Научная статья на тему 'Психолингвистические и методические предпосылки формирования лингвопрофессиональных компетенций билингвов'

Психолингвистические и методические предпосылки формирования лингвопрофессиональных компетенций билингвов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
97
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / PSYCHOLINGUISTIC AND METHODOLOGICAL MECHANISMS / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ / INNER SPEECH / МОТИВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STYLE OF SPEECH ACTIVITY / WRITING SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бостонова Парида Зиябековна

В статье на основе анализа исследований известных психолингвистов автор обосновывает методику обучения речевой деятельности, основанную на теории стадиальности. Выделены пять ступеней порождения речи. Каждой ступени порождения речи соответствуют свои структурные единицы и механизмы. Сделан вывод, что основу письменной речи составляет внутренняя речь. Поэтому упражнения, формирующие билингвальные навыки и умения письменной речи, прежде всего, должны быть нацелены на развитие механизмов внутренней речи, ибо без внутренней речи не может быть хорошо развитой внешней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические и методические предпосылки формирования лингвопрофессиональных компетенций билингвов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PSYCHOLINGUISTIC BACKGROUND AND METHODOLOGY OF FORMATION OF COMPETENCE LINGVOPROFESSIONAL BILINGUALS Bostonova P.

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БИЛИНГВОВ Бостонова П. З.

Бостонова Парида Зиябековна / Bostonova Panda - кандидат педагогических наук, доцент, профессор,

кафедра русского языка, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье на основе анализа исследований известных психолингвистов автор обосновывает методику обучения речевой деятельности, основанную на теории стадиальности. Выделены пять ступеней порождения речи. Каждой ступени порождения речи соответствуют свои структурные единицы и механизмы. Сделан вывод, что основу письменной речи составляет внутренняя речь. Поэтому упражнения, формирующие билингвальные навыки и умения письменной речи, прежде всего, должны быть нацелены на развитие механизмов внутренней речи, ибо без внутренней речи не может быть хорошо развитой внешней.

Abstract: the article based on the analysis of research known psycholinguists author proves methods of teaching speech activities, based on the theory of stages. Identified five stages of speech production. Each stage of speech production has its own structural units and mechanisms. It is concluded that the basis of written speech is inner speech. Therefore, exercises that form the bilingual skills of writing, first of all, should be aimed at the development of inner speech mechanisms, because without inner speech may not be well-developed foreign.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, психолингвистические и методические механизмы, письменная речь, внутренняя речь, мотив речевой деятельности. Keywords: communicative competence, psycholinguistic and methodological mechanisms, writing speech, inner speech, style of speech activity.

Обучение языку специальности в техническом вузе становится актуальным в силу того, что в образовательных стандартах третьего поколения подготовки бакалавров технического профиля прописано формирование общекультурных, интеллектуальных, социальных и профессиональных компетенций. Наряду с указанными компетенциями у выпускника должны быть сформированы и коммуникативные компетенции, которые формируются в процессе изучения профессионального русского языка, содержание этой дисциплины направлено на формирование лингвопрофессиональной компетентности.

При этом под письменной речью билингвов мы, вслед за Городиловой Г. Г., понимаем умение излагать свои и чужие мысли в письменной форме для разных целей передачи информации на втором языке [2, с. 193]. В нашем исследовании рассматриваются такие жанры письменных работ, как план, тезисы, конспект, аннотация, рецензия, реферат, различные отчеты, пояснительные записки к курсовым и выпускным квалификационным работам, которые должны уметь выполнять студенты на русском языке [1, с. 38].

Письменная речь - это сложный многокомпонентный процесс с особой структурной организацией предметным содержанием, психологическим механизмом, специфичностью внутреннего плана деятельности и единства содержания и формы. Следуя теории А. А. Леонтьева, что всякая деятельность, в том числе и речевая, определяется 3-фазностью, в которую входит побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская и исполнительная фазы, раскроем реализации каждой фазы применительно к нашим исследованиям.

Однако потребность сама по себе не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности.

Она должна как бы найти себя в нем. Поскольку потребность находит в предмете свою определенность, данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее. В нашем случае мотивом деятельности становится реальный учебный процесс, в котором потребность студентов, находя себя в предмете речевой деятельности, в качестве которого выступает мысль, становится внутреннем мотивом этой деятельности, то есть мотивационно-побудительная фаза, ее мотив, входят во внутреннюю структуру деятельности, тем самым определяют и направляют ее.

Вторую фазу деятельности составляет ее ориентировочно-исследовательская часть. Эта фаза предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления деятельности. При порождении речевого высказывания на этой фазе реализуется отбор средств и способов формирования и формулирования собственной или чужой мысли в процессе речевого общения. Таким образом, на этой фазе происходит планирование, программирование и внутренняя языковая организация речевой деятельности при помощи ее средств и способов.

Третья фаза - исполнительная реализующая. При рассмотрении письменной речи - это внешне выраженная фаза, которая реализуется в моторных движениях руки пишущего, и затем в графическом эффекте. Этот этап означает сформированность речевых навыков и умений, но между мотивом и планом речевой деятельности и конечным этапом - этапом реализации -лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение [3, с. 250].

В целях обучения письменной речи наибольший интерес представляют модели речевого высказывания А. Р. Лурия и Н. И. Жинкина, детально изучивших психофизиологию письма и разработавших учение о внутренней динамической схеме письменного высказывания. Письмо начинается с задачи (замысла), определяемого коммуникативными потребностями. По Жинкину Н. И., замысел - это планирование всего предстоящего высказывания, предварительный смысловой план целого текста. «Замысел сначала ограничивается определенной мыслью, которая позднее формируется во фразу, из фразы уже выделяются те слова, которые должны быть написаны первыми. На этом уровне пишущий знает только общий предмет или тему высказывания. Далее, сохраняя нужный порядок написания фразы, он должен сформулировать мысли посредством языка, должен быть всегда ориентирован, на каком месте он находится, что уже написано и что предстоит написать. Без этого каждый перерыв в письме разрушил бы нужную последовательность, и каждая пауза приводила бы к разрушению замысла. В замысел вторгались бы случайные моменты, предвосхищаемые пишущим, или учащийся внезапно начинал бы записывать элементы, переместившиеся из конца слова или фразы, или же он повторял бы несколько раз уже написанное им слово, слог или букву» [4, с. 84].

Итак, выражение мыслей в письменной форме - это сложный многоступенчатый процесс, который обобщенно представляется следующим образом:

Первая ступень всякого речевого высказывания - мотивация; вторая - речевая интенция (анализ в сознании говорящего ситуации и формулировка цели, задачи высказывания); третья ступень - внутренне программирование речевого высказывания, четвертая - мысленное формирование сообщения или его частей из иностранных языков единиц и пятая ступень -фиксация подготовленной логико-грамматической группы на бумаге.

На первой, второй и третьей ступенях программируется содержание продуцируемой речи, на четвертой ступени начинается активный выбор языковых форм, на пятой - запись, которая не всегда представляет законченный вариант предложения.

Поскольку мышление на всех языках одинаково, то первые три ступени в процессе речепорождения в киргизском и русском языках совпадают, а четвертая и пятая ступени, представляющие собой способ формирования и формулирования мысли посредством языка, различны, поэтому при обучении второму языку последние две ступени становятся актуальными. Это значит, что в обучении речевой деятельности, осуществляемой посредством второго языка, важно учитывать средства языка, материализованные в лингвистических единицах разных уровней (слова, предложения, сверхфразовое единство, текст) [1, 41].

Таким образом, психологические исследования механизмов речи свидетельствует о том, что основу письменной речи составляет внутренняя речь. Поэтому упражнения, формирующие билингвальные навыки и умения письменной речи, прежде всего, должны быть нацелены на развитие механизмов внутренней речи, ибо без внутренней речи не может быть хорошо развитой внешней.

Литература

1. Бостонова П. З. Методика обучения языку специальности. Бишкек, 2017.

2. Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. М., 1979. С. 193.

3. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. С. 38.

4. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III - VII кл. // Изв. АПН РСФСР. М., 1956. Вып. 78. С. 250.

REFERENCE AND LEGAL SYSTEM IN THE SCIENTIFIC ACTIVITY

OF THE TEACHER Khachaturova S.

СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Хачатурова С. С.

Хачатурова Седа Сейрановна /Khachaturova Seda — кандидат экономических наук, доцент,

кафедра информатики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется использование преподавателем справочно-правовых систем в научной деятельности. Отмечено, что справочно-правовые системы надежные и удобные помощники для поиска, анализа и сохранения информации. Справочно-правовые системы предоставляют постатейные комментарии к законам и кодексам с анализом правовых норм, книги и монографии ведущих юристов по актуальным проблемам законодательства. Консультационные материалы с понятными ответами на повседневные правовые вопросы, пошаговые рекомендации, особенности составления документов позволяют преподавателю повышать качество проводимых научных исследований.

Abstract: the article analyzes the use of the teacher reference and legal .systems in the scientific activity. It is noted that the reference and legal systems reliable and comfortable assistant for searching, analyzing and storing information. Reference and legal systems provide Commentaries to the laws and codes of the analysis of legal norms, books and monographs of leading lawyers on topical issues of law. Consulting materials with clear answers to the everyday legal issues, step by step recommendations, especially drafting allow the teacher to improve the quality of the research.

Ключевые слова: правовые системы, научная деятельность, актуальные материалы, правовой анализ, исследования, нормативные акты.

Keywords: legal systems, research activities, relevant materials, legal analysis, research, regulations.

Информационные ресурсы справочно-правовых систем (СПС) составляют документы различного типа: нормативные акты, материалы бухгалтерской и юридической прессы, консультации по бухучету и налогообложению, материалы судебной практики, др. [3].

Для подготовки научных статей необходима и справочная информация, которая широко представлена в базах данных СПС в виде аналитических и консультационных материалов, в которых собрана вся информация по определенным вопросам, проанализированы различные позиции и точки зрения. Важно отметить, что все консультационные материалы даны на основе нормативных документов и содержат гипертекстовые ссылки на них. Консультация, статья или схема учета не является нормативным документом, она всегда содержит точку зрения конкретного автора [3]. Удобно, что по одной и той же проблеме представлены позиции разных авторов. Это дает возможность еще раз внимательно изучить соответствующие нормативные акты и осознанно принять решение, как поступить в возникшей ситуации. Для удобства их использования в системе имеются тематические разделы, объединяющие информацию определенного типа: консультации, формы документов, комментарии и т.д. В правовых системах представлена необходимая справочная информация: налоговые ставки, курсы иностранных валют, прожиточный минимум, процентные ставки, опубликованные Банком России, расчетные индикаторы, формы учета и отчетности бюджетных, казенных, автономных учреждений и др. Информация такого рода также необходима при написании научных статей особенно, когда она рассматривается в динамике. Такого рода материал может служить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.