Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОПЕРАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПОЖАРНОГО'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОПЕРАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПОЖАРНОГО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТИ / ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПОЖАРНОГО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борбенчук Александр Павлович, Иксанова Дарья Романовна

В статье рассмотрена структура психологической готовности к профессиональным действиям пожарного, как компонента его профессиональной компетенции, как результата подготовки. Авторами показаны возможности ее формирования у студентов вуза - будущих сотрудников противопожарных служб. Представлен обзор международного опыта психологической подготовки пожарных к оперативным действиям. Описана методология развития психологической готовности к оперативным действиям при тушении пожара основанная на ресурсном и компетентностном подходах. Результаты обзора дают возможность для анализа и сравнения педагогических средств развития психологической готовности студента - будущего пожарного к компетентной деятельности в сложных условиях чрезвычайных ситуаций. Представлен опыт психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борбенчук Александр Павлович, Иксанова Дарья Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROMPT ACTION IN FIREFIGHTING AS A PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FIREFIGHTER

The article considers the structure of psychological readiness for professional actions of a firefighter, as a component of his professional competence, as a result of training. The authors show the possibilities of its formation at the university students - the future employees of fire - prevention services. A review of international experience in psychological preparation of firemen for operative actions has been presented. The methodology of development of psychological preparedness for operative actions in extinguishing fires, based on the resource and competence approaches, is described. The results of the review give an opportunity for analysis and comparison of pedagogical means of development of student's psychological readiness of a future fire fighter for competent activity in difficult conditions of emergency situations. The experience of psychological preparation of students for professional activity is presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОПЕРАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПОЖАРНОГО»

ШОТШЩФШИШ ЛШЧПШФСТШ

УДК 159.9:614.8

PsydMtogy dDíT фтшяШу

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОПЕРАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПОЖАРНОГО

Борбенчук Александр Павлович, студент. Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, Россия. E-mail: Borbenchuk98@mail.ru

Иксанова Дарья Романовна, студент. Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9224-8465 E-mail: daría. iksanova020300@gmail. com

Аннотация. В статье рассмотрена структура психологической готовности к профессиональным действиям пожарного, как компонента его профессиональной компетенции, как результата подготовки. Авторами показаны возможности ее формирования у студентов вуза - будущих сотрудников противопожарных служб. Представлен обзор международного опыта психологической подготовки пожарных к оперативным действиям. Описана методология развития психологической готовности к оперативным действиям при тушении пожара основанная на ресурсном и компетентностном подходах. Результаты обзора дают возможность для анализа и сравнения педагогических средств развития психологической готовности студента - будущего пожарного к компетентной деятельности в сложных условиях чрезвычайных ситуаций. Представлен опыт психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовности, педагогика безопасности, профессиональная компетенция пожарного.

у них психолого-педагогических компетенций социальных коммуникаций и недостаточным методическим обеспечением программ подготовки пожарных.

Цель работы - выявить целевые и содержательные ориентиры программы подготовки бойцов пожарной команды к реализации психологических компетенций, связанных с оперативностью их деятельности.

Для достижения поставленной цели был определен ряд исследовательских задач:

• Исследование нормативных, теоретических, практических предпосылок, обеспечивающих оперативность профессиональной деятельности пожарной команды;

Актуальность темы обусловлена обострением противоречий межДУ:

• Нормативно закрепленными компетенциями пожарных оказаний первой психологической помощи пострадавшим от пожара и низкой готовностью пожарных к реализации этих компетенций;

• Необходимостью совершенствования психологической подготовки пожарных команд к оперативным действиям в условиях пожара и отсутствием современных, научно обоснованных содержательных ориентиров психологической подготовки пожарных;

• Потребностью пожарных, осуществляющих просветительскую противопожарную работу с населением в развитии

• рассмотрение психологической готовности к оперативным действиям как системы элементов профессиональной подготовки;

• выбрать соответствующее содержание, формы и методы образования, адекватные цели развития психологической готовности студента.

Современные социально-

экономические, экотехнические условия требуют от выпускников вузов компетенций не только профессиональных, но и трансфессиональных, выходящих за привычные, традиционные рамки профессии. В подготовке будущих специалистов в области пожарной безопасности большое внимание исследователи-практики и теоретики образования стали уделять компетенциями, связанных с ответом на вопрос «каким следует быть, каким личным ресурсом обладать», нежели «что и как уметь делать». Пришло понимание, что для успешного решения профессиональных задач специалисту по пожарной безопасности необходима глубокая социально-гуманитарная (в частности психолого-педагогическая) подготовка. От ее качества зависит исполнение профессиональных компетенций. Ожидаемым результатом такой подготовки студента специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» является психологическая готовность к оперативным действиям в решении профессиональных задач. Для ориентации программы подготовки будущих специалистов по противопожарной профилактике следует решить задачи рассмотрения психологической готовности к оперативным действиям как системы элементов, выбрать соответствующее содержание, формы и методы образования, адекватные цели развития психологической готовности студента.

Материалы и методы. Для уточнения понятия психологической готовности нами были изучены в ретроспективе научные труды исследователей в области психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности, словари специальных терминов [1; 4; 5; 13; 14; 15; 20]. Готовность к дея-

тельности исследователями рассматриваться:

• как особое психическое состояние (временное, нуждающееся в поддержании, в активизации каждый раз, когда этого требуют профессиональные задачи, интересы дела);

• как устойчивая характеристика, свойство личности, целенаправленно и надолго сформированная;

• как движущая сила, предпосылка успешной деятельности, способствующей развитию всего личного ресурса;

• как уровень развития компетенции, характеризующийся инициативностью субъекта.

Исследователи именно психологической готовности для ее анализа пользуются методом абстрагирования и исключения из общего понятия готовности ее непсихологических элементов (например, физической подготовленности, личностной зрелости), что делает возможным дальнейший анализ психологической готовности как системного, целостного образования.

Для системного анализа психологической готовности нами были изучены предложенные исследователями состав и структура готовности, их функции в связи с готовностью к оперативной деятельности и этапы развития готовности в образовательном процессе вуза. Аналитическому обзору подлежали работы [1; 5; 9; 14; 15].

Генезис психологической готовности к оперативной деятельности пожарного был нами исследован методом сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта психологической подготовки пожарного. В основу анализа был положен цикл публикаций в научном журнале «Вестник командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь», а также исследования, в которых представлен обзор отечественного и зарубежного опыта организации и оказания психологической помощи в подготовке самих пожарных и мероприятий по психологической защите населения на примере США, стран Европейского Союза (Франции, Латвии), СНГ (Казахстан, Белоруссии), России [2; 8; 16].

Поскольку методологией исследования служили ресурсный и компетентностный подходы, то психологическая готовность к оперативной деятельности пожарного рассматривалась во взаимосвязи личного ресурса человека (включающего здоровье, компетенции и личные качества) и компетенции (опыта деятельности, который может находиться на уровнях: знает «понимает, что и как делать», умеет «имеет примитивный опыт действий» делать, способен «может делать разными способами»).

Понятие компетенции, опираясь на изыскании отечественных исследователей [3, 6, 7, 17, 18, 19] рассматриваем в двух ипостасях, находящихся в интроверсии:

• результат образования, профессиональной подготовки,

• сфера применения результата образования, круг полномочий - оценка профессиональной эффективности специалиста, его готовности и приспособленности к профессиональной среде.

Следовательно, компетенция может быть оценена по готовности специалиста, а готовность проявляется в сфере компетенции.

Методология исследования и анализ литературы по научной проблеме развития психологической готовности к деятельности позволили синтезировать понятие «психологическая готовность», как ожидаемый, устойчивый результат подготовки, индивидуально-психологическое свойство человека, базирующиеся на необходимых компетенциях, ценностном отношении к предмету готовности, инициативности (активности, целенаправленном выражении желания действовать) [11; 15; 18]. Таким образом, состав готовности, как целостного, системного образования сложили следующие многоэлементные компоненты: «компетентностный», «ценностный»,

«эмоционально-волевой».

В связи с рассмотрением готовности именно к оперативной деятельности пожарного, следует уточнить характерное содержание специфичных компонентов и характер связи между компонентами. Ценностный компонент в этой структуре является системообразующим и включает по-

нимание социальной ответственности за качественное выполнение профессиональных компетенций, оценку значимости свое деятельности для достижения социальных целей, для жизни людей [9; 10]. Таким образом, психологическая готовность к профессиональной деятельности пожарного задается, прежде всего социально-профессиональной необходимостью, с нею увязаны в единое целое все компоненты готовности, приоритет каждого из которых носит ситуативный характер.

Поскольку психологическая готовность к оперативной деятельности пожарного не возникает у студента сама по себе, а целенаправленно развивается, целесообразно основать подготовку на описанном исследователями генезисе психологической готовности [7; 10; 11; 14; 15].

На первом этапе психологическая готовность актуализируется и наращивается под внешним (педагогическим) воздействием. Педагог побуждает студента к действиям, обращаясь к его ценностному отношению, знаниям, интересам. В процессе многократно повторенного учебно-педагогического взаимодействия по развитию готовности она переходит на следующий этап, признаком которого становится инициативность студента (самокоманда). Таким образом, развивается психологическая готовность будущего пожарного как результата подготовки, как приспособленность к решению профессиональных задач пожарного.

Представленный в научных публикациях мировой опыт психологической подготовки будущих пожарных к оперативной деятельности позволяет сделать вывод о непрерывном усиливающемся интересе к этой проблеме. Следует отметить, что исследователи зарубежной практики констатируют: пожарные (действующие и будущие) в целях развития, коррекции своей психологической готовности к профессиональной деятельности могут обратиться в государственные или частные клиники психологической помощи (предусмотрена для этого и статья расходов медицинской страховки) [8, 16]. Есть и общественные организации, нацеленные на такую деятельность: Американский красный крест;

Департамент охраны здоровья и социальных услуг населению. Таким образом, исследователи, признавая важность проблемы психологической подготовки пожарного, выводят ее за границы системы образования, системы профессиональной подготовки, позиционируя исключительно как медицинскую проблему.

В странах ближнего зарубежья решение проблемы психологической подготовки является компетенцией самой противопожарной службы или МЧС. С учетом специфики свое деятельности внутри организации разрабатывается и осуществляется комплекс мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудников.

В РФ психологическая подготовка к оперативным действиям пожарных отнесена к компетенции специалистов-психологов в структурных подразделениях МЧС России, образовательных организаций, научно-образовательных центров и научно-исследовательских институтов, а также экспертов и инспекторов противопожарной службы. Такая структура подготовительных организаций обеспечена нормативным регламентом деятельности противопожарных служб, в содержании которого закреплена компетенция оказания экстренной социально-психологической помощи населению, пострадавшему в ЧС [12].

Таким образом, анализ опыта свидетельствует об отечественной специфике отнесения психологической готовности к компетенциям пожарного, к результатам подготовки именно средствами образования будущего пожарного. Особенный характер связей государственных систем гражданской защиты, уровень развития медицинских и психолого-педагогических наук, традиции социально-культурной поддержки в разных странах обеспечивают необходимый для эффективного решения

профессиональных задач пожарного уровень его психологической готовности.

Подготовка в образовательном процессе вуза предполагает в рамках дисциплин «Психология безопасности», «Педагогика безопасности», «Методическое обеспечение по вопросам безопасности», «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС» рассмотрение тем «Психология служебной деятельности», «Организация экстренной психологической поддержки», «Социальная поддержка в профессиональной деятельности» и др. Преимущественной формой реализации содержания представленного образования должны являться практические занятия, семинары, экскурсии, мастер классы, интервью, деловые имитационные игры с применением активных и интерактивных методов, методов убеждения и рефлексии, кейсов и исследовательских заданий. Ожидаемый результат такого процесса подготовки - развитие компонентов готовности, закрепление органичных для студента способов деятельности в нестандартных, кризисных чрезвычайных ситуациях.

Заключение. Методология исследования, рассматривающая психологическую готовность к профессиональной деятельности, прежде всего через активизацию инициативности, самопробуждения, самопроцессов профподготовки позволяют позиционировать образовательный процесс университета как средство психологической подготовки будущего пожарного. Выявленная структура и этапы развития психологической готовности к профессиональной деятельности будущего пожарного содействуют проектированию содержания, форм и методов образовательного процесса, где будущий специалист в полной мере сможет выступить автором развития своей психологической готовности.

Литература

1. Бершедова Л.И. Психологическая готовность человека к экстремальным жизненным ситуациям / Л.И Бершедова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 157, книга 7 (123). С. 105-110. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / Бодров В.А. // СПб.: Perse, 511 с.

3. Дубровина И.В. Практическая психология образования / Дубровина И.В. // СПб.: Питер, 2004. 592 с.

4. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. // Минск, 1976. 18 с.

5. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В.Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320, № 6. Экономика. Философия, социология и культурология. История. С. 117-121.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Зеер Э.Ф. // М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 330 с.

7. Иванников В.А. Деятельностная природа личности / Иванников В.А. // Вопросы психологии. 2015. №6. С. 3-9.

8. Кремень М.А. Психологическое измерение информационно-пропагандистской работы в ОПЧС / Кремень М.А., Герасимчик А.П., Богданович А.Б., Сергеев В.Н., Новицкий В.В. // Вестник командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь, № 2 (24), 2016. С. 105-113.

9. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Левитов Н.Д. // М.: Просвещение, 1964. 424 с.

10. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / Леонтьев В.Г. // Новосибирск, 2000. 286 с.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма / Маркова А.К.// М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.

12. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс]. -URL: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii, свободный.

13. Попов Л.М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Попов Л.М., Пучкова И.М. // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 53-58.

14. Попов Л.М. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования / Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. // Ученые записки Казанского Университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, книга 4. С. 215-224.

15. Санжаева Р.Д. Готовность и психологические механизмы ее формирования / Санжаева Р.Д. // Улан-Удэ: Издательство Бурят, Государственного Университета, 2017. 208 с.

16. Смирнова Е.Н. Международный опыт организации оказания психологической помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций / Смирнова Е.Н. // Вестник командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь, № 2 (24), 2016. C. 114-124.

17. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Татур Ю.Г. // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.

18. Тягунова Ю.В. Личный ресурс студента и его измерение / Тягунова Ю.В. // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. № 4 (26). С. 166-169.

19. Тягунова Ю.В. О Взаимосвязи между компетенциями, компетентностью специалиста и его ценностным отношением к педагогической профессии / Тягунова Ю.В., Ханжина О.А. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 6. С. 62-65.

20. Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации II Психология личности в трудах отечественных психологов / Узнадзе Д.Н. // СПб.: Питер, 2000. С. 87-91.

Для цитирования: Борбенчук А.П. Психологическая готовность к оперативным действиям при тушении пожара как профессиональная компетенция пожарного / А.П. Борбенчук, Д.Р. Иксанова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 12. С. 2228.

Сведения об авторах

Борбенчук Александр Павлович, студент. Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, Россия. E-mail: Borbenchuk98@mail.ru

Иксанова Дарья Романовна, студент. Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9224-8465 E-mail: daria. iksanova020300@gmail. com

Сведения о научном руководителе Калегина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры БЖД. Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, Россия. E-mail: kalegina-yv@susu.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 12, pp. 22-28.

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROMPT ACTION IN FIREFIGHTING AS A PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FIREFIGHTER

1 2 Borbenchuk A.P., Iksanova D.R.

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. 1daria.iksanova020300@gmail.com, 2kaleginayv@susu.ru

Abstract. The article considers the structure of psychological readiness for professional actions of a firefighter, as a component of his professional competence, as a result of training. The authors show the possibilities of its formation at the university students - the future employees of fire - prevention services. A review of international experience in psychological preparation of firemen for operative actions has been presented. The methodology of development of psychological preparedness for operative actions in extinguishing fires, based on the resource and competence approaches, is described. The results of the review give an opportunity for analysis and comparison of pedagogical means of development of student's psychological readiness of a future fire fighter for competent activity in difficult conditions of emergency situations. The experience of psychological preparation of students for professional activity is presented.

Keywords: psychological preparedness, safety pedagogy, professional competence of a fire-a fighter.

f References

1. Bershedova L.I. Psychological readiness of a person to extreme life situations / L.I. Bershedova // Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 2013. T. 157, book 7 (123). C. 105-110. (In Russ.).

2. Bodrov V.A. Psychology of Professional Suitability / Bodrov V.A. // SPb.: Perse, 2001. 511 c. (In Russ.).

3. Dubrovina I.V. Practical psychology of education / / Dubrovina I.V. // SPb.: Peter, 2004. 592 c. (In Russ.).

4. Diachenko M.I. Psychological problems of readiness for activity / M.I. Diachenko, L A. Kandybovich // Minsk, 1976. 18 c. (In Russ.).

5. Zhukova V.F. Psychological and pedagogical analysis of the category "psychological readiness" / V.F. Zhukova // Proceedings of the Tomsk Polytechnic University. 2012. T. 320, № 6. Economics. Philosophy, sociology and culturology. History. C. 117-121. (In Russ.).

6. Zeer E.F. Psychology of professions / Zeer E.F. // M.: Academic Project; Ekaterinburg: Business Book, 2003. 330 c. (In Russ.).

7. Ivannikov V.A. The activity nature of the personality / Ivannikov V.A. // Voprosy psy-

chologii. 2015. №6. C. 3-9. (In Russ.).

8. Kremen M.A. Psychological dimension of outreach work in the MES / Kremen M.A., Gerasimchik A.P., Bogdanovich A.B., Sergeev V.N., Novitsky V.V. // Bulletin of the Command-Engineering Institute of the Ministry of Emergencies of Belarus, № 2 (24), 2016. C. 105-113. (In Russ.).

9. Levitov N.D. About mental states of a person / Levitov N.D. // M.: Prosveshchenie, 1964. 424 c. (In Russ.).

10. Leontiev V.G. Motivation and psychological mechanisms of its formation / V.G. Leontiev // Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2000. 286 c. (In Russ.).

11. Markova A.K. Psychology of Professionalism / A.K. Markova // M.: International humanitarian fund "Znanie", 1996. 308 c. (In Russ.)

12. Official site of Ministry of Emergency Situations of Russia [Electronic resource]. - URL: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii, free. - (downloadable from the screen). (In Russ.).

13. Popov L.M. Theoretical and experimental substantiation of the model of students' psychological readiness for professional activity / Popov L.M., Puchkova I.M. // Education and self-development. 2015. № 1 (43). C. 53-58. (In Russ.).

14. Popov L.M. Psychological readiness for professional activity and methods of its formation / Popov L.M., Puchkova I.M., Ustin P.N. // Uchenye zapiski Kazan University. Series: Humanities. 2015. T. 157, book 4. C. 215-224. (In Russ.)

15. Sanjaeva R.D. Readiness and psychological mechanisms of its formation / Sanjaeva R.D. // Ulan-Ude: Buryat State University Press, 2017. 208 c. (In Russ.).

16. Smirnova E.N. International experience in organizing psychological assistance to victims of emergencies / Smirnova E.N. // Bulletin of the Command-Engineering Institute of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus, № 2 (24), 2016. C. 114-124. (In Russ.).

17. Tatur Y.G. Competence in the structure of the quality model of specialist training / Tatur Y.G. // Higher Education Today. 2004. № 3. C. 20-26. (In Russ.).

18. Tyagunova Y.V. Personal resource of the student and its measurement / Tyagunova Y.V. // Eurasian Scientific Association. 2017. T. 2. № 4 (26). C. 166-169. (In Russ.).

19. Tyagunova Y.V. On the Relationship between competencies, competence of the specialist and his value attitude to the teaching profession / V. Tyagunova, O.A. Khanzhina // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, Health, Physical Education. 2005. № 6. C. 62-65. (In Russ.).

20. Uznadze D.N. The human attitude. The problem of objectification II Psychology of personality in the works of Russian psychologists / D.N. Uznadze // SPb.: Peter, 2000. C. 87-91. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors Borbenchuk Alexander Pavlovich, student. South Ural State University. Chelyabinsk, Russia. Email: Borbenchuk98@mail.ru

Iksanova Daria Romanovna, student. South Ural State University. Chelyabinsk, Russia. E-mail: daria. iksanova020300@gmail. com

Information about supervisor

Kalegina Yulia Vladimirovna, PhD, Associate Professor at the Department of Life Sciences. South Ural State University. Chelyabinsk, Russia. E-mail: kaleginayv@susu.ru

Поступила в редакцию 28. 11.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.