Научная статья на тему 'Психолингвистическое исследование процесса идентификации знакомого слова (на материале удмуртского языка)'

Психолингвистическое исследование процесса идентификации знакомого слова (на материале удмуртского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
значение слова / идентификация / стратегии / опоры / продукты ассоциирования. / meaning of the word / identification strategies / supporting elements / products of association process

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касаткина Т. Ю.

Идентификация слова составляет обязательный этап процесса переработки и понимания воспринимаемой индивидом информации. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют рассматривать процесс идентификации слова индивидом как многогранный, протекающий по формальным и семантическим признакам слова, а также при их интеграции, обеспечивая наиболее эффективное распознавание слова. Процесс обработки информации при восприятии слова-стимула индивидом протекает при участии всех познавательных процессов (обобщение, анализ, синтез, сравнение, противопоставление, воображение, оценка и т. д.) с преобладанием одного или нескольких из них, что непременно сказывается на способе и стиле кодирования информации. Выделенные в ходе анализа экспериментальных данных опорные элементы не являются единственно возможными для идентификации слова. Однако, на наш взгляд, они являются наиболее рельефными и актуальными для участников эксперимента, способствующими достаточно полной систематизации полученного объема материала и обозначающими основные способы идентификации графического слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC RESEARCH OF FAMILIAR WORDS IDENTIFICATION (BASED ON THE UDMURT LANGUAGE)

Identification of words is a mandatory step in processing and understanding the perceived information. The study results allow us to consider the process of identifying the word by an individual as a triangular based on formal and semantic features of the word, as well as their integration, providing the most effective recognition of the presented word. Information processing occurs with the participation of all cognitive processes (synthesis, analysis, comparison, contrast, imagination, evaluation, etc.) wherein with a predominance of one or more of them, which will certainly affect the method and style of encoding information. Supporting elements highlighted in the analysis of experimental data are not the only possible to identify the word. In our opinion, they are the most relevant and peculiar to the experiment participants and contribute sufficiently to a complete systematization of the volume of the material received and represent some major graphical methods for identifying words.

Текст научной работы на тему «Психолингвистическое исследование процесса идентификации знакомого слова (на материале удмуртского языка)»

УДК 81'23(045)

Касаткина Т. Ю.

Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЗНАКОМОГО СЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА)

Идентификация слова составляет обязательный этап процесса переработки и понимания воспринимаемой индивидом информации. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют рассматривать процесс идентификации слова индивидом как многогранный, протекающий по формальным и семантическим признакам слова, а также при их интеграции, обеспечивая наиболее эффективное распознавание слова. Процесс обработки информации при восприятии слова-стимула индивидом протекает при участии всех познавательных процессов (обобщение, анализ, синтез, сравнение, противопоставление, воображение, оценка и т. д.) с преобладанием одного или нескольких из них, что непременно сказывается на способе и стиле кодирования информации. Выделенные в ходе анализа экспериментальных данных опорные элементы не являются единственно возможными для идентификации слова. Однако, на наш взгляд, они являются наиболее рельефными и актуальными для участников эксперимента, способствующими достаточно полной систематизации полученного объема материала и обозначающими основные способы идентификации графического слова.

Ключевые слова: значение слова, идентификация, стратегии, опоры, продукты ассоциирования.

Kasatkina T. Y.

Udmurt State University, Izhevsk, Russia

PSYCHOLINGUISTIC RESEARCH OF FAMILIAR WORDS IDENTIFICATION (BASED ON THE UDMURT LANGUAGE)

Identification of words is a mandatory step in processing and understanding the perceived information. The study results allow us to consider the process of identifying the word by an individual as a triangular based on formal and semantic features of the word, as well as their integration, providing the most effective recognition of the presented word. Information processing occurs with the participation of all cognitive processes (synthesis, analysis, comparison, contrast, imagination, evaluation, etc.) wherein with a predominance of one or more of them, which will certainly affect the method and style of encoding information. Supporting elements highlighted in the analysis of experimental data are not the only possible to identify the word. In our opinion, they are the most relevant and peculiar to the experiment participants and contribute sufficiently to a complete systematization of the volume of the material received and represent some major graphical methods for identifying words.

Key words: meaning of the word, identification strategies, supporting elements, products of association process.

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с изучением стратегий идентификации знакомого слова носителями удмуртского языка. В настоящее время уже проведены широкомасштабные исследования подобного рода на материале татарского, башкирского, русского, французского и других языков. К сожалению, работ, направленных на изучение динамических аспектов функционирования слова в сознании носителей удмуртского языка, пока не существует. Данная работа посвящена изучению стратегий и опор, используемых носителями удмуртского языка при идентификации слова как достояния, пользующегося им индивида. В психолингвистических трудах идентификация слова рассматривается как процесс, осуществляющийся на разных уровнях переработки информации (перцептивном, аффективном, когнитивном) с применением различных способов соотнесения языковой информации со схемами знаний, убеждений и представлений человека о мире. Рассматриваемая проблема напрямую связана с вопросами организации и структурирования языкового сознания человека, что определяет актуальность предпринятого исследования. Результаты, полученные на материале разносистемных языков и большого количества стимульного материала способствуют решению широкого круга теоретических и практических задач, связанных с семантикой слова.

Предметом исследования являются продукты процессов ассоциирования - вербальные реакции, полученные в ходе ассоциативного эксперимента со студентами дневного отделения Факультета удмуртской филологии ФГБОУ ВПО «УдГУ». Данное исследование на первоначальном этапе проводилось в рамках выпускной квалификационной работы студенткой факультета профессионального иностранного языка В. В. Васевой под руководством кандидата филологических наук Т. Ю. Касаткиной.

Целью работы является выявление особенностей опознания слова как знакомого на основе анализа результатов, полученных в ходе ассоциативного эксперимента, которые позволили бы получить новые знания о механизмах функционирования слова в индивидуальном сознании. Интерпретация результатов была направлена на выявление многообразия возможных связей, стоящих за словом у молодых людей, для которых удмуртский язык является родным. В работе отражены количественные и качественные параметры реакций, полученные от интересующей нас возрастной группы испытуемых. Материал исследования составили данные свободного ассоциативного эксперимента, проведенного на материале удмуртского языка. В эксперименте приняли участие 100 испытуемых, средний возраст которых составил от 17 до 22 лет. Анализу были подвергнуты 600 ассоциативных реакций, полученных на 6 слов-стимулов: 2 прилагательных (ТОДЬЫ / БЕЛЫЙ, СЬОД / ЧЕРНЫЙ), 4 существительных (КАРТ / МУЖ, КЫШНО / ЖЕНА, КОРКА / ДОМ, АДЯМИ / ЧЕЛОВЕК). Список слов-стимулов для эксперимента был составлен на основании слов, входящих в ядро ментального лексикона носителей разных языков.

В основу исследования положена концепция слова как единицы ментального лексикона человека и средства доступа к единой информационной базе человека (памяти), разработанная А. А. Залевской, а также интегративная модель семантического развития Т. М. Рогожниковой и стратегическая модель идентификации слова Т. Ю. Сазоновой.

В качестве методов исследования использовались психолингвистический эксперимент (свободный ассоциативный эксперимент), описательно-сопоставительный метод, наблюдение, количественный анализ и постэкспериментальный опрос.

Результаты проведённого исследования позволяют рассматривать процесс идентификации слова индивидом как многогранный, протекающий по формальным и семантическим признакам слова, а также при их интеграции, обеспечивая наиболее эффективное распознавание слова. Процесс обработки информации при восприятии слова-стимула индивидом протекает при участии всех познавательных процессов (обобщение, анализ, синтез, сравнение, противопоставление, воображение, оценка и т. д.) с преобладанием одного или нескольких из них, что непременно сказывается на способе и стиле кодирования информации.

В результате количественного анализа экспериментального материала установлено, что уровень стереотипности реакций на исходные прилагательные у носителей удмуртского языка выше, чем на существительные. Учёт всех показателей стереотипности полученных реакций способствует более детальному содержательному анализу и указывает на основные тенденции в ассоциативном поведении носителей языка.

Предпринятое психолингвистическое исследование процесса идентификации знакомого слова позволяет говорить о двух основных направлениях в этом процессе: идентификации по формальным признакам и идентификации по семантическим признакам слова. Выбор того или иного пути зависит от характера опоры, мотивировавшей идентификацию стимула.

Так, в процессе распознавания слова по формальным признакам были обнаружены следующие типы реакций: автоматические (обусловленные исключительно речевым навыком испытуемых), многократные (повторяющиеся несколько раз на разные стимулы), отказ от реакции. Результаты исследования позволяют говорить об опоре на формальные признаки как о менее значимом и менее актуальном способе идентификации по сравнению с идентификацией по семантическим признакам слова.

Исследуя характер связи исходных слов с полученными реакциями, было выявлено определенное сходство с результатами, полученными при проведении подобных исследований на материале других языков (Залевская 2005; Газизова 2006, Гарипова 2005, Рогожникова 2000), которое проявляется в способах их идентификации. Анализ ассоциативной связи между стимулом и реакцией по семантическим признакам выявил следующие способы идентификации и опорные элементы:

идентификация слова-стимула с опорой на образ или представление: КАРТ / МУЖ - пиосмурт / мужчина, семья, атай / папа, пиналъес / дети, кузпалъяськон / брак, корка / дом, матысь адями / близкий человек, чыжы-выжы / родной человек; КЫТТТНО / ЖЕНА - корка / дом, анай / мама, пиналъес / дети, семья, кышномурт / женщина, ныл / девушка, мон / я, умой анай / хорошая мать, яратоно адями / любимый человек; АДЯМИ / ЧЕЛОВЕК - инкуазь / природа, дунне / вселенная, общество, hommosapiens / человек; КОРКА / ДОМ - пу корка / деревянный дом, азбар / двор, липет / навес, укно / окно, анай /мама, семья;

идентификация слова-стимула с опорой на эмоционально-оценочные переживания: КАРТ / МУЖ - яратись / любящий, валась / понимающий, кужмо / сильный, ответственной / ответственный, яратоно / любимый, осконо / верный, визьмо /умный, кышное / женатый, чебер / красивый, непьющий, йыгмыт / серьезный, кышкасьтэм / смелый, сюлмо / заботливый, КЫТТТНО / ЖЕНА - чебер / красивая, визьмо / умная, ужась /работящая, яратись / любящая, валась / понимающая, мусо / милая, яратоно / любимая, послушная; АДЯМИ / ЧЕЛОВЕК - визьмо /умный, мылкыдо / доброжелательный, улэп / живой, умой / хороший, ляб / слабый, пичи / маленький, чебер / красивый; КОРКА / ДОМ - югыт / светлый, чебер / красивый;

идентификация слова с опорой на «абстрактную» понятийную систему: КАРТ / МУЖ - кужым / сила, оскон / надежда, осконлык / уверенность, взаимопонимание, доверие, утен /защита; КЫШНО / ЖЕНА - верность, сюлмаськон / забота, керетон / ругань, чидан / терпение; АДЯМИ / ЧЕЛОВЕК - улон / жизнь, йыркур / злость, эшъяськон / дружба, ион / гордость, зеч / добро, ответственность, сюлмаськон / забота, уж /работа, шумпотон / радость, яратон / любовь; КОРКА / ДОМ - шуныт / тепло, уют, очаг, шудбур / счастье, шутэтскон / отдых, защищенность, спокойствие, яратон /любовь.

Обнаруженные различия в уровнях идентификации исходных слов и много-параметрность поиска слова в памяти согласуются с гипотезой о многоярусном строении лексикона, а также с допущением, что уровни лексикона могут функционировать как параллельно, так и автономно.

Из анализа экспериментального материала отчетливо видно, что к некоторым опорным элементам испытуемые прибегают намного чаще, чем к другим. Сфокусированность на каком-либо «фрагменте» воспринимаемой информации определяется субъективной оценкой значимости того или иного признака понятия для индивида. Межъязыковое сопоставление обнаруженных способов / путей поиска значения идентифицируемой словоформы свидетельствуют в пользу гипотезы об универсальности этих направлений.

Совокупность опорных элементов, приоритетный выбор которых зависит как от характера самого слова, так и от особенностей взаимодействия перцептивного, когнитивного и аффективного опыта индивида, обусловливает стратегическую природу процессов идентификации слова как достояния индивида. С учетом выявленных особенностей способов идентификации и теоретических подходов к проблемам распознавания слова и доступа к его значению нами были выделены стратегии идентификации знакомого слова, в рамках которых реализуются выделенные в ходе анализа материалов опорные элементы.

Психолингвистический подход к процессам идентификации слова индивидом требует дальнейшего глубокого и разностороннего изучения стратегий носителей удмуртского языка, используемых опорных элементов, совершаемых в процессе понимания ментальных операций. Особый интерес, на наш взгляд, представляют дальнейшие межъязыковые исследования особенностей получения выводного знания с учетом глубины, структуры этнической специфики знаний индивида о мире.

Ассоциативное поле, обнаруживающее реальную для носителя языка психологическую структуру содержания слова, может быть использовано в семантических теориях значения как инструмент анализа семантики слова. Результаты работы расширяют существующее в теории ассоциативно-вербальной сети представление о многообразии и мно-гоуровневости задействованных в этой сети ассоциативных процессов. Идентификация слова составляет обязательный этап процесса переработки и понимания воспринимаемой информации.

Практическая значимость работы определяется тем, что материалы эксперимента могут быть полезными для разработки спецкурсов и учебных пособий по психолингвистической проблематике, курсов когнитивной и экспериментальной лингвистики. Полученные результаты могут быть использованы для решения проблем, связанных с функционированием языковой способности человека; для выявления универсальных механизмов, лежащих в основе использования индивидом языковых единиц и связанных с ними структур знания. Результаты работы применимы для дальнейших межкультурных исследований и разработки спецкурсов по когнитивной психологии и психолингвистике и составления словарей ассоциативных норм удмуртского языка.

Литература

1. Газизова Л. В. Интеграция опор в процессе идентификации слова // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология: сб. ст. Уфа, 2006. 376 с.

2. Гарипова Р. Н. О процедуре проведения сопоставительного анализа экспериментальных данных // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология: сб. ст. Уфа, 2005. С. 74-81.

3. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.

4. Рогожникова Т. М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова. Уфа, 2000. 242 с.

УДК: 81:39 (045)

Rozhevnikova О. V.

Udmurt State University, Izhevsk, Russia

LANGUAGE DIVERSITY AND INTERCULTURAL COMPETENCE

The paper presents a summary of the author's observations, experiences, interpretations and some facts regarding the language diversity in Latvia (specifically the usage of Latvian and Russian obtained while staying there as an Erasmus Mundus exchange researcher) in connection to the intercultural competence of Latvian students. Intercultural competence is considered to be coupled with three of eight European Union key competencies for life-long learning (communication in the mother tongue, communication in foreign languages and social competence). In addition, the concept of sustainable development is explored and interpreted in a broader way as a durable development on both individual (personal and professional) and societal (social and economical) levels. It is stated that the lack of language competence in a multiethnic society like Latvia leads to the lack of adaptability and professional competitiveness of individuals and the lack of their contribution for social balance and integration and for economical prosperity of the country.

Key words: Latvia, state language, language minorities, language diversity, intercultural competence, sustainable development.

В статье представлены некоторые факты, а также личный опыт, наблюдения и размышления автора относительно языкового разнообразия в Латвии (в особенности употребления латышского и русского языков, сделанные автором во время пребывания в этой стране в качестве участника обменной программы Erasmus Mundus) в связи с интеркультурной компетентностью латвийских студентов. Интеркультурная компетентность соотносится с тремя из восьми ключевых компетенций для обучения в течение жизни, принятых в Европейском Союзе (коммуникация на родном языке, коммуникация на иностранных языках и социальная компетентность). Также анализируется понятие устойчивого развития, рассматриваемое в широком смысле как продолжающееся развитие на индивидуальном (личностное и профессиональное) и социальном (общественное и экономическое) уровнях. Отмечается, что недостаточное развитие языковой компетентности в таком многонациональном обществе как Латвия приводит к низкой адаптивности и низкой профессиональной конкурентоспособности индивидов, отсутствию у них возможности способствовать поддержанию социального баланса и экономического благосостояния.

Ключевые слова: Латвия, государственный язык, язык национального меньшинства, языковое разнообразие, интеркультурная компетентность, устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.