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Таким образом, в настоящее время введены в действие два государственных документа, обеспечивающих преемственность образовательных программ и качество дошкольного и начального образования по всей Российской Федерации.

Прежде всего, следует отметить, что в обоих документах прослеживается преемственность планируемых итоговых результатов, содержаний образовательных областей, принципов построения образовательной программы, в частности принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также задач психо-лого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Предъявление в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования личностных и метапредметных результатов как обязательных требований - главное отличие образовательных стандартов нового поколения, а комплексное их достижение в процессе обучения всем учебным предметам через программу формирования универсальных учебных действий - приоритетная задача основной образовательной программы начального общего образования. Именно решение этой задачи обеспечит достижение ее цели - научить младших школьников умению учиться.

Формирование универсальных учебных действий также станет основным средством разрешения существующих противоречий в обеспечении преемственности образовательных программ при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу. В планируемых результатах дошкольного образования прослеживаются предпосылки универсальных учебных действий, а включенные в планируемых результатах начального общего образования личностные и метапредметные компоненты развиваются на базе интегративных качеств личности ребенка, отраженных в итоговых результатах дошкольного образования и целенаправленно формируемых основной общеобразовательной программой.

Школьное обучение требует от учащихся напряженного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы (готовность к школьному обучению) постепенно формируются на протяжении всего дошкольного детства. Психологический анализ трудностей в учебной деятельности у младших школьников выявляет, как один из основных факторов причин их возникновения, недостаточную готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности из-за низкого уровня сформированности ее структурных компонентов (мотивы, учебные действия, контроль, оценка). В связи с этим психологическую готовность к школе необходимо рассматривать как основу успешного формирования учебной деятельности, умения учиться [5].

Психологическая готовность к школе включает в себя два основных компонен-

та: интеллектуальную и личностную. При характеристике интеллектуальной готовности к школе акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов. С точки зрения Л. С. Выготского и Л. И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Под личностной готовностью имеют в виду развитие мотивационной (учебной) и произвольной сфер ребенка. К моменту поступления в школу в составе мотивационной сферы ребенка должны быть познавательные мотивы учения, связанные непосредственно с учебной деятельностью; социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений [1]. В качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий, такие как сознательное подчинение своих действий правилам; внимательное слушание говорящего; самостоятельное выполнение заданий по зрительно воспринимаемому образцу и т.д.

Современные исследования показывают, что 30-40 % детей, которые приходят в первый класс массовой школы не достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. А интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению появляется раньше личностной, опережая развитие его мотивационной и произвольной сфер [3].

С целью апробации этих положений применительно к условиям Республики Саха (Якутия) (г. Якутск), а также определения уровня готовности детей, поступающих в первый класс в 2010-2011 учебном году. Всего было обследовано 89 детей старшего дошкольного возраста. Были использованы методики, направленные на исследование интеллектуальной и личностной готовности к школе.

С целью выявления уровня интеллектуального развития мы исследовали особенности познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие).

По методике «Картинки», которая оценивает зрительную память, обследованные дети справились с воспроизведением 5-6 картинок, что является средним показателем для их возраста. Методика «Проставь значки» предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. По этой методике результаты говорят о высоком уровне развития внимания у 31% детей, у 48% - средний уровень, у 21% - низкий уровень развития. По результатам методики «Раздели на группы», которая оценивает образно-логическое мышление, у большинства детей (63%) выявлен высокий уровень, а у остальных (37%) - средний. Для диагностики уровня речевого развития использовали методику «Последовательность событий» (Гуткина Н. И.), которая выявляет такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи. С этим заданием хорошо справились 53% испытуемых. Дети смогли правильно восстановить последовательность событий на рисунках и составить по ним рассказ.

Для исследования у детей личностной готовности в качестве инструмента мы использовали традиционные методики, выявляющие уровень развития произвольной и мотивационной сфер.

С методикой «Домик» (Гуткина Н. И.) успешно справились 58% ребят, а 42% будущих первоклассников, то есть почти половина, не в состоянии полностью справиться с работой по образцу. О низком уровне развития произвольной сферы также говорят результаты по методике «Да и нет» (Гуткина Н.И.): 41% обследованных детей не смогли справиться с работой по правилу. Изучение мотивационной сферы проводилось с помощью методики «Беседа о школе» (Нежнова Т. А.). Обследование детей показало, что внутренняя позиция школьника проявляется у 59% и соответственно отсутствует у 41 % детей.

Результаты исследования показывают, что не у всех детей сформирована мотивационная сфера, наблюдается слабое развитие произвольной сферы почти у половины опрошенных детей. У основной части обследованных детей отмечается высокий уровень интеллектуального развития. Эти данные подтверждают положение о том, что интеллектуальная готовность к школьному

обучению формируется раньше личностной. Между тем, именно наличие учебной мотивации и достаточное развитие произвольного поведения являются необходимыми психологическими предпосылками для успешного овладения учебной деятельностью.

Результаты исследования, проведенного в г. Якутске, только подтверждают теоретические положения в области психологической готовности к школе, а также повторяют результаты исследований, проведенных в других регионах России. В связи с этим целенаправленное и сбалансированное формирование всех составляющих психологической готовности детей к школе должно стать одним из актуальных задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время в педагогической практике и общественном представлении, в частности у родителей, сформировалось устойчивое понятие, что основным критерием готовности ребенка к школе является интеллектуальная готовность, умение читать и считать. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, необходимость формирования универсальных учебных действий - умения учиться младших школьников как основного планируемого результата начальной ступени образования -должны способствовать изменению сложившегося общественного стереотипа.

Следует учесть, что готовность к школьному обучению у детей формируется целенаправленно, на протяжении всего дошкольного возраста, процесс подготовки требует достаточного времени. На этапе начальной школы говорить о формировании у детей готовности к школьному обучению уже поздно. В связи с этим диагностика готовности детей к школе должна проводиться не в начале обучения в школе, а за один год до поступления в школу. Формирование психологической готовности к школе - это и есть обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Введение в действие двух основных государственных документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений и начальной школы по разработке основных общеобразовательных программ, обеспечит преемственность обра-

зовательных программ и качество дошкольного и начального образования по всей Российской Федерации через согласованное формирование у дошкольников психологической готовности к школе и учебной деятельности у младших школьников.

Библиографический список

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. -Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 569 с.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб: Питер, 2009. - 208 с.

4. Доронова Т.Н. О Концепции организации содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8. - С. 18-31.

5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.