Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ / СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна, Михайлова Мария Алексеевна

В статье рассматривается влияние психологической безопасности образовательной среды на формирование здоровой личности, выделены группы угроз психологической безопасности образовательного процесса, а также обоснованы организационно-управленческие особенности формирования психологически благоприятной и безопасной среды для гармоничного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна, Михайлова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SAFETY IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT: ESSENCE, APPROACHES, MANAGEMENT ASPECT

The article discusses the influence of the psychological safety of the educational environment on the formation of a healthy personality, identifies groups of threats to the psychological safety of the educational process, and substantiates the organizational and managerial features of the formation of a psychologically favorable and safe environment for the harmonious development of the individual.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УПРАВЛЕНИЕ

УДК 159.9

Наталья Васильевна Проказина,

заведующий кафедрой психологии и социологии управления Алтайского филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), доктор социологических наук, доцент.

Мария Алексеевна Михайлова, преподаватель кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

В статье рассматривается влияние психологической безопасности образовательной среды на формирование здоровой личности, выделены группы угроз психологической безопасности образовательного процесса, а также обоснованы организационно-управленческие особенности формирования психологически благоприятной и безопасной среды для гармоничного развития личности.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, здоровье молодежи, субъективная оценка здоровья.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

PSYCHOLOGICAL SAFETY IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT: ESSENCE, APPROACHES, MANAGEMENT ASPECT

Современный сложный, динамично меняющийся, непредсказуемый и тревожный мир отчетливо формирует запрос на психологическое сопровождение процессов жизнедеятельности человека. Эта тенденция отчетливо прослеживается на примере востребованности и роста числа организаций, оказывающих услуги по психологическому консультированию [10].

Безусловно, триггером возросшего роста интереса к психологическим

услугам явилась пандемия СОУГО-19, существенно изменившая привычный уклад жизни, и задавшая новый тип социальных отношений.

В этих условиях психологическое здоровье - как неотъемлемый компонент здоровья в целом, понимаемого как особый ресурс и уникальное богатство, которое мы сохраняем и приумножаем приобретает особую актуальность и востребованность.

Результаты всероссийского исследования молодежи (в возрасте от 15-30 лет), проведенного по репрезентативной выборке в марте 2020 года [11], в том числе и на территории Алтайского края, показывают, что доля молодежи, ощущающей себя практически здоровой на территории Алтайского края ниже, чем в столице и ниже, чем в среднем по опрошенным субъектам (для сравнения приведен еще один регион - Орловская область) (таблица 1).

Таблица 1. Оценка здоровья молодыми людьми, % [11]

Варианты ответов г. Орел г. Барнаул г. Москва Итого

Практически здоров 53,1 35,6 46,6 47,2

Есть некоторые проблемы со здоровьем, но в целом чувствую себя нормально 46,0 60,0 49,3 49,5

Имею серьезные заболевания, чувствую себя плохо 0,9 4,4 4,1 3,3

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

я-' " шШ

„ алтаискии вестник

государственной и муниципальной службы

12022,

Результаты исследований пред- мирован устойчивый запрос на такую физиологические и психологические ставления о здоровье свидетельствуют характеристику здоровья, которая объ- характеристики (таблица 2). о том, что сегодня у молодёжи сфор- единяет в себе физические, медико-

Таблица 2. Представление о здоровье в молодежной среде, % [11]

Варианты ответов г. Орел г. Барнаул г. Москва Итого

Отсутствие хронических болезней 65,5 51,1 66,0 64,3

Хорошее самочувствие, когда ничего не болит 78,8 71,1 80,2 78,9

Хорошее психологическое состояние, отсутствие травмирующих ситуаций 77,9 68,9 81,3 79,1

Нравственное здоровье, чистая совесть 17,7 24,4 14,6 16,4

Состояние общества, социальное здоровье 11,5 17,8 8,2 10,1

Признание значимости психологического компонента здоровья со стороны теоретиков, практиков и специалистов в области психолого-педагогического взаимодействия привело к тому, что особое звучание в последнее время приобрела проблема психологической безопасности личности, и шире, психологической безопасности образовательной среды.

Мы солидарны с представлением о психологической безопасности как среды, которая, во-первых защищает от психологического насилия; во-вторых, предоставляет возможность включения в рефератную среду; в-третьих, предоставляет человеку определенную степень удовлетворенности от системы взаимодействия, в которую он включен.

Угрозы и риски образовательного процесса, имеющие социокультурный характер связаны с:

• недостаточностью признания по-лисубъектности образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагогическое сообщество, субъекты внешнего окружения);

• недостаточным уровнем создания условий для реализации социальных интересов обучающихся;

• отсутствием эффективной системы учета интересов и потребностей педагогического коллектива;

• расхождением между запросами родителей и предоставляемыми образовательными организациями услугами;

• недостаточным уровнем включенности общественных организаций и объединений.

К угрозам психологической безопасности образовательной среды относят комплекс проблем.

Первая группа проблем характеризует психологическое насилие в процессе взаимодействия. Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Вторая группа проблем связана с неприятием в качестве референтной той среды, в которой находятся обучающиеся и с их стороны, и со стороны их родителей. Это приводит к определенному отчуждению и уходу от представляемых образовательной организацией ценностей, смыслов, норм и идеалов.

Третья группа проблем связана с отсутствием удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды. В результате, прослеживается эмоциональная нестабильность и дискомфорт, замкнутость и нежелание вступать в диалог, неготовность обращаться за помощью, и как следствие, нежелание идти на контакт с целью оказать помощь коллегам.

Четвертая группа характеризует недостаточный уровень системы

психологической помощи в образовательном учреждении. Следствие -неэффективность психологического сопровождения не только процессов образования и воспитания, но и формирование угрозы для психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Пятая группа проблем вытекает из полисубъектности образовательного процесса, и в этом случае особое место занимают эмоциональное выгорание, профессиональная деформация и другие деструктивные проявления личности всех субъектов образовательного процесса.

Под каждый из выделенных компонентов подбирается определенный набор показателей (вторая колонка) каждый из которых можно оценить не просто с позиции статического замера и диагностики.

Каждый из обозначенных компонентов психологической безопасности имеет свои показатели, которые, при адекватном подборе соответствующего диагностического инструментария, должны быть исследованы не только статично, но и, что особенно важно, в формате мониторинга, позволяющего отсуживать происходящие процессы в динамике.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться комплексом мер, которые позволят выявить уязвимости и риски и провести профилактическую работу с ними.

Ли

Условиями организации безопасной образовательной среды в образовательной организации, как считает И. А. Баева и В. В. Рубцов являются:

• активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня;

• эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

• повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.

Таким образом, основными задачами организации безопасной образовательной среды в образовательном учреждении является:

• выявление факторов, определяющих возникновение и действие стрессов с последующей оценкой каждым участником - педагогом, психологом, администратором, родителем - возможных рисков, присущих образовательному учреждению;

• выработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду образовательной организации как на комфортную среду,

УПРАВЛЕНИЕ

благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка;

• обоснование комплекса методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, обучающихся в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в ходе учебно-воспитательного процесса;

• составление минимального и доступного комплекса упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;

• формулирование конкретных рекомендаций педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении» [1].

Считаем глубокой ошибкой убеждение в том, что при создании психологически благоприятной среды в образовательной организации акцент нужно делать только на обучающихся. Серьезные проблемы, о которых традиционно не принято говорить, есть и у педагогического сообщества. Результаты пилотажных исследований учительского сообщества показывают, что факторами, оказывающими отрицательное влияние на безопасность образовательной среды, выступают:

1. Фактическое отсутствие «права на ошибку»

2. Недостаток положительного стимулирования труда

3. Отсутствие свободного времени и условий для полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы

4. Неудовлетворенность профессиональным статусом

5. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег, студентов

6. Отсутствие возможности и условий для самовыражения и самореализации.

Современный мир уже не таит риски и угрозы, а активно их продуцирует. И от того, насколько психологически безопасной будет среда в образовательных организациях, где проходит основной этап социализации подрастающего поколения, основное время жизнедеятельности педагогического сообщества, значительная часть времени ответственных родителей зависит психологическое здоровье в целом.

Согласно полученным результатам у молодежи уровень растерянности, тревожности и агрессивности остается пока на высоком уровне (таблица 3).

Таблица 3. Чувства, которые вы испытываете сегодня в большей степени (май 2020), %

Варианты ответов Отражают в большой степени Отражают в малой степени Не отражают

Надежда 55,6 35,6 8,9

Уверенность, безопасность 44,4 46,7 8,9

Безразличие 28,9 44,4 26,7

Тревога 26,7 53,3 20,0

Страх, отчаяние 13,3 51,1 35,6

Возмущение, гнев 26,7 44,4 28,9

Растерянность 28,9 33,3 37,8

'.022 i

Подводя итог, отметим, что создание психологически безопасной образовательной среды - это комплексная системная детальность по созданию психологически комфортной среды в образовательной организации для всех участников образовательного процесса, способствующая укреплению психологического здоровья, профилактике угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности и ее существованию.

Психологически безопасная образовательная среда - это результат целенаправленного организационно-управленческого процесса, который должен осуществляться в режиме мониторинга, для выявления «слабых мест», где возможно проявление уяз-вимостей, рисков, опасностей и угроз. Именно эта среда формирует психологически здоровую личность, готовую регулировать опасности и риски и управлять ими.

Библиографический список

1. Баева И. А., Рубцов В. В. Подготовка кадров в области психологического обеспечения безопасности человека: ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» // Педагогический журнал Башкортостана». - 2013. - № 1 (44) -С. 32-40.

2. Дятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2006.

- №2. - URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=240 (дата обращения: 15.09.2022).

3. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.12. - М., 2000. - 360 с.

4. Иванова В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста // Мир психологии. - 2007. - №3. - С. 98-110.

5. Ковров В.В. Психологическая безопасность образовательной среды: состояние и возможности психологической коррекции. - М.: ЦЭПП МГППУ, 2010. - 225 с.

6. Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М., 2009. - Т. 1. - С.39-47.

7. Офицерова Т.А., Губанихина Е.В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. -2017. - № 48 (182). - С. 202-205. - URL: https://moluch.ru/archive/182/46783/ (дата обращения: 15.09.2022).

8. Проказина Н.В. Отношение молодежи к здоровью: региональный аспект // Социально-демографиче-

ский потенциал российской молодёжи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Москва, 2021. - С. 8388.

9. Проказина Н.В., Зубок Ю.А. Отношение молодежи к новой ко-роновирусной инфекции: динамика представлений и практика здоровьес-берегающего поведения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - Т. 29. -№S1. - С.752-757.

10. Романова К., Демидкина К. Число организаций психологической помощи в Москве выросло на 62% за два года // Forbes.ru - URL: https:// www.forbes.ru/svoi-biznes/455341-cislo-organizacij-psihologiceskoj-pomosi-v-moskve-vyroslo-na-62-za-dva-goda?ysclid=l56dwrkk9e824042751 (дата обращения 04.05.2022).

11. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский [и др.]. - Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2021. -500 с.

12. Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды колледжа // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 6. - С. 84-89. -URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=722 (дата обращения: 15.09.2022)

Natalya Vasilievna Prokazina, Head of the Department of Psychology and Sociology of Management of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor Mariya Alekseevna Mikhailova, Lecturer of the Department of Psychology and Sociology of Management of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses the influence of the psychological safety of the educational environment on the formation of a healthy personality, identifies groups of threats to the psychological safety of the educational process, and substantiates the organizational and managerial features of the formation of a psychologically favorable and safe environment for the harmonious development of the individual. Keywords: psychological safety, educational environment, youth health, subjective assessment of health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.