Научная статья на тему 'Психологическая безопасность образовательного пространства вуза'

Психологическая безопасность образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4408
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТРЕСС / ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / EDUCATION / ADAPTATION / SOCIALIZATION / PERSONALITY / STRESS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомягкова Оксана Николаевна

Статья раскрывает научные подходы к проблеме психологической безопасности личности в образовательном пространстве. Освещены содержательные вопросы проблемы, показатели и факторы безопасности личности, критерии и индикаторы образовательной среды. Практическая часть исследования раскрывает позицию каждого субъекта образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители) в отношении личной безопасности в условиях Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SECURITY EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article reveals the scientific approaches to the problem of the psychological security of the person in the education space. Highlight meaningful issues, indicators and factors of human security, the criteria and indicators of the educational environment. The practical part of the study reveals the position of each subject of the educational process (students, teachers, parents) on the personal security of the Perm State humanitarian and Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность образовательного пространства вуза»

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9.07

О.Н. Богомягкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

PSYCHOLOGICAL SECURITY EDUCATIONAL SPACE OF THE

UNIVERSITY

Статья раскрывает научные подходы к проблеме психологической безопасности личности в образовательном пространстве. Освещены содержательные вопросы проблемы, показатели и факторы безопасности личности, критерии и индикаторы образовательной среды. Практическая часть исследования раскрывает позицию каждого субъекта образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители) в отношении личной безопасности в условиях Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образование, адаптация, социализация, стресс, личность, субъект, компетентность.

The article reveals the scientific approaches to the problem of the psychological security of the person in the education space. Highlight meaningful issues, indicators and factors of human security, the criteria and indicators of the educational environment. The practical part of the study reveals the position of each subject of the educational process (students, teachers, parents) on the personal security of the Perm State humanitarian and Pedagogical University.

Key words: psychological safety, education, adaptation, socialization,

personality, stress, competence.

Проблема безопасности человека в современном мире становится все более актуальной. Это в значительной степени связано с ростом числа техногенных и природных катастроф, с масштабными социальными изменениями в обществе, ведущими к разрушению привычных стереотипов поведения, с увеличением объема информационных потоков и общим ускорением жизненного темпа. Все это нарушает привычные условия жизни людей, фрустрирует потребность в безопасности и защищенности от неблагоприятных воздействий [6].

Понятие «безопасность» все чаще рассматривается в качестве составной части психологического тезауруса, а изучение психологической безопасности личности является отдельным самостоятельным научным направлением.

© Богомягкова О.Н., 2013

Психологическая безопасность личности рассматривается в связи с мобилизацией ресурсов человеческой психики в трудных и экстремальных условиях, а реализация потребности в безопасности - как сохранение психологической целостности индивида, наличия у него чувства удовлетворенности настоящим и уверенности в будущем, ощущения защищенности интересов и ценностей, включенности в окружающую действительность (И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Б.А. Еремеев, П.Н. Ермаков, М.Е. Зеленова).

Кроме этого, психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды. Она может выступать как основание для проектирования и моделирования психолого-педагогических условий обучения и воспитания, одновременно способствуя укреплению и развитию психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Безопасность может также являться показателем эффективности деятельности службы сопровождения в учреждениях высшего профессионального образования. Психологопедагогическая безопасность, переживаемая участниками как состояние защищенности от психологического насилия, удовлетворенности основных потребностей в личностно-доверительном общении, является условием, запускающим позитивные возможности психического и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса [5].

Интегративность категории «психологическая безопасность» предполагает ее рассмотрение как процесса (создается каждый раз, когда встречаются участники социальной среды), как состояния (базовая защищенность личности и общества), как свойства личности (защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс сопротивляемости внешним воздействиям) (И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова, Н.Г. Рассоха).

Термин «безопасность образовательной среды» появился сравнительно недавно. Публично и прямо обсуждать проблемы психологической защищенности от психологического насилия, возникающего в условиях взаимодействия

участников образовательной ситуации, в нашей стране не принято.

С тех пор как образовательная среда стала предметом психологопедагогического исследования, были изучены ее уровни (Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин, E. Ravich, H. Wood и др.); проанализирована структура (Е.А. Климов, М.В. Копосова, А.М. Сидоркина, Э.Н. Саленко, С.В. Тарасов, P. Bell, P. Gump, D. Stokols и др.); выявлены типы (И.В. Ермакова, Н.А. Лабунская, Т. Менг,

Н.И. Поливанова, М. Раудсепп, И.М. Улановская, F. Persell, N. Catsambis и др.); намечены подходы к ее диагностике и экспертизе (С.Л. Братченко, В.А. Бухвалов,

A.В. Гавриленко, С.Д. Дерябо, И.В. Кулешова, В.П. Лебедева, В.А. Орлов,

B.И. Панов, Н.Л. Селиванова и др.). Однако малоизученным остается

психологический компонент образовательной среды [2].

Современные подходы к изучению безопасности позволяют

охарактеризовать различные критерии, уровни и компоненты в структуре психологической безопасности взаимодействующих субъектов.

В качестве основного ее критерия выделяют целостность физической структуры человека, соответствующую нормам стабильного функционирования организма. Затем следует группа критериев, относящихся к индивидуальнопсихологическому уровню, куда входят такие составляющие, как адекватность отражения и отношения к миру, защищенность психики, адаптивность функционирования, защищенность сознания человека от различного рода манипулятивных воздействий. На личностном уровне актуализируются особенности переживания социальных потрясений, физического и психологического насилия, возникающие вследствие конкретных событий и поведенческих актов, несущих угрозу собственной безопасности или безопасности близкого человека (Баева, 1996; Бурмистрова, 1998; Грачев, 1998; Еремеев, 2006; Ермаков, Абакумова, 2007).

Разноуровневый взгляд на проблему психологической безопасности прослеживается и у ученых Пермской психологической школы, базирующейся на теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, в свете которой интегральная индивидуальность есть частный случай саморазвивающейся и самоорганизуемой системы, состоящей из относительно замкнутых подсистем или уровней целостной большой системы «человек - общество», начиная от биохимических особенностей и кончая социальным статусом личности в обществе [4].

Через опосредующие звенья, путем создания условий для освоения и реализации значимой для субъекта деятельности практик (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог) получает возможность целенаправленно формировать механизмы сопротивляемости стрессу, чувство удовлетворенности и защищенности, личной ответственности, эмоциональную адекватность, ресурсные механизмы личности [4]. То есть, устраняя противоречия между отдельными разноуровневыми свойствами, он тем самым содействует гармонизации системы в целом.

В результате повышающейся потребности в безопасности актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы удовлетворять человеку потребность, вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, вуза), пространства трудовых отношений.

По данным многих отечественных и зарубежных авторов (И.А. Баева, Г.В. Грачев, И.В. Бурмистрова, Э. Эриксон, R. Johnson, M. Lipsey, H.M. Walker, B.J. Wise), психологическая защищенность участников образовательного процесса выступает условием:

1) обеспечения их адаптации, развития социальной компетентности;

2) формирования ориентации на позитивные отношения в социуме, ожидания социального принятия, поддержки, развития чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе, стремления к уникальности.

Важными параметрами формирования психологической безопасности будут выступать:

■ значимые привязанности, связываемые с умением выстраивать эмоционально близкие отношения;

■ состояние адаптированности (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы, что интегрально означает переживание чувства психологической защищенности;

■ коммуникативная компетентность как способность к выстраиванию эффективного общения, легкость в контактах;

■ внутренняя установка, связанная с готовностью действовать

определенным образом, личностная позиция;

■ низкий уровень психологического насилия;

■ преобладание диалогической направленности субъектов общения;

■ позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;

■ преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;

■ высокий уровень удовлетворенности образовательной средой.

По мнению О.Е. Лебедевой, интегральным показателем психологически безопасной образовательной среды должно являться переживание

эмоционального благополучия и компетентности всеми субъектами

образовательного процесса, которое выступает в качестве необходимого условия эффективного личностно развития участников образовательного процесса. Исходя из этого можно выделить несколько базовых критериев обеспечения психологической безопасности образовательной среды, таких как:

■ психологическая культура в качестве фактора и условия

психологической безопасности образовательной среды;

■ референтная значимость среды;

■ удовлетворенность участников основными характеристиками процесса взаимодействия.

Таким образом, психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо понимание и выявление возможных в ней рисков. Риски - один из важнейших показателей, касающихся психологического комфорта. Проблема психологической безопасности в образовании может быть рассмотрена в аспекте изучения рисков его субъектов, так как психологический аспект риска имеет непосредственное отношение к психологической безопасности личности.

К факторам риска в образовательной среде вуза можно отнести [3]:

■ недостаточное обеспечение профессорско-преподавательскими кадрами и невысокий уровень их профессионализма;

■ слабое развитие материально-технической базы;

■ недостаточную методическую обеспеченность учебного процесса;

■ низкую активность студентов и преподавателей;

■ недостаточный уровень формирования социальных и практических навыков, умений и опыта, низкий уровень воспитания и культуры, личностнопсихологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса;

■ несформированность условий для психологической безопасности их жизнедеятельности и профилактики психического и физического здоровья.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников. Следствием этого является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательному учреждению, получение психологических травм, наносящих ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, создающих препятствия на пути самоактуализации (Лактионова, 2008).

В.В. Бедрина и А.В. Личутин (2010) считают, что психологическая безопасность образовательной среды обеспечена, если в этой среде максимально нейтрализованы психологические риски и угрозы в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Эмпирическим подтверждением теоретического анализа данной проблемы может служить пилотажное исследование психологической безопасности образовательной среды ПГГПУ, проведенное в рамках проекта № 001-П «Психолого-педагогическая безопасность личности в образовательном пространстве: профилактика и комплексное сопровождение» с сентября по ноябрь 2012 г.

Для определения основных характеристик образовательной среды были выделены следующие значимые характеристики: позитивное, нейтральное и негативное отношение к образовательному учреждению, общий индекс -уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды, которые являются характеристиками психологической безопасности [2]. Данные критерии основывались на оценках характеристик образовательной среды:

■ взаимоотношения с педагогами,

■ взаимоотношения со сверстниками,

■ возможность высказать свою точку зрения,

■ уважительное отношение к себе,

■ сохранение личного достоинства,

■ возможность проявлять инициативу,

■ учет личных проблем и затруднений.

Также предлагались вопросы, касающиеся защищенности личности от публичного оскорбления, принуждения, игнорирования, недоброжелательного отношения, и вопросы, связанные с возможностью личностного развития и самосовершенствования в процессе обучения.

В качестве респондентов выступали педагоги, студенты и родители студентов ПГГПУ.

Анализ отношения к образовательной среде вуза показал, что у студентов, преподавателей и родителей преобладает позитивное отношение к образовательной среде учреждения, т.е. они рассматривают данную среду как

референтную, в качестве носителя норм, стандартов поведения, устанавливающих и усиливающих нормы и стандарты поведения личности.

По представленным данным можно видеть, что преподаватели наиболее позитивно относятся к образовательной среде (73 %), несколько меньше позитивных ответов у студентов (69 %) и менее представлено положительное отношение - у родителей (57 %).

Следует отметить, что общее позитивное отношение к университету не исключают некоторых недостатков в его работе. Так, у студентов и родителей на фоне общего положительного отношения к образовательной среде наблюдается более выраженная негативная позиция (соответственно 12 и 13 %) по сравнению с представленностью аналогичного показателя у педагогов (9 %).

Большее проявление родителями нейтрального отношения к процессу обучения студента в вузе (30 %) может быть вызвано «взрослой» позицией ребенка и, соответственно, невмешательством родителей в учебный процесс, а также территориальной удаленностью детей от семьи (в случае с иногородними студентами).

Анализ удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды ПГГПУ, по мнению большинства педагогов, родителей и студентов, находится на достаточно высоком уровне. Отметим, что под значимыми характеристиками удовлетворенностью средой понимаются: взаимоотношения с педагогами и студентами; возможность высказать свое мнение; реализация права на уважительное отношение, на неприкосновенность личного достоинства; возможность получить помощь, если требуется; возможность проявить инициативу; учет личных проблем и трудностей. Средний уровень удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды оценен педагогами в 4 балла, студентами - в 3,8 балла, родителями -в 3,4 балла (из 5 возможных баллов). Он может характеризоваться как более высокий у педагогов, а у родителей и студентов - как средний. Данный факт свидетельствует о наличии «здоровых» отношений между участниками образовательного процесса, о соблюдении прав и свобод всех субъектов образования, о наличии уважительных и доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Но в то же время есть необходимость в оптимизации данного параметра.

Показатели защищенности от психологического насилия во взаимодействии, выявленные нами в ходе исследования: студентов равны 3,9 балла, педагогов - 3,7 балла, родителей - 3,7 балла (из 5 возможных баллов), что позволяет назвать образовательную среду высшего учебного заведения защищенной от психологического насилия на уровне «выше среднего».

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии подразумевает недопустимость оскорблений, унижений и угроз в процессе общения, отсутствия игнорирования и недоброжелательного отношения, а также принуждения со стороны окружающих людей. Следовательно, более защищенными в данном аспекте чувствуют себя студенты, чуть менее -педагоги и родители.

Дифференцированный подход к анализу студенческих данных позволил представить сравнительный анализ восприятия психологической безопасности образовательного пространства студентами разных курсов.

Показатель позитивного отношения студентов средних курсов выше (7,0), нежели первых (6,76) и старших курсов (5,5). Вероятно, на начальном этапе обучения причиной являются трудности процесса адаптации и несформированность умений, необходимых в процессе обучения в вузе. У старшекурсников снижение позитивного отношения может быть связано с несовпадением ожиданий, возросшей критичностью, связанной с процессом взросления и пониманием проблем и трудностей освоения учебнопрофессиональной деятельности, неопределенностью ситуации дальнейшего трудоустройства, далеко не всегда связанного с получаемой специальностью.

Сравнение данных на факультете дополнительного образования с результатами, полученными на базовых факультетах, позволяет сделать вывод, что в целом субъективное чувство безопасности у студентов ФДО выражено в той же мере, что и у студентов основных факультетов. Наряду с другими факультетами на факультете дополнительного образования студенты имеют высокий уровень защищенности и удовлетворенности образовательной средой; высокую выраженность позитивного и низкую выраженность негативного отношения к образовательной среде вуза и факультета.

Результаты исследования являются основанием для актуализации направлений профессиональной деятельности, ориентированных на обеспечение психологической безопасности образовательной среды и личности:

1. Осознание и принятие психологической безопасности как ценностнозначимой, развитие готовности к психологически безопасному взаимодействию (мотивационный аспект).

2. Выявление роли организационной культуры образовательного учреждения как фактора психологической безопасности образовательной среды; моделирование психологически безопасного образовательного пространства в учреждении (организационный аспект).

3. Формирование психологической культуры межличностного взаимодействия участников образовательного процесса; развитие коммуникативной компетентности как способности к выстраиванию эффективного общения (коммуникативный аспект).

4. Создание условий, направленных на самореализацию ресурсов личности, поддержка позитивного «образа Я» и адекватной самооценки (самооценочный аспект).

5. Профилактика психоэмоциональных состояний в ситуациях стресса -в адаптационный период, ситуации экзамена, проверки знаний и др. (эмоциональный аспект).

Список литературы

1. Арендачук И.В. Психологические условия обеспечения безопасности образовательной среды вуза [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: http://www.medpsy.ru/.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр. -СПб., 2002. - 271 с.

3. Лактионова Е.Б. Представление педагогов-психологов о рисках в образовательной среде. Безопасность образовательной среды: сб. ст. / отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. - 158 с.

4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / под ред. Е.А. Климова. -М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 448 с.

5. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. руководство / под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

6. Проблемы психологической безопасности / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012. - 440 с. - (Психология социальных явлений).

7. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника: сб. ст. / отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. - 158 с.

УДК 159.922

Т.В. Евтух, Л.Л. Баландина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗЛИЧАЮЩЕЕСЯ ОТНОШЕНИЕ В СИСТЕМЕ «РОДИТЕЛИ -

ДЕТИ»*

DISTINGUISHING RELATIONSHIP IN THE SYSTEM «PARENTS-

CHILDREN»

В статье представлены результаты исследования родительско-детских взаимодействий в семьях, имеющих старшего и младшего сиблингов. Полученные данные подтверждают наличие специфических особенностей отцовского и материнского отношений, обусловленных порядковым номером рождения детей. Позиция матери при взаимодействии с детьми более сложна, многогранна, чем позиция отца. Она в большей мере берет на себя контролирующие функции, предъявляя более высокие требования к старшему ребенку и в то же время демонстрируя больше согласия с ним. Матери эмоционально близки ко всем детям, а отцы более удовлетворены отношениями, как со старшим, так и

© Евтух Т.В., Баландина Л.Л., 2013

* Материал подготовлен в рамках проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.