ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Яшенева А.С.
Яшенева Алина Сергеевна - бакалавр, направление: юриспруденция, Первый московский юридический институт, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются психолингвистические признаки агрессивной речи. Изучение агрессивных состояний человека о проявление агрессии в различныхх сферах жизнедеятельности является одной из актуальных задач современной науки. Особенно агрессия в коммуникации в последнее время стала объектом пристального внимания многих лингвистов. Но, несмотря на это, в современной лингвистике понимание данного явления далеко не однозначно.
Ключевые слова: психолингвистика, агрессивная речь, коммуникативное поведение.
К феномену агрессии человечество проявило интерес издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий. Но, несмотря на это, в этой интересной области все еще остается большое количество нерешенных проблем.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что связана с двумя программами исследования в современной прагмалингвистике: анализом функционирования постулата «вежливости» в различных культурах, а также теорией конфликтологии. Как разновидность вербальной агрессии, угроза противоречит кодексу коммуникативного поведения и приводит к возникновению конфликта.
В современной лингвистике наряду со словосочетанием речевая агрессия используются также языковая агрессия, вербальная агрессия, коммуникативная агрессия. В современных лингвистических исследованиях также употребляются такие словосочетания, как дискурс ненависти, язык вражды, язык насилия, словесный экстремизм. Следует отметить, что термин «речевая агрессия» является наиболее приемлемым, так как вербальная агрессия -психологический термин [3].
Понятие агрессии в психологии включает в себя критерии намерения, в лингвистическом понимании учитывается фактор понимания позиции адресанта и позволяет дифференцировать понятия коммуникативная неудача и речевая агрессия. Следует также отметить, что выражение агрессии в коммуникации включает в себя не только речевые, но и неречевые элементы коммуникации (знаки, жесты, взгляд, мимика и т.п.).
В большинстве лингвистических работ речевая агрессия рассматривается как явление психолингвистическое, где психологическое понимание агрессии рассматривается как речевое поведение и с лингвистикой связан только способ выражения. Для того, чтобы лучше понять варьирование терминов «вербальной агрессии» в психологии и «речевой агрессии» в лингвистике следует обратиться к словарным определениям данных словосочетании.
В психолингвистическом словаре «вербальная агрессия» - это форма поведения агрессивного, в которой используется выражение своих отрицательных эмоций как посредством интонации, так и посредством угрожающего содержания высказывании [5].
В стилистическом словаре дается следующее определение : речевая агрессия -использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности, манеры речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие, достоинство [5].
С лингвопсихологической позиции речевую агрессию рассматривает К. Ф. Седов, определяя ее как «целенаправленное коммуникативное действие ориентированное на то, чтобы вызывать негативное эмоционально-психологическое состояние у объекта речевого воздействия [3].
В силу того, что понятие «вербальная / речевая агрессия» в психолингвистике трактуется в узком его значении как «словесное выражение негативных эмоций», в настоящем исследовании была предпринята попытка соотношения вербальных индикаторов агрессии с разработанными и подтвержденными в психологии и социологии классификациями видов и форм агрессии (см. Табл. 1). Ранее подобный подход был применён по отношению к
понятию конфликта Р.К. Потаповой и Л.Р. Комаловой, в результате чего было введено понятие «конфликтов» как коррелят социологического понятия «конфликт» [3].
Таблица 1. Соотношение классификации видов и форм агрессии с вербальной реализацией агрессии
Виды и формы агрессии1 Вербальная реализация агрессии
прямая физическая агрессия (ФА) описания совершаемых физических действий деструктивного характера по отношению к другому субъекту
прямая вербальная агрессия (ВА) оскорбление, словесная атака, угроза, упрёк, язвительное замечание и др.
косвенная вербальная агрессия (КА) осмеяние «за глаза», злобная сплетня и др.
негативизм (Н) высказывания оппозиционного содержания против авторитетов, руководства, устоявшихся традиций, требований, правил или законов
раздражительность (Р) вспыльчивость, грубость, брюзжание
подозрительность (П) высказывания, в содержании которых проявляется недоверие и осторожность
обида(О) словесные проявления зависти, недовольства и ненависти
аутоагрессия/вина (В) самоуничижения, оскорбления себя, пожелания себе смерти
Выражение агрессии в речевой коммуникации обязательно предполагает наличие объекта речевой агрессии, к которому направлено негативное отношение. Если объект негативного отношения представлен в коммуникации, т.е. является адресатом агрессивного высказывания, то его негативное отношение может быть выражено эксплицитно (например инвектива, или имплицитно через нарушение коммуникативной этики, некооперативные формы речевого поведения и т. д.).
В межличностном общении речевая агрессия проявляется как стремление к созданию коммуникативного дисбаланса.
В том случае, если объект негативного отношения не представлен в коммуникативной ситуации, он обязательно является референтом негативного высказывания, т.е. представлен в речи.
Таким образом, специфика проявления речевой агрессии как коммуникативного явления определяется именно объектом негативного отношения. В этом смысле термином «объект речевой агрессии» следует обозначать сам объект негативного отношения [1].
Список литературы
1. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход // дис. канд. наук. Челябинск, 2016.
2. Енина Л.В. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tolerance.ru/ (дата обращения: 20.07.2017).
1 Приводится по опроснику А. Басса и А. Дарки [Диагностика состояния агрессии 2002].
68
3. Комалова Л.Р. Лингвистический аспект конфликтологической компетентности: дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 378 с.
4. Кусов Г.В. Оскорбление как лингвокультурный концепт // автореферат дис. канд. наук. Волгоград, 2014.
5. Речевая агрессия в современной культуре / Воронцова Т.А. / Челябинск, 2015.
6. Речевая агрессия в современной культуре / Седов К.Ф. / Челябинск, 2015.
7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М., 2013.
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К СОЦИУМУ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Яшенева А.С.
Яшенева Алина Сергеевна - бакалавр, направление: юриспруденция, Первый московский юридический институт, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются особенности адаптации личности к социуму в разном возрасте. Процесс адаптации - это долгий и сложный процесс. Противоречия современного общества порождают множество проблем, которые подчас требуют неотложного решения.
Ключевые слова: социум, адаптация личности, возраст.
Актуальность исследования. В современном мире адаптация в социуме играет огромную роль. Но, в свою очередь, появляются разные проблемы в процессе адаптации личности в той или иной среде. Поэтому, сегодня данная проблема занимает очень важное место [1].
Успешность социализации обеспечивается активно преобразующей, творческой позицией человека (В.С. Барулин, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан). Несостоявшаяся социализация и социальная адаптация неизбежно оборачиваются социальной дезадаптацией, что является источником девиантности (М.И. Еникеев, А.А. Реан) [3].
В развернутом виде социализация личности означает осознание человеком (гражданином) своей социальной роли, места в социальной структуре общества, выработку самосознания представителя определенных социальных групп, активное включение в социальные отношения, наполнение их личностным содержанием.
Среди проблем, требующих конкретного изучения, М.Ф. Наумова выделяет различные формы адаптации, которые формируются при совпадении/несовпадении целей и ценностных ориентаций индивида с целями организации [4]:
а) радикальную адаптацию — самореализацию через изменение личностью социума;
б) гиперадаптацию — приспособление личности посредством сверхдостижений;
в) согласованную адаптацию — самореализацию личности в социальной среде посредством интериоризации социальных норм;
г) конформистскую адаптацию — приспособление за счет подавления индивидуальности;
д) отклоняющуюся адаптацию — самореализацию посредством нарушения существующих социальных норм.
Во всем этом огромную роль играет возраст. Так, как адаптация в разные возрасты происходит по-разному [2].
Адаптация в детском саду - это достаточно сложный процесс в жизни человека. Когда ребенок адаптируется в детском саду, тогда ему легче адаптироваться в школе. А если ребенок не посещал детский сад, тогда ему очень сложно адаптироваться в первом классе [4].