Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ РОБОТА ТЕЛЕПРИСУСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ВВЕДЕНИЕ РОБОТА ТЕЛЕПРИСУСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОБОТЫ / РОБОТЫ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ / УДАЛЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ / ШКОЛА / INCLUSIVE EDUCATION / ROBOTS / TELEPRESENCE ROBOTS / TELEPRESENCE / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходуева М.О., Чистякова Н.С., Макашова В.Н.

В статье рассмотрены основные достоинства и недостатки использование роботов телеприсутствия в инклюзивном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суходуева М.О., Чистякова Н.С., Макашова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE ROBOT OF TELEVISION TO THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the main advantages and disadvantages of using telepresence robots in inclusive education.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ РОБОТА ТЕЛЕПРИСУСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

УДК 37

Суходуева М. О.

студент магистратуры2 курса, группы АЭМм-17 факультет «Электроснабжения промышленных предприятий»

Чистякова Н. С.

студент магистратуры 2 курса, группы АПОм-17 факультет «Бизнес информатики и информационных технологий»

Макашова В. Н., к. пед. н.

доцент

кафедра «Бизнес информатики и информационных технологий» Магнитогорский Государственный Технический Университет

им. Г. И. Носова Россия, г. Магнитогорск ВВЕДЕНИЕ РОБОТА ТЕЛЕПРИСУСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС

Аннотация: В статье рассмотрены основные достоинства и недостатки использование роботов телеприсутствия в инклюзивном образовании.

Ключевые слова: инклюзивное образование, роботы, роботы телеприсутствия, удаленное присутствие, школа

Sukhodeva M. O. graduate student group AEMm-17 2 course, faculty "Power supply of industrial enterprises" Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk Chistyakova N.S. graduate student group APOm-17 2nd year, faculty "Business Informatics and Information Technologies"

Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk Makashov V.N., Ph.D. ped. sciences, associate professor Associate Professor of the Department "Business Informatics and

Information Technologies" Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk INTRODUCTION OF THE ROBOT OF TELEVISION TO THE EDUCATIONAL PROCESS Abstract: The article discusses the main advantages and disadvantages of using telepresence robots in inclusive education.

Keywords: inclusive education, robots, telepresence robots, telepresence,

school

Прогресс не стоит на месте, и роботы охватывают все больше областей жизни человека. Применение в инклюзивном образовании началось еще в 2010 годах, но даже на сегодняшний день для русских людей применение роботов помимо цели развлечения является чем-то нереальным. В работе под инклюзивным образованием будет пониматься совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений Само понятие «телеприсутствие» в работе будет пониматься, как функциональность, позволяющая оператору устройства телеприсутствия получать сенсорную информацию (видео, звук, возможно тактильную и другую информацию) из точки, удаленной от оператора посредством различных датчиков, установленных на неподвижной или подвижной платформе.

Таким образом, оператор робота с функциональностью телеприсутствия может вступать в общение или иные виды взаимодействия посредством удаленной платформы, например, обращаться к аудитории через встроенные динамики, демонстрировать себя или какую-то информацию через дисплей удаленной платформы. Сейчас на рынке сервисных роботов можно найти большое множество роботов телеприсутствия, которые разработаны в разных странах мира и применяются в разнообразных целях.

Был произведен анализ возможностей внедрения робота удаленного присутствия в пространственно-предметную среду образовательных учреждений. Оценка перспективного развития школы в соответствии с изменением внешнего окружения:

Благоприятные возможности:

• использование современных ассистивных средств, обеспечивающих возможность успешной социализации и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями развития, обучающимися на дому;

• разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

• реализацию права на свободный выбор организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.

Риски:

• отсутствие пространственно-предметной образовательной среды, соответствующей техническим требования эффективного использования;

• нежелание педагогов регулярно использовать устройство для присоединения обучающихся надомного обучения к классу;

• отсутствие у школы финансовых возможностей для приобретения устройства;

• отсутствие в школе постоянного контингента детей с ОВЗ и детей -инвалидов, обучающихся на дому.

Оценка актуального состояния внутреннего потенциала школы для внедрения робота удаленного телеприсутствия:

Сильные стороны:

• богатый опыт инновационной и экспериментальной деятельности в области дистанционного надомного обучения детей с ОВЗ в городе;

• высокий уровень профессиональной компетентности педагогов начальной школы для проведения совместных уроков с родителями;

• наличие в школе пространственно-предметной образовательной среды, соответствующей техническим требованиям эффективного использования;

• участие в апробации ассистивных средств при обучении детей с НОДА в начальной школе;

• широкие возможности получения педагогами консультативной помощи со стороны технической службы ЦИО и фирмы разработчика при использовании робота на уроках и во внеурочной деятельности;

• широкие возможности устройства для проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и пространственных представлений.

Слабые стороны:

• отсутствие опыта использования робота при обучении детей с НОДА в специальных коррекционных школах;

• трудности привлечения родителей помощи детям с выраженными нарушениями развития в определенное время уроков класса;

• технические неполадки устройства, которые невозможно устранить в короткое время;

• временное отсутствие скоростного Интернета;

• настороженное отношение родителей детей очной модели обучения к присоединению детей надомного обучения к классу;

• психологический дискомфорт некоторых педагогов по отношению к устройству, недостаточный объём знаний, умений и опыта работы с учеником, находящимся в условиях удаленного присутствия.

Прежде всего, следует отметить, что работа по введению средства удаленного теприсутсвия в образовательный процесс предполагает знакомство с новым ФГОС общего образования для детей с ОВЗ. Робот является одним из ассистивных средств, обеспечивающих инклюзию в образовании. Это дорогостоящее средство пока мало распространено в школах, а там, где приобретено, не всегда эффективно налажен процесс его использования. Алгоритм введения робота телеприсутствия в образовательный процесс может выглядеть следующим образом:

1. Изучение педагогической ситуации и возможностей организации удаленного присутствия на уроках. Разрабатывается психолого-педагогическая диагностика - придумывается комплекс методики

мероприятий, позволяющих сделать вывод о возможности использования данного ассистивного средства. На этом этапе предполагается также осуществление диагностики школьной среды как физического пространства. Технические особенности робота таковы, что следует продумать, как устройство удаленного телеприсутствия будет перемещаться между этажами (и будет ли он перемещаться по этажам), как будет преодолевать пороги. Предполагается принятие соответствующих мер по достижению безбарьерности среды, что может потребовать финансовые вложения и административно-организационных усилий. На этом этапе также прогнозируются риски и трудности, которые могут возникнуть, продумываются возможные пути их разрешения.

2. Второй этап предполагает знакомство с техническими характеристиками робота.

3. Подготовка среды и субъектов образовательного процесса. Обеспечивается доступность среды, базирующаяся на технических характеристиках робота, проводится организационная работа по выделению месту зарядки робота. Принимаются меры по организации технического обслуживания робота.

4. Диагностика ограничений и возможностей ребёнка, участия родителей, определение необходимости и достаточной степени интенсивности использования средства удаленного присутствия на медико -педагогическом консилиуме. Диагностируется социальная среда и определяется специфика отношений в ней (толерантность учебного заведения). При необходимости и возможности осуществляется коррекция этих условий. Проводится информирование родителей.

5. Составление рекомендаций по обучению. Эти рекомендации имеют выраженный индивидуализированный характер, но опора идет на общий алгоритм использования робота телеприсутствия в школе.

6. Интегрирование робота телеприсутствия в образовательный процесс. Предполагаются следующие шаги: 1) первоначально изучение последовательности подключения средства для обеспечения его работы, изучение системы клавиш управления робота и возможностей робота удаленного присутствия; 2) первоначальное обучение ученика управлению роботом, находящимся в поле зрения ребенка; 3) обучение ученика управлению роботом, находящимся на расстоянии; 4) наблюдение ребенком за роботом в классе (при отсутствии возможности, подготовить и показать видеоматериал) для формирования представлений о возможностях передвижения и управления видеокамерой; 5) при необходимости консультация родителей по сопровождению ребенка во время уроков; 6) подготовка педагога для взаимодействия с учеником, находящимся на расстоянии ( это может включать в себя информирование о технических возможностях робота, информирование об заболевании и возможностях ребенка, возможности взаимодействия с ребенком через робота телеприсутствия); 7) подбор ответственного техника для устранения

технических неисправностей.

7. Первичная апробация ребенком алгоритма работы с роботом -сначала при участии, помощи и контроле со стороны взрослых, а затем -самостоятельное. Обеспечение эффективности использования средства. Анализ возникших трудностей, принятие мер по их устранению. Мониторинг достигнутых эффектов. Окончательное введение робота в использование в образовательном процессе.

Использованные источники:

1. robotrends.ru - Официальный сайт новостей робототехники [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://robotrends.ru/robopedia/teleprisutstvie.-roboty-teleprisutstviya, свободный.

2. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2010. №1.

3. robo-hunter.com - Официальный сайт Сообщества робототехников Robohunter [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://robo-hunter.com/news/kak-robotov-primenyayt-v-obrazovanii, свободный.

УДК 37

Суходуева М. О.

студент магистратуры 2 курса, группы АЭМм-17 факультет «Электроснабжения промышленных предприятий»

Чистякова Н. С.

студент магистратуры 2 курса, группы АПОм-17 факультет «Бизнес информатики и информационных технологий»

Курзаева Л. В., к. пед. н.

доцент

кафедра «Бизнес информатики и информационных технологий» Магнитогорский Государственный Технический Университет

им. Г. И. Носова Россия, г. Магнитогорск ПСИХОЛГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТА ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Аннотация: В статье рассмотрены основные психолого-педагогические эффекты, которые достигаются детьми при использовании робота телеприсутствия.

Ключевые слова: инклюзивное образование, роботы, роботы телеприсутствия, учебное заведение, психолого-педагогический эффект

Sukhodeva M. O. graduate student group AEMm-17 2 course, faculty "Power supply of industrial enterprises" Magnitogorsk State Technical University

them. G.I. Nosova Russia, Magnitogorsk Chistyakova N.S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.