Научная статья на тему 'Психологическая диагностика личностного адаптационного потенциала подростков, воспитывающихся в детском доме'

Психологическая диагностика личностного адаптационного потенциала подростков, воспитывающихся в детском доме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
890
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL ADAPTATION POTENTIAL / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / BEHAVIOURAL REGULATION / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / COMMUNICATIVE POTENTIAL / МОРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ / MORAL NORMATIVITY / САМООЦЕНКА / SELF-ASSESSMENT / САМОПРИНЯТИЕ / SELF-ACCEPTANCE / ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLIGENCE / ACCEPTANCE OF OTHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидорова А. А.

В статье рассматривается проблема диагностики личностного адаптационного потенциала подростков, воспитывающихся в детском доме. В ходе эмпирического исследования было проведено сравнение показателей, характеризующих адаптационные характеристики у адаптированных и неадаптированных подростков, воспитывающихся в детском доме. В качестве критериев адаптации были взяты успеваемость, заболеваемость и социометрический статус как показатель принятия в обществе. В результате исследования были выявлены характеристики, обуславливающие успешность адаптации подростков-сирот, среди них: коммуникативные способности, умение регулировать свое поведение, нервно-психическая устойчивость, умение принимать и следовать нормам среды, самопринятие и принятие других, социальный интеллект. В результате проведенного исследования были предложены методики для диагностики личностного адаптационного потенциала и рекомендации по психологическому сопровождению подростков, воспитывающихся в детском доме.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the problem of diagnostics of personal adaptation potential of the teenagers who are brought up in orphanage is considered. During the empirical research comparison of the indicators characterizing adaptation characteristics at the adapted and not adapted teenagers who are brought up in orphanage has been carried out. As criteria of adaptation the academic performance, morbidity and the sociometric status as an acceptance indicator in society have been taken. As a result of a research the characteristics causing success of adaptation of orphan teenagers among them have been revealed: communicative abilities, ability to regulate the behavior, psychological stability, ability to accept and follow norms of the environment, self-acceptance and acceptance of others, social intelligence. As a result of the conducted research techniques for diagnostics of personal adaptation potential and the recommendation about psychological escort of the teenagers who are brought up in orphanage have been offered.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика личностного адаптационного потенциала подростков, воспитывающихся в детском доме»

УДК 159.07 : 159.923 - 058.862

А. А. Сидорова

Психологическая диагностика личностного адаптационного потенциала подростков, воспитывающихся в детском доме

В статье рассматривается проблема диагностики личностного адаптационного потенциала подростков, воспитывающихся в детском доме. В ходе эмпирического исследования было проведено сравнение показателей, характеризующих адаптационные характеристики у адаптированных и неадаптированных подростков, воспитывающихся в детском доме. В качестве критериев адаптации были взяты успеваемость, заболеваемость и социометрический статус как показатель принятия в обществе.

В результате исследования были выявлены характеристики, обуславливающие успешность адаптации подростков-сирот, среди них: коммуникативные способности, умение регулировать свое поведение, нервно-психическая устойчивость, умение принимать и следовать нормам среды, самопринятие и принятие других, социальный интеллект.

В результате проведенного исследования были предложены методики для диагностики личностного адаптационного потенциала и рекомендации по психологическому сопровождению подростков, воспитывающихся в детском доме.

In article the problem of diagnostics of personal adaptation potential of the teenagers who are brought up in orphanage is considered. During the empirical research comparison of the indicators characterizing adaptation characteristics at the adapted and not adapted teenagers who are brought up in orphanage has been carried out. As criteria of adaptation the academic performance, morbidity and the sociometric status as an acceptance indicator in society have been taken.

As a result of a research the characteristics causing success of adaptation of orphan teenagers among them have been revealed: communicative abilities, ability to regulate the behavior, psychological stability, ability to accept and follow norms of the environment, self-acceptance and acceptance of others, social intelligence.

As a result of the conducted research techniques for diagnostics of personal adaptation potential and the recommendation about psychological escort of the teenagers who are brought up in orphanage have been offered.

Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность, самооценка, самопринятие, принятие других, социальный интеллект.

Key words: adaptation, personal adaptation potential, behavioural regulation, communicative potential, moral normativity, self-assessment, self-acceptance, acceptance of others, social intelligence.

Адаптация - сложное многомерное понятие. В широком смысле, понимается как приспособление, но это не единственное, очень упрощенное определение этого явления, адаптация намного сложнее,

© Сидорова А. А., 2018

чем просто приспособление. Человек способен не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать окружающую действительность под себя.

Так, А.А. Реан в своих работах указывал на то, что адаптация -это процесс и результат совершенно разных процессов, это и внутренние изменения, самоизменение, и внешнее приспособление к условиям окружающей среды [12].

По мнению Р.М. Баевского, процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и на поддержание равновесия между организмом и средой, поиск этого равновесия связан не только с сохранением некоего оптимального функционального уровня, но и с выбором функциональной стратегии поведения для достижения поставленной цели [1].

По определению В.И. Медведева, адаптация рассматривается как «системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности» [8].

Согласно Ф.Б. Березину, адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды, причем в ходе осуществления деятельности, которая свойственна индивиду и позволяет удовлетворить актуальные потребности вместе с тем, позволяя согласовать поведение с требованиями среды [2].

Таким образом, становится очевидным, что адаптация сложное явление, которому фактически невозможно дать однозначное исчерпывающее определение.

Н.Н. Мельникова [9] попыталась выявить общие моменты, присутствующие во всех многочисленных определениях адаптации:

1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;

2) это взаимодействие разворачивается в особых условиях -условиях дисбаланса, несогласованности между системами;

3) основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах;

4) достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.

А.Г. Маклаков, обобщая существующие взгляды, определяет адаптацию в четырёх аспектах: как процесс, как результат, как цель организма и как его свойство [5].

Крайне интересен взгляд на адаптацию как свойство, ведь тогда можно говорить о ряде характеристик, которые обуславливают адаптацию, зная, какие это характеристики, можно их развить. Видимо,

именно рассмотрение данной проблемы в этом ракурсе и подтверждение, что субъективная составляющая часто является ведущей в адаптации и привело к появлению нового понятия.

Понятие «личностный адаптационный потенциал» появилось сравнительно недавно, в 90-е гг. прошлого века.

Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. По мнению А.Г. Маклакова, личностный адаптационный потенциал включает в себя такие компоненты, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность, т. е. умение регулировать свое поведение, умение выстраивать коммуникацию, разрешать конфликты, способность принимать нормы среды и следовать им [6].

Д.А. Леонтьев определяет «личностный потенциал» как базовую индивидуальную характеристику, стержень личности. Личностный потенциал, согласно мнению этого автора, во многом определяется уровнем личностной зрелости. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ею усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [4].

С.Т. Посохова утверждает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По ее мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества [11].

Таким образом, личностный адаптационный потенциал выступает некой характеристикой личности, в которой заложены некоторые латентные способности. Развитые адаптационные способности дают возможность прогнозировать успешную адаптацию. В связи с этим становится актуальным диагностика личностного адаптационного потенциала и его развитие.

Особенностями развития адаптационного потенциала у разных возрастных и профессиональных групп занимались многие ученые [3; 10; 13].

В частности, рассматриваются проблемы диагностики личностного адаптационного потенциала, прояснение структуры этого явле-

и и и и | и

ния для той или иной возрастной, социальной, профессиональной группы [6; 7].

Но крайне редко затрагивается вопрос диагностики личностного адаптационного потенциала воспитанников детского дома, хотя важность развития адаптационных способностей у них не подвергается сомнению. В особенности актуальным вопрос развития адаптационного потенциала становится в подростковом возрасте, ведь этот период жизни человека считается самым сложным этапом развития. Именно этот период, с одной стороны, является кризисным, но, с другой - определяющим в становлении личности человека.

Для выявления наиболее значимых показателей личностного адаптационного потенциала подростков, воспитывающихся в детском доме, в 2017 г. было проведено психологическое исследование.

При планировании этого исследования было сделано предположение, что адаптационными характеристиками подростков, воспитанников детского дома являются высокий уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, самопринятие, принятие других, социальный интеллект. Скорее всего, именно эти показатели будут обуславливать успешность адаптации не только к условиям детского дома, но и в будущем во взрослой жизни.

В исследовании принимали участие воспитанники детского дома в возрасте 14-16 лет.

Традиционно объективными критериями адаптации - дезадаптации считаются: уровень заболеваемости, уровень успеваемости (успешности), принятие - непринятие группой.

Применялись следующие методики: тест «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейна, опросник «Социально-психологическая адаптация» Р. Даймонда - К. Роджерса, методика социометрических измерений Дж. Морено; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Группу испытуемых условно разделяли по уровню заболеваемости, уровню успеваемости и социометрическому статусу (определяемому при помощи социометрии) и сравнивались характеристики, указывающие на развитие нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, самопринятие, принятие других, социального интеллекта.

Успеваемость обычно считается высокой от 4,5 до 5,0 (отличники), а низкой - при среднем балле от 2,0 до 3,8 (двоечники и троечники). Но ожидаемо у воспитанников детского дома фактически нет обучающихся с высокой успеваемостью, соответственно, деление пришлось делать на среднюю (от 3,8 до 4,5) и низкую успеваемость на основе результатов предыдущего исследованию полугодия.

В ходе математико-статистического анализа полученных данных было выявлено, что воспитанники со средней успеваемостью имеют более высокие показатели по таким критериям, как «ум, способности» ^-критерий = 3,5; р<0,001), «характер» ^-критерий = 3,51; р<0,01), «авторитет у сверстников» ^-критерий = 3,87; г <0,001), «умение многое делать своими руками» (1-критерий= 2,77; р<0,001), «внешность» ^-критерий = 3,13; р<0,01), «уверенность в себе» ^-критерий = 3,57; р<0,001).

То есть обучающиеся с более высокой успешностью отличаются более высокой самооценкой (см. рисунок).

Самооценка по методике Дембо-Рубинштейна

Восшгга нникис низкой успевае мостьго

—и—Вспнтан ниш со средней успевае мостью

Рисунок. Развитие самооценки у подростков-воспитанников детского дома

с разным уровнем успеваемости

Вполне закономерно были выявлены достоверные различия по показателям методики «Адаптивность», характеризующим адаптационные характеристики. Так было выявлено, что подростки-воспитанники детского дома со средним уровнем успеваемости характеризуются более высокой нервно-психической устойчивостью ^-критерий = 3,39; р<0,001), коммуникативным потенциалом ^критерий = 3,81; р<0,001) и моральной нормативностью ^-критерий = 3,81; р<0,001) и в целом более высоким личностным адаптационным потенциалом ^-критерий = 5,62; р<0,001) (табл. 1).

Области достоверности различий показателей, характеризующих адаптационный потенциал у подростков с низкой и средней успеваемостью

Наименование шкалы Подростки с низкой успеваемостью Подростки со средней успеваемостью 1- критерий

Х б X б

ЛАП (личностный адаптационный потенциал) 1,7 0,7 4,4 0,8 5,62***

ПР (поведенческая регуляция) 3,1 0,8 4,8 0,8 3,39***

КП (коммуникативный потенциал) 2,68 0,9 4,7 0,8 3,81***

МН (моральная нормативность) 2,91 0,9 4,7 0,6 3,81***

Примечание:

Данные методики представлены в стенах;

Х - среднее значение;

б - стандартное отклонение;

*** - р<0,001

Также были выявлены достоверные различия по показателям, характеризующим самопринятие ^-критерий = 4,03; р<0,001), принятие других ^-критерий = 3,91; р<0,001), эмоциональный комфорт (1-критерий = 3,86; р<0,001), внутренний контроль (1-критерий = 2,81; р<0,01). Соответственно, подростки с более высокой успеваемостью отличаются большим самопринятием и принятием других, чувством эмоционального комфорта и внутренним контролем (табл. 2).

Таблица 2

Области достоверности различий показателей по методике «Социально-психологическая адаптация», у подростков с низкой и средней успеваемостью

Наименование шкалы Подростки с низкой успеваемостью Подростки со средней успеваемостью 1-

X б X б критерии

Самопринятие (Б) 45,6 12,7 72,8 8,5 4,03***

Принятие других(Ь) 45,6 10,3 66,1 6,3 3,91***

Эмоциональный комфорт (Е) 39 13,6 66,7 9 3,86***

Внутренний контроль (I) 40,7 6,7 49,6 3 2,81**

Примечание:

Х - среднее значение;

б - стандартное отклонение;

** - р<0,01

*** - р<0,001

Также были выявлены достоверные различия по показателю, характеризующему социальный интеллект ^-критерий = 2,83; р<0,01), что указывает на то, что подростки с низкой успеваемостью чаще испытывают трудности в понимании поведения людей, по сравнению с подростками с более высокой успеваемостью.

Полученные при сравнении результаты подтверждаются корреляционным анализом (табл. 3).

Таблица 3

Взаимосвязь успеваемости подростков-воспитанников детского дома с показателями, характеризующими адаптационные способности

Наименование шкал Коэффициент корреляции

Ум, способности 0,66

Характер 0,67

Авторитет у сверстников 0,75

Умение многое делать своими руками 0,72

Внешность 0,77

Уверенность в себе 0,75

ЛАП 0,87

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) 0,74

Коммуникативные способности (КС) 0,74

Моральная нормативность (МН) 0,81

Социальный интеллект 0,63

Самопринятие (Б) 0,75

Принятие других (Ь) 0,75

Эмоциональный комфорт (Е) 0,76

Внутренний контроль (I) 0,65

Примечание:

уровень значимости - р <0,001

Далее группа испытуемых была условно поделена по уровню заболеваемости. Деление осуществлялось на основе регистрации случаев обращения подростков за медицинской помощью. Воспитанники детского дома с высокой и низкой заболеваемостью сравнивались между собой по выше перечисленным методикам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе анализа результатов были выявлены достоверные различия по методике «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейна (табл. 4).

Области достоверности различий показателей по методике «Исследование самооценки», у подростков с низкой и высокой заболеваемостью

Подростки с частой обращае- Подростки с редкой обращае-

Наименование шкалы мость за медицинской помощью мостью за медицинской помощью ^критерий

X б Х б

Ум, способности 41,4 5,9 54,3 6,8 3,21**

Характер 39,2 10,6 54,8 8,5 2,6*

Авторитет у сверстников 41,6 7,1 59,4 9,01 3,43**

Внешность 41,9 6,4 56,3 7,6 3,22**

Уверенность в себе 43,8 10,2 64 6,5 3,75**

Примечание: Х - среднее значение; б - стандартное отклонение; * - р<0,05 ** - р<0,01

Как видно из результатов, представленных в табл. 4, адаптация по критерию «заболеваемость» достоверно выше у подростков с более высокой самооценкой, по крайней мере, выше оценивающими свои ум, способности, характер, внешность, чувствующие свой авторитет среди сверстников и уверенность в себе. Стоит отметить, что самооценка, тем не менее, не выходит за пределы средней, а в группе часто обращающих за медицинской помощью самооценка, скорее, ниже средней.

Также между группами были выделены достоверные различия по методике «Социально-психологическая адаптация» (табл. 5).

Таблица 5

Области достоверности различий показателей по методике «Социально-психологическая адаптация», у подростков с низкой и высокой заболеваемостью

Наименование шкалы Подростки с частой обращаемостью за медицинской помощью Подростки с обращаем за медици помощ редкой остью нской ью ^критерий

X б Х б

Самопринятие(Б) 47,3 14,4 72,9 8,3 3,47**

Принятие других(Ь) 47,1 11,4 66,1 6,1 3,34**

Эмоциональный комфорт (Е) 41,2 14,8 66,8 8,7 3,36**

Внутренний контроль (I) 41,6 6,7 49,7 2,9 2,49*

Примечание: Х - среднее значение; б - стандартное отклонение; * - р<0,05 ** - р<0,01

Опираясь на результаты, представленные в табл. 5, можно сделать вывод, что более адаптированы подростки с более высоким уровнем самопринятия и принятия других, обладающих эмоциональным комфортом и внутреннем контролем.

Довольно разительны различия по методике «Адаптивность», которые можно наблюдать в табл. 6.

Таблица 6

Области достоверности различий показателей, характеризующих адаптационный потенциал у подростков с низкой и высокой заболеваемостью

Наименование шкалы Подростки с частой обращаемостью за медицинской помощью Подростки с редкой обращаемостью за медицинской помощью ^критерий

Х б Х б

ЛАП (личностный адаптационный потенциал) 1,71 0,7 4,26 0,9 4,8***

ПР (поведенческая регуляция) 3,1 0,8 4,7 0,8 3,29**

КП (коммуникативный потенциал) 2,61 0,86 4,5 0,96 3,28**

МН (моральная нормативность) 2,9 0,9 4,6 0,63 3,33**

Примечание:

данные методики представлены в стенах;

Х - среднее значение;

б - стандартное отклонение;

** - р<0,01;

*** - р<0,001

Как видно из результатов, представленных в табл. 6, подростки, умеющие налаживать контакт с окружающими, разрешать конфликты, регулировать свое поведение, следовать нормам среды, в которой они находятся, более адаптированы по сравнению со своими ровесниками.

Также достоверные различия были выявлены и по показателю, характеризующему социальный интеллект ^-критерий = 2,08, р <0,05). То есть подростки-воспитанники детского дома, обладающие более высоким социальным интеллектом, понимающие поступки окружающих их людей, отличаются большей адаптированностью.

Полученные при сравнении результаты подтверждаются корреляционным анализом (табл. 7).

Таблица 7

Взаимосвязь частоты обращаемости за медицинской помощью подростков-воспитанников детского дома с показателями, характеризующими адаптационные способности

Наименование шкал Частота обращения за медицинской помощью

Ум, способности -0,6

Характер -0,67

Авторитет у сверстников -0,69

Умение многое делать своими руками -0,65

Внешность -0,71

Уверенность в себе -0,72

Адаптивность(А) -0,75

Само принятие (Б) -0,79

Принятие других(Ь) -0,79

Эмоциональный комфорт (Е) -0,78

Внутренний контроль (I) -0,68

Адаптивные способности (АС=ЛАП) -0,77

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) -0,71

Коммуникативные способности (КС) -0,69

Моральная нормативность (МН) -0,7

Социальный интеллект -0,59

Примечание:

уровень значимости - р <0,001

Далее выборка подростков-воспитанников детского дома была разделена по социометрическому статусу, то есть по степени принятия их группой. В первую группу, которую условно можно назвать группой с высоким социометрическим статусом, были отнесены подростки со статусом «Звезда», «Предпочитаемые», «Принятые». Во вторую группу вошли подростки со статусом «Пренебрегаемые» и «Изолированные».

В ходе математико-статистического анализа данных были выявлены достоверные различия по показателям, характеризующим уровень самооценки (табл. 8).

Области достоверности различий показателей по методике «Исследование самооценки», у подростков с разным социометрическим статусом

Подростки Подростки

с высоким с низким

Наименование шкалы социометрическим социометрическим ^критерий

статусом статусом

X б Х б

Ум, способности 55,4 5,9 45,2 8,9 2,06*

Характер 56,5 6,1 41,9 10,5 2,55*

Авторитет у сверстников 59,8 8,6 44,8 11,8 2,21*

Умение многое делать своими руками 61,1 5,3 48,9 9,8 2,31*

Внешность 55 7,2 44,4 8,1 2,14*

Уверенность в себе 64,9 4,7 46,1 13,1 2,81**

Примечание: Х - среднее значение; б - стандартное отклонение; * - р<0,05; ** - р<0,01

Из данных, представленных в табл. 8 видно, что подростки, обладающие более высоким социометрическим статусом, отличаются более высокой самооценкой, т. е., в частности, выше оценивают свой ум, способности, характер, внешность, умение многое делать своими руками, они ощущают больший авторитет у сверстников и уверенность в себе по сравнению с подростками с более низким социальным статусом. Необходимо отметить, что в выборке не наблюдается завышенная самооценка.

Также между группами были выделены достоверные различия по методике «Социально-психологическая адаптация» (табл. 9).

Таблица 9

Области достоверности различий показателей по методике «Социально-психологическая адаптация» у подростков с разным социометрическим статусом

Подростки Подростки

с высоким с низким

Наименование шкалы социометрическим социометрическим ^критерий

статусом стат усом

Х б X б

Самопринятие (Б) 71,6 7,5 48,7 15,8 2,61*

Принятие других(Ь) 65,1 7,5 48,2 11,4 2,63*

Эмоциональный комфорт (Е) 65,4 10,9 42,8 15 2,52*

Примечание: Х - среднее значение; б - стандартное отклонение; * - р<0,05

Из результатов, представленных в табл. 9, видно, что подростки с более высоким социометрическим статусом, т. е. более адаптированные к социуму, отличаются принятием себя и других, более развитым чувством эмоционального комфорта.

Кроме того, были выявлены достоверные различия по показателям, характеризующим личностный адаптационный потенциал, в частности, подростки с более высоким социометрическим статусом отличаются более высокими коммуникативными способностями, умением принять нормы среды и следовать им и более высокой способностью регуляции своего поведения (табл. 10).

Таблица 10

Области достоверности различий показателей, характеризующих адаптационный потенциал у подростков с разным социометрическим статусом

Наименование шкалы Подростки с высоким социометрическим статусом Подростки с низким социометрическим статусом ^критерий

Х б X б

ЛАП (личностный адаптационный потенциал) 4,3 0,7 3,1 1,01 2,03*

ПР (поведенческая регуляция) 4,7 0,9 3,4 1,2 2,04*

КП (коммуникативный потенциал) 4,6 0,7 2,9 1,3 2,41*

МН (моральная нормативность) 4,7 0,5 3,5 1,1 2,93**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание:

Данные методики представлены в стенах; Х - среднее значение; б - стандартное отклонение; * - р<0,05; ** - р<0,01

Кроме того, были выявлены достоверные различия по показателю, характеризующему социальный интеллект ^-критерий = 2,48, р <0,05), т. е. способность понимать поступки окружающих людей, способность прогнозировать поведение ближайшего окружения. Социальный интеллект закономерно достоверно выше развит у воспитанников детского дома с высоким социометрическим статусом.

Результаты сравнительного анализа подтвердились и результатами корреляционного (табл. 11).

Взаимосвязь социометрического статуса подростков-воспитанников детского дома с показателями, характеризующими адаптационные способности

Наименование шкал Социометрический статус

Ум, способности 0,5

Характер 0,7

Авторитет у сверстников 0,5

Умение многое делать своими руками 0,6

Внешность 0,5

Уверенность в себе 0,6

Самопринятие (Б) 0,6

Принятие других (Ь) 0,7

Эмоциональный комфорт (Е) 0,6

Внутренний контроль (I) 0,5

ЛАП (личностный адаптационный потенциал) 0,8

ПР (поведенческая регуляция) 0,5

КП (коммуникативный потенциал) 0,6

МН (моральная нормативность) 0,6

Социальный интеллект 0,6

Примечание:

уровень значимости - р <0,001

Таким образом, по всей видимости, успешность адаптации у подростков, воспитывающихся в детском доме, определяется такими качествами, как самооценка, в частности самооценка своего ума, способностей, характера, авторитета у сверстников, внешности и уверенности в себе; самопринятие и принятие других, эмоциональный комфорт; личностный адаптационный потенциал, в частности коммуникативные способности, способность регулировать свое поведение, принимать и следовать нормам среды; социальный интеллект, т. е. способность предсказывать, понимать поведение окружающих людей.

Вместе с тем методики, применявшиеся в рассмотренном выше исследовании, можно рассматривать как методики для диагностики адаптационных способностей подростков-воспитанников детского дома.

Но исследование нельзя считать в полной мере завершенным. Так возможно уточнение и расширение перечня методик для диагностики адаптационных способностей, необходима разработка критериев оценки результатов методик, так как нормы по этим методикам разрабатывались не для подростков, воспитывающихся в детском доме, и критерии нормы могут отличаться.

Кроме того, представленные результаты могут помочь в организации психологического сопровождения подростков, воспитывающихся в детском доме. По всей видимости, психологическое сопровождение подростков в детском доме должно включать мероприятия по повышению самооценки, принятия себя и других, способностей регулировать

свое поведение, повышение нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, способностей принимать нормы среды и следовать им, развитие социального интеллекта. Данные задачи психологического сопровождения можно решить через психологические консультации, психологические тренинги, проблемные лекции и кейсы. Все эти мероприятия по психологическому сопровождению смогут способствовать повышению адаптационного потенциала личности, что будет способствовать не только адаптации в условиях детского дома, но и развитию гармоничной личности способной адаптироваться в разных условиях, в том числе и в будущей взрослой жизни.

Список литературы

1. Баевский Р.М. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма. Кибернетические аспекты адаптации системы «человек-среда». - М., 1975.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.

- Л.: Наука, 1988.

3. Брянцева Е.В. Изучение психологических защит, ценностных ориентации у юношей выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 58. - С. 345-348.

4. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.

5. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008.

6. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001.

- Т.22. - № 1. - С. 16-24.

7. Маклаков А.Г., Головешкин И.Д., Головешкина Н.В., Сидорова А.А., Яху-дина Е.Н. Проблемы диагностики адаптационных способностей у обучаемых общеобразовательных организаций при решении задач психолого-педагогического сопровождения // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. - 2016. - С. 8-14.

8. Медведев В. И. О проблеме адаптации, Компоненты адаптационного процесса. - Л.: Наука, 1984.

9. Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - СПб., 1999. - 194 с.

10. Мышкина С. В. Особенности личностного адаптационного потенциала студентов разной национальности в условиях образовательной среды // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. -№ 25-1. - С. 129-133.

11. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

12. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

13. Филиппченкова С.И., Власенко Н.Ю., Бодурова Д.Ф. Исследование личностного адаптационного потенциала и его предикторов у пожарных // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2013. - № 2 (65). - С. 59-62.

Статья поступила: 19.04.2018. Принята к печати: 21.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.