Научная статья на тему 'Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью'

Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФАКТОРЫ / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПОДРОСТКА / PSYCHOLOGICAL SAFETY / FACTORS PROVIDING PSYCHOLOGICAL SAFETY / PERSONAL QUALITIES OF THE TEENAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Наталия Анатольевна

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия психологической безопасности, выделены факторы, обеспечивающие психологическую безопасность личности, выявляются личностные качества подростка с интеллектуальной недостаточностью, которые негативно сказываются на его психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological safety of the person teenager with intellectual disabilities

The paper examines the main approaches to the definition of psychological safety, highlights factors that provide psychological safety of the person, identifies personal qualities teenager with intellectual disabilities, which have a negative impact on his psychological safety.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью»

Н.А. СТЕПАНОВА кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого»'

Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью

В современном мире потребность в безопасности, в комплексной реализации мер по ее осуществлению становится одним из главных приоритетов. Увеличивается количество людей, для которых характерна деформированная потребность в личностной безопасности, что приводит к снижению удовлетворенности настоящим и отсутствию уверенности в будущем, к разрушению целостности личности, росту страха и тревоги, снижению устойчивости к неблагоприятным воздействиям.

Анализ исследований по проблеме безопасности позволил рассматривать понятие безопасности во взаимосвязи личностных, индивидуальных и социальных аспектов его содержания.

Существуют представления о психологической безопасности на природно-психическом уровне, когда рассматриваются адекватность отражения мира и отношения к нему, защищенность психики, адаптивность ее функционирования, защищенность сознания от изменения его состояния против воли человека. Безопасная личность имеет «определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменить психические состояния, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» .

О.Ю. Зотова отмечает, что в обыденном сознании существуют четыре различных представления о безопасности: безопасность как состояние; безопасность как восприятие собственной защищенности; безопасность как потребность в безопасности и безопасность как гармоничные межличностные отношения, основанные на доверии. Различия в представлениях о безопасности определяют оценки, эмоциональное состояние и поведение людей. При этом индивидуальные особенности личности, проявившиеся в интерпретации понятия «безопасность», позволяют говорить о наличии типологических особенностей восприятия себя в состоянии безопасности2.

В дальнейшем, раскрывая структуру социально-психологической безопасности личности, О.Ю. Зотова выделяет совокупность когнитивного, поведенческого, смыслового, коммуникативного, мотивационно-потребностного, ценностного и мотивационно-оценочного компонентов.

Представления о значении какого-либо явления или действия складываются в определенной социальной среде. Однако каждый человек по-своему интерпретирует общепринятое представление о значимости опасной ситуации. В основе такой интерпретации лежат психологические особенности конкретной личности. Таким образом, отношение к опасной ситуации складывается из значения опасности, которое приписывается ей обществом, и ее личностного смысла для человека (В.П. Соломин)3.

В.П. Соломин определяет составляющими личностного смысла интеллектуальное и эмоциональное восприятие. Человек не только оценивает степень опасности - она вызывает у него эмоциональные переживания. Эмоциональная сторона отношения к опасной ситуации складывается из значимости-ценности и значимости-тревожности. Значимость-ценность определяет переживания, вызванные ожидаемым или достигнутым успехом в деятельности. Значимость-тревожность определяет переживания, порожденные трудностями, опасностями и последствиями ситуации, как правило, это чувство тревоги. Тревожность обусловлена трудностями, опасностями и возможными последствиями ситуации.

Безопасность личности невозможна без ее безопасности в группе. Она связана с определенным положением личности, ее статусом, соответствием ожиданиям группы и т.д. Психология группы определяет то общее, что присуще всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, определяемое общими условиями совместного существования и характеристиками опасной или безопасной ситуации.

* Степанова Наталия Анатольевна, e-mail: Stepanova_na@inbox.ru

1 Баева И.А., Емелин Н.М. К вопросу о критериях психологической безопасности личности // Материалы Всеросс. конф. «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании». СПб, 2003,. с. 107-109.

2 См.: Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2011.

3 См.: Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность: Учеб. пособие. М., 2008.

Рассматривая факторы, обеспечивающие психологическую безопасность личности, З. Агузумцян и Е.Б. Мурадян предлагают сгруппировать значимые факторы условно в три относительно независимых ряда.

Первый ряд - факторы объективного порядка, обеспечивающие психологическую безопасность личности на уровне индивидуума. Это универсальные факторы, не зависящие от культурно-исторического развития общества. В определенной степени к ним относится удовлетворение базовых потребностей человека.

Второй ряд - факторы объективно-субъективного порядка, обеспечивающие психологическую безопасность личности как социального типа. К ним можно отнести общепринятые стандартные нормативы, обусловленные культурно-историческими особенностями развития данного общества: личностный потенциал адаптивных возможностей подростка, умение понимать и принимать других, быть социально значимым среди других, принятым другими. Это сложное равновесие может поддерживаться личностью психически здоровой, способной к адекватной самооценке.

Третий ряд - факторы субъективного порядка, обеспечивающие психологическую безопасность

I г 4

личности как индивидуальности. К ним относятся мотивационно-смысловые отношения личности .

Психологическая безопасность является результатом восприятия и оценки субъектом ситуации безопасности. При этом личностный смысл безопасность приобретает только тогда, когда включена в контекст собственных усилий, личных затрат на ее созидание, и этот смысл способен придавать данному феномену значение ведущего регулятора активности личности.

Так как личность формируется под воздействием социальной среды, показатель защищенности человека или его склонности к опасности - не только врожденное качество, но и результат развития5.

Подростковый возраст в жизни человека является наиболее важным периодом становления личности. В этот период у «ребенка» складывается мировоззрение, формируются установки и принципы, определяющие его поведение в обществе, образовываются психологические особенности личности. Недостаточная сформированность индивидуальных характеристик подростка проявляется в экстремальных ситуациях (а таковыми обычно и бывают ситуации, предшествующие и сопутствующие несчастным случаям, т.е. опасные).

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

В подростковом возрасте отмечается потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл, а также склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность в поведении.

Характерной чертой этого возраста также является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию новой, «неизведанной» информации. Подросток стремится овладеть как можно большим количеством социальных контактов. У подростков наблюдается наличие таких психических особенностей, как максимализм, стремление доказать себе и окружающим свою правоту, неуверенность в себе, депрессия, повышенная тревожность, чувствительность к различного рода препятствиям. Эти личностные качества негативно сказываются на психологической безопасности ребенка.

А.В. Лобановой выявлены следующие психологические особенности подростков, определяющие их психологическую безопасность: низкие показатели социально-психологической адаптации, высокие показатели виктимности, неэффективные способы реагирования на конфликт, непродуктивные копинг-стратегии совладания со стрессом, неконструктивные механизмы психологической защиты6.

Согласно принципу системности только учет и анализ всех факторов позволит приблизиться к полному пониманию понятия «психологическая безопасность подростка».

В условиях интеллектуальной недостаточности положение усугубляется. Нарушение критичности, скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых подросток оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке, а следовательно, нарушают поведение.

Проблема нарушений поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью привлекала и привлекает внимание многих ученых (Д.Н. Исаев, К.С. Лебединская, Э. Сеген, О.Е. Фрейеров). С одной стороны, признается, что возникновение нарушений в поведении обусловливается ослаблением интеллектуального контроля над аффектом, интеллектуальным недоразвитием. С другой стороны, причины нарушений поведения усматриваются собственно в эмоционально-

4 См.: Агузумцян З., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования, 2009, № 1, с. 43-47.

5 См.: Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2002.

6 См.: Лобанова А.В., Музыченко Л.С. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула, 2012, с. 336-347.

волевых расстройствах, подчеркивается особенная чувствительность таких детей к психотравмирующим ситуациям (Д.Н. Исаев, О.Е. Фрейеров, М.Г. Царцидзе). Однако несмотря на актуальность степень изучения этой проблемы на сегодняшний день продолжает оставаться низкой.

У подростка с интеллектуальной недостаточностью на первый план выступает внушаемость, склонность к виктимному поведению, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями. Многие авторы отмечают у таких подростков несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям. В условиях интеллектуального нарушения у подростков проявляются негативные свойства личности: снижение критичности, чрезмерная доверчивость, тревожность, склонность к риску. Поэтому профилактика психологической безопасности подростков с интеллектуальной недостаточностью является важным направлением психологической помощи.

Задачей нашего исследования на данном этапе стало выявление личностных особенностей, определяющих психологическую безопасность подростков с интеллектуальной недостаточностью. Мы предполагаем, что психологическая безопасность определяется такими личностными особенностями подростков, как саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, адекватная оценка ситуации, критичность и локус контроля. Её обеспечение у подростков с интеллектуальной недостаточностью возможно путем целенаправленной коррекционно-профилактической работы.

Для выявления личностных особенностей нами использовалась диагностическая программа, в состав которой вошли следующие методики: методика «Локус контроля Дж. Роттер», методика «Тест-опросник Спилбергера-Ханина», методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», «Методика исследования склонности к виктимному поведению», методика «Исследование волевой саморегуляции».

Результаты показали, что подросткам свойственно защитное поведение; обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью, неопосредствованным мышлением. Показатель ситуационной тревожности для данной категории находится на низком уровне, что свидетельствует о необходимости мотивировать и заинтересовывать подростков к деятельности, к включению в ситуацию взаимодействия. У большинства испытуемых уровень нервно-психической устойчивости, риска и дезадаптации в стрессе в пределах нормы. У подростков обнаруживается склонность представить себя в преимущественно выгодном свете перед окружающими. Для них характерны жертвенность, мнительность, самонадеянность, готовность к риску и завышенная самооценка.

Для некоторых подростов характерны неустойчивость намерений, чувствительность, ранимость, эмоциональная неустойчивость, низкая рефлексивность, повышенная лабильность, импульсивность и чувствительность. Уровень психологической безопасности различен.

Поскольку подростки имеют диагноз «умственная отсталость», которая приводит к нарушению критичности и саморегуляции, неадекватной оценке ситуации, внушаемости и высокой склонности к риску, правильное поведение в опасной ситуации будет носить временный характер.

Степанова Н.А. Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью. В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия психологической безопасности, выделены факторы, обеспечивающие психологическую безопасность личности, выявляются личностные качества подростка с интеллектуальной недостаточностью, которые негативно сказываются на его психологической безопасности.

Ключевые слова: психологическая безопасность, факторы, обеспечивающие психологическую безопасность, личностные качества подростка.

Stepanova N.A. Psychological safety of the person teenager with intellectual disabilities. The paper examines the main approaches to the definition of psychological safety, highlights factors that provide psychological safety of the person, identifies personal qualities teenager with intellectual disabilities, which have a negative impact on his psychological safety.

Key words: psychological safety, factors providing psychological safety, personal qualities of the teenager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.