Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
25
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / психологическая безопасность / субъекты образования / родители школьников / младший школьник / educational environment / psychological safety / subjects of education / parents of school children / elementary school child

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна, Суворова Ольга Вениаминовна, Минаева Елена Викторовна, Щербакова Елена Евгеньевна

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей оценки родителями младших школьников психологической безопасности образовательной среды начальной школы, а именно: референтности, удовлетворенности образовательной средой и защищенности от различного психологического насилия во взаимодействиях в образовательной среде. Анализ зарубежных и отечественных публикаций позволил констатировать малую изученность проблемы, а также ее высокую актуальность в контекстах своевременного выявления психологических угроз и рисков для благоприятного личностного развития младших школьников и сохранения психологического здоровья детей, а также обеспечения субъектной позиции родителей в образовательной среде начальной школы и оценке ее качества. В исследовании приняли участие 625 родителей младших школьников, чьи дети обучаются в школах разного типа с первого по четвертый класс. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом поперечных срезов. Диагностическим инструментарием являлся опросник для родителей И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы» с внесенным нами дополнением в раздел «защищенность», которое позволило изучить защищенность родителей младших школьников в контактах друг с другом. Установлено, что существенная часть родителей младших школьников не имеет положительного отношения к образовательной среде на протяжении всего обучения детей в начальной школе (от 31 до 45%). Интегральная удовлетворенность родителей образовательной средой начальной школы и защищенность в ней соответствуют среднему уровню и имеют отрицательную динамику с первого по четвертый класс. Наименьшую защищенность родители младших школьников испытывают в контактах друг с другом (преобладающий уровень «ниже среднего»). Самая низкая родительская удовлетворенность зафиксирована по средовой характеристике «учет личных проблем и затруднений». В целом психологическая безопасность образовательной среды начальной школы с точки зрения большинства родителей обучающихся не является высокой. Итоги исследования подтверждают необходимость не только повышения качества образовательной среды начальной школы, но и специальной психолого-педагогической работы с родителями младших школьников по развитию их психологической культуры и навыков эффективного общения, дальнейшего изучения значимых психологических рисков во взаимодействии родителей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна, Суворова Ольга Вениаминовна, Минаева Елена Викторовна, Щербакова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.17223/17267080/91/7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Safety of the Educational Environment from the Perspective of Parents of Elementary School Children

The article presents the results of an empirical study of the characteristics of the assessment by parents of elementary school children of the psychological safety of the educational environment of elementary school, namely: reference; satisfaction with the educational environment; and protection from various psychological violence in interactions in the educational environment. Analysis of foreign and domestic publications allows us to state that the problem is not well studied, has high relevance in the context of timely identification of psychological threats and risks for the favorable personal development of elementary school children and the preservation of children’s psychological health, as well as ensuring the subjective position of parents in the educational environment of elementary school and assessing its quality. The study involved 625 parents of elementary school children whose children study in schools of various types from the first to the fourth grade. Empirical data were collected by the method of cross-sections. The diagnostic tool was a questionnaire for parents of I.A. Baeva “Psychological safety of the educational environment of the school” in addition we added the section “protection”, which allowed us to study the protection of parents of elementary school children in contacts with each other. It was established that a significant part of parents of elementary school children do not have a positive attitude to the educational environment throughout the entire education of children in elementary school (31% to 45%). The integral satisfaction of parents with the educational environment of elementary school and protection in it correspond to the average level and have negative dynamics from the first to the fourth grade. Parents of elementary school children experience the least protection in contacts with each other (the prevailing level is “below average”). The lowest parental satisfaction was recorded in the environmental characteristic “accounting for personal problems and difficulties”. In general, the psychological safety of the educational environment of elementary school from the point of view of most parents of students is not high. The results of the study confirm the need not only to improve the quality of the educational environment of elementary school, but also to conduct special psychological and pedagogical work with parents of elementary school children to develop their psychological culture and effective communication skills, further study of significant psychological risks in the interaction of parents of elementary school children.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Сибирский психологический журнал.

2024. № 91. С. 118-138. Б01: 10.17223/17267080/91/7

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н.В. Иванова1, О.В. Суворова1' 2, Е.В. Минаева1, Е.Е. Щербакова1' 3

1 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Россия, 603600, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

2 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

3Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, 603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

Резюме

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей оценки родителями младших школьников психологической безопасности образовательной среды начальной школы, а именно: референтности, удовлетворенности образовательной средой и защищенности от различного психологического насилия во взаимодействиях в образовательной среде. Анализ зарубежных и отечественных публикаций позволил констатировать малую изученность проблемы, а также ее высокую актуальность в контекстах своевременного выявления психологических угроз и рисков для благоприятного личностного развития младших школьников и сохранения психологического здоровья детей, а также обеспечения субъектной позиции родителей в образовательной среде начальной школы и оценке ее качества. В исследовании приняли участие 625 родителей младших школьников, чьи дети обучаются в школах разного типа с первого по четвертый класс. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом поперечных срезов. Диагностическим инструментарием являлся опросник для родителей И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы» с внесенным нами дополнением в раздел «защищенность», которое позволило изучить защищенность родителей младших школьников в контактах друг с другом. Установлено, что существенная часть родителей младших школьников не имеет положительного отношения к образовательной среде на протяжении всего обучения детей в начальной школе (от 31 до 45%). Интегральная удовлетворенность родителей образовательной средой начальной школы и защищенность в ней соответствуют среднему уровню и имеют отрицательную динамику с первого по четвертый класс. Наименьшую защищенность родители младших школьников испытывают в контактах друг с другом (преобладающий уровень «ниже среднего»). Самая низкая родительская удовлетворенность зафиксирована по средовой характеристике «учет личных проблем и затруднений». В целом психологическая безопасность образовательной среды начальной школы с точки зрения большинства родителей обучающихся не является высокой. Итоги исследования подтверждают необходимость не только повышения качества образовательной среды начальной школы, но и специальной психолого-педагогической работы с родителями младших школьников по развитию их психологической культуры и навыков эффективного общения, дальнейшего изучения значимых психологических рисков во взаимодействии родителей младших школьников.

Ключевые слова: образовательная среда; психологическая безопасность; субъекты образования; родители школьников; младший школьник

Введение

Стремительные и кардинальные политические, социально-экономические изменения в стране и мире несут в себе многочисленные угрозы и риски для каждого человека и общества в целом и делают остроактуальной проблему обеспечения безопасности - как физической, так и психологической. Психологическая безопасность личности, группы и среды на современном этапе развития науки привлекает повышенное внимание исследователей в различных областях психологии.

Значительное количество зарубежных публикаций раскрывает проблематику психологической безопасности в рамках организационной психологии, психологии труда, социальной психологии в контексте эффективности бизнес-среды, производительности командной работы в профессиональных коллективах, оптимизации служебных межличностных коммуникаций, функционирования и развития субъекта профессиональной деятельности (Edmondson, 1999; Edmondson, Lei, 2014; Lyu, 2016; Dusenberry, Robinson, 2020; Park, Kim, 2021). Число исследований психологической безопасности в сфере образования (в образовательной среде) в работах западных авторов по педагогической психологии существенно ниже. Как подчеркивают A. Sher и соавт., изучение психологической безопасности преимущественно «проводится в таких секторах, как здравоохранение, производство... с очень небольшим вниманием к сектору образования» (Sher, Gul, Riaz, Naeem, 2019, р. 31). Также следует отметить, что в европейских и американских исследованиях школьной среды в первую очередь рассматривается физическая безопасность, и, по словам D. Roy (2019), очень важный аспект психологической безопасности часто игнорируется.

В отечественной психологии, напротив, в последние десятилетия существенное внимание уделяется психологической безопасности личности в образовании и психологической безопасности среды школы, вуза и других образовательных институтов. В настоящий момент российскими учеными выполнен значительный массив теоретико-прикладных исследований в данном проблемном поле, раскрывающих феноменологию понятий психологической безопасности личности и образовательной среды, структуру данных категорий, многофакторную детерминацию, подходы к их диагностике, сопровождению и обеспечению (Баева, Семикин, 2005; Ясвин, 2018; Гилемханова, Хусаинова, Башлай, 2021; Спартакян, Синякова, 2021; Кисляков, Шмелева, Кольчугина, Фан, 2022; Краснянская, Тылец, 2022; Петренко, Торикова, 2023 и др.). Убедительно доказано позитивное влияние психологической безопасности как интегративной средовой и личностной характеристики на психологическое здоровье участников образовательного процесса, личностное развитие и академическую успешность обучающихся, межличностные отношения субъектов образования (Суво-

рова, 2012; Зверева, 2017; Баева, Гаязова, Кондакова, Лактионова, 2021; Смык, Качимская, 2021 и др.), что подчеркивает значимость дальнейшего изучения психологической безопасности в сфере образования.

Однако следует констатировать, что преобладающее большинство работ отечественных авторов сфокусировано на образовательной среде высших учебных заведений, основной и средней школы (Дронова, 2020; Бадиев, 2021; Баева и др., 2021; Клепач, Худякова, Арпентьева, 2022; Трофимова, Кузьмина, 2022; Соколова, Бухтоярова, 2023; Якиманская, Молокостова, 2023). Исследования психологической безопасности образовательной среды начальной школы, закладывающей фундамент психологического здоровья, развития личности ребенка и успешности его дальнейшего обучения, дефицитарны. Также необходимо подчеркнуть, что основное внимание авторов немногочисленных публикаций по проблематике психологической безопасности начального звена школы и его субъектов ориентировано на таких участников образовательных отношений, как младший школьник и учитель начальных классов, а привлечение родительской группы в данных исследованиях крайне ограничено. Между тем в федеральных государственных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) акцентируется необходимость обеспечения субъектности родителей младших школьников в организации, реализации и оценке качества образовательной среды.

Основываясь на анализе современной литературы, можно констатировать очевидное противоречие между признанием важности субъектной позиции родителей младших школьников в образовательной среде и их недостаточным привлечением к оценке и обеспечению качества этой среды, в частности такой ее важнейшей характеристики, как психологическая безопасность. Актуальность и крайне малая научная разработанность обозначенной проблемы обусловили цель нашего исследования - изучение особенностей оценки психологической безопасности образовательной школьной среды родителями младших школьников.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- проанализировать динамику оценки психологической безопасности образовательной среды с позиции родителей младших школьников за период обучения детей в начальном звене школы методом поперечных срезов;

- сравнить особенности оценки психологической безопасности образовательной среды родителями младших школьников с результатами исследований других авторов по родителям старшеклассников;

- обосновать необходимые направления и формы работы с группой родителей младших школьников по оптимизации психологической безопасности образовательной среды начальной школы.

Обзор литературы

Одним из важнейших интегративных показателей качества образовательной среды в современной психолого-педагогической науке признана психологическая безопасность. В настоящий момент можно констатиро-

вать выраженную вариативность как в дефинициях самой образовательной среды, так и в экспликации категории «психологическая безопасность образовательной среды» в зарубежных и отечественных психологических публикациях (Баева, Семикин, 2005; Ясвин, 2018; Спартакян, Синякова, 2021; Edmondson, 1999; Yildirim, Yenipinar, 2017; Roy, 2019; Soares, Lopes, 2020).

Существенная часть европейских и американских исследователей проблематики психологической безопасности в сфере образования основывается на трактовке и подходе к измерению данного феномена, которые предложила профессор Гарвардской школы бизнеса A.C. Edmondson применительно к профессиональной среде, рабочему климату и командной эффективности в рамках организационной психологии. Согласно позиции ученого, психологическая безопасность выступает межличностным конструктом, базирующимся на взаимном уважении, обеспечивающим возможность откровенности, открытости, способствующим обмену знаниями и опытом в рабочем коллективе (Edmondson, 1999). Как подчеркивает исследователь, в психологически безопасной профессиональной среде сотрудники осознают, что, если они совершат ошибку или зададут некомпетентные вопросы, другие не будут относиться к ним негативно; при этом психологически безопасная среда не означает «домашнюю обстановку», в которой сотрудники являются близкими друзьями; она также не предполагает отсутствия проблемных ситуаций. A. Sher и соавт. отмечают, что именно работы A.C. Edmondson во многом способствовали популяризации интереса к теме психологической безопасности в сфере образовании в Америке и Европе (Sher et al., 2019).

Анализ публикаций в международных базах данных Scopus, Web of Science свидетельствует о том, что в последнее десятилетие проблема психологической безопасности образовательной школьной среды привлекла внимание ученых-психологов из крупнейших стран Азии - Индии, Китая, а также Турции, Пакистана (Lyu, 2016; Yildirim, Yenipinar, 2017; Roy, 2019; Shahid, Din, 2021; Bagga, 2022; Chen, Zheng, Jiang, 2022), Африки (Janik, Rothmann, 2016). При этом предметом исследований в большинстве указанных работ выступает психологическая безопасность педагогов, и авторы преимущественно апеллируют к интерпретации психологической безопасности и диагностическому инструментарию (опроснику) A.C. Edmondson. Взаимоотношения родителей школьников и образовательной среды в зарубежной психологии рассматриваются главным образом через категории вовлеченности, компетентности, самоэффективности; оценка родителями обучающихся психологической безопасности школьной среды не является предметом изучения.

В отечественной педагогической психологии, по нашему мнению, наиболее полно и точно сущность психологической безопасности образовательной среды, подходы к ее изучению, обеспечению и сопровождению определены в работах И. А. Баевой и ее научной школы (Баева, Семикин, 2005; Баева, 2006; Рещикова, 2017; Баева и др., 2021). Согласно дефиниции исследователя, под психологической безопасностью образовательной среды

понимается «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» (Баева, Семикин, 2005, с 12). С точки зрения И.А. Баевой, психологическая безопасность образовательной среды является сложным интегративным образованием и включает в себя в качестве составляющих отношение к образовательной среде, удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды, защищенность во взаимодействии в образовательной среде.

На настоящий момент российскими авторами на базе теоретических положений И.А. Баевой выполнен целый ряд эмпирических исследований психологической безопасности среды различных типов образовательных учреждений: вузов, колледжей, школ, дошкольных учреждений, организаций дополнительного профессионального и детского образования. Анализ работ, посвященных психологической безопасности именно школьной среды, позволил констатировать выраженную диспропорцию: основная их часть ориентирована на среднюю и старшую школу, научные публикации по психологической безопасности среды начальной школы и ее субъектов немногочисленны (Зверева, 2017; Иванова, 2020; Королева, 2021; Kolchik, Zhikhareva, 2019). Между тем необходимо подчеркнуть, что младшие школьники обладают повышенной сензитивностью к воздействиям внешней среды, в том числе образовательной, и подвержены разнообразным психологическим угрозам и рискам: ограничению самостоятельности, игнорированию потребностей в сенсомоторной активности, особенностей нервной системы и эмоциональных переживаний ребенка со стороны педагога, неблагоприятным взаимоотношениям со сверстниками и многим другим (Зверева, 2017; Рещикова, 2017; Королева, 2021; Minaeva, Ivanova, Suvorova, Sorokina, Akpayeva, 2018; Ivanova, Sorokina, 2020). Последствия этих угроз неблагоприятны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе: нежелание ходить в школу, возникновение внутриличност-ных конфликтов, формирование личностных черт агрессивного или тревожного типа, девиантное или аддиктивное поведение. Все перечисленное определяет важность своевременной оценки психологической безопасности образовательной среды начальной школы для профилактики негативных тенденций развития личности младшего школьника, сохранения его психологического здоровья.

Также следует констатировать, что внимание российских авторов в рассматриваемом нами проблемном поле главным образом сосредоточено на изучении психологической безопасности школы с позиции педагогов и детей; родительская оценка психологической составляющей безопасности школьной среды отражена в публикациях гораздо реже, а применительно к начальной школе практически отсутствует. В то же время в текстах федеральных государственных стандартов для всех ступеней школьного образования, в том числе начального, обозначена важность привлечения роди-

телей к активному участию в обеспечении качества образования и его оценке.

В масштабном исследовании И.В. Бадиева с привлечением большой выборки родителей обучающихся 7-11-х классов установлено, что удовлетворенность матерей и отцов старшеклассников школьной средой отрицательно коррелирует с агрессивностью родителей, а «чувство защищенности детей в школе и их удовлетворенность школьной средой определяются не только характером взаимоотношений между учениками и педагогами в школе, но и характером взаимоотношений родителей со школой в целом» (Бадиев, 2021, с. 724). Установленный факт подчеркивает значимость изучения особенностей отношения родительской группы к школьной образовательной среде: удовлетворенности ведущими характеристиками образовательной среды, защищенности во взаимодействиях.

В ряде отечественных исследований приводятся противоречащие друг другу эмпирические данные относительно родительских оценок психологической безопасности школьной среды по сравнению с оценками учителей. В частности, в работе Е.И. Дроновой констатируется, что уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды у родителей школьников 13-15 лет статистически значимо ниже, чем у педагогов; причины такого расхождения исследователем не анализируются (Дронова, 2020). В публикации И.В. Вачкова и С.Н. Вачковой, напротив, выявлено, что родители учащихся (возраст детей не указан) «демонстрируют более высокую степень удовлетворенности психодидактическим компонентом образовательной среды, чем учителя» (Вачков, Вачкова, 2018, с. 48). Это, по мнению авторов, может быть связано с недостаточной осведомленностью родительской группы о содержании и процессе образования и в итоге приводить к недооценке родителями угроз психологическому здоровью детей в школе.

В эмпирическом исследовании Е.С. Слюсаревой, Н.Н. Мизиной, организованном в начальной школе, реализующей инклюзивное образование, с помощью кластерного анализа установлено, что наименьшие показатели удовлетворенности образовательной средой характерны для группы родителей младших школьников с нормотипичным развитием, в то время как наибольшую удовлетворенность продемонстрировали родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (Слюсарева, Ми-зина, 2022). Данный факт авторы объясняют различной степенью субъект-ности указанных групп родителей в деятельности образовательного учреждения и подчеркивают, что «родители детей с ОВЗ в инклюзивном образовании являются активными участниками образовательного процесса» (Слюсарева, Мизина, 2022, с. 100).

В работе В.И. Рерке и И.С. Бубновой с участием 163 родителей обучающихся с 1-го по 11-й класс выявлено, что «число родителей с нейтральным отношением к образовательной среде школы к средним и старшим классам увеличивается», при этом показатель положительного отношения снижается (Рерке, Бубнова, 2016). Также авторы констатируют, что именно

в родительской группе по сравнению с педагогами и учащимися 5-11-х классов нейтральное и негативное отношение к образовательной среде школы выражено более значительно. Следует подчеркнуть, что данное исследование было выполнено на базе одной школы, в рамках одной образовательной среды, и экстраполировать выделенные особенности на более широкую популяцию родителей школьников не является корректным.

В целом проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить ряд ограничений в рассмотрении проблемы оценки родителями обучающихся психологической безопасности образовательной среды школы: недостаточность и фрагментарность исследований на выборках родителей младших школьников, локализация преимущественно в рамках одного образовательного учреждения; отсутствие данных о динамике родительских оценок психологической безопасности начальной школы, полученных на репрезентативных выборках в различных образовательных учреждениях. Все перечисленное подтверждает актуальность цели и задач нашей работы.

Материалы и методы

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили системный, личностно-ориентированный и средовой подходы в психологической науке, концепция психологической безопасности образовательной среды И.А. Баевой.

Разделяя позицию, что основным источником информации о таком сложном интегративном феномене, как психологическая безопасность образовательной среды, выступают ее субъекты, для решения поставленных задач мы использовали субъектно-оценочный метод, а именно последнюю версию опросника И.А. Баевой для родителей обучающихся (Баева, 2006). Опросник имеет широкую апробацию, доказанные надежность и валидность. Методика состоит из трех содержательных блоков и позволяет оценить отношение родителей обучающихся к образовательной среде, т.е. изучить референтность школьной среды для родительской группы, а также удовлетворенность родителей значимыми характеристиками образовательной среды и защищенность во взаимодействии с разными субъектами в образовательной среде. Несомненными достоинствами опросника И.А. Баевой для родителей выступают умеренный объем вопросов и их доступная конструкция, однозначность интерпретации ответов и стандартизированная схема обработки данных. Однако мы сочли целесообразным и важным внести дополнение в такой раздел опросника, как «защищенность во взаимодействии в образовательной среде», и включить в него пункт, позволяющий изучить защищенность родителей младших школьников в контактах друг с другом (в оригинале опросника предусмотрен анализ взаимодействий родителей обучающихся только с педагогами и администрацией).

Для обеспечения репрезентативности родительской выборки опрос респондентов был организован на базе нескольких школ г. Нижнего Новго-

рода разного типа (две общеобразовательные школы, авторская академическая школа, лицей, две школы с углубленным изучением отдельных предметов), что позволило получить средние, типичные показатели оценки родителями психологической безопасности среды начальной школы в континууме различных образовательных условий.

Поскольку одной из задач нашего исследования является анализ динамики оценки психологической безопасности образовательной среды родителями младших школьников за период обучения детей в начальном звене школы, сбор эмпирических данных реализовывался методом поперечных срезов с привлечением отцов и матерей школьников с 1-го по 4-й класс. Диагностика осуществлялась во втором полугодии, в марте, когда у каждого из родителей уже сформировано отношение к образовательной среде на текущем году обучения ребенка в начальной школе.

В исследовании приняли участие 102 родителя первоклассников, 100 родителей второклассников, 105 родителей третьеклассников. Итоги опроса родителей четвероклассников использованы из материалов нашего предыдущего исследования, в котором были задействованы 318 матерей и отцов (Иванова, 2020). Сопоставимость результатов в группах разной численности обеспечивалась применением метрик описательных статистик, процентных показателей. Общая выборка родителей младших школьников составила 625 человек в возрасте от 27 до 59 лет (средний возраст 35 лет), из которых преобладающее большинство - матери (93,7%, 573 человека). Основная часть родителей младших школьников, включенных в состав респондентов, имеет высшее образование - 79,2% (495 человек).

Для статистической обработки результатов использовались прикладные программы MS Excel, SPSS Statistics 23.0; статистическая достоверность различий определялась с помощью критериев Хи-квадрат Пирсона и Крас-келла-Уоллеса.

Результаты исследования

По итогам проведения опросника в родительской выборке были составлены сводные таблицы, демонстрирующие особенности оценки матерями и отцами младших школьников основных компонентов психологической безопасности образовательной среды. Результаты оценки родителями обучающихся с 1-й по 4-й класс собственного отношения к образовательной среде начальной школы (референтность среды) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Отношение родителей младших школьников к образовательной среде (%)

Тип отношения к образовательной среде Год обучения детей

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год

Отрицательное 12,7 15 13,3 10,4

Нейтральное 18,7 27 31,5 34,9

Положительное 68,6 58 55,2 54,7

Итого 100 100 100 100

Из таблицы следует, что преобладающая часть родительской группы на каждом году обучения детей в начальной школе положительно относится к образовательной среде; в этом полученные нами данные согласуются с результатами немногочисленных эмпирических исследований других авторов, выполненных на выборках родителей старшеклассников или в смешанных группах (Рерке, Бубнова, 2016; Дронова, 2020). Однако в нашей работе респонденты из школ разного типа продемонстрировали более низкий процентный показатель положительного отношения к образовательной среде (от 68,6 до 54,7%) по сравнению с данными исследования Е.С. Слю-саревой и Н.Н. Мизиной (2021), выполненного на базе только одной начальной школы с инклюзивным образованием (88%).

Необходимо подчеркнуть, что наибольший процент положительного отношения к образовательной школьной среде характерен для родителей первоклассников, далее можно констатировать тенденцию к снижению этого показателя. Самая выраженная статистически значимая отрицательная динамика в отношении родителей к образовательной среде установлена между первым и вторым классами (при p < 0,001 по %2-критерию Пирсона).

В целом полученные данные демонстрируют, что существенная часть родителей младших школьников на каждом году обучения детей не имеет положительного отношения к образовательной среде, в которую включен ребенок: 31,4% родителей первоклассников, 42% родителей второклассников, 44,8% родителей третьеклассников и 45,3% родителей четвероклассников, что является неблагоприятным показателем.

Результаты оценки родителями младших школьников своей удовлетворенности отдельными характеристиками школьной образовательной среды отражены в табл. 2.

Согласно полученным данным очень высокий уровень родительской удовлетворенности (интервал от 4,2 до 5) не обнаружен ни по одной характеристике образовательной среды на всех годах обучения детей в начальной школе. Больше всего показателей высокого уровня удовлетворенности (интервал от 3,4 до 4,1) продемонстрировали родители первоклассников, и в целом профиль их удовлетворенности средовыми характеристиками достаточно сбалансированный (показатели колеблются в рамках высокого и среднего уровней).

Необходимо отметить ярко выраженное статистически значимое снижение (при p < 0,001) родительской удовлетворенности такой характеристикой школьной среды, как «учет личных проблем и затруднений»: от среднего уровня в первом классе (интервал 2,6 до 3,3) к ниже среднего (интервал от 1,8 до 2,5 - выделено в табл. 2 серой заливкой) в других классах, что выступает негативным показателем. По характеристике «возможность обратиться за помощью» уровень родительской удовлетворенности также статистически значимо уменьшается после первого класса с высокого до среднего (при p < 0,001). Удовлетворенность родителей возможностью проявлять инициативу, активность в образовательной среде после среднего уровня в первых трех классах понижается в четвертом

классе до ниже среднего. Постепенное статистически значимое снижение родительской удовлетворенности от первого к четвертому классу выявлено по характеристике «взаимоотношения с учениками» (при р < 0,001). Неравномерная динамика обнаружена в показателях удовлетворенности родителей взаимоотношениями с педагогами: снижение с высокого уровня до среднего во втором классе и незначительное повышение в рамках среднего уровня в третьем и в четвертом классах. Достаточно стабильны на протяжении начальной школы показатели родительской удовлетворенности такой средовой характеристикой, как «сохранение личного достоинства» (несущественные колебания в интервале высокого уровня).

Таблица 2

Удовлетворенность родителей младших школьников значимыми характеристиками образовательной среды (М + ст)

Характеристики школьной среды Показатели удовлетворенности характеристиками образовательной среды на разных годах обучения детей Критерий Краскела-Уоллеса

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год

Взаимоотношения с учителями 3,48 + 0,50 2,88 + 0,78 2,91 + 0,85 3,18 + 0,99 32 179***

Взаимоотношения с учениками 3,82 + 0,45 3,56 + 1,15 3,42 + 0,76 3,35 + 0,88 24,284***

Возможность высказать свою точку зрения 3,26 + 0,79 3,24 + 0,92 2,68 + 0,82 2,72 + 0,74 20,680***

Уважительное отношение к себе 3,34 + 0,56 3,32 + 0,92 3,24 + 0,76 3,09 + 0,82 9,528*

Сохранение личного достоинства 3,48 + 0,58 3,42 + 0,55 3,48 + 0,53 3,42 + 0,92 1,018

Возможность обратиться за помощью 3,48 + 0,61 2,64 + 0,74 2,74 + 0,87 2,67 + 0,80 30,161***

Возможность проявлять инициативу, активность 3,14 + 0,74 3,28 + 1,1 3,22 + 0,79 2,51 + 0,72 21,135***

Учет личных проблем и затруднений 3,22 + 0,83 2,18 + 0,76 2,10 + 0,58 2,13 + 0,70 44 914***

Интегральная удовлетворенность 3,4 3,06 2,97 2,85 88,221***

Примечания. * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при р < 0,01; *** - при р < 0,001. Ячейки, в которых показатели демонстрируют степень удовлетворенности на уровне «ниже среднего», имеют серую заливку

В целом статистически значимого роста показателей удовлетворенности родителей младших школьников отдельными средовыми характеристиками школы не установлено, напротив, для большинства из них выявлено статистически значимое снижение по критерию Краскела-Уоллеса (при р < 0,001 и при р < 0,01).

Интегральная (общая) удовлетворенность родителей младших школьников образовательной средой также имеет отрицательную динамику: от

высокого уровня в первом классе снижается до среднего во втором и остается на данном уровне с постепенным уменьшением среднего показателя в 3-м и 4-м классах. Снижение показателя интегральной удовлетворенности родительской группы образовательной средой начальной школы является статистически значимым по критерию Краскела-Уоллеса (при р < 0,001).

Результаты оценки родителями младших школьников своей защищенности во взаимодействии в образовательной среде отражены в табл. 3.

Таблица 3

Защищенность родителей младших школьников во взаимодействии в образовательной среде (М + ст)

Риски Источник рисков Показатели защищенности от рисков ко на разных годах обучения детей Критерий Краскела-Уоллеса

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год

Публичное унижение П 3,61 + 1,06 3,43 + 0,84 3,12 + 0,82 2,83 + 0,93 64,213***

А 3,82 + 0,97 3,82 + 0,85 3,82 + 0,61 3,74 + 0,77 1,863

Р 3,02 + 0,95 2,58 + 0,64 2,48 + 0,83 2,41 + 0,83 42,528***

Угрозы П 3,42 + 1,04 3,20 + 0,84 3,02 + 0,70 2,48 + 0,77 113,043***

А 4,02 + 0,76 3,82 + 0,76 3,82 + 0,59 3,84 + 0,71 5,644

Р 3,33 + 0,97 3,03 + 0,76 2,58 + 0,66 2,52 + 0,72 85,108***

Принуждения П 3,34 + 0,67 3,28 + 0,68 3,30 + 0,71 3,21 + 0,66 3,636

А 3,93 + 0,72 3,82 + 0,83 3,82 + 0,89 3,72 + 0,78 6,699

Р 3,18 + 0,99 2,64 + 0,72 2,46 + 0,74 2,82 + 0,80 39 774***

Игнорирование П 3,18 + 0,86 2,88 + 0,79 2,62 + 0,77 2,23 + 0,62 132,989***

А 3,42 + 0,88 3,82 + 0,93 3,82 + 1,08 3,05 + 0,82 80,829***

Р 2,96 + 0,80 2,52 + 0,73 2,40 + 0,81 2,42 + 0,80 37,696***

Недоброжелательное отношение П 3,08 + 0,94 2,80 + 0,75 2,66 + 0,76 2,37 + 0,79 72,094***

А 3,34 + 0,84 3,82 + 0,99 3,82 + 1,03 3,28 + 0,80 45 999***

Р 2,71 + 0,80 2,44 + 0,72 2,40 + 0,74 2,38 + 0,79 14,618**

Интегральная защищенность 3,36 3,19 3,08 2,89 111,433***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания. П - педагоги, А - администрация, Р - родители обучающихся; * - при уровне значимости р < 0,05; ** - при р < 0,01; *** - при р < 0,001. Ячейки, в которых показатели демонстрируют степень защищенности на уровне «ниже среднего», имеют серую заливку_

Полученные данные демонстрируют, что очень высокий уровень защищенности родителей от рисков во взаимодействиях в школьной среде (интервал от 4,2 до 5) не обнаружен на всех годах обучения детей в младших классах.

В наибольшей степени родители ощущают свою защищенность в контактах с администрацией: по различным рискам во всех классах средние показатели защищенности соответствуют преимущественно высокому уровню (интервал от 3,4 до 4,1). Также следует отметить, что оценка защищенности во взаимодействиях с администрацией у родителей достаточно стабильна на протяжении четырех лет начальной школы и не имеет вы-

раженных изменений по таким рискам, как «публичное унижение», «угрозы», «принуждения».

Важно подчеркнуть, что наименьшую защищенность родители младших школьников ощущают в контактах друг с другом, демонстрируя в большинстве случаев уровень защищенности «ниже среднего» (интервал от 1,8 до 2,5 - выделено в таблице серой заливкой). Согласно полученным эмпирическим данным, наблюдается отрицательная динамика в показателях родительской защищенности во взаимодействиях друг с другом на протяжении начальной школы по критерию Краскела-Уоллеса (при р < 0,001). Самые низкие показатели продемонстрированы в защищенности в контактах в родительской группе от публичного унижения, игнорирования и недоброжелательного отношения (начиная со 2-го года обучения детей уровень защищенности «ниже среднего»).

Во взаимодействиях с педагогами родители младших школьников демонстрируют преимущественно средний уровень защищенности с тенденцией к снижению показателей с 1-го по 4-й годы обучения детей (при р < 0,001 по критерию Краскела-Уоллеса) по всем рискам, кроме «принуждения». По таким рискам, как «угрозы», «игнорирование» и «недоброжелательное отношение», родители четвероклассников в общении с учителями оценивают свой уровень защищенности как «ниже среднего».

По рискам «игнорирование» и «недоброжелательное отношение» установлена статистически значимая отрицательная динамика показателей защищенности родителей младших школьников во взаимодействиях со всеми субъектами образовательной среды: с педагогами, администрацией и друг с другом (при р < 0,001).

Интегральный показатель защищенности во взаимодействиях в образовательной среде с позиции родителей младших школьников соответствует среднему уровню и, так же как общий показатель родительской удовлетворенности, имеет отрицательную статистически значимую динамику от 1-го к 4-му классу (при р < 0,001 по критерию Краскела-Уоллеса).

Обсуждение результатов

Обобщая вышеизложенное, можно сделать ряд выводов о родительской оценке основных составляющих психологической безопасности начальной школы.

Во-первых, по результатам проведенного исследования образовательная школьная среда не обладает достаточной референтностью для значимой части родителей: 31% отцов и матерей первоклассников и более 40% родителей детей, обучающихся со 2-го по 4-й класс, относятся к образовательной среде нейтрально или отрицательно, что заслуживает внимания специалистов: педагогов, психологов, администрации.

Кроме того, установлено, что число родителей, демонстрирующих положительное отношение к образовательной школьной среде, ежегодно уменьшается на протяжении четырехлетнего обучения детей в начальной

школе. Таким образом, можно утверждать, что выявленная в исследовании В.И. Рерке и И.С. Бубновой (2016) тенденция к снижению положительного отношения родителей к школе в средних и старших классах характерна и для начального звена школы. Тот факт, что наиболее выраженная отрицательная динамика в родительском отношении к образовательной среде наблюдается между 1-м и 2-м классами, возможно, связан с появлением отметок и домашних заданий на 2-м году обучения и сопутствующих им трудностей и проблем, однако данное предположение требует дополнительного специального изучения.

Во-вторых, следует подчеркнуть статистически значимое снижение (при р < 0,001) показателей общей (интегральной) удовлетворенности родителей образовательной средой за период начальной школы, которые после 1-го года обучения детей соответствуют среднему уровню. Самые низкие оценки характерны для родительской удовлетворенности характеристикой «учет личных проблем и затруднений» (начиная со 2-го года обучения школьников уровень «ниже среднего»). Данный факт можно рассматривать как косвенное свидетельство недостаточности реализации личностно-ориентированного образования в начальной школе и следует принять во внимание педагогам.

В-третьих, важно отметить выявленное статистически значимое (при р < 0,001) уменьшение значений общей (интегральной) защищенности родителей младших школьников во взаимодействиях в образовательной среде. Именно в контактах друг с другом родители демонстрируют самые низкие показатели защищенности в школьной среде, а постепенное снижение этих оценок выступает косвенным свидетельством отсутствия стихийного совершенствования родительских взаимоотношений. В целом проблема конфликтности, нарушения этических норм и проявления разного рода насилия во взаимодействиях родителей школьников (особенно в родительских чатах) в настоящий момент обсуждается в средствах массовой информации, на профессиональных сайтах педагогов и психологов, однако мало изучена в психолого-педагогических исследованиях и, безусловно, требует к себе повышенного внимания. Выявленный факт еще раз подтверждает необходимость целенаправленной психолого-педагогической работы с родителями школьников по развитию их психологической культуры и навыков эффективного общения. Результативными формами работы с родительской группой в данном направлении по итогам наших предыдущих исследований (Суворова, 2012; Иванова, 2020) являются лектории и семинары по социально-нравственным нормам взаимодействия, умениям ненасильственного общения, психологической безопасности и психологическому здоровью, тренинги ассертивного поведения, круглые столы по проблемам агрессивности и буллинга, мастер-классы по субъект-но-ориентированному взаимодействию и др.

Во взаимоотношениях родителей с педагогами за период начального образования детей по результатам исследования можно констатировать наличие проблем и недостаточную эффективность, подтверждением чего

выступают преобладающие показатели среднего уровня удовлетворенности родителей общением с учителями и защищенности в этих контактах. На 4-м году обучения детей по ряду рисков в общении с учителями родители оценивают свой уровень защищенности как «ниже среднего». Полученные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования взаимодействий педагогов с родителями школьников.

В целом, обобщая оценки родителями младших школьников основных составляющих психологической безопасности образовательной среды, можно констатировать, что, по мнению большинства респондентов, данная интегральная характеристика качества образовательной среды не соответствует высокому и очень высокому уровням. Одним из ведущих направлений повышения психологической безопасности начальной школы должно стать совершенствование социального компонента образовательной среды, а именно взаимодействий педагогов и родителей, а также родительских взаимоотношений.

Необходимо подчеркнуть, что определенным ограничением проведенного исследования является его организация в школах г. Нижнего Новгорода, представляющего один регион, а также невысокий процент в родительской выборке отцов. Отметим, что трудности привлечения отцов школьников к участию в различных образовательных мероприятиях, в том числе диагностических процедурах, отмечаются многими отечественными и зарубежными психологами.

Заключение

Важнейшей характеристикой качества образовательной среды, оказывающей влияние на всех субъектов образования, является психологическая безопасность. Несмотря на значительный интерес отечественных исследователей к проблеме психологической безопасности образовательных сред вузов, старшей и средней школы, она требует дальнейшего изучения применительно к этапу начального школьного образования. Особое значение имеет своевременный анализ оценки психологической безопасности образовательной среды начальной школы разными ее субъектами, в том числе родителями обучающихся.

Выполненное исследование позволило установить ряд негативных особенностей в оценке родителями младших школьников основных составляющих психологической безопасности образовательной среды.

Выявлено, что для существенного числа родителей младших школьников (более 30% на первом году обучения детей и далее более 40%) характерно нейтральное или отрицательное отношение к образовательной среде, при этом констатирована тенденция к снижению положительного родительского отношения к образовательной школьной среде на протяжении обучения детей в начальном звене.

Зафиксировано, что интегральные показатели удовлетворенности и защищенности родительской группы в образовательной среде находятся

в интервале среднего уровня и имеют статистически значимую отрицательную динамику за период начальной школы. В целом психологическая безопасность образовательной среды с позиции большинства родителей младших школьников не является высокой, а следовательно, требует специальных мер по своему формированию.

Выявленные неблагоприятные тенденции как в родительском сообществе, так и в отношениях родителей с педагогами свидетельствуют, с одной стороны, о нарастании и накоплении межличностных противоречий и взаимных претензий, а с другой - об отсутствии работы по формированию культуры общения субъектов образования.

В качестве перспективных вопросов для дальнейшего изучения в обозначенном проблемном поле мы рассматриваем: сравнительный анализ оценки родителями младших школьников психологической безопасности образовательной среды в школах разного типа; лонгитюдное изучение динамики референтности образовательной среды, удовлетворенности ею и защищенности в ней с позиции родителей младших школьников; детальное изучение отдельных субъективно значимых психологических рисков и угроз во взаимодействии родителей младших школьников, деструктивных тенденций, подходов к их предупреждению и нивелированию.

Литература

Бадиев, И. В. (2021). Агрессивность участников образовательных отношений и психологическая безопасность школьной среды. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика, 18(4), 708-730. doi: 10.22363/23131683-2021-18-4-708-730 Баева, И. А. (2006). Обеспечение психологической безопасности в образовательном

учреждении. СПб.: Речь. Баева, И. А., Гаязова, Л. А., Кондакова, И. В., Лактионова Е. Б. (2021). Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей. Психологическая наука и образование, 26(2), 5-16. doi: 10.17759/pse.2021260201 Баева, И. А., Семикин, В. В. (2005). Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 5(12), 7-19.

Вачков, И. В., Вачкова, С. Н. (2018). Удовлетворенность образовательной средой субъектов педагогического процесса как индикатор угроз психологическому здоровью детей. Клиническая и специальная психология, 7(2), 41-52. doi: 10.17759/psyclin.2018070203 Гилемханова, Э. Н., Хусаинова, Р. М., Башлай, Э. Х. (2021). Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 10(4), 295-305. doi: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-295-305 Дронова, Е. И. (2020). Сравнительный анализ оценки психологической безопасности образовательной среды субъектами образовательного процесса. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал, 11(52), 96-106. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sravnitelnyj-analiz-otsenki-psikhologicheskoj-bezopasnosti-obrazovatelnoj-sredy-subektami-obrazovatelnogo-protsessa.html Зверева, М. А. (2017). Взаимосвязь отношений к обучению младших школьников и психологической безопасности образовательной среды. Проблемы педагогики, 6(29), 21-23.

Иванова, Н. В. (2020) Реализация модели личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования. Н. Новгород: Мининский ун-т.

Кисляков, П. А., Шмелева, Е. А., Кольчугина, Н. И., Фан, Ч. К. (2022). Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде. Образование и наука, 24(9), 143-173. doi: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-173 Клепач, Ю. В., Худякова, Т. Л., Арпентьева, М. Р. (2022). Проблемы психологической

безопасности образования. Психолого-педагогический поиск, 2(62), 62-75. Королева, Ю. А. (2021). Социально-психологические характеристики психологической безопасности младших школьников с задержкой психического развития (в условиях инклюзивной школы-интерната). Проблемы современного педагогического образования, 71(2), 441-444.

Краснянская, Т. М., Тылец, В. Г. (2022). Основные тенденции становления и развития методов психологии безопасности. Вестник Мининского университета, 10(3). doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-3-8 Петренко, А. Б., Торикова, Е. Ф. (2023). Формирование конфликтоустойчивости и конфликтологической компетентности у будущих педагогов как предпосылка психологической безопасности образовательных отношений. Вестник Ставропольского государственного педагогического института, 19(1), 97-106. Рерке, В. И., Бубнова, И. С. (2016). Психологическая безопасность образовательной среды

школы: изучение и прогноз. Казанский педагогический журнал, 116(3), 150-155. Рещикова, Л. С. (2017). Обоснование создания проективной методики диагностики психологической безопасности образовательной среды начальной школы. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 5, 113-119. Слюсарева, Е. С., Мизина, Н. Н. (2022). Исследование удовлетворенности как критерия психологической безопасности родителей в инклюзивной образовательной среде. Проблемы современного образования, 6, 89-103. doi: 10.31862/2218-8711-2022-6-89-103 Смык, Ю. В., Качимская, А. Ю. (2021). Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника. Science for Education Today, 11(1), 42-58. doi: 10.15293/2658-6762.2101.03 Соколова, Н. А., Бухтоярова, Е. А. (2023). Проектирование психологически безопасной образовательной среды как компонент подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Инновационное развитие профессионального образования, 37(1), 122-128.

Спартакян, Н. С., Синякова М. Г. (2021). Уровни анализа проблемы психологической безопасности педагога в современных исследованиях. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ), 7(4), 102-113. Суворова, О. В. (2012). Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъ-ектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. Трофимова, Е. Л., Кузьмина, Г. А. (2022). Психологическая безопасность личности педагога в условиях неопределенности. Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология, 39. 54-75. doi: 10.26516/2304-1226.2022.39.54 Якиманская, И. С., Молокостова, А. М. (2023). Исследование восприятия подростками психологической безопасности образовательной среды. Психолог, 1. 51-64. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39715 Ясвин, В. А. (2018). Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам. Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 18(1), 80-90. doi: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-80-90

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 21.10.2023 г.; принята 01.03.2024 г.

Иванова Наталья Валентиновна - заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, доктор психологических наук, доцент. E-mail: ivanova30nv@yandex.ru

Суворова Ольга Вениаминовна - профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина; профессор кафедры педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор. E-mail: olgavenn@yandex.ru

Минаева Елена Викторовна - доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: eminaeva69@mail.ru

Щербакова Елена Евгеньевна - профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина; профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: e.e.1806@yandex.ru

For citation: Ivanova, N. V., Suvorova, O. V., Minaeva, E. V., Shcherbakova, Е. Е. (2024). Psychological Safety of the Educational Environment from the Perspective of Parents of Elementary School Children. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 91, 118-138. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/91/7

Psychological Safety of the Educational Environment from the Perspective of Parents of Elementary School Children

N.V. Ivanova1, O.V. Suvorova1, 2, E.V. Minaeva1, Е.Е. Shcherbakova1, 3

1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 1, Ulyanov Str., Nizhny Novgorod, 603600, Russian Federation

2Perm State Humanitarian Pedagogical University, 24, Sibirskaya Str., Perm, 614990, Russian Federation 3National Research Lobachevsky State University ofNizhny Novgorod, 23, Gagarin Ave., Nizhny Novgorod, 603022, Russian Federation

Abstract

The article presents the results of an empirical study of the characteristics of the assessment by parents of elementary school children of the psychological safety of the educational environment of elementary school, namely: reference; satisfaction with the educational environment; and protection from various psychological violence in interactions in the educational environment. Analysis of foreign and domestic publications allows us to state that the problem is not well studied, has high relevance in the context of timely identification of psychological threats and risks for the favorable personal development of elementary school children and the preservation of children's psychological health, as well as ensuring the subjective position of parents in the educational environment of elementary school and assessing its quality. The study involved 625 parents of elementary school children whose children study in schools of various types from the first to the fourth grade. Empirical data were collected by the method of cross-sections. The diagnostic tool was a questionnaire for parents of I. A. Bae-

va "Psychological safety of the educational environment of the school" in addition we added the section "protection", which allowed us to study the protection of parents of elementary school children in contacts with each other. It was established that a significant part of parents of elementary school children do not have a positive attitude to the educational environment throughout the entire education of children in elementary school (31% to 45%). The integral satisfaction of parents with the educational environment of elementary school and protection in it correspond to the average level and have negative dynamics from the first to the fourth grade. Parents of elementary school children experience the least protection in contacts with each other (the prevailing level is "below average"). The lowest parental satisfaction was recorded in the environmental characteristic "accounting for personal problems and difficulties". In general, the psychological safety of the educational environment of elementary school from the point of view of most parents of students is not high. The results of the study confirm the need not only to improve the quality of the educational environment of elementary school, but also to conduct special psychological and pedagogical work with parents of elementary school children to develop their psychological culture and effective communication skills, further study of significant psychological risks in the interaction of parents of elementary school children.

Keywords: educational environment; psychological safety; subjects of education; parents of school children; elementary school child

References

Badiev, I. V. (2021). Agressivnost' uchastnikov obrazovatel'nykh otnosheniy i psikhologi-cheskaya bezopasnost' shkol'noy sredy [Aggression of participants in educational relations and psychological safety of the school environment]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya i pedagogika, 18(4), 708-730. doi: 10.22363/23131683-2021-18-4-708-730 Baeva, I. A. (2006). Obespechenie psikhologicheskoy bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Ensuring psychological safety in an educational institution]. St. Petersburg: Rech'.

Baeva, I. A., & Semikin, V. V. (2005). Bezopasnost' obrazovatel'noy sredy, psikholo-gicheskaya kul'tura i psikhicheskoe zdorov'e shkol'nikov [Safety of the educational environment, psychological culture and mental health of schoolchildren]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena, 5(12), 7-19. Baeva, I. A., Gayazova, L. A., Kondakova, I. V., & Laktionova E. B. (2021). Psikhologiche-skaya bezopasnost' i sotsial'nyy intellekt podrostkov i yunoshey [Psychological safety and social intelligence of adolescents and young men]. Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie, 26(2), 5-16. doi: 10.17759/pse.2021260201 Bagga, M. K. (2022). The psychological safety of Indian school teachers: where the mind is

without fear. Education and Self-Development, 17(4), 14-21. doi: 10.26907/esd. 17.4.02 Chen, J., Zheng, W., & Jiang, B. (2022). The impact of moral leadership on physical education teachers' innovation behavior: The role of identification with leader and psychological safety. Frontiers in Psychology. 13(21). doi: 10.3389/fpsyg.2022.1030245 Dronova, E. I. (2020). Sravnitel'nyy analiz otsenki psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy sub"ektami obrazovatel'nogo protsessa [Comparative analysis of the assessment of psychological safety of the educational environment by subjects of the educational process]. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal, 11(52), 96-106. https://scipress.ru/pedagogy/articles/sravnitelnyj-analiz-otsenki-psikhologicheskoj-bezopasnosti-obrazovatelnoj-sredy-subektami-obrazovatelnogo-protsessa.html

Dusenberry, L., & Robinson, J. (2020). Building Psychological Safety Through Training Interventions: Manage the Team, Not Just the Project. IEEE Transactions on Professional Communication. 63(3), 207-226. doi: 10.1109/TPC.2020.3014483

Edmondson, A. C. (1999). Psychological safety and learning behavior in work teams. Administrative Science Quarterly. 44(2), 350-383. Edmondson, A. C., & Lei, Z. (2014). Psychological safety: The history, renaissance, and future of an interpersonal construct. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 1(1), 23-43. doi: 10.1146/ANNUREV-0RGPSYCH-031413-091305

Gilemkhanova, E. N., Khusainova, R. M., & Bashlay, E. Kh. (2021). Znachimost' bazovykh tsennostey dlya sub"ektov obrazovatel'noy sredy kak uslovie ee bezopasnosti [The importance of basic values for subjects of the educational environment as a condition for its safety]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Akmeologiya obrazo-vaniya. Psikhologiya razvitiya, 10(4), 295-305. doi: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-295305

Ivanova, N. V. (2020) Realizatsiya modeli lichnostno-razvivayushchey obrazovatel'noy sredy na zaklyuchitel'nom etape nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Implementation of a model of a personal development educational environment at the final stage of primary general education]. Nizhny Novgorod: The Minin University. Ivanova, N., & Sorokina, T. (2020). Educational environment approach to preventing the growth of school students' anxiety in the transition from primary to secondary school. Elementary Education Online. 19(1), 333-342. doi: 10.17051/ilkonline.2020.661841 Janik, M., & Rothmann, S. (2016). Engagement of secondary school teachers in Namibia: Relational context effects. Journal of Psychology in Africa, 26(4), 316-325. doi: 10.1080/14330237.2016.1208921 Kislyakov, P. A., Shmeleva, E. A., Kolchugina, N. I., & Fan, Ch. K. (2022). Zhiznestoykost' i psikhologicheskaya bezopasnost' pedagoga v obrazovatel'noy srede [Resilience and psychological safety of a teacher in an educational environment]. Obrazovanie i nauka, 24(9), 143-173. doi: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-173 Klepach, Yu. V., Khudyakova, T. L., & Arpentieva, M. R. (2022). Problemy psikhologiche-skoy bezopasnosti obrazovaniya [Problems of psychological safety of education]. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk, 2(62), 62-75. Kolchik, E., & Zhikhareva, L. (2019). Psychological safety of the primary schoolchild in the educational environment. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 76, 1705-1713. doi: 10.15405/epsbs.2019.12.04.231 Koroleva, Yu. A. (2021). Sotsial'no-psikhologicheskie kharakteristiki psikhologicheskoy bezopasnosti mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya (v usloviyakh inklyuzivnoy shkoly-internata) [Socio-psychological characteristics of the psychological safety of younger schoolchildren with mental retardation (in inclusive boarding schools)]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 71(2), 441-444. Krasnyanskaya, T. M., & Tylets, V. G. (2022). Osnovnye tendentsii stanovleniya i razvitiya metodov psikhologii bezopasnosti [Main trends in the formation and development of safety psychology methods]. VestnikMininskogo universiteta, 10(3). doi: 10.26795/2307-12812022-10-3-8

Lyu, X. (2016). Effect of organizational justice on work engagement with psychological safety as a mediator: evidence from China. Social Behaviour and Personality, 44(8), 1359-1370. doi: 10.2224/sbp.2016.44.8.1359 Minaeva, E. V., Ivanova, N. V., Suvorova, O. V., Sorokina, T. M., & Akpayeva, A. B. (2018) Examination of learning anti-motives in elementary school students with content analysis tools [Special issue]. Astra Salvensis, 6, 329-339. Park, J. E., & Kim, J. H. (2021). Nursing students' experiences of psychological safety in simulation education: a qualitative study. Nurse Education in Practice, 55, 103-163. doi: 10.1016/j.nepr.2021.103163 Petrenko, A. B., & Torikova, E. F. (2023). Formirovanie konfliktoustoychivosti i kon-fliktologicheskoy kompetentnosti u budushchikh pedagogov kak predposylka psikhologi-cheskoy bezopasnosti obrazovatel'nykh otnosheniy [Formation of conflict resistance and

conflict management competence in future teachers as a prerequisite for psychological safety of educational relations]. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo instituta, 19(1), 97-106. Rerke, V. I., & Bubnova, I. S. (2016). Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy shkoly: izuchenie i prognoz [Psychological safety of the school educational environment: A study and forecast]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 116(3), 150-155. Reshchikova, L. S. (2017). Obosnovanie sozdaniya proektivnoy metodiki diagnostiki psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy nachal'noy shkoly [Rationale for the creation of a projective methodology for diagnosing the psychological safety of the educational environment of an elementary school]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 5, 113-119. Roy, D. (2019). Development and Validation of a Scale for Psychological Safety in School Among High School Students in India. Management and Labour Studies, 44(4), 1-23. doi: 10.1177/0258042X19870330 Shahid, S., & Din, M. (2021). Fostering psychological safety in teachers: The role of school leadership, team effectiveness & organizational culture. International Journal of Educational Leadership and Management, 9(2), 122-149. doi: 10.17583/ijelm.2021.6317 Sher, A., Gul, S., Riaz, M. K., & Naeem, M. (2019). Psychological Safety: A Cross-level Study of a Higher Educational Institute (HEI). Journal of Management Sciences, 6(1), 30-49. doi: 10.20547/jms.2014.1906103 Slyusareva, E. S., & Mizina, N. N. (2022). Issledovanie udovletvorennosti kak kriteriya psikhologicheskoy bezopasnosti roditeley v inklyuzivnoy obrazovatel'noy srede [The study of satisfaction as a criterion of psychological safety of parents in an inclusive educational environment]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 6, 89-103. doi: 10.31862/2218-8711-2022-6-89-103 Smyk, Yu. V., & Kachimskaya, A. Yu. (2021). Potentsial psikhologicheskoy bezopasnosti pedagoga kak uslovie psikhologicheskoy bezopasnosti shkol'nika [The potential of a teacher's psychological safety as a condition for the psychological safety of a student]. Science for Education Today, 11(1), 42-58. doi: 10.15293/2658-6762.2101.03 Soares, A. E., & Lopes, M. P. (2020). Are your students safe to learn? The role of lecturer's authentic leadership in the creation of psychologically safe environments and their impact on academic performance. Active Learning in Higher Education. 21(1), 65-78. doi: 10.1177/1469787417742023 Sokolova, N. A., & Bukhtoyarova, E. A. (2023). Proektirovanie psikhologicheski bezopasnoy obrazovatel'noy sredy kak komponent podgotovki budushchikh pedagogov k professio-nal'noy deyatel'nosti [Designing a psychologically safe educational environment as a component of preparing future teachers for professional activities]. Innovatsionnoe razvitie profes-sional'nogo obrazovaniya, 37(1), 122-128. Spartakyan, N. S., & Sinyakova M. G. (2021). Urovni analiza problemy psikhologicheskoy bezopasnosti pedagoga v sovremennykh issledovaniyakh [Levels of analysis of the problem of psychological safety of a teacher in modern research]. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatel'skaya traektoriya (INSAYT), 7(4), 102-113. Suvorova, O. V. (2012). Vliyanie semeynoy i obrazovatel'noy sredy na razvitie sub"ektnosti rebenka v periodperekhoda ot doshkol'nogo k mladshemu shkol'nomu detstvu [The influence of the family and educational environment on the development of a child's subjectivity during the transition from preschool to primary school childhood]. Nizhny Novgorod: The Minin University.

Trofimova, E. L., & Kuzmina, G. A. (2022). Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti peda-goga v usloviyakh neopredelennosti [Psychological safety of a teacher's personality in conditions of uncertainty]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Psikhologiya, 39, 54-75. doi: 10.26516/2304-1226.2022.39.54 Vachkov, I. V., & Vachkova, S. N. (2018). Udovletvorennost' obrazovatel'noy sredoy sub"ektov pedagogicheskogo protsessa kak indikator ugroz psikhologicheskomu zdo-

rov'yu detey [Satisfaction with the educational environment of subjects of the pedagogical process as an indicator of threats to the psychological health of children]. Klinicheskaya i spetsial'nayapsikhologiya, 7(2), 41-52. doi: 10.17759/psyclin.2018070203 Yakimanskaya, I. S., & Molokostova, A. M. (2023). Issledovanie vospriyatiya podrostkami psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy [Adolescents' perception of the psychological safety of the educational environment]. Psikholog, 1. 51-64. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39715 Yasvin, V. A. (2018). Issledovaniya obrazovatel'noy sredy v otechestvennoy psikholo-gii: ot metodologicheskikh diskussiy k empiricheskim rezul'tatam [The study of the educational environment in domestic psychology: From methodological discussions to empirical results]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 18(1), 80-90. doi: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-80-90 Yildirim, K., & Yenipinar, S. (2017). Psychological unsafely in schools: The development and validation of a Scale. Journal of Education and Training Studies, 5(6), 167-176. doi: 10.11114/jets.v5i6.2372 Zvereva, M. A. (2017). Vzaimosvyaz' otnosheniy k obucheniyu mladshikh shkol'nikov i psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy [The relationship between the attitudes towards learning of younger schoolchildren and the psychological safety of the educational environment]. Problemypedagogiki, 6(29), 21-23.

Received 21.10.2023; Accepted 01.03.2024

Natalia V. Ivanova - Head of the Department of Developmental and Educational Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. D. Sc. (Psychol.), Associate Professor. E-mail: ivanova30nv@yandex.ru

Olga V. Suvorova - Professor, Department of Developmental and Educational Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University; Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University. D. Sc. (Psychol.), Professor. E-mail: olgavenn@yandex.ru

Elena V. Minaeva - Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Cand. Sc. (Psychol.), Associate Professor. E-mail: eminaeva69@mail.ru

Elena E. Shcherbakova - Professor, Department of Developmental and Educational Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University; Professor, Department of Culture and Psychology of Entrepreneurship, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. D. Sc. (Pedagog.), Professor. E-mail: e.e.1806@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.