Научная статья на тему 'Психолингвистические аспекты профессионального самоопределения инженера'

Психолингвистические аспекты профессионального самоопределения инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / PSYCHOLINGUISTICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROFESSIONAL IDENTITY / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC PERSONA / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРА / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ENGINEERING / BUSINESS COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамаева Анна Владимировна

Статья посвящена психолингвистическим особенностям профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение существенная сторона общественного процесса развития личности. В статье выносится на обсуждение проблема самоопределения инженера как с позиции профессионального выбора, так и в спектре языковой личности. Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент, при этом немаловажное значение в процессе профессионального самоопределения инженера имеет коммуникация. Профессиональная коммуникация реализуется в таких формах, как: деловая беседа, деловые переговоры, спор, дискуссия, полемика, деловое совещание, публичное выступление, телефонные разговоры, деловая переписка. В профессиональном самоопределении учитываются личностные предпосылки самоопределения, совокупность которых делится на две группы: волевые черты характера, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвующие в активизации этого процесса; и различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Интеллектуальная, коммуникативная, эстетическая деятельность неотъемлемая сторона целостной структуры личности являются руководящими способами человеческой деятельности, предполагающими способность к самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамаева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC ASPECTS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION ENGINEER

The article is concerned the psycholinguistic features of professional identity. Professional identity is an essential aspect of the social process of personal development. The article discusses the problem of identity of the engineer from the position of professional choice and in the spectrum of the linguistic persona. The process of professional identity is caused by the expansion of the activity of the subject, which realizes its connection with the factors of professional orientation. Identity is a component of this activity. Communication in the process of professional identity of an engineer is of great importance. Professional communication is realized in business conversation, business negotiations, dispute, discussion, polemic, business meeting, public speaking, telephone conversations, business correspondence. Professional identity takes into account the personal prerequisites for identity, the aggregate of which is divided into two groups. These are strong-willed character traits that provide the opportunity to successfully solve the problem of choosing a profession, but directly involved in the activation of this process and the various components of the personality's orientation that dynamise the process of professional identity and determine the selectivity of the response. Intellectual, communicative, aesthetic activity is an integral part of the integral structure of the personality and the guiding way of human activity, which implies the ability to identity.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические аспекты профессионального самоопределения инженера»

Литература:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

2. Живоглядова А.Ю., Коренева В.В. Влияние личной и профессиональной мотивации учащихся на образовательный процесс // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17927 (дата обращения: 15.02.2018).

3. Игнатьева, Е.Ю. Метапроекты в управлении учебной деятельностью студентов вуза: Методические указания / Е.Ю. Игнатьева. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. 34 с.

4. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ / сост. О.И. Ребрин. - Екатеринбург: УрФУ, Екатеринбург: Издательский Дом «АЖУР», 2012. 24 с.

5. Использование активных и интерактивных образовательных технологий в учебном процессе вуза: метод. рекомендации / сост. Игнатьева Е.Ю.; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. 84 с.

6. Лутошкина В.Н. Электронный дневник практики как средство профессионального развития студентов // ИКТ в образовании в течение всей жизни: материалы 1-ой Международной конференции; Красноярск: Сиб. федер. Ун-т, 2014. - 256 с.

7. Профстандарт педагога URL: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (дата обращения: 15.02. 2018)

Педагогика

УДК 81.23

старший преподаватель кафедры русского языка Мамаева Анна Владимировна

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (г. Санкт-Петербург)

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ИНЖЕНЕРА

Аннотация. Статья посвящена психолингвистическим особенностям профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. В статье выносится на обсуждение проблема самоопределения инженера как с позиции профессионального выбора, так и в спектре языковой личности. Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент, при этом немаловажное значение в процессе профессионального самоопределения инженера имеет коммуникация. Профессиональная коммуникация реализуется в таких формах, как: деловая беседа, деловые переговоры, спор, дискуссия, полемика, деловое совещание, публичное выступление, телефонные разговоры, деловая переписка. В профессиональном самоопределении учитываются личностные предпосылки самоопределения, совокупность которых делится на две группы: волевые черты характера, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвующие в активизации этого процесса; и различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Интеллектуальная, коммуникативная, эстетическая деятельность - неотъемлемая сторона целостной структуры личности - являются руководящими способами человеческой деятельности, предполагающими способность к самоопределению.

Ключевые слова: психолингвистика, профессиональное самоопределение, языковая личность, деятельность инженера, профессиональная коммуникация, компетенция.

Annotation. The article is concerned the psycholinguistic features of professional identity. Professional identity is an essential aspect of the social process of personal development. The article discusses the problem of identity of the engineer from the position of professional choice and in the spectrum of the linguistic persona. The process of professional identity is caused by the expansion of the activity of the subject, which realizes its connection with the factors of professional orientation. Identity is a component of this activity. Communication in the process of professional identity of an engineer is of great importance. Professional communication is realized in business conversation, business negotiations, dispute, discussion, polemic, business meeting, public speaking, telephone conversations, business correspondence. Professional identity takes into account the personal prerequisites for identity, the aggregate of which is divided into two groups. These are strong-willed character traits that provide the opportunity to successfully solve the problem of choosing a profession, but directly involved in the activation of this process and the various components of the personality's orientation that dynamise the process of professional identity and determine the selectivity of the response. Intellectual, communicative, aesthetic activity is an integral part of the integral structure of the personality and the guiding way of human activity, which implies the ability to identity.

Keywords: psycholinguistics, professional identity, linguistic persona, engineering, business communications, competence.

Введение. Произошедшие в конце двадцатого века коренные изменения экономики и общества привели к значительной трансформации спектра профессий, востребованных на рынке труда, а также престижа и социального статуса профессий и оценки ценности профессионального выбора в каждом конкретном случае. Рейтинг инженерных профессий испытал, как следствие, значительное падение [1]. За некоторыми исключениями тенденция продолжается и в современном российском обществе.

При социально-экономической нестабильности, банкротстве и ликвидации предприятий разного профиля специалисты оставляют свои профессии и занимаются мелким бизнесом исключительно для выживания. И это не может не отразиться на профессиональном самоопределении молодежи [2]. Многочисленные исследования в этой области практически не учитывают влияния общественных и социально-экономических условий в обществе на выбор будущей профессии.

Однако в настоящее время ситуация в значительной мере изменилась [3]. Инженерные профессии становится все более востребованными как в России, так и за рубежом, что подтверждается постоянным

увеличением количества иностранных учащихся в российских технических вузах [4]. Совокупная деятельность современных инженеров носит многофункциональный характер. Умение грамотно вести беседу, строить устную и письменную формы коммуникации является одной из первостепенных задач изучения русского языка для специальных целей [5].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является рассмотрение процесса профессионального самоопределения личности.

Изложение основного материала статьи. Если рассматривать профессиональное самоопределение с точки зрения проявлений «языковой личности» [6], реализующееся на трёх уровнях: вербально-семантическом, лингвокогнитивном и мотивационном; можно констатировать, что рассматриваемая нами проблема находится на стыке трёх научных дисциплин. Это психология, психолингвистика и риторика.

Процесс профессионального самоопределения связан с серьезными, сложными переживаниями в процессе становления человека. В процессе профессионального самоопределения возникают серьезные противоречия и даже дестабилизация во внутреннем мире в процессе развития личности. Это обуславливается тем, что большинство молодых людей рано или поздно сталкивается с этим вынужденным, обязательным, так называемым нормативным, выбором. Следует отметить, что рассматриваемый выбор человеку придется сделать в любом случае, уйти от него не получится. Существует лишь возможность отложить его решение на определенное время.

Этот выбор является переломным моментом в жизни для определения будущего и позволяет выработать социальную позицию. Рассматриваемый процесс в первую очередь определяется тем, что завершение одного жизненного этапа в обязательном порядке должно сопровождаться разработкой последующих жизненных целей и направлений саморазвития. Всю ответственность за совершаемый поступок молодой человек должен впервые взять на себя. Таким образом, при исследовании процессов, связанных с профессиональным самоопределением, первичным выступает поиск своего личного «Я».

В рамках переоценки жизненных ценностей и изучения общественных запросов на наиболее популярные и востребованные профессии, человек сталкивается с проблемами в профессиональном самоопределении, когда он уже поступил в высшее учебное заведение и сделав выбор в пользу определённой специальности.

Изучая выбранную специальность, он неоднократно вынужден сверять получаемые знания и первичный производственный опыт с внутренним выбором. Совпадает ли выбранная специальность с интересами, желаниями, стремлениями человека? Или этот человек слепо следует за обстоятельствами, ситуацией, целями иных граждан?

Выявив факторы, доминирующие в определенной, наиболее актуальной сфере жизнедеятельности человека (комплекс условий или его личные цели), можно сделать вывод о том, насколько он активен или пассивен в процессе профессионального самоопределения.

Под профессиональным самоопределением понимается возможность определить себя в существующей в обществе и принимаемой самим человеком системе критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто получение специального профессионального образования, соответственно, и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что профессионализмом является творческое осмысление своей профессии, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он по-другому, более критично себя самоопределяет и далее самореализует.

Н.С. Пряжников в своих исследованиях отмечает наличие неразрывной связи между профессиональным самоопределением и самореализацией человека в иных определяющих деятельность человека сферах жизнедеятельности: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [7].

Под профессиональным самоопределением традиционно понимаются процессы, охватывающие все периоды профессионального становления человека, начиная с процессов по возникновению профессионального намерения до окончания трудовой деятельности. Эти процессы позволяют постоянно мотивировать и совершенствовать свой выбор.

И зачастую профессиональное самоопределение реализуется на коммуникативном уровне (профориентационная деятельность, непосредственное нахождение на производственных объектах и т.п.). Инженерам, в связи с особенностями профессиональной деятельности, необходимо при реализации своих полномочий ориентироваться на действующие нормы права, применять их, а также комментировать их, объяснять необходимость их соблюдения и применения в практической деятельности.

Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», то есть, уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему, программируя, мотивируя, достигнуть цели коммуникации с меньшими временными и энергетическими потерями. Чем выше уровень межличностного общения инженера, тем эффективнее решает он многие профессиональные задачи.

«Отношения между единицами данного уровня задаются сферами общения, особенностями коммуникативной ситуации и исполняемых коммуникативных ролей» [8]. На наш взгляд, мотивационный уровень языковой личности подвержен индивидуализации. Следует согласиться с Ю.Н. Карауловым, что языковая личность на мотивационном уровне «сливается с личностью в глобальном социально-психологическом смысле, что закономерно, поскольку языковая личность есть личность, выраженная в языке и через язык, личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» [6].

Профессиональное самоопределение - важная часть процесса развития личности в обществе и производственной среде. Процесс выявления специфики реализации принципов детерминизма в рамках самоопределения включает в себя изучение двух основных аспектов.

В первую очередь, под личностью следует понимать сложнейшую саморегулирующую систему. С другой стороны - систему общественной ориентации молодого поколения при рассмотрении вопросов сознательного выбора вида профессиональной деятельности.

К системе общественного ориентирования традиционно относят технологии целенаправленного воздействия школы, семьи и общественных организаций, литературы, искусства на мотивацию выбора профессии. Данная система профессиональной ориентации направлена на обеспечение решения вопросов по профессиональному просвещению и консультированию обучающихся, появление профессионального интереса и наклонностей, реальной помощи в процессе трудоустройства и преодоления трудностей в рамках профессиональной адаптации.

Комплекс механизмов профессиональной ориентации представляет собой широкий спектр возможностей профессионального развития личности, которая определяет мотивы и цели деятельности человека в выбранной профессии. Осознание человеком потребности в самоопределении само по себе беспредметно. А.Н. Леонтьев отмечал, что «...до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен.» [9].

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возможна только в рамках какой-либо деятельности. В процессе перманентной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона данного взаимодействия. В анализе движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставления внутреннего и внешнего. Возникновение, а затем расширение деятельности субъекта постепенно реализует его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент. И немаловажное значение в процессе профессионального самоопределения инженера имеет коммуникация. Под общением следует понимать очень сложный процесс взаимодействия людей [12].

Существуют следующие основные формы профессиональной коммуникации и делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, спор, дискуссия, полемика, деловое совещание, публичное выступление, телефонные разговоры, деловая переписка. Владение деловой риторикой всегда актуально, так как любой человек в рамках профессиональной деятельности, должен владеть навыками убеждения в верности своих умозаключений и действий. В любом демократическом обществе это обеспечивает персональный рост, престиж и конкурентоспособность. Инженеру владение деловой риторикой профессионально необходимо.

Приемы деловой риторики имеют отличия иных существующих риторик. Это выражается в рассмотрении сфер по межличностному взаимодействию в социальных аспектах. Речь, которая адресована персонально и диалоговая имеют комплекс особенных, индивидуальных особенностей, нуждающихся в обязательном учете, когда мы имеем в виду успешную коммуникацию, а сузив понятие - о коммуникативной компетенции.

Языковая компетенция является базовым элементом коммуникативной компетенции, без которой последняя не может быть сформулирована. Языковая компетенция предполагает наличие знаний в области языковых систем на каждом уровне. Это касается фонологического, лексического и грамматического уровней. В то же время к коммуникативной компетенции относят возможности продуцирования и восприятия письменных и устных текстов различного жанра в разных ситуациях общения [11]. Специфику в коммуникативном поведении у языковой личности составляют ряд особенностей по четкому определению стратегических целей в речевом общении и выборе оптимальных и наиболее целесообразных методов и технологий. К таковым относят меры по соблюдению норм речевого этикета, умению использования невербальных средств общения и многие другие.

В профессиональном самоопределении нельзя не учитывать и личностные факторы, и мотивирующие причины в процессе самоопределения.

Каждый структурный элемент личности имеет неповторимые функциональные особенности. Весь комплекс основных возможностей личности к самоопределению следует разделить на две группы:

1) Личностные особенности, которые обеспечивают действенное и успешное решение проблем по выбору профессиональных предпочтений, при этом напрямую не участвуя в инициировании этих процессов. К данной категории следует отнести волевые черты характера. Также к этой группе традиционно относят трудолюбие человека, наличие существующих трудовой и жизненной практик, степень зрелости человека как личности.

2) Включает в себя психологические предпосылки самоопределения, образующие ряд компонентов направленности личности. Они ускоряют процессы в профессиональном самоопределении и обуславливают избирательность в реагировании на внешние факторы. В данную группу включают потребности профессионального самоопределения, а также существующие и вновь формируемые учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, ценности и идеалы. Входящие во вторую группу возможности напрямую связаны с комплексом познавательных потребностей и могут обладать функциями определения привлекательных для человека сфер деятельности.

Выводы. Таким образом, способности личности самоопределения выступают неотъемлемым элементом в целостной структуре личности. Она предполагает способности и желание человека лично определять основные принципы и направления деятельности - интеллектуальной, коммуникативной, эстетической и иной. Влияние всех психолингвистических аспектов, перечисленных нами, оказывает огромное влияние на профессиональное самоопределение в сочетании со способностью к нему.

Литература:

1. Ельцова В.А., Соловьева О.Н. Соловьев А.В. Теоретические и практические аспекты требований, предъявляемых к профессиональной деятельности инженера // Фундаментальные исследования. №3, 2007

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 1-е изд. - М.: Наука, 1987

3. Ковалева Ю.Ю. Формирование культурно-языковой личности будущего инженера как дидактическая цель обучения английскому языку в техническом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 1 (5), 2010

4. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // ИЯШ. №1. 1985.

5. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад. - М.: Министерство общего и профессионального образования РФ, 1998

6. Попова Э.Ю. Речевой портрет студента глазами самого студента // Известия УРПГУ, 2005

7. Потанина О.В. Когнитивная компетенция будущего инженера: сущность, структура, содержание // Вестник Башкирского университета. Т. 14, № 1, 2009

8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. -М.: МПСИ, МОДЭК, 2003

9. Сентенберг И.И. Языковая личность в коммуникативно-деятельностном аспекте // Языковая личность: проблемы значения и смысла. - Волгоград: Перемена, 1994

10. Соловьева О.Н., Ельцова В.А. Объективные характеристики сформированности представлений о профессиональной деятельности инженера // Успехи современного естествознания. №8, 2008.

11. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография / Москва, 2017.

12. Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Гунашева М.А., Зинченко А.С., Исакиева З.С., Каневская Ж.О., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулькина И.В., Якубова А.Б., Магомедханова У.Ш., Магин В.А., Мирзоев Ш.А., Мартиросян Р.М., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. и др. Современные тенденции обучения и воспитания в российской системе образования: Коллективная монография / Москва, 2017.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической электроники Мамалова Хоузу Эдилсултановна

Чеченский государственный университет (г. Грозный)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. В статье выявлены и изучены эффективные интерактивные методы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере информатики, такие как: дискуссионные методы, тренинги, игровые методы, проблемные методы, метод кейсов, метод проектов. Внедрение интерактивных методов обучения - одно из существенных направлений усовершенствование подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Важнейшие методические инновации связаны сегодня с использованием именно интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: интерактивные методы, будущий специалист в сфере информатики, дискуссионные методы, тренинги, игровые методы, проблемные методы, метод кейсов, метод проектов.

Annotation. Effective interactive methods of professional training of future specialists in the field of informatics are revealed and studied, such as: discussion methods, trainings, game methods, pro-variable methods, case method, project method. The introduction of interactive teaching methods is one of the essential areas of improving the preparation of students in a modern professional educational institution. The most important methodological innovations are connected today with the use of interactive methods of teaching.

Keywords: interactive methods, future specialist in the field of informatics, discussion methods, trainings, game methods, problem methods, case method, project method.

Введение. Усовершенствования российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в профессиональных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы образования является создание условий для самореализации и развития обучающихся. Самореализация учащихся в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие педагога и обучающихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации обучающихся.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является выявление эффективных интерактивных методов профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере информатики.

Изложение основного материала статьи. В педагогической практике давно используется термин «интерактивные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». На сегодняшний день наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы обучающийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В настоящее время мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших обучающихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области нынешних технологий. Наше время большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, в связи с этим очень важно при обучении учащихся учитывать то, что современные информационные технологии завоевывают главное значение.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

- пассивная - обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

- активная - обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

- интерактивная - взаимодействие [4]. Применение интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Внедрение интерактивных методов обучения - одно из существенных направлений усовершенствование подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Важнейшие методические инновации связаны сегодня с использованием именно интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» -«действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне абстрактные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.