УДК 371.9:151.8 ББК 74.53: 88.48
Дружинина Лилия Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Druzhinina Liliya Aleksandrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Special Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Дефектологические исследования как базис индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения Fundamental Speech Pathology Research As a Basis for Individualization of Medical, Psychological and Pedagogical Accompaniment of Preschoolers with
Visual Disorders
В статье рассматриваются результаты исследований в дефектологии, отражающие своеобразие психофизического развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показана актуальность изучения потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ, как основы реализации процесса индивидуализации.
The article deals with the results of speech pathology research that are showing peculiarities of psycho-physical development, education and upbringing of physically handicapped children. The relevance of physically handicapped children’s potential abilities studying as a basis for individualization process realization is brought to light.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, социализация детей с
отклонениями в развитии, психолого-педагогическое сопровождение.
Key words: educational individualization, socialization of children with deviations in development, psychological-and-pedagogical support.
В дефектологической теории и практике вопрос о сущности индивидуализации на современном этапе приобретает особую актуальность и значимость. Связано это с тем, что современный этап развития образования в
России осуществляется в условиях модернизации всей образовательной системы в целом, включая и специальное образование.
Кроме того, за последние годы в мире произошли значительные пересмотры взглядов на инвалидов, их прав и возможностей социализации в современном обществе. Одной из таких идей является движение к равноправию выбора образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, наравне со всеми остальными членами общества, где особенно становится значимой роль индивидуального подхода к социальному развитию данной категории детей, как наиболее гуманного средства их успешной социальной адаптации и интеграции.
Развитие отечественной дефектологической науки в XX веке предопределено учением Л.С. Выготского, идеи и взгляды которого служат методологической основой разработки теории и практики обучения детей с отклонениями в развитии в XXI веке.
Теория Л.С. Выготского о своеобразии развития аномального ребенка дала новое видение проблемы специального, дифференцированного и своевременного обучения и развития, как тогда писали, дефективного ребенка. Одной из главных идей было понимание роли диагностики и компенсации различных дефектов.
Данная проблема нашла свое фундаментальное отражение в трудах отечественных ученых-дефектологов прошлого столетия и начала XXI века (О.Л. Алексеева, Р.М. Боскис, В.И. Бельтюкова, Л.И. Беляковой, Т.А. Власовой (1972), Л.С. Волковой (1983), А.П. Гозовой, Л.П. Григорьевой (1985), И.А. Грошенкова (1985), Л.А. Головчиц (2007), Е.А. Екжановой, И.Г. Еременко
(1967), М.В. Жигоревой (2009), М.И. Земцовой, А.Г. Зикеева, Н.Н. Зислиной (1985), Т.С. Зыковой, А.И. Каплан, Ю.А. Кулагина (1967), В.З. Кантера, Е.М. Кузьмичевой, О.И. Кукушкиной, И.А. Коробейникова, В.А. Кручинина, И.Ю. Левченко А. Г. Литвака (1974), Л.В. Лопатиной (2006), В.И. Лубовского, А.Р. Лурия, Д.М. Маллаева (1993), Н.Н. Малофеева, Ю.Т. Матасова, Е.А. Медведевой (2006), Г.В. Никулиной, И.С. Моргулиса (1984), Н.Г. Морозовой,
Л.А. Новиковой, О.С. Орловой, Г.Н. Пенина, Л.И. Переслени (1983), М.Н. Перовой, В.Г. Петровой, О.Г. Приходько (2008), Т.В. Розановой, М.С. Роговина
(1968), Л.А. Семенова, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой (1978), Л.И. Тиграновой (1985), Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.М. Шипицыной, М.Н. Фишман, Ж.И. Шиф, и многих других исследователей.
Т.А. Власова (1972) писала, что, «дефектология, имея своей задачей нахождение оптимальных условий для всестороннего развития аномальных детей, для подготовки их к жизни и общественно полезному труду, направляет главные свои исследования по двум основным руслам: психолого-
педагогическое и клинико-физиологическое изучение закономерностей и особенностей развития аномальных детей, и научное обоснование для каждой категории системы специального образования».
Данная задача успешно выполнена, создана система специальных коррекционных образовательных учреждений восьми видов.
За последние тридцатилетие в конце XX и начале XXI века в контекстном продолжении с предшествующими методологическими дефектологическими теориями осуществлялся научный поиск, отражающий своеобразие психофизического развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
Проведенные исследования можно представить в трех направлениях.
Одним из важных направлений является исследование истории становления специального образования в России (Н.Н.Малофеев,1996). Автор показывает, как из опыта индивидуального обучения детей с отклонениями в развитии, в частности глухих, появилась идея создания специальных школ.
Н.Н. Малофеев раскрывает периодизацию взглядов на отношение к детям с отклонениями в развитии: от агрессивного отторжения их из социума до
осознания необходимости оказания различных видов помощи. Между тем, роль специального образования лиц с отклонениями в развитии долгое время носила попечительский, но не государственный характер. Все это умоляло роль и значение индивида с отклонениями в развитии в активном участии в жизни
общества. Складывалось общественное мнение, построенное на принципах сочувствия, сопереживания и сожаления, где не просматривалась возможность активной роли такого индивида в общественной жизни.
И только в двадцатом столетии мир стал говорить о равных возможностях получения образования лиц с отклонениями в развитии и равноправного участия их в общественной жизни, не всегда доводя их до практического решения. Начиная с 1971 года, под эгидой ЮНЕСКО осуществляется разработка положений о правах инвалидов под девизом: «Полное участие и равенство».
Н.Н. Малофеевым представлены данные о работе комиссии ЮНЕСКО по правам человека, где сказано, что образование людей с нарушениями в развитии должно осуществляться без дискриминации. Вместе с тем до настоящего времени проблема их активного участия в жизни социума и интеграция ещё не получили своего практического решения. Концепция интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, разработанная в ИКП РАО под руководством Н.Н. Малофеева, характеризуется как период научно-экспериментального поиска средств и форм интегрированного обучения.
Идя навстречу равным возможностям социализации детей с отклонениями в развитии, до настоящего времени в специальном образовании дискутируется вопрос определения понятия личности с отклонениями в развитии. В настоящее время в номенклатурных и правовых актах о детях-инвалидах введено новое понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Однако, определение понятия «личность с ограниченными возможностями здоровья» и проблемы её социализации в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике базируются на прежних методологических подходах. Вместе с тем ученые утверждают, что следует переходить с основ типологического выделения особенностей психофизического развития детей данной категории на глубокое изучение
индивидуальности ребенка и разработки на её основе индивидуального маршрута обучения и воспитания.
Концепции непрерывной медико-психоло-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья проходят через этап экспериментального поиска, и самое главное еще совсем не разработаны научно-методические подходы при включении в общее образование детей с отклонениями в развитии, где им особенно сложно бывает социализироваться. Чтобы доказать актуальность процесса индивидуализации лиц с ограниченными возможностями здоровья обратимся к характеристике второго
- дефектологического направления исследования, в задачу которого входило изучение потенциальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как основы разработки индивидуального образовательного маршрута.
Обращаясь к исследованию Е.П. Кузьмичевой (1985) по причине того, что ею впервые, после тридцатых годов 20 столетия, обращено внимание на проблему разработки комплекса методов выявления и развития слуховой функции глухих. Мы обнаруживаем утверждение автора о том, что при разработке образовательного маршрута возникает возможность нового видения ребенка, имеющего не только негативные, но и позитивные возможности развития. В частности, возрастает роль развития остаточного слуха, использование потенциальных возможностей сохранных анализаторов для использования различных видов коммуникации глухих.
Создание дифференциальной диагностики состояния остаточного слуха и на основе этого разработка системы тренировки слухового резерва, позволило по-новому увидеть процесс коррекции недостаточности.
Е.П. Кузьмичева обратила внимание на остаточный слух и развитие его потенциальных возможностей для распознания речи. Благодаря чему в специальных образовательных учреждениях были созданы кабинеты по развитию речевого слуха. Исследование доказало эффективность разработанного направления по формированию навыков слухо-зрительного и
слухового восприятия речи. Результаты проведенного исследования успешно внедрены в практику обучения глухих и слабослышащих.
Данное исследование позволяет нам искать аналоги в тифлопсихологии и тифлопедагогике, когда речь идет о развитии остаточного зрения и зрительного восприятия у слабовидящих детей. Подобные идеи получили развитие в тифлопедагогике под руководством М.И. Земцовой и Л.И. Солнцевой.
Работа Н.Л. Белопольской (1996) высвечивает значимость
дифференциально-психологической диагностики детей с задержкой психического развития, направленной на рассмотрение формирующегося самосознания, интеллектуальной и эмоциональной сфер как взаимосвязанных и взаимозависимых. Именно этим важна, предлагаемая технология диагностики позволяющая характеризовать отдельные компоненты самосознания детей с задержкой развития в сопоставлении с нормально развивающимися, тем самым позволяет видеть индивидуальность их проявлений.
Теоретически значима работа И.Ю. Левченко, где представлены характеристики лиц с церебральным параличом с позиций их дифференциации по характеру заболеваний и довольно часто сопровождающей их социальной депривацией.
Автор пишет, что наличие двигательной патологии, неблагополучие семейного воспитания способствует закреплению конституционально обусловленных черт астено-невротического, сенситивного и психастенического типов акцентуации характеров, что позволяет рассматривать подростков с ДЦП как «группу риска» в отношении дезадаптационных срывов. Автор подчеркивает важность системного подхода к изучению психики подростков с данной патологией и значимость социально-психологической реабилитации. Данный подход созвучен с нашим видением особенностей развития детей с нарушениями зрения, когда мы рассматриваем состояние здоровья и зрения
детей как первопричину появления вторичных отклонений характерологического ряда.
Исследование Ю.Т. Матасова (1997) представляет интерес в том, что заключение автора по поводу того, что: «На общую картину мышления значительный отпечаток накладывают индивидуально-психологические особенности мышления. При этом индивидуально-психологические особенности находятся в тесной зависимости от факторов возраста и различий в вариантах структуры дефекта. Подробный анализ и описание недостатков в основных структурных компонентах мышления позволили автору выделить не только слабые стороны развития умственно отсталых школьников, но и подчеркнуть те потенциальные возможности личностного развития, которые проступают как компенсаторные.
Л.И. Плаксина (1998) впервые раскрывает важнейшее направление в дефектологической науке - систему коррекционной помощи детям с парциальным зрительным дефектом. Рассматривая структуру первичного дефекта, автор выстраивает иерархию нарушений и отклонений в психофизическом развитии детей с функциональным расстройством зрения.
Отталкиваясь от общих тифлопсихологических особенностей детей с нарушениями зрения, автор описывает специфические проявления детей, обусловленные монокулярным характером зрения, таких как: пространственная невосприимчивость ряда важных признаков и свойств предметного мира и пространства; определение точного местоположения объекта; выделение направлений, глубины, удаленности, протяженности пространства; стереоскопичности и объемности предметов. Особенно важно раскрытие специфических проявлений детей, обусловленных влиянием лечебного процесса, как на психоэмоциональное, так и на волевое поведение ребенка.
Подходя к обозначению коррекционной работы, как основного функционального компонента специальной психологии и педагогики, автор представляет её как специфический инструментарий, позволяющий решить проблему социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями зрения.
Принципы коррекционной работы, разработанные Л.И. Плаксиной, позволяют представить её как систему медико-психолого-педагогической помощи и как процесс преодоления недостаточности развития в условиях парциального зрительного дефекта. Наиболее эффективно осуществляется этот процесс на основе принципа превентивности, на стадиях раннего выделения первичного дефекта как средства предупреждения появления вторичных отклонений.
При более поздних выявлениях первичного дефекта и отсутствия ранней коррекционной помощи выступает пропедевтическая роль коррекционной поддержки для преодоления последствий социальной депривации.
Принцип трансформированного влияния коррекционной работы на перестройку взаимодействия психических функций в процессе развития сохранных психических функций является компенсаторным фактором социализации.
Г.В. Чиркина, осуществив исследование по проблеме нарушения речи при ринолалии, доказала что дети с данной патологией, при наличии типичных нарушений фонетической стороны речи, являются не гомогенной группой по другим параметрам речевого развития. Автором дана характеристика вторичных проявлений при разных формах недоразвития речи, что послужило основанием для разработки предупредительной работы по формированию речи на принципах интегративного характера обследования речевых процессов; на выявление дефицитарных и сохранных звеньев речевой системы; на определение характера речевого недоразвития, и далее постановки соответствующих коррекционных задач и содержания коррекционнопедагогического воздействия в соответствии с состоянием речевой деятельности детей с ринолалией.
В исследованиях Е.А. Екжановой (2003) вы видим значимость роли сопоставительного анализа развития изобразительной деятельности дошкольников, так как выделение роли дифференцированного подхода к диагностике и организации коррекционной работы позволяет наиболее
убедительно влиять на процесс развития детской деятельности в зависимости от степени выраженности дефекта. На примере детей с задержкой психического развития и детей с умственной отсталостью автор показывает разницу развития продуктивных видов деятельности, результаты которой позволяют показать общности и специфику этих двух категорий детей. При этом автор пишет: «Предметная среда в целом или её компоненты - это основное поле детской деятельности, её объекты, условия и средства достижения цели. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения, взрослых с детьми.
В работе Л.С. Медниковой (2004) показана роль пространственновременной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Выдвинутое концептуальное положение о значимости психокоррекционного воздействия в формировании чувства ритма как организационного начала становления психики ребенка с интеллектуальной недостаточностью его ритмических способностей, позволило автору разработать модель коррекционной поддержки. В основу построения психокоррекционной работы по развитию пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью была положена идея о последовательном становлении ритмической способности в ходе онтогенеза, в результате которого у ребенка постепенно складывается оперативный образ «Я» и мира. При этом, полимодальное моделирование, как основа обучения, предполагающая восприятие и воспроизведение ритмических структур различных модальностей, включает дошкольников в процесс активного отражения и преобразования действительности с помощью различных видов знаков (двигательного, графического, вербального). В данном исследовании представлена информация о тех детях, которые автором отнесены к четвертому уровню развития, как наиболее сложная категория детей, с которыми проводится в большей степени индивидуальная, чем групповая работа. Её
приемы регуляции ритмической деятельности, эмоциональной сферы, показывают эффективность применения элементарных ритмических действий, регламентированность пространственно-временных рамок деятельности ребенка на занятии, позволяют развить не только ритмические способности, но и регулировать некоторые аффективные стороны поведения ребенка. Все это позволяет формировать элементы произвольной деятельности ребенка с нарушениями интеллекта. Нам импонирует данное указание, так как в работе с детьми, проходящими через индивидуальное обучение наблюдаются аритмичность, импульсивность и эмоциональная несдержанность и организационная беспомощность, мешающие ребенку понимать, выполнять и доводить начатую работу до конечного результата.
Л.Б. Баряева (2005) разработала интегративную модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития. Особый интерес для нашего исследования представляют выводы автора о том, что: «Для эффективного математического развития детей с задержкой психического развития наибольшую значимость приобретает разработка интегрированной модели математического образования на основе методологии системного, личностно-ориентированного, деятельностного, интегративного,
синергетического подходов, инвариантным компонентом которой выступает систематизация знаний о физическом и социальном мире.
Эта модель позволяет сформировать целостную «картину мира» у детей данной категории, воспитывающихся в разной образовательной среде».
Данное положение значимо для нашего исследования тем, что представление индивидуальных программ как вариантов к инвариантным общеобразовательным и коррекционным программам, требуют подбора программного и дидактического материала из разных областей социальных сфер жизни, в зависимости от уровня актуального развития и его социальной осведомленности в выше указанных компетенциях.
О.И. Кукушкина (2005) показала значение использования информационных технологий в различных областях специального образования. В её работе
обоснована целесообразность и доказана перспективность разработки применений компьютера, как инструмента специального развития школьников с ограниченными возможностями здоровья. Введение информационных технологий раскрывает потенциал в решении развивающих и коррекционных задач в обучении школьников с нарушенным слухом, нарушениями речи, задержкой психического развития. «Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств».
Преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с нарушениями развития состоит в том, что с его помощью становится возможным: мотивировать детей к трудным для них видам учебной
деятельности, моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять её не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому, моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач, создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени, обеспечить возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения, расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения. Преимущества компьютера могут плодотворно использоваться в специфичных и неспецифичных, традиционных и инновационных областях специального образования. Применительно к каждой области должна быть обоснована необходимость включения информационных технологий для решения развивающих и коррекционных задач обучения детей с определенными
нарушениями развития, определены их функции и место в целостной системе педагогической работы.
Л.А. Головчиц (2007) провела клинико-психолого-педагогическое
исследование дошкольников с комплексными нарушениями развития и показала пути их социализации. В ее работе мы находим весьма важные аспекты дифференцированного подхода к детям с осложненным комплексным дефектом, где наиболее часто требуется индивидуальный подход к обучению и воспитанию данной категории детей.
В работе И.А. Коробейникова (2002) рассмотрена роль биологического и социального факторов, предопределяющих появление специфических особенностей развития психических процессов и социальной адаптации детей с задержкой психического развития. Автор описал диагностический инструментарий, позволяющий дать характеристику психологических
особенностей данной категории детей, установить проблемы социальной адаптации и намечать пути преодоления недостаточности развития.
Изучение вышеуказанных работ позволило нам увидеть тенденции выделения двух главных составляющих коррекционной педагогики - это дифференциальная диагностика детских неблагополучий и прогнозирование хода развития ребенка в условиях специального психолого-педагогического сопровождения.
Библиографический список
1. Баряева, Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Л.Б. Баряева . - М., 2005. - 41с.
2. Белопольская, Н.Л. Личностные особенности детей с задержкой
психического развития в системе дифференциально-психологической диагностики [Текст] : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. психол.
наук. - М., 1996. - 47 с.
3. Головчиц, Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих дошкольников [Текст] / Л.А. Головчиц // Дефектология. -1987. - № 2. - С. 55-61.
4. Головчиц, Л.А. Система воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития [Текст] : автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора педагогических наук /Л.А. Головчиц. - М., 2007. - 38с.
5. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности [Текст] / Е.А. Екжанова. - СПб. : Сотис, 2002. - 256 с.
6. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и
обучения дошкольников с умственной недостаточностью [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора
педагогических наук / Е.А. Екжанова. - М., 2003. - 48с.
7. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - 192 с.
8. Кузьмичева, Е.П. Система развития речевого слуха у глухих [Текст] :
автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора
педагогических наук / Е.П. Кузьмичева. - М., 1885. - 33с.
9. Кукушкина, О.И. использование информационных технологий в различных областях специального образования [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / О.И. Кукушкина.
- М., 2005. - 58с.
10. Левченко, И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / И.Ю. Левченко. - М., 2001. - 41с.
11.Малофеев, Н.Н., Становление и развитие государственной системы
специального образования в России [Текст] : диссертация на соискание
ученой степени доктора педагогических наук I Н.Н. Малофеев. - М., 1996. -81с.
12.Матасов, Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников [Текст]
: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук I Ю.Т. Матасов. - СПб, 1997. - 38с.
13.Медникова, Л.С. Развитие пространственновременной организации
деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] : автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора
психологических наук. I Л.С. Медникова. - СПб., 2004. - 44 с.
14.Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] I Л.И. Плаксина. - М., ГороД, 1998. -262 с.
15.Чиркина Г.В. Нарушениея речи при и пути их коррекции. [Текст] : автореф. диссертации на соискание ученой сстепени доктора педагогических наук I Г.В. Чиркина. - Москва, 1987. - 34 с.
Bibliography
1. Baryaeva, L.B. Integrative Model of Preschool Children with Mental Retardation Mathematical Education [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped. I L.B. Baryaeva.
- М, 2005. - 41 p.
2. Belopolskaya, N.L. Personal Features of Children with Mental Retardation in the System of Differential -Psychological Diagnostics [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped. I N.L. Belopolskaya. - М, 1996. - 47 p.
3. Chirkina, G.V. Speech Disorders and Ways of Their Correction. [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped. I G.V.Chirkina. - M., 1987. - 34 p.
4. Ekzhanova, E.A. Graphic Activity in Education and Training of Preschool Children with Different Levels of Intellectual Insufficiency [Text] I E.A.Ekzhanova. - SPb., 2002. - 256 p.
5. Ekzhanova, E.A. Graphic Activity in Educational System and Training of Preschool Children with Intellectual Insufficiency [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped. I E.A. Ekzhanova. - М., 2003. - 48 p.
6. Golovchits, L.A. Possibility of Differentiated Training and Upbringing of Hard -Hearing Preschool Children [Text] I L.A. Golovchits II Defectology. - 1987. - №
2. - P. 55-61.
7. Golovchits, L.A. Educational System and Training of Preschool Children with Hearing Difficulty at Complex Development Disorders [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped. I L.A. Golovchits - М., 2007. - 38 p.
8. Korobeynekov, I.A. Development Disorders and Social Adaptation [Text] I I.A. Korobeynekov. - М., 2002. - 192 p.
9. Kukushkina, O.I. Information Technology Using in Various Areas of Professional Education [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped. I O.I.Kukushkina. - М., 2005. -58 p.
10.Kuzmicheva, E.P. System of Speech Hearing Development in the Deaf [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped. I E.P.Kuzmicheva. - М, 1885. - 33 p.
11.Levchenko, I.Yu. Psychological Study System of People with Cerebral Paralysis at Different Stages of Social Adaptation [Text]: Synopsis of Diss. . Dr of Ped. I
I.Yu. Levchenko. - М., 2001. - 41 p.
12.Malofeev N.N. Formation and Development of the State System of Professional Education in Russia [Text]: Synopsis of Diss. . Dr of Ped. I N.N.Malofeeev. -М., 1996. - 81 p.
13.Matasov, Yu.T. Thinking Development of Mentally Retarded Children [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped. I Yu.T. Matasov. - SPb., 1997. - 38 p.
14.Mednikova, L.S. Development of Space and Time Activity Organization of Preschool Children with Intellectual Insufficiency [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped. I Mednikova. - SPb., 2004. - 44 p.
15.Plaksina, L.I. Theoretical Bases of Correctional Work in Kindergartens for Children with Visual Disorders [Text] I L.I. Plaksina. - М: Gorod, 1998. - 262 p.