Научная статья на тему 'ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ'

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ПРИЁМЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / УНИКАЛЬНОСТЬ / ВНУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голубева Е.В.

В данной статье рассматриваются психолингвистические приёмы, используемые рекламистами для создания успешного и эффективного рекламного произведения. Выбраны три основных приёма, каждый из которых подробно рассмотрен и описан.In this article we discuss the psycholinguistics techniques used by advertising specialists to create a successful and effective advert. We selected three main reception, each of which is discussed and described in detail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ»

УРАО, 2001. - 104 с.

2. Бэнкс И. Автобиография (пер. Корчагин Г.) [Электронный ресурс]: Лаборатория фантастики. Режим доступа: https://fantlab.ru/autor332

3. Бэнкс И. Мост. М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

4. Голованова И.С. История мировой литературы. М., 1997. - 165 с.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М.: Просвещение, 1989. - 208 с.

6. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. М., 2000. - 256 с.

7. Кислицын К.Н. Магический реализм // Знание. Понимание. Умение. -2011. - № 1. - С. 274-277.

8. Крысин Л.П. Социальная маркированность языковых единиц // Вопросы языкознания. 2000. № 4.

9. Кульсарина И.Г., Фаткуллина Ф.Г. Портрет как средство создания образа в художественной литературе // Актуальные проблемы русской и сопоставительной филологии: материалы международной научно-методической конференции (г. Уфа, 12-13 мая 2016 г.). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. - С. 284-287.

10. Пойменова А.А. Лексическая ошибка в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений при пользовании иностранным языком: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тверь, 1999. - 24 с.

11. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002. - 544 с.

12. Семенюк Н.Н. Норма языковая // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - 688 с.

13. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта, Наука. Под ред. М.Н. Кожиной. 2003.

14. Banks, I. The Bridge. London: Abacus, 2013. - 400 p.

Голубева Е.В. студент 2 курса факультет филологии и журналистики Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования "Оренбургский государственный университет "

Россия, г. Оренбург ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ В данной статье рассматриваются психолингвистические приёмы, используемые рекламистами для создания успешного и эффективного рекламного произведения. Выбраны три основных приёма, каждый из которых подробно рассмотрен и описан.

In this article we discuss the psycholinguistics techniques used by advertising specialists to create a successful and effective advert. We selected

three main reception, each of which is discussed and described in detail.

Ключевые слова: реклама, психолингвистика, приёмы, потребитель, продукция, языковая игра, уникальность, внушение.

Keywords: advertising, psycholinguistic, techniques, consumer, language game, unicity, suggestion.

Реклама - это мощный двигатель торговли. Именно от неё зависит насколько эффективными будут продажи той или иной продукции или услуги. Она формирует образ товара, который в последствии доходит до потребителя. Поэтому в разработке рекламных текстов отводится особое внимание приёмам, способным влиять, оказывать воздействие на потенциальных покупателей, побуждать их приобрести данный товар. С этой целью реклама обращается к науке, стоящей на стыке психологии и лингвистики - психолингвистике. Психолингвистика - отрасль языкознания, изучающая процесс речи с точки зрения соотношения между содержанием речевого акта и намерением лица говорящего (пишущего), делающего сообщение [5]. Исходя из этого можно сформулировать цель исследования: изучить способы языкового воздействия, а именно основные психолингвистические приёмы, с учетом которых строятся рекламные сообщения.

Актуальность исследования обусловлена интересом разных наук к феномену рекламы, а также необходимостью осмысления роли рекламы в современном мире.

Материалом исследования послужили теоретические работы современных отечественных и иностранных учёных в области рекламы.

Говоря о рекламе, необходимо дать ей определение. В широком смысле реклама - это оповещение людей всевозможными способами для создания широкой известности чему-либо или кому-либо [2]. Однако для нашего исследования подойдёт более узкое понимание этого термина. В монографии "Рекламный текст семиотика и лингвистика" Ю.К. Пирогова и П.Б. Паршин дают следующее определение: реклама - это одна из сфер использования языка, где он служит прежде всего инструментом увещевательной коммуникации, целью которой является побудить слушающего определенным образом модифицировать свое поведение, в частном (и основном для рекламы) случае - поведение потребительское [4]. С этой целью в рекламных сообщениях используются психолингвистические приёмы. В нашей статье мы рассмотрим следующие:

• использование приемов языковой игры;

• обращение к личности и акцентирование ее значимости, акцент на уникальности рекламируемой продукции или услуги;

• внушение или суггестия, представляющая собой воздействие на подсознание, эмоции и чувства реципиента и т.д.

Перейдём к более подробному рассмотрению этих приёмов.

1) Языковая игра- это намеренное нарушение норм языка, с целью

создания необычного, уникального образа, а также с целью предания сообщению большей экспрессивности. Использование языковой игры в рекламном сообщении преследует единственную цель - привлечение внимания. Сошлёмся здесь на слова известного итальянского учёного, философа, писателя Умберто Эко: «Техника рекламы в ее лучших образцах, по- видимому, основывается на информационной идее, заключающейся в том, что объявление тем больше привлекает внимание, чем больше нарушает принятые коммуникативные нормы, перестраивая таким образом систему риторических ожиданий» (цит. по [4]).

Ю.К. Пирогова, П.Б. Паршин выделяют следующие виды речевой игры в рекламных сообщениях: графические и фонетические искажения (графические выделения, создающие возможность двойного прочтения фразы или текста, преднамеренные орфографические ошибки), игровая морфология, игровые приемы семантической сочетаемости (приемы создания парадокса), каламбур, стилистический диссонанс, приемы создания стилевого контраста в рекламе [4].

Они также отмечают, что игровые элементы, вводимые в рекламное сообщение, имеют целый ряд специфических особенностей как с точки зрения используемых игровых моделей, так и с точки зрения их функций [4].

2) Следующим психолингвистическим приёмом воздействия является обращение к личности потребителя, акцентирования её значимости, а также акцент на уникальность рекламируемой продукции.

При составлении рекламного текста очень важно обращаться не в пустоту, а к личности ("Только для вас...","Вы сможете приобрести" и т.д.).Этот приём заставляет потребителя думать, что сообщение адресовано именно ему, тем самым концентрируя его внимание на рекламируемой продукции. Обращения напрямую достигают наибольшего внимания.

Сделать акцент на уникальность рекламируемой продукции - ещё один эффективный способ привлечения внимания. Обратимся снова к монографии Ю.К. Пироговой, П.Б. Паршина, в которой рассматриваются современные творческие рекламные стратегии. К стратегиям рационалистического типа (когда реклама опирается на реальные утилитарные свойства товара) они относят стратегию уникального торгового предложения (unique selling proposition). Термин "уникальное торговое предложение" ввёл известный идеолог рационалистической рекламы Россер Ривс [4]. Данная стратегия, по словам Ривса, должна удовлетворять трём основным условиям:

1. Необходимо, чтобы в каждом рекламном объявлении содержалось конкретное предложение для потребителя: купи именно этот товар и получи именно эту специфическую выгоду.

2. Предложение должно быть таким, какого конкурент либо не может дать, либо просто не выдвигает. Оно должно быть уникальным. Его уникальность связывается либо с уникальностью товара, либо с утверждением, которого еще не делали в данной сфере рекламы.

3. Предложению необходимо быть настолько сильным, чтобы привести в движение миллионы, то есть привлечь к потреблению новых потребителей (цит. по [4]).

3) И последний рассматриваемый нами приём - внушение или суггестия.

Внушение - прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей [1]. Данный приём воздействует не на разум потребителя, а на его чувства, эмоции. В рекламе внушение используется довольно часто, являясь одним из основных приёмов. Его целью является снизить сознательность и критичность восприятия окружающего. Человек не должен оценивать товар. С помощью внушения можно повлиять на выбор человека, но не на его предпочтения. Стоит отметить, что внушение возможно в том случае, если товар соответствует интересам и потребностям адресата.

По мнению Ф. Г. Панкратова, Ю. К. Баженова, Т. К. Серегиной, В. Г. Шахурина сила рекламного внушения зависит от повторяемости. Для воздействия на потребителя не достаточно сообщить информацию только один раз. Необходимо периодически её повторять, причём каждый раз видоизменяя [3]. Вывод

Таким образом, проанализировав роботы современных отечественных и иностранных учёных в области рекламы, нами были изучены основные психолингвистические приёмы воздействия, с учетом которых строятся рекламные сообщения.

Мы все являемся потребителями, поэтому очень важно знать механизмы построения рекламных текстов, и те пути, с помощью которых они могут влиять на адресата, чтобы суметь сделать правильный выбор, сообразно своим потребностям и интересам.

Использованные источники:

1. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни/В. М. Бехтерев. - СПб.: Питер, 2001г.- 256 с.

2. Кохтев, Н.Н. Стилистика рекламы/Н.Н. Кохтев.- М.: Изд-во МГУ, 1981г.-96с.

3. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность/Ф.Г.Панкратов [и д.р.]- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002г. -364 с.

4. Пирогова, Ю.К. Рекламный текст: семиотика и лингвистика/ Ю.К. Пирогова, П.Б. Паршин. -М.: Издательство международного института рекламы, 2000 г. - 270 с.

5. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов/ Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. -М.: Просвещение, 1985г. — 399 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.