Научная статья на тему 'Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков-подростков из неполных семей'

Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков-подростков из неполных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
551
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / INCOMPLETE FAMILIES / TEENAGE AGE / GENDER ROLES / PERSONAL PECULIARITIES / AGGRESSION / ANIMOSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клопова Ольга Владимировна

Представлены результаты психологического исследования личностных особенностей и агрессивных реакций мальчиков подросткового возраста. Описана динамика личностных особенностей мальчиков с 14-15 лет. Анализ полученных данных свидетельствует о наличии у мальчиков, воспитывающихся в неполных семьях, искаженного представления о мужском поведении: как агрессивном, полностью противоположном женскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of personal development and aggressive behaviour of boys at teenage age from incomplete families

The results of psychological research of personal peculiarities and aggressive reactions of teenage boys are presented in the work. The dynamics of the boys’ personal features from 11-12 years to 14-15 years is described. The analysis of the received data gives evidence about the presence at boys, who are bringing up in incomplete families, the deformed representation about man's behavior, as aggressive, completely opposite female.

Текст научной работы на тему «Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков-подростков из неполных семей»

УДК 159.922.722 ББК Ю988+Ю956

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

О.В. Клопова

Представлены результаты психологического исследования личностных особенностей и агрессивных реакций мальчиков подросткового возраста. Описана динамика личностных особенностей мальчиков с 14-15 лет. Анализ полученных данных свидетельствует о наличии у мальчиков, воспитывающихся в неполных семьях, искаженного представления о мужском поведении: как агрессивном, полностью противоположном женскому.

Ключевые слова: неполные семьи, подростковый возраст, гендерные роли, личностные особенности, агрессивность, враждебность.

Среди личностных особенностей отмечаются универсальные, лишенные гендерной специфики черты и черты, традиционно связанные с типично мужской или типично женской моделью полоролевого поведения. К типично мужским чертам принято относить независимость, напористость, агрессивность, самостоятельность, уверенность в себе, а к типично женским - уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию и т. п. [11].

В XX веке появился термин «кризис маскулинности» - кризис привычного гендерного порядка и традиционной маскулинной идеологии, которая соответствует изменившимся социально-экономическим условиям и создает социально-психологические трудности как для женщин, так и для мужчин [4-7]. Ломка традиционного гендерного порядка создает многочисленные социально-психологические трудности. Мужчины, утратив свое некогда бесспорное господство, вынуждены наряду с традиционно мужскими качествами (настойчивостью, энергией, силой воли) вырабатывать в себе «традиционно женские» черты (способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого) [5-7]. Но, тем не менее, по мнению отечественных исследователей, гендерная специфика никогда не исчезнет, в этом нет социальной необходимости [3, 6].

Эти специфические черты складываются в особые модели поведения (гендерные роли), которые усваиваются в процессе социализации первоначально в семье. Образы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребенка через непосредственные их проявления у старшего поколения мужчин

и женщин [10]. Ребенок ориентируется на ценности гендерного поведения лиц своего пола и, тем самым, у него в сознании начинают закладываться гендерные схемы, существующие в обществе.

В настоящее время семья, в которой ребенка любого пола воспитывает один родитель (чаще - женщина, мать), стала обычным явлением. В ситуации воспитания в неполной семье у ребенка отсутствует пример опыта поведения родителя. Следовательно, у ребенка формируется искаженное представление о роли мужчины в семье. Статистические данные по Российской Федерации свидетельствуют, что существующий уровень внебрачной рождаемости, числа разводов, смертности приводит к увеличению в популяции одиноких, разведенных и овдовевших, а также к высокому числу повторных браков. Почти каждый второй ребенок определенную часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводит в условиях неполной семьи либо с одним из небиологических родителей [12].

Наиболее частыми причинами образования неполных семей на сегодняшний день являются внебрачное рождение ребенка и развод родителей. Согласно последним статистическим данным доля разводов в настоящее время составляет более 60 % от числа заключенных браков [2, с. 7]. При этом самый большой удельный вес разводов приходится сегодня на так называемые «молодые браки»,

- 64,5 % от общего числа распавшихся браков, уже имеющих ребенка [1, с. 147]. Наряду с увеличением числа разводов увеличивается число внебрачных рождений [8, с. 66.]

Наибольшее влияние проживание и воспитание в неполной семье оказывает на маль-

Психология развития и педагогическая психология

чиков. Взрослея, мальчик постепенно все больше осознает свое «мужское бытие» и нуждается в отождествлении с отцом, способст-вущем сепарации от матери и деидентификации с ней. В случае отсутствия опыта общения ребенка с отцом идентификация с ним может быть задержана и установление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается [8]. Известно, что лишенные в детстве достаточного общения с отцом мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как противоположном, иногда антагонистическом женскому [13]. Следовательно, усвоение соответствующей гендерной роли при воспитании в неполных (материнских) семьях может нарушаться.

Нарушение психического развития ребенка в неполной семье объясняется не только отсутствием отца с его специфической ролью и обязанностями, но и негативными особенностями в поведении матери. У женщины, вынужденной в одиночку нести ответственность за воспитание ребенка, развиваются такие черты, присущие противоположному полу, как собранность, властность, авторитарность и др. Как следствие, многие женщины в неполных семьях доминируют и подчиняют себе сына. Кроме того, в такой семье существует возможность формирования избыточной привязанности к матери, зависимости от нее, что отрицательно скажется на развитии личности, особенно в подростковом возрасте, характерной чертой которого как раз и является возрастающая самостоятельность ребенка, вплоть до негативизма.

Целью пилотажного исследования выступало изучение особенностей личностного развития и агрессивного поведения мальчиков-подростков из неполных семей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследование личностных особенностей мальчиков 11-13 лет, воспитывающихся в полных и неполных (разведенных семьях и семьях с матерью-одиночкой), с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла.

2. Изучение агрессивности и враждебности мальчиков 11-13 лет из полных и неполных семей с помощью методики Басса - Дарки.

3. Сравнительный анализ личностных особенностей и агрессивности мальчиков 1113 лет, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

4. Выявление динамики личностных особенностей мальчиков из полных и неполных семей к 14-15 годам.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе на основе данных собеседования и анкетирования родителей подростков были сформированы две экспериментальные выборки подростков численностью 40 человек. В первую экспериментальную группу (группа 1) вошли мальчики 11-13 лет из неполных семей, образовавшихся вследствие внебрачного рождения ребенка (семьи с мате-рью-одиночкой). Вторую группу (группа 2) составили мальчики 11-13 лет из неполных семей, образовавшихся после развода родителей (разведенные семьи). Контрольную группу (группа 3) составили мальчики 11-13 лет, воспитывающиеся в полных семьях.

Критерием включения в исследование разведенных семей являлся возраст ребенка от 1 до 5 лет на момент развода родителей. Это самая статистически распространенная категория и самая психологически уязвимая [9]. Кроме того, в разведенных семьях, подростки из которых приняли участие в исследовании, практически отсутствовали контакты ребенка с отцом после развода.

Критерием включения полных семей явилось наличие активной позиции отца в воспитании ребенка.

На втором этапе исследования проведено исследование личностных особенностей и агрессивности мальчиков 11-13 лет, воспитывающихся в семьях с матерью-одиночкой, разведенных и полных семьях.

На третьем этапе повторно выполнено исследование личностных особенностей маль-чиков-подростков из семей с матерью-одиночкой, разведенных и полных семей.

Статистическая обработка проводилась с помощью /-критерия Стьюдента (при сравнении средних значений) и Г-критерия Вилкок-сона (оценка достоверности сдвига значений в динамике к 14-15 годам).

Исследование личностных особенностей младших подростков и сравнительный анализ полученных результатов позволяют отметить, что мальчиков из разведенных семей отличает от их сверстников из семей с матерью-одиночкой низкая нормативность социального поведения, игнорирование социальных норм ( = 2,568; р > 0,01) и конформность, зависимость от группы ( = 3,031; р > 0,01). Для мальчиков из семей с матерью-одиночкой, по сравнению с их сверстниками из полных се-

Клопова О.В.

Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков-подростков...

мей, характерны: замкнутость и малая контактность ( = 2,667; р > 0,01); эмоциональная нестабильность ( = 2,583 ; Р > 0 ,01); уступчивость, зависимость, подчиненность (/ = 2,595; р > 0,01); сдержанность в общении с людьми, осторожность (/ = 2,937; р > 0,01); робость, нерешительность (/ = 3,221; р > 0,002); консерватизм (/ = 2,571; р > 0,01); низкий самоконтроль, небрежность (/ = 3,359; р > 0,001). По уровню нормативности социального поведения и нонконформизму подростки из семей с матерью-одиночкой не уступают своим сверстникам, воспитывающимся в полных семьях.

Сравнительный анализа личностных особенностей подростков из разведенных и полных семей показывает, что мальчиков из разведенных семей характеризует замкнутость и малая контактность ( = 4,046; р > 0,001); высокий уровень вербальной культуры (Г = 1,968; р > 0 ,05); эмоциональная нестабильность ( = 3,609; р > 0,001); уступчивость (/ = 3,91; р > 0 ,001); сдержанность в процессах общения ( = 4,317; р > 0,001); низкая нормативность поведения ( = 3,547; р > 0,001); робость (/ = 3,933; р > 0,001). Можно отметить спокойствие и безмятежность подростков из разведенных семей, в то время как их сверстники из полных семей в этом возрасте более тревожны, с обостренным чувством долга (Г = 2,467; р > 0 ,01). Кроме того, мальчики, воспитывающиеся в разведенных семьях, конформны (/ = 2,161 ; р > 0 ,05); более консервативны ( = 2,113 ; р > 0 ,05); отличаются небрежностью и неумением себя контролировать ( = 3,154; р > 0,002), а также низкой напряженностью (/ = 2,167; р > 0,05). В то же самое время для мальчиков в возрасте 1113 лет, независимо от состава семьи и причин образования неполной семьи, характерны общие черты личности: чувствительность, подозрительность, мечтательность и прямолинейность.

Результаты исследования по методике Басса - Дарки свидетельствуют об отсутствии достоверных различий по показателям шкал агрессивности у мальчиков, воспитывающихся в семьях с матерью-одиночкой и разведенных семьях. Другими словами, по проявлениям агрессивного поведения подростки из различающихся между собой по своему происхождению неполных семей не отличаются между собой. Сравнительный анализ показателя агрессивности у мальчиков из семей с матерью-одиночкой и из полных семей позволяет отметить, что существуют дос-

товерные различия по многим шкалам, причем показатели у подростков из первой группы значимо выше, за исключением шкал «негативизм» и «обида». Полученные данные свидетельствуют, что к оппозиционной манере поведения и сопротивлению против устоявшихся обычаев более склонны подростки, воспитывающиеся в полных семьях; они чаще испытывают зависть к окружающим. Вместе с тем у мальчиков, воспитывающихся в семьях с матерью-одиночкой, значимо выше уровень физической агрессии (/ = 3,266; р > 0,002); вербальной агрессии ( = 2,492; р > 0,02); чувства вины (/ = 4,618; р > 0,001). Значимо выше у них оказался и общий индекс агрессивности (Г = 2,403; р > 0 ,02). Мальчики, воспитывающиеся в разведенных семьях, превосходят своих сверстников из полных семей по проявлению вербальной агрессии (/ = 3,285; р > 0,01) и чувства вины ( = 5,081; р > 0,001). У них выше и общий индекс агрессивности (/ = 3,471; р > 0,001). В то же самое время мальчики, воспитывающиеся в разведенных семьях, демонстрируют низкий уровень негативизма (/ = 6,428; р > 0,001) и обиды (/ = 2,549; р > 0,02) по сравнению с их сверстниками из полных семей. Отметим, что именно усиление негативизма составляет характерную черту подросткового возраста.

С целью определения диапазона изменчивости личностных особенностей мальчиков-подростков из неполных семей было проведено лонгитюдное исследование. В целом результаты повторного исследования мальчиков не противоречат уже имеющимся данным о личностных особенностях подростков, воспитывающихся в неполных семьях с матерью-одиночкой и разведенных семьях. Полученные в динамике данные свидетельствуют, что, несмотря на то что к 13-15 годам происходит смена ценностей с учебной деятельности на сферу общения, у мальчиков из семей с мате-рью-одиночкой в этот период усиливается сдержанность в общении (Т = 18; р < 0,025). В этот возрастной период у их сверстников из полных семей снижается только смелость и склонность к риску (Т = 52; р < 0,05). Других личностных изменений в динамике у них не выявлено.

По результатам психодиагностического исследования можно сделать следующие выводы:

1. В условиях неполных семей мальчики в возрасте 11-13 лет проявляют эмоциональную нестабильность, подчиненность и низкий

Психология развития и педагогическая психология

самоконтроль. Подростки из семей с матерью-одиночкой отличаются от своих сверстников из разведенных семей более высокой нормативностью социального поведения и нонконформизмом.

2. Отмечается повышение агрессивности у мальчиков из семей с матерью-одиночкой и разведенных семей, свидетельствующее, что мальчики из неполных семей формируют представление о мужском поведении как агрессивном, антагонистически противоположном женскому. В то же самое время к проявлению негативизма такие подростки не склонны.

3. К 14-15 годам у мальчиков из семей с матерью-одиночкой усиливается сдержанность в общении. К этому же возрасту у их сверстников, воспитывающихся в неполных разведенных семьях, значимых изменений личностных особенностей не зафиксировано.

Следовательно, в ситуации неполной семьи у мальчика затрудняется формирование соответствующей гендерной роли, появляется зависимость от матери, что нарушает нормальное протекание возрастных изменений.

Литература

1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005.

- 436 с.

2. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2007. - 448 с.

3. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2008. - 431 с.

4. Клецина, И. С. Гендерная социализация / И. С. Клецина. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.

5. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон // Этнографические обозрения. - 2010. - № 6. - С. 99-114.

6. Кон, И. С. Мужская роль и гендерный порядок / И. С. Кон // Вестник общественного мнения. - 2008. - № 2. - С. 37-43.

7. Кон, И.С. Мужчина в меняющемся мире / И. С. Кон // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2009. - № 3 (56).

- С. 186-195.

8. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье / Я.Г. Николаева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 159 с.

9. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. - М. : Издат. центр «Академия», 2005. - 368 с.

10. Психология подростка: учеб. / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 480 с.

11. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. -М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. -407 с.

12. Холт, Дж. Залог детских успехов / Дж. Холт. - СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.

13. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: психология семьи / В.М. Целуйко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с.

Поступила в редакцию 28.05.2012 г.

Клопова Ольга Владимировна. Преподаватель кафедры общей и прикладной психологии, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. E-mail: [email protected]

Olga V. Klopova. Teacher of the department of general and applied psychology. Leningrad State University named after A.S. Pushkin. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.