110 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Научная статья
УДК 159.9-051
«ПСИХОЛОГ-ПРОРОК» ГРЭНВИЛЛ СТЭНЛИ ХОЛЛ
Елена Юрьевна Рогачева1
1 Владимирский государственный университет имени А. Г и Н. Г Столетовых, г. Владимир,
Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрыто предназначение экспериментальной педагогики как феномена, возникшего на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Это новое научное направление было нацелено на изучение природы человека, проблемы образования и воспитания детей. В международном научном обороте термины экспериментальная педагогика и педология в тот исторический период могли пониматься как синонимы. Из плеяды известных ученых, педагогов и психологов (А. П. Нечаев, В. А. Лай, Э. Мейман и др.) автор для своего исследования выбрала имя Г. С. Холла, охарактеризовав его в качестве выдающегося деятеля экспериментальной педагогики и педологии, авторитетной фигуры мирового психолого-педагогического сообщества, оказавшего значительное влияние на развитие теории и практики применения эксперимента в педагогической работе на протяжении всего ХХ в. И сегодня экспериментальная педагогика является источником для определения путей развития образовательно-воспитательной практики XXI в.
Ключевые слова: Г С. Холл, педагогический эксперимент, педология, экспериментальная педагогика
Для цитирования
Рогачева Е. Ю. «Психолог-пророк» Грэнвилл Стэнли Холл // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 1(02). С. 110-117.
© Рогачева Е. Ю., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 111
PAGES OF HISTORY
Original article
"THE PROPHET PSYCHOLOGIST" GRANVILLE STANLEY HALL
Elena Yurievna Rogacheva1
1 Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, erogacheva@ hotmail.com
Abstract. The article reveals the purpose of experimental pedagogy as a phenomenon that arose at the turn of the XIX-XX centuries. This new scientific direction was aimed at studying human nature, the problems of education and upbringing of children. In international scientific circulation, the terms experimental pedagogy and pedology in that historical period could be understood as synonyms. From the galaxy of famous scientists, educators and psychologists (A. P. Nechaev, V. A. Lai, E. Meiman, etc.), the author chose the name G. S. Hall for his research, describing him as an outstanding figure in experimental pedagogy and pedology, an authoritative figure of the world psychological and pedagogical community, who had a significant impact on the development of the theory and practice of experiment in pedagogical work throughout the XX century. And today experimental pedagogy is a source for determining the ways of development of educational practice in the XXI century.
Keywords: G. S. Hall, pedagogical experiment, pedology, experimental pedagogy
For citation
Rogacheva, E. Yu. 2024, '"The Prophet Psychologist" Granville Stanley Hall', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(02), pp. 110-117.
Экспериментальная педагогика вошла в историю в качестве феномена, оказавшего значительное влияние на развитие теоретического, методического и организационного потенциала педагогической науки. На рубеже XIX-XX вв. новое научное направление, изучавшее природу человека, проблемы воспитания и образования детей, было названо по основному методу получения эмпирических знаний - эксперименту, применяемому систематично и планомерно, что давало новый качественный прирост в развитии науки. Это педагогическое течение «объединило исследования, в которых факты развития детей объяснялись с помощью специальных наблюдений и экспериментов, тем самым предполагалась статистическая обработка результатов, что должно было вывести педагогику в разряд точных наук» [5, с. 62].
Впервые экспериментальные методы нашли свое применение в педагогике нескольких стран (Германия, Россия, США и др.) в 70-90-е годы XIX в. В России лидером экспериментальной педагогики был инициатор открытия и руководитель лаборатории экспериментальной педагогической психологии А. П. Нечаев. Им было создано Общество экспериментальной педагогики (1909), поставившее целью всестороннее изучение психофизиологической природы детей, их развития и воспитания при помощи точных методов, а также распространение в обществе научной информации о детской природе,
112 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
психологических основах воспитания и обучения. Почетными членами общества стали видные ученые В. М. Бехтерев, П. Ф. Каптерев, Н. Н. Ланге, П. Ф. Лесгафт, Г. И. Россоли-мо, И. А. Сикорский, Г. И. Челпанов, И. П. Павлов и др. Среди них были и выдающиеся иностранные психологи А. Бинэ, К. Гросс, Э. Клапаред, О. Кюльпе, В. А. Лай, М. Лобзин, Э. Мейман, Г. Э. Мюллер, Г. С. Холл, тесно сотрудничавшие с российскими учеными [5, с. 88]. В тот период понятия экспериментальная педагогика, экспериментальная психология, педология использовались практически в качестве синонимов.
На основе лабораторных наблюдений эксперименталисты выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности. Целью представителей этого направления было получение опытным путем якобы необходимых данных для усовершенствования педагогического процесса. Экспериментальная педагогика старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, анкетирование, на данные тестов, на определение возрастных возможностей детей, которые были впервые разработаны психологом А. Бине. Для изучения поведения ребенка в различных учебных и неучебных ситуациях, использовались системы качественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка, разработанные Э. Торндайком. Деятели экспериментальной педагогики полагали, что использование этих методик дает возможность вырабатывать педагогические и психологические нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.
В имеющейся литературе о наследии ярких представителей экспериментальной педагогики наиболее заметны труды о немецких ученых В. А. Лае и Э. Меймане, стремивших превратить педагогику из описательной науки в экспериментальную. Они, имея отдельные разногласия во мнениях, были, в целом, единомышленниками, желавшими сближения психологии со школьной педагогикой.
В. А. Лай, основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, попытался создать новое направление - педагогику действия. Для того чтобы ребенок мог правильно реагировать на окружающую обстановку, он предложил идею нового обучения детей - школу действия. Процесс обучения в такой школе включал в себя две взаимосвязанные части: «наблюдательно-вещественное» и «изобразительно-формальное» преподавание. Концепция В. А. Лая стала важной ступенью в познании ребенка и педагогической теории. Она была ориентирована на создание объективной научной педагогики, развивающей и дополняющей прежнюю экспериментальным методом и полученными с его помощью результатами.
В 1903 г. В. А. Лай опубликовал свой труд «Экспериментальная дидактика», отражавший поиски нужного педагогам направления науки. Сам ученый «считал себя сторонником экспериментальной педагогики, которую невозможно точно отличить, скажем, от педологии. Разница, по его мнению, заключалась в том, что педология больше интересуется теоретическими вопросами, а экспериментально-педагогическое изучение преследует всегда разрешение практических вопросов, касающихся обучения и воспитания. Эксперимент считается педагогическим только в случае, если он направлен на решение именно педагогической задачи. При этом основными методами экспериментальной педагогики выступают не только эксперимент, но также систематическое наблюдение и статистика» [6, с. 133-134].
Большую роль в становлении экспериментальной педагогики сыграл Э. Мейман. В 1907 г. им был издан трехтомник лекций по экспериментальной педагогике. Целью
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 113
ученого стала разработка «эмпирического основания для общей педагогики, занимающейся определением общих целей и задач воспитания, нормативных педагогических правил и предписаний. Весь период физического и духовного развития ребенка должен быть изучен с помощью экспериментов, систематического наблюдения за детьми и изучения продуктов их творчества. Уделяя большое внимание прикладным аспектам педагогической психологии, ученый стремился к решению главной задачи - разработке методологических основ обучения детей» [7, с. 149]. По его мнению, необходимо пробудить интерес педагогов к науке о воспитании, чтобы они черпали свои познания «непосредственно из жизни и деятельности ребенка», дополняли исследования друг друга на пути к созданию целостной научной системы [7, с. 155-156].
Одним из наиболее видных представителей экспериментальной педагогики, определивших развитие ее разных ветвей, был Грэнвилл Стэнли Холл (Granville Stanley Hall, 1844-1924). Беззаветным служением новым направлениям в педагогике и психологии он сумел внести огромный вклад в развитие прогрессивного образования не только в США, но и в других странах мира. Его призыв к изучению ребенка стимулировал педагогов в разных точках мира обратиться непосредственно к предмету своей деятельности, верить в возможности ребенка. Он укрепил авторитет науки в педагогическом реформаторском движении, основанном на интерпретации идей Руссо, Песталоцци, Фребеля и Гербарта. Имя Холла входит в число основателей педологии, которая, в его понимании, опирается на эволюционную психологию в духе Ч. Дарвина и И. М. Сеченова. Школа, говорил ученый, «должна стать педоцентричной, основываться на изучении детей. Однако наука о ребенке не подходит ни под какую классификацию и в некотором смысле не имеет себе подобной, будучи частью психологией, частью антропологией, частью медициной и гигиеной» [8, с. 86]. А. П. Нечаев считал, что в истории «педологического» направления педагогики, которое «стремится объединить всевозможные точные исследования детского возраста и приложить полученные результаты к делу воспитания, особенно видную роль сыграли три лица: Прейер, Стенли Холл и Лай» [7, с. 147].
Еще в Гарвардском университете С. Холла признали выдающимся лектором, называли и «пихологом-пророком». Можно считать, что он, сумев перевести фокус внимания в образовании на самого ребенка, наметил и вектор развития педагогики для ХХ в. Его статья «Содержание детских умов» (The Contents of Children's Minds) основывалась на данных, полученных с помощью первого в психологии за всю историю развития этой науки вопросника. Статья быстро завоевала популярность в научном сообществе и позволила Холлу воспользоваться ей в качестве инструмента для создания движения «Изучение ребенка». Однако, по словам Лоуренса Кремина, Стэнли Холл недолго поработал на так называемую коперниковскую революцию в классной комнате. К 1885 г. все его внимание переключилось на экспериментальную психологию.
С марта 1882 г. С. Холл был назначен лектором по психологии и педагогике в университете Джона Хопкинса и работал вместе с Чарльзом Сандерсом Пирсом, а также начинающим свою карьеру Джоном Дьюи [3]. Позднее Холл занял кресло философа этого университета. Именно здесь в Балтиморе, штате Мэриленд в университете Джона Хопкинса он основал первую психологическую лабораторию в США. Он возглавил позднее университет Кларка и был в кресле президента этого научно-исследовательского центра в области экспериментальной психологии и изучения ребенка целых 30 лет. Он стал основателем Американской психологической ассоциации в 1892 г. и ее первым президентом. Именно Холл впервые представил Зигмунда Фрейда американско-
114 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
му психологическому сообществу, что способствовало популяризации идей теоретика психоанализа в США. Он внимательно изучал работы Фрейда, критиковал широту его сексуального символизма и позднее добавил в свою концепцию некоторые идеи Юнга и Адлера. С. Холл основал и редактировал три профессиональных журнала, посвященных возрастной психологии, среди которых были Американский психологический журнал (American Journal of Psychology, 1887), и Американский журнал религиозной психологии и образования (The American Journal of Religious Psychology and Education, 1904).
Университет Дж. Хопкинса сыграл огромную роль в становлении карьеры Стэнли Холла как ученого. Во многом опиравшийся на немецкую образовательную традицию, этот американский университет взрастил помимо Стэнли Холла таких величайших американских мыслителей, как Уильям Джеймс, Чарльз Сандерс Пирс и Джон Дьюи. Нельзя не признать, что их взгляды формировались во многом под влиянием европейской культуры. Эти люди внесли существенный вклад в становление не только университета Джона Хопкинса, но и мировой университетской культуры. Эти выдающиеся и оригинальные личности, хотя и не всегда соглашавшиеся друг с другом, но часто пересекавшиеся на своем карьерном пути, оказались намного ответственнее, чем многие другие в стремлении направить американскую мысль в сторону модернизма. Они сумели оказать огромное влияние на поколения писателей и мыслителей, на американскую жизнь в целом. Именно их идеи изменили мышление американцев. Совершенно справедливо утверждение о том, что «они изменили американский образ жизни - как учиться, как выражать свои мысли, как понимать себя, и как обращаться с людьми, отличающимися от них. Мы все еще продолжаем жить в большей степени в стране, которую помогли создать эти мыслители» [10]. Безусловно, все эти люди являются гордостью высшей школы США.
В стенах университета Д. Хопкинса С. Холл стал участником сообщества исследователей, в рамках которого оформлялись его философские, психологические и педагогические воззрения. В их становлении большую роль играл созданный по инициативе Ч. Пирса осенью 1879 г. Метафизический клуб. В деятельности этого клуба, заседавшего один раз в месяц, могли принимать участие и обсуждать свои статьи работающие на факультете ассистенты и студенты выпускных курсов любых отделений. Чарльз Пирс был первым его президентом, приезжавшим на заседания своего детища и после отставки. В определенной мере клуб компенсировал отсутствие в то время университетской кафедры философии, однако вуз был хорошо оснащен и его ждало большое будущее.
Отметим, что университет был создан благодаря огромным частным вложениям, когда-либо сделанным в Америке (7 млн долларов, которые оставил финансист из Балтимора). Половина этой суммы ушла на создание известного госпиталя. Для сравнения, самым большим финансовым подарком в образовательную сферу в период до начала Гражданской войны в Америке были 50 тыс. долларов, подаренные Эбботом Лоренсом (Abbott Lawrence) Гарварду. Хотя Дж. Хопкинс не оставил в завещании конкретных пожеланий относительно целевой программы университета, совет попечителей решил основать высшую школу, ориентированную на исследования и докторские степени. Университет обеспечивал бакалаврские программы, считался центром продвинутого обучения, был пионером в этой области [9].
Профессора для университета отбирались по конкурсу и рекомендациям известных ученых. Например, по рекомендации У. Джеймса, профессора из Гарварда, были при-
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 115
глашены на работу Моррис, Холл и Пирс. В своем письме Джеймс следующим образом представил все три кандидатуры: «Если Вы хотите ученого-философа, который поведет студентов к освоению истории предмета, то отличной кандидатурой будет Моррис. В психологическом плане достойными могли бы стать из тех, кого я знаю, Пирс и Холл. Прошлое Пирса вам известно. Холл, хотя довольно оригинальный и способный работник, несколько страдает из-за недостатка практических и организаторских умений, что так необходимы сейчас профессорам университета Джона Хопкинса» [11]. Исторический подход Морриса, психологические эксперименты Холла и количественная логика Пирса характеризовались в рамках нового исследовательского университета как триада философских подходов. Но отделение так и не смогло интегрировать их усилия, так как Моррис, Холл и Пирс не были готовы к взаимодействию. Моррис и Холл конфликтовали и состязались за первенство. В силу этого студенты приходили к мнению о том, что нужно выбирать кого-то одного из них. И все же создание Пирсом Метафизического клуба было очень важно для интеграции усилий университетских кафедр и формирования диалогической культуры в университете [4, с. 91-98].
Безусловно, Стэнли Холл стал заметным голосом в научных дискуссиях, касающихся проблемы изучения ребенка. Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом развития науки о детях - педологии, которая представляла собой синтез психологических, биологических и социальных знаний о развитии ребенка и основывалась на представлении о нем как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды. И если в России судьба педологии была трагичной [8], то представитель течения child-study Стэнли Холл имел возможность развивать и совершенствовать свои идеи в аспекте экспериментальной педагогики, что и позволило ему стать авторитетной фигурой мирового психолого-педагогического сообщества.
Экспериментальная педагогика и сегодня является источником для определения путей развития образовательно-воспитательной практики ХХ! в.
Список источников
1. Богуславский М. В., Куликова С. В., Романов А. А. Потенциал историко-педагоги-ческого познания проблем воспитания и социализации молодежи в контексте вызовов современности // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 4(48). С. 28-39.
2. Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии : монография. М. : Академия социального управления, 2015. 384 с.
3. Рогачева Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст : монография. Владимир : Владимирский государственный педагогический университет, 2005. 332 с.
4. Рогачева Е. Ю. Университет Джона Хопкинса и его роль в становлении методологической культуры Джона Дьюи // Известия Российской академии образования. 2019. № 1(49). С. 91-98.
5. Романов А. А. А. П. Нечаев - подвижник экспериментальной педагогики // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избранные научные статьи и очерки. Рязань : Концепция, 2017. С. 59-131.
6. Романов А. А. В. А. Лай и экспериментальная дидактика // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избранные научные статьи и очерки. Рязань : Концепция, 2017. С. 132-146.
116 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
7. Романов А. А. Педоцентризм экспериментальной педагогики Э. Меймана // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избранные научные статьи и очерки. Рязань : Концепция, 2017. С. 147-158.
8. Романов А. А. Педология в России: судьба быть запрещенной постановлением власти // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 2(38). С. 82-96.
9. Сравнительное образование : учеб. пособие / под ред. Е. Ю. Рогачевой. Владимир : ВлГУ, 2015. 488 с.
10. Menand, L. 2001, The Metaphyisical Club, Farrar, Straus and Giroux, New York.
11. William James to Daniel Colt Gilman 18 January 1879, The Correspondence of William James, vol. 5, p. 35.
References
1. Boguslavsky, M. V., Kulikova, S. V. & Romanov, A. A. 2018, 'The potential of historical and pedagogical knowledge of the problems of upbringing and socialization of youth in the context of modern challenges', Psychological and pedagogical search, iss. 4(48), pp. 28-39.
2. Pedagogy and education in the mirror of historical reflection: monograph 2015, Academy of Social Management, Moscow.
3. Rogacheva, E. Y. 2005, John Dewey's pedagogy in the XXcentury: cross-cultural context: monograph, Vladimir State Pedagogical University, Vladimir.
4. Rogacheva, E. Y. 2019, 'John Hopkins' University and its role in the formation of John Dewey's methodological culture', Proceedings of the Russian Academy of Education, iss. 1(49), pp. 91-98.
5. Romanov, A. A. 2017, 'A. P. Nechaev - an ascetic of experimental pedagogy', in Pedagogical ascetics in the crucial epochs of the twentieth century: selected scientific articles and essays, pp. 59-131, Concept, Ryazan.
6. Romanov, A. A. V. 2017, 'A. Lai and experimental didactics', in Pedagogical ascetics in the crucial epochs of the twentieth century: selected scientific articles and essays, pp. 132-146, Concept, Ryazan.
7. Romanov, A. A. 2017, 'Pedocentrism of experimental pedagogy by E. Meiman', in Pedagogical ascetics in the crucial epochs of the twentieth century: selected scientific articles and essays, pp. 147-158, Concept, Ryazan.
8. Romanov, A. A. 2016, 'Pedology in Russia: the fate of being banned by the decree of the authorities', Psychological and pedagogical search, iss. 2(38), pp. 82-96.
9. Rogacheva, E. Y. (ed.) 2015, Comparative education: textbook, VlGU, Vladimir.
10. Menand, L. 2001, The Metaphyisical Club, Farrar, Straus and Giroux, New York.
11. William James to Daniel Colt Gilman 18 January 1879, The Correspondence of William James, vol. 5, p. 35.
Информация об авторе
Е. Ю. Рогачева - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики.
Information about the author
E. Y. Rogacheva - Sc.D (Pedagogical Sciences), Professor, Professor of pedagogy the Department.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 117
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки).
Статья поступила в редакцию 15.02.2024; одобрена после рецензирования 01.03.2024; принята к публикации 04.03.2024.
The article was submitted 15.02.2024; approved after reviewing 01.03.2024; accepted for publication 04.03.2024.