Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ СЛУЖБ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ СЛУЖБ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОЖАРНЫХ РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНОГО / СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савина Г. И., Калегина Ю. В.

Проблема преждевременного профессионального выгорания у сотрудников организаций в определенных профессиональных областях (в том числе у сотрудников противопожарных служб) является научно-практической проблемой, на решении которой в последние годы сосредоточены усилия ученых разных специальностей и направлений. В статье раскрыты понятие и виды профессионального стресса, дана краткая характеристика деятельности «Учебного центра федеральной противопожарной службы по Челябинской области». Цель работы - выявление в нормативно закрепленных трудовых функциях спасателей МЧС России и пожарных содержательных ориентиров для учебных программ по подготовке сотрудников противопожарных служб к деятельности в условиях стресса. Для достижения поставленной цели был проведен анализ трудовых функций спасателей МЧС России и пожарных, а также учебных программ, использующихся в «Учебном центре федеральной противопожарной службы по Челябинской области», по подготовке сотрудников противопожарных служб к деятельности в стрессогенных условиях. Теоретическими методами сравнительного анализа и эмпирическим методом беседы с экспертами-практиками выявлены педагогические аспекты формирования трудовых функций сотрудников противопожарных служб, связанные с их готовностью действовать в условиях стресса. В результате проведенного исследования установлена содержательная связь образовательных разделов программ подготовки в Федеральном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области» с развитием готовности пожарного выполнять трудовые функции в условиях стресса. Определено необходимое условие эффективности программ, заключающееся в привлечении к проведению занятий сотрудников психологической службы МЧС, прошедших подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах. Положительным результатом данного обучения является адекватный ответ на различные стресс-факторы во время профессиональной деятельности сотрудников противопожарных служб. Результаты исследования, отраженные в статье, могут быть полезны педагогам-практикам учебных центров противопожарных служб, университетов, методистам-разработчикам образовательных программ подготовки сотрудников противопожарных служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савина Г. И., Калегина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF FIRE SERVICE EMPLOYEES

The problem of premature professional burnout among employees, including firefighters is of scientific and practical significance. The article describes the nature and types of professional stress, as well as activities of the Training Center of the Federal Fire Service in Chelyabinsk Region. It aims to identify guidelines in the normative labor functions of rescuers of the Ministry of Emergency Situations of Russia and firefighters for training programs to prepare fire service employees for stressful activities. To achieve this goal, labor functions of rescuers of the Ministry of Emergency Situations of Russia and firefighters were analyzed; training programs developed by the Training Center of the Federal Fire Service in Chelyabinsk region were assessed. The methods of comparative analysis and conversation with experts were used to identify pedagogical aspects of labor functions of fire service employees associated with their willingness to work under stress. The article established a relationship between the training programs and the development of readiness to perform labor functions under stress. The condition required for the training program to be efficient was determined. It involves attracting the psychological service of the Ministry of Emergency Situations to hold methodical meetings and seminars. The positive result of this training is an adequate response to stress factors. The research results may be used by teachers of training centers and universities and methodologists.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ СЛУЖБ»

9П91-RfAi-?7Q XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)

;6(4) XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Научная статья УДК 159.9:614.8.084

DOI: https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021-4-379-386

Психологическая подготовка сотрудников противопожарных служб

Галина Игоревна Савина1н, Юлия Владимировна Калегина2

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия galyusya2619@gmail.com 2kaleginayv@susu.ru

Аннотация. Проблема преждевременного профессионального выгорания у сотрудников организаций в определенных профессиональных областях (в том числе у сотрудников противопожарных служб) является научно-практической проблемой, на решении которой в последние годы сосредоточены усилия ученых разных специальностей и направлений. В статье раскрыты понятие и виды профессионального стресса, дана краткая характеристика деятельности «Учебного центра федеральной противопожарной службы по Челябинской области». Цель работы - выявление в нормативно закрепленных трудовых функциях спасателей МЧС России и пожарных содержательных ориентиров для учебных программ по подготовке сотрудников противопожарных служб к деятельности в условиях стресса. Для достижения поставленной цели был проведен анализ трудовых функций спасателей МЧС России и пожарных, а также учебных программ, использующихся в «Учебном центре федеральной противопожарной службы по Челябинской области», по подготовке сотрудников противопожарных служб к деятельности в стрессогенных условиях. Теоретическими методами сравнительного анализа и эмпирическим методом беседы с экспертами-практиками выявлены педагогические аспекты формирования трудовых функций сотрудников противопожарных служб, связанные с их готовностью действовать в условиях стресса. В результате проведенного исследования установлена содержательная связь образовательных разделов программ подготовки в Федеральном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области» с развитием готовности пожарного выполнять трудовые функции в условиях стресса. Определено необходимое условие эффективности программ, заключающееся в привлечении к проведению занятий сотрудников психологической службы МЧС, прошедших подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах. Положительным результатом данного обучения является адекватный ответ на различные стресс-факторы во время профессиональной деятельности сотрудников противопожарных служб. Результаты исследования, отраженные в статье, могут быть полезны педагогам-практикам учебных центров противопожарных служб, университетов, методистам-разработчикам образовательных программ подготовки сотрудников противопожарных служб.

Ключевые слова: психологические компетенции пожарных России, образовательные программы психологической подготовки пожарного, стрессогенные факторы деятельности сотрудника противопожарной службы

Для цитирования: Савина Г. И. , Калегина Ю. В. Психологическая подготовка сотрудников противопожарных служб // XXI век. Техносферная безопасность. 2021. Т. 6. № 4. С. 379-386. https://doi.org/ 10.21285/2500-1582-2021-4-379-386.

HUMAN LIFE SAFETY

Original article

Psychological training of fire service employees

Galina I. Savina1 , Yulia V. Kalegina2

South-Ural State University (national research university),

© Савина Г. И., Калегина Ю. В., 2021

Савина Г. И., Калегина Ю. В. Психологическая подготовка сотрудников ... Savina G. I., Kalegina Yu. V. Psychological training...

Chelyabinsk, Russia 1galyusya2619@gmail.com 2kaleginayv@susu.ru

Abstract. The problem of premature professional burnout among employees, including firefighters is of scientific and practical significance. The article describes the nature and types of professional stress, as well as activities of the Training Center of the Federal Fire Service in Chelyabinsk Region. It aims to identify guidelines in the normative labor functions of rescuers of the Ministry of Emergency Situations of Russia and firefighters for training programs to prepare fire service employees for stressful activities. To achieve this goal, labor functions of rescuers of the Ministry of Emergency Situations of Russia and firefighters were analyzed; training programs developed by the Training Center of the Federal Fire Service in Chelyabinsk region were assessed. The methods of comparative analysis and conversation with experts were used to identify pedagogical aspects of labor functions of fire service employees associated with their willingness to work under stress. The article established a relationship between the training programs and the development of readiness to perform labor functions under stress. The condition required for the training program to be efficient was determined. It involves attracting the psychological service of the Ministry of Emergency Situations to hold methodical meetings and seminars. The positive result of this training is an adequate response to stress factors. The research results may be used by teachers of training centers and universities and methodolo-gists.

Keywords: psychological competencies of firefighters of Russia, educational programs of psychological training of firefighters, stressful factors of activity of a fire service employee

For citation: Savina G. I., Kalegina Yu. V. Psychological training of fire service employees. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2021;6(4):379-386. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021-4-379-386.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема преждевременного профессионального выгорания у сотрудников противопожарных служб актуализировалась в связи с обострением противоречий между необходимостью действовать в условиях стресса и готовностью справляться с его последствиями; между возлагаемыми на сотрудников новыми обязанностями взаимодействия с населением и их уровнем психолого-педагогической подготовки. Проблема имеет социальные, экономические и личностные последствия [1, 2].

Вышеуказанной проблеме в г. Челябинске уделяется внимание в организации, входящей в систему МЧС России, -ФАУ ДПО «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области».

Учреждение в пределах своей компетенции проводит мероприятия по мобилизационной подготовке, пожарной безопасности, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации перевода Учре-

ждения в различные степени готовности и деятельности в военное время, которые осуществляются в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами МЧС России, приказами и распоряжениями начальника ГУ МЧС России по Челябинской области.

Предметом и целями деятельности Учреждения является реализация дополнительных профессиональных программ, а также основных программ профессионального обучения.

Учебный центр состоит из отделения тактико-технических дисциплин и отделения пожарно-профилактических и гуманитарных дисциплин группы кадровой и воспитательной работы. Психологическая подготовка сотрудников противопожарных служб является составляющей пожарно-профилактических и гуманитарных дисциплин. Она включает в себя изучение профессионального стресса и умение преодолевать его в профессиональной деятельности сотрудника противопожарной службы [3].

Профессиональный стресс - это ин-

Савина Г. И., Калегина Ю. В. Психологическая подготовка сотрудников ... Savina G. I., Kalegina Yu. V. Psychological training...

тегративное, многомерное состояние, выражающееся в системных физических и психических реакциях сотрудника на напряженные, психологически сложные ситуации в процессе профессиональной деятельности человека1 [4].

В теориях его представляют в трех видах, разделяя по основанию источника стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный.

Факторами информационного стресса являются противоречия между завышенными требованиями социально-профессиональных условий деятельности человека и личными ресурсами человека. Сотрудник не успевает сделать выбор способа исполнения профессиональных компетенций в условиях цейтнота, недостоверности, перегрузки информацией или в ее отсутствии.

Факторами эмоционального стресса являются противоречия между личными потребностями сотрудника и возможностью их удовлетворения именно в профессиональной деятельности. Он проявляется в различных переживаниях чувства вины, гнева, обиды по отношению к коллегам, администрации организации, социуму в целом.

Факторами коммуникативного стресса являются неблагоприятный психологический климат в трудовом коллективе, проблемы профессионального общения сотрудников организации. Проявляется стресс в раздражительности и в разговоре на повышенных тонах [5, 6].

Профессиональный стресс, который испытывают сотрудники противопожарных служб, имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, и от профессии в целом. Следует отметить, что люди, с

1 Кузнецова Е. В., Петровская В. Г., Рязанцева С. А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособие. для студ. факультета психологии. Куйбышев, 2012. 96 с.;

Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

которыми по долгу службы приходится взаимодействовать пожарным, тоже находятся в состоянии стресса травматического вида. Травматический стресс, который испытывают потерпевшие на пожаре - это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, стихийные бедствия, катастрофы. Травматический стресс возникает в случае, когда одновременно присутствуют два компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Имеют большое значение индивидуальные особенности людей (и пожарных, и населения). К ним относятся: соматическое здоровье, возраст, пол, личный и профессиональный опыт, индивидуально-психологические особенности при реагировании на стресс. Эти факторы определяют стрессоустойчивость чело-века2 [7, 8].

В практической деятельности сотрудников противопожарной службы каждый из видов профессионального стресса тесно связан с ситуативными условиями профессиональной деятельности:

- с воздействием, по силе выходящим за пределы возможностей человека;

- субъективно воспринимающиеся и оценивающиеся человеком как трудные (в том числе психологические), опасные;

- динамического рассогласования (например, монотония, переутомление), требующие максимальной мобилизации ресурсов организма;

- негативного функционального со-

2

Белашева И.В., Суворова А.В., Польшакова И.Н., Осипова Н.В., Ершова Д.А. Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2015. 262 с.

Савина Г. И. , Калегина Ю. В. Психологическая подготовка сотрудников . Savina G. I., Kalegina Yu. V. Psychological training...

стояния, нарушения психологической регуляции деятельности;

- условия невозможности реализации человеком своих мотивов, стремлений, ценностей и интересов2 [4].

Цель исследования - поиск ориентиров для учебных программ по подготовке сотрудников противопожарных служб к деятельности в условиях стрессов в нормативно закрепленных трудовых функциях спасателей МЧС России и пожарных содержательных.

Для достижения поставленной цели были изучены и проанализированы должностные инструкции спасателей МЧС и сотрудников, принятых на должность пожарного, их учебные программы по психологической подготовке, а также темы, входящие в данные программы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления оснований разработки программы подготовки в учебном центре спасателей МЧС к действиям в стрессовых условиях нами были изучены и проанализированы должностные инструкции спасателей МЧС и сотрудников, принятых на должность пожарного. В результате анализа были выявлены аспекты профессиональной деятельности, которые могут быть отнесены к стрессо-генным аспектам определенного вида.

В табл. 1 представлены должностные инструкции спасателей МЧС и сотрудников, принятых на должность пожарного, которые предполагают исполнение со-

«3

трудниками определенных компетенций3.

В настоящее время в научно-методической литературе представлены различные методы профилактики стресса, но в широкой практике они мало используются, поскольку нуждаются в адаптации к особенностям культуры

безопасности в профессиональной деятельности [9, 10]. Решение проблемы видится в дополнительной подготовке сотрудников противопожарных служб посредством разработки программ дополнительного профессионального образования с учетом специфики стрессо-генных факторов их работы.

В учебный план программы по первоначальной подготовке спасателей МЧС России к ведению поисково-спасательных работ входит психологическая подготовка. В табл. 2 представлен учебный план для спасателей МЧС4.

В учебный план программы профессиональной подготовки по профессии 16 781 «Пожарный» также входит «Психологическая подготовка» в объеме 20 ч.

Цели изучения дисциплины для спасателей МЧС:

- овладеть основами оказания психологической помощи пострадавшим на пожаре, при авариях, стихийных бедствиях;

- освоить приемы саморегуляции, самоконтроля в экстремальных условиях;

- освоить приемы профессионального общения с личным составом, основы бесконфликтного общения;

- воспитать чувство ответственности за жизнь и здоровье личного состава подразделений ГПС МЧС России.

Цель изучения дисциплины для пожарных:

- изучить деятельность, связанную с пожаротушением и ее сложность;

- ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к сотрудникам ФПС;

- ознакомиться с требованиями психологической подготовки и влияния ее на становление личности сотрудника;

- ознакомиться с вопросом морально-психологической подготовки личного состава и ее целей.

Рабочая учебная программа по первоначальной подготовке спасателей МЧС России к ведению поисково-спасательных работ [Электронный ресурс]. иР1_: http://www.ucfps74.ru/servises2.html (03.09.2021).

Профессиональный стандарт «Пожарный»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7.09.2020 № 575н [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (03.09.2021).

382

АС У

https://tb.istu.edu/jour/index

Савина Г. И., Калегина Ю. В. Психологическая подготовка сотрудников ... Savina G. I., Kalegina Yu. V. Psychological training...

Таблица 1. Трудовые функции сотрудников противопожарных служб Table 1. Labor functions of employees of fire services

Трудовая функция сотрудников противопожарных служб Вид стресса

Оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение ИС, КС

Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и имущества ИС

Проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники. Извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место ИС

Выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и техногенного характера ИС

Взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия) ИС, ЭС, КС

Оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера. Оказывать первую помощь пострадавшим ИС, ЭС, КС

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ИС

Выполнение работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ ИС, КС

Выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок ИС, ЭС,

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы КС, ЭС, ИС

Примечание: ИС - информационный стресс; ЭС стресс.

Таблица 2. Учебный план для спасателей Министерства чрезвычайных ситуаций России

Table 2. Curriculum for rescuers of the Ministry of Emergency Situations of Russia

эмоциональный стресс; КС - коммуникативный

При изучении данной дисциплины имеется вся рекомендуемая литература, к которой могут обратиться слушатели учебного центра. Ее анализ позволил сделать вывод о том, что в учебном центре ФПС используется литература до 2015 г. Рекомендуется в рабочие программы по психологической подготовке добавить современные источники.

Далее рассмотрим темы лекций для сотрудников противопожарных служб, а также увидим, на формирование какой трудовой функции (см. табл. 1) направлена каждая лекция. В табл. 3 представлены темы лекций и соответствующие им трудовые функции.

Наименование разделов и дисциплин Кол-во ч

Входной контроль 2

Первая помощь 60

Противопожарная подготовка 25

Психологическая подготовка 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экология 2

Итоговая аттестация (экзамен) 4

Итого 113

Савина Г. И., Калегина Ю. В. Психологическая подготовка сотрудников ... Savina G. I., Kalegina Yu. V. Psychological training...

Таблица 3. Соответствие трудовых функций с темами лекций Table 3. Correspondence of labor functions with lecture topics

Темы лекций Соответствующие трудовые функции

Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя и пожарного. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС и пожарного. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС (вводная лекция) Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и имущества. Выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок. Выполнение работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ. Проводить поиск пострадавших с использованием, как подручных средств, так и специальной техники

Стресс в профессиональной деятельности спасателя и пожарного Оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Профессиональное здоровье специалиста. Профессионально важные качества пожарного и спасателя Выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и техногенного характера. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение

Межличностные конфликты в профессиональной деятельности сотрудников противопожарных служб. Общие принципы общения с пострадавшими Взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия). Оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера. Оказывать первую помощь пострадавшим. Извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место

Профилактика негативных последствий профессионального стресса Оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях (у пожарных) Оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера

Психологические аспекты работы пожарных при большом скоплении людей Оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера. Оказывать первую помощь пострадавшим

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ должностных инструкций показал, что они, с одной стороны, требуют от специалиста готовности действовать в стрессогенных условиях, а с другой стороны иллюстрируют признаки стрессоген-ности ситуаций профессиональной деятельности сотрудника противопожарной службы.

Для повышения стрессоустойчивости спасателей МЧС и пожарных в учебном центре ФПС по Челябинской области реализуются программы по психологический подготовке спасателей МЧС России и сотрудников, принятых на должность пожар-

ного. К проведению занятий привлекаются сотрудники психологической службы МЧС, психологи, прошедшие подготовку на ин-структорско-мето-дических сборах и семинарах. Психологическая подготовка сотрудников противопожарных служб осуществляется в строгом соответствии с требованиями законодательных, нормативных и правовых актов РФ, МЧС России с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.

Анализ тем, входящих в вышеуказанные программы, показал, что все трудовые функции, требующие подготовки к работе в условиях стресса, обеспечены содержа-

Савина Г. И., Калегина Ю. В. Психологическая подготовка сотрудников ... Savina G. I., Kalegina Yu. V. Psychological training...

тельно связанными с этими трудовыми функциями лекциями. Содержание дисциплины по психологической подготовке у сотрудников, принятых на должность пожарного, раскрыто более подробно в семи темах (вместо пяти, как у спасателей МЧС России). У пожарных в раздел «Психологическая подготовка» добавлены две дополнительные темы: особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях; психологические аспекты работы пожарных при большом скоплении людей.

Положительным результатом прохождения предложенной программы подготовки является адекватный ответ на различные стресс-факторы во время профессиональной деятельности сотрудников противопожарных служб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования, отраженные в статье, могут быть полезны педагогам-практикам учебных центров противопожарных служб, университетов, методистам-разработчикам образовательных программ подготовки сотрудников противопожарных служб.

Список источников

1. Чаевская С. А., Калегина Ю. В. Управление безопасностью труда на предприятии с учетом психо-логического фактора: постановка проблемы исследования // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: материалы 33 Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород 23 ноября 2020 г.). Белгород: Гик, 2020. С. 35-39.

2. Тодышева Т. Ю. Особенности саморегуляции спасателей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 186-190.

3. Бахтурова Ю. В., Лакей В. Н., Котов А. И. Теоретические основы профессионально-психологической подготовки сотрудников МЧС России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1-1(6). С. 60-62.

4. Савина Г. И., Калегина Ю. В. Анализ стрессо-генности профессиональной деятельности сотрудников противопожарных служб // Безопасность жизнедеятельности глазами молодежи: материалы VI Всеросс. студ. конф. (с междунар. участием). 2021. Т. 2. С. 138-143.

5. Самоукина Н. В. Экстремальная психология. М.: Тандем, 2000. 288 с.

6. Havermans B. M., Brouwers E. P. M., Hoek R. J. A., Anema J. R., van der Beek A. J., Boot C. R. L. Work stress prevention needs of employees and supervisors // BMC Public Health. 2018. Vol. 18. P. 642. https://doi.org/10.1186/s12889-018-5535-1.

7. Перелыгин А. С., Хлоповских Ю. Г. Стрессо-устойчивость сотрудников противопожарной службы // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. № 1-2 (7). С. 315-319.

8. Иванов Д. В., Юрьева В. Ф. Особенности психологической подготовки при обучении сотрудников государственной противопожарной службы министерства чрезвычайных ситуаций: Междунар. науч.-техн. конф. молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. С. 2564-2567.

9. Молотилова Е. М. Разработка функциональной программы для формирования культуры безопасно-го поведения сотрудников на предприятии // Современные проблемы развития образования, обучения и воспитания в России и за рубежом: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 2020. С. 33-44.

10. Бухтояров В. Ф. Нравственные и духовные аспекты безопасности труда: монография. Челябинск: ЮУрГУ, 2020. 228 с.

References

1. Chaevsky S. A., Kalegina Y. V. Management of occupational safety in the enterprise, taking into account psychological factors: formulation of the research problem. Nauka i obrazovanie: otechestven-nyi i zarubezhnyi opyt: materialy 33 Mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Science and education: domestic and foreign experience: materials of the 33rd International Scientific and Practical Conference. Belgorod, 23 November 2020. Belgorod: Gik; 2020. p. 35-39. (In Russ.).

2. Todysheva T. Yu. The peculiarities of self-adjustment of rescuers. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva = Bulletin of krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafyev. 2016;4:186-190. (In Russ.).

3. Bakhturova Yu. V., Lackey V. N., Kotov A. I. Theoretical foundations of professional and psychological training of employees of the Ministry of Emergencies of Russia. Sovremennye tekhnologii

Савина Г. И., Калегина Ю. В. Психологическая подготовка сотрудников ... Savina G. I., Kalegina Yu. V. Psychological training...

obespecheniya grazhdanskoi oborony i likvidatsii posledstvii chrezvychainykh situatsii. 2015;1-1:60-62. (In Russ.).

4. Savina G. I., Kalegina Y. V. Analysis of stresso-genic professional activity of employees of the fire service. Life safety through the eyes of youth: proceedings of the VI All-Russian stud. conf. (from the international participation). 2021;2:138-143. (In Russ.).

5. Samoukina N. V. Extreme psychology. Moscow: Tandem; 2000. 288 p.

6. Havermans B. M., Brouwers, E. P. M., Hoek, R. J. A., Anema, J. R., van der Beek A. J., Boot, C. R. L. Work stress prevention needs of employees and supervisors. BMC Public Health. 2018;18:642. https://doi.org/10.1186/s12889-018-5535-1.

7. Perelygin A. S., Khlopovskikh Yu. G. Stress resistance of employees of the fire service. Sov-remennyye tekhnologii obespecheniya gra-zhdanskoy oborony i likvidatsii posledstviy chrezvy-chaynykh situatsiy. 2016;1-2:315-319. (In Russ.).

8. Ivanov D. V., Yuryeva V. F. Features of psycho-

Информация об авторах

Г. И. Савина,

магистрант,

Южно-Уральский государственный университет(национальный исследовательский университет), 454080, г. Челябинск, пр-т В. И. Ленина, 76, Россия

logical training in training employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations. Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konfer-entsiya molodykh uchenykh BGTU im. V.G. Shu-khova = International Scientific and Technical Conference of Young Scientists BSTU im. V.G. Shu-khov. 2021. p. 2564-2567. (In Russ.).

9. Molotilova E. M. the Development of functional programs to build a culture of safe behavior of employees in the enterprise. Sovremennye problemy razvitiya obrazovaniya, obucheniya i vospitaniya v Rossii i za rubezhom: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Modern problems of development of education, training and education in Russia and abroad: proceedings of the International scientific-practical conference. 2020. p. 33-44.

10. Bukhtoyarov V.F. Moral and spiritual aspects of labor safety. Chelyabinsk: South Ural State University RC; 2020. 228 p.

Information about the authors

Galina I. Savina,

Master's degree student,

South-Ural State University

(national research university),

76 Lenin Ave., Chelyabinsk 454080, Russia

Ю. В. Калегина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет(национальный исследовательский университет), 454080, г. Челябинск, пр-т В. И. Ленина, 76, Россия,

С^СЮ 0000-0001-5606-5864

Yulia V. Kalegina,

Ph.D., Assoc. Prof. Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Life Safety Department, South-Ural State University (national research university), 76 Lenin Ave., Chelyabinsk 454080, Russia ORCID 0000-0001-5606-5864

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 11.10.2021. Одобрена после рецензирования 15.11.2021. Принята к публикации 30.11.2021.

Contribution of the author's

The authors contributed equally to this article.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests.

All authors have read and approved the final manuscript.

The article was submitted 11.10.2021. Approved after reviewing 15.11.2021. Accepted for publication 30.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.