Научная статья на тему 'Психокоррекционная помощь детям-инвалидам с детским церебральным параличом в амбулаторных условиях'

Психокоррекционная помощь детям-инвалидам с детским церебральным параличом в амбулаторных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калягин М. А., Гельман Э. Б., Ковтун Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психокоррекционная помощь детям-инвалидам с детским церебральным параличом в амбулаторных условиях»

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ.

Калягин М.А., Гельман Э.Б., Ковтун Н.А.

Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Детская городская поликлиника № 49» г. Нижнего Новгорода

В основе нарушений развития детей с детским церебральным параличом (ДЦП) лежит недоразвитие пространственных представлений, что обусловлено церебрально-органической недостаточностью теменнозатылочных отделов мозга, нарушается речевая функция и скелетная моторика с недостаточностью кинестетического восприятия, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. Необходимы занятия по развитию зрительно-пространственных и сенсорных функций, а так же психомоторной координации и речевого развития, предметно-действенного и игрового общения с окружающими, так как для ребенка с ДЦП эти навыки жизненно необходимы и значительно улучшают их качество жизни.

В состав отделения восстановительного лечения, созданного на базе нашего МЛПУ, входит психологопедагогический блок (педагог, психолог, воспитатель, логопед, психотерапевт). 38 детей с легкой и средней степенями тяжести ДЦП в возрасте от 2-х до 18 лет получили психокоррекционную помощь, а их родители психологическую и методическую поддержку в адаптации, воспитании и лечении своих детей, создании позитивного микроклимата в семье и их окружении. С легкой формой ДЦП и сохранным интеллектом - 3 детей, 35 детей - со средней степенью ДЦП и легким снижением интеллекта. Ниже показаны методики, которые использовались на индивидуальных занятиях (таблица Таблица 1. Применение психокоррекционных методик.______________________________________________________________________________________

Легкая степень ДЦП Средняя степень ДЦП

Зрительно-пространственное восприятие («волшебный мешок») Зрительное восприятие - сличение (Г.А. Адашинской, 2007 г.)

Кубики Никитина Методика Сегена

Методика рисования двумя руками, обведение, штриховка и дорисовка (И.И. Мамайчук, 2002г.) Сравнение по форме, цвету, звуков по силе, тембру и ритму (Методика О.А. Новиковской)

Пальчиковый мячик, чудо-валик и эспандер (по Е.И. Черновой, 2008г.) Пальчиковая психогимнастика (по Е.Ю. Тимофеевой, 2008г.)

Речевая гимнастика и логоритмика (по О.А. Новиковской, 2004г.) Лицевой массаж «Рычать, лакать, цокать, дуть, тикать» (Е. Краузе)

Азбука настроения (по Н.Л. Белопольской, 2007г.) Довольна ли мама? (по методике Н.Л. Белопольской, 2007г.)

Тактильная ориентация, глазомер Латентная ориентация (верх, низ, право, лево, вперед, назад, за, под)

У всех детей с легкой формой ДЦП и у 24-х детей (65%) с ДЦП средней степени тяжести улучшилось зрительное и слуховое восприятие, активизировались перцептивные действия (восприятия, направленные на создание образа предмета). У 21-го ребенка (55%) увеличился объем памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности. У 34-х детей (90%) увеличилась речевая активность, увеличился словарный запас. У всех детей, получивших психологическую коррекцию, произошло смягчение эмоционального дискомфорта, повысилась их активность и самостоятельность, устранились вторичные личностные реакции, такие как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и другие, обусловленные эмоциональными нарушениями. У всех детей повысилась самооценка, самоуважение, они стали адекватнее относиться к своему физическому дефекту.

У всех родителей сформировалась положительная установка на активную помощь, было сформировано адекватное представление о личности и психофизических возможностях больного ребенка, что привело к гармонизации семейных отношений в целом.

Нагрузка распределяется поступательно, как только ребенок приобрел навык отображать, повторять, эмоционально окрашивать и определять, наступает следующий уровень - моторные навыки, ориентация и координация, самообслуживание и творчество (рисуночные тесты и лепка). Социальной адаптацией и подготовкой к школьному обучению (концентрация внимания, скорость переключения, реагирования и скорость интеллектуальной деятельности) завершается интенсивная, комбинированная и лечебная психокоррекция. В дальнейшем дети только закрепляют и совершенствуют приобретенные навыки, используя внутренние резервы и возрастные особенности.

Своевременная помощь психологов и педагогов в сочетании с медицинской реабилитацией качественно изменяет развитие познавательной деятельности и составляет существенное звено в подготовке детей с ДЦП к школьному обучению и социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.