Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1770
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМФОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗДОРОВЬЕ / УГОЛОК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Е.Ю.

В данной статье рассматривается актуальность формирования психологически комфортной и безопасной для реализации образования среды, ее элементы. Уделено внимание направлениям деятельности педагога-психолога, которая касается психологической безопасности в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

Е.Ю. Ситникова

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В данной статье рассматривается актуальность формирования психологически комфортной и безопасной для реализации образования среды, ее элементы. Уделено внимание направлениям деятельности педагога-психолога, которая касается психологической безопасности в сфере образования.

Ключевые слова: комфортное пространство; психологической здоровье; уголок психологической разгрузки; психологическая безопасность образовательной среды; уголок уединения.

Актуальность исследования заключается в том, что в связи с происходящими социальными изменениями и проводимой в российском образовании модернизацией, проблема создания безопасной для обучения детей среды, а также обеспечении психологической безопасности в процессе взаимодействия участников отношений, сформировавшихся в образовательной среде, становится довольно актуальной.

Следует отметить, что ребенок, который находится в дошкольной организации, будет обучаться и развиваться успешно в том случае, если отсутствует психологический дискомфорт, а образовательная среда безопасна. Следовательно, возникает вопрос о том, как создать благоприятный климат в образовательном учреждении и его поддерживать [1, с. 14].

© Ситникова Е.Ю., 2021.

Научный руководитель: Котлярова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, Россия.

Важное условие, способствующее полноценному развитию детей в дошкольном периоде, сохранению и укреплению их психологического здоровья, заключается в психологической безопасности обучающихся. Именно поэтому одним из направлений деятельности в дошкольном учреждении является ее обеспечение [2, с.31].

Мазурова Е.В. считает, что безопасная психологически образовательная среда представляет собой результат осуществляемого в комплексе, системного, длительного психолого-педагогического процесса, организация которого проводится целенаправленно. При этом итог этих мероприятий заключается в создании в дошкольном учреждении следующего:

- гуманистической системы образования;

- единого пространства для образования и воспитания в среде, которая окружает данное учреждение;

- включенности личности ребенка в процесс образования в субъектной позиции;

- значимых для ребенка сообществ, которые позволяют удовлетворить его потребности в межличностном общении. Для них характерны общинная организация деятельности, а также отношения, основой которых является уважение друг к другу, требовательность.

Элементами, входящими в состав психологической безопасности, являются как психологический комфорт, созданный в образовательной среде, так и возможность обеспечить защиту участникам отношений, возникших в учреждении образования [1, с.15].

Процесс модернизации отечественной образовательной системы ориентирован на то, чтобы создавать благоприятную атмосферу, способствующую формированию личности дошкольников в условиях защищенности и психологического комфорта. В связи с этим, создание такой среды в сфере образования -основное требование, предъявляемое ФГОС.

Главная цель данной деятельности - создать необходимые, благоприятные условия, которые позволят участникам процесса образования успешно преодолеть эмоциональные нагрузки и психологический дискомфорт в различных жизненных ситуациях, негативно влияющих на развитие личности, а также минимизировать их [2, с.31].

На рис. 1 представлены задачи, решение которых позволяет добиться этой цели.

1. Установление стре сс огенных факторов, кот орьк мотутбо шикнуть б пр оцессе обучения них своевременное устранение

2. Согласованность действий педагогов, родителей и администрации учебного заваения. выработка совместных взглядов на образовагельнуто среду учреждения

3. Гармонизация процессов воспитания, обучения, развития и социализации участников ооразоввтельнои среды

4. Мониторинг внутреннего микроклимата образовательного учреждения, отслеживание динамики психологического развития каждого участника учебного процесса

5. Систематическое псвышение профессионального мастерства и компетенций педагогических кадров

б. Проведение рэоош с родителями, направленной на овладение ими необходимых педагогических знании

1. Оказание необходимой и своевременной психологической поддержки всем участниками образов агельного процесса (дета, педагоги и родители)

3. Разраоотка рекомендаций дтя педагогов. направленных на организацию инхологяческн безопасной и комфортной образовательной среды.

Рис. 1. Задачи создания психологически безопасной и благоприятной образовательной среды

в учреждении образования

Специалисты, работающие в области снижения воздействия техногенных и экологических катастроф, считают, что такие ситуации в 15 раз дешевле предотвратить, чем устранять их последствия. Это аналогично работе, которую ведет педагог-психолог в дошкольном учреждении.

Основная его задача заключается в том, чтобы вести работу над перестройкой сознания, осуществляя устранение катастрофы, а также вовремя оценивая риски и применяя профилактические меры [4, с.76].

Работа с рисками и угрозами проводится сегодня в следующей последовательности: предупреждение - выявление - ликвидация последствий. Ее применяют как в системе, деятельность которой направлена на предотвращение техногенных и природных катастроф, так и при решении задач, касающихся обеспечения безопасности в области образования.

На рис. 2 можно ознакомиться с направлениями деятельности педагога-психолога, которую он осуществляет по созданию и обеспечению психологической безопасности в учреждении дошкольного образования.

— 1. Псих о л огиче ско епр о све ще ние - пр е дполагает повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, пред оставление им не о бходимой информации по р азр ешению р азню образных психологических пр о олем. кот орые могут во зникн^ть в процессеo6v4eHHï

/" ч 2. Псих ологиче екая пр офилактика - целеналравле иная и сист ематич еская р аоота. пр оводимая психол агам со всеми участниками о бразавательного пр оцесса. J

З.Псих ологиче екая диагностика- направлена на изучение индивидуалЕных псих ологиче сии особенностей личности учащихся.

I J

г \ 4. Псих ол огиче екая корр екция - р азрабогка и вне дрение б обр азоват ельный пр оцесс коррещиоЕшьп программ, направленны; нараооту с учащимися, ел вдящими в группы риска t. -J

Ъ. Психолоптче ско е конс^оьтир ование - ока зание конкр етной помощи о братавшимся за ней. в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических пр о олем. сопряженных с со ô ci венными о с обе нно стями. сл о^зшшиг.гнся жизне нньг.ги об стоятельствами. взаимо отнаше ниюта б семье; помощь в формир овании новых у станнвск и пр иня: пи с о о ственных р ешений

Рис. 2. Направления деятельности педагога-психолога по созданию и обеспечению психологической безопасности в дошкольном учреждении

Такая деятельность позволяет транслировать ценность безопасности в жизнь общества, дает возможность снизить уровень насилия, который наблюдается во взаимодействии людей. Помимо этого, она является эффективным средством профилактики адекватной человеческой деятельности, которая осуществляется в ходе традиционного социального взаимодействия, а также в чрезвычайной или экстремальной ситуации. Следовательно, образование - это базовый ресурс, позволяющий сохранить национальное психическое и социальное здоровье. Насколько психологически комфортной и безопасной будет образовательная среда, в большей степени зависит от педагога [3, с. 13].

В завершении можно сделать вывод, что психологическая безопасность процесса образования представляет собой состояние защищенности обучающихся от

возможных угроз его достоинству, душевному состоянию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. В связи с этим обеспечение такой безопасности - наиболее важное условие, которое позволит личности полноценно развиваться, а также сохранить и укрепить его психологическое здоровье.

Библиографический список

1.Баева И.А. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие; под ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. - СПб.: Лидер, 2017. - 185 с.

2.Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2016. - 172 с.

3.Формирование психологически безопасной образовательной среды: диагностический инструментарий, программы и технологии. Методические рекомендации для педагогов-психологов / авт.-сост.: Е.В. Мазурова. - Барнаул: КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», 2019. - 72 с.

4.Чиркина С.Е. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С.Е. Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 136 с.

СИТНИКОВА ЕЛЕНА ЕРЬЕВНА - магистрант, Омская гуманитарная академия, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.