Научная статья на тему 'ПСИХОЛГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТА ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПСИХОЛГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТА ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОБОТЫ / РОБОТЫ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / INCLUSIVE EDUCATION / ROBOTS / TELEPRESENCE ROBOTS / EDUCATIONAL INSTITUTION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EFFECT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Суходуева М.О., Чистякова Н.С., Курзаева Л.В.

В статье рассмотрены основные психолого-педагогические эффекты, которые достигаются детьми при использовании робота телеприсутствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EFFECT OF THE APPLICATION OF THE ROBOT OF TELEVISION IN INCLUSIVE EDUCATION

The article describes the main psychological and pedagogical effects that are achieved by children using a telepresence robot.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТА ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

технических неисправностей.

7. Первичная апробация ребенком алгоритма работы с роботом -сначала при участии, помощи и контроле со стороны взрослых, а затем -самостоятельное. Обеспечение эффективности использования средства. Анализ возникших трудностей, принятие мер по их устранению. Мониторинг достигнутых эффектов. Окончательное введение робота в использование в образовательном процессе.

Использованные источники:

1. robotrends.ru - Официальный сайт новостей робототехники [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://robotrends.ru/robopedia/teleprisutstvie.-roboty-teleprisutstviya, свободный.

2. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2010. №1.

3. robo-hunter.com - Официальный сайт Сообщества робототехников Robohunter [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://robo-hunter.com/news/kak-robotov-primenyayt-v-obrazovanii, свободный.

УДК 37

Суходуева М. О.

студент магистратуры 2 курса, группы АЭМм-17 факультет «Электроснабжения промышленных предприятий»

Чистякова Н. С.

студент магистратуры 2 курса, группы АПОм-17 факультет «Бизнес информатики и информационных технологий»

Курзаева Л. В., к. пед. н.

доцент

кафедра «Бизнес информатики и информационных технологий» Магнитогорский Государственный Технический Университет

им. Г. И. Носова Россия, г. Магнитогорск ПСИХОЛГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТА ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Аннотация: В статье рассмотрены основные психолого-педагогические эффекты, которые достигаются детьми при использовании робота телеприсутствия.

Ключевые слова: инклюзивное образование, роботы, роботы телеприсутствия, учебное заведение, психолого-педагогический эффект

Sukhodeva M. O. graduate student group AEMm-17 2 course, faculty "Power supply of industrial enterprises" Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk Chistyakova N.S.

graduate student group APOm-17 2nd year, faculty "Business Informatics and Information Technologies"

Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk Kurzaeva L.V., Ph.D. ped. sciences, associate professor Associate Professor of the Department "Business Informatics and

Information Technologies" Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EFFECT OF THE APPLICATION OF THE ROBOT OF TELEVISION IN INCLUSIVE

EDUCATION

Abstract: The article describes the main psychological and pedagogical effects that are achieved by children using a telepresence robot.

Keywords: inclusive education, robots, telepresence robots, educational institution, psychological and pedagogical effect

В случае, когда учащийся не может посещать учебное заведение в обычном режиме, решений ранее не существовало. В последнее время все более актуальным становится использование сервисных роботов в разных аспектах жизни, в том числе и в образовании. При использовании робототехнической платформы ребенок на первых стадиях обучения способен включаться в рабочий процесс постепенно, оставаясь в комфортных для него условиях.

Это помогает адаптироваться ребенку как в общении с педагогом, так и в общении со сверстниками, что позволит в дальнейшем при возможности личного посещения занятий быть уже готовым к общению в социальной среде. Общение с ребенком преподавателя или психолога, или иного специалиста не требует их личного присутствия и не отрывает от основной работы.

Основные психолого-педагогические эффекты, достигаемые при использовании робота телеприсутствия:

• прямое и обратное телеприсутствие. Роботы позволяют видеть и слышать в режиме реального времени все, что происходит рядом с ним. Также окружающие могут видеть ребенка, управляющего роботом. Робот позволяет общаться, передвигаться, воздействовать на предметы (чаще в случаях наличия манипуляторов). Психолого-педагогический эффект -реализуется компенсаторная функция ассистивного средства. Ребенок, ограниченный в контактах с внешним миром, получает возможность проживать ситуацию реального взаимодействия так, как если бы оно осуществлялось реально. Это тесно связано с феноменом идеомоторного акта, имеет глубинные психические и психофизиологические обоснования;

• перемещение в пространстве. Управляя роботом через Интернет, можно перемещаться в пространстве. Психолого-педагогический эффект -это возможность для ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями (ДЦП и прочее) освоить пространственные представления;

• неограниченная область наблюдения. Ребенок может подъехать и рассмотреть любой ему интересный предмет. Психолого-педагогический эффект - это обеспечение доступности аудиовизуальной и пространственной среды. При определении «простое» физическое пространство робота может удовлетворить познавательный интерес ребенка, которому будет известно «кто там?», «что там?»;

• запись звука и видео. Данная функция позволяет ребенку, который тяжело болен и в своем состоянии даже не мог дойти до компьютера, посмотреть уроки. Психолого-педагогический эффект - это освоение персонального компьютера и приемов работы с аудио- и видеоинформацией.

А также, можно выделить основной функционал роботов телеприсутствия в школе:

- обучение детей с ограниченными возможностями (виртуальное присутствие в музеях, на выставках, в школе и пр.);

- посещения занятий заболевшими детьми;

- проведения преподавателем дистанционного обучения;

- удаленного контроля за нарушениями на экзаменах (например, ЕГЭ).

Таким образом, для учителя в инклюзивной образовательной среде

важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников.

Использованные источники:

1. robotrends.ru - Официальный сайт новостей робототехники [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://robotrends .ru/robopedia/teleprisutstvie.-roboty-teleprisutstviya, свободный.

2. robo-hunter.com - Официальный сайт Сообщества робототехников Robohunter [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://robo-hunter.com/news/kak-robotov-primenyayt-v-obrazovanii , свободный.

3. Халимова Н.М., Найданова О.С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №3 (29).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.