Научная статья на тему 'Психолингвистические аспекты вербализации эмоций посредством эмотивной лексики у детей дошкольного возраста'

Психолингвистические аспекты вербализации эмоций посредством эмотивной лексики у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
414
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / EMOTIONS / КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ / CATEGORIZING OF EMOTIONS / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / VERBALIZATION / ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА / EMOTIVE VOCABULARY / ЭМОТИВНЫЕ СМЫСЛЫ / EMOTIVE SENSES / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / LEXICAL SEMANTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галеева Елена Владимировна, Галкина Ирина Александровна

В статье рассматриваются основополагающие теории формирования процесса развития эмоций и механизмы их психологического и лингвистического обеспечения у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Галеева Елена Владимировна, Галкина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC ASPECTS OF VERBALIZATION OF EMOTIONS THROUGH EMOTIVE LEXICON IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In the article the fundamental theories of forming of process of development of emotions and mechanisms of their psychological and linguistic providing are examined for the children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические аспекты вербализации эмоций посредством эмотивной лексики у детей дошкольного возраста»

психолого-педагогическое направление

Е.В. Галеева, И.А. Галкина

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИЙ ...

УДК 372.881.1

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2014

Е.В. Галеева, старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» И.А. Галкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», Иркутск (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются основополагающие теории формирования процесса развития эмоций и механизмы их психологического и лингвистического обеспечения у дошкольников

Ключевые слова: эмоции, категоризация эмоций, вербализация, эмотивная лексика, эмотивные смыслы, лексическая семантика.

Эмоции осознаются, вербально перерабатываются и категоризуются языковой личностью. При этом в сознании происходит взаимопроникновение рационального и эмоционального как двух аспектов интеллектуального (В.И. Шаховский). Поскольку, по мнению Л. С. Выготского, у людей эмоции изолируются от царства инстинктов и переносятся в совершенно новую сферу — психологического, то естественны выводы о том, что подавляющее большинство эмоций человека интеллектуально опосредовано; между эмоциональными и интеллектуальными процессами мышления существует закономерная связь; развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления; эмоции участвуют в регуляции мышления и его мотивации (мотивационная и эмоциональная регуляция мышления); следовательно, эмоция — одна из составляющих мышления.

В филогенезе эмоция предшествует интеллекту, что особенно заметно при наблюдении за речевым поведением ребенка - дошкольника, особенностью которого является оценка жизненных ситуаций через эмоциональную сферу. Этим объясняется превалирование в речи детей эмотивов, особенно дериватов с суффиксами эмотивно-субъективной оценки.

Основополагающие теории, разработанные в трудах А.Н. Леонтьева, Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В.Запорожца имеют важное значение относительно формирования процесса развития эмоций и механизма их лингвистического обеспечения. Многообразием позиций и подходов объясняется обилие и неупорядоченность терминологии в работах по проблеме эмоций (Э.А. Вайгла, Е.М. Галкина-Федорук, Е.И. Ефимов, Н.М. Баженов, В.Н. Гридин, A.M. Финкель и др.).

В психологической и психолингвистической литературе используются различные обозначения эмоций: ведущие или базовые эмоции, доминантные эмоции, ключевые эмоции, эмоциональный тон. Исследователи эмоций отмечают, что словарь эмоций в разных языках далеко не одинаков, хотя нет ни одного переживания, которое было бы доступно для одной национальности и недоступно для другой, т.е. сами эмоции - универсальны, а типологическая структура лексики эмоций не совпадает в разных языках, имеет национальную специфику, так как отражение их в каждом языке самобытно.

Коммуникативная функция и экспрессивная функция языка, связанные с передачей и закреплением достижений человеческого мышления, человеческого знания, оценивается многими лингвистами как важная и существенная, так как она служит не только средством выражения чувств, социальных и индивидуальных оценок, эмоционального воздействия на людей, но и оказывает существенное влияние на саму характеристику слова (В.И. Шаховский).

Для реализации этой функции языка, необходима соответствующая лексика, которая в лингвистике получила название эмотивной. Рассматривая эмотивную лексику, Е.Ю. Мягкова, В.И. Шаховский различая категории «оценочности», «экспрессивности», граничащих с категорией «эмотивности», указывает на трудности в неод-

нозначности и трактовке данных понятий. В психолингвистике общепринято разграничивать эмоциональную лексику, оценочную лексику и экспрессивную лексику.

Эмоциональная лексика включает слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит, и к лексеме, которую использует в речи. Оценочная лексика включает слова, которые выражают оценку говорящим того или иного предмета, явления; данные лексемы не имеют эмоциональной выраженности. К экспрессивной лексике относят слова, выражающие силу проявления чувств и переживаний.

По мнению ряда исследователей, (Н.М. Баженов, Т.М. Крестинская, Е.Ю. Мягкова, В.М. Никитевич, Е.Ф. Петрищева, Д.Н. Шмелев, A.M. Финкель), эмотивные смыслы необыкновенно гибки, подвижно и вариативно отражаются в лексической семантике. Основанием единой модели глобального описания всего множества эмотивной лексики может служить сема эмотивности, участвующая в манифестации эмоций в семантике слова (В.И. Шаховский). Сема эмотивности, выступая в статусе категориально-лексической семы, выполняет функцию идентифицирующего и обычно представляет собой аналитическое сочетание, построенное по модели «понятие о чувстве и конкретное наименование какого-либо чувства», например: боязнь - чувство страха, опасения; любить - чувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-либо (А.А.Уфимцева, В.И.Шаховский). Денотативное значение слова называет понятие, несущее информацию.

Мягкова Е.Ю. и В.И. Шаховский предлагают, сохраняя за терминами «лексика эмоций» и «эмоциональная лексика» их традиционное осмысление, назвать совокупность обозначаемых ими средств эмотивной лексикой. Несомненно, языковые единицы не могут функционировать в чистом виде, поэтому существуют понятия, обозначающие переходные явления в языке, такие как эмотивная лексика (Н. В. Гридин, В.И.Шаховский).

Базовые идентификаторы эмотивной лексики передают общую идею лексического поля - идею чувства, эмоции как особой психической реальности. Именно они формируют лексическое поле эмоций. Тем самым они выполняют классификационно-номинативную функцию. Учитывая это, эмотивные смыслы, передаваемые дополнительными идентификаторами, называют денотативно-исходными эмотивными смыслами. Частотность, повторяемость эмотивных смыслов в семантической структуре слова является критерием выбора имени множеств, содержащих эти эмотивные смыслы. Исходные эмотивные смыслы совпадают с номинациями базовых эмоций и с самыми частотными словами из множества эмотивной лексики.

К базовым эмоциям мотивационной системы человека К. Изард относит десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Эмотивные смыслы необыкновенно гибки, подвижно и вариативно отражаются в лексической семантике. Основанием единой модели глобального описания всего

Е.В. Галеева, И.А. Галкина

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИЙ ..

психолого-педагогическое направление

множества эмотивной лексики может служить сема эмо-тивности, участвующая в манифестации эмоций в семантике слова. Статус семы не только определяется её позицией в семной структуре слова, но и сам определяет характер манифестации эмотивныхсмыслов (Е.М. Вольф, И.А. Стернина, В.М. Никитевич, В.И. Шаховский).

В нашем исследовании мы придерживаемся данной модели семы эмотивности в развитии у дошкольников эмотивной лексики. Частотность, повторяемость эмо-тивных смыслов в семантической структуре слова является критерием выбора имени множеств, содержащих эти эмотивные смыслы. Следовательно они составляют семантическое ядро эмотивной лексики. Мы рассматриваем языковые знаки, предметом отображения которых являются эмоции ребенка, и в дальнейшем для обозначения этого объекта, отображенного в слове, предлагаем пользоваться термином «эмотивный смысл», предложенным Л.Г. Бабенко. Эмоции и чувства - это сущности экстралингвистические; эмотивные смыслы - это их отображение в языке, компоненты лексической семантики. Эмотивные смыслы несут информацию об эмоциях человека, они предстают в содержании различных языковых и речевых единиц в виде специализированных семантических компонентов, свойственных этим единицам.

Денотативное значение слова называет понятие, несущее информацию. Несомненно, языковые единицы не могут функционировать в чистом виде, поэтому существуют понятия, обозначающие переходные явления в языке, такие как эмотивная лексика. (Н. В. Гридин, В.И.Шаховский).

Основанием единой модели глобального описания всего множества эмотивной лексики может служить категория эмотивности. Эта категория пока имеет дискуссионный характер, терминологический аппарат также до конца не оформлен, но статус её как категории доказывается рядом исследований (Е.Ю. Мягкова, В.И. Шаховский, Жельвис, Береснева). В.И. Шаховский раскрывает отличие эмотивности от эмоций на языковом уровне, когда эмоции трансформируются в эмотивность. Эмоции являются психологической категорией, а эмо-тивность - языковой.

Психологическая и психолингвистическая науки исследуют функций эмоций в деятельности человека.

Необходимым средством осознания собственных эмоциональных состояний является словарь эмоций - названия тех значений, в которых передаются эмоциональные переживания.

В связи с положениями, разработанными Л.С. Выготским, смысловые образования ребенка представляют его индивидуальное сознание слова в каждой конкретной ситуации и связано с динамическими смысловыми системами, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Смысл как отношение к обозначаемому в слове содержанию возникает у ребенка в процессе индивидуального опыта. А.Н.Леонтьев указывал о сигнализирующей функции эмоций в личностном смысле событий, разыгрывающихся в жизни субъекта, которые и выполняют функцию презентации личностных смыслов.

Представления о значении и смысле в речевой деятельности, о роли эмоций в смыслообразовании дают возможность осуществлять первые связи ребенка с его социальной средой. Происходит эмоциональная коррекция поведения ребенка через аффективную сторону речи, когда за значением слова стоят эмоционально-образные связи (Запорожец А.В.).

Учет эмоциональных особенностей речи имеет большое значение для решения задач вербального общения дошкольника. Речь ребенка выступает основным регулятором общения со сверстниками и взрослыми, воздействия и коррекции выполнения практической деятельности.

В речи отчетливо выявляются весь облик социализации личности и ее эмоциональные отношения к действительности. Эмоциональность речи достигается динамичностью высказывания, которая закономерна для речи дошкольника, где в наибольшей степени проявляется его эмоциональность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности. М.; Наука, 1984.

2. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1998.

3. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж, 2009.

PSYCHOLINGUISTIC ASPECTS OF VERBALIZATION OF EMOTIONS THROUGH EMOTIVE

LEXICON IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

© 2014

E.V. Galeeva, the senior lecturer of the chair «Psychology and pedagogy of preschool education» I.A. Galkina, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the chair «Psychology and

pedagogy of preschool education»

East Siberian state Academy of Education, Irkutsk (Russia)

Annotation: In the article the fundamental theories of forming of process of development of emotions and mechanisms of their psychological and linguistic providing are examined for the children of preschool age

Keywords: emotions, categorizing of emotions, verbalization, emotive vocabulary, emotive senses, lexical semantics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.