Научная статья на тему 'Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков'

Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5862
616
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВИКТИМНОСТЬ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобанова А. В., Музыченко Л. С.

Рассмотрены основные подходы к определению понятия психологической безопасности, выделены структура и основные факторы обеспечения психологической безопасности личности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лобанова А. В., Музыченко Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF FACTORS WHICH PROVIDE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF TEEN PERSONALITY

This scientific work considers basic principles of the definition of psychological safety, points out the structure and key factors of providing of psychological safety of teen personality.

Текст научной работы на тему «Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков»

17. Helson R, Soto C.J. Up and Down in Middle Age: Monotonic and Nonmonotonic Changes in Roles, Status, and Personality// Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 89. No 2. P. 194-204.

18. Jopp D.S., Schmitt M. Dealing with stressful life events: Differential effects of personal resources, coping strategies, and control beliefs // European Journal of Ageing. 2010. 7(3). P.167-180.

19. Lachman M.E. Development inmidlife // Handbook of midlife development. NY, 2001. P. 305-331.

20. Staudinger, U. M.,Bluck, S. A view on midlife developn~enftr om life-span theory // Handbook of midlife development. NY, 2001. P. 3-39.

M.V. Klementyewa

TEORETICAL AND METODOLOGICAL SENSE OF CONCEPT «DEVELOPMENTAL RESOURCES» IN MIDDLE AGE

Subject of the article is an analysis a concept «resources» of midlife development. They are made on the base of cultural-historical psycholodgy and of the resource approach. This analysis made defines the «developmental resources» as the psychological features which influence the formulation and the solution of developmental task in middle age. The «developmental resources» owns a person as of developmental subject.

Key words: resource, development, potential, developmental task, developmental

subject

Получено 12.04.2012 г.

УДК 159.923.2

А. В. Лобанова, канд. психол. наук, доц., 8-909-262-20-34, lav79-79@yandex.ru (Россия, Москва, РАО),

Л.С. Музыченко, ассистент., 8-910-163-47-87, musicolove@mail.ru (Россия, Тула, НОУ ВПО ИЗУ ВПА)

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Рассмотрены основные подходы к определению понятия психологической безопасности, выделены структура и основные факторы обеспечения психологической безопасности личности подростков.

Ключевые слова: психологическая безопасность, виктимность, безопасное поведение, факторы безопасности личности, виктимное поведение.

Существенная характеристика сегодняшней социальной ситуации -стремительность перемен, огромная скорость изменения политического, экономического, социального уклада жизни. Внешние факторы должны быть осознаны, структурированы, поняты, приняты человеком. Для этого у

него есть «инструмент» - психическое устройство. Это эффективное средство, дающее человеку силу и власть, помогающее ему сохранять устойчивость в экстремальных, кризисных ситуациях, справляться с ежедневными стрессовыми обстоятельствами жизни.

Психологическая безопасность - это защищённость психики, целостности личности, защита душевного здоровья и духовности. Чтобы защитить себя от негативных факторов, не поддаться чужому влиянию, человек должен обладать такими личностными особенностями, как саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, работоспособность, стрессо-устойчивость, уверенность в себе, самоорганизованность, адекватная оценка ситуации, критичность и другие [7].

В подростковом возрасте отмечается потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл; склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность в поведении. Характерной чертой этого возраста так же является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию новой, «неизведанной» информации. Подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний (социальных контактов), но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. У подростков наблюдается наличие таких психических особенностей, как максимализм, стремление доказать себе и окружающим свою правоту, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность к различному роду препятствиям. Эти личностные качества могут негативно сказаться на психологической безопасности ребенка [3].

Сегодня можно говорить о развитии нового направления - психологии безопасности, в рамках которого выполняются как теоретические исследования, так и практические программы по обеспечению психологической безопасности в разных социальных сферах.

Наиболее системные научные исследования психологических проблем безопасности человека стали появляться в конце XX столетия, и представлены, в основном, в публикациях российских авторских коллективах - С. К. Рощина и В. А. Соснина, которые рассматривают психологическую безопасность человека как уровень развития условий его жизнедеятельности; Г. В. Грачева и И. К. Мельника об информационном аспекте психологической безопасности; а также М. А. Котика о проблемах психологической безопасности в сфере трудовой деятельности, И. М. Панарина о психическом здоровье и угрозах как категориях психологической безопасности военнослужащих, И. А. Баевой об обеспечении психологической безопасности в образовательном учреждении.

Проблема виктимного поведения изучалась различными учеными многих стран. Роль ранней социализации в формировании виктимогенных факторов раскрыта в работах Э. Бенаму, С. В. Ильиной, И. А. Невского.

Психологические особенности жертвы описаны в исследованиях Ю. М. Атоняна, В. Л. Васильева, И. И. Мамайчук, В. С. Минской. Особенности развития сексуальной сферы подростков до совершившегося сексуального насилия, особенности влияния сексуального насилия на развитие сексуальной сферы рассмотрены в работах М. А. Догадиной, В. А. Ткаченко, Н. В. Дворянчиковой, А. В. Герасимовой. Общие вопросы виктимности раскрыты в концепциях Г. Гентинга, Б. Мендельсона, К. Миядзава. Различные подходы к пониманию виктимности предложены В. П. Коноваловым, В. Я. Рыбальской, В. С. Устиновым, Л. В. Франком, А. Л. Ситковским, М. П. Долговых [5].

Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем психологической безопасности личности возникла необходимость в проведении различных научных исследований в рамках данной тематики.

С целью выявления особенностей психологической безопасности нами проведено экспериментальное исследование подростков.

Новизна поставленной задачи состоит в новом подходе к разработке программы обеспечения психологической безопасности личности с учетом сложной жизненной ситуации и индивидуальнопсихологических особенностей подростков.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной, психолого-педагогической

литературы по проблеме особенностей психического развития подростков, формирования их психологической безопасности; психологопедагогический эксперимент в единстве его этапов (констатирующий, формирующий, контрольный); метод проектов; моделирование; психодиагностические методы; анализ полученных данных.

Выполнение проекта выполнялось в три этапа.

Первый этап - поисково-теоретический - предусматривал проведение анализа научной, психолого-педагогической литературы с целью выявления отдельных параметров, компонентов, факторов, особенностей психологической безопасности подростков.

Второй этап - опытно-экспериментальный - предполагал на основе теоретического анализа литературы составление и реализацию диагностической программы, направленной на выявление особенностей психологической безопасности подростков, а также с учетом полученных результатов разработку и внедрение коррекционно-развивающей программы.

Третий этап - завершающий - включал обобщение и систематизацию полученных данных, корректировку и уточнение первоначальных теоретических положений.

Теоретический анализ литературы показал, что существуют различные подходы к определению психологической безопасности личности: психологическую безопасность можно определять с точки зрения формирования и развития личностно-психологических особенностей человека, которые выступают субъективными условиями для формирования психологической безопасности; психологическая безопасность человека рассматривается как уровень развития условий его жизнедеятельности; психологическая безопасность может быть рассмотрена как результат протекания психических процессов.

Психологическая безопасность, являясь необходимым условием существования и развития человека и общества, реализуется через определенные формы социальных взаимодействий - совместную деятельность, адаптацию человека и жизненной среды и соблюдение определенных отношений между ними.

Структура психологии безопасности рассматривается в двух аспектах: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности [6].

Безопасность личности определяют три фактора: человеческий фактор, фактор среды, фактор защищенности. Первые два считаются основными. Человеческий фактор - это различные реакции человека на опасность. Среда традиционно разделяется на физическую и социальную. Фактор защищенности - это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Они могут быть физическими и психологическими (механизмы психологической защиты) [1].

Подростковый возраст трудный, критический для любого человека, таит особые опасности. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становления психосексуальной идентичности являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период.

Мысль о том, что виктимология как одна из наук о человеке изучает поведение, отклоняющееся от нормы безопасности, имеет достаточное число сторонников среди ученых (В. П. Коновалов, В. А. Туляков) [4].

Нарушения норм безопасного поведения, реализуется как на ситуационном, так и на деятельностно-практическом и интеллектуальноволевом уровнях [2].

На основе теоретического анализа литературы разработана диагностическая программа, направленная на исследование психологических особенностей составляющих факторы психологической безопасности подростков: человеческий фактор («Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда - К. Роджерса»; «Методика исследования склонности к виктимному поведению О. О. Андрониковой»), фактор среды («Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса»; «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хай-

ма»), фактор защищенности (Опросник «Индекс жизненного стиля» Плут-чика-Келлермана-Конте).

На основе результатов констатирующего этапа эксперимента разработана программа по обеспечению психологической безопасности подростков. Разработанная программа опирается на следующие психологические особенности подростков, выявленные в результате диагностики: низкие показатели социально-психологической адаптации; высокие показатели виктимности; неэффективные способы реагирования на конфликт; непродуктивные копинг-стратегии совладания со стрессом; неконструктивные механизмы психологической защиты.

В соответствии с этим программа работы с ними разделена на четыре блока: Как справиться с эмоциями. Стресс; Развитие навыков общения; Тренировка уверенного поведения; Цели, смыслы, самоопределение.

Программа реализовывалась с целью опосредованного формирования человеческого фактора, фактора среды и фактора защищенности как основных составляющих психологической безопасности.

Программа рассчитана на подростков 14-16 лет. Включает в себя 11 занятий по 2 академических часа, проводимых с периодичностью один раз в неделю.

После проведения программы по обеспечению психологической безопасности с подростками, участвующими в исследовании, проведена повторная диагностика, выделенных в данной работе психологических особенностей составляющих факторы психологической безопасности, с помощью тех же методик.

Диагностика показала следующие результаты.

Человеческий фактор

Результаты методики «Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда - К. Роджерса» представлены в табл. 1.

Из сравнительной таблицы видно, что: большинство результатов испытуемых (85 %) входят в «зону неопределенности», тогда как на констатирующем этапе в «зоне неопределенности» находились 67 % испытуемых; по шкале «внешний контроль» отклонения наблюдаются у 30 % испытуемых (на констатирующем этапе у 60 %), что свидетельствует о повышении роли внутреннего контроля для подростков; отклонения по шкале «дезадаптивность» выявлены у 30 % испытуемых, тогда как на констатирующем этапе у 60%; отклонения по шкале «непринятие других» снизились на 20 %, что свидетельствует о возрастающей роли общения и взаимодействия для подростков; единичное отклонение (10 %) выявлено по шкале «эмоциональная комфортность» (на констатирующем этапе у 40 %), что говорит о становлении определенного эмоционального отношения к происходящему, себе и окружающим.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования

Факторы/ Испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Адаптивность 164 98 150 117 169 171 * 85 156 146

165 100 148 120 169 170 100 165 150

Дезадаптивность 37 Ч 114 174 * 42 ^ 66 ^ 99 85 66 ^ 514

45 ^ 110 170 58 ^ 70 97 83 68 58 ^

Принятие себя 55+ 33 48 35 53 * 47 33 28 48

52 35 49 35 50 48 34 34 50

Непринятие себя 44 18 32 3\ 9* 17 33 19 8 4

10 16 30 5 4 14 15 32 20 12 4

Принятие других 39 Ц 18 32 Ц 29 3$ 34+ 7Ч 17 25

30 20 29 28 28 30 10 ч 20 27

Непринятие других 15 26 30 11 4 84 28 10 ч 13 4 54

18 23 27 15 124 28 15 16 94

Эмоциональный комфорт 41 + 19 41, 26 17 32 19 19 16

38 * 22 37 , 28 25 32 23 21 18

Эмоциональный дискомфорт 9* 29 23 11 ч 10 4 25 27 14 6 4

14 25 24 15 14 22 26 18 114

утренний контрол 54 30 58 35 47 52 38 29 45

56 38 60 45 52 61 43 36 49

Внешний контроль 34 19 46 11 Ч 15* 25 24 8 4 94

10 ^ 21 45 18 21 28 28 114 15 4

Доминирование 15 211> 12 0 Ч 9 6 54 0 4 7

14 17, 12 5 8Ц 7 7 6 8

Ведомость 5 4 54 28 16 18 19 21 19 18

8 4 % 25 19 18 21 22 17 17

Эскапизм 16 24 2 Ч 13 22 18 17 14

10 13 23 54 15 23 20 15 13

Примечание. Серым цветом выделены результаты на контрольном этапе.

Таким образом, наблюдаются положительные изменения по всем шкалам. «Методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андрониковой». Изменения результатов по данной методике на констатирующем и контрольном этапах можно проследить по табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов в стенах, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Шкалы/ Испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Склонность к агрессивному поведению 10* 2 10 5 24 10* 7 4 * 6

8 * 4 7 4 5 7 6 5 7 6

Склонность к самоповреждаю щему поведению 7 9 3! 4 5 5 6 5 4 6

6 7 4 4 4 5 5 5 4 5

Склонность к иперсоциальному поведению 24 5 4 6 9* 6 7 9 9 8

34 5 5 7 7 5 7 8 * 7 6

Склонность к зависимому поведению 2 4 6 6 34 6 7 4 6 7 4

34 5 5 34 5 7 4 5 6 4

Склонность к некритичному поведению 6 6 7 5 8* 6 8* 8 Ц 5 6

5 5 6 4 7 6 6 7 5 5

Реализованная виктимность 4 4 5 34 9* 9* 6 8 * 8 4

4 4 6 4 8* 8* 5 7 7 5

Примечание. Серым цветом выделены результаты на контрольном этапе.

Из рис. 1 видно, что испытуемые, также как на констатирующем этапе, больше тяготеют к агрессивной, инициативной и некритичной моделям виктимного поведения. Но, из сравнительной таблицы следует, что: завышение по шкале агрессивного поведения наблюдается только у одного (10 %) подростка, тогда как на констатирующем этапе у 40 %, что проявляется в снижении агрессии как формы поведения или иного провоцирующего поведения - оскорбление, клевета, издевательство; по шкале гиперсоциального виктимного поведения также только у одного (10 %), на констатирующем - у 40 %, что выражается в развитии толерантности к поведению других, нарушающему общественный порядок; по шкале некритичного поведения отклонений нет, на констатирующем этапе склонных к данной модели виктимного поведения было 30 %; показатели реализованной виктимности повышены у 20 % испытуемых, что наполовину меньше чем на констатирующем этапе, это указывает на снижение стремления к агрессивным, необдуманным действиям спонтанного характера.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов, характеризующих склонность испытуемых к различным видам

виктимного поведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, после проведения программы по обеспечению психологической безопасности детей подросткового возраста склонность к различным видам виктимного поведения выявлена у половины (50 %)

испытуемых, тогда как на констатирующем этапе у 100 %.

Фактор среды

Исследование особенностей реагирования в конфликтной

ситуации К. Томаса

Констатирующий этап Контрольный этап

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по показателю стиля поведения в конфликтной ситуации

Из рис. 2 видно, что ведущими стилями поведения в конфликтной ситуации становятся сотрудничество и компромисс, а соперничество уходит на третий план. Соперничество как ведущий стиль поведения остается у одного подростка (10 %), тогда как на констатирующем этапе 40 % испытуемых выбрали эту стратегию ведущей; также один испытуемый (10 %) в качестве ведущего стиля поведения использует избегание, на констатирующем этапе - 20 %; количество испытуемых, использующих сотрудничество как ведущий стиль поведения в конфликтной ситуации увеличилось с 20 до 40 %; также увеличилось количество подростков использующих компромисс как ведущий стиль поведения с 30 до 40 %.

Таким образом, после проведения программы по обеспечению психологической безопасности детей подросткового возраста, выявлено что 80 % испытуемых используют конструктивные стили поведения в конфликтных ситуациях (на констатирующем этапе 50 %).

Методика определения индивидуальных копинг-стратеги Э. Хайма

Констатирующий этап | Контрольный этап

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов определения индивидуальных копинг - стратегий

Условные обозначения:

П - продуктивная стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом); О - относительно продуктивная стратегия (помогающая в некоторых ситуациях); Н - непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние).

Из рис. 3 видно, что большинство подростков (57 %) используют продуктивные копинг-стратегии, которые помогают быстро и успешно совладать со стрессом. Продуктивные копинг-стратегии присутствуют у всех (100 %) испытуемых, тогда как на констатирующем этапе только у 20 %. Количество испытуемых, использующих относительно продуктивные копинг-стратегии, которые помогают только в некоторых ситуациях, уменьшилось с 57 до 37 %. Только 20 % испытуемых продолжают использовать непродуктивные копинг-

стратегии, которые не устраняют стрессовое состояние. На констатирующем этапе непродуктивные копинг-стратегии доминировали у 60 % испытуемых. Таким образом, после проведения программы по обеспечению психологической безопасности детей подросткового возраста большинство подростков 94 % используют продуктивные или относительно продуктивные копинг-стратегии совладания со стрессом.

Фактор защищенности

Опросник «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов по определению ведущих механизмов психологической защиты

Из рис. 4 видно, что иерархия используемых механизмов

психологической защиты изменилась в положительную сторону,

наибольшие значения имеют шкалы: рационализация, гиперкомпенсация и компенсация.

По результатам мы получили следующую тенденцию: 70 % подростков в качестве ведущего механизма психологической защиты используют рационализацию, на констатирующем 20 %, что

свидетельствует о положительных изменениях в выборе ведущего механизма психологической защиты; количество подростков

использующих в качестве ведущего механизма психологической защиты компенсацию не изменилось - 20 %; 10 % - замещение, на

констатирующем этапе данный механизм защиты был ведущим у 20 % испытуемых; испытуемых с такими ведущими механизмами

психологической защиты как проекция и отрицание не наблюдается (на констатирующем этапе 30 % - отрицание, 10 % - проекция), что является положительным изменением, т.к. данные механизмы являются наиболее деструктивными.

Таким образом, большинство подростков (90%) используют конструктивные механизмы психологической защиты, что снижает риск конфликтов, как внутриличностных, так и межличностных (на констатирующем этапе 40 %).

Исследование показало, что подростки будут иметь сопротивляемость и устойчивость негативным внутренним и внешним угрозам, если они владеют эффективными способами реагирования в конфликтных ситуациях, используют конструктивные механизмы психологической защиты, имеют высокие показатели социальнопсихологической адаптации, стрессоустойчивости, имеют низкие показатели виктимности, используют продуктивные копинг-стратегии совладания со стрессом.

Список литературы

1. Анасов В. Д., Лепский В.Е. Исходные посылки проблематики

информационно-психологической безопасности// Проблемы

информационно-психологической безопасности. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 7-11.

2. Долговых М. П. Виктимное поведение как патогенный фактор самореализации личности// Самореализация личности в современных социокультурных условиях: сб. материалов Всерос. науч. - практ. конф.: в 2 т. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. Т. 1. С.66-70.

3. Дрогунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии, 1972. №2.С. 25-33.

4. Коновалов В.П. Виктимность и ее профилактика //

Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. 1992. №4.

С. 25-26.

5. Лобанова А.В. Теоретический аспект разработки проблемы проявления виктимного поведения // Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010. С. 126-130.

6. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.

7. Баева И. А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека: доклад на конф. «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». Москва, 12 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.web.ruscenter.ru/

conf2/baeva.doc.

A. V. Lobanova, L. S. Muzichenco

THE STUDY OF FACTORS WHICH PROVIDE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF TEEN PERSONALITY

This scientific work considers basic principles of the definition of psychological safety, points out the structure and key factors of providing of psychological safety of teen personality.

Key words: psychological safety, factors of providing of psychological safety, teen personality, provid safety.

Получено 20.04.2012

УДК 159.922:616.084:612.13

О.Ю. Кузнецов, канд. ист. наук, доц., проректор, 8-980-721-83-35, kuznetsov-oleg@mail.ru (Россия, Москва, Высшая школа социальноуправленческого консалтинга (институт))

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОНТОПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПАТОЛОГИЙ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА

Данная публикация представляет собой академический вариант речи, произнесенной в Колонном заде Дома Союзов 6 июня 2012 года по случаю вручения премии Международного научного и гуманитарного фонда Антонио Менегетти за лучшую научную работу по онтопсихологии в естественных наук за 2012 год.

Рассматриваются результаты онтопсихологического исследования влияния целлюлита на психику женщин, а также перспективы применения эвристических средств онтопсихологии в изучении влияния соматических заболеваний на трансформационную деформацию индивидуальной психики людей, страдающих отдельными видами патологий.

Ключевые слова: клиническая онтопсихология, соматические патологии, патологические дисфункции, субъективная психологическая трансформация, психическая деформация.

Прежде всего, позвольте мне высказать слова искренней благодарности и признательности руководству и экспертам Международного научного и гуманитарного фонда Антонио Менегетти за столь высокую оценку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.