Научная статья на тему 'Психологическая безопасность личности'

Психологическая безопасность личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19495
3939
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / EMOTIONAL STABILITY / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES / PSYCHOTECHNOLOGY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вербина Галина Георгиевна

Рассмотрены состояние психологической безопасности личности, устойчивость к внешним факторам окружающей среды, эмоциональная устойчивость. Предложена авторская программа укрепления и сохранения психологической безопасности личности. В программу входит теоретический модуль, который включает в себя знания из различных областей психологии (социальной, психологии личности, психологии эмоций, психологии здоровья, экстремальной психологии и др.), физиологии, акмеологии, социологии и др., адаптированные к нуждам сохранения психологической безопасности личности, и практический модуль, который позволяет личности познать свои потенциальные и реальные возможности, реализовать личностный и профессиональный ресурсы, освоив необходимые психологические приемы, навыки, умения, техники и копинг-стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SAFETY THE PERSON

The article discusses the state of psychological safety of the person, resistance to external environmental factors, emotional stability. The author’s program to strengthen and preserve the psychological safety of the individual has been suggested. The program consists of theoretical module, which includes knowledge of different areas of psychology (social, psychology of the person, psychology of emotion, health psychology, extreme psychology, etc.), physiology, acmeology, sociology, etc., adapted to the needs of conservation of psychological safety of the person and practcal module that allows the person to get to know his potential and real opportunities to realize personal and professional resources, to master the necessary psychological methods, skills, abilities, techniques and coping strategies.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность личности»

7. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Я.Г. Евдокимова и др. // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. Т. 17, вып. 2.

8. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. Т. 14, № 2. С. 11-20.

9. Kymalainen J.A., Weisman de Mamani A.G. Expressed emotion, communication deviance, and culture in families of patients with schizophrenia: a review of the literature // Cultur. Divers. Ethnic Minor. Psychol. 2008. Vol 14(2), Apr. P. 85-91.

10. Schneider B. Mothers talk about their children with schizophrenia: a performance autoethnography // J. Psychiatr. Ment. Health Nurs. 2005. № 12(3), Jun. Р. 333-340.

БЕЛОКОЛОДОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - аспирант кафедры клинической психологии, Российский государственный педагогический университет, Россия, Санкт-Петербург (belokolodov@yandex.ru).

BELOKOLODOV VLADIMIR VIKTOROVICH - post-graduate student of Clinical Psychology, Russian State Pedagogical University, Russia, St.-Petersburg.

НИКОЛАЕВ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ - доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pzdorovie@bk.ru).

NIKOLAEV EVGENIY LvOvICH - doctor of medical sciences, professor, head of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 159.922 ББКЮ 937

Г.Г. ВЕРБИНА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: психологическая безопасность, эмоциональная устойчивость, психофизиологические особенности, психотехнологии, психологическое сопровождение.

Рассмотрены состояние психологической безопасности личности, устойчивость к внешним факторам окружающей среды, эмоциональная устойчивость. Предложена авторская программа укрепления и сохранения психологической безопасности личности. В программу входит теоретический модуль, который включает в себя знания из различных областей психологии (социальной, психологии личности, психологии эмоций, психологии здоровья, экстремальной психологии и др.), физиологии, акмеологии, социологии и др., адаптированные к нуждам сохранения психологической безопасности личности, и практический модуль, который позволяет личности познать свои потенциальные и реальные возможности, реализовать личностный и профессиональный ресурсы, освоив необходимые психологические приемы, навыки, умения, техники и копинг-стратегии.

G.G. VERBINA PSYCHOLOGICAL SAFETY THE PERSON

Key words: psychological safety, emotional stability, psychophysiological features, psychotechnology, psychological support.

The article discusses the state of psychological safety of the person, resistance to external environmental factors, emotional stability. The author’s program to strengthen and preserve the psychological safety of the individual has been suggested. The program consists of theoretical module, which includes knowledge of different areas of psychology (social, psychology of the person, psychology of emotion, health psychology, extreme psychology, etc.), physiology, acmeology, sociology, etc., adapted to the needs of conservation of psychological safety of the person and practcal module that allows the person to get to know his potential and real opportunities to realize personal and professional resources, to master the necessary psychological methods, skills, abilities, techniques and coping strategies.

В разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Было сформулировано определение психологической безопасности как

состояния общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем. Психологическую безопасность личности можно рассматривать как состояние защищенности ее психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе. Психологическая безопасность личности - это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможности развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Устойчивость к внешним факторам окружающей среды входит в систему психологической безопасности. В психологических исследованиях устойчивости выделяют следующие ее аспекты: эмоциональную устойчивость, или эмоционально-волевую (Ф.Д. Гордов, В.И. Лебедев, Е.А. Милерян, В.В. Суворова, П.Б. Зильберман), нравственную устойчивость (В.Э. Чудновский), помехоустойчивость (В.Д. Небылицын, Е.Д. Хомская), адаптационную устойчивость, адаптацию к стрессовым ситуациям (В.И. Лебедев, Ф.Б. Березин, В.И. Медведев, В.В. Суворова), устойчивость физиологических и психологических функций при действии экспериментальных факторов (В.И. Медведев), устойчивость психики при сенсорной изоляции (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев), психологическую подготовку человека к сложным видам профессиональной деятельности (Ф.Д. Горбов, А.А. Леонов, Г.Т. Береговой, В.И. Лебедев).

В формировании актуального и относительно устойчивого состояния, как пишет Л.В. Куликов, объединяются различные чувства и переживания с разным влиянием на чувственный тон. Возникает эмоциональная доминанта, т.е. эмоциональный компонент настроения [5]. В него входят также переживания телесного благополучия - физического комфорта или дискомфорта. Компонент физического самочувствия отражает, как отмечает С.Л. Рубинштейн, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов [6]. Эмоциональные реакции могут возникать как непроизвольно, так и произвольно. Произвольный механизм появления эмоций связан, прежде всего, с оценкой индивида возможности и степени удовлетворения потребности. Существует мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, т.е. подчинив эмоции жесткому контролю сознания. В то же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях является высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия с физиологическими процессами и двигательными актами. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменения электрической активности мышц лица, некоторые изменения наблюдаются и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на его психофизиологическое состояние и качество выполняемой им работы.

На активно действенный характер эмоционального процесса указывает и происхождение самого термина «эмоция» (от лат. етоуео - возбуждаю, волную). При всем разнообразии подходов к изучению эмоциональной сферы деятельности человека, определению самого понятия «эмоция» все авторы имеют в виду психическую форму отражения действительности. В свете своих собственных

концепций каждый из них во главу угла ставит следующие (главные) функции эмоций: 1) активирующую или угнетающую, через отношения между мотивами, потребностями и возможностью их реализации; 2) оценочную; 3) психическую регуляцию деятельности; 4) компенсационную (пополнение недостающей для деятельности информации). Обилие функций, которые выполняют эмоции, очевидно, связано с их ролью центрального звена психического регулирования на низших уровнях развития психики. Влияние эмоций разного знака на психические функции, состояния и деятельность человека неоднозначно. Известно, что положительные (стенические) эмоции повышают работоспособность, улучшают общее состояние организма и т.д. Однако нередко положительные эмоции играют отрицательную роль. Так, при частом повторении данных эмоций могут возникнуть: снижение контрольной функции и критической реакции; мотивация к неоправданному упрощению сложных ситуаций (проблем, задач); риск повышения гедонистической и эгоистической направленности личности. Рассматривая отрицательные (астенические) эмоции, вызывающие угнетение психической деятельности субъекта, его неадекватности реакций, нередко приводящие к различным нервно-психическим расстройствам организма, сталкиваешься с их двойственным влиянием. Так страх, являясь биологически оправданной реакцией, в сложных условиях социального поведения человека часто становится препятствием к достижению цели, но может вызвать мобилизационную готовность, обострить анализирующую и обобщающую способность мысли и т.д. Многие исследователи эмоциональной сферы человека сходятся во мнении, что на результат действия эмоций влияет не столько их качество, сколько интенсивность (активация). Высокая интенсивность эмоций может побудить в человеке значительные силы и мобилизовать на деятельность, но может оказать и парализующее действие на активность субъекта. Интенсивность эмоций часто приводит к неадекватной оценке событий и реакции на них, к психомышечной скованности, отсутствию объемности (целостности) видения всей ситуации и ее последствий, неправомерно большой затрате нервно-психической энергии и т.д. Это можно обобщенно охарактеризовать как «эффект избыточности» эмоционального процесса. П.В. Симонов называет данное явление гиперкомпенсацией. Именно с такими гиперкомпенсированными эмоциями сталкиваются в критических ситуациях (стресс, конфликт, фрустрация и т.д.) [7]. Выделяют несколько главных причин, которые «переводят» эмоции в затяжные, длительные состояния на высоком уровне возбудимости и служат началом болезни: 1) преодоление биологического оптимума возбудимости, «защелкивание» возбудимости на этом высоком уровне и переход ее в хроническое состояние; 2) все более широкое вовлечение нервных структур в функцию первично чрезмерно возбудившихся элементов; 3) стремительное нарастание тонизирующих гормонов в кровяном русле, что создает дополнительное «подстегивание» первично перевозбужденных нервных элементов и переводит течение патологической эмоции в хроническую форму по типу «порочного круга»; 4) формирование утонченных и весьма расширенных сигнальных связей этого патологического подкоркового комплекса с факторами окружающего мира через опосредованное влияние коры головного мозга. Сильные эмоции могут привести и к быстрому, адекватному реагированию субъекта и повышению эффективности деятельности, когда эмоциогенный фактор требует от субъекта быстрых и решительных действий, не дает ему времени проанализировать и оценить ситуацию, т.е. адекватность реакции поддерживается за счет интуиции. При этом эмоции не успевают достичь своей критической силы. В случае мобилизации субъекта на деятельность, ее реализация при повышенном эмоциональном напряжении достигается значительными психоэнергетическими усилиями, что создает определенную угрозу здоровью субъекта. Повышение «цены деятельности» (возрастание психофизиологических затрат) приводит к

истощению внутренних ресурсов организма с неизбежными последствиями в виде угрозы заболевания. При этом результативная сторона деятельности в течение определенного времени может не ухудшаться. Возникновение неблагоприятного состояния не всегда сразу приводит к снижению показателей значимых психофизиологических функций. Так, при высокой мотивированности деятельности нередко наблюдается стойкое повышение показателей функционирования наиболее ответственных систем, независимо от характера состояния. Высокий и низкий уровни эмоционального возбуждения могут способствовать дезорганизации деятельности.

Анализ содержания и места эмоций в структуре личности, их влияние на физиологические системы организма и деятельность человека позволяют сделать следующие выводы: 1. Эмоциональные реакции субъекта приводят к различным изменениям его психофизиологических характеристик, и наоборот.

2. Наивысшая продуктивность деятельности достигается не при отсутствии эмоционального возбуждения или минимальном его значении, а в оптимальной зоне, которая индивидуальна. 3. Деятельность в условиях эмоциональной напряженности затрудняется, а в эмоциогенных условиях наблюдается ее полная дезорганизация. К таким эмоциогенным условиям относятся и так называемые критические ситуации: угроза деятельности статусу, чести, здоровью, жизни личности, конфликты, производственная и экологическая катастрофы и т.д. В этих ситуациях эмоции выступают как фактор, объективно мешающий протеканию психической деятельности. Необходимым личностным качеством, обеспечивающим субъекту возможность противодействовать нежелательному влиянию эмоций, является эмоциональная устойчивость. Именно характер поведения и, главным образом, определение индивидуальных различий дают возможность судить об эмоциональной устойчивости. Следует обратить внимание и на такое важное положение, высказанное Б.Г. Ананьевым, что в экстремальных условиях исчезает автономность в работе отдельных систем и на экстремальные условия организм отвечает как единое целое [1].

В широком аспекте эмоциональная устойчивость - это способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряженности, несмотря на эмоциогенные воздействия. Эмоциональную устойчивость подразделяют на эмоционально-волевую, эмоционально-моторную и эмоциональносенсорную устойчивость. Под первым понятием подразумевается степень волевого владения личности своими достаточно сильными эмоциями, под вторым -свойство личности, проявляющееся в степени нарушений психомоторики под влиянием эмоций, под третьим - свойство личности, проявляющееся в степени нарушения сенсорных действий. Эмоциональную устойчивость можно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности. В определение эмоциональной устойчивости часто включают параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость, т.е. способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке.

Многие исследователи эмоциональной сферы человека предлагают рассматривать эмоциональную устойчивость как некое интегративное свойство, отражающее динамические, межпроцессуальные отношения в психике человека, связанные с эмоциогенным характером деятельности. Под эмоциональной устойчивостью следует понимать, с одной стороны, невосприимчивость к эмо-циогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние человека, а с другой - способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выпол-

нение необходимых действий. Эмоциональная устойчивость - это целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость к фрустрирующему воздействию ситуаций повышенного психического напряжения, достаточную психическую и социальную адаптацию, необходимый уровень умственной и физической работы. На основе принципов системной организации функций необходимо рассматривать эмоциональную устойчивость как интегративное по-лисистемное качество индивидуума, определяемое содержанием и взаимосвязью его составных частей, которое системно обусловливает продуктивность деятельности и адекватность поведения в экстремальных стрессовых условиях, сохраняя тем самым психологическую безопасность личности.

Анализ существующих подходов и исследований, посвященных проблеме психологической безопасности личности, указывает на связь с неумелой организацией умственного и физического труда, отсутствием «техники личной работы», нарушением элементарных норм психогигиены и психопрофилактики, что позволяет констатировать, что большая часть населения России не владеет в полной мере психотехнологиями сохранения психологической безопасности, в связи с чем назрела необходимость разработки психологической программы укрепления и сохранения психологической безопасности личности.

Разработка психологической авторской программы укрепления и сохранения психологической безопасности личности базировалась на обобщении отечественного опыта в области организации и функционирования психологической службы в системе образования (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Б.Б. Коссов, А.И. Крупнова, Л.М. Митина, Н.Н. Обозов, A.M. Прихожан, Н.М. Пейсахов, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, Н.И. Рейнвальд, М.И. Старов и др.), на промышленных предприятиях (Г.М. Андреева, Л.Я. Гозман, Л.А. Дергачев, Ю.В. Микадзе, Т.Н. Мартынова и др.).

Проведенный анализ дает представление о том, что важную роль в активизации психофизиологических личностных ресурсов, обеспечивающих укрепление и сохранение психологической безопасности личности, выполняет психологическое сопровождение. Это находит свое отражение в общих задачах, которые решаются специалистами службы психолого-акмеологического сопровождения: содействие реализации государственной программы здоровья граждан России, сохранению психологической безопасности личности посредством ее активизации к самопознанию, самоорганизации, саморегуляции и самосовершенствованию; проектирование развивающей среды в общеобразовательных учреждениях, вузах, на предприятиях, позволяющей активизировать самопознание, саморазвитие, саморегуляцию и самосовершенствование личности; содействие в осознании ответственности за свою жизнь и свое здоровье; психологизация и акмеологизация среды как фактора успешности сохранения психологической безопасности личности.

Таким образом, нами были учтены виды, типы и роль психологических знаний и интегративного подхода при разработке авторской программы сохранения психологической безопасности личности. С учетом поставленной цели и выделенных нами задач представлена структура и взаимосвязь элементов этой программы. Выделены основные составляющие - блоки программы: в первом блоке поставлена задача - самопознание и психодиагностика, изучение наличного и желательного уровней процесса сохранения психологической безопасности личности: психологические критерии и показатели, уровни, условия и факторы оптимизации процесса сохранения психологической безопасности личности, теоретический и практический модули; во втором - формирование эффективного уровня сохранения психологической безопасности личности. Теоретический модуль включает в себя знания из различных областей психологии (социальной, возрастной, клинической, педагогической, психологии личности, психологии эмоций, пси-

хологии здоровья, экстремальной психологии и др.), физиологии, акмеологии, педагогики, социологии и др., адаптированные к нуждам сохранения психологической безопасности личности. Эти знания и служат основой для разработки и рекомендации конкретных видов психотехнологий для укрепления и сохранения психологической безопасности личности. Практический модуль позволяет личности познать свои потенциальные и реальные возможности, реализовать личностный и профессиональный ресурсы, освоив необходимые психологические приемы, навыки, умения, техники, технологии и копинг-стратегии. Объектами технологизации являются социокультурная среда, личность, деятельность, их взаимодействие, что и определяет содержание, направленность, предназначение технологий для сохранения психологической безопасности личности.

Авторская программа сохранения психологической безопасности личности

I. Психодиагностика: 1. Диагностика психофизиологических, индивидуальнопсихологических и личностно-профессиональных особенностей личности. 2. Изучение структуры профессиональной деятельности личности и ее влияния на состояние здоровья, стиля деятельности, способов принятия решений в кризисных ситуациях и владения копинг-стратегиями. 3. Собеседование по результатам тестирования. 4. Психологическое тестирование при кризисных (проблемных) ситуациях.

II. Теоретическая подготовка по вопросам психологии здоровья, психологии эмоций, экстремальной психологии и др. Психологическое сопровождение и просвещение по вопросам психологии здоровья, психологии эмоций, экстремальной психологии с целью повышения компетентности по психологической безопасности личности.

III. Тренинги и семинары, обсуждение «неудач и побед». 1. Психологическое консультирование на основе данных психодиагностического исследования в целях повышения компетентности по психологической безопасности личности, использования психофизиологического личностного потенциала и эффективных психотехнологий. 2. Индивидуальное консультирование на основе личных обращений. Разработка индивидуальных программ укрепления и сохранения психологической безопасности личности. 3. Групповое и индивидуальное обсуждение «неудач» и «побед».

IV. Практика и прием самостоятельных решений. 1. Проведение психологической работы по снижению уровня тревожности, снятию излишнего нервно-психического напряжения, повышение стрессоустойчивости. 2. Проведение сеансов психологической разгрузки на основе данных психодиагностики и личных обращений (АТ, КПО, гештальттерапия, НЛП и др.).

V. Модуль смысла жизни и стратегии жизнедеятельности. 1. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на поиск смысла жизни и стратегии жизнедеятельности. 2. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на преодоление кризисов (возрастных, социальных, профессиональных, экстремальных и др.).

VI. Модуль укрепления и сохранения психологической безопасности личности.

Таким образом, особенностью проведения практических комплексных мероприятий по формированию установки готовности на сохранение и укрепление психологической безопасности личности является первичный этап психологической диагностики по выявлению психофизиологических особенностей, влияющих на формирование психологической безопасности личности, потенциала личности, ценностных ориентаций, эмоциональной компетентности, что в последующем позволяет сформировать установку готовности к самоизменению, направленной на самопознание, саморазвитие, самореализацию, саморегуляцию, са-

мосовершенствование. После проведения диагностики следующий этап - обучение прогнозированию (антиципационной состоятельности), планирование результата действия, тем самым повышая прогностическую компетентность, что позволит вовремя и адекватно отреагировать на различные ситуации, в том числе и экстремальные и сохранить психологическую безопасность.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 282 с.

2. Вербина Г.Г. Психология здоровья. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 157 с.

3. Вербина Г.Г. Психология стресса / ЧГПУ. Чебоксары, 2007. 97 с.

4. Вербина Г.Г. Психология эмоций. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. 308 с.

5. Куликов Л.В. Характеристики гармонии личности // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос. съезда психологов (25-28 июня 2003 г.): в 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Т. 4. С. 561 -565.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

7. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. 96 с.

ВЕРБИНА ГАЛИНА ГЕОРГИЕВНА - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (galina.verbina.49@bk.ru).

vErBINA GALINA GEORGIEVNA - doctor of psychological sciences, professor of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 159.942.52 ББК 88.352.132

Н.В. ГОРШЕНИНА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАВИСТЛИВОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Ключевые слова: зависть, завистливость личности, ценностные ориентации.

Исследованы взаимосвязи завистливости личности и ценностных ориентаций студентов. Раскрывается теоретическое понимание зависти с позиции психоаналитических теорий; приводятся результаты взаимосвязи разных уровней зависти (от высокого к низкому) с ценностными ориентациями.

N.V. GORSHENINA

INTERRELATION OF ENVY OF THE PERSONALITY AND VALUABLE ORIENTATIONS

Key words: envy, envy of the personality, valuable orientations.

The article is devoted to research of interrelations of envy of the personality and valuable orientations of students. In article the theoretical understanding of envy from a position of psychoanalytic theories, reveals results of interrelation of various levels of envy (from high are given to low) with valuable orientations.

В современном обществе в связи с культивированием материальных ценностей проявление зависти можно наблюдать в разных социально-демографических группах. В психологических и философских аспектах зависти уделялось достаточное внимание еще со времен античной философии, однако данная тема сохраняет свою актуальность и в наше время.

В психологии понятие «зависть» широко представлено в психоаналитических теориях, где каждый исследователь по-своему детерминирует природу зависти.

З. Фрейд связывал проявление зависти с эдиповым комплексом. В классическом психоанализе зависть предстает как деструктивное влияние, раскрытое в рамках анально-садистической и фаллической стадий созревания личности [4].

А. Адлер подразумевает под завистью одну из агрессивных черт характера, рассматривая ее как «фактор современного состояния человеческой психики» [1. С. 193]. Он уточнял, что там, где существует стремление к превосходству и власти, всегда проявляется зависть [1]. При этом он утверждал, что пропасть между индивидуумом и той целью, которая для него считается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.