Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГﮦИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРТﮦИНЫ МИРА СОВРЕМﮦЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГﮦИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРТﮦИНЫ МИРА СОВРЕМﮦЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОСПРИЯТИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОВЕДЕНИЕ / WORLDVIEW / ADOLESCENCE / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сеитмеметова Э.А.

В статье представлен теорети ческий анализ исслед ований особенностей мировос приятия в подрос тковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PICTURE OF THE WORLD OF MODERN ADOLESCENTS

The article presents a theoretical analysis of studies of the characteristics of the world perception in adolescence.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГﮦИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРТﮦИНЫ МИРА СОВРЕМﮦЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.922

Сеитмеметова Э. А. студент 4-го курса Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь Seitmemetova E. A.

4th year student of the State Budget educational institution of higher education of the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical University ", Simferopol

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ МИРА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PICTURE OF THE WORLD OF MODERN ADOLESCENTS

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ исследований особенностей мировосприятия в подростковом возрасте.

Ключевые слова: мировосприятие, подростковый возраст, поведение.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of studies of the characteristics of the world perception in adolescence.

Key words: worldview, adolescence, behavior.

Постановка проблемы. Подростковый возраст - это период высокой сензитивности к формированию мировоззрения и' целостной картины мира, открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Именно в' подростковом возрасте происходят изменения, обеспечивающие формирование образа себя как целостного и' внутренне согласованного знания о себе и своем месте в' мире, адекватного реальному бытию и' индивидуальной картины мира. Актуальность существующих проблем выводит нас на необходимость исследования особенностей субъективной картины мира подростков, информация об особенностях которой является ключевой при разработке оптимальной стратегии психокоррекционного* воздействия.

Цель статьи: осуществить теоретический анализ проблемы психологических особенностей мировосприятия в подростковом возрасте.

Изложение основного материала. На разных исторических этапах развития общества отрочество имело различные структуру и' содержание. Авторитетные современные исследователи детства и отрочества (Д.И.Фельдштейн, К.Н. Поливанова, А.М. Прихожан, Л.Б. Шнейдер, И.А. Баева) подчеркивают, что' наша способность описать многочисленные векторы тех объективных изменений, которые претерпевает наблюдаемая нами историческая ситуация функционирования человека (которую современные философы, социологи, экономисты иначе называют глобальным сообществом, постцивилизацией, а также ноосферной или антропогенной цивилизацией), не гарантирует нам полного понимания того, кем же является

сам этот человек, какие изменения произошли «в» нем самом, какое качество приобрели возрастные новообразования в' различных сферах психики № на какие ориентиры теперь опирается подросток [1; 4; 8]. Выводы последних работ, направленных на описание изменений современного' ребенка, часто противоречивы, разрозненны и заставляют последователей настойчиво искать понимание психологических особенностей современного ребенка, подростка, взрослого.

Потребность утверждать' себя, отстаивать' собственные интересы и добиваться отношения к' себе как к равному - то, что' пришло в' современном подростке, по мнению А.М. Прихожан, на смену потребностям «быть, ощущать' себя взрослым» и' формировать представление о' себе как «не о' ребенке», описанным Т.В'. Драгуновой. При этом, как справедливо' отмечает автор, сегодняшние подростки фактически лишены средств самопознания, основным из которых является личностная рефлексия. Последняя утратила всякий интерес для старшеклассников и' кажется чем-то' нестоящим для того, чтобы тратить' на нее время. Неготовность понять' реально действующие м'отив'ы соб'ственно'го п'оведе'ния и жизне'нные стремления, вытек'ающая из нивелирования возможности анализировать' собственные переживания, ведет к неумению организовать' время собственной жизни, утрате ее смысла[6].

Центрированность на себе как яркая черта психологического портрета сегодняшнего старшеклассника, нередко принимает масштабы аффективно-личностного эгоцентризма, представляя собой «защитный механизм», снижающий у подростка переживание социального неуспеха [7]. Интересы современных подростков часто поверхностны и кратковременны, неформальные объединения - стихийны, дворовые компании - редкость. Все это в совокупности обеспечивает частую смену круга общения, трудности в формировании постоянных контактов со сверстниками и поддержании эмоционально близких отношений. В портрете нынешнего старшеклассника нельзя не отметить и еще одну его характерную черту - отсутствие увлеченности чтением. Чтение как форма досуга утратила для нынешних подростков всякий интерес [2]. Ценностно-смысловая сфера современных подростков формируется под воздействием информации из СМИ и чтива как проявлений массовой культуры, затмившей в современном обществе иные формы культуры и «тормозящей процессы личностного развития.

Нынешний старшеклассник мало пишет, практика ведения личной переписки рассматривается современными подростками как нечто архаичное. Вместе с написанием писем друзьям, ведением личных дневниковых записей из отрочества исчезла готовность исследовать себя и близкого человека, рефлексировать личностные особенности, задумываться о причинах собственного поведения.

Общение современного подростка, разворачивающееся в социальных сетях или посредством иных технологий, также имеет выраженную специфику, позволяющую нам охарактеризовать его как не создающее условий для становления психосоциальной идентичности и кардин льно преобразующее образ мира. Особенности целостного мировосприятия современных подростков, определяющиеся переживанием мира как

источника насилия , что является одной из причин деструктивного и антисоциального поведения подростков, а также может приводить к отказу от реальности и предпочтению виртуального мира, в котором подростки, являясь членами интернет-сообществ, «устраиваются на работу», «проводят досуг», иначе говоря «реализуют» типичные сферы жизненной активно ти, которые в реальности оказываются у них редуцированными. Подобного рода инфантилизация подростающего поколения ведет к неготовно ти современных подростков самостоятельно решать задачи развития [3].

Важными психологическими особенностями современного подростка, по мнению некоторых ученых, также выступают недостаток уважения к истории и дефицит любознательности; отсутствие идеалов, представлений о должном, ценности объективной истины [5]. Нынешний подросток мало заинтересован в познании окружающей действительности. Антропоцентристская картина мира, уверенно транслируемая современными СМИ, ставит в центр мироздания человека с его потребностями. «Скучность» мира ведет к потере подростка себя в нем - возникают сложно ти с выбором будущей профессии, неготовность осознать мотивы собственного поведения, беспорядочность и поверхностность контактов с другими людьми.

Психическая напряженность, отличающая современных подростков и детей [8], являясь следствием пагубных трансформаций, которые претерпевает семья в современности (увеличение числа внебрачных рождений, рост доли неполных семей, дефицит общения внутри семьи), не только ведет к объективному ухудшению нервно-психического здоровья молодежи, но и накладывает определенный отпечаток на картину мира в отрочестве, добавляя субъективному переживанию реальности тревоги, ощущения неуверенности и пессимистичности. Среди современных старшеклассников наблюдается рост агрессивно ти, жестокости, цинизма. Частыми внутренними переживаниями современных подростков становятся чувства одиночества, опустошенности, покинутости, брошенности, ненужности миру взрослых и миру вообще. Эмоциональное неблагополучие подростка, порой достигает выраженности серьезного психогенного расстройства [8].

Отмеченные особенности позволяют говорить, что Отрочество не только стало другим, но и, приобретя отмеченные выше психологические особенности, понесло тяжелые потери, вызванные «общим ухудшением психологических характеристик современных детей и подростков.

Безусловно, важной отличительной особенностью современности является то, что дети в ней предельно далеко отдалились от взрослых: уменьшилось число контактов подростков с родителями, которые, ввиду высокой занятости на работе, вынужденно сократили время, проводимое с детьми, чем увеличили их подверженность пагубному воздействию массовой культуры и СМИ. Следствием этого явилась также и потеря родителями ответственности за детей, попустительство по отношению к ним, предоставление широты выбора и свободы, избыточной для старшеклассника [6].

Д.И. Фельдштейн характеризует современное общество как утратившее доверие к подрастающему поколению, такое, в котором общественная ценность растущего человека не подчеркивается, не фиксируется, атрибутивно не обозначается [8].

Вывод. Таким образом, анализ современных теоретических и эмпирических исследований психологии подросткового возраста позволяет нам убедиться в том, что в познавательной, эмоционально-волевой, ценностной сферах современного подростка произошли существенные изменения. Они заставляют задуматься о содержании произошедших сдвигов и ставят перед последующими учеными задачу переосмыслить специфику возрастных новообразований, социальной ситуации развития и целостной структуры возраста - такого, какой имеет конкретной культурно-исторической ситуацией собственного функционирования первые десятилетия XXI века.

Использованные источники:

1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. ... к. психол. н. за спец. 19.00.07. - педагогическая психология. - Казань, 2000. - 24 с.

2. Агейко О.В. Социальная перцепция семейных отношений у детей переживших развод родителей на разных этапах онтогенеза / О.В.Агейко // Журнал практического психолога. - 2011. - № 6. - С. 43-58.

3. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивный образ мира: пролегомены к философии образования / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. - М., Изд-во Канон +, 2010. - 224 с.

4. Газизова У.В., Хабибрахманова Р.Ф., Штерц О.М. Образа мира у детей и подростков из неполных семей / У.В. Газизова, Р.Ф. Хабибрахманова, О.М. Штерц // Научное сообщество студентов ХХ1 столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 6, 2012. [Электронный доступ: https: //sibac.info/sibac. info/archive/humanities/6 .pdf]

5. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности. Дисс.канд. психол. наук. Спец.: 19.00.01 / Н.Н. Королева. - СПб, 1998. - 194 с.

6. Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия / В.С. Мухина // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологич. труды. -М.; Воронеж, 1999. - С. 445-452.

7. Одинцова М.А. Образ мира у подростков из неполных семей / М.А. Одинцова // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 82-89.

8. Реан А.А. Психология человека от рождениядо смерти /А.А. Реан // Серия «Психологическая энциклопедия». - Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.