Научная статья на тему 'Особенности личности учащихся среднего профессионального образования'

Особенности личности учащихся среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1926
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SENIOR ADOLESCENCE THE INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / COMMUNICATIVE POTENTIAL / LEVEL OF ANXIETY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кустова Е.И., Казанская В.Г.

В статье анализируется личность учащихся среднего профессионального образования. Установлено, что уровень адаптационных показателей старших подростков, обучающихся в профессиональном лицее значительно ниже, чем их сверстников из общеобразовательной школы. Определены особенности личностных характеристик юношей-подростков и девушек-подростков, получающих среднее профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кустова Е.И., Казанская В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the personality of pupils of secondary professional education. Established that the level of adaptation indicators for older adolescents enrolled in vocational school is significantly lower than their peers from comprehensive schools. The features of the personal characteristics of youths and adolescent girls receiving secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Особенности личности учащихся среднего профессионального образования»

УДК 159.9 : 37

Е. И. Кустова, В. Г. Казанская

Особенности личности учащихся среднего профессионального образования

В статье анализируется личность учащихся среднего профессионального образования. Установлено, что уровень адаптационных показателей старших подростков, обучающихся в профессиональном лицее значительно ниже, чем их сверстников из общеобразовательной школы. Определены особенности личностных характеристик юношей-подростков и девушек-подростков, получающих среднее профессиональное образование.

The article is devoted to the study of the personality of pupils of secondary professional education. Established that the level of adaptation indicators for older adolescents enrolled in vocational school is significantly lower than their peers from comprehensive schools. The features of the personal characteristics of youths and adolescent girls receiving secondary vocational education.

Ключевые слова: старший подростковый возраст индивидуально-психологические особенности, коммуникативный потенциал, уровень тревожности, психолого-педагогическое сопровождение.

Key words: senior adolescence the individual-psychological characteristics, communicative potential, level of anxiety, psychological and pedagogical support.

Одной из наиболее важных задач среднего профессионального образования является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, его направленность на подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена в современных социально-экономических условиях, повышение их адаптивных и коммуникативных качеств.

Для формирования профессионально важных качеств личности обучающихся необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности старших подростков.

Основной контингент обучающихся в средних специальных учебных заведениях соответствует возрасту 14-17 лет, называемому «старший подростковый возраст», или «ранняя юность».

Этот период имеет свои характерологические особенности [2]:

1. Продолжает формироваться самосознание: представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

2. Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания.

© Кустова Е. И., Казанская В. Г., 2016

3. Возрастает волевая регуляция.

4. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная

деятельность.

5. Основным мотивом познавательной деятельности является приобретение профессии.

6. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логиза-ция учебного материала, продолжает формироваться абстрактно-логическое мышление.

7. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

8. Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии -увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений.

9. Появляется стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

10. Появляется подростковый негативизм: пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия.

11. Возникает сухой рационализм, практицизм.

12. Отсутствует подлинная самостоятельность, наблюдается

подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

13. Завершается половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям.

14. Возникает первое чувство любви, дружбы.

15. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

Успех социализации подростков зависит от успеха в ведущей деятельности - учебе, причисление себя к определенной референтной группе, удовлетворенность собой, активность поведения и уровень тревоги, характеристики соматического здоровья.

Возникает научно-практический интерес выявить уровень вышеперечисленных факторов успешности социализации подростков для оптимизации психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях.

Диагностическое исследование проводилось в сентябре-ноябре 2016 г. в Ижорском политехническом лицее и ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района г. Санкт-Петербурга. В нем приняли участие 60 подростков в возрасте 14-16 лет, из них 30 обучающихся в лицее и 30 - в общеобразовательной школе (контрольная группа).

В работе применялся комплекс стандартизированных методик [5; 6]. 1. Методика «Социально-психологическая адаптированность» К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА). 2. Многофакторный личностный

опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова (МЛО). 3. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» Е.Е. Ромицыной (МОДТ).

4. Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла (16 PF).

5. Методика «Карта интересов». 6. Социометрическое исследование.

Кроме того, анализировалось количество пропущенных уроков и успеваемость учащихся. Данные подверглись математико-статистической обработке.

В результате проведенного исследования выявлено следующее:

1. Уровень адаптированности учащихся лицея значительно ниже, чем их сверстников из общеобразовательной школы.

Так, учащиеся лицея отличаются от их сверстников из общеобразовательной школы более высокими значениями по следующим шкалам методики «Социально-психологическая адаптированность»: «Дезадаптивность» (р<0,001), «Непринятие себя» (р<0,001), «Непринятие других» (р<0,001), «Эмоциональный дискомфорт» (р<0,001), «Внешний контроль» (р<0,001), «Ведомость» (р<0,001), «Эскапизм» (р<0,05). Также достоверно ниже получились результаты по шкалам: «Адаптивность» (р<0,001), «Принятие себя» (р<0,001), «Принятие других» (р<0,001), «Эмоциональный комфорт» (р<0,001), «Доминирование» (р<0,05).

Сопоставление результатов учащихся лицея с результатами общеобразовательной школы свидетельствуют об ухудшении эмоционального комфорта, повышении критичности к себе и другим, уход от проблем, ведомость. Особенность построения учебного процесса в лицее, выделенные личностные черты, отсутствие интереса к изучаемым предметам приводят к большому количеству пропусков уроков.

2. В результате исследования было установлено, что уровень тревоги учащихся лицея (методика измерения тревожности МОДТ) значительно выше, чем у их сверстников из общеобразовательной школы по основным шкалам: «Общая тревожность» (р<0,001), «Тревога во взаимоотношениях со сверстниками» (р<0,05), «Тревога во взаимоотношениях с учителями» (р<0,05), «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения» (р<0,001), «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний» (р<0,001), «Снижение психической активности, связанное с тревогой» (р<0,001), «Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой» (р<0,001).

Данные показатели проявляются в ситуациях: а) проверки знаний (особенно - публичной), когда учащиеся лицея испытывают тревогу; б) взаимоотношений с одноклассниками и учителями. Это приводит к большему количеству пропусков уроков по неуважительной причине (р<0,05).

Кроме того, в результате сравнения количества уроков, пропущенных по болезни, выяснилось, что учащиеся лицея значительно чаще болеют ф<0,05), чем старшеклассники общеобразовательной школы.

Таким образом, можно говорить о том, что традиционная организация обучения (общеобразовательная школа) способствует снижению заболеваемости учащихся. Привычные условия организации учебного процесса, позитивный эмоциональный настрой благотворно отражаются на функциональном состоянии старшеклассников.

Значимых отличий в успеваемости учащихся лицея и общеобразовательной школы не выявлено.

Это позволяет сделать вывод, что изменения в организации образовательного процесса (условия массовой школы и профессионального учебного заведения) в первую очередь отражаются на состоянии здоровья старшеклассников и их эмоциональном состоянии.

3. Следующим этапом исследования было выявление личностных отличий по гендерному принципу учащихся лицея [1]. Сравнительный анализ данных по методике «Адаптивность» выявил существенные различия по шкале «Коммуникативный потенциал» между юношами и девушками (табл. 1).

Таблица 1

Различия показателей по шкалам методики МЛО «Адаптивность» юношей и девушек Ижорского политехнического лицея

Основные шкалы методики МЛО «Адаптивность» Юноши Девушки

Коммуникативный потенциал 14,63 + 0,93 12,14 + 0,55*

Примечание: здесь и далее в таблицах приведены значения в виде показателей M + m, где M - среднее значение показателя по выборке, а m - средняя ошибка показателя по выборке * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - p<0,001. Данные в таблицах приводятся только по шкалам, имеющим значимые отличия.

Таким образом, у юношей-подростков коммуникативные способности развиты меньше, чем у девушек-подростков того же возраста, обучающихся в лицее. Они испытывают затруднения в общении, у них менее богат словарный запас [4; 5].

Сравнительный анализ показателей по методике «Социально-психологическая адаптированность» выявил большую адаптиро-ванность девушек к условиям образовательной среды (табл. 2).

Различия показателей по шкалам методики «Социально-психологическая адаптированность» (СПА) у юношей и девушек Ижорского политехнического лицея

Основные шкалы методики СПА Юноши Девушки

Адаптивность 134,11 + 3,09 145,18 + 2,13**

Эмоциональный комфорт 22,0 + 1,14 24,91 + 0,83*

Внутренний контроль 50,81 + 1,65 54,77 + 1,03*

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

Девушки-подростки в большей степени, чем юноши-подростки испытывают эмоциональный комфорт, оптимизм, уверенность, в большей степени способны контролировать свое поведение. Видимо, эти особенности и позволяют девушкам быть более адаптированными к школьным условиям, чем юношам.

Эмоциональный комфорт, наблюдающийся у девушек-подростков, объясняется более низкими показателями тревожности (табл. 3).

Таблица 3

Различия показателей по шкалам методики «(Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) юношей и девушек Ижорского политехнического лицея

Шкалы методики МОДТ Юноши Девушки

Шкала 1. Общая тревожность 4,70 + 0,36 3,5 + 0,28*

Шкала 2. Тревога во взаимоотношениях со сверстниками 4,0 + 0,35 2,82 + 0,21**

Шкала 10. Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой 5,56 + 0,41 4,36 + 0,29*

Примечание:* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

Девушкам-подросткам, в большей степени, чем юношам-подросткам, свойственно ровное настроение и адекватная самооценка. Они, в большей степени, чем их сверстники противоположного пола, способны разумно оценить свои перспективы, воспринимать появляющиеся трудности соответственно их объективной эмоциональной насыщенности. Девушкам в меньшей степени, чем юношам, свойственны переживания, связанные с взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, они быстрее и легче восстанавливают силы после тяжелых эмоциональных переживаний.

Социометрический статус девушек-подростков также значительно выше, чем социометрический статус юношей-подростков ф<0,05). Таким образом, можно утверждать, что положение девушек в системе межличностных отношений значительно устойчивее, чем у юношей.

Сравнительный анализ позволил установить и личностные различия между юношами и девушками (табл. 4).

Таблица 4

Показатели по тесту 16PF юношей и девушек Ижорского политехнического лицея

Основные шкалы методики 16 PF Юноши Девушки

Фактор А 4,19 + 0,44 5,43 + 0,38*

Фактор 02 6,67 + 0,45 5,5 + 0,29*

Фактор 04 9,33 + 0,45 7,61 + 0,47*

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

Следовательно, девушки-подростки проявляют больше добродушия в общении с людьми, им в большей степени, чем юношам-подросткам, свойственно эмоциональное выражение чувств, они в большей степени готовы к сотрудничеству. При этом девушки-подростки в большей степени, чем юноши-подростки, зависят от группы, проявляют несамостоятельность и в меньшей степени фрустрированны. Вероятно, переживание напряжения юношами-подростками можно объяснить их стремлением к самостоятельности.

Существенные различия выявлены в успеваемости юношей и девушек (табл. 5).

Таблица 5

Сопоставление успеваемости юношей и девушек Ижорского политехнического лицея

Основные предметы Юноши Девушки

Литература 3,44 + 0,11 4,0 + 0,09***

Биология 3,44 + 0,10 3,84 + 0,11**

История 3,59 + 0,11 4,05 + 0,10**

Средний балл 3,62 + 0,08 3,86 + 0,08*

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

Следовательно, успеваемость девушек-подростков значительно выше, чем юношей-подростков, по ряду предметов, таких как литература, биология, история. В результате их средний балл значительно отличается от среднего балла юношей.

Сопоставление специальных профильных предметов с реальными интересами юношей Ижорского политехнического лицея

Название Негативное от- Интерес Незначи- Высокая заинте-

профильного ношение (отри- отсут- тельный ресованность

предмета цательные показатели) ствует (0 баллов) интерес (16 баллов) (7-12 баллов)

Материалове- 67 % - 33 % -

дение

Электротехника 64 % - 36 % -

Основы техни- 50 % 12 % 30 % 8 %

ческой механики

и гидравлики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Допуски 57 % 13 % 30 % -

и технические

измерения

Таблица 7

Сопоставление специальных профильных предметов с реальными интересами девушек Ижорского политехнического лицея

Название Негативное Интерес Незначительный Высокая

профильного предмета отношение (отрицательные показатели) отсутствует (0 баллов) интерес (1-6 баллов) заинтересованность (7-12 баллов)

Санитария и - 13 % 37 % 50 %

гигиена

Розничная - - 75 % 25 %

торговля

Основы - 48 % 30 % 12 %

бухучета

Основы - 13 % 30 % 50 %

деловой

культуры

Сравнение уровня развития интересов к изучаемым предметам на профильном уровне среди девушек-подростков и юношей-подростков позволяет установить, что девушки более осознанно обучаются профессии, чем их сверстники юноши.

Меньшее количество девушек относятся отрицательно к выбранным областям знаний (юноши - 44 %, девушки - 29 %) и значительно больше испытывают слабый интерес к изучаемым профильным предметам (юноши - 29 %), девушки - 38 %).

Таким образом, обнаружены отличия в особенностях адаптации к условиям среднего профессионального образования юношей-подростков и девушек-подростков. Установлено, что коммуникативные способности девушек-подростков значительно выше, чем юно-

156

шей-подростков. При этом девушки-подростки в большей степени способны контролировать свое поведение. В результате они имеют более низкий уровень тревожности, более высокий социометрический статус и более успешны в обучении.

Полученные результаты могут использоваться при планировании психолого-педагогического сопровождения учащихся среднего профессионального образования, которое должно быть направлено на снижение тревожности подростков, повышение их коммуникативных навыков.

Кроме того, в учреждениях среднего профессионального образования целесообразно больше уделять внимания производственной практике. Это поможет будущим специалистам более осознано относиться к профильным дисциплинам на основе практического применения получаемых знаний.

Список литературы

1. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2009.

2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009.

3. Дикая Л.Г. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Ин-т психологии РАН, 2007.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011.

5. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: МПСИ, 2008.

6. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность. Теория и методы диагностики. - М.: МПСИ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.