УДК 314.02 ББК 60.5
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДИ СТУДЕНТОВ НЕКОТОРЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
А.А. ПУРГИНА, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск Е-та11:к1$и1уа081991@таИ.ги
Аннотация
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Неполные семьи - реальность, на которую нельзя закрывать глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Исходя из этого, нами была сформирована цель, изучить состав семьи среди студентов четырёх крупных гуманитарных ВУЗов города Челябинска. Было проведено выборочное анкетирование. Были получены следующие результаты. Так, из числа проанкетированных студентов только 1/3 проживают в неполных семьях. Чаще всего нет достоверной разницы между количеством студентов, имеющими неполный состав семьи.
Ключевые слова: брак, семья, состав семьи, неполная семья
Актуальность. Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство -человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, так как его "проводником" является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Семья представляет базовую модель для социализации ребенка, а родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в детском возрасте.
Неполные семьи - реальность, на которую нельзя закрывать глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными. Увеличивающееся число разводов, ранняя и нежелательная беременность, смерть одного из родителей или сознательный выбор "родить ребенка для себя" - вот далеко не полный перечень причин появления таких семей. В неполных семьях сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями.
В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи. Причин формирования неполных семей множество: развод родителей, внебрачные рождения, смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.
В психологии принято считать, что образ мира является основой успешной адаптации и адекватного взаимодействия человека с миром. Особенно актуальна данная проблема сегодня в условиях неопределенности, кризисов, которые все чаще сотрясают наше общество. В сложившихся условиях развития и функционирования общества страдает одна из важнейших подсистем социальной структуры - семья. Официальные статистические данные свидетельствуют о непрочности института семьи в России. Только за первый квартал
2010 года на 185969 браков пришлось 153406 разводов, что составляет более80% всех официальных отношений. В стране постоянно увеличивается число детей, рождающихся и воспитывающихся в неполных семьях.
Согласно статистике, в России на 2012 год насчитывается 6, 2 миллиона неполных семей: 5, 6 миллиона матерей-одиночек и 634, 5 тысячи одиноких отцов. По словам Павла Астахова, такой тяжелой ситуации в нашей стране не было ни после войны, ни после революции.
Проблемы неполных семей изучались О.А. Карабановой, Т.В. Андреевой, В.Н. Дружининым, Н.В. Дементьевой, Т.С. Зубковой, М.А. Костенко, Л.Г. Луняковой и др. Но, несмотря на актуальность темы, неизученными остаются вопросы влияния неполных семей на последующее личностное развитие ребенка. Как известно, социальные факторы являются значимыми детерминантами развития личности. Однако вопрос о социальной обусловленности познавательной активности студентов не решен в современной педагогической науке. Отсутствуют данные эмпирических исследований, в которых раскрывалась бы роль этих факторов в развитии личности студентов.
Цель исследования. Изучить социально-демографические проблемы среди студентов некоторых гуманитарных вузов города Челябинска.
Материалы и методы. Нами было проведено выборочное анонимное анкетирование студентов четырех гуманитарных ВУЗов города Челябинска. Выборку исследования составили 800 студентов IV курса по 200 человек из Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ), Челябинского государственного университета (ЧелГУ), Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) и Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ)). В зависимости от состава семьи (полная - 71, 25%, неполная - 28, 75%) студенты каждого ВУЗа делились на две группы. Материал был обработан с помощью программы Microsoft office excel 2007.
Результаты и их обсуждение. Из 800 опрошенных студентов 28, 75% проживают в неполных семьях (25, 5% составили учащиеся из ЧелГУ, 35, 5% - ЧГАКИ, 27, 5% - ЧГПУ и 26, 5% - ЮУГМУ).Во всех четырёх ВУЗах достоверно больше опрошенных студентов проживают в полных семьях (74, 5% из ЧелГУ, 64, 5% из ЧГАКИ, 72, 5% из ЧГПУ и 73, 5% из ЮУГМУ соответственно).При этом нет достоверной разницы между количеством студентов, имеющих полный состав семьи в трёх опрошенных ВУЗах (ЧелГУ, ЧГПУ, ЮУГМУ). В ЧГАКИ достоверно меньше количество студентов с полным составом семьи.
Выводы.
1. Из 800 проанкетированных студентов некоторых гуманитарных вузов города Челябинска 1/3 часть проживают в неполных семьях.
2. Достоверно больше учащихся из полных семей.
3. В гуманитарных ВУЗах г. Челябинска чаще всего нет достоверной разницы между количеством студентов, имеющими неполный состав семьи.
Список литературы
1. Вяткина, Л.Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной/полной семье /Л.Б. Вяткина //Фундаментальные исследования. - 2013. - №10-2. - с. 442-445
2. Газизова, У.В. Исследованиеобразамира и отношения к родителям подростков из неполных семей / У.В. Газизова, Р.Ф. Хабибрахманова, О.М. Штерц // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - №7-2. - с. 201-202
3. Губанова, Е.В. Жители среднего российского города о неполной семье: социально-демографический аспект анализа/ Е.В. Губанова, Э.Ю. Черкесова // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2012. - №3. -с.204-210.
4. Николаева, Я.Г. Проблемы воспитания детей в неполных семьях в Российской Федерации (на примере Чувашской Республики) / Я.Г. Николаева // Чебоксары: Издательство Чувашского университета. - 2004. - с.19-20