УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
© 2024
Е.А. Денисова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии
У.А. Теряева, студент
Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексея, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: образовательная среда; психологическая безопасность; чувство защищенности; уровень удовлетворения образовательной средой.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с психологической безопасностью образовательной среды школы, описываются компоненты психологической безопасности, анализируются условия ее формирования. Представлены результаты эмпирического исследования психологической безопасности образовательной среды по методике И.А. Баевой в трех респондентских выборках: среди школьников, педагогов и родителей.
В современном мире все чаще встречаются деструктивные социокультурные тенденции, оказывающие негативное влияние на формирование личности. Формирование личности происходит во время учебно-воспитательного процесса, который является неотъемлемой и длительной частью жизнедеятельности. Благодаря многочисленным исследованиям известно, что среда может напрямую воздействовать на поведение и развитие человека, а постоянные изменения в мире, происходящие в обществе, все больше поднимают интерес и актуальность данной темы в последние годы.
Удовлетворенность образовательной средой, чувство рефератной значимости, комфортный и благополучный эмоциональный климат, защищенность от психологического насилия, продуктивные и эмоционально-комфортные взаимоотношения - все это повышает психологическую безопасность образовательной среды. В то время как такие факторы риска (угрозы), как выгорание педагогов, неблагополучная эмоциональная среда школы, напряженные межличностные отношения, незащищенность от насилия во время образовательно процесса уменьшает возможность образовательной среды быть психологически безопасной.
Определение понятия «психологическая безопасность» очень неоднородно и трактуется разными авторами по-разному. Баева Ирина Александровна, отечественный автор, занимающийся длительное время данным вопросом, дает следующее определение психологической безопасности - это некое состояние образовательной среды, свободное от любого вида насилия, в том числе психологического, помимо этого способствующее удовлетворению межличностных отношений, чувства принадлежности (рефератной значимости), а также обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее субъектов [1-3].
Другой отечественный психолог, Г.В. Грачев, определяет психологическую безопасность как «состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекват-
ной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [4; 5]..
Образовательная среда будет являться психологически безопасной только в том случае, если в ней будет отсутствовать полностью психологическое насилие и будут установлены доверительные отношения между субъектами образовательного процесса, а также сохранится психологическое здоровье участников образовательного процесса. Основная угроза, которая может встретиться на пути учебного процесса ребенка - психологическая травма, которая может нанести ущерб психическому здоровью, нарушить потребность в удовлетворении основных потребностей. По большей части именно психологическое насилие выступает основой получения психотравмы. Анализируя работы по теме психологического насилия, нам удалось выделить следующие его основные проявления: угрозы, унижение, высмеивание, игнорирование, принуждение делать что-то против своего желания, а также неуважительное и недоброжелательное отношение. Показателем отсутствия подобной проблемы будет являться чувство защищенности у участников педагогического процесса [6].
Для обеспечения и формирования психологической безопасности, по мнению И.А. Баевой, необходимо выполнять ряд условий.
1. «Диалог личностей».
2. Референтная значимость.
3. Отказ от психологического насилия.
4. Удовлетворенность образовательной средой.
5. Чувство защищенности [2]..
В ходе проведения исследования данного вопроса было также проведено эмпирическое исследование на базе МБУ «Школы № 86 им. Ю.А. Гагарина» г.о. Тольятти. В ходе эксперимента приняли участие два 4-х класса, условно назовем их 4 «А» (контрольная группа) в количестве 26 человек и 4 «Д» (экспериментальная группа) в количестве 29 человек.
Для изучения уровня психологической безопасности школы на примере 4-х классов использовалась диагностика И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы» [1].
Методика включает в себя исследование психологической безопасности на основе трех параметров, выделяемых И.А. Баевой: отношение к образовательной среде, удовлетворенность образовательной средой и уровень защищенности.
Анализируя полученные результаты (на рисунке 1), мы можем заметить, что у большинства учеников 4-х классов превалирует положительное отношение к образовательной среде школы (81%) в экспериментальной (ЭГ) и (90%) в контрольной группе (КГ) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде школы.
Рис. 1. Отношение к образовательной среде
Рис. 2. Отношение к компонентам в образовательной среде в ЭГ
Рис. 3. Отношение к компонентам образовательной среды в КГ
Помимо этого, было зафиксировано, что позитивное отношение у когнитивного компонента преобладает над поведенческим и эмоциональным. Это свидетельствует о понимании учащимися их роли в учебном процессе, о важности образования и удовлетворенности им.
В эмоциональном отношении видно, что чуть больше половины класса имеет положительное отношение, что говорит о здоровой самооценке, эмоциональный комфорт в классе на среднем уровне, так как 27 % опрошенных имеет нейтральное отношение и 8 % - негативное.
В поведенческом компоненте преобладает положительное отношение, что может говорить о том, что пове-
дение детей в школе соответствует их эмоциональному благополучию и комфорту.
Сравнивая результаты экспериментальной группы с контрольной, можно заметить, что положительные показатели более устойчивые и равны по всем компонентам в сравнении с контрольной группой-классом. И также можно заметить, что нейтральное и отрицательное отношении практически отсутствует (1-2 человека).
Уровень отношений в поведенческом компоненте имеет практически равное значение с экспериментальной группой.
Рис. 4. Уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы
Анализ результатов исследования удовлетворенности характеристиками образовательной средой позволил зафиксировать, что уровень низкий или ниже среднего имеют всего 7% в контрольной группе и 23% в экспериментальной соответственно. Чаще всего не удовлетворены такими характеристиками, как помощь в выборе соб-
ственного решения и учет личных проблем и затруднений.
Анализируя результаты по остальной части двух классов, можно говорить об их удовлетворенности. Они чаще всего выбирали такие характеристики, как взаимоотношение с учителями и учениками, эмоциональный комфорт, возможность обратиться за помощью.
Рис. 5. Уровень защищенности в образовательной среде
Результаты исследования выявили очень высокий и высокий уровень защищённости учащихся от психологического или физического насилия во взаимодействии со сверстниками и преподавателями.
Таким образом, проведённое исследование показало на примере учащихся 4-х классов, что можно сделать предварительный вывод о том, что образовательную среду Школы № 86 г.о. Тольятти можно считать психо-
логически безопасной. Для полной оценки психологической безопасности следует провести диагностику среди родителей учащихся и педагогов.
Важно не забывать, что ребенок, который находится в условиях стремительно меняющегося современного мира, остро нуждается в психологической поддержке, в чем мы обязаны ему помочь, а также укрепить его психологическое благополучие и здоровье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб: СОЮЗ, 2002. 271 с.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. СПб, 2002. 45 с.
3. Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. СПб: Речь, 2002. 251 с.
4. Буслаева М.Ю. Психологическая безопасность об-
разовательной среды: условия, механизмы, риски и угрозы. Челябинск : Титул, 2021. 107 с.
5. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998.
6. Григорьева М.В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в психологии // Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 4 (12). С. -11.
PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL
© 2024
E.A. Denisova, candidate of psychological sciences, associate professor, head of the department of pedagogy and psychology
U.A. Teryaeva, student
St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)
Keywords: Environment; Psychological safety; A sense of security; Level of satisfaction with the educational environment.
Abstract. This article deals with issues, Psychological safety of the school environment, Psychological safety components are described, Analyze the conditions of its formation. The results of an empirical study of psychological safety educational methodology are presented I.A. Baeva in three respondent samples: among schoolchildren, Teachers and parents.