Научная статья на тему 'Психолингвистический аспект изучения языков'

Психолингвистический аспект изучения языков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
392
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ЯЗЫК / LANGUAGE / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ / COMMUNICATIVE CATEGORIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жиеналина Б. Т., Магзумбекова А. К.

Данная статья посвящена вопросам психолингвистического аспекта изучения языков. Авторы рассматривают взаимосвязь, взаимобусловленность языка и сознания в когнитивно-коммуникативной системе человека с точки зрения психологов и лингвистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycholinguistic aspect of language learning

The article deals with the issues of psycholinguistic aspect of language learning. The authors examine the interrelationship, interconditionality of language and consciousness in human cognitive and communicative system from the point of view of psychologists and linguists.

Текст научной работы на тему «Психолингвистический аспект изучения языков»

УДК 81' 23

Б. Т. Жиеналина, А. К. Магзумбекова

Жиеналина Б. Т., магистр педагогических наук, ст. преподаватель каф. русской филологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, Казахстан; e-maiL: [email protected]

Магзумбекова А. К., ст. преподаватель каф. практического казахского языка Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, Казахстан; e-maiL: [email protected]

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ

Данная статья посвящена вопросам психолингвистического аспекта изучения языков. Авторы рассматривают взаимосвязь, взаимобусловленность языка и сознания в когнитивно-коммуникативной системе человека с точки зрения психологов и лингвистов.

Ключевые слова: сознание; языковое сознание; рефлексия; язык; речевая деятельность; коммуникативные категории.

B. T. Zhienalina, A. K. Magzumbekova

Zhienalina B. T., Master of Sciences (Education), Senior Lecturer at the Department of Russian phiLoLogy, Eurasian NationaL University named after L. N. GumiLev, Astana, Kazakhstan; e-maiL: [email protected] Magzumbekova A. K., Senior Lecturer at the Department of Kazakh phiLoLogy, Eurasian NationaL University named after L. N. GumiLev, Astana, Kazakhstan; e-maiL: [email protected]

PSYCHOLINGUISTIC ASPECT OF LANGUAGE LEARNING

The articLe deaLs with the issues of psychoLinguistic aspect of Language Learning. The authors examine the interreLationship, interconditionaLity of Language and consciousness in human cognitive and communicative system from the point of view of psychoLogists and Linguists.

Key words: consciousness; Linguistic consciousness; refLection; Language; speech activity; communicative categories.

На современном этапе в образовательном пространстве усовершенствование языков, сознание восприятия информации - это высший уровень психического отражения и саморегуляции, который характеризуется активностью; интенциальностью - направленностью на предмет: сознание, всегда - сознание чего-либо; способностью к рефлексии, самонаблюдению - осознание самого сознания; мотивационно-ценностным характером; различными уровнями ясности.

Структура совместной деятельности преподавателя и обучающегося порождает структуру сознания, определяя характерные для него основные свойства:

- социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе и вербальными) и символическими структурами;

- способность к рефлексии и внутренний диалогизм;

- предметность.

В данном аспекте значительный интерес представляют взгляды на сознание А. Н. Леонтьева. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию - совместному знанию, и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознание - смысловые и языковые значения [Леонтьев 2004, с. 25].

В психологии сознание представлено: 1) как процесс, делящийся на два класса: процессы непроизвольные, происходящие сами по себе; процессы произвольные, организующиеся и направляющиеся самим субъектом; 2) как состояние: сон как отдых и бодрствование или активное состояние; 3) как обыденное: совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на опыте людей и доминирующих в социальной общности; 4) как поверхностное или экстравертированное: осознание внешнего мира и одновременно мира внутреннего меняющиеся на протяжении дня; 5) как политическое, связанное с отношением человека к общественным институтам; прежде всего институтам власти; 6) как религиозное с точки зрения материализма - страх перед непонятными силами природы, чувство бессилия перед болезнями; стихийными бедствиями, голодом и пр.

В исследованиях В. Вундта сознание индивида рассматривалось в отрыве от предметного мира и деятельности человека и сводилось к простейшим «атомам» - элементам (ощущениям, образам и аффектам). По мнению В. Вундта, сознание (отождествляемые им с психикой путем отрицания наличия бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т. е. элементам сознания) присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К основным элементам сознания относятся и чувства. Эти элементы связываются между собой при помощи ассоциативных и апперцептивных

связей. Отсюда следует, что главным в теории сознания В. Вундта было учение об элементах сознания, являющихся его составными компонентами (ощущения, чувства, аффекты), а также учение об ассоциативных и апперцептивных связях между элементами сознания [Вундт 1913, с. 17].

С психологической точки зрения сознание не представляет собой готовое образование. Оно, выступая реально, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя, является продуктом психической деятельности человека.

Речевая деятельность - это отдельная сторона человеческой жизни, побуждаемая потребностью в знаковой координации деятельности партнера и своей деятельности; представляющая собой целесообразную, соотносимую с действительностью, внутреннюю или внешнюю активность, совершаемую в виде речепсихических действий и операций с использованием ресурсов языковой темы [Колшанский 1975]. В речевой деятельности язык (субстанция) реализуется в речи (деятельности -функции), проявляя атрибутивные свойства. Речевое общение опосредуется языковыми знаками. В процессе речевой деятельности между говорящим и слушающим формируется языковой материал (текст).

Сознание неразрывно связано с человеком и его трудовой деятельностью. Оно развивается в процессе филогенеза и онтогенеза развития человека как социального существа. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам, порождая в своей деятельности - практической и теоретической - предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек, вместе с тем, изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу [Рубинштейн 1989, с. 167].

Языкознание последних десятилетий характеризуется решительным поворотом к изучению человеческого фактора в языке, т. е. к рассмотрению языка не только и не столько как системы знаков в человеческом сознании. Согласно А. Н. Леонтьеву, «сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» [Леонтьев 2004, с. 167].

Таким образом, под сознанием мы понимаем идеально-объективную общественную сущность, детерминированную бытием, отража-

ющуюся в виде образов и представлений, хранящихся в мозгу человека, недоступную непосредственному наблюдению, но в то же время и неразрывно связанную с действительностью вследствие реализации его при помощи механизмов речи.

Языковое сознание - это превращенная форма жизнедеятельности человека, способ вербализации человеческого социокультурного опыта и его национально-культурного осознания, включающий в себя материальное (языковое знание как материальный субстрат сознания), идеальное (психические состояния, семантика), социокультурный опыт (знания о мире), актуализирующееся в процессе ментальной деятельности.

Ученые также говорят о «лингвистическом мышлении», «лингвистической компетенции», «лингвистической компетентности» и т. п., что создает еще большую двусмысленность.

Языковое сознание - это, прежде всего, приобретение индивида в процессе деятельности. Уровень языкового сознания выражается в речевых действиях, которые определяют состояние языковой способности. Ученые-психолингвисты не отрицают роль природных факторов в формировании языковой способности и указывают два фактора, влияющих на развитие языковой способности: собственно-речевой и познавательный.

Необходимо различать общее понятие универсального или глобального сознания / мышления, которые функционируют наряду с понятиями знакового сознания, когнитивного сознания, метаязыкового сознания, неязыкового сознания и т. д.

Некоторые психолингвисты не разграничивают понятия «сознание» и «языковое сознание». Так, В. В. Красных отмечает: «Говоря о языковом сознании, мы имеем в виду ту "ипостась" сознания, которая связана с речевой деятельностью личности» [Красных 2001, с. 21]. Трудность объяснения понятия языкового сознания связаны со сложностью рассматриваемого объекта и различиями в подходах к его исследованию. Выделяется ряд аспектов сознания, по-разному связанных с языком. Языковое и речевое сознание увязывается с иерархией значений и операций в языке, с механизмами построения и понимания высказываний, текстов, с рефлексией над семантикой, синтактикой и прагматикой как основными семиотическими измерениями [Леонтьев 2004, с. 48-49]. А. А. Леонтьев трактует языковое

сознание опосредованно с позиций «образа мира» [Леонтьев 2004, с.16-21]. Данная трактовка вытекает из понимания языка как единства общения и обобщения (по Л. С. Выготскому) и из признания факта существования значений как в предметной, так и в вербальной форме.

Языковое сознание - один из видов обыденного сознания, оно «является механизмом управления речевой деятельностью и формирует, хранит и преобразует языковые знаки, правила их сочетания и употребления, а также взгляды и установки на язык и его элементы» [Красных 2001, с. 23]. Выделяются следующие функции языкового сознания: отражательная функция, создающая «языковую картину мира» и осуществляющая в языковых значениях, языковых формах и типах связи между словами; ориентировочно-селективная функция, которая обеспечивает ориентировку в ситуации для выбора языковых средств в соответствии с коммуникативным заданием при производстве речи или ориентировку в структуре сообщения для перехода от поверхностных структур к глубинным (т. е. к замыслу высказывания) при восприятии речи; интерпретационная функция, имеющая два аспекта: внутриязыковой и межъязыковой; иначе говоря, язык используется в его метаязыковой функции; регулятивно-управляющая функция, выступающая в виде механизма обратной связи с двумя каналами: контрольно-управляющим (контроль за речевыми операциями) и оценочно-регулятивным (оценка высказывания с точки зрения соответствия действующим нормам).

На наш взгляд, исследование связи языка и сознания с точки зрения актуализации их в когнитивно-коммуникативной системе человека, представляется целесообразным, так как это позволит, во-первых, избежать таких ошибок, как отождествление языка и сознания; сознания и мышления, во-вторых, представить когнитивно-коммуникативную систему человека в наглядном виде; в-третьих, позволит уяснить процесс взаимодействия языка и сознания как идеальных сущностей, как продуктов речемыслительной деятельности человека, субстратов его индивидуальной и коллективной деятельностей.

Для лучшего уяснения взаимодействия этих сущностей в когнитивно-коммуникативной системе человека, рассмотрим их взаимосвязи в процессе взаимодействия. Так, взаимодействие языка и сознания в онтологическом аспекте показывает, что язык и сознание представляют собой сущности, тесно взаимосвязанные в том плане,

что сознание является семантическим субстратом языковых единиц, правил их функционирования, представляя собой совокупность организованного знания о мире вещей и отношений.

По мнению Л. В. Щербы, язык и речь взаимосвязаны между собой, так как говорение (процесс физиологический), понимание (психологический) становятся элементами языка лишь в общественной речевой деятельности. Языковая система и языковой материал - это разные аспекты единственно данной в опыте речевой деятельности. По мысли Л. В. Щербы, нет враждебной противопоставленности языка и речи, а есть последовательный переход в формах существования языка: язык создает возможность появления речи. Речь способствует материализации языка. В процессе говорения и понимания накапливается речевой материал [Щерба 1974]. В онтологическом плане язык -сознание - это психические явления, а речь - физиологическое. Их взаимосвязь с речью проявляется в том, что язык (языковые знаки как форма сознания), само сознание как система знаний о мире, объективированных в слове, проявляются в речи, в процессе реализации говорящими и слушающими коммуникативной функции языка. Именно о таких случаях Г. В. Колшанский говорит как о живой коммуникативной деятельности, когда все уровни языка: слово, предложение, текст, выполняя в речи свои частные функции, раскрываются в коммуникативной функции. Если слово обозначает (номинация), предложение устанавливает (пропозиция), то текст сообщает (информация). Именно на уровне текста сливаются воедино все единицы с их подчиненными функциями и проявляют себя в единой функции, а, следовательно, и в самой сущности языка - коммуникации. Текст по сути репрезентирует язык как средство общения, поэтому в нем органически объединяются онтологические, гносеологические и коммуникативные характеристики языка, т. е. такие характеристики, которые связаны, с одной стороны, проявлением идеальных сущностей, с другой - познанием некоторого явления, выражаемым в соответствующем высказывании (пропозиции), с третьей - сообщением этой информации (знания) в процессе вербального взаимодействия говорящих и слушающих. Как видим, взаимодействие языка (атрибутивные характеристики), уровни языка (слово, предложение), информация (знания, накопленные в сознании) материализуются в речевой деятельности, в процессе которого собирается языковой материал [Колшанский 1975, с. 45].

В самом сознании имеются компоненты, связывающие его с языком и речью. Языковое сознание - это наличие в нем умственных схем, отделенных от умственных структур, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения в порядок имеющейся у них информации, включая ее отбор, классификацию, отнесение к той или иной категории. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в ней главное и сосредоточивают сознание на существенных признаках. И это главное - понятие о предметах, возникающее на основе отбора существенных признаков предмета мысли или явления, становится достоянием индивидуального сознания человека. Именно обобщенное отражение действительности составляет содержание индивидуального сознания.

Следовательно, языковой пласт в структуре сознания представляет собой умственную структуру и объективированную в значениях слов обобщенную информацию о предметах мысли. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от индивидуального сознания. И именно наличие общего языка, общей системы значений слов определенного языка как формы общественного сознания позволяет языку быть средством общения. Способность сознания к коммуникации обозначает потенциальную готовность его языкового пласта к реализации коммуникативной функции.

Коммуникативные категории - самые общие коммуникативные понятия, которые упорядочивают знания человека об общении и нормах его осуществления. Одна часть коммуникативных категорий отражает общие представления человека об общении, другая - о его речи. Для коммуникативного сознания характерны следующие коммуникативные категории:

• категория общение;

• категория вежливость, грубость, коммуникабельность, коммуникативная неприкосновенность, коммуникативная оценоч-ность, коммуникативное доверие, коммуникативное давление, спор, конфликт, коммуникативная серьезность, коммуникативная эффективность, молчание, коммуникативный оптимизм / пессимизм, сохранение лица;

• категория тематики общения, категория грамотность;

• категория коммуникативного идеала и др.

Можно выделить и некоторые более конкретные категории: диалог, монолог, официальная речь, неофициальная речь, публичная речь, слушание, говорение и др. [Стернин 2004].

Структурными элементами коммуникативной категории являются ментальные (когнитивные) единицы: 1) стратегия - некоторая общая цель в коммуникации, например сближение, отдаление; 2) прескрип-ция - общее, обобщенное предписание по коммуникативному поведению, обусловленное сущностью концепта (категории); 3) установка -более конкретное предписание по коммуникативному поведению, вытекающая из той или иной общей прескрипции 4) коммуникативное правило - конкретная рекомендация по реализации установки.

Эти коммуникативные категории реализуются в общении в ком-муникемах - готовых единицах общения, предназначенных в данной коммуникативной культуре для реализации того или иного коммуникативного правила: речения, этикетные формулы, стандартные сценарии общения [Козлов 1994, с. 41-42].

Таким образом, язык и сознание взаимосвязаны и взаимообусловлены в когнитивно-коммуникативной системе человека. Эта связь взаимообусловленности и взаимосвязанности проявляется в том, что мысль индивида, как характер отношений с окружающим миром в условиях конкретных жизненных ситуаций, формируется и актуализируется в речи при помощи языка и сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вундт В. Элементы психологии народов. СПб., 1913. 73 с. Козлов В. И. Самосознание этническое // Народы России. М. : Энциклопедия. 1994. С. 37-42.

Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов

в языке. М. : Наука. 1975. 231 с. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М. : ИТДГК «Гнозис», 2001. 270 с. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, Академия. 2004. 352 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1989. 388 с.

Стернин И. А. О понятии коммуникативного сознания и некоторых особенностях русского коммуникативного сознания // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: сб. статей / под общ. ред. Н. В. Уфим-цевой. Москва - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. 344 с.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1974. 428 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.