Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РОБОТОВ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РОБОТОВ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОБОТЫ / РОБОТЫ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ / ШКОЛА / INCLUSIVE EDUCATION / ROBOTS / TELEPRESENCE ROBOTS / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходуева М.О., Чистякова Н.С., Карманова Е.В.

В статье рассмотрено применение роботов телеприсутствия в инклюзивном образовании. Приведены примеры успешного внедрения таких роботов в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF ROBOTS OF TELECOMMISSION IN INCLUSIVE EDUCATION

The article discusses the use of telepresence robots in inclusive education. Examples of the successful implementation of such robots in Russia and abroad are given.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РОБОТОВ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИ»

УДК 37

Суходуева М. О.

студент магистратуры 2 курса, группы АЭМм-17 факультет «Электроснабжения промышленных предприятий»

Чистякова Н. С.

студент магистратуры 2 курса, группы АПОм-17 факультет «Бизнес информатики и информационных технологий»

Карманова Е. В., к. пед. н.

доцент

кафедра «Бизнес информатики и информационных технологий» Магнитогорский Государственный Технический

Университет им. Г.И. Носова Россия, г. Магнитогорск ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РОБОТОВ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИ Аннотация: В статье рассмотрено применение роботов телеприсутствия в инклюзивном образовании. Приведены примеры успешного внедрения таких роботов в России и за рубежом.

Ключевые слова: инклюзивное образование, роботы, роботы телеприсутствия, школа

Sukhodeva M. O. graduate student group AEMm-17 2 course, faculty "Power supply of industrial enterprises" Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk Chistyakova N.S. graduate student group APOm-17 2nd year, faculty "Business Informatics and Information Technologies"

Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk Karmanova E.V., Ph.D. ped. sciences, associate professor Associate Professor of the Department "Business Informatics and

Information Technologies" Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF ROBOTS OF TELECOMMISSION IN INCLUSIVE EDUCATION Abstract: The article discusses the use of telepresence robots in inclusive education. Examples of the successful implementation of such robots in Russia and abroad are given.

Keywords: inclusive education, robots, telepresence robots, school

Прогресс не стоит на месте, и роботы охватывают все больше областей жизни человека. Применение в инклюзивном образовании началось еще в 2010 годах, но даже на сегодняшний день для русских людей применение роботов помимо цели развлечения является чем-то нереальным. В статье под инклюзивным образованием будет пониматься совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. Само понятие «телеприсутствие» в статье будет пониматься, как функциональность, позволяющая оператору устройства телеприсутствия получать сенсорную информацию (видео, звук, возможно тактильную и другую информацию) из точки, удаленной от оператора посредством различных датчиков, установленных на неподвижной или подвижной платформе.

Таким образом, оператор робота с функциональностью телеприсутствия может вступать в общение или иные виды взаимодействия посредством удаленной платформы, например, обращаться к аудитории через встроенные динамики, демонстрировать себя или какую-то информацию через дисплей удаленной платформы. Сейчас на рынке сервисных роботов можно найти большое множество роботов телеприсутствия, которые разработаны в разных странах мира и применяются в разнообразных целях.

Благодаря обширному функционалу и возможности реального общения, робота можно применять в образовательном процессе в случае, когда ученик не может посетить самостоятельно по каким-то причинам занятие, ограниченные ли это возможности или излечимая болезнь. Роботы телеприсутствия уже как несколько лет активно используют в школах в США 2013 года. Один из самых популярных, доступных и адаптированных для школы экземпляров является VGOrobot. На данный момент он используется во многих школах и подарил возможность общаться детям, которые не имеют возможности выходить за пределы палаты или собственной комнаты из-за состояния здоровья. В обыденной жизни по всему миру это не позволит нормально управлять роботом примерно в 60% случаев.

Для управления роботом требуется производительная машина. А программное обеспечение доступно только под ОС Windows. Робот может набирать скорость до 1.5 м/с, микрофона с круговой диаграммой приема (это позволяет услышать оператору большую часть звуков, которые окружают робота, что создать ощущение полного присутствия). Еще один важный минус - нет замены тянущейся руки для ответа, ни светового, ни звукового ни физического действия для этого не предусмотрено.

Рисунок 6-VGO робот, разработанный американской компанией VGo Communications

Похожего робота создала компания Wicron. Робот Webot позволяет удаленно наблюдать за происходящим и разговаривать с людьми, видеть окружающий вас мир и спокойно передвигаться по нему со скоростью идущего человека. Схема робота подобна человеку. В нем есть голова со встроенной видеокамерой и микрофонами - глаза и уши. Они установлены на поворотной платформе. Благодаря новым технологиям в области телеконференций качество звука и видео ограничивается лишь пропускной способностью канала Интернет и динамически подстраивается под него. Использование совершенно нового кодека при этом значительно снижает объем трафика. Данный робот начал активно распространяться в 2015 году. Некоторым школам в подарок было выделено несколько экземпляров. У данной системы есть существенный минус, это плохая стабилизация камеры и слабые динамики. Но не смотря на данные дискомфортные моменты, в школах уже приняли наличие робота и принимают его, как обычного ученика.

Рисунок 7-Webot робот, разработанный российской компанией Wicron Лабораторией трехмерного зрения в России был создан один из первых популярных сервисных роботов R.Bot. В 2010 году был начат эксперимент и была выделена пара образцов в школы Москвы. Роботы R.BOT с 2010 года трудятся в школах России, помогая больным детишкам получать инклюзивное образование. Правда, тогда в 2010 году еще не было слова «инклюзивный», а про роботов аватаров люди узнавали из

американских фильмов. Но идея «присутствия» ученика в классе через робота родилась в России. Она имеет более габаритные формы в отличие от современных аналогов, дисплей у него находится не в «голове», а в руках. Во многих школах изначально его воспринимали, как экспонат и «диковинку», но с течением времени и преподаватели, и дети привыкли к роботу. Родители очень благодарны появлению подобных систем, ведь используется он не только детьми ОВЗ, но и просто заболевшим ребенком, например, простудой, который может посетить занятия из дома и не пропустить необходимую информацию.

Рисунок 8 - Я.Бо1;, разработанный лабораторией трёхмерного зрения

Выше представлены одни из самых популярных роботов телеприсутствия. На рынке сервисных роботов огромное множество и все они отличаются в большей части лишь конструктивно, работой аккумулятора и качеством изображения, но в образовании используются не все. Эксперименты с внедрение роботизированных систем, подобных аватару, прошел успешно на территории США, Южной Кореи. В России -это принялось с трудом, но успешно, что обусловлено слабыми знаниями в области информационных технологий преподавателей старшего поколения. Для детей с ограниченными возможностями робот стал шансом социализироваться в обществе, принять себя такими какие они есть и получить полноценные знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что роботы телеприсутствия нашли свое применение и в сфере образования. По опыту можно судить, что подключение к инклюзивному образованию робототехнических систем есть перспективное направление, которое требует доработок. На данный момент, разработки не имеют узкой направленности для обучения детей с ОВЗ в школах, а имеют общие признаки сервисного робота с функцией телеприсутствия, но не смотря на это, школы, родители, дети с восторгом приняли их появление. А также, можно выделить основной функционал роботов телеприсутствия в школе:

- обучение детей с ограниченными возможностями (виртуальное присутствие в музеях, на выставках, в школе и пр.);

- посещения занятий заболевшими детьми;

- проведения преподавателем дистанционного обучения;

- удаленного контроля за нарушениями на экзаменах (например, ЕГЭ).

Использованные источники:

1. robotrends.ru - Официальный сайт новостей робототехники [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://robotrends.ru/robopedia/teleprisutstvie.-roboty-teleprisutstviya, свободный.

2. supercoolpics.com Официальный сайт новостей [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://supercoolpics.com/robot-shkolnik-iz-uest-seneki-11 -foto/, свободный

3. sk.ru/news - Официальный сайт инновационного центра "Сколково, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sk.ru/news/b/articles/archive/2014/12/30/roboty-wicron-pomogut-adaptacii-i-obucheniyu-detey-c-ogranichennymi-vozmozhnostyami.aspx, свободный

4. sk.ru/news - Официальный сайт инновационного центра "Сколково, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sk.ru/news/b/pressreleases/archive/2015/08/07/roboty-razrabotannye-kompanieyrezidentom-skolkovo-postupili-v-pyat-shkol-astrahani.aspx, свободный.

5. Овчинникова И.Г. Мониторинг образовательного процесса вуза/И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева, И.В. Полякова//Современные проблемы науки и образования. -М., 2009. -№ 11. -С. 82-85.

6. Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста / Л.В. Курзаева // II Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)": сборник научных трудов. Т1. - М.: НИЯУ "МИФИ", 2012. - с. 37 - 40

7. Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб. -метод. пособие/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск:МаГУ, 2012. -60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.